О симфоническом оркестре. Симфоническая музыка Сложная трёхчастная форма
Сонатно-симфонический цикл. Симфонический оркестр
Сонатно-симфонический цикл циклическая музыкальная форма произведения, принадлежащего к одному из жанров (симфония, концерт, соната, трио, квартет,квинтет и т. д.), в которых принято хотя бы одну из частей (чаще всего — первую) излагать в сонатной форме.От сюитного цикла (сюиты) отличается бо́льшей значительностью содержания и единой линией развития, а также бо́льшей упорядоченностью строения цикла (прежде всего — в количестве частей и их последовательности).
Сонатно-симфонический цикл является наиболее крупной циклической формой среди чисто инструментальных форм. При этом он обладает большой гибкостью: в форме сонатно-симфонического цикла могут быть написаны как большие (в том числе — огромные по масштабу и времени звучания), так и небольшие, как в жанре симфонии, так и камерно -музыкальные произведения.
В музыке венских классиков (Гайдна, Моцарта, Бетховена) закрепились и стали «нормативными»:
Трёхчастный цикл
· в концерте для солиста (солистов) с оркестром,
· в камерной музыке с участием фортепиано
в классических симфониях трёхчастный цикл встречается реже и он характерен, в основном, для более ранней итальянской школы — см. некоторые симфонии Гайдна и Моцарта ранних периодов творчества
Четырёхчастный цикл
· в симфонии (со времён К.Ф.Э. Баха и Гайдна),
· в камерной музыке без участия фортепиано (прежде всего — в квартетах, квинтетах и т. п.).
В некоторых сонатах Гайдна, Моцарта четырёхчастный цикл может состоять и из двух частей. (Например сонаты для скрипки и фортепиано Моцарта K 301-305.)
Тональное соотношение частей подчинено идее тонального единства цикла. Крайние части всегда написаны в главной тональности, либо последняя — в одноименной главной (особенно, если первая часть написана в минорной тональности). Исключения единичны [2] , тональная разомкнутость цикла приближает его к сюите.
Форма частей цикла может быть весьма разнообразной, но, так как форма той или иной части сильно связана с жанром этой части (а жанровые функции частей имеют свои нормативные соотношения, см. выше), существуют некоторые устоявшиеся формы.
Симфони́ческий оркестр — большой коллектив музыкантов для исполнения академической музыки преимущественно западноевропейской традиции. В основных чертах (количество групп, состав инструментов) сложился в эпоху ранней венской классики в связи с появлением нового крупного жанра — классической симфонии (отсюда специфическое название). Позднее «симфонической» стала называться вообще всякая музыка для данного инструментального состава — в том числе и созданная композиторами мировых национальных школ.
Рассадка оркестра
За время появления симфонических оркестров сменилось множество вариантов расположения музыкантов. Время помогло выработать определенный принцип расположения симфонического оркестра.
Во-первых — музыканты хорошо видят дирижерскую палочку, если их рассадить веерообразно, а дирижера поместить в месте предполагаемой оси веера.
Во-вторых — все однородные инструменты целесообразнее собрать вместе — в одну линию или группу. Это позволяет музыкантам лучше слышать друг друга в совместной игре и создает компактное, согласованное звучание каждой оркестровой группы.
В-третьих — звучность зависит и от того или иного размещения этих групп по отношению друг к другу. Так как сила звука и количество инструментов в каждой группе оркестра не одинаковы, то хорошая рассадка помогает добиться равномерного звучания всего оркестра.
Ко второй половине XX века сложились два основных типа рассадки оркестра — немецкий и американский.
В России чаще используется американская рассадка.
Вдоль рампы располагаются 1-е скрипки (слева) и виолончели (справа). 2-е скрипки сидят позади первых, альты сидят за виолончелями справа. Контрабасы находятся за спиной у виолончелей. Посередине сцены расположены два ряда деревянных духовых инструментов (флейты, гобои и кларнеты, фаготы). За ними располагаются медные инструменты — трубы, валторны, тромбоны и туба. Ударные инструменты расположены дальше всего от слушателя — от левого края до центра сцены, где обычно расположены литавры. Арфы находятся с левой стороны от дирижера.
Немецкая рассадка отличается тем, что виолончели меняются местами со 2-ми скрипками, а контрабасы — слева. Медные духовые инструменты сдвигаются направо, в глубь сцены, а валторны смещаются налево. Ударные при такой раскладке располагаются ближе к правой кулисе.
Беседа – концерт “Симфоническая музыка”
Учебно-позновательное мероприятие для учащихся средних классов. Целью которого является знакомство детей с симфонической музыкой и симфоническим оркестром, привлечение учащихся к исполнению классической музыки сложных форм в обработке для фортепиано.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Беседа – концерт «Симфоническая музыка»
- Познакомить с особенностями симфонической музыки.
- Рассказать об особенностях симфонического оркестра.
- Роль дирижера в оркестре.
- Группы инструментов симфонического оркестра.
Слово «симфония» с греческого языка переводится как «созвучие». И действительно, звучание множества инструментов в оркестре только тогда можно назвать музыкой, когда они созвучны, а не издают звуки каждый сам по себе.
В Древней Греции так называли приятное сочетание звуков, совместное пение в унисон. В Древнем Риме так стал называться уже ансамбль, оркестр. В средние века симфонией называли светскую музыку вообще и некоторые музыкальные инструменты.
У слова есть и другие значения, но все они несут в себе смысл соединения, сопричастности, гармоничного сочетания; например, симфонией называют также сформированный в Византийской империи принцип взаимоотношения церкви и светской власти.
Но сегодня мы будем говорить только о музыкальной симфонии.
Итак, классическая симфония – это музыкальное произведение в сонатной циклической форме, предназначенное для исполнения симфоническим оркестром.
В симфонию (помимо симфонического оркестра) может быть включён хор и вокал. Существуют симфонии-сюиты, симфонии-рапсодии, симфонии-фантазии, симфонии-баллады, симфонии-легенды, симфонии-поэмы, симфонии-реквиемы, симфонии-балеты, симфонии-драмы и театральные симфонии как разновидность оперы.
В классической симфонии обычно 4 части:
первая часть – в быстром темпе (аллегро), в сонатной форме;
вторая часть – в медленном темпе, обычно в форме вариаций, рондо, рондо-сонаты, сложной трёхчастной, реже в форме сонаты;
третья часть – скерцо или менуэт — в трёхчастной форме da capo с трио (то есть по схеме A-trio-A);
четвёртая часть – в быстром темпе, в сонатной форме, в форме рондо или рондо-сонаты.
Но уже во второй половине XIX в. строгие формы симфонии начали изменяться. Необязательной стала четырёхчастность: появилась одночастная симфония (Мясковский, Борис Чайковский), симфония из 11 частей(Шостакович) и даже из 24 частей (Хованесс). Классический финал в быстром темпе был потеснён медленным финалом (Шестая симфония П.И. Чайковского, Третья и Девятая симфонии Малера).
Программная симфония – это симфония с определенным содержанием, которое изложено в программе или выражено в названии. «Медведь», «Школьный учитель», «Детская» – Й.Гайдна, «Юпитер» В.Моцарта. Если в симфонии присутствует название, тогда данное название и является минимальной программой.
Из истории симфонии
Создателем классической формы симфонии и оркестровки считается Й. Гайдн. Его справедливо называют «отцом симфонии», великим основателем классической инструментальной музыки и родоначальником современного оркестра. Создавая такие жанры, как симфонии он проявил себя смелым и решительным новатором. Его симфонии получили наиболее совершенную, классическую форму и окончательно сформировались в четырехчастный цикл с определенной последовательностью частей.
Значительный вклад в развитие симфонии внесли В.Моцарт и Л.Бетховен. Этих композиторов называют «венскими классиками».
Моцарт писал во всех существовавших в его эпоху формах и жанрах, особое значение придавал опере, но большое внимание уделял и симфонической музыке. Благодаря тому, что на протяжении своей жизни он работал параллельно над операми и симфониями, его инструментальная музыка отличается певучестью оперной арии и драматической конфликтностью. Моцарт создал более 50 симфоний. Наиболее популярными стали три последние симфонии — № 39, № 40 и № 41 («Юпитер»).
