Определение понятия композиция. Основные виды композиций в искусстве
Основные виды композиций в искусстве
Искусство, ступающее по тонкой грани гармонии, должно быть в рамках чего-то строгого, четко очерченного, незыблемого, что не позволит ему сделать этот легкий шаг от загадочного, прекрасного к некрасивому и косному. Этой сдерживающей единицей является композиция, ее типы, законы, приемы. Именно она делает все произведения искусства такими гармоничными и законченными. В статье мы разберем это понятие, виды композиции, воплощение их в различных областях этой прекрасной сферы.
Что такое композиция?
В самом общем значении слова композиция – это главный организующий элемент абсолютно любой художественной формы. Именно его задача – придать творению цельность и единство, показать мысль художника понятной и законченной, соподчинить все компоненты произведения, сложить их в систему.
Виды композиций в живописи, изобразительном искусстве, например, связаны с четким размещением рисуемых предметов в пространстве, гармоничным соотношением объема, размера, света и тени. В иных областях искусства есть свои составляющие композиции.
Приемы в композиции
Кроме видов композиции, немаловажно знать и ее приемы. Их несколько:
- Асимметрия и симметрия.
- Динамика и статика.
- Определенный ритм.
- Золотое сечение.
- Центр произведения – смысловой либо композиционный.
Законы композиции
Композиция любого произведения подчиняется законам. Это:
- Жизненность.
- Новизна.
- Воздействие.
- Равновесие.
- Подчиненность.
- Контраст.
Виды композиций в искусстве
Удивительно, но все графические, скульптурные, архитектурные композиции можно разделить всего на три вида:
Разберем каждый вид детально.
Фронтальный вид
Иное название фронтального вида композиции – плоскостный. Сюда относится весь спектр произведений, созданных в одной плоскости:
- фотографии;
- живописные полотна;
- веб-страницы;
- плакаты;
- гобелены;
- витражи;
- листовки;
- графические рисунки и проч.
Глубина пространства здесь передается на изображении массой способов: цветовые пятна, игра света и тени, перспективные сокращения. Однако они лишь создают иллюзию объемности изображения, в то время как фактически оно лежит на плоскости.
Нельзя не отметить, что к плоскостному виду композиции относятся не только произведения с гладкой поверхностью, но и имеющие рельеф – выпуклые элементы на плоскости. Такая переходная форма между объемом и плоскостью получила название фронтально-объемной композиции.
Рельеф помогает усугубить иллюзию глубины пространства за счет постоянно или незначительно изменяющегося своего уровня. Чем больше число выступающих элементов и чем глубже рельеф, тем более произведение дальше от фронтального и ближе к объемному. Замысел художника передают следующие разновидности рельефов:
- Барельеф (низкий рельеф) – орнамент, скульптурная композиция, лишь немного выступающая над плоскостным изображением.
- Горельеф – в этом случае скульптурная композиция выступает на 3/4 над плоскостным фоном.
- Обратный рельеф – скульптурное изображение не выступает над плоскостью, а как бы вдавлено внутрь нее.
- Глиптика – изображение находится на одном и том же уровне с плоскостью всего произведения, но при этом его контуры художником глубоко вырезаны.
Объемный вид
Еще один основной вид композиции – это объемный. К нему относится развитие сюжета, композиции в трехмерном пространстве: у произведения на плоскости обязательно присутствует глубина. Данный вид характерен для:
- скульптуры:
- декоративно-прикладного искусства;
- малых архитектурных произведений;
- автомобилей;
- рекламных трехмерных форм;
- упаковок;
- дизайнерских промышленных или бытовых творений и проч.
Объемное произведение обладает следующими отличительными чертами:
- Оно обязательно трехмерное, его можно рассматривать со всех сторон. При этом чем больше пространства это творение окружает, тем больше создается впечатлений о его внешнем виде, пластической конфигурации.
- Если форма композиции монументальна, а внутреннее пространство между ее элементами невелико, то она кажется зрителю плотной, сплошной. Если же проемы, расстояния между составляющими увеличатся, то мы заметим, как композиция начнет превращаться в легкую, динамичную.
- Общая форма такого творения находится во взаимодействии с пространством внутренним.
- Произведение при всей сложности своей формы выглядит единым, цельным объектом. Объем формы выделяется в пространстве.
- Внешнее пространство только окружает композицию, но не проникает в нее.
Пространственный вид
Продолжаем разбирать, какие виды композиции существуют. Еще один – пространственный, для которого важны размеры пространства, в котором заключено произведение. При этом каждому, даже малейшему элементу такой композиции художник уделяет большое внимание. Сюда можно отнести следующие произведения:
- театральные действия:
- разработка интерьера помещений;
- проектирование ландшафтов;
- оформление стендов, выставочных павильонов и проч.
Организация пространства осуществляется двумя способами:
- Открытое пространство (вокруг предметов). Ярким примером выступают египетские пирамиды, вокруг которых расплывается пространство.
- Закрытое пространство (внутри предметов). Это интерьеры, залы музея, архитектурные комплексы из площадей, кварталов, соборов и прочие ансамбли.
Пространственную композицию сотворяют из двух важных элементов:
- Объемы, которые создают данное пространство.
- Различные материалы, которые, в свою очередь, формируют данные объемы.
Категории композиции
Мы рассмотрели разные виды композиций в изобразительном искусстве. Их следует отличать от типов, категорий. Последние представлены следующими составляющими:
- Произведение с применением симметрии.
- Объекты на произведении движутся от зрителя или к нему.
- Предметы на композиции надвигаются на зрителя.
- В произведении явно просматривается композиционный центр.
- Пространство построено цветом.
- Построение пространства пластическое.
- Построение пространства интерьерное.
- Расчленение на планы – хорошо просматривается главная, основная сцена и фон. Иногда добавляется третий, четвертый и последующие планы.
- Расчленение на слои – здесь фигуры создают пространство, вместо того чтобы располагаться в нем, находясь выше или ниже на холсте, перекрывая друг друга, отличаясь степенью законченности образа. Примером такого типа будет икона.
Типология композиции
Виды композиции в литературе, живописи, скульптуре могут различаться между собой образными средствами. На этом и основывается градация по представленной ниже типологии.
Сюжетно-изобразительная. Иными словами, повествовательная. Такая композиция – это основа реалистических произведений: скульптуры, живописи и проч. В ней участвуют реальные персонажи, каждый со своей ролью и отношением к другому или другим. Композиция требует вдумчивого ознакомления, анализа от частного к общему.
Декоративно-тематическая. Сюжет такой композиции подчинен декоративным целям. Обычно является составной частью более крупного произведения. Это интерьеры помещений, иллюстрации к книгам, народное искусство и проч.
Для таких композиций важен емкий и лаконичный, но обобщенный образ. Различными средствами выразительности художник старается заострить внимание зрителя на определенных его чертах. Образ темы выделяется на основе ассоциаций. Например, море – это корабль, стаи рыб, моряки, ракушка, волны и т.д.
Техника исполнения и материал зачастую зависят от выбранной темы. Деревенская жизнь будет изображена на лубке, история Древнего Египта оформлена в виде фрески и т.д. Иногда один и тот же образ художник изображает в нескольких интерпретациях. Солнце как мотив для волгоградского кружева, восхваления бога Ра древними египтянами, сюжет для многоцветной национальной таджикской живописи и проч.
Композиция предметных форм. Иными словами, это натюрморт. Изображение с виду обыденных вещей, которое может вызвать эстетический восторг. Предметы здесь взаимозависимы, а сюжет жив благодаря определенному их сочетанию. Для данных произведений характерен символический смысл, у зрителя при их рассмотрении должны рождаться образные ассоциации. Изображение может быть как натуралистичным, так и в виде одного только наброска.
В современном виде композиция предметных форм свойственна для художественных фотографий, коллажей, составленных в графическом редакторе.
Формальная. Второе название – не изобразительная, т.к. она строится из пятен и линий. Данные художественные образы не могут существовать в реальности, не имеют практической и рациональной значимости. Здесь важен не сюжет, смысл, а именно пластические формы, принципы и законы их построения. Эмоции у зрителя здесь вызывает именно художественная форма, цвета, пластика. Абстрактные образы такой композиции возникают из символов, геометрических фигур, упрощенных образов реальных предметов.
Композиция в литературе
Существует две градации видов композиции в литературе. Рассмотрим их подробнее.
Первая классификация следующая:
- Архитектоника, внешняя композиция. Это то, что выделяется графически: разделение произведения на главы, параграфы и абзацы, наличие пролога и эпилога, различные сноски и комментарии, эпиграфы, отступления автора и проч.
- Повествование, внутренняя композиция. Здесь уже заостряется внимание на содержании творения: образы и их система, сюжет, строение речевых ситуаций, выделение сильных компонентов текста – лейтмотива, кульминации, развязки, финала.
Следующая градация видов литературных композиций выглядит так:
- Тематическая. В центре оказываются взаимоотношения главных героев. Дополнительно разделяется на последовательную (плавный переход от одной мысли к другой), основанную на развитии и трансформации образа литературного героя и держащуюся на сопоставлении образов литературных героев.
- Зеркальная. При прочтении у читателя возникает ощущение, что некоторые образы, эпизоды симметричны.
- Кольцевая (обрамленная). Произведение начинается и заканчивается одной и той же сценой.
- Обратная. События в книге развиваются от финальной сцены к ее истокам, причинам.
Виды цветочных композиций
В заключение рассмотрим такой вид искусства, как флористика.
Виды композиций цветов здесь бывают самыми разнообразными:
- Разновидности аранжировок из срезанных цветов: букеты, композиции в настенных, напольных, настольных, подвесных, высоких, плоских и низких вазах, в специальных подставках, макраме, корзинках, корягах, коре дерева.
- Букет как композиция разделяется на праздничный и повседневный.
- Формы букетных композиций: круглые, линейные, односторонние, свободно собранные, массивные, различных размеров (5-50 см).
Композиция – это важная организационная форма в искусстве. Именно она делает любое произведение завершенным, имеющим смысл, достойным эмоций зрителя, читателя. Каждый ее вид, как мы убедились, что в изобразительном искусстве, что в литературе, что во флористике имеет свои уникальные особенности, законы построения произведения художником.
Композиция (изобразительное искусство)
Композиция — важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника. Композиционное решение в изобразительном искусстве связано с распределением предметов и фигур в пространстве, установлением соотношения объемов, света и тени, пятен цвета и т. п.
Содержание
Композиционные приемы
- центр (смысловой, композиционный)
- применение золотого сечения
- ритм
- статика
- динамика
Законы композиции
- Закон целостности — вытекает из целостности мира
- Закон жизненности
- Закон контрастов
- Закон подчинённости
- Закон воздействия[1]
- Закон новизны[2]
Виды композиции
- Фронтальная — плоская (витраж, фреска, картина)
- Объёмная — (Скульптура, архитектура)
- Глубинно—пространственная — пространство формированное из пространства, предметов и расстояний между ними (Архитектурный ансамбль)
Типы композиции
1. Членение на слои
Пространство создают фигуры, а не располагаются в нём, перекрывая друг друга и мерой своей законченности, и располагаясь ниже или выше на холсте.
Такой тип характерен для иконы.
2. Членение на планы
Берёт свои истоки в эпоху Ренессанса Картины тогда состояли из двух планов — 1 хорошо развитый план — действие — 2 слабо выраженный — архитектурный или природный пейзаж В последующее время стали появляться 3, 4, планы.
3. Построение пространства цветом
4. Интерьерное построение пространства
«Завтрак аристократа», «Сватовство майора» Павел Федотов
5. Пластическое построение пространства
это когда пространство строят фигуры Здесь можно выделить 4 подтипа
1. Фигуры надвигающиеся на зрителя
2. Фигуры движущиеся к зрителю или от зрителя
«Крестный ход» Прянишников
4. Композиция с использованием симметрии
Этот тип использовался в эпоху Ренессанса
«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, «Афинская школа» Рафаэля
См. также
Примечания
- ↑Композиция/Основные законы/Закон воздействия // Coposic.ru
- ↑Композиция/Основные законы/Закон новизны // Coposic.ru
Источники
- Левандовский С. О сюжете и композиции // Художник. 1981, № 4. С.58-61.
- Гончаров А. О композиции // Художник. 1981, № 6. С.34-37.
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое “Композиция (изобразительное искусство)” в других словарях:
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И МИФОЛОГИЯ — Проблема соотношения изобразительного искусства (И. и.) и мифологии охватывает широкий круг вопросов, связанных как с генезисом И. и., так и с особенностями языка И. и. и способностью его адекватно передавать содержание мифологических текстов,… … Энциклопедия мифологии
Изобразительное искусство Италии — «Вакх», Караваджо, 1593 1594. Уффици История итальянского искусства во многом во много предопределила историю искусства З … Википедия
Изобразительное искусство и экспрессионизм — В изобразительном искусстве экспрессионизм оставил самый ранний по времени и самый заметный след, прежде всего, в Германии, где его признаки обнаруживаются в графике и живописи уже в середине первого десятилетия XX в. Об экспрессионизме до… … Энциклопедический словарь экспрессионизма
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И БИБЛИЯ. — Образы Свящ. ПИСАНИЯ занимают одно из центральных мест в И.и. тех народов, среди к–рых распространилась христ. вера. История библ. сюжетов в живописи (станковой и настенной), мозаике, *иконописи, пластике, витражах и книжной иллюстрации (см. ст.… … Библиологический словарь
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО — в школе, система уч. и внеуч. худож. деятельности учащихся; в узком смысле уч. предмет (до 1964 «Рисование»). И. и. важное звено в системе общего и эстетич. воспитания, один из видов и средств худож. образования школьников. Занятия И. и. призваны … Российская педагогическая энциклопедия
Уругвай. Архитектура и изобразительное искусство — К. Цукки, Ф. Х. Гармендия. Театр «Солис» в Монтевидео. 184156. Боковые крылья 186974, архитертор В. Рабю. Уругвай. Архитектура и изобразительное искусство Архитектура. Территория У. в течение длительного времени была мало… … Энциклопедический справочник «Латинская Америка»
Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, РСФСР (архитектура и изобразительное искусство) — XII. Архитектура и изобразительное искусство = Древнейший период … Большая советская энциклопедия
Наука и культура. Архитектура и изобразительное искусство — Фрагмент стены крепости Саксауаман, близ Куско (Перу). XV в. Культура инков. Наука и культура. Архитектура и изобразительное искусство Архитектура. История архитектуры стран Латинской Америки расчленяется на 3 периода: древний (доиспанский),… … Энциклопедический справочник «Латинская Америка»
Сенегал. Архитектура и изобразительное искусство — Ж. Диоп «Родители». Двойная маска. Дерево. Дакар. Среди памятников средневековой культуры Сенегала могильники в виде невысоких круглых насыпей, мегалиты менгиры прямоугольного и круглого сечений, поставленные по кругу (XII XIV вв.; район Тамба… … Энциклопедический справочник «Африка»
Мода и культура
Вы здесь
Основы композиции в искусстве
Композиция – основа любого произведения искусства. Именно она придает ему выразительность, единство и целостность. Оригинальное композиционное решение привлекает внимание и помогает понять вложенный автором смысл. В то время как неудачный подбор композиционных элементов, даже если все объекты искусно прорисованы, может испортить впечатление от картины.
Принято различать несколько видов композиции:
– фронтальная или плоская – витраж, фреску или картину;
– объемная – скульптура или архитектура;
– глубинно-пространственная – архитектурные ансамбли.
Базовые принципы композиции
У композиции свои законы, среди которых можно выделить основные:
- Целостность – все элементы произведения являются единым целым, нет ничего лишнего или хаотичного;
- Определение смыслового центра – выделение объектов, играющих основную роль, привлечение к ним внимания;
- Использование контрастов – это может быть сочетание цветов, изображение предметов различной величины или противопоставление отрицательных и положительны персонажей;
- Статика – состояние уравновешенности и покоя, выраженное в симметричности предметов и расположении их в определенном порядке;
- Динамика – состояние движения, подчеркнутая асимметрия в расположении объектов делает композицию динамичной.
Для того, чтобы произведение выглядело более выразительным, необходимо уметь грамотно компоновать предметы между собой, ориентируясь на знания перспективы, пропорций и форм, теории цвета. При этом важно не перегрузить работу обилием деталей.
Выразительные средства композиции
Восприятие художественного произведения напрямую зависит от его композиции, поэтому важно уметь ее выстраивать, пользуясь художественными средствами: линией, штриховкой, тональными и цветовыми пятнами, перспективой и светотенью. Они помогают не только распределить предметы в пространстве, установить соотношения объемов, света и тени, но и точно передать задумку автора.
В живописи отдельные композиционные приемы позволяют достичь наибольшей выразительности картины, раскрыть многогранность содержания. Это может быть ритмическое построение, где все элементы произведения упорядочены, согласованы и подчинены четкому ритму, заданному художником. В выстраивании композиции изображения задействованы различные изобразительные средства, такие как формат холста и размер изображения, фокусная точка, обрамление, температура цветовых сочетаний, глубина и ракурс, контрасты и ритм.
Расположив изобразительные элементы на картине определенным образом, можно наиболее полно передать замысел, привлечь внимание зрителя. Для этого необходимо выстроить композицию так, чтобы все объекты были переданы наиболее выразительно. Отбросив все лишние детали, оставить только самое необходимое. Подчеркнуть внутреннее содержание всем образным строем картины.
Фокусная точка – центр всего произведения, она несет мощную композиционную нагрузку. Остальные элементы являются второстепенными и служат для ее обрамления. Она должна органично и естественно вписываться в картину. Немаловажную роль играет баланс композиционных элементов, который позволяет добиться гармонии между изображенными объектами.
Четкое следование основным принципам построения композиции – ключ к созданию уникального произведения искусства.
Источники:
https://www.syl.ru/article/354788/osnovnyie-vidyi-kompozitsiy-v-iskusstve
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1382293
https://myshulka.ru/node/327