Обсуждение стихотворения «Урок вежливости». Вступительное слово учителя
Внеклассное занятие по культуре речи во 2–3-м классах. Урок вежливости “Слова очень нужные и очень важные”
Цели
1. Закрепить и углубить знания детей о речевом этикете, о вежливости.
2. Учить детей употреблять в общении различные формы речевого этикета.
3. Воспитывать у детей культуру общения, прививать этические нормы поведения.
Оборудование
1. Рисунок – карта «Лабиринт Воспитанности» с названиями пунктов: «Скамейка Волшебных Слов», «Ворота», «Вежливости», «Тупик Вредных советов», «Арка Дружбы», «Башня Мира и Добра».
2. Магический куб, фишки, кукла, фломастеры.
3. Карточки с «Волшебными словами», на обороте стихи о вежливых словах.
4. Карточки с «вредными» советами Г. Остера.
5. Карточки для слов.
6. Магнитофон.
7. Аудиозапись песни о дружбе.
8. Шары, ленты для украшения классной комнаты.
Ход занятия
I. Организационный момент
Пролетело лето, как комета,
Листья на деревьях пожелтели…
Кончились каникулы и лето,
И за парты школьники вновь сели …
Нарядные, парадные, такие ненаглядные,
Причесанные, с бантиками девочки сидят!
И мальчики отличные! Такие симпатичные,
Такие аккуратные, внимательно глядят!
– Что ж, можно начинать.
II. Вступительное слово учителя
– Богат и прекрасен наш русский язык. Много в нем замечательных слов: добрых и ласковых, надежных и торжественных, суровых и ясных. Но есть особые, самые нужные и самые важные для каждого человека. Давайте сейчас вспомним эти слова, пройдя по особому лабиринту. (Показывает карту-рисунок «Лабиринта».)
– Прочитайте его название. ( Лабиринт Воспитанности.)
– Войдем в него.
III. Повторение знаний о волшебных словах
– Что встретилось нам сразу у входа? ( Скамейка Волшебных слов.)
– Давайте вспомним волшебные слова, присев на эту скамейку, и соберем их в магический куб.
– Тот, кто вспомнит волшебное слово, подойдет к кубу очень тихо, чтобы никто не слышал, произнесет это слово и опустит фишку в магический куб.
(Фишки-слова «превращаются» в слова-карточки после чтения детьми «Заклинания».)
– Теперь прочитайте хором волшебное Заклинание, написанное на доске:
Мой подарок я вручила,
То есть радость получила
То есть радостно и мне,
То есть радостно вдвойне
от подарка моего –
стало два из одного!
Э. Машковская
(Учитель открывает магический куб, ученик достает карточки – слова.)
– Вот так распределил ваши слова куб. Прочитаем карточки.
Формы приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер.
Ученик читает стихотворение «Здравствуйте».
– Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
– Здравствуй! – улыбнется он в ответ,
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.
Формы благодарности: спасибо, большое спасибо, благодарю вас.
Ученик читает стихотворение «Добрые слова».
За что, мы говорим «спасибо»?
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали, сколько раз.
Формы пожеланий: всего хорошего, всего доброго, будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита, доброго пути.
Ученик читает стихотворение «Доброго пути».
Нам желают: «Доброго пути!» –
Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему- нибудь.
Формы извинения: простите, пожалуйста; извините, пожалуйста.
Ученик читает стихотворение «Простите».
Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду.
И взрослых перебивать, и что обещал – забывать.
А если, я все же забуду, –
Простите, я больше не буду.
Формы просьбы: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас.
Ученик читает стихотворение «Пожалуйста».
Отметить, что ли, слово «пожалуйста»?
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.
Формы прощания: до свидания, до скорой встречи, прощайте.
Ученики читают стихотворение М. Танича «Волшебные слова».
1 ученик:
Извини, пожалуйста, прости и разреши.
Это не слова, а ключик от души.
Кроме нашей спутницы –
Таблицы умножения
Есть еще таблица,
Таблица уважения!
Помните, как азбуку,
Как дважды два:
«Спасибо» и «Пожалуйста» –
Волшебные слова!
2 ученик:
Всюду, где нескромному
Укажут от ворот,
Вежливый попросит
И пройдет.
Перед словом вежливым
Двери отворяются!
Пусть оно почаще всюду повторяется.
