Описание лето господне. Идея произведения И.С.Шмелёва “Лето Господне”
«Лето Господне», анализ произведения Шмелева
Краткая история создания
В 1922 году Иван Сергеевич Шмелев навсегда уехал из России. Сначала он прибыл в Берлин, потом поселился в Париже, где и прожил вплоть до смерти в 1950 году. Будучи в эмиграции, писатель создал автобиографическую трилогию. В нее вошли «Богомолье», «Лето Господне» и сборник «Родное». В этой трилогии роман «Лето Господне», который нередко называют энциклопедией православной жизни, занимает центральное место. Над ним Шмелев работал около пятнадцати лет.
В основе произведения лежит устный рассказ писателя о русском Рождестве своему семилетнему крестнику. Рассказ этот прозвучал в декабре 1927 года. Полностью роман был напечатан в 1948 году. Его опубликовало известное парижское издательство YMCA-Press, специализировавшееся на русской литературе. Первое полное издание романа «Лето Господне» в России относится к 1988 году.
Название, эпиграф и посвящение
Словосочетание «лето Господне» взято Шмелевым из 2 стиха 61 главы книги пророка Исайи: «…проповедовать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих». Согласно Евангелию от Луки, это место прочитал Иисус Христос перед молящимися, когда пришел в назаретскую синагогу.
Произведению предпослан эпиграф – четверостишие из стихотворения Пушкина, которое написано предположительно в первой половине октября 1830 года и при жизни поэта не публиковалось:
Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Под «родным пепелищем» здесь нужно понимать Отечество, под «отеческими гробами» – могилы предков. Уже в эпиграфе Шмелев заявляет ключевую тему романа «Лето Господне» – тему исторической памяти.
Книга посвящена двум людям – философу Ивану Александровичу Ильину и его супруге Наталье Николаевне. С Ильиным Шмелев подружился, будучи в эмиграции. Их переписка началась в 1927 году. Продолжалась она до смерти Ивана Сергеевича. В результате Шмелев написал около 400 писем, Ильин – чуть меньше 250.
Композиция и сюжетные линии
Роман называется «Лето Господне» («лето» – славянское «год»), так как композиционно строится в соответствии с кругом церковных праздников. Книга включает в себя три больших части: «Праздники», «Радости» и «Скорби». Эти части состоят из глав. Каждая из них посвящена отдельному событию и представляет собой миниатюрное завершенное произведение.
В книге три сюжетных линии. Первая – движение церковного года через все праздники. Действие начинается в Чистый понедельник, первый день Великого поста. Вторая часть романа завершается главой «Радуница». Круг замыкается. Вторая сюжетная линия связана со смертью отца Вани. Третья – с духовным взрослением мальчика.
Читатель наблюдает за формированием нравственных качеств ребенка. Мальчик понимает суть каждого праздника, оценивая с эмоциональной точки зрения его название, и знакомясь с обыденной жизнью. Роман заканчивается смертью Ваниного отца. Ребенок скорбит, но несмотря на это, благодаря религиозному воспитанию, он обретает свет и находит в жизни новый смысл.
Основные персонажи романа
Главный герой произведения – мальчик Ваня, которому нет семи лет. От его имени ведется повествование, то есть читатели видят мир романа глазами ребенка. Ваня растет в большой купеческой семье, в которой религия играет важнейшую роль. В доме, где живет мальчик, царит доброжелательная атмосфера. Окружающие ласково называют ребенка «голубком», «косатиком», «миленьким» и так далее. Имена других людей нередко произносятся с уменьшительно-ласкательными суффиксами – например, «Мартынушка», «Антипушка», «Гаврилушка». Ваня – эмоциональный, веселый, способный мальчик, плачущий над «Вещим Олегом» и без особых проблем выполняющий грамматическое задание гувернантки. Ему с детства знакомо ощущение праздничности бытия: «Теперь потускнели праздники и люди как будто охладели. А тогда. всё и все были со мною связаны, и я был со всеми связан…».
