Памятники архитектуры и строительства. Здание Крайслера, Нью-Йорк
Крайслер Билдинг
Небоскрёб Крайслер Билдинг (Chrysler Building) – неизменный символ Нью-Йорка вот уже на протяжении 85 лет.
Здание в стиле арт-деко за свою историю успело побывать и самым высоким в мире и самым красивым небоскрёбом в США.
История строительства Крайслер Билдинг
Строительство небоскреба началось в 1928 года. В те времена Нью-Йорк обрастал высотками, каждая из которых стремилась стать самым высотным сооружением в мире. Сначала заказчиком строительства был бывший сенатор США Уильям Х. Рейнольдс. Однако вскоре проект здания выкупил автомобилестроитель Уолтер П. Крайслер. Магнат планировать сделать сооружение штаб-квартирой своей корпорации.
Темпы строительства небоскреба шли со скоростью 4 этажа в 7-10 дней, и уже через 2 года он был открыт для публики. Строительство велось архитектором Уильямом Ван Эленом.
Архитектура здания как внутри, так и снаружи выполнена в типичном для того времени стиле арт-деко. Тогда и на сегодняшнее время это здание является одним из самых красивых в мире.
Снаружи здания украшают металлические скульптуры орлов на 31 этаже. Такие же фигурки в те времена использовались на капотах автомобилей марки Крайслер. Немного выше на 61 этаже высотного здания расположены фигуры горгульей, которые выполнены из нержавеющей стали. Из этого же материала изготовлен и шпиль здания, благодаря которому небоскреб хоть и на короткое время, но стал самым высоким в мире.
В темное время суток здание освещается множеством прожекторов, со всех его сторон. Внутренний дизайн небоскреба славится особой роскошью и элегантностью, включая холлы, вестибюли и лифты.
Во время строительства небоскрёб задумывался как штаб-квартира автомобильного магната Уолтера П. Крайслера. Однако во владениях компании здание пробыло до 1957 года, после чего его купила Массачусетская компания по страхованию жизни, а поле них Инвестор из Вашингтона.
Каждый раз, меняя владельца, здание изменялось. До сегодняшнего дня в нем частично переделан фасад, практически полностью изменен вестибюль на первом этаже. Сейчас 90% акций здания владеет Совет инвестиций из ОАЭ.
Этот небоскреб является одним из самых любимых среди жителей США. Его вносят в различные рейтинги, где он располагается далеко не на последних местах. На сегодняшний день ему принадлежит звание самого высокого кирпичного здания в мире.
Несколько фактов о небоскребе:
- В здании находится 34 лифта, которые обслуживают персонал, гостей и перевозят груз;
- Всего в небоскребе насчитывается 77 этажей;
- Стоимость высотки оценивается в 15 миллионов долларов;
- При строительстве было использовано около 400 тысяч заклепок;
- Высота вместе со шпилем составляет 319, 5 метров или 1048 футов;
- Попасть на верхние этажи здания невозможно, свободный доступ открыт лишь для некоторых вестибюлей на первом этаже;
- Площадь всех помещений здания составляет более 2 млн. квадратных футов.
Во время возведения небоскреба рядом строилось еще одно высотное здание, претендующие идти на рекорд. Его архитектор знал про задумку сделать Крайслер самым высотным и поэтому добавил к своему сооружение несколько этажей, однако У. А. Элен втайне от всех добился установки на свой небоскреб шпиля и таким образом перехитрил конкурента.
В честь 75-летия небоскреба в 2005 году владельцы здания открыли доступ к знаменитым орлам и горгульям на 31 и 61 этаж. Это стало частью роскошного гала представления. Именно тогда и был полностью отреставрирован вестибюль здания.
Это один из главных и узнаваемых символов города и его визитная карточка. Крайслер Билдинг был замечен практически во всех фильмах, сериалах и компьютерных играх, где события развиваются в Нью-Йорке.
Строительство небоскреба Крайслер-билдинг в Нью-Йорке
Небоскреб Крайслер-билдинг в Нью-Йорке (The Chrysler Building) проектировали и строили как штаб-квартиру автомобилестроительной компании Chrysler. Это определило технические мотивы в дизайне здания и интерьере холла. Строительство Крайслер-билдинг было частью высотной гонки на Манхеттене конца 1920-х. Обогнав Эйфелеву башню , небоскреб в течение 11 месяцев являлся самым высоким сооружением в мире.
Где находится небоскреб Крайслед-билдинг?
Небоскреб Крайслер-билдинг расположен в Нью-Йорке в восточной части Среднего Манхеттена в квартале Залив Черепахи (Turtle Bay neighborhood) на пересечении Восточных 42-й и 43-й улиц с Лексингтон-авеню. Через один квартал находится Гранд-централ-терминал – центральный вокзал Нью-Йорка и крупнейший пересадочный узел нью-йоркского метро. По 42-й улице в нескольких кварталах на запад – Нью-Йоркская публичная библиотека , на восток – штаб-квартира ООН .
Строительный бум в Нью-Йорке. Что предшествовало строительству небоскреба Крайслер-билдинг?
В 20-е годы XX столетия научно-технический прогресс набирал обороты. Радиоприемники, фотоаппараты и автомобили постепенно становились товарами массового потребления. В те годы автомобильный рынок в США занимали 3 крупных компании: Форд, Дженерал Моторс и Крайслер. Основатель последней – Уолтер Крайслер – в 1927 г. по версии журнала Тайм (Time) был назван «Человеком года».
Экономический подъем 1920-х и растущий спрос на недвижимость вызвали строительный бум в Нью-Йорке и в особенности на Манхеттене. Еще с XIX века земля на острове стоила очень дорого, и архитекторы увеличивали площадь зданий за счет этажности. Поэтому здесь начался настоящий небоскребный бум. В этот период были построены самые высокие и красивые здания того времени, в том числе небоскреб Крайслер-билдинг. В результате этого строительного бума Нью-Йорк был обладателем самых высоких зданий с 1908 года по 1974-й.
Первоначально проект небоскреба Крайслер-билдинг принадлежал бывшему губернатору штата Нью-Йорк Уильяму Рэйнолдсу (William Reynolds). В 1911-м пожар уничтожил принадлежавший ему парк развлечений на Кони Айлэнд. После этого миллионер переключил свое внимание на Манхеттен, где решил построить самое высокое здание в мире. В 1921-м бизнесмен взял в аренду участок земли на углу Лексингтон-авеню и 42-й улицы. Через шесть лет в 1927-м он нанял архитектора Уильяма Ван Алэна (William Van Alen). Уже известный в своей области, он мог удовлетворить строительные амбиции американского богача.
Конусообразная крыша со шпилем – отличительная черта небоскреба Крайслер-билдинг – изначально была идеей Рейнольдса. Его главный архитектор протестовал, но заказчик настаивал. В темное время суток пирамидальная корона должна была сиять над городом словно украшенная драгоценностями диадема.
Однако проект оказался слишком дорогим для бывшего губернатора и застройщика недвижимости. 15 октября 1928 г. Рэйнольд уступил арендованный участок и продал план здания за 2 млн. долларов другому финансовому воротиле Уолтеру Крайслеру. Владелец автомобилестроительной компании переделал проект под штаб-квартиру для своей корпорации. Однако главная цель – построить самое высокое в мире здание – сохранилась.
Гонка к небу. Строительство небоскреба Крайслер-билдинг в Нью-Йорке
Выемка грунта под фундамент началась в ноябре 1928 года. Земляные работы завершились в январе 1929-го, когда достигли твердых скальных пород на глубине 21 м.
К возведению каркаса здания приступили 21 января 1929 г. Сразу же был взят беспрецедентный темп строительства: 4 этажа в неделю. Но даже с такой спешкой ни один рабочий не погиб во время монтажа стальных конструкций. Возведение несущего каркаса завершили к сентябрю.
Затем началась укладка кирпича. Больше 3 млн. 800 тыс. кирпичей строители уложили вручную. 16 октября 1929 г. небоскреб Крайслера обогнал по высоте предыдущего рекордсмена – нью-йоркский небоскреб Вулворт-билдинг .
В начале строительства Крайслер-билдинг соревновался за титул самого высокого здания в мире с другим строящимся небоскребом на Уолл-стрит, 40 . Последнее строилось на деньги банкира Джорджа Л. Орстрема (George L. Ohrstrom).
Ван Ален обошел соперника, установив на крыше своего здания 38-метровый шпиль. Остроконечное навершие собрали 23 октября 1929 года. Нижняя его часть закреплена внутри здания на уровне 66-го этажа. С пирамидальной крышей и стальным шпилем высота здания Крайслера составила 319 метров.
С 1899 по 1929 годы 300-метровая Эйфелева башня была самым высоким сооружением в мире. Но в октябре 1929-го Крайслер-билдинг навсегда обогнал не только своего конкурента Уолл-стрит 40, но и парижскую «железную мадам». И, таким образом, детище Крайслера стало высотным рекордсменом не только среди зданий, но и среди всех сооружений того времени. Правда, этот триумф длился всего 11 месяцев. В сентябре 1930-го его обогнал строящийся небоскреб Эмпайр-стейт-билдинг. Здание Имперского штата удерживало планку самого высокого в мире сооружения до 1956 года и самого высокого здания до 1972 года.
Небоскреб Крайслер-билдинг официально открыт 27 мая 1930 года. В холле установили бронзовую табличку с надписью «В знак признания вклада мистера Крайслера в гражданское строительство». К июню было сдано под офисы 65 % коммерческих помещений. В целом критики положительно восприняли здание. Нью-йоркские газеты прозвали Ван Алэна «Доктором высоты» и «Зигфридом от архитектуры». О Крайслер-билдинг писали, что оно
«выражает активность и энергию жизни наших дней, изобилует духом модернизма, воплощает прогресс в архитектуре и современных методах строительства».
Прозвища небоскреба Крайслер-билдинг
Несмотря на критику, здание Крайслера было очень популярно среди ньюйоркцев. По американской традиции присваивать городам и штатам звучные прозвища, небоскреб тоже получил несколько имен. Одно из таких прозваний – «Красавица Манхеттена» (The Beaty of Manhattan).
Официальный статус и общественное признание
Небоскреб Крайслер-билдинг признан наивысшим архитектурным достижением 1920-х. На эти годы приходится самый красивый период в развитии Нью-Йорка, когда на Манхеттене возводили изысканные каменные небоскребы в стиле ар-деко. Вместе с Флэтайрон-билдинг здание Крайслера считается самым эстетичным зданием Нью-Йорка.
- В 1976-м включен в Национальный реестр исторических мест США.
- В том же году присвоен статус национального исторического памятника.
- Небоскреб Крайслер-билдинг объявлен официальной достопримечательностью Нью-Йорк Сити в 1978-м.
- В 2005-м нью-йоркский Музей небоскребов провел опрос среди архитекторов, строителей, инженеров, историков, юристов, брокеров, чиновников, живущих в «Большом яблоке». Словом, среди тех людей, чьи профессии связаны со строительством или продажей недвижимости. В десятке самых любимых небоскребов их города Крайслер-билдинг занял первое место. Кстати, самых нелюбимым небоскребом, который ньюйоркцы хотели бы убрать с линии городского горизонта, оказалась восьмиугольная башня MetLife.
- В 2007 г. в списке из 150 самых популярных зданий и сооружений США (America’s Favorite Architecture) небоскреб Крайслера в Нью-Йорке занял 9 место.
- В 2018 году Крайслер-билдинг был 8-м по высоте зданием в Нью-Йорке.
Подробнее об архитектурном стиле небоскреба Крайслер-билдинг читать здесь.
Интерьер фойе и внутреннее устройство крыши описаны в отдельной статье.
Архитектура Нью-Йорка. Ар-деко и Крайслер билдинг
Архитектурный шедевр автомобильной корпорации «Крайслер» — самый высокий небоскреб в мире на момент постройки. Крайслер билдинг один из лучших образцов периода ар-деко в архитектуре Нью-Йорка, самого красивого периода в развитии города.
Объект: Крайслер билдинг / Chrysler Building
Архитектор: Ван Ален, Уильям
Год постройки: 1930
Высота: 319,5 метров
Адрес: Манхэттен, Лексингтон-авеню, 405, Нью-Йорк, США
В своё время здание подвергалось критике за «легкомысленный» дизайн, отошедший от прямого и функционального модернизма. Например, на верхние этажи здания декорированы гигантскими серебристыми статуями орлиных голов.
Но в целом публика принимала здание с восхищением и увлечением и даже давало прозвища, одним из которых было «Красавица Манхэттена». Со временем небоскрёб «Крайслер» был признан как наивысшее архитектурное выражение эпохи 1920-х годов.
На этапе строительства здание сменило собственника — изначально принадлежавшее американскому сенатору сооружение Рейнольдсон-билдинг по ходу строительства превращалось в Крайслер билдинг. Внешний вид здания адаптировали под вкус нового собственника, изменяли фасад и добавляли декоративные элементы уже во время строительства, наибольшие изменения коснулись верхних этажей.
По новой задаче архитектору предстояло создать или обновить внешний вид небоскреба таким образом, чтобы могущество и роскошь империи Крайслер было заметно в каждой детали. Автомобильный магнат попросил Алена создать необычный дизайн сооружения интегрируя в него дизайн автомобиля. Идея заключалась в создании декоративных элементов на фасаде и внутри здания напоминающих дизайн автомобиля. Стилизованные таким образом элементы на верхних этажах Крайслер билдинг повторяют дизайн крайслеровский авто времен 30-х годов.
Орлы и гаргульи по краям здания — это шильды с капота автомобиля, фигуры оформления фасада — напоминают решетку радиатора, а главный декоративный элемент здания — восьмиэтажная корона — это спицы в колесе автомобиля.
О здании. Что внутри
Здание было в статусе самого высокого сооружения в течение 11-ти месяцев, до открытия соседнего здания «Уолл Стрит 40» в 1931-ом году, которое побило рекорд высоты. Внутри здания был выстроен необыкновенно элегантный холл, а на вершине здания находилась обзорная площадка, заменённая через несколько лет рестораном. Но все эти предприятия перестали окупаться, когда началась Великая депрессия, и бывшая площадка обозрения была превращена в частный «Облачный клуб», откуда можно было увидеть весь Нью-Йорк. Самые верхние уровни здания узкие с низкими потолками, их создавали преимущественно для обозрения снаружи и использовали для радиооборудования и других механических и электрических аппаратов.
Сегодня Крайслер билдинг один из символов Нью-Йорка. В 2005 году нью-йоркский Музей небоскрёбов опросил сотню архитекторов, брокеров, строителей, критиков, девелоперов, инженеров, историков, юристов, государственных служащих, владельцев недвижимости, планировщиков и школьников с просьбой составить десятку самых любимых небоскрёбов города. Здание Крайслер-билдинг в этом опросе занял первое место.
Источники:
https://snovadoma.ru/interes/Building/Chrysler-Building/
https://gorodaplanety.ru/ssha/nyu-york/kraysler-bilding-stroitelstvo.html
https://probauhaus.ru/chrysler-building/