Очерк примеры произведений в русской литературе. Что такое очерк
Как написать очерк: пример
Что такое очерк и чем он интересен? Во-первых, это один из жанров литературы – небольшое произведение, которое описывает события или человека. Во-вторых, этот жанр является симбиозом художественного и публицистического стилей. В-третьих, его желательно писать, если под рукой есть пример очерка. Для лучшего понимания жанра можно перечитать “Записки охотника” Тургенева или “Остров Сахалин” Чехова. Станут замечательными примерами и знаменитые путевые очерки Радищева или Пушкина.
Особенности жанра
Очерк – это разновидность рассказа, который написан в полухудожественном-полудокументальном жанре и описывает реальных людей и настоящие события. Одним словом, здесь фантазия сильно не разгуляется. Написать такое произведение сложно, даже если есть пример очерка, ведь нужно учитывать основные структурные компоненты, жанровые особенности и склонность к истине. Он обладает некоторыми традиционными отличительными характеристиками:
- Пишется в малой повествовательной форме.
- Описывает только реальных людей и события.
- Акцентирует внимание на общественных проблемах.
- Является на 80-90 процентов описанием с натуры.
- Придерживается неоспоримых фактов.
- Позволяет писателю высказывать свое мнение и вести диалог с читателем.
Таким образом, очерк – это некий текст, в котором рассказывается о реальном событии или человеке, при этом уделяется внимание некой социальной проблеме (по возможности в обсуждение вовлекается и читатель). Все это преподносится как художественный текст, насыщенный изящными образами. Даже имея при себе пример очерка, сложно написать с первого раза достойное произведение.
Разновидности
В литературе существует несколько видов очерков. Они могут быть:
- Портретными.
- Проблемными.
- Путевыми.
- Социологическими.
- Публицистическими.
- Художественными.
В чем их особенности?
- Портретный. В тексте описывают жизнь какого-нибудь человека. Очеркист должен описать не только внешность, но и внутренний мир, характер, темперамент, Показать, как окружающая среда повлияла на совершенные героем поступки. Этот вид очерка является самым литературным.
- Путевой. Это самый первый вид рассматриваемого литературного жанра. Он может включать в себя, например, портретный или любой другой вид очерка. В таком произведении автор просто фиксирует какое-то занимательное событие, что произошло с ним во время поездки. Здесь можно описать местность, рассказать о встречах с людьми или поделиться воспоминаниями о какой-нибудь ситуации, которую пришлось наблюдать.
- Проблемный. Он интересен присутствием в тексте острого конфликта, который можно решить, проанализировав разную информацию. Автор может упоминать как статистические данные, так и художественные средства, аргументы из литературы и т. д. Главное – предложить свое видение для решения этой проблемы, а также вовлечь в диалог читателей.
- Социалогический. В таком тексте анализируется крупная общественная проблема. Например, повышение количества ранних беременностей среди школьниц. В этом произведении должно быть максимум объективности, реальные факты и цифры. Но язык повествования должен быть живым, интересным и понятным.
- Публицистический. Он чем-то напоминает социологический, вот только здесь видна авторская позиция. Очеркист не просто выносит проблему на всеобщее обозрение, но и высказывает свое личное мнение.
- Художественный. В этом произведении факты хоть и остаются важными, но большей значимостью обладает сила воздействия написанного на читателя. Если у сочинителя получилось затронуть эмоции, значит, он может смело назвать себя очеркистом.
История и полезные советы
Очерки зародились в период эпохи Возрождения. Тогда на страницах английских сатирических журналов впервые появились нравоописательные сочинения. Спустя несколько десятилетий такие очерки получили широкое распространение в европейской литературе. Большой успех они имели во Франции. Оноре де Бальзак, Жюль Жанен были первыми представителями этого жанра во французской литературе.
В России первым очеркистом, заложившим основы, стал Н. Новиков, который издавался в сатирических журналах «Трутень» и «Живописец». Расцвет этого вида творчества наступил в 1840-е годы. Уже в следующем десятилетии очерки стали ведущим жанром в литературе. Самыми выдающимися авторами в России считаются М. Салтыков-Щедрин и В. Слепцова. Поэтому примеров очерков в литературе немало. При написании собственной работы можно ими воспользоваться.
Как правильно сочинить текст
Прежде чем переходить к просмотру примеров очерков, стоит дать несколько дельных советов начинающим авторам. С чего начать? Чем закончить? Эти вопросы будут терзать исполнителей, даже если они пересмотрят все имеющиеся в литературе примеры. Как писать очерк?
Первое, что требуется сделать – это выбрать тему. Нужно найти увлекательную историю, которая понравится самому автору. Исследовать ее, узнав дополнительные факты, и определиться с типом очерка. Например, можно развить ситуацию и сочинить интересный текст, который вызовет у читателя симпатию. Также это может быть биографический или образовательный очерк, исторический, путевой или разоблачающий. Главное, чтобы текст мог увлечь читателя.
Далее нужно определиться с тем, кому будет предназначен этот очерк, то есть с целевой аудиторией. Именно от нее зависит, какими словами будет написан текст. Если все эти этапы пройдены, можно готовиться к написанию.
Второй важный момент – определиться с форматом текста. Очерки не имеют строго регламентированного формата, что значительно облегчает труд авторов. К примеру, можно начать с описания драматического момента, использовать формат «история в истории» или писать сразу с двух точек зрения, которые найдут точку соприкосновения. Следующее – размер. Примеры текстов очерков бывают от 250-ти до 5000 слов. Можно меньше, можно больше. Главное – полностью раскрыть тему.
Определившись с организационными моментами, нужно продумать, как привлечь внимание читателя, заинтересовать его и заинтриговать. Некоторые очеркисты считают, что для этого нужно не рассказывать, а показывать – больше эмоций, больше образов, больше интриги. При создании текста не стоит увлекаться цитированием. Как правило, читатели это не ценят, а творить нужно исключительно на их языке. Это и есть поэтапный пример, как написать очерк. Теперь можно переходить от теории к практике.
Портретный очерк
Как уже упоминалось выше, этот вид творчества самый художественный. То есть в нем можно подать читателю какие-либо интересные подробности из жизни описываемой личности. В примере портретного очерка можно рассказать о своем современнике, друге или исторической личности. Вне зависимости от того, о ком пойдет речь, стоит затронуть какую-то проблему. Она может касаться современного общества или группы конкретных людей. Пример очерка о человеке может выглядеть следующим образом.
«Я в горстке мозга весь, а пожираю, так много книг, что мир их не вместит. Мне не насытить алчный аппетит. Я с голоду все время умираю», – Томмазо Кампанелла. Сын обувщика, несостоявшийся юрист, монах и преступник, что 27 лет провел в тюрьмах инквизиции.
До 34-х лет он скитался по монашеским кельям, 27 лет провел в тюрьме. Находясь в заточении, он интенсивно занимался литературным творчеством. Узникам не давали пергамента и чернил, но Кампанелла ухитрялся их находить. Его сочинения изымались, но он упрямо восстанавливал их по памяти, сам переводил на латинский язык.
Город Солнца
За время своего заточения Кампанелла успел написать несколько фундаментальных работ по философии, богословию, астрологии, астрономии, медицине, физике, математике, политике. Всего из-под его пера вышло 100 трактатов суммарным объемом на 30 тысяч страниц. Главным среди них считается «Город Солнца».
Наш герой 27 долгих лет писал о мире, в котором царит благодатная утопия. Там люди работают только по 4 часа в день, а все остальное время уделяют своим увлечениям. Там нет разногласий, войн и репрессий. Именно этот трактат по большей части считали ересью, именно из-за него Кампанелла провел полжизни в лапах инквизиции. Ему не раз предлагали отказаться от своих мыслей об утопии, но он упрямо настаивал на своем. До самого конца, до последнего вздоха он верил в свои убеждения.
Какое-то время он был почетным гостем при королевском дворе, но против него ополчился весь мир. Кампанелла не отступал никогда и ни перед чем. Пытки, голод, холод, сырость, болезни его не сломили. Ему было о чем рассказать миру».
Это один из примеров портретного очерка. Здесь есть описание человека, его судьбы, характера и упомянута проблема. Теперь можно переходить к следующему примеру текста, проблемному очерку.
Проблемный очерк
Это довольно трудный вид творчества. Браться за него можно, только до мельчайших деталей вникнув в представляемую на суд читателей проблему. В противном случае автор будет выглядеть смешным. Предоставляем один из примеров текста проблемного очерка, в котором затронута проблема семьи. Раньше каждый стремился ею обзавестись. Современные люди стали совсем другими. Они больше ценят собственную свободу, чем штамп в паспорте. Давайте посмотрим, как выглядит пример проблемного очерка.
«Нужна ли современному человеку семья? Если посмотреть на статистику бракоразводных процессов, то можно в этом усомниться. Современные девушки замуж не торопятся. Они могут сами себя обеспечить, оставаясь при этом свободными от обязательств. Зачем им замужество? Чтобы заботиться о мужчине, живущим с ними под одной крышей? Готовить ему, стирать его носки и рубашки, гладить ему брюки и носовые платки? Муж вряд ли будет дарить цветы и дорогие украшения, терпеть капризы и исполнять любое желание ради того, чтобы провести вместе со своей женой ночь. Совсем другое дело, когда женщина свободна, а мужчина исполняет роль возлюбленного.
О счастье и смысле
Зачем создаются семьи? Для некоторых это смысл жизнь. Семью создают тогда, когда в сердце появляется любовь, когда хочется заботиться о любимом человеке и нести за него ответственность.
Люди стремятся к душевной радости и близости. Счастливая семья – это место, где восстанавливаешь силы, снимаешь напряжение и получаешь удовольствие. Когда-то Лев Толстой написал: «Счастлив тот, кто у себя дома!» Это действительно так. Разве не счастье – бежать домой, понимая, что там ждут? Семья – это основа жизни счастливой пары.
Играть ли свадьбу и ставить в паспорте штамп или жить в свое удовольствие, заботясь только о себе? Каждый должен сам решить, что для него важнее».
Дорога
Что касается путевого очерка, пример текста может иметь следующий вид.
«Путешествие, даже очень короткое, подобно глотку свежего воздуха. Каждый раз, возвращаясь из другого города, ты словно меняешься, становишься немного другим человеком. У меня нет четкого графика, где было бы указано, когда и куда я должна попасть. Просто время от времени у меня возникает желание куда-то поехать. Тогда я иду на вокзал и беру билет на ближайший поезд до пятой остановки. Сойдя с поезда, я могу направиться к рейсовым автобусам и поехать в далекую глушь или же бродить улицами большого города, который носит громкое название мегаполис.
Так случилось и в этот раз. Я поехала в сторону отдаленных поселков и случайно наткнулась на заброшенную деревню. Странно, но многие жители окрестных сел даже не подозревали о ее существовании. Этой деревни уже давно нет на карте. Никто не помнит ее названия, даже в архивах о ней сохранилось очень мало сведений.
Здесь практически не осталось домов. За долгое время природа разрушила то, что создал человек. Если посчитать, то на всю деревню осталось три более-менее уцелевших дома. Входя в один из них, я ожидала увидеть пустые комнаты, сломанную мебель и горы мусора. Так обычно бывает в заброшенных зданиях.
Эти примеры сочинений-очерков можно взять за основу в своей работе. Но все-таки лучше не пытаться подражать ничьим текстам. Главное – по-настоящему почувствовать рассматриваемую проблему и вложить свои ощущения в текст. Именно так можно затронуть читателя.
Программа элективного курса “Очерк в русской литературе: жанровая специфика, история развития”
Разделы: Литература
Пояснительная записка
Очерк всегда занимал особое место – промежуточное между художественной литературой и публицистикой. С этим связано и деление очерка на два вида: художественный и документальный. Многие критики считают непростительным грехом смешение “поэзии” и публицистики, что, по их мнению, снижает художественные достоинства произведения. При этом ссылаются на В. Г. Белинского, который утверждал: “Поэт мыслит образами; он не доказывает истину, а показывает ее”. Жанровые особенности очерка предполагают документальность в изображении жизни, но, тем не менее, многие выдающиеся писатели обращались к этому жанру, тесно связанному с общественной жизнью. Очерк развивался в разные периоды нашей истории очень неравномерно: то подъем, то затишье. Штормовое кипение и штилевые периоды в развитии очеркового жанра теснейшим образом связаны с особенностями общественно-политической жизни. Близкий к публицистике, очерк расцветал, когда общество не могло больше молчать. Современное переломное время тоже вызвало расцвет этого жанра, поэтому изучение очерка в рамках средней школы сегодня будет востребованным и актуальным.
Целью курса является знакомство учащихся с историей появления очерка в русской литературе и его развития, классификацией очерков, жанровой спецификой на примере произведений писателей от древнерусской литературы и до наших дней. Выбор имен и текстов ориентирован на школьную программу.
Задачами курса является чтение и изучение на историко-литературной основе избранных произведений, на это отводится одно занятие в неделю. Курс рассчитан на учащихся 10-х классов.
В основу программы положен историко-тематический принцип. Это позволяет не только увидеть развитие жанра в ретроспективе, но и приобрести необходимые знания о жанровых принципах. Учащиеся получат представление о месте очерка в художественной литературе, познакомятся с особенностями портретного очерка, бытового очерка, проблемного очерка, путевого очерка. Последний берет свое начало еще в распространенных в древнерусской литературе “хождениях”. Жанровая многомерность очерка, сращение очерка с близкими ему видами и образование многочисленных сложных межвидовых разновидностей (очерк–рассказ, очерк–статья, новеллистический очерк, очерковые повесть и роман) вызывает определенные трудности у школьников. Элективный курс позволит избежать этих трудностей, познакомит как с разновидностями очерка, так и с его идейно-художественной структурой, обогатит учащихся знаниями литературоведческих понятий и терминов.
Весь курс разделен на два цикла. Первый знакомит с особенностями жанра, второй дает представление о развитии жанра в русской литературе.
Содержание программы
I. Жанровое своеобразие очерка.
Художественная литература и публицистика. Документализм как определяющая черта жанра. Документальный и художественный (беллетризованный) очерк.
Документальный очерк в русской литературе: “Хождение за три моря” А. Никитина, “Севастополь в августе” Л. Толстого, “Шаги по росе” В. Пескова.
Вымысел и достоверность в художественном очерке: “Власть земли” Г. Успенского, “Павловские очерки” В. Короленко, очерки в цикле “По Руси” М. Горького, “На среднем уровне” А. Калинина, “О людях без стельки” В. Овечкина. Смешение документального и вымышленного в очерке.
Проблематика и способы художественного исследования действительности в очерке.
Путевой очерк. И. Гончаров “Фрегат “Паллада”.
Портретный очерк. Очерк о Белинском в “Былом и думах” И. Герцена.
Бытовые очерки, или “очерки нравов”. Проблемы социальной этики. Н. Некрасов “Физиология Петербурга”
Проблемный очерк как самый надежный проводник прогрессивной общественно-политической мысли в русской литературе. Г. Успенский “Живые цифры”.
Социально-тематическое деление очерков: деревенский, городской (“производственный”), военный, этнографический, исторический и др.
Авторская позиция в очерке. Эпическая и лиро-эпическая структура очерка. Публицистические и лирические (лирико-публицистические, лирико-философские и др.) очерки. М. Пришвин – непревзойденный мастер очерка лирико-философского (цикл “В краю непуганых птиц”).
Сложные межвидовые разновидности очерка.
Отсутствие границ между рядами жанровых разновидностей очерка.
II. Хронология жанра в русской литературе.
Первые приметы жанра в летописных источниках. “Хождения” как жанр древнерусской литературы.
Усиление лирического начала в очерках Н. Карамзина и А. Радищева. “Путешествие из Петербурга в Москву”: сочетание смелой правды о русской общественной жизни XVIII века с ее философским осмыслением – одно из достижений в развитии жанра.
Декабристы и литература. А. Бестужев-Марлинский “Отрывки из рассказов о Сибири”.
“Загородная поездка” А. С. Грибоедова, “Путешествие в Арзрум” А. С. Пушкина, “Петербургские записки” Н. В. Гоголя – очерки, ярко рисующие жизнь России первой половины XIX века.
И. С. Тургенев “Записки охотника”. Новый тип малого эпического произведения, вобравший в себя элементы очерка и рассказа: соединение изображения противоречий крепостнической России с изображением внутреннего мира крестьян.
Революционно-демократическое движение второй половины XIX века и дальнейшее развитие жанра очерка: В. Слепцов “Письма об Осташкове”, Н. Помяловский “Очерки бурсы”.
“Могущество мысли” очерков А. И. Герцена “Письма из Франции и Италии”. Их историзм, социальная проблематика, политическая острота.
Сатирические очерки М. Е. Салтыкова-Щедрина “Мелочи жизни”. Создание писателем крупной очерковой формы: монолитной (хроника-обозрение, роман-обозрение) и составной (цикла очерков).
Проблемные очерки Г. И. Успенского “Из деревенского дневника”. Соединение в них элементов рассказа и научного социального исследования. Страстная публицистичность и стремление очеркиста добиться решения поднятых им общественных проблем.
История развития русского очерка конца XIX и начала XX века. Вклад в развитие жанра В. Г. Короленко. А. М. Горький – ревностный пропагандист и теоретик жанра очерка. Очерк-памфлет (“По Америке”) и очерковая новелла (цикл “По Руси”).
Небывалый подъем русской очерковой прозы в 20 – 30 годы XX века. Зарождение новых разновидностей очерка: производственного (М. Шагинян), бытового (И. Жига), “зарубежного” (В. Маяковский). В. Овечкин “Прасковья Максимовна”, “Гости в Стукачах”, “Без роду, без племени”. Жизнеутверждающий и оптимистический характер очерков тех лет.
Очерк на переднем крае идеологической борьбы с фашистской Германией в годы Великой Отечественной войны. А. Н. Толстой “Родина”. Изображение массового героизма советских людей в лучших произведениях жанра: М. Шолохов “Наука ненависти”, Б. Горбатов “Письма к товарищу”, В. Гроссман “Сталинград”, М. Шагинян “На Урале”, В. Овечкин “С фронтовым приветом”. Очерки И. Эренбурга.
Перелом в развитии жанра в 50-е годы: критический очерк В. Овечкина “Районные будни”. Продолжение в новых условиях традиций русской литературы критического изображения жизни. Колхозная деревня и образ своенравного “хозяина района” Борзова, сложившийся в условиях культа личности.
Г. Троепольский “Записки агронома”, И. Антонов “Ухабы на дорогах”, С. Залыгин “Весной 1954 года”, Г. Бакланов “В Снегирях”. Боевитость жанра, проявившаяся в период “оттепели”, его способность быстро и активно вмешиваться в общественную жизнь.
Влияние цензуры на развитие жанра в 50-60-е годы.
Развитие жанра очерка в период “застоя”. Тема деревни и сохранения нравственных ценностей в очерках В. Белова, Ф. Абрамова, В. Астафьева. Экологические проблемы.
Перестройка и дальнейшее развитие жанра.
Интерес к жанру в новых условиях гласности: сенсационные факты и железные аргументы на основе недавно рассекреченных материалов. Использование в написании очерков ранее закрытых архивных материалов. Возрастающий интерес к отечественной истории и к вопросам экономики. Р. Медведев – автор цикла очерков о культе личности Сталина. Цикл очерков об афганской войне С. Алексиевич.
Новое видение проблемы нравственности в очерках И. Золотусского, И. Бестужева-Лады.
Разработка в новых общественных условиях темы экологии в очерках В. Астафьева, В. Белова. Новые имена. “Подземелья Лубянки” А. Хинштейна – книга, повествующая о сложном периоде в истории нашей страны. Возвращение в Россию А. Солженицына, его раздумья о будущем родины (“Как нам обустроить Россию”).
Основные тенденции в развитии жанра, наметившиеся в начале XXI века.
Использованная литература:
1. Бочаров А. “Человек и война” – М., 1973.
2. “Горький и его эпоха: Исследования и материалы” – М. 1989.
3. Гроссман В. “Годы войны” – М., 1989.
4. Золотусский И.П. “Исповедь Зоила”, – М. 1989 г.
5. “За алтари и очаги”: сб. статей – М. 1989.
6. “Избавление от миражей: соцреализм сегодня” Сост. Е. А. Добренко. – М. 1990.
7. Симонов К., Эренбург И. “В одной газете… Репортажи и статьи. 1941 – 1945” – М. 1979.
8. Курбатов В. “Михаил Пришвин: очерк творчества” – М., 1986.
9. Шешуков С.И. “Неистовые ревнители: Из истории литературной борьбы 20-х годов” – М., 1984.
Что такое очерк, как его написать и с кого брать пример
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Мы уже с вами разобрали, как написать сочинение и что такое эссе, но литературные форматы только этим не ограничиваются.
Сегодня я хочу поговорить про очень популярный литературно-публицистический жанр — очерк. Что это такое, каким образом можно написать хороший очерк, какие примеры можно найти в литературе, чтобы понять, как это должно быть в идеале.
Очерк — что это и история формирования жанра
Очерк – это малый эпический жанр литературного творчества, на который повлияли два стиля: художественный и публицистический. По своим задачам он тяготеет к журналистике, по форме исполнения напоминает полноценное художественное произведение (по типу новеллы).
Чтобы разобраться в нюансах, понять, что такое очерк и узнать, как писать очерк самостоятельно, нужно обратиться к истории.
Потребность в возникновении новой формы общения с читающей публикой возникает тогда, когда ни одна старая форма не решает задач, стоящих перед обществом. Писатели прошлого формировали общественное мнение, к их словам прислушивались, их называли «властителями дум».
Первые опыты литературного творчества возникали в лоне церкви и были анонимными. Летописи, жития святых, притчи и поучения касались внутренней жизни человека и получили название духовной литературы. На границе XVI-XVII веков появились первые авторские произведения, литература стала светской.
В XVIII столетии чтение стало модным увлечением образованного дворянства. Однако просвещённая часть общества в лице писателей не могла не заметить: дворянская элита находится в состоянии нравственного упадка, появляются многочисленные проблемы: социальное неравенство, распущенность, культ власти и денег, эгоцентризм, подражательство. Пришла пора заявить о наболевшем во весь голос.
Роль рупора, направленного прямо в душу светского читателя, взял на себя очерк. Зародившись в Великобритании, этот жанр быстро «переселился» в газеты и журналы Франции, а затем и других европейских стран.
На волне просветительской деятельности в России заработала типография Н. И. Новикова, выпускавшая альманахи, каждый из которых открывала очерковая зарисовка, посвящённая порокам общества и клеймящая типичных его носителей.
В жанре очерка работал сам Н. И. Новиков, а также Д.И. Фонвизин и А. П. Радищев. Из-за остроты заявленных тем писателями мгновенно заинтересовалось правительство.
Виды очерков — портретный, путевой, проблемный
За более чем 300 лет своего существования очерк не утратил своё значение. Появились новые его разновидности. Он глубоко пустил корни в современную жизнь и россыпью новых форм «расцвёл» в интернет-культуре.
Канонически очерк делится на 3 вида:
Существуют также очерк-расследование, репортажный, исторический, философский, краеведческий, мемуарный, судебный очерк и другие.
Портретный очерк рассказывает о судьбе человека в контексте его эпохи и окружения, путевой описывает дорожные впечатления, проблемный – затрагивает острые социальные вопросы, выбранные автором для обсуждения и разрешения.
Признаки жанра
Перечислим «подсказки», которые помогут понять, что перед нами очерк, а не эссе, новелла (что это?), квартальный отчёт или рассказ:
- — установка на достоверность (даже если в очерке использованы элементы фантастики, они опираются на реальные, документально подтверждённые данные);
- — наличие рассказчика или персонажа-наблюдателя, который излагает и анализирует происходящие с ним события;
- — чёткая структура;
- — единый сюжет;
- — объективность изложения материала;
- — яркий, образный язык, богатая лексика, обращающие на себя внимание риторические фигуры.
Структура очерка
Особенность данного жанра в том, что его структура не меняется. В ней обязательно присутствуют:
- — введение, в котором озвучена постановка проблемы;
- — основная часть, описывающая конкретные факты;
- — заключение, предлагающее возможные варианты выхода из проблемной ситуации.
Завершить изложение мысли можно как прямыми, так и косвенными обращениями к читателю, содержащими призыв совершать либо не совершать те или иные действия.
Как писать очерк
Чтобы написать добротный очерк, необходимо сделать несколько важных шагов.
- Шаг 1. Почитать очерки, вышедшие из-под пера известных писателей.
- Шаг 2. Собрать факты: посетить место, о котором будет идти повествование, собрать информацию в библиотеках, архивах, частных коллекциях, пообщаться с очевидцами описываемых событий.
- Шаг 3. Выверить информацию, сопоставив разные источники. Так как очерк – это произведение с установкой на достоверность, нельзя давать субъективную оценку, не познакомив читателя с объективными данными. Выводы о проблеме он должен сделать сам.
- Шаг 4. Создать героя, «оживляющего» своим присутствием сюжет или ведущего нить повествования. В большинстве очерков таким героем становится сам рассказчик.
- Шаг 5. Подумать над основной идеей произведения, сформулировать обращение к читателю.
- Шаг 6. Если очерк посвящён борьбе с каким-либо проявлением зла, например, зависимости от гаджетов (что это?), нужно описать эту зависимость на языке образов. Скажем, представить её в виде спрута, душащего своими щупальцами бледно-зелёных от непрерывного сидения над экранами подростков.
После того как работа над текстом будет завершена, прочитайте очерк так, как будто его написал ваш приятель. Чтение вас захватило? Получилась ли основная часть «цепляющей»? Захотелось ли вам лично поучаствовать в решении задачи?
Если да, всё в порядке. Если нет, безжалостно сокращайте текст, давайте больше живых историй, цитируйте персонажей дословно. Вялость и сухость описательного момента непростительны – будьте ближе к жизни!
Кого почитать и где вдохновиться
Если вы ищете способ создать отличный очерк, примеры лучше всего искать у А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, А.И. Куприна, В.Г. Короленко, М. Горького, Е.И. Замятина. В данном жанре работали не только прозаики, но и поэты.
У М. И. Цветаевой есть замечательный путевой очерк «Вольный проезд до станции Усмань» о поездке за продуктами в Тамбовскую губернию в страшные для России предреволюционные годы.
Мемуарная очеркистика И.А. Бродского до сих пор цитируется как эталон жанра. Поэт стал лауреатом «Нобелевской премии», на церемонии награждения он блестяще произнёс слово о поэзии, написанное в жанре очерка. Желаем и вам, как максимум, того же!
Источники:
https://www.syl.ru/article/368645/kak-napisat-ocherk-primer
https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/419022/
https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/ocherk-chto-ehto-takoe.html