Отец Вани – представитель хозяев «старого уклада» Сергей Иванович, человек вспыльчивый, но отходчивый и очень совестливый. Он глубоко религиозен, но при этом страстно любит творчество Пушкина и даже помогает организовать открытие памятника поэту. В книге рассказывается о добрых делах Сергея Ивановича. В частности, отец Вани устраивает обеды для бедных, дает милостыню, заботится о своих прежних работниках в тайне от них самих. Благодаря доброте Сергей Иванович снискал народную любовь. Простые люди искренне сочувствуют ему, когда он заболевает. Терпя страшные боли, отец Вани продолжает верить. Врачу Сергей Иванович говорит, что на все воля Божия.
Михаил Панкратович Горкин – духовный наставник Вани, старый плотник, который уже не работает, а просто живет «при доме». Этого персонажа, фигурирующего также в «Богомолье» Шмелева, философ Ильин назвал «русским верующим простецом». По мнению Горкина, православная вера – «самая хорошая, веселая». Старик считает, что она «и слабого облегчает, уныние просветляет, и малым радость».
Василий Васильевич по прозвищу Косой (получено за любовь к спиртному) – «старший прикащик» у Сергея Ивановича, этакий русский богатырь, в котором сила гармонично сочетается с ремесленным мастерством. Он предан хозяину, никогда не забывает о рабочем долге и не помнит плохого. После смерти отца Вани Василий Васильевич обещает матери мальчика, что продолжит служить ей, как покойному Сергею Ивановичу.
Языковые особенности
Роман «Лето Господне» характеризуется обилием церковнославянизмов. С одной стороны, с их помощью автору удается придать повествованию торжественное звучание. С другой – церковнославянская лексика органично переплетается с бытовой. Благодаря этому повседневное в произведении становится наделено духовным смыслом. Быт в книге предстает одухотворенным.
Еще одна важная языковая особенность романа – наличие элементов устного фольклора. В книге часто встречаются отрывки из народных песен, пословицы, дразнилки, загадки и так далее. Кроме того, нередко Шмелев использует сдвоенные прилагательные, глаголы, существительные, придающие тексту эмоциональную насыщенность.
Эссе на тему Произведение И. Шмелева «Лето Господне»
Курс повышения квалификации за 340 рублей!
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления
Произведение И. Шмелева «Лето Господне».
Верно ли утверждение, что «Лето Господне» Ивана Шмелева- уникальное явление в русской литературе первой половины 20 века?
И это действительно так! Во-первых, в произведении показана старая Русь во всей ее красе и величии, показано «нравственное величие старой России» как утверждал известный критик А. И. Ильин. Нравственность. Она видна во всем. Хозяин дома Шмелевых- купец. В нашем сознании – купец-это стяжатель, который прижимает каждую копейку, забирая ее у своих работников. Но здесь другие взаимоотношения между хозяином и работниками. Хозяин не обидит копейкой, щедро одарит тех, кто отличился и хорошо работал. Поэтому и работают люди на совесть, иногда даже рискуя своей жизнью. Вспоминается сплав леса по реке, когда надо было стянуть лес к берегу во время ледохода. Люди рисковали жизнью, чтобы не утонуть, не застудиться в холодной воде. Но работу выполнили. Но за это и хоэяин заплатил им щедро. Приходишь в восторг и умиление от тех моментов в произведении, где описываются зимние вечера на кухне, где собирались за обеденным столом все работники из плотницкой бригады отца. Там же присутствовал и маленький Ваня. Именно в эти моменты он впитывал в себя красоту и богатство народной речи, которая потом перейдет в произведение «Лето Господне». За доброе отношение к работному люду часто была благодарность и от них. Вспоминается эпизод «Именины хозяина» и в нем особенно был запоминающимся момент , когда рабочие дарят отцу огромный крендель с надписью «Хозяину благому». С благодарностью отцу за добрые дела пришли поздравления от многих людей, »более сотни пирогов от всей Москвы», прибыл сам архиерей.
«Лето Господне» уникально еще и тем, что ее содержание глубоко связано с духовной культурой русского православия. С первых страниц произведения погружаешься в мир духовной культуры, в русскую старину, когда люди почитали каждый русский праздник, готовились к нему, готовились духовно, благодаря за все, что дает им Бог. Роман начинается с Чистого понедельника- первого дня Великого поста, следующего за Прощеным воскресением. Ваня видит, как снимают праздничные шторы в доме, как на кухне готовится постный обед. Ваня видит какое-то умиление и грусть на лицах всех домашних. Он видит, как с утра Горкин пошел в церковь- пост – это смирение не только тела, но и души, очищение ее в молитвах. Вербное воскресенье . Ваня с Горкиным едут на Святой неделе по соборам в Кремле. И едут на лошади, которая когда-то возила по храмам бабушку. Лошадь уже слепая, но помнит хорошо дорогу в храм. И опять нравственная сторона этого события, эпизода- хотят сделать приятное и лошади, с которой связана память о бабушке. Вот Ваня стоит с Горкиным возле храма Христа Спасителя. Он как будто бы взлетает духом выше и чище, ничто не омрачает его душу. «Это мое, я знаю. И стены, и башни, и соборы…, и дымные облака за ними, и это моя река, и черные полыньи, и лошадки, и заречная даль посадов были во мне всегда. И все я знаю. Пасха. Отец устраивает иллюминацию в своей приходской церкви и в Кремле. Праздничный обед. Во дворе хозяева обедают вместе со своими работниками. И опять восхищаешься мудростью хозяина дома, его умением ладить с рабочим людом находить с ним общий язык. На Троицу торжественно вносится в дом Иверская икона Богородицы- помолиться перед началом работы. И как поддерживались ритуалы в Этой семье! В доме обязательно ветки березы и цветы. Цветы привозит отец. Он- основа всего в доме, в том числе и организации праздников. В день праздника церковь украшена цветами и зеленью, превращается в «священный сад», который так нравится Ване. Хлебосольство этой семьи, семьи Шмелевых, просто поражает. И так было повсюду на Руси. Я читала про это и у Бунина В «Антоновских яблоках» Сыто и добротно жили на Руси. Преображение. Яблочный Спас. Угощают яблоками всех: и работников, и прохожих, и гостей. Ваня с Горкиным специально для этого отправляются на болото к торговцу яблоками. Яблок нужно много: для себя, для рабочих, для гостей, для притча, для прихожан. И особенно красиво описан праздник Рождества Христова и приготовление к нему. Ваня с Горкиным едут на рынок за мясной продукцией. Вот уж где показано русское хлебосольство, русская щедрость. Целыми ломтями мяса одаривали нищих торговцы мясом, которые отлетали во время рубки. Подарок нищим –это подарок Богу- так считалось на Руси. Сироты, вдовы и нищие-особая категория людей, которая нуждалась в помощи. И помогать им надо всем миром.Дальше идет не менее любимый праздник на Руси-Святки. Это не только гадание суженого, но это и катание на санях с горок. Сергей Иванович- так зовут Ваниного отца делает настилы на Воробьевых горах, радуется, когда люди довольны горками, катается вме c те со всеми, катает и Ваню. Масленица. Рабочим пекут блины. Для приготовления праздничного угощения приглашается даже знаменитый на всю Москву повар Гаранька. Приезжает в дом архиерей. Служит молебен. А в воскресение все просят друг у друга прощения. Итак, «Лето Господне»- это цикл годовых религиозных праздников, которые почитались людьми на Руси. которые переходят и в нашу жизнь. Именно они являются « мостиком», которые соединяют наше прошлое и настоящее. Мир будет незыблем до тех пор , пока люди будут помнить прошлое и будут строить настояшее по его законам. Соблюдение прошлого помогает человеку быть нравственным.
Произведение И Шмелева уникально еще и тем, что трудовые будни русского человека описаны с такой любовью к ним, что самому хочется в них принять участие, хочется порубить вместе со всеми капусту, как это делали у нас прежде. Это было, действительно, каким-то праздником, священнодейством. С какой подробностью и точностью описывает Шмелев приготовление к засолке огурцов, что поражаешься его детской наблюдательности. У нас в деревне делали так же. Как парили и дезинфицировали кадки, наполненные водой и опуская в них горящие поленья, как мыли огурцы, какой рассол делали- это же настоящее таинство. Квашение капусты-это не только работа, но это и праздник, особенно для детей- сколько кочерыжек, которые так и хочется съесть! Сейчас мое детство перемешивается с детством Ивана Шмелева. Рубили капусту в длинных деревянных корытах, затем складывали в огромные кадушки, чтобы на всю зиму хватило и себе, и рабочим. Так бывало у хороших хозяев! А хорошим хозяином был отец Вани Шмелева-это несомненно. А колка льда – это же настоящее искусство, которое запечатлел в своем произведении И Шмелев. Многим рецептам приготовления продуктов, которые даны в произведении, стоит поучиться, запомнить и передать будущим поколениям. Это истинно русские рецепты! В произведении показаны люди, которые умеют трудиться, которые любят трудиться , которые увлечены своим делом. Они получают радость от выполнения своей работы. Отец Вани увлечен своим делом и весь без остатка отдает себя работе. Горкин-прекрасный плотник, Гаранька- искусный повар. Мастерство делает этих людей нужными и уважаемыми. Труд как неотъемлемая часть их жизни доставляет им радость, а также для тех людей, для которых они выполняют свою работу. Их труд приносит радость и для автора произведения и является высшей ценностью в жизни.
Это произведение еще уникально и потому, что отношения между людьми, которые «населяют» это произведение, являются примером для нас, живущих в этом жестоком и равнодушном мире. Люди, будьте такими же добрыми друг с другом, как герои этого произведения. Например, Ваню называют милок, махонький, голубок, дружок. милый, касатик. Ванятка. И так обращаются к нему простые русские люди. Мягко и ласково звучат имена людей: Домнушка, Антипушка. Марьюшка, Гаврилушка, матушка, папашенька, Мартынушка, Сонечка.Сереженька, Аннушка. А все говорят о грубости русского мужика. А вот И. Шмелев доказывает обратное. И я полностью согласна с ним. Об этом же говорил и Достоевский, описывая сцену из своей жизни, когда ему помог мужик Марей. Образцами поведения служат для него взрослые: Горкин, отец, матушка. Маленький человек получает от людей старшего поколения бесценные уроки добра и милосердия.Герои ценят каждый день, каждый миг, дорожат каждым человеком, где все пронизано неподдельной нежностью лаской, согрето теплом, где радостно и спокойно, где даже в трагические моменты жизни (у Вани умер отец)человеку преподносится бесценный урок жизнелюбия.
«Лето Господне» Шмелёва: анализ
Автор: Guru · Опубликовано 14.03.2017 · Обновлено 08.10.2017
Прежде чем углубиться в содержание книги и впечатления, которые она произвела на меня, читателя довольно избирательного, стоит обратиться к биографии автора, влияние которой прослеживается на протяжении всего романа. В истории жизни писателя нас будет больше всего интересовать детство (относительно романа «Лето Господне»).
«Лето Господне» Иван Шмелев слушать
«Лето Господне» 1: Праздники
«Лето Господне» 2: Радости
«Лето Господне» 3: Скорби
Читает Екатерина Краснобаева
Иван Шмелев: биография кратко
Писатель родился 3 октября 1873 г. в Москве в патриархальной религиозной семье. Отец был известным подрядчиком, и на двор Шмелёвых стекались строители со всей России. Мальчик впитывал народную культуру, обычаи, язык, песни, прибаутки, поговорки — всё, что потом преобразится и заиграет в неповторимой «шмелёвской» прозе. «Мы из торговых крестьян, — говорил о себе Шмелев, — коренные москвичи старой веры».
Начальное образование Иван Шмелёв получил дома, под руководством матери, которая особое внимание уделяла литературе и, в частности, изучению русской классики. Затем поступил в шестую Московскую гимназию, после окончания которой стал в 1894 году студентом юридического факультета Московского университета. В 1898 году окончил университет и год служил в армии. Затем на протяжении восьми лет служил чиновником по особым поручениям Владимирской казённой палаты Министерства внутренних дел; Шмелёвы тогда жили во Владимире на Царицынской улице (ныне улица Гагарина).
Обе революции (февральскую и октябрьскую) писатель не принял, хотя первоначально пытался принять. Но для него стало очевидно, что его мировоззрение вступило в конфликт с моралью нового времени. За конфликтом нравственным пришло вполне себе физическое противостояние писателя с властью: был расстрелян его сын, самому ему тоже угрожала опасность. Тогда он принимает решение эмигрировать. За границей он часто публикуется, работает в эмигрантской газете, однако от нищеты его это едва спасало. Его старость была омрачена тяжёлой болезнью и нищетой. Скончался Шмелёв в 1950 году от сердечного приступа, погребён был на парижском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Художественный стиль Шмелева
С первых фраз язык Ивана Шмелева приковал моё внимание: это простой, чистый народный слог, в других книгах я такого не встречала. Так говорила или народная русская толща, или вышедшая из народа интеллигенция то с маленькими, то большими неправильностями и «искаженьицами», которые совсем непереводимы на другой язык, но которые по-русски так плавно закруглены, так сочны, так «желанны» в народном произношении. Писатель играет буквами, как пазлом, собирая из него совершенно невозможные формы, которые удивительным образом излучают свет и открывают секреты русской души.
Композиция в романе «Лето Господне»
«Лето Господне» — это роман, в котором нет сюжета, в такой форме, в которой мы привыкли его видеть. Это не то произведение, на протяжении которого идет развитие действия с привычными героями, нет так же здесь и привычной нам структуры. В романе Шмелев реализовал принцип кольцевой композиции: он состоит из сорока одной главы-очерка, каждая из которых может рассматриваться как отдельное произведение, так как они являются замкнутыми сами в себе. В центре этой замкнутой вселенной — мальчик Ваня, от имени которого ведётся повествование.
О чем роман «Лето Господне»: суть и смысл
Быт семьи, которая описывается в романе и через которую автор показывает нам образ Руси, отличается своеобразным старообрядческим демократизмом. Хозяева и работники вместе постились, вместе блюли обряды, ходили на богомолье, жили не просто рядом, но и вместе. И это отсутствие раздвоенности, единство духовных принципов и реального образа жизни оказали благодатное влияние на формирование нравственного мира мальчика.
Читая этот роман, погружаешься в удивительный мир старой дореволюционной Москвы 1880-х, в которой есть место ярмаркам, гуляниям, постным рынкам и всем христианским праздникам, которые Шмелёв описывает так ярко, сочно и тепло, что и после прочтения книги этот огонек остаётся в сердце, вполне возможно, что навсегда.
Нашим проводником в прошлое является маленький мальчик Ваня, как вы поняли — это наш автор в детстве. Скорее всего, писатель не просто так решил нам показать Москву глазами ребенка, в этом желание Шмелева не только сохранить родословную на бумаге, как он сам говорил: «Мы живы, пока нас помнят», — но и желание, близкое к религиозному, желание окунуть читателя в христианскую религию, показать всё именно в тех красках и именно с теми эмоциями, которые может испытать только ребенок: воодушевление, радость, чистота помыслов.
Перед глазами ребенка встает образ отца, как образец идеального мужчины, которому Ваня хочет соответствовать. Сергей Иванович всегда молод, красив, умеет носить светскую одежду, на редкость работящ, покладист, у него доброе, всё понимающее сердце. Он учит сына быть человеком в полном понимании этого слова: «… Ты на человека не плюй. Он по образу и подобию Бога создан. Значит, на него плюешь». Даже лужа около дома и та окружена добротой: «….ну куда ты её, шельму, денешь! Спокон веку она тут живёт…Кто её знает….может она ,так ко двору прилажена.» — казалось бы ситуация обычная, есть лужа около дома, и маленький мальчик захотел в нее плюнуть ради веселья, но отец, проведя параллель между лужей и волей Господа, поучает сына.
Вся книга наполнена светом, который идет из сердца автора. Шмелёву удалось, не навязывая свою религиозную точку зрения, впустить меня в мир, где царит всепоглощающая любовь Бога к людям, и где церковные праздники — это не просто даты календаря, это даты, отмеченные в сердцах людей, это те дни, когда люди совершенно искренне, самозабвенно придаются радостям, скорби, веселью — всему спектру эмоций, на которые способен человек. Я — атеист и специально выбрала этот роман для написания рецензии, дабы улучшить свои знания в области религии и наконец-то прочитать малейшую часть (хотя этот роман является, по признанию критиков, сильнейшим у Шмелёва) творений, оставленных писателем. Если провести параллель «ожидания — реальность», то те эмоции, которые я испытывала на протяжении всего романа и по окончании чтения, они не совпадают с теми, которые я ожидала получить. Открывая первую страницу, я не могла отрваться от прочтения, потому что автор детально описывает обстановку, мысли, чувства героя, даже то, как он воспроизводит на бумаге речь — всё это окутывает атмосферой «домашности», от которой не хочется уходить, хочется дальше проходить с Горкиным и Ваней по улочкам, кататься на старенькой лошади Кривой и смотреть на мир глазами ребенка. Это удивительно, как Шмелёв точно передал тот мир, в котором находится мальчик, ведь дети всё чувствуют иначе, на короткий срок длинной в 444 страницы я видела мир иными глазами, краски стали ярче, настроение лучше, характер мягче, сердце добрее. Единственной ложкой дёгтя во всём этом меду стала для меня композиция романа, как я говорила уже, она кольцевая, каждая глава — отдельный очерк. Сложно читать, приходится после каждой главы перескакивать во времени и стараться держать в памяти очередность глав, чтобы не запутаться в церковных праздниках и событиях жизни Вани, которые были как хорошие, так и плохие, что очень жизненно. Несмотря на то, что роман заканчивается похоронами отца главного героя, а до этого Шмелев довольно подробно описал процессы приостановления жизнедеятельности организма/ отхода души на небо, это событие не омрачает впечатления от прочитанного, наоборот, как и все главы, последняя наиболее поучительна. В конце романа автор показал нам другую сторону своего таланта — умение описать страшное такими же простыми словами, как он описывал и радости, и случаи из своего детства.
На кого рассчитана книга? Стоит ли читать?
Если бы у меня спросили, кому эту книгу стоит порекомендовать, я бы без заминки сказала бы, что всем. Сейчас аргументирую. Книга рассчитана на любой возраст, будет интересно читать как взрослым людям, которым она будет усладой для сердца, так и детям, которым она в ненавязчивой манере преподаст уроки жизни и научит тому, чему не научат современные мультики. Так же книга заинтересует людей разного вероисповедания, в ней нет навязывания христианства, нет гонений на другие веры, в ней нет, как многие боятся, сложной лексики и монотонных лекций. Но, как мне кажется, до этой книги надо дорасти, к ней надо прийти, потому что она не относится к разряду книг для развлечения, книг, после прочтения которых можно похвастаться перед друзьями своими познаниями в области литературы. Этот роман для души, он способен залечить раны, изменить взгляд на мир, заставить радоваться самой обыденной вещи. Я прочитала много книг, достаточно много для того чтобы сказать, что этот роман проливает свет на душу того, кто его читает, другого творения, действующего подобным образом я пока не встречала!
Источники:
https://goldlit.ru/shmelyov/1328-leto-gospodne-analiz
https://infourok.ru/esse-na-temu-proizvedenie-i-shmeleva-leto-gospodne-1983144.html
https://literaguru.ru/leto-gospodne-shmelyova-analiz/