Бетховен создал 9 симфоний, но в смысле развития симфонической формы и оркестровки он может быть назван крупнейшим композитором-симфонистом классического периода. В его Девятой симфонии, самой известной, слиты сквозной темой в одно целое все её части. В этой симфонии Бетховен ввёл вокальные партии, после чего это стали делать и другие композиторы. В форме симфонии сказал новое слово Р. Шуман.
К. Шлоссер “Бетховен за работой”
Его состав, как мы уже сказали, сложился в эпоху венских классиков.
Иногда в состав оркестра включаются и другие инструменты: арфа, фортепиано, орган (клавишно-духовой музыкальный инструмент, самый крупногабаритный вид музыкальных инструментов), челеста (небольшой клавишно-ударный музыкальный инструмент, внешне похожий на пианино, звучащий наподобие колокольчиков), клавесин.
Большой симфонический оркестр может включать в себя до 110 музыкантов, малый – не более 50.
Решение о том, как рассадить оркестр, принимает дирижёр. Расположение исполнителей современного симфонического оркестра направлено к достижению слитной звучности. В 50-70 гг. XX в. получила распространение «американская рассадка»: слева от дирижёра помещаются первые и вторые скрипки; справа – альты и виолончели; в глубине – деревянные и медные духовые, контрабасы; слева – ударные.
Расположение симфонического оркестра
Муз. исполнение (симфоническая музыка в обработке для фортепиано).
Урок «Симфоническая музыка»
Лонгрид «Симфоническая музыка» на сервисе Tilda
– музыкальные произведения, предназначенные для исполнения симфоническим оркестром.
Группы инструментов симфонического оркестра:
Духовые медные: Труба, Туба, Тромбон, Волторна.
Духовые деревянные: Гобой, Кларнет, Флейта, Фагот.
Струнные: Скрипка, Альт, Виолончель, Контробасс
Ударные: Большой барабан, малый барабан,Тамтам, Литавра, Челеста, Бубен, Тарелки, Кастаньеты, Маракасы, Гонг, Треугольник, Колокольчики, Ксилофон
Другие инструменты симфонического оркестра: Орган, Челеста, Клавесин, Арфа, Гитара, Фортепьяно(Рояль, Пианано).
Тембровые характеристики инструментов
Скрипка: Нежный, светлый, яркий, певучий, ясный, тёплый
Альт: Матовый, мягкий
Виолончель: Насыщенный, густой
Контробас: Глуховатый, суровый, мрачный, густой
Флейта: Свистящий, холодный
Гобой: Носовой, гнусавый
Кларнет: Матовый, носовой
Фагот: Сдавленный, густой
Труба: Блестящий, яркий, светлый, металлический
Валторна: Округлый, мягкий
Тромбон: Металлический, резкий, мощный.
Туба: Суровый, густой, тяжёлый
Главные жанры симфонической музыки:
Симфония, сюита, увертюра, симфоническая поэма
– (от греч. symphonia – «созвучие», «согласие»)
ведущий жанр оркестровой музыки, сложное богато развитое многочастное произведение.
Это крупный музыкальный жанр.
—Время звучания: от 30 минут до часа.
Основное действующее лицо и исполнитель – симфонический оркестр
Строение симфонии (классическая форма)
Состоит из 4 частей, которые воплощают разные стороны жизни человека
Быстрая и наиболее драматичная, иногда предваряется медленным вступлением. Написана в сонатная форме, в быстром темпе(аллегро).
Мирная, задумчивая, посвящена мирным картинам природы, лирическим переживаниям; скорбная или трагическая по настроению.
Звучит в медленном движении, пишется в форме рондо, реже в форме сонаты или вариационной форме.
Здесь игра, веселье, картинки народной жизни. Это скерцо или менуэт в трехчастной форме.
Быстрый финал. Как итог всех частей отличается победным, торжественным, праздничным характером. Пишется в сонатной форме или в форме рондо, рондо-сонаты.
Но бывают симфонии и с меньшим (или большим) количеством частей. Существуют и одночастные симфонии.
Симфония в творчестве зарубежных композиторов
Симфония №103 «С тремоло литавр»
Свое название «с тремоло литавр» симфония получила благодаря первому такту, в котором литавра играет тремоло (итал. tremolo –дрожжащий), напоминающее отдалённые раскаты грома,
на тоническом звуке ми-бемоль. Так начинается медленное унисонное вступление (Adagio) к первой части, носящее углубленно-сосредоточенный характер.
Одна из наиболее известных последних симфоний Моцарта. Большую популярность симфония приобрела благодаря необычайно искренней музыке, понятной самому широкому кругу слушателей.
Первая часть симфонии не имеет вступления, а начинается сразу изложением темы главной партии allegro . Эта тема носит взволнованный характер; вместе с тем она отличается певучестью и задушевностью.
Симфония поражает лаконизмом изложения, сжатостью форм, устремленностью развития, кажется рожденной в едином творческом порыве.
«Так стучится к нам в дверь судьба» – сказал Бетховен
о начальных тактах этого произведения. Яркая выразительная музыка основного мотива симфонии дают возможность трактовать ее как картину борьбы человека с ударами судьбы. Четыре части симфонии представляются как этапы этой борьбы.
Симфония №8 “Неоконченная”
Одна из поэтичнейших страниц в сокровищнице мирового симфонизма, новое смелое слово в этом сложнейшем из музыкальных жанров, открывшее дорогу романтизму. Это первая лирико-психологическая драма в симфоническом жанре.
Имеет не 4 части, как симфонии композиторов классиков, а всего две. Однако две части этой симфонии оставляют впечатление удивительной цельности, исчерпанности.
Симфония в творчестве русских композиторов
Симфония №1 “Классическая”
Названа «классическая», т.к. в ней сохранена строгость и логика классической формы 18 века, и в то же время ее отличает современный музыкальный язык.
Музыка полна острых и «колючих» тем, стремительных пассажей Использование особенностей танцевальных жанров (полонез, менуэт, гавот, галоп). Не случайно на музыку симфонии создавались хореографические композиции.
Симфония №7 “Ленинградская”
В 1941 г. симфонией №7 композитор откликнулся на страшные события Второй мировой Войны, посвященной блокаде Ленинграда (Ленинградская симфония)
«Седьмая симфония – это поэма о нашей борьбе, о нашей грядущей победе» – писал Шостакович. Симфония получила всемирное признание как символ борьбы с фашизмом.
Сухая отрывистая мелодия главной темы, несмолкающая барабанная дробь создают ощущение настороженности, тревожного ожидания.
Первую симфонию Калинников начал писать в марте 1894 года и закончил ровно через год, в марте 1895-го
В симфонии наиболее ярко воплотились особенности дарования композитора— душевная открытость, непосредственность, насыщенность лирических чувств. В своей симфонии композитор воспевает красоту и величие природы, русского быта, олицетворяющих образ России, русской души, через русскую музыку.
Вступление симфонии — траурный марш. “Полнейшее преклонение перед судьбой. перед неисповедимым предначертанием”,- пишет Чайковский в своих черновиках.
Так сложным путем преодоления и внутренней борьбы композитор приходит к победе над самим собой, над своими сомнениями, душевным разладом и смятенностью чувств.
Носительницей основной идеи является сжатая, ритмически упругая тема с неизменным тяготением к исходному звуку, которая проходит через все части цикла.
“Цель музыки – трогать сердца”
(Иоганн Себастьян Бах).
“Музыка должна высекать огонь из людских сердец”
(Людвиг ван Бетховен).
“Музыка даже в самых ужасных драматических положениях должна всегда пленять слух, всегда оставаться музыкой”
(Вольфганг Амадей Моцарт).
“Музыкальный материал, то есть мелодия, гармония и ритм, безусловно, неисчерпаем.
Музыка есть сокровищница, в которую всякая национальность вносит свое, на общую пользу”
(Петр Ильич Чайковский).
Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче. Благодаря музыке вы найдете в себе новые неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках”
(Дмитрий Дмитриевич Шостакович).
Источники:
https://allrefrs.ru/2-830.html
https://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe-iskusstvo/library/2016/03/13/beseda-kontsert-simfonicheskaya-muzyka
https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/simfonicheskaya_muzika_160422.html