Помните, как азбуку,
Как дважды два:
«Спасибо» и «Пожалуйста» –
Волшебные слова!
IV. Беседа о вежливости
– Мы идем дальше по лабиринту. Куда же проходить? (В ворота Вежливости.)
1. Справка учителя «Путешествие в прошлое»
– А известно ли вам , ребята, что обозначает слово «вежливость»?
До 16 века в русском языке широко употреблялось слово «вежа». (Карточка со словом прикрепляется на доску.) Вежа – от слов «ведать», «знать». Вежа – человек, который знает, как вести себя в той или иной обстановке. Отсюда и «вежество», позднее превратившееся в «вежливость». (Карточки со словами, вежа, вежество, вежливость.) Вежество – качество ценное и обязательное. Поэтому учили вежеству в школах наряду с грамотой и молитвами.
– А что же происходит в наши дни?
2. Сценка «Слушай хорошенько» (девочка сажает перед собой куклу и разговаривает с ней)
– Слушай хорошенько, – кукле я сказала,-
Полно наряжаться, это баловство.
Ты уже большою девочкою стала.
А ещё не знаешь ровно ничего.
«Здравствуйте» при встрече взрослым говорят,
За подарки, помощь всех благодарят.
Вежливые дети все так поступают.
Будь и ты такою, – и тебя тотчас
Попрошу зачислить в вежливый наш класс!
3. Чтение стихотворения учащимися
– А о чем мечтают и взрослые, и дети?
1 ученик:
Настанет друзья, счастливое время,
Настанут чудесные дни:
Ребята приветливы будут со всеми,
Грубить пристанут они.
Не будет детей нехороших,
Придут золотые года,
И в комнату в грязных ботинках
Не будут входить никогда.
2 ученик:
Грубить не будут дети,
Не будут грызть ногтей,
И станут все на свете
Любить таких детей.
Подует ветер свежий,
Фиалки расцветут,
Исчезнут все невежи
Навеки пропадут.
3 ученик:
Пусть грубость исчезнет навеки
Пускай по рецептам врачей
Появится в каждой аптеке
Лекарство для грубых детей.
Ребенок вертелся на стуле,
Шумел и ко всем приставал,
Ему прописали пилюли –
Он принял – и вежливым стал.
Физ. минутка «Вежливые животные»
– Представьте, что животные тоже решили стать вежливыми и при встрече всегда здороваться. Придумайте и покажите, как могли бы приветствовать друг друга.
- жирафы (наклоны вперед);
- антилопы (поднятие ног поочередно);
- львы (повороты вправо влево);
- обезьяны (подскоки, наклоны вправо–влево с руками за головой);
- медведи (вращение головы).
V. Чтение «Вредных советов» Г. Остера. Решение проблемного вопроса
– А что же теперь нас ждет впереди? (Тупик Вредных советов.)
– Давайте вспомним вредные советы Г. Остера и скажем, что в них неправильного, вредного? И как, по-вашему, надо поступать в данных ситуациях?
1 совет
Если ты пришел к знакомым –
не здоровайся ни с кем,
Слов «пожалуйста», «спасибо» никому не говори.
Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай,
И тогда никто не скажет про тебя, что ты болтун.
(Обсуждение совета учащимися.)
2 совет
Если друг на день рожденья пригласил тебя к себе,
Ты оставь подарок дома – пригодится самому.
Сесть старайся рядом с тортом, в разговоры не вступай:
Ты во время разговора вдвое меньше съешь конфет.
(Обсуждение совета учащимися.)
3 совет
Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал, покажи на друга пальцем
И хватайся за живот.
(Обсуждение совета по вопросам.)
4 совет
Девчонок надо никогда нигде не замечать.
И не давать проходу им нигде и никогда,
Им надо ножки подставлять, пугать из-за угла.
(Обсуждение совета учащимися.)
– Пора нам из этого тупика выбираться, дольше нам здесь нельзя оставаться.
VI. Беседа о дружбе, о друзьях
– Куда же теперь мы пойдем? (Мы пойдем под арку Дружбы.)
Работа со словами «дружба», «друг».
– Дружба, друг, дружить. Что общего у этих слов? (Корень – часть слова: «друг», это однокоренные слова.)
– Послушайте, что рассказал поэт о том , как возникло само слово «друг».
(Учитель читает стихотворение.)
Когда еще никто не знал ни слова –
Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова», –
Соседям древний человек привык
Показывать кулак или язык
И корчить рожи (что одно и то же),
Но, словом стал гортанный резкий звук,
Осмысленней лицо, умнее руки,
И человек придумал слово «друг».
Стал друга ждать и тосковать в разлуке.
Ему спасибо за друзей моих.
Как жил бы я, что делал бы без них?
Друзей – людей, которых я люблю,
Я никогда ничем не оскорблю.
– Давайте споем все вместе о дружбе, о друге песню.
(Звучит песня о дружбе.)
Обсуждение вопроса: «Какими качествами должен обладать настоящий друг?»
– Ребята, а какими качествами, чертами характера должен обладать настоящий друг?
(Он должен быть верным, честным, добрым; чтобы мог прийти на помощь в любую минуту; должен быть рядом и в радости и в горе.)
– Вы правы.
– Ребята! Но время идет и нам нужно выйти из лабиринта. Где, по-вашему, ждет нас выход?
(В башне Мира и Добра.)
VII. Раскрытие значения слов «добро», «мир»
– Всю свою жизнь, с самого детства , человек познает, что такое «добро». Люди понимают, что за добро надо платить добром, душевным теплом. Доброта – признак силы души, её величая.
Как вы знаете, сказки, пословицы – это мудрость народа. В сказках добро всегда побеждает зло. Вспомните, в каких сказках это происходит?
(«Золушка», «Крошечка-Хаврошечка», «Аленький цветочек», «Иван царевич и серый волк» и др.)
– Отношение к добру и злу народ отразил и в пословицах, поговорках. Прочитаем их хором.
Доброе слово – что дождь в засуху. (На доске.)
Доброе слово дороже богатства.
На добрый привет – добрый ответ.
– Как вы понимаете смысл этих пословиц? (Работа в группах.)
– На свете очень много важных и нужных слов, но , по- моему, есть одно самое главное для всех людей на Земле. Какое это слово?
(Ученица читает стихотворение о мире.)
Есть на свете слово –
Нужное и важное,
Словно солнце, греет
Это слово каждого.
Написать без кляксы
Очень хочет Света
Это слово важное, теплое, как лето.
Мир для всех народов, мир на всей планете!
Он нам очень нужен – мне, тебе и Свете.
– Слова «добро», «мир», «дружба» немыслимы друг без друга, как и каждый человек немыслим без матери и отца, без Родины, страны, в которой он живет.
VIII. Итог занятия
– Вот и вышли мы из «Лабиринта Воспитанности».
– Какое самое важное и нужное слово сегодня открыл для себя каждый из вас? Напишите его на карточке и прикрепите на доске.
(Дети пишут фломастером слова, карточки прикрепляют на доске. Учитель прикрепляет карточки «забота», «уважение», «понимание», «любовь», если их нет среди детских.)
– Прочитайте свое слово.
(Дети «цепочкой» читают слова. В заключение ученик читает стихотворение.)
Мы любим писать слова земные:
«Мама», «школа», «счастье», «доброта» … –
Светлые, понятные, родные,
Важные для всех людей слова!
Урок вежливости “Слова очень нужные и очень важные” (3 класс)
Транскрипт
1 Урок вежливости “Слова очень нужные и очень важные” (3 класс) Цели: 1. Закрепить и углубить знания детей о речевом этикете, о вежливости. 2. Учить детей употреблять в общении различные формы речевого этикета. 3. Воспитывать у детей культуру общения, прививать этические нормы поведения. Оборудование: 1. Рисунок карта «Лабиринт Воспитанности» с названиями пунктов: «Скамейка Волшебных Слов», «Ворота», «Вежливости», «Тупик Вредных советов», «Арка Дружбы», «Башня Мира и Добра». 2. Магический куб, фишки, кукла, фломастеры. 3. Карточки с «Волшебными словами», на обороте стихи о вежливых словах. 4. Карточки с «вредными» советами Г. Остера. 5. Карточки для слов. 6. Магнитофон. 7. Аудиозапись песни о дружбе. 8. Книга Г.