Утопизм конструктивистской живописи 20 х гг. Конструктивизм в архитектуре
Конструктивизм в архитектуре и искусстве XX века
Основные сведения о конструктивизме
Конструктивизм как направление искусства возник в СССР, в первой трети XX века. Конструктивизм в архитектуре того времени использовался достаточно часто. В частности, элементы этого стиля мы можем видеть в оформлении множества зданий тех времен, дошедших до нас. Практически в каждом крупном городе, расположенном на постсоветском пространстве, есть хотя бы одно строение, выдержанное в эстетике именно этого стиля. Что касается самого термина, то он был введён в обиход ещё в 1920 году, а кодификацию прошёл всего лишь два года спустя, что, согласитесь, является достаточно коротким сроком для научного термина.
Архитектура конструктивизма в период своего расцвета
Так как появился этот стиль, как уже говорилось ранее, в Советском Союзе, то именно там он и развился. Были даже основаны архитектурные школы, в которых молодых специалистов обучали работе с элементами конструктивизма. Надо отметить, что стиль, благодаря такой поддержке, стал к началу 30-х доминантным. Многие художники и архитекторы отказывались работать в других направлениях, предпочитая им конструктивизм, поскольку здания, построенные с учётом его стандартов, отличались высокой функциональностью и аскетичностью внешнего вида.
Конструктивизм – архитектура и искусство прогресса
Немудрено, что из-за всего этого стиль стал позиционироваться как “прогрессивный”, поскольку он не был похож ни на один из “буржуазных”. Благодаря простоте форм и, как уже говорилось, функциональности, проекты конструктивистов стали расти как грибы.
Когда же закончился конструктивизм в архитектуре?
Как это ни странно, но могилу стилю выкопал его же собственный успех. Партия и лично товарищ Сталин не увидели будущего для конструктивизма, которому на смену сначала пришёл постконструктивизм, а затем ампир, который пропагандировал уже совсем не аскетичность, а наоборот – помпезность и вычурность. Однако стиль не собирался сдавать позиций, и даже проник в московское метро. Вы можете видеть последствия этого в оформлении станции “Александровский сад”, которая была построена в составе первой очереди и открылась 15 мая 1935 года. Тогда она, правда, называлась “Коминтерн”. Можно считать, что эта станция стала прощальным приветом скоротечной эпохи по имени “конструктивизм в архитектуре”.
Стиль конструктивизм в архитектуре
Из всех минималистичных (или интернациональных) стилей, конструктивизм особенно крепко прижился на территории Советского Союза. В своей идеологии он превозносит концепцию утилитарности искусства, творчества для пользы, гармонии.
Наследие модерна
В истории архитектуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства новое течение не возникает на пустом месте. В этом плане модерн для конструктивизма стал отправной точкой, их объединило стремление к ясно спроектированной композиционной основе.
На рубеже 19-20 веков сторонники ар-нуво выбрали в роли основополагающей формы волнистую линию, представители модерна из Англии и Австрии – квадрат и прямоугольник. Улучшенная производственная технология и набирающие популярность материалы – бетон, железо, стекло – усилили позиции конструктивистов в архитектуре.
Первыми объектами в новой стилистике можно назвать стеклянный павильон для лондонской Всемирной выставки (1851 г.) и Эйфелеву башню, возведенную для такого же мероприятия в Париже в 1889 г.
Начало направлению было положено, но только советские архитекторы в 1920-х годах полноценно оформили идею в теорию, реализовали ее в строительстве и ввели в обиход термин-название. Поэтому стиль конструктивизм считают созданным именно в России. Вот так, к примеру, выглядел проект павильона Советского Союза на парижской выставке в 1925 году.
Новый метод проектирования
Страна жила в переходный период между военным коммунизмом и НЭПом. Социальное расслоение проявилось, в числе прочего, в эстетических представлениях: напускной нэпмановской роскоши класс пролетариата противопоставил осознанный аскетизм одежды, домашней обстановки, внешнего вида зданий.
Простые формы вызывали ассоциации с новым стилем отношений между людьми – демократическим. В теории конструктивизма первостепенной провозглашали полезность вещи, которая являет собой голую конструкцию “без балласта изобразительности” (слова архитектора А. Веснина). Произведения искусства, напротив, считались лишь предметами ненужной роскоши и результатом напрасного труда. Естественно, что привычные пространственные композиции и внешний декор ушли на второй план.
Архитекторы конструктивизма – братья Веснины, Моисей Гинзбург, Константин Мельников, Илья Голосов, Иван Леонидов, Владимир Татлин – сформулировали функциональный метод проектирования. В его основе лежал тщательный анализ функционирования жилых и промышленных строений. Под каждую функцию подбиралась самая рациональная форма (объемно-планировочное решение). В этой концепции строили рабочие клубы, автобусные парки, универмаги, дома-коммуны.
Два направления архитектурного конструктивизма
На волне увлеченности новым течением создавались самые невероятные проекты городских сооружений, воспевающие устремленность советского государства в будущее. Среди них выделились два подхода.
Сторонники радикального конструктивизма предлагали экстравагантные и экспериментальные работы, редко доходящие до реализации.
Таковы подвесной ресторан Василия Симбирцева, летающий город Георгия Крутикова, стеклянные павильоны Константина Мельникова, башни Эля Лисицкого, увенчанные широкими “горизонтальными небоскребами”. Проект института им. Ленина авторства Ивана Леонидова объединил шарообразную аудиторию на 4000 человек и вертикальный параллелепипед книгохранилища.
Знаменитым, но так и не воплощенным стал проект памятника Третьему Интернационалу – его архитектор Владимир Татлин предлагал построить башню высотой 400 метров, состоящую из наклонных металлических спиралей и балок, а внутри композиции размещались подвешенные вращающиеся помещения в форме стеклянных куба, пирамиды и цилиндра.
При всей фантастичности эти работы, хоть и остались на бумаге или в виде моделей, вдохновляли остальных архитекторов-конструктивистов на новые способы применения стали, бетона и стекла.
С другой стороны работали практики, которые направили свое творчество в русло более утилитарное и максимально приближенное к требованиям современной жизни.
Главной задачей приверженцы классического конструктивизма определили комфорт для советских граждан на работе, в быту и досуге. Конечно, с оглядкой на господствующую идеологию обобществления и отказа от индивидуальности. Именно в традиционном подходе обозначились отличия архитектурного стиля, о которых расскажем подробнее.
Особенности конструктивизма
Среди интернациональных (минималистичных) направлений конструктивизм выделился стремлением соединить функциональность здания с художественными средствами выражения. И решалась эта задача не с помощью декора, а работой с материалами и формой.
В этом – главное отличие от близкого по духу функционализма, который также исповедовал исключительный практицизм и простую подачу. Архитекторы-функционалисты обращались к сдержанным, скупым объемам и материалам, потому что те удобны; а вот братья Веснины и др. усмотрели в них прием выразительного искусства.
К характерным чертам конструктивизма относят, прежде всего, визуальную целостность образа здания. Мастерство проектировщиков тех времен в том, что геометрическая сегментация не нарушает, а наоборот подчеркивает композиционную слитность.
- Сегментированность
Речь о четком архитектурном делении на отдельные фигуры и секции, свойственном практически всем минималистичным стилям. Но если функционализм допускает зрительный распад фасада на составляющие, то здесь фрагментация выполнялась в контексте цельности здания.
В числе признаков конструктивизма этот, пожалуй, самый узнаваемый. В пику подчеркнутой рукотворности строений, популярной среди нэпманов, архитектура пролетариата делала ставку на размеры. Дворцы культуры, редакции центральных газет, гаражи госучреждений возводились многоэтажными, растянутыми по горизонтали и ввысь. В современном городе они до сих пор производят впечатление огромных.
- Объемные решения
Архитектурные формы конструктивизма выделяются большим разнообразием по сравнению с функционализмом. Для стиля типичны массивные опоры, плоские крыши, удлиненные оконные проемы. Параллелепипеды переходят в цилиндры и кубы, большие окружности окон разбавляют плоскость квадратного фасада, сложные выступающие объемы перемежаются гладкими простенками, прямоугольные ризалиты дополняют обтекаемые полукруглые балконы. При строительстве домов в стиле конструктивизм разные по геометрии секции не нагромождались хаотично: одна форма логично переходила в соседнюю, создавая цельный экстерьерный образ.
Ведущие – бетон, стекло, металл. Их применение ограничивал тогдашний уровень строительных технологий, но даже имеющиеся ресурсы позволяли создавать необычные по внешнему виду и внутренней планировке объекты. Шероховатые поверхности, прозрачное остекление работают как художественные приемы.
- Выразительные средства
Одна из заметных характеристик конструктивизма – отказ от декора. Архитекторы новой волны отрицали историческую преемственность, а потому с легкостью ушли от украшательства классических стилей. Инструментами выражения стали вертикали и горизонтали строения, ритм самих строительных конструкций. При этом мелкие членения устранялись, объемы укрупнялись, внешний облик фасада упрощался.
- Цветовая гамма
Аскетичное восприятие декора сказалось на украшательстве не только пластичном, но и цветовом. К основным чертам конструктивизма относят ровную, приглушенную палитру. Большинство строений выдержано в серых, светло-бежевых, белых тонах. Исключение составляют здания автопарковых гаражей, сложенные из красного кирпича.
Примеры конструктивизма в архитектуре Москвы
Новаторские принципы работы и отдыха советских граждан реализовались в строящихся дворцах культуры, жилых домах, универсальных магазинах. Вот несколько характерных объектов.
Здание газеты “Известия”
1925-1927 гг.
Работа Григория Бархина и Артура Лолейта. Внешним видом строение напоминает собранную из опор и балок решетку, окна-иллюминаторы наверху – это кабинет главного редактора. Изначально кирпичные стены на завершающем этапе заштукатурили под очень модный тогда бетон.
Дом культуры им. С.М. Зуева
1927-1929 гг.
Рабочий клуб построен по проекту Ивана Голосова. Чувствуется влияние кубизма и стремление автора придать сходство с промышленным объектом. В центре композиции – стеклянный цилиндр с лестницей внутри. Из окон открывается вид на трамвайный парк.
Дом культуры им. И.В. Русакова
1927-1929 гг.
Среди зданий в конструктивистском стиле выделяется проект Константина Мельникова. Строение похоже на шестеренку с тремя выступающими частями на фасадной стороне – это балконы, примыкающие к зрительному залу. В авторской планировке внутри были обустроены пять залов, которые объединялись в один большой с помощью передвижных перегородок.
Мосторг на Красной Пресне
1927-1928 гг.
Первое конструктивистское здание работы братьев Весниных. Большая площадь фасадного остекления выполняла не только утилитарную, но и идеологическую задачу: демонстрировала советскому человеку изобилие произведенных в стране товаров. На крыше архитекторы разместили вентиляционные шахты, обдувающие витрину и защищающие стекло от морозного инея.
Четвертый этаж отвели для помещений технического и складского назначения, а снаружи расположили огромные буквы “Мосторг. Универсальный магазин”.
Дворец культуры завода имени Лихачева
1931-1937 гг.
Еще один пример реализации конструктивизма в архитектуре авторства братьев Весниных. Они использовали в работе теорию Ле Корбюзье и применили свободную планировку, крышу сделали плоской, окна вытянутыми, на месте несущих стен установили опорные столбы. Дворец включил несколько больших корпусов (выставочный, лекционный, киноконцертный залы, обсерваторию, кабинеты для занятий кружков, зимний сад, библиотеку на три этажа). Внешние формы повторяли внутреннюю планировку отдельных секций.
Гараж для автомобилей ВАО “Интурист”
1934 г.
Работу над главным фасадом поручили Константину Мельникову. Он создал композицию из геометрических фигур: круга, треугольника, прямоугольника. Внутри здания за остекленным экраном, как за витриной, мелькали автомобили, движущиеся по спиральному пандусу.
Коммунальные дома эпохи конструктивизма
Отдельного упоминания заслуживают проекты, идея которых отражала взгляды архитекторов на тему общежития, равенства и свободы. Жилые дома в конструктивизме виделись коммунами, где зона помещений для сна объединялась со столовой, прачечной, спортзалом, даже детским садом.
Достоинства и недостатки такого подхода одними из первых испытали студенты. Здание общежития московского Текстильного института, расположенное на ул. Орджоникидзе (проект Ивана Николаева, 1930-1931 гг.), представляло собой длинный параллелепипед. Внутри размещалось 1000 спальных кабин. В каждой такой ячейке со сторонами 2,3 х 2,7 м стояли две кровати и две тумбочки, и здесь разрешалось только спать.
Утром после подъема студент направлялся по конвейеру: в душевую, комнату для физзарядки, приводил себя в порядок в раздевалке, затем приходил в столовую. Готовиться к учебе можно было в индивидуальных кабинках. Внутри общежития разместили также библиотеку, актовый зал, плоскую крышу заняли открытой террасой. Насколько удобно было так жить, доподлинно неизвестно.
Зато известно, что в 1960-х планировку здания реконструировали, и от “конвейерного” быта отказались. Сегодня здесь по-прежнему живут студенты, а экстерьер и интерьер обновлены.
В архитектурном стиле конструктивизм выдержан и дом-коммуна для сотрудников Наркомфина. Проект 1930 г. Моисея Гинзбурга и Игнатия Милиниса. В основе задумки – многофункциональный комплекс из жилых комнат, фабрики-кухни, читального и спортивного залов, служебных помещений.
Но главная ценность этого объекта – в применении новаторских материалов и конструкций. Каркас здания сделан из монолитного железобетона (впервые в советском жилом строительстве), три ряда бетонных столбов проходят через все этажи и держат перекрытия. Получается, что стены не несут нагрузки, и стало возможным выполнить на фасаде сплошное ленточное остекление. Внутренние перегородки возвели из фибролита и бетонитовых пустотелых камней.
Большинство московских зданий, построенных в стