Особенности характера женщины с греческими корнями. Греки и религия
Религия Греции и ее особенности
В православном мире Греческая, или, как её принято называть, Элладская церковь является третьей по числу своих последователей и одной из самых влиятельных. В то же время Греческая республика стала единственной страной, конституционно закрепившей православие в качестве государственной религии. В жизни её общества церковь играет важнейшую роль, а вера исторически стала неотъемлемой частью культуры.
Вера, утверждённая законом
В религиозном и культурном отношении современная Греция по праву считается наследницей Византии. Из 11 млн её жителей, 9,4 млн человек принадлежат к Элладской Православной Церкви, во главе которой стоит архиепископ Афинский. Кроме того, значительное количество граждан (по некоторым данным, около 800 тыс. человек) являются последователями так называемых старостильных православных церквей, использующих в своём богослужении Юлианский календарь.
Основная религия Греции ─ православие ─ опирается не только на многовековые традиции, но и на целый ряд законодательных актов, принятых в последние десятилетия. Например, брак не признаётся законным без обряда венчания. Большинство церковных праздников имеют статус общегосударственных, а профессиональные принято отмечать во дни памяти святых, являющихся небесными покровителями данного рода занятий. Ввиду того авторитета, который имеет в Греции православная церковь, крещение считается обязательным, а именины являются более веским поводом для торжества, чем день рождения. Принадлежность к тому или иному вероисповеданию указывается в особой графе паспорта.
Начало христианизации Эллады
Из Нового Завета известно, что свет христианской веры в I веке принёс на Греческую землю первоверховный апостол Павел. До его появления в этих краях государственной религией Греции было язычество, и жители страны, имевшей богатейшее культурное наследие, оскверняли себя идолопоклонством. Многие годы святой благовестник провёл среди них, проповедуя учение Христово.
Греки весьма живо воспринимали новое для них учение, и во многих районах, где проповедовал апостол Павел, после его ухода оставались созданные им христианские общины. Именно они впоследствии дали толчок к распространению Христова учения по всему европейскому языческому миру.
Последователи первоверховного апостола
Свой вклад в христианизацию Эллады внёс и святой евангелист Иоанн Богослов, трудившийся там вместе со своим учеником Прокопием, также впоследствии канонизированном православной церковью. Основными местами их проповеднической деятельности стали город Эфес и остров Патмос на юго-востоке Эгейского моря, где было написано знаменитое «Откровение Иоанна Богослова», известное также под названием «Апокалипсис». Кроме того, достойными продолжателями дела, начатого апостолом Павлом, явились святые Варнава и Марк.
Однако, несмотря на все апостольские труды, Греция ещё в течение трёх столетий оставалась языческой, и христиане подвергались жестоким гонениям, лишь изредка сменявшимся периодами относительного затишья. Православие восторжествовало в ней лишь в IV веке, после возникновения Византийской империи.
Вера, сохранившая нацию
С этого времени православная религия Греции получила общегосударственный статус, следствием чего стало появление многочисленных храмов и основание целой сети монашеских обителей. Тот же исторический период был отмечен бурным всплеском богословской мысли и утверждением организационной структуры церкви.
Общепризнано, что именно благодаря религии Греция сумела сохранить свою национальную самобытность в годы турецкого владычества XV-XIX вв. Несмотря на все попытки насильственной исламизации, жители Эллады сберегли свою веру, которая помогла им пронести сквозь годы османского ига культурное наследие прошлых веков, свой язык и традиции. Более того, многие исследователи склонны полагать, что в тот период лишь благодаря церкви греки не исчезли с лица земли как нация.
Земной удел Пресвятой Богородицы
Греция стала родиной многих святых, почитаемых во всём христианском мире. Достаточно назвать лишь такие известные имена, как великомученик Димитрий Солунский, святители Григорий Палама и Нектарий Эгинский, святая Параскева-мученица и ряд других угодников Божиих, оставивших заметный след в истории православия. Многие из них местом своего служения Богу избрали святую гору Афон, признанную земным уделом Пресвятой Богородицы.
Именно Ей Священное Предание приписывает заповедь, запрещающую женщинам посещать расположенные там монастыри. Любопытно, что сохранение этого правила, соблюдаемого на протяжении 2 тыс. лет, входило в число условий, выдвинутых Греческой Республикой при вступлении в Евросоюз.
Особенности религии греков
Несмотря на то что у Русской и Греческой церквей одна общая вера, между ними существуют некоторые отличия сугубо обрядового характера. Например, богослужения в греческих храмах короче, чем в русских, и их отличает нарочитая простота. Исповедовать прихожан могут не все священники, а только иеромонахи, причём сама исповедь не совершается во время литургии. В церковном хоре поют только мужчины. Храмы открыты круглосуточно, и женщинам вход в них разрешён без головных уборов. Есть также отличия и в облачении священников.
В наши дни религия Греции не ограничивается лишь православием. По статистическим данным, в стране сегодня насчитывается 58 тыс. католиков. Кроме того, протестантизм в Греции исповедуют 40 тыс. человек. В стране также насчитывается около 5 тыс. иудеев, проживающих главным образом в Салониках. Имеются также представители этнической греческой религии (политеизма) ─ около 2 тыс.
Пятидесятники ─ кто они, чем опасны и каковы их особенности?
В настоящее время в Греции, как и во всём мире, немалой популярностью пользуются различные мистические учения. Наиболее распространённым среди них является Пятидесятничество. Религией это течение назвать нельзя, поскольку по ряду характерных признаков оно представляет собой секту. Отколовшись в начале XX века от протестантской церкви Америки, пятидесятники с тех пор исповедуют собственное учение, по ряду вопросов расходящееся с христианской догматикой, и практикуют совершенно чуждые церковным канонам обряды.
Особый упор члены секты делают на так называемое Крещение Святым Духом ─ обряд, в основе которого заложена христианская догма о сошествии Святого духа на апостолов, но имеющий форму, глубоко чуждую церковной традиции. Заключается он в том, что во время молитвенных собраний все присутствующие приводятся в состояние транса, при котором теряют ощущение реальности и начинают издавать бессвязные звуки (глоссолалии), близкие по своему фонетическому строю к человеческой речи, но лишённые всякого смысла.
«Неведомые языки»
Этим обрядом пятидесятники воспроизводят эпизод, приведённый в первой главе книги «Деяния святых апостолов», автором которой принято считать евангелиста Луку. В ней описывается, как в пятидесятый день после воскресения Иисуса Христа на Его учеников, собравшихся в Сионской горнице в Иерусалиме, снизошёл Святой Дух в виде огненных языков, после чего они обрели дар, проповедуя Слово Божье, говорить на неизвестных им ранее языках.
Члены секты полагают, что в процессе совершаемого ими обряда они получают дар, сходный с тем, который был ниспослан апостолам при схождении на них Святого Духа. Доказательством, по их мнению, является, упомянутые выше глоссолалии, которые сектанты выдают за непроизвольную речь на неведомых никому языках.
Обряды, ведущие к помешательству
Сразу отметим, что специалисты неоднократно проводили исследования этого феномена и пришли к заключению, что глоссолалии не только не являются речью на каком-либо из современных языков, но даже не имеют сходства ни с одним из умерших. В свою очередь медики находят в них многие черты, соответствующие симптомам ряда психический заболеваний, что всеми силами пытаются опровергнуть пятидесятники.
Кто они, чем опасны и почему их секта считается деструктивной ─ вопросы, неоднократно освещавшиеся в средствах массовой информации. Резкая критика обрядов, совершающихся во время молитвенных собраний, звучала как со стороны медиков, подчёркивавших их отрицательное воздействие на человеческую психику, так и со стороны представителей официальной Церкви, приписывающих глоссолалии воздействию сатанинских сил.
Благочестие и непротивление злу
В обыденной жизни пятидесятники придерживаются «учения о благочестии», проповедуя отказ от наркотиков, алкоголя, курения и азартных игр. Они являются ревностными поборниками семейных устоев и добросовестного отношения к труду.
Традиции, принятые в среде пятидесятников, предписывают им следовать доктрине о «непротивлении злу насилием». В связи с этим многие из них отказываются служить в армии и вообще брать в руки оружие. Такая позиция находит отклик среди жителей разных стран мира, и благодаря этому число последователей секты пятидесятников с каждым годом увеличивается.
Веротерпимость, ставшая национальной чертой
В предыдущих разделах статьи упоминался период османского господства в Греции, в результате чего, начиная с XV века, она стала границей, разделявшей христианский и мусульманский миры. Несмотря на то что события тех далёких времён стали достоянием истории, их отзвуки слышны и поныне. Сегодня на территории страны (главным образом в Западной Фракии) проживает около 250 тыс. мусульман, и хотя от общего числа жителей они составляют незначительный процент, исламский фактор в Греции продолжает играть весьма существенную роль.
В своей повседневной жизни греки, как и все прочие люди, заняты решением обычных житейских проблем. Но системой религиозных праздников, постов и регулярных богослужений Церковь помогает им возвыситься над обыденной суетой и не позволяет забыть о вечности, ожидающей каждого из людей за порогом смерти.
Воспитанные в православной вере, они проявляют сочувствие и к представителям других религий, поэтому население Греции всегда отличалось веротерпимостью. Среди них испокон века было принято уважать чужой выбор и не ограничивать гражданские права иноверцев.
Современные греки на фоне Евросоюза: Вся правда о греческом характере
Общеизвестно, что греки, как всякий южный народ, громогласны, добродушны, вспыльчивы и гостеприимны. Чтобы убедиться в этом, достаточно провести в Греции отпуск. Общая картина краха греческой экономики привнесла в перечисление их черт такие характеристики как халатность и хитроватость. Имеют ли они право на существование? Двух недель, проведённых в Греции, бывает недостаточно, чтобы ответить на этот вопрос. Но можно попробовать проанализировать опыт нескольких лет.
Идя по улице видишь не одного грека, сидящего за столиком с сигаретой и стаканом фрапе, с компанией или без. Расслабляющая, мирная картина. Сторонний наблюдатель скажет: инертная личность, кроме этого стула и стакана с кофе, ему ничего больше не надо. Какое обманчивое впечатление! Если бы дела обстояли так, греческая нация всё ещё находилась бы под турецким игом. Кофе можно было пить и при них. Вставать со стула, поднимать восстание? Зачем такие сложности?
Однако же, не так давно (немногим более ста лет тому назад), после длительной и кровопролитной войны за независимость, турки были изгнаны навсегда, и Греция начала писать свою новейшую историю.
Свободолюбие современные греки любят выражать особым способом: забастовки и демонстрации. Отнимите у греков право на забастовку — и вы отнимите их душу. Регулярные забастовки, сопровождающиеся демонстрациями — это как землетрясения в зоне высокой сейсмической активности: чем чаще, тем лучше, лишь бы без серьёзных разрушений. Греческий народ должен постоянно сбрасывать накопившиеся напряжение и недовольство, иначе создавшийся тромб может привести к непредсказуемым и страшным последствиям. Сажать греков на цепь очень, очень опасно — спросите хоть турок.
Свободолюбие современные греки любят выражать особым способом
Трудолюбивы ли греки? Наверное, не менее, чем любой другой европейский народ. Подобно большим детям, греки любят немного пожаловаться соседу на трудную жизнь, большое количество рабочих часов или маленькую зарплату, но все эти разговоры заканчиваются одной фразой: «Дулья на эхи!» «Была бы работа!» Странный лозунг для ленивой нации, не правда ли? Была бы работа, остальное стерпится. Суровая справедливость этой фразы делает невозможными дальнейшие жалобы, разговор прекращается, и каждый возвращается к своим делам.
Молодёжь здесь с подросткового возраста привыкает зарабатывать на карманные расходы: редко кто не прошёл в студенческие годы практику официанта или бармена. Часто такое место сохраняется затем на многие годы как вторая профессия — если первая не приносит достаточного дохода. Но никто не воспринимает такое положение вещей трагично, напротив — общительные греки быстро создают в таком заведении свой микроклимат и не расстанутся с любимым кафе, даже если придётся работать в нём бесплатно.
Если уж говорить правду о греческом характере, то стоит упомянуть о таком феномене, как греческая пунктуальность и обязательность.
Молодёжь в Греции с подросткового возраста привыкает зарабатывать на карманные расходы: редко кто не прошёл в студенческие годы практику официанта или бармена.
Приходить вовремя здесь принято только на приём к зубному врачу и к агенту по недвижимости — иначе отправитесь обратно, не солоно хлебавши. Во всех остальных случаях приходить вовремя — себя не уважать. Если Вы уговорились с греком встретиться там-то через столько-то минут, спокойно удваивайте оговоренный временной интервал — и всё будет в порядке. Если же Вы пришли в указанный час, а Ваш оппонент, улыбаясь во весь рот, через полчаса показался в дверях, лучше не выказывайте ему своего недовольства: Вы добъётесь лишь того, что улыбка у него на лице сменится удивлением и непониманием, и он раз и навсегда сочтёт Вас мелочным. Вы ведь не на улице его ждали в лютый мороз, великое дело.
Греческая обязательность — вопрос не менее щекотливый. «Сделаем!» — заверит Вас управдом, слесарь, электрик, продавец и строитель. Но обещанного, как Вы знаете, три года ждут. Желая воздействовать на совесть своего должника и являясь ему на глаза немым укором, Вы мало чего добьётесь, Вам вряд ли даже удастся испортить с ним отношения. Вас встретят такие же, как и прежде, распростёртые объятия и радостный возглас, а также уверения в том, что вот буквально сейчас он набирал Ваш номер. Очень популярна фраза «Я про тебя помню!» Последует кофе, подробный разговор о жизни и обещание решить Ваш вопрос «на следующей неделе».
Чувство патриотизма у греков воспитывается с самого детства
Размягчённый и успокоенный, Вы уходите со смутным ощущением, что Вас оставили в дураках, и это соответствует истине: следующая неделя, как правило, никогда не наступает. Совершив аналогичный променад с тем же результатом N-ное количество раз, Вы в конце концов выходите из себя и с помощью криков и угроз добиваетесь результата. Стоит ли удивляться, что сами греки начинают кричать уже заранее, иногда просто в профилактических целях?
Приходить вовремя здесь принято только на приём к зубному врачу и к агенту по недвижимости – иначе отправитесь обратно, не солоно хлебавши.
Как парадоксально, непостижимо и в то же время прекрасно, что эти же самые люди, увидев человека в затруднении, сделают для него всё, что могут, и даже больше — и никогда не поставят свои заслуги ему в строку. Бескорыстность и открытая душа — вот те двигатели, что заставят грека отдать Вам последнюю рубашку. Если позже Вам вздумается его благодарить, грек искренне удивится: подумаешь! Как не помочь, мы же люди. Логично было бы ожидать подобного отношения и к себе — но насильно мил не будешь.
Невозможно завершить наш очерк, не упомянув про ещё одну черту эллинов — греческий патриотизм. У кого его нет, скажете вы? Так вспомните, сколько раз вы в школе поднимали флаг своей страны? А греческие дети — каждое утро. С этого занятия, сопряжённого с утренней молитвой, начинается их школьный день. Служба в армии вызывает у молодой греческой поросли чувство законной гордости, и за свою национальную команду греки порвут глотку на любом стадионе.
Что бы о них ни думали и ни говорили в пресловутом Евросоюзе и за его пределами — слова, подобно пустой воде, будут стекать с олимпийских вершин, не задерживаясь на них и не оставляя следа.
Похожие статьи:
Автор: Элени Павлиди, photo by John D. Carnessiotis
Греческий характер
Также читайте:
О греческом темпераменте знают все…если не спит, значит танцует, если не танцует, значит сидит в кофейне и страстно что-то обсуждает. Как греки относятся к своим проблемам? К чужим? К проблемам страны? И что такое греческое эго?
Индивидуализм
Дожидаться своей очереди – дело для греков почти невиданное. Они ездят и ходят в агрессивной манере, и их абсолютно не занимает то, что их действия могут нарушать благополучие или спокойствие окружающих. Не ждите от них, что они будут вам говорить формулы вежливости, типа «пожалуйста», «спасибо». Не ожидайте от них также пунктуальности или чего-то, на нее похожего.
Индивидуализм – главная черта, характеризующая греков, что делает невозможной любую попытку рассортировать их по полочкам и навесить ярлычок на греков как нацию. Они лелеют свое сверхраздутое эго, что делает совершенно невозможным любую коллективную инициативу до тех пор, пока они не столкнутся лицом к лицу с национальной катастрофой, и тогда они сплачиваются в редком проявлении национального единства. Греки также обнаруживают чрезвычайную страсть к свободе выбора – что делает их абсолютно невосприимчивыми к пониманию слов «дисциплина», «координация» или «система».
«Я» – любимое слово греков. Когда грек задает риторический вопрос «А ты знаешь, кто я?», он явно считает себя центром вселенной. Как объяснял один старичок из Дельф, все очень просто: «Земля -центр Вселенной, Греция – сердце Земли, Дельфы -центр Греции и, следовательно, пуп Земли, я – глава Дельф, следовательно, я – центр Вселенной».
Бурные эмоции
Когда грек не спит, его живой темперамент расцветает буйным цветом, не стесненный никакими условностями. Может быть, именно это заставило древних мудрецов высечь на порталах храма Дельфийского оракула изречения «Ничего сверх меры» и «Познай самого себя» в тщетной попытке убедить сограждан сдерживать эмоции. Они не вняли этому призыву тогда, не внимают и сейчас. От Ахилла, чей гнев явился причиной такой массовой бойни под стенами Трои, до адмирала Миаулиса, который в XIX веке так рассердился на правительство, что поджег греческий флот, греки дают полный выход своим эмоциям, и. плевать на последствия!
Только в Греции существует понятие «наша таверна» и «наша кофейня». В плане времяпрепровождения греки ужасно консервативны. В таверну, расположенную, как правило, неподалеку от дома, ходят не годами и десятилетиями, а поколениями. Нередко в одну и ту же таверну ходили и отец, и дед нынешних завсегдатаев, а обслуживал их отец и дед нынешнего владельца.
Самоконтроль хоть и был изобретен древними спартанцами, не только неизвестен современным грекам, но и абсолютно непонятен. Они все делают о страстью – веселятся и печалятся. Они кричат, вопят, разражаются напыщенными тирадами, неистово проклинают судьбу одинаково по поводу важных и не очень важных обстоятельств. Ни одно чувство не считается слишком личным, чтобы остаться невыраженным. Их страсти не знают границ. Такая бьющая ключом несдержанность часто выливается в жгучую потребность выразить себя в какой-нибудь физической форме.
Во всем мире люди танцуют, когда счастливы. Греки же склонны излить глубочайшую боль и сердечные страдания в разрывающем сердце величественном танцевальном ритме. «Во мне живет черт, – объясняет грек Зорба в одноименном романе Никоса Казандзакиса. – Каждый раз, когда мое сердце готово разорваться, он приказывает мне: «Танцуй!» – и я танцую. И моя боль проходит».
Безразличие
С раскаленностью греческого темперамента органично сочетается лед общеизвестного безразличия греков ко всему, что связано с улучшением общественной жизни или к любому достойному делу. Широко распространенное выражение «Забудь об этом, брат! Я не стану рисковать своей шеей ради спасения Римской*(В разговорном языке греки вес еще называют себя «римлянами», так как греко-византийская Восточная Римская империя просуществовала еще тысячу лет после распада Западной. – Прим, автора.) нации!» указывает на упорное нежелание большинства греков проявлять активный интерес к чему-либо, что лежит за пределами их ближайшего окружения или что не принесет им личной выгоды. На этот счет даже есть песенка, которая заканчивается припевом: «А мы все сидим в кофейне – сигары, кофе и карты, и пусть будет что будет, брат!»
Неуверенность в себе
Согласно международному исследованию, греки самая неуверенная в себе нация в мире. Они боятся видеть себя такими, какие они есть на самом деле, они страшатся ответственности за свои /действия -и потому не способны посмеяться над собой. Прячась за фасадом внешнего достоинства, они пытаются скрыть свои сомнения, свою неуверенность любыми способами. Они боятся, что их посчитают недостаточно серьезными, и чем больше недостатков они у себя находят, тем более помпезными и серьезными стараются казаться. Две трети греческого общества преследуемы мыслью «А что скажут другие?» и прячут свою истинную сущность под слоями плохо пригнанной благопристойности.
Источники:
https://www.syl.ru/article/327885/religiya-gretsii-i-ee-osobennosti
https://www.grekoblog.com/planirovanie-poezdki/eto-interesno/sovremennye-greki-na-fone-evrosoyuza-vsya-pravda-o-grecheskom-xaraktere.html
https://www.ice-nut.ru/greece/greece08202.htm