Остер «Вредные советы» I. Организационный момент Ход занятия Пролетело лето, как комета, Листья на деревьях пожелтели Закончились каникулы и лето, И за парты школьники вновь сели Нарядные, парадные, такие ненаглядные, Причесанные, с бантиками девочки сидят! И мальчики отличные! Такие симпатичные, Такие аккуратные, внимательно глядят! – Мы готовы и можно начинать наш урок вежливости. II. Вступительное слово учителя – Богат и прекрасен наш русский язык. Много в нем замечательных слов: добрых и ласковых, надежных и торжественных, суровых и ясных. Но есть особые, самые нужные и самые важные для каждого человека. Давайте сейчас вспомним эти слова, пройдя по особому лабиринту. (обратить внимание детей на карту-рисунок «Лабиринта».) – Прочитайте его название. ( Лабиринт Воспитанности.) – Войдем в него. III. Повторение знаний о волшебных словах – Что встретилось нам сразу у входа? ( Скамейка Волшебных слов.) – Давайте вспомним волшебные слова, присев на эту скамейку, и соберем их в магический куб. 1
2 – Тот, кто вспомнит волшебное слово, подойдет к кубу очень тихо, чтобы никто не слышал, произнесет это слово и опустит фишку в магический куб. (Фишки-слова «превращаются» в слова-карточки после чтения детьми «Заклинания».) – Теперь прочитайте хором волшебное Заклинание, написанное на доске: – Открываем куб. Мой подарок я вручила, То есть радость получила То есть радостно и мне, То есть радостно вдвойне от подарка моего – стало два из одного! Э. Машковская (Учитель открывает магический куб, ученик достает карточки слова.) – Вот так распределил ваши слова куб. Прочитаем карточки. Формы приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер. Ученик читает стихотворение «Здравствуйте». – Здравствуйте! ты скажешь человеку. – Здравствуй! улыбнется он в ответ, И, наверно, не пойдет в аптеку, И здоровым будет много лет. Формы благодарности: спасибо, большое спасибо, благодарю вас. Ученик читает стихотворение «Добрые слова». За что, мы говорим «спасибо»? За все, что делают для нас. И мы припомнить не смогли бы, Кому сказали, сколько раз. Формы пожеланий: всего хорошего, всего доброго, будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита, доброго пути. Ученик читает стихотворение «Доброго пути». Нам желают: «Доброго пути!» – Будет легче ехать и идти. Приведет, конечно, добрый путь Тоже к доброму чему-нибудь. Формы извинения: простите, пожалуйста; извините, пожалуйста. Ученик читает стихотворение «Простите». 2
3 Простите, я больше не буду Нечаянно бить посуду. И взрослых перебивать, и что обещал забывать. А если, я все же забуду, – Простите, я больше не буду. Формы просьбы: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас. Ученик читает стихотворение «Пожалуйста». Отметить, что ли, слово «пожалуйста»? Повторяем его поминутно. Нет, пожалуй, что без «пожалуйста» Нам становится неуютно. Формы прощания: до свидания, до скорой встречи, прощайте. Ученики читают стихотворение М. Танича «Волшебные слова». 1 ученик: 2 ученик: Извини, пожалуйста, прости и разреши. Это не слова, а ключик от души. Кроме нашей спутницы Таблицы умножения Есть еще таблица, Таблица уважения! Помните, как азбуку, Как дважды два: «Спасибо» и «Пожалуйста» – Волшебные слова! Всюду, где нескромному Укажут от ворот, Вежливый попросит И пройдет. Перед словом вежливым Двери отворяются! Пусть оно почаще всюду повторяется. Помните, как азбуку, Как дважды два: «Спасибо» и «Пожалуйста» – Волшебные слова! IV. Беседа о вежливости 3
4 – Мы продолжаем путешествие по лабиринту. Куда же проходить? (В ворота Вежливости.) 1. Справка учителя «Путешествие в прошлое» – Ребята, а знаете ли Вы, что обозначает слово «вежливость»? До 16 века в русском языке широко употреблялось слово «вежа». (Карточка со словом прикрепляется на доску.) Вежа от слов «ведать», «знать». Вежа человек, который знает, как вести себя в той или иной обстановке. Отсюда и «вежество», позднее превратившееся в «вежливость». (Карточки со словами, вежа, вежество, вежливость.) Вежество – качество ценное и обязательное. Поэтому учили вежеству в школах наряду с грамотой и молитвами. – А что же происходит в наши дни? 2. Сценка «Слушай хорошенько» (сценка заранее подготовлена с ребёнком) (девочка сажает перед собой куклу и разговаривает с ней) – Слушай хорошенько, – кукле я сказала,- Полно наряжаться, это баловство. Ты уже большою девочкою стала. А ещё не знаешь ровно ничего. «Здравствуйте» при встрече взрослым говорят, За подарки, помощь всех благодарят. Вежливые дети все так поступают. Будь и ты такою, – и тебя тотчас Попрошу зачислить в вежливый наш класс! 3. Чтение стихотворения учащимися – А о чем мечтают и взрослые, и дети? (дети выступают со стихотворениями, которые заранее выучили) 1 ученик: 2 ученик: Настанет друзья, счастливое время, Настанут чудесные дни: Ребята приветливы будут со всеми, Грубить пристанут они. Не будет детей нехороших, Придут золотые года, И в комнату в грязных ботинках Не будут входить никогда. Грубить не будут дети, Не будут грызть ногтей, И станут все на свете Любить таких детей. Подует ветер свежий, Фиалки расцветут, 4
5 Исчезнут все невежи Навеки пропадут. 3 ученик: Пусть грубость исчезнет навеки Пускай по рецептам врачей Появится в каждой аптеке Лекарство для грубых детей. Ребенок вертелся на стуле, Шумел и ко всем приставал, Ему прописали пилюли Он принял и вежливым стал. Физ. минутка «Вежливые животные» – Представьте, что животные тоже решили стать вежливыми и при встрече всегда здороваться. Придумайте и покажите, как могли бы приветствовать друг друга. Возможный вариант: жирафы (наклоны вперед); антилопы (поднятие ног поочередно); львы (повороты вправо влево); обезьяны (подскоки, наклоны вправо влево с руками за головой); медведи (вращение головы). V. Чтение «Вредных советов» Г. Остера. Решение проблемного вопроса – Путешествуя по лабиринту нам встретилось препятствие. Какое препятствие? (Тупик Вредных советов.) – Давайте вспомним вредные советы Г. Остера и скажем, что в них неправильного, вредного? И как, по-вашему, надо поступать в данных ситуациях? (Дети читают советы по карточкам.) (Обсуждение совета учащимися.) 1 совет Если ты пришел к знакомым не здоровайся ни с кем, Слов «пожалуйста», «спасибо» никому не говори. Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай, И тогда никто не скажет про тебя, что ты болтун. 2 совет 5
6 Если друг на день рожденья пригласил тебя к себе, Ты оставь подарок дома пригодится самому. Сесть старайся рядом с тортом, в разговоры не вступай: Ты во время разговора вдвое меньше съешь конфет. (Обсуждение совета учащимися.) (Обсуждение совета по вопросам.) (Обсуждение совета учащимися.) 3 совет Если друг твой самый лучший Поскользнулся и упал, покажи на друга пальцем И хватайся за живот. 4 совет Девчонок надо никогда нигде не замечать. И не давать проходу им нигде и никогда, Им надо ножки подставлять, пугать из-за угла. (Учитель обращает внимание детей на книгу Г.Остера «Вредные советы» ) – Из тупика нам пора выбираться Дольше нам здесь нельзя оставаться. VI. Беседа о дружбе, о друзьях – Куда же теперь мы пойдем? (Мы пойдем под арку Дружбы.) Работа со словами «дружба», «друг». – Дружба, друг, дружить. Что общего у этих слов? (Корень часть слова: «друг», это однокоренные слова.) – Внимательно послушайте стихотворение, которое я Вам прочитаю и скажите мне откуда появилось слово «друг» (Учитель читает стихотворение.) Когда еще никто не знал ни слова Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова», – Соседям древний человек привык Показывать кулак или язык И корчить рожи (что одно и то же), Но, словом стал гортанный резкий звук, Осмысленней лицо, умнее руки, И человек придумал слово «друг». Стал друга ждать и тосковать в разлуке. Ему спасибо за друзей моих. 6
7 Как жил бы я, что делал бы без них? Друзей людей, которых я люблю, Я никогда ничем не оскорблю. – Откуда же появилось слово «друг» (ответы детей) – Ребята, а какими качествами, чертами характера должен обладать настоящий друг? (Он должен быть верным, честным, добрым; чтобы мог прийти на помощь в любую минуту; должен быть рядом и в радости и в горе.) Друзьям и дружбе посвящено много песен. Одну из этих песен мы сейчас с вами вместе исполним. (Звучит песня о дружбе.) – Ребята! Но время идет и нам нужно выйти из лабиринта. Где, по-вашему, ждет нас выход? (В башне Мира и Добра.) VII. Раскрытие значения слов «добро», «мир» – Всю свою жизнь, с самого детства, человек познает, что такое «добро». Люди понимают, что за добро надо платить добром, душевным теплом. Доброта признак силы души, её величая. Как вы знаете, сказки, пословицы это мудрость народа. В сказках добро всегда побеждает зло. Вспомните, в каких сказках это происходит? («Золушка», «Крошечка- Хаврошечка», «Аленький цветочек», «Иван царевич и серый волк» и др.) – Отношение к добру и злу народ отразил и в пословицах, поговорках. Прочитаем их хором. (на доске) Доброе слово что дождь в засуху. Доброе слово дороже богатства. На добрый привет добрый ответ. – Как вы понимаете смысл этих пословиц? (ответы детей) – На свете очень много важных и нужных слов, но есть одно самое главное для всех людей на Земле. Какое это слово? (Мир) (Ученица читает наизусть стихотворение о мире.) Есть на свете слово Нужное и важное, Словно солнце, греет Это слово каждого. Написать без кляксы Очень хочет Света Это слово важное, теплое, как лето. Мир для всех народов, мир на всей планете! Он нам очень нужен мне, тебе и Свете. – Слова «добро», «мир», «дружба» немыслимы друг без друга, как и каждый человек немыслим без матери и отца, без Родины, страны, в которой он живет. VIII. Итог занятия 7
8 – Вот и вышли мы из «Лабиринта Воспитанности». – Какое самое важное и нужное слово сегодня открыл для себя каждый из вас? Напишите его на карточке и прикрепите на доске. (Дети пишут фломастером слова, карточки прикрепляют на доске. Учитель прикрепляет карточки «забота», «уважение», «понимание», «любовь», если их нет среди детских.) – Прочитайте свое слово. – Спасибо! Занятие окончено. 8
Урок вежливости.
классный час по теме
Скачать:
Предварительный просмотр:
Знакомство детей с правилами поведения .
Учить детей выражать чувства добрыми словами;
формировать навыки вежливого обращения;
воспитывать потребность в доброжелательном общении.
умение дарить тепло и доброту;
способствовать развитию кругозора детей, умению мыслить и рассуждать;
развивать у учащихся эстетические и духовно – нравственные способности;
воспитывать у детей чувство таллерантрости, вежливости, умение дорожить близкими людьми.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим о вежливости, о дружбе, о культуре общения, о поведении в школе.
А начнём мысо стихотворения Музафара Алимбаева
Слон муравью уступает дорогу:
– Доброе утро! Спешим понемногу?
А муравей: – Ах, спасибо, спешу.
Как вы любезны! Прощенья прошу!
Жаворонок в небе
Так сказал орлу:
– Вы, орёл, устали, сядьте на скалу.
А орёл ответил: – Правильно, сынок,
Много лет живу я, вот и занемог.
И тебе желаю долго жить, как я, –
Пусть тебе поможет вежливость твоя.
В небе красивый закат догорал,
Ласковый ветер с травою играл,
Суслик сказал: – Уважаемый крот,
День угасает и ночь настаёт,
Скоро взойдёт золотая луна…
– Доброй вам ночи. Спокойного сна.
Учитель: – У вас на парте лежит листок с этим стихотворением и карандаши. Выберите понравившийся вам цвет и подчеркните те слова в стихотворении, которые вы считаете вежливыми.
Учитель: -Как вы думаете, для чего всем людям нужно знать вежливые слова?
(Дети предлагают варианты ответов)
Учитель: Вежливые слова – это лекарство, которое не купишь в аптеках! Эти слова не видны, но обладают чудодейственной силой – создают хорошее настроение, вселяют бодрость, делают человека привлекательнее и симпатичнее.
– Какие вы знаете вежливые слова? Сейчас мы узнаем, поиграв в игру «Круг вежливых слов».
– Послушайте правила: встаем все в круг и под музыку передаём мяч по кругу, как только музыка утихла, тот, у кого в руках окажется мяч говорит вежливое слово, а мы радостно похлопаем каждому вежливому слову. (Дети по очереди произносят вежливые слова)
-Замечательно, вы знаете очень много вежливых слов.
(Дети садятся на места)
Учитель: А есть еще и плохие, злые слова, от которых человеку становится плохо, и он может даже заболеть!
Чтобы это подтвердить послушайте стихотворение:
Глаза у Саши велики,
Наш Саш близорукий.
Врач прописал ему очки
По правилам науки.
Отшлифовали в мастерской
Два стёклышка на славу,
Потом заботливой рукой
Их вставили в оправу.
Очки вложили мастера
В коробку из пластмассы,
И Сашин дедушка вчера
Их получил у кассы.
Но про очки ребятам всем
Известно стало сразу.
Они кричат ему: “Зачем
Тебе четыре глаза?
Саша, Саша – водолаз!
У тебя две пары глаз.
Только ты, очкастый,
Стёклами не хвастай!”
Заплакал Саша от стыда,
Уткнулся носом в стену.
– Нет, – говорит он, – никогда,
Очков я не надену!
Но мать утешила его:
– Очков носить не стыдно.
Всё надо делать для того,
Чтоб лучше было видно!
Учитель: Как поступили одноклассники Саши в этой ситуации?
Вывод: не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям нашим, ни друзьям. Воспитанные дети никогда не будут подшучивать над физическими недостатками своих товарищей, смеяться над ними.
Физминутка: Мы знаем все правила! Мы их выполняем!
– Если вы услышите правило, которое обязательно нужно выполнять, вы красиво, гордо стоите. Если же это вовсе не правило и так мы не делаем – садимся на корточки.
– Если хочешь ответить на вопрос учителя, подними руку.
– Входящего в класс, взрослого приветствуй стоя (покажите).
– Если хочешь ответить на вопрос учителя, крикни с места.
– Входящему в класс можно крикнуть “привет”.
– Бегать и шумно кричать можно только на игровой площадке.
– Если очень нужно что-то спросить, можно перебить разговор взрослых.
– В перемену можно отдохнуть, поэтому можно бегать по коридору сломя голову.
– Помогать друг другу нужно всегда и всюду “Один за всех и все за одного”.
– Не надо ябедничать.
– В школе каждый отвечает за себя, поэтому помогать друг другу не нужно.
Учитель: Достаточно ли знать только вежливые слова, чтобы быть вежливыми?
Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос.
Малыша обидел Витя.
Перед школою в строю, Витя просит:
– Извините,
Я ошибку признаю.
На урок пришёл учитель,
Положил на стол журнал,
Следом Витя:
– Извините, я немного опоздал.
– Тихомиров! Покажите
Нам на карте город Псков.
– Извините, – шепчет Витя, –
Я к уроку не готов.
Мы поспорили с Наташей
Вежлив Витя или нет?
Разберитесь в споре нашем,
И пришлите нам ответ!
– Чтобы вы ответили на вопрос?
– Не достаточно знать вежливые слова, нужно знать и выполнять правила поведения.
– Сейчас мы ещё раз вспомним и повторим правила поведения в школе.
– Утром мы приходим в школу. Что нужно сделать!
– С кем здороваемся? Как здороваемся?
– А теперь мы на уроке. Попробуем сами составить правила в стихах. Я называю первую строчку и вторую без последнего слова, вы попробуйте назвать это слово сами.
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и … (внимательным).
Всё пиши, не отставая,
Слушай, … (не перебивая).
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё … (понятно).
Если хочешь отвечать,
Надо руку … (поднимать).
На математике считают,
На перемене … (отдыхают).
Будь прилежен на уроке,
Не болтай, ты не … (сорока).
Если друг стал отвечать
Не спеши … (перебивать).
А помочь захочешь другу –
Подними спокойно … (руку).
Знай: закончился урок,
Коль услышал ты … (звонок).
Когда звонок раздался снова,
К уроку будь всегда … (готовым).
Чтоб не тревожились врачи,
На переменах не … (кричи).
– Почему громко кричать вредно для здоровья?
Учитель: Я в одной школе на перемене видела такую картину.
“Перемена, перемена!” –
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог –
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели это Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно,
С ним – бо-о-ольшая перемена!
Не угонишься за Вовой!
Он, гляди, какой бедовый!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он подставил три подножки
(Ваське, Кольке и Сережке),
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом.
Лихо шлепнулся с перил,
Подзатыльник получил.
С ходу дал кому-то сдачи,
Попросил списать задачи –
Словом, сделал все, что мог!
Ну а тут – опять звонок.
Вова в класс плетется снова.
Бедный! Нет лица на нем
– Ничего, – вздыхает Вова, –
На уроке отдохнем.
Учитель. Какие ошибки в поведении допустил Вова?
Учитель: Ребята, на перемене после первого урока мы отправляемся в столовую.
А вам нравится ли вам приходить в школьную столовую?
Вкусно ли готовят наши повара?
Нужно ли их благодарить за приготовленную еду?
А сейчас послушаем наших ребят.
Звонок! Все дружною гурьбой
В столовую летят стрелой.
А здесь есть правила свои,
Запомни их и повтори!
Ешь аккуратно, не спеши,
Не брызгай, на пол не кроши.
Хлеб береги и уважай,
Его повсюду не бросай.
Поел – и убери, друг мой
вою посуду за собой.
Учитель. А теперь назовите уже известные вам правила поведения в столовой.
(Выслушиваются высказывания детей)
Ученик. Обязательно перед едой надо вымыть руки с мылом.
Ученик. Есть надо всегда аккуратно.
Ученик. Надо бережно относиться к хлебу.
Ученик. За собой всегда убирать посуду.
Учитель. Ребята, самое главное в поведении за столом – вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой обедать. А эти правила поведения мы вывесим в классном уголке, чтобы они напоминали, как надо вести себя за столом.
Правила поведения в столовой
- Входить в столовую надо организованно и спокойно.
- Не толкайся, не кричи, соблюдай порядок.
- Перед едой всегда мой руки.
- Не разговаривай во время еды,
- Не отодвигай свою грязную тарелку в сторону соседа.
- Убери за собой посуду.
- Скажи “спасибо” тем, кто тебя накормил.
Подводя итог нашего классного часа ученик нашего класса прочитает нам стихотворение
С. Маршак «Ежели вы вежливы»
Ежели вы вежливы и к совести не глухи,
Вы место без протеста уступите старушке.
Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду
И ежели вы вежливы, то сидя на уроке,
Не будете с товарищем трещать, как две сороки.
И ежели вы вежливы, поможете вы маме,
И помощь ей предложите без просьбы – то есть сами.
И ежели вы вежливы, то в разговоре с тетей,
И с дедушкой, и с бабушкой вы их не перебьёте.
И ежели вы вежливы, то вы в библиотеке
Некрасова и Гоголя возьмёте не на веке.
И ежели вы вежливы, вы книжечку вернёте
В опрятном, не измазанном и целом переплёте.
И ежели вы вежливы, тому, кто послабее,
Вы будете защитником, пред сильным не робея.
Знал одного ребёнка я.
Гулял он с важной нянею.
Она давала тонкое ребёнку воспитание.
Был вежлив этот мальчик
И, право, очень мил
Отняв у младших мячик,
Он их благодарил, «Спасибо!» – говорил.
Нет ежели вы вежливы, то вы благодарите,
Но мячика у мальчика без спросу не берите!
– О чём мы сегодня говорили?
– Для чего нам нужно знать эти слова, правила? Зачем мы их учим, повторяем, постоянно говорим об этом?
Все эти правила и вежливые слова нам нужны для того, чтобы общаться, друг с другом, чтобы все друзья, соседи и даже незнакомые люди всегда бы относились к вам внимательно, по-доброму, с уважением. Только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся всегда по- доброму. Такого человека уважают, любят. И у него есть верные и надёжные друзья.
Так давайте же будем всегда добры, вежливы и внимательны друг к другу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие, которое проводилось во втором классе. Цель данного мероприятия показать важность употребления “волшебных ” слов, повторить правила поведения. Воспитывать отзывчивость, д.
Сценарий урока вежливости в 1 классе, презентация к уроку.
Классный час на тему “Урок вежливости”.
Сценарий классного часа в 1 классе. Цель: – ознакомить с этическими нормами поведения; дать представление о вежливом общении; формировать привычку употреблять слова вежливости.
Классный час, воспитательная беседа.
Урок учит детей как правильно дарить подарки и правильно вести себбя в гостях. Урок проведён в форме деловой игры.
Использование на уроках чтения технологии сотрудничества помогает детям строить свои отношения на уважении. Формируются у учащихся навыки сотрудничества, ораторское мастерство, устойчивый познавательн.
Источники:
https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/513083/
https://docplayer.ru/36433097-Urok-vezhlivosti-slova-ochen-nuzhnye-i-ochen-vazhnye-3-klass.html
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2014/01/17/urok-vezhlivosti