2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Отношения – Сострадание или равнодушие? «Дела добрые и злые. Милосердие

Конспект внеклассного занятия по теме: «Дела добрые и злые. Милосердие. Благодарность. Равнодушие»

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Внеклассное занятие по теме: «Дела добрые и злые. Милосердие. Благодарность. Равнодушие».

Цель: оказание помощи учащимся в осознании нравственных норм и правил, жизненном самоопределении, формирование активной гражданской позиции учащихся.

продолжить формировать понятие о положительных и отрицательных поступках, сформировать понятия «милосердие», «равнодушие», «корысть», формировать понятие о мотивации людей при выборе поступка;

воспитывать милосердие, сострадание;

развивать умение рассуждать, выражать свои мысли, расширять словарный запас учащихся;

I Организационный момент.

— Здравствуйте. Кто меня хорошо слышит, похлопайте в ладоши. Кто меня хорошо слышит, улыбнитесь. Кто меня хорошо слышит, повернитесь к соседу справа. Итак, я вижу, что все внимательно слушают. Начнем занятие.

II Постановка целей и задач занятия:

— Сегодня мы с вами поговорим о делах людей, о делах добрых и злых, о милосердии и равнодушии.

III Ход занятия:

— Мы часто сталкиваемся с разными поступками людей, сами поступаем по-разному. Вы уже знаете, какие поступки можно назвать добрыми, а какие – злыми. Скажите, какие дела можно назвать добрыми? Продолжите фразу:

Доброе дело – это такое дело, от которого …

— А какие дела можно назвать злыми? Продолжите фразу на экране:

Злое дело – это такое дело, которое …

— Хорошо. Я буду называть поступки людей, а вы будете оценивать их и показывать вашу оценку так: если я говорю о добром деле, вы хлопаете в ладоши, если я говорю о злом деле, вы топаете ногами. Будьте внимательны, могут быть ловушки.

мальчик помог пожилому человеку донести до дома тяжелые сумки;

человек упал на улице, все проходят мимо, никто не помогает подняться;

ребята делают кормушки для птиц и кормят их зимой;

внук помогает бабушке – моет посуду, полы;

мама убирает в квартире, а дочь кушает пирог и смотрит телевизор;

строители ремонтировали дорогу и повредили маленькое деревце, которое росло около дороги, папа с сыном пересадили деревце подальше от дороги;

мальчик сходил в аптеку за лекарствами для больной соседки и ждал, что она ему за это заплатит, но она не заплатила, мальчик обиделся и сказал, что помогать ей больше не будет… (ловушка)

— Последнее дело, о котором я вам сказала, доброе или нет? Кто засомневался? Почему?

Корысть – ожидание благодарности, оплаты за помощь, выгода от дела, сделанного человеком.

Человек, ожидающий выгоды от сделанного им дела – корыстный человек.

Человек, не ожидающий выгоды от сделанного им дела – бескорыстный человек.

— Как вы думаете, корыстный человек делает доброе дело?

— Так что же такое доброе дело? Что такое злое дело?

Доброе дело — это такое дело, от которого другим людям хорошо или оно приносит пользу другому человеку, живому миру и природе. Доброе дело делается бескорыстно.

Злое дело — это такое дело, которое приносит страдание или неприятности окружающим людям, дело от которого плохо живому миру и природе.

Просмотр видео о добрых делах на дорогах.

Идет Инна, падает, хватается за ногу, садится на скамейку, плачет. Подбегает Миша, смеется над Инной, дразнит ее. Мимо проходят Юля и Настя, разговаривают, не обращают внимания на Инну и Мишу. Подходит Антон, стыдит Мишу, садится рядом с Инной, успокаивает ее, помогает встать со скамейки и уйти.

Обсуждение ситуации. На доске таблички «милосердие», «равнодушие», «доброе дело», «злое дело». В ходе обсуждения таблички раздаются участникам сценки.

Милосердие – это бескорыстное желание оказать помощь нуждающемуся человеку.

Равнодушие – лишенное интереса, безучастное отношение к окружающим.

— К добрым или злым делам относятся проявления милосердия? Равнодушия?

А как бы вы поступили,

если бы увидели, что ваши одноклассники кого-то обижают?

если бы увидели на улице маленького голодного котенка?

если бы увидели, что ребенок в парке потерялся и плачет?

— Все это проявление милосердия. Я рада, что вы делаете такой выбор.

-А если вы не можете помочь, вы пройдете мимо, проявите равнодушие? А что нужно сделать, если вы сами помочь не можете? (обратиться к взрослым)

Просмотр видео о спасении животных.

-Возьмите листочки и напишите на зеленых листочках доброе дело, которое вы сделали или сделаете или хотите чтобы для вас сделали, а на коричневых листочках напишите злые дела. (дети пишут)

— Какие добрые дела вы написали?

— Какие злые дела вы написали?

— Оставьте листочки у себя, они нам еще пригодятся.

-Как вы думаете, почему люди делают добрые дела и злые дела?

Доска делится на две части – добрые дела и злые дела. Дети высказывают свое мнение, записывают на доске мотивацию.

-А если кто-то сделал для вас доброе дело, как к этому нужно относиться? Почему?

Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.

— Конечно, если вы будете добры к людям, будете делать для них добрые дела, то и они ответят вам тем же. Доброму человеку хочется сделать добро в ответ. А если вы будете делать злые дела, то люди отвернутся от вас и не помогут в трудную минуту. Добро всегда возвращается добром.

Читать еще:  Гарем в османской империи. Роксолана-Хюррем — «железная леди» гарема

Просмотр видео «Бумеранг добра».

IV Подведение итогов занятия:

— О чем мы с вами сегодня говорили? (О добрых и злых делах, о милосердии и равнодушии)

Что такое равнодушие?

-Что такое милосердие?

— Скажите, вы хотите, чтобы добрых дел было больше, чтобы они росли?

— Тогда давайте посадим дерево добрых дел. (Дети приклеивают листочки с названиями добрых дел на дерево (на плакате)).

— А что сделаем со злыми делами? Мы закопаем их в землю и не дадим им расти.(Дети приклеивают листочки с названиями злых дел под корни дерева, «в землю»)

— Кто может сказать, что не забудет нашу сегодняшнюю беседу и будет делать добрые дела?

«Дела добрые и злые. Милосердие. Благодарность. Равнодушие»

Тема: «Дела добрые и злые. Милосердие. Благодарность. Равнодушие»

Цель: оказание помощи воспитанникам в осознании нравственных норм и правил, жизненном самоопределении, формирование активной гражданской позиции воспитанников.

· продолжить формировать понятие о положительных и отрицательных поступках;

· сформировать понятия «милосердие», «равнодушие», «корысть»;

· формировать понятие о мотивации людей при выборе поступка;

· воспитывать милосердие, сострадание;

· развивать умение рассуждать, выражать свои мысли, расширять словарный запас воспитанников.

Оборудование: презентация, видеоматериалы, материалы для изготовления дерева добрых дел (плакат с изображением ствола дерева, веток, подземной части).

1. Организационный момент.

Воспитатель: – Здравствуйте. Кто меня хорошо слышит, похлопайте в ладоши. Кто меня хорошо слышит, улыбнитесь. Кто меня хорошо слышит, повернитесь к соседу справа. Итак, я вижу, что все внимательно слушают. Начнем занятие.

2. Постановка целей и задач занятия.

Воспитатель: – Сегодня мы с вами поговорим о делах людей, о делах добрых и злых, о милосердии и равнодушии.

Воспитатель: – Мы часто сталкиваемся с разными поступками людей, сами поступаем по-разному. Вы уже знаете, какие поступки можно назвать добрыми, а какие – злыми. Скажите, какие дела можно назвать добрыми?

3.1. Работа воспитателя с воспитанниками:

Воспитатель: Продолжите фразу на экране:

«Доброе дело – это такое дело, от которого…»

Воспитанники: продолжают фразу

Воспитатель: – А какие дела можно назвать злыми?

Воспитатель: Продолжите фразу на экране:

«Злое дело – это такое дело, которое…»

Воспитанники: продолжают фразу

Воспитатель: – Хорошо. Я буду называть поступки людей, а вы будете оценивать их и показывать вашу оценку так: если я говорю о добром деле, вы хлопаете в ладоши, если я говорю о злом деле, вы топаете ногами. Будьте внимательны, могут быть ловушки.

· мальчик помог пожилому человеку донести до дома тяжелые сумки;

· человек упал на улице, все проходят мимо, никто не помогает подняться;

· ребята делают кормушки для птиц и кормят их зимой;

· внук помогает бабушке – моет посуду, полы;

· мама убирает в квартире, а дочь кушает пирог и смотрит телевизор;

· строители ремонтировали дорогу и повредили маленькое деревце, которое росло около дороги, папа с сыном пересадили деревце подальше от дороги;

· мальчик сходил в аптеку за лекарствами для больной соседки и ждал, что она ему за это заплатит, но она не заплатила, мальчик обиделся и сказал, что помогать ей больше не будет… (ловушка)

Воспитатель: – Последнее дело, о котором я вам сказала, доброе или нет? Кто засомневался? Почему?

Корысть ожидание благодарности, оплаты за помощь, выгода от дела, сделанного человеком.

Человек, ожидающий выгоды от сделанного им дела корыстный человек.

Человек, не ожидающий выгоды от сделанного им дела бескорыстный человек.

3.3. Диалог с воспитанниками

Воспитатель: – Как вы думаете, корыстный человек делает доброе дело?

Воспитатель: – Вернемся к экрану. Так что же такое доброе дело? Что такое злое дело?

Ø Доброе дело – это такое дело, от которого другим людям хорошо или оно приносит пользу другому человеку, живому миру и природе. Доброе дело делается бескорыстно.

Ø Злое дело – это такое дело, которое приносит страдание или неприятности окружающим людям, дело от которого плохо живому миру и природе.

Воспитатель: Давайте посмотрим видео о добрых делах на дорогах.

4. Моделирование ситуации .

Идет Инна, падает, хватается за ногу, садится на скамейку, плачет. Подбегает Миша, смеется над Инной, дразнит её. Мимо проходят Юля и Настя, разговаривают, не обращают внимания на Инну и Мишу. Подходит Антон, стыдит Мишу, садится рядом с Инной, успокаивает её, помогает встать со скамейки и уйти.

4.1. Обсуждение ситуации.

На доске таблички «милосердие», «равнодушие», «доброе дело», «злое дело». В ходе обсуждения таблички раздаются участникам сценки.

Милосердие это бескорыстное желание оказать помощь нуждающемуся человеку.

Равнодушие лишенное интереса, безучастное отношение к окружающим.

Воспитатель: – К добрым или злым делам относятся проявления милосердия? Равнодушия?

Воспитатель: – А как бы вы поступили, если бы увидели, что ваши одноклассники, одногруппники кого-то обижают?

Воспитатель: если бы увидели на улице маленького голодного котенка?

Воспитатель: если бы увидели, что ребенок в парке потерялся и плачет?

Воспитатель: – Все это проявление милосердия. Я рада, что вы делаете такой выбор.

-А если вы не можете помочь, вы пройдете мимо, проявите равнодушие?

Воспитатель: – А что нужно сделать, если вы сами помочь не можете?

Ответы воспитанников (обратиться к взрослым)

Воспитатель: А теперь я предлагаю посмотреть видео о спасении животных.

5. Самостоятельная практическая работа

Воспитатель: – Возьмите пожалуйста листочки и напишите на зеленых листочках доброе дело, которое вы сделали или сделаете или хотите чтобы для вас сделали, а на коричневых листочках напишите злые дела.

Читать еще:  Грибоедов горе от ума конфликт. Основной конфликт в комедии горе от ума

Воспитанники выполняют письменно практическую работу

5.1. Обсуждение письменной работы

Воспитатель: – Какие добрые дела вы написали?

Воспитатель: – Какие злые дела вы написали?

Воспитатель: – Оставьте листочки у себя, они нам еще пригодятся.

-Как вы думаете, почему люди делают добрые дела и злые дела?

5.2. Мотивация, высказывания мнений

Доска делится на две части – добрые дела и злые дела. Воспитанники высказывают свое мнение, записывают на доске мотивацию.

Воспитатель: -А если кто-то сделал для вас доброе дело, как к этому нужно относиться? Почему?

5.3. Объясните высказывание.

«Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе»

Воспитатель: – Конечно, если вы будете добры к людям, будете делать для них добрые дела, то и они ответят вам тем же. Доброму человеку хочется сделать добро в ответ. А если вы будете делать злые дела, то люди отвернутся от вас и не помогут в трудную минуту. Добро всегда возвращается добром

Просмотр видео «Бумеранг добра».

6. Подведение итогов занятия:

Воспитатель: – О чем мы с вами сегодня говорили?

Воспитанники: (О добрых и злых делах, о милосердии и равнодушии)

Воспитатель: – Что такое равнодушие?

– Что такое милосердие?

– Скажите, вы хотите, чтобы добрых дел было больше, чтобы они росли?

– Тогда давайте посадим дерево добрых дел.

(Воспитанники приклеивают листочки с названиями добрых дел на дерево (на плакате))

Воспитатель: – А что сделаем со злыми делами? Мы закопаем их в землю и не дадим им расти.

(Воспитанники приклеивают листочки с названиями злых дел под корни дерева, «в землю»)

Воспитатель: – Кто может сказать, что не забудет нашу сегодняшнюю беседу и будет делать добрые дела?

Воспитатель: – На этом наше занятие подошло к концу. Благодарю вас за работу. Молодцы. До новой встречи.

Равнодушие и милосердие
классный час по теме

Воспитание чувств милосердия и взаимопомощи, потребности у учащихся к совершению добрых поступков.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Классный час. Тема: Дорогами милосердия .(4 класс)

Цель: Развить представление учащихся о достоинствах человека, ценность которых признана в обществе.

1.Способствовать развитию у учащихся мотивации к совершению добрых и гуманных поступков.

2.Сформировать отрицательное отношение к человеческим порокам, безнравственному поведению.

3. Воспитывать чувство ответственности за совершаемые поступки.

4. Формировать позитивный опыт сотрудничества, умение наблюдать за своим поведением и отношением к другим.

Оборудование: презентация ролика притчи С.Копыловой «Окно», напечатанные слова- милосердие, равнодушие, карточки с ситуациями, свечки на каждого ученика.

Форма работы : фронтальная, групповая.

I.Выход на проблему.

Просмотр ролика притчи С. Копыловой «Окно».

Учитель делает остановку. (прогнозирование).

-Как вы думаете, что увидел больной из окна?

Продолжение просмотра притчи.

-Что же на самом деле увидел больной из окна?

-Куда же все это делось?

Учитель опять делает паузу (прогнозирование).

-Зачем больной, который лежал у кровати рассказывал, что видел лес, речку, облака, людей? Ведь он не мог этого видеть, он был слепым.

(хотел утешить, приободрить, поднять настроение, облегчить страдания другому больному, который лежал у дверей)

Продолжение просмотра ролика.

-Что можно сказать о слепом человеке?

( добрый, заботливый, внимательный, чуткий, душевный, отзывчивый, проявлял сочувствие, сострадание и т.д.)

Сострадание-жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

Сопереживание-сочувствие другому, переживать вместе с ним душевное состояние.

Сочувствие- отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.

Сострадание — это умение сочувствовать, сопереживать, когда другому плохо.

Одним словом проявил-

-Можно милосердие потрогать руками, услышать его? Оно живет в сердце человека. Можно ли его увидеть? Увидеть можно только в поступках, действиях человека.

(Слово прикрепить на доску)

Милосердие- готовность помочь или простить кого-нибудь из сострадания.

Милосердие- гуманное отношение(отношение направленное на благо других, человеколюбивый, отзывчивый) к страдающему человеку.

Милосердие- соучастие в облегчении беды, несчастья, страдания другого человека.

Милосердие- умение отказаться от собственного ради того, чтобы доставить облегчение другому.

Милосердие- помощь нуждающимся.

-Что помешало больному, который лежал у дверей, нажать на кнопку, ведь она была у него совсем рядом, и вызвать сестру милосердия? Чего он хотел?

-Что можно сказать о больном, который лежал у дверей? Какими качествами характера он обладал?

(зависть, злоба, ненависть, эгоизм, равнодушие, жестокость, бессердечность)

-Какое самое страшное его качество привело к несчастному случаю?

-Его тоже нельзя пощупать. Оно тоже живет в сердцах людей. Только в поступках.

— Человек, который лежал у дверей болел не только телом (физически)……он болел душой. Видимо его с детства не научили быть внимательным, чутким, доброжелательным по отношению к близким.

II. Размышление над проблемой.

-Как вы думаете, человек рождается милосердным или становится им?

-Для вас каким вам быть легче? Милосердным или равнодушным?

-Легко ли стать милосердным? Как научиться быть милосердным?

Вывод: Чтобы воспитать в себе милосердие, нужно увидеть в другом человеке себя, свои тревоги, заботы, т.е. поставить себя на место другого человека. Тогда вы поймете, как тяжело нуждающемуся человеку. Милосердие требует приложение труда, хлопот, беспокойства, нередко отказа от своих благ и ограничения своих желаний. Стать милосердным человеком и быть им очень трудно.

-Жизнь всегда дает нам шанс проявить милосердие и здесь каждый человек выбирает сам по какой тропинке он пойдет – по тропинке милосердия и помочь нуждающемуся или свернуть на тропинку равнодушия и пройти мимо, закрыв глаза.

III. Разрешение ситуации.

-Вспомните, приходилось ли вам идти по тропе милосердия и оказывать кому-то помощь? (Ответы детей.)

Читать еще:  Николай козлов философские сказки читать онлайн. Философские сказки – Николай Козлов

— Вспомните, какое доброе дело люди совершали по отношению к вам? (Ответы детей.)

-Как вы считаете: по какой дороге идти легче, а по какой труднее? Почему? Какая из этих тропинок ровная и гладкая, а какая с преградами и трудностями?

-Давайте вернемся к притче, к больному, который остался один в палате. Может у кого-то возникло новое чувство по отношению к этому больному, ? Никто не пожалел этого человека? Ведь ему тоже хотелось лежать у окна и любоваться небом, речкой, облаками? Он ведь тоже человек?

— Любить добро легко. Попробуйте понять и простить зло. Вот в этом и есть сила милосердия. Умение прощать из сострадания.

-Как можно помочь этому человеку?

-Как бы вам хотелось, чтобы закончилась притча? (Работа в группах)

(-Кто предложил в группе эту версию? Были ли другие версии? Почему выбрали именно эту?)

-Каждый день в нашей жизни бывают разные ситуации, они ставят человека перед проблемой выбора: как поступить в данной ситуации, какую выбрать –тропинку- милосердия или равнодушия? Обсудите ситуации и поделитесь — как бы вы поступили?

Здравствуйте! Меня зовут кошка Муся. Я живу на городской свалке. Живу здесь уже четыре года. Моя мама умерла год тому назад от голода, а я стараюсь всеми силами выжить, но в последний год стала часто болеть. Недавно на окраине города, я повстречалась с одной кошечкой, которая живет в теплом доме. На ней была красивая, блестящая шубка. Много интересного она рассказала про свое жилье и о заботливых хозяевах. Я обо всем слушала внимательно, мне все было интересно, так как я никогда не заходила в жилище человека, и у меня не было доброго хозяина. Очень хочется, чтобы кто-нибудь взял меня к себе в теплый, уютный дом. Мне очень грустно без друзей, а так хочется ласки и доброго хозяина. Новый друг! Я очень жду тебя…. Ты только позови меня “Муся!”, и я тут же прибегу к тебе.
Убедительная просьба – не выкидывайте нас на улицу – нам здесь так плохо, одиноко и страшно! (иллюстрация.)

По улице шли мальчик и девочка. Шел сильный дождь. Впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась, уронила клюку в лужу.

— Подожди меня!— крикнул мальчик девочке, и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила:

-Это твоя бабушка?

-Нет! — ответил мальчик.

-Мама? — удивилась подружка!

-Ну, тетя или знакомая?

-Да нет же, нет! – ответил мальчик. – Это просто старушка.

Брат с сестрой гуляют вместе с мамой на лугу. Они играют в догонялки, прыгают, бегают. Когда им надоедают все занятия, они начинает с корнем вырывать траву и цветы из земли. Мама, радуясь, что дети сами чем-то увлеклись, не делает им замечаний.

-Что можно посоветовать маме и детям?

— По отношению к чему здесь надо проявить милосердие?

«Если все сорвать цветы, не будет в мире красоты».

Однажды брат с сестрой вышли во двор поиграть в волейбол. Они весело перекидывали друг другу мяч и громко смеялись. А недалеко от детской площадки, в инвалидном кресле, с грустными глазами, одиноко сидел мальчик Петя. В руках у него тоже был мячик. Он мечтал тоже бегать по мягкой траве, подбрасывать и ловить мяч. А дети радостно играли между собой в мяч и никого вокруг себя не замечали. Им было безразлично, что чувствует мальчик, прикованный к инвалидному креслу. Главное, что им самим было хорошо и весело. ( иллюстрация)

— Чему надо научить этих детей?

Вывод: Мы видим, что жизнь все время предоставляет нам шансы встать на дорогу добра и милосердия и идти по ней.

— Во время стихийных бедствий, экологических катастроф всегда приходят на помощь различные страны. Можно ли назвать это милосердием между странами?
— И еще вспомним одну трагедию. Это — Беслан. Сколько людей пострадало во время этого теракта. И сколько людей откликнулось на чужое горе. Независимо от национальности люди проявили милосердие и сострадание к нуждающимся.

Доброволец- тот, кто по собственному желанию, а не по принуждению взял на себя какую-нибудь работу.

Волонтер-тот же, что и доброволец.

Патриот- человек любящий свою родину, свой народ.

Добродетель- положительное нравственное качество, высокая нравственность.

Благотворительность- бескорыстное милосердие по отношению ко всякому просящему.

— Мы много говорили о милосердии, а теперь мне хочется, чтобы те мысли, которые у вас возникли в процессе урока, которые вы не смогли произнести вслух, легли на бумагу.

Творческая работа по группам.

1гр. -Изобразить милосердие в виде рисунка.

2гр.- Составит «Указ о милосердии ко всему живому»

3гр.- Хокку о милосердии, добре.

4гр.-Сочинить «синквейн» о милосердии.

Дети встают в круг в виде сердечка. Каждому на ладонь учитель ставит маленькую зажженную свечку.

-Огонь-это символ тепла, доброты, уюта.

— Совсем скоро вы закончите начальную школу, разойдетесь по разным школам, по разным классам и мне очень хочется, чтобы эти тропинки милосердия, которые мы протаптываем сейчас вместе с вами, не зарастали, а наоборот- становились все шире и шире. Чтобы вы не сворачивали с дороги милосердия? а шли по ней твердо и уверенно, оказывая поддержку и помощь нуждающимся. Любите и делайте добро тем, кто рядом с вами и вы сами почувствуете, насколько вы стали счастливее. Задуйте вашу свечу и пусть легкий дымок от свечи укажет вам правильный тропинку в жизни.

Источники:

http://infourok.ru/konspekt-vneklassnogo-zanyatiya-po-teme-dela-dobrie-i-zlie-miloserdie-blagodarnost-ravnodushie-940350.html
http://konspekteka.ru/dela-dobrye-i-zlye-miloserdie-blagodarnost-ravnodushie/
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2012/11/17/ravnodushie-i-miloserdie

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector