Олег Рыбкин впервые в России поставит «Три дня в деревне» Марбера по Тургеневу.
Олег Рыбкин впервые в России поставит «Три дня в деревне» Марбера по Тургеневу
15 и 16 сентября на сцене Красноярского драмтеатра им. А. С. Пушкина пройдет российская премьера спектакля «Три дня в деревне» по пьесе Патрика Марбера в постановке Олега Рыбкина.
Главный режиссер красноярской драмы Олег Рыбкин рассказал журналу «Театр» о том, почему предпочел классической пьесе Тургенева современную версию автора британской «новой драмы»:
– «Месяц в деревне» Ивана Тургенева безусловно принадлежит своему времени, в котором чувства героев раскрывались осторожно, выражали их герои многословно и подробно. Пьесу сокращали почти всегда. Делали это режиссеры, исходя из собственных задач, становясь, в некотором смысле, редакторами текста. Узнав о том, что существует пьеса Патрика Марбера «Три дня в деревне», написанная «по Тургеневу», но современным и очень хорошим драматургом, я сразу же захотел с ней познакомиться, и Ольга Варшавер и Татьяна Тульчинская перевели ее по заказу нашего театра. С помощью Ольги мы провели и переговоры с агентом автора и получили эксклюзивное право на постановку пьесы в России на один год. Команда, которая работала над спектаклем – художники Мария Лукка и Александр Мохов, композитор Ирина Белова, художник по свету Дмитрий Митрич Зименко – это высокопрофессиональные люди, умеющие слышать друг друга и, как мне хочется верить, получившие радость от работы с этим прекрасным текстом, остроумным, свежим и очень русским, несмотря ни на что».
«Три дня в деревне» Олега Рыбкина, фото с репетиций
” data-medium-file=”https://i1.wp.com/oteatre.info/wp-content/uploads/2018/08/02.jpg?fit=300%2C200″ data-large-file=”https://i1.wp.com/oteatre.info/wp-content/uploads/2018/08/02.jpg?fit=712%2C475″ class=” wp-image-19550″ src=”https://i1.wp.com/oteatre.info/wp-content/uploads/2018/08/02.jpg?resize=683%2C455″ alt=”«Три дня в деревне» Олега Рыбкина, фото с репетиций” width=”683″ height=”455″ srcset=”https://i1.wp.com/oteatre.info/wp-content/uploads/2018/08/02.jpg?resize=300%2C200 300w, https://i1.wp.com/oteatre.info/wp-content/uploads/2018/08/02.jpg?resize=185%2C123 185w, https://i1.wp.com/oteatre.info/wp-content/uploads/2018/08/02.jpg?resize=768%2C512 768w, https://i1.wp.com/oteatre.info/wp-content/uploads/2018/08/02.jpg?resize=712%2C475 712w, https://i1.wp.com/oteatre.info/wp-content/uploads/2018/08/02.jpg?w=1920 1920w” sizes=”(max-width: 683px) 100vw, 683px” data-recalc-dims=”1″ /> «Три дня в деревне» Олега Рыбкина, фото с репетиций
Олег Рыбкин – выпускник Российской академии театрального искусства (мастерская Петра Наумовича Фоменко). В 1997—2002 годах — главный режиссёр новосибирского театра «Красный факел», с 2006 года – главный режиссер Красноярского драматического театра им. А. С. Пушкина. Автор и художественный руководитель фестиваля современной драматургии «Драма. Новый Код» (ДНК). Поставил более 60 спектаклей в театрах Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Омска, Новосибирска, Красноярска и других городов. Член жюри Национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска» (2014, 2018 г.) Лауреат премии Правительства РФ «За вклад в развитие театрального искусства» имени Фёдора Волкова.
«Три дня в деревне» Олега Рыбкина, фото с репетиций
Олег Рыбкин впервые в России поставит «Три дня в деревне» Марбера по Тургеневу.
Вариации на тургеневские темы в 2-х актах
Автор: Патрик Марбер
Премьера состоялась: 15 сентября 2018 года
2 часа 50 минут
Вообще в этом деревенском доме и в жизни главной героини Натальи Петровны все налажено, устойчиво и по видимости таким налаженным пребудет до конца. Но этот размеренный порядок взрывается, когда Наталья Петровна почувствовала, что любит, что ее странное, нелепое поведение и есть симптомы любовной страсти: постыдной, неуместной, запретной, заставляющей совершать поступки подлые и жестокие, которые навсегда изменят жизнь других людей.
В этом пожаре страстей, мучаясь и любя, страдая и ревнуя, проживут герои спектакля «Три дня в деревне». На то, чтобы разрушить свои и чужие жизни им хватит всего три дня.
Спектакль – участник:
- «Биеннале театрального искусства-2018», г. в Москва.
- Фестиваля «Уроки режиссуры» в Москве. Главный режиссер театра Олег Рыбкин был удостоен знания «Лауреата» за «Урок превращения классического текста в лирическое высказывание» (спектакль «Три дня в деревне»).
- Краевого фестиваля «Театральная весна – 2019»: Лучшая работа режиссера в драматическом театре – Олег Рыбкин, «Три дня в деревне». Лучшая роль второго плана в драматическом театре – Анна Богомолова за роль Верочки в спектакле «Три дня в деревне».
Спектакль по одноименному произведению английского драматурга Патрика Марбера открыл 144-й творческий сезон. Театр Пушкина получил исключительные права на первую постановку в России и в течение года после премьеры эту постановку можно будет увидеть только на сцене красноярского драмтеатра. Пьеса английского драматурга специально для театра переведена Ольгой Варшавер (переводчик англоязычной прозы, поэзии и драматургии, лауреат премии «Мастер» за 2015 год в номинации «Детская литература», член Гильдии «Мастера литературного перевода» и Ассоциации «Свободное слово») и Наталией Тульчинской.
– Работать с режиссером Олегом Рыбкиным – это особое удовольствие. Мне очень нравится его видение, его слышание материала. И хочется верить, что я попала в его тональность. Мне нравится, что мы несерьезно говорим о серьезном, и наоборот, что в своей роли я могу надурковаться вдоволь и при этом капнуть до таких потаенных глубин, до таких страстей, что впору творческую заявку на Гамлета подавать, — рассказывает Мария Алексеева, исполнившая в спектакле главную роль Натальи Петровны.
– Мне достаточно сложно объяснить, кого я играю. Для кого-то я отрицательный персонаж, потому что влюблен в чужую жену. Но мой влюбленный герой не может ничего сделать со своими чувствами. Вспоминая Винни-Пуха, я думаю, что мой персонаж — это Ослик Иа: он все время грустный, и у него в жизни все не так, — говорит о своем герое Сергей Даниленко.
«Художник не должен бояться оскорбить чьи-то чувства», — Олег Рыбкин
Сразу четыре спектакля театров края номинированы на самую престижную театральную премию страны – «Золотую маску». Два из них идут на сцене красноярского театра Пушкина.
Какие спектакли становятся «золотомасочными», а какие – любимы зрителем? Сможет ли «фестивальный» спектакль быть востребован обычными людьми, а коммерчески успешный – рассчитывать на хорошие отзывы критиков? Об этом – в интервью главного режиссера Красноярского театра драмы им. А. С. Пушкина Олега Рыбкина.
Заставить зрителя вздрогнуть
Недавняя ваша премьера — «Опасные связи», судя по отзывам, — смелое прочтение известного произведения, настоящая бомба. Общество все больше скатывается в пуританство, чтобы ставить такие вещи нужна определенная смелость.
— Если постоянно бояться, что своим творчеством оскорбишь чьи-то чувства, искусством заниматься не стоит. Это последнее, что должно останавливать художника (если ситуация не находится в рамках уголовного законодательства). Для спектакля у нас стоит абсолютно честный возрастной ценз 18+, и мы строго следим, чтобы он не нарушался. Ничего выходящего за его пределы не происходит. Да, есть несколько рискованных сцен, но лишь для того, чтобы заставить зрителя вздрогнуть. В какой-то момент заудитория получает другую музыкальную среду, иное визуальное впечатление. И таким образом более остро воспринимает происходящее. Вы верно сказали, сейчас есть тенденция к определенному пуританству. Но как можно говорить о любви, которая включает в себя и эротику, и секс, избегая их?
Это успешный спектакль?
— Да, если иметь в виду именно зрительский успех. Он идет с аншлагами.
Какие постановки становятся коммерчески успешны? Какие — востребованы у горожан, а какие — обласканы критикой?
— Это непростой вопрос. Говорить, что на «Я. Другой. Такой. Страны» зал переполнен — будет неправдой. А вот «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» идет с аншлагами. Это не значит ни-че-го, ведь оба спектакля номинированы на «Золотую маску». Что касается коммерческого успеха, здесь критерии очевидны: качественно поставленные комедия или мелодрама будут иметь успех. Это может быть и классическая, и современная пьесы. Например, постановки «Он, она, окно и тело» и «Чисто семейное дело» идут годами, имея преданных поклонников. Как совершенно справедливо утверждает зрительская служба, а это отдельное серьезное государство внутри театра, план по зрителю никто не отменял. Он растет год от года.
Еще одна премьера — постановка «Три дня в деревне», по произведениям Тургенева, в переработке драматурга Патрика Марбера. Перевод сделали специально для театра Пушкина, сейчас у вас исключительные права. К чему такие сложности? Почему нельзя было просто открыть томик Тургенева?
— Можно ли в наше время читать произведения Тургенева без иронии? Наш взгляд на природу чувств и их выражение, по сравнению с тургеневским временем, изменился. Драматург передал современный иронический взгляд на терзания русской женской души. С другой стороны, ему удалось тонко отразить интонации Тургенева.
Спектакль будто прописан акварельными красками…
— Да, спектакль у нас получился красивый, мы уже успели показать его на Биеннале театрального искусства в Москве. Зал в два раза больше, чем наш, был полон. «Три дня в деревне» любим зрителями, в то же время востребован на фестивалях. Случаются счастливые совпадения. Так было с «Зойкиной квартирой» — один из моих первых спектаклей (шел в новосибирском «Красном факеле» — ред.). Недавний пример — «Розенкранц и Гильденстерн мертвы».
Чтобы заметили, нужен прорыв
Ощущение, что в последнее время появилось сразу несколько молодых актеров, которые очень ярко себя заявляют. Мария Алексеева, номинированная на «Золотую маску», Станислав Линецкий — у него сразу несколько главных ролей в последних премьерах. И это лишь пара имен, на самом деле их намного больше. С чем связан такой прорыв?
— Наверное, произошло какое-то накопление внутренних и профессиональных сил. Мы пережили очень непростой период, пока шла реконструкция здания. Постоянно перемещались по городским ДК, репетировали в некомфортных условиях, да еще и выпускали премьеры. Мне кажется, форс-мажорная ситуация нас всех сплотила, многие артисты в этих условиях очень выросли. И, к слову, тогда не ушел ни один актер!
Многие из молодых звезд принимают участие в других проектах. Например, играют в «Театре на крыше». Как вы к этому относитесь?
— Без всякой ревности, но с интересом. Слежу за тем, что делают молодые артисты в независимых проектах. То, что вижу, мне чаще нравится. Уверен, это дополнительные возможности для самореализации и понимания современных театральных процессов. Экспериментальные постановки, как правило, делают известные режиссеры.
Проект «Театр на крыше» за годы своей жизни превратился в очень интересное культурное явление, и даже вошел во внеконкурсную программу «Маски». Как вы думаете, аудитория готова к появлению нескольких подобных площадок? Они будут востребованы?
— Понять, есть ли зритель для таких экспериментов, нет ли его – теоретически невозможно. Потому что в городе таких площадок практически нет (точнее, физически они есть, но их нет в общественном пространстве). В Красноярске, возможно, не так много творческих людей, способных организоваться в самостоятельный, новый проект и предъявить убедительный художественный результат.
Тем не менее театры края показывают сильные результаты — сразу четыре спектакля номинированы на «Золотую маску». Нужна господдержка?
— Чтобы добиться каких-то серьезных результатов, нужно прежде всего не бояться. Не бояться работать с приглашенными режиссерами (как в спектакле «Я. Другой. Такой. Страны»). Не бояться экспериментов. «Золотая маска» не берет просто хорошие качественные спектакли – их ведь выпускают много. Должен быть какой-то новый взгляд, который определяет неожиданное решение в известной пьесе или неожиданный литературный материал, который сам по себе вызывает интерес.
Помните, в спектакле «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» в антракте зритель переходит со сцены и смотрит следующий акт уже из зрительного зала, а потом снова возвращается на сцену. Это перемещение придумано не для того, чтобы сделать нечто оригинальное. Задача — изменить оптику восприятия театрального представления. Зритель должен почувствовать то же, что переживают Розенкранц и Гильденстерн. Они оказались выброшены в мир, где нужно принимать какие-то решения. Они растеряны, потеряны…Так же чувствует себя и зритель, которого неожиданно перемещают в новое пространство.
Или, например, спектакль Дмитрия Егорова «Я. Другой. Такой. Страны» — первая масштабная постановка текстов выдающегося, но не слишком широкоизвестного автора Дмитрия Пригова. Наверное, помимо очевидных художественных достоинств спектакля, и это повлияло на решение экспертного совета номинировать его на «Золотую маску». Непременно должен быть какой-то прорыв, чтобы постановку заметили на фоне сотен качественных, но обычных.
Включиться в игру
Удивительно, театральную условность персонажей Шекспира зритель готов воспринять. А вот героев совсем недавнего, советского прошлого — нет. На премьере «Я. Другой. Такой. Страны» во время эпизода, где обыгрывается миф о Маресьеве, позади меня сидели люди и возмущенно шептались: «Да они всё перепутали!»
— Это тот случай, когда зритель должен быть достаточно подготовленным для того, чтобы включиться в игру, быть способным понять меру условности, довериться режиссеру и театру. Тогда произойдет контакт. Если зритель отторгает необычный взгляд на советское славное прошлое, не происходит ничего, кроме неприятия. Это чрезвычайно разрушительно и для спектакля, и для театра, и, конечно, для самого зрителя. Думаю, нужно как-то работать с тем, чтобы люди шли в театр, понимая, какой спектакль будут смотреть.
Возвращаясь к спектаклю «Розенкранц и Гильденстерн мертвы». Его сравнивают по стилистике с японским театром кабуки. Герои спектакля словно маски. На настоящих людей похожи только два персонажа — Розенкранц и Гильденстерн.
Наверное, потому, что мы им и сопереживаем, разве нет? Именно им – слабым, живым, страдающим людям. Пьеса драматурга Тома Стоппарда совсем не о страданиях главных героев Шекспира. Она о чувстве потерянности и растерянности перед лицом неведомых, но опасных сил. И, наверное, это ощущение, передается зрителю. Потому что, мне кажется, это состояние, в котором сейчас находится наше общество…Если художнику удается передать это ощущение, и оно знакомо и понятно зрителю, тогда возникает определенное напряжение, ток – между тем, что происходит на сцене, и зрителем.
Беседовала Наталья Машегова
Источники:
https://oteatre.info/oleg-rybkin-postavit-tri-dnya-v-derevne/
https://sibdrama.ru/events/tri-dnya-v-derevne
https://krasnoyarsk.dk.ru/news/hudozhnik-ne-dolzhen-boyatsya-oskorbit-chi-to-chuvstva-oleg-rybkin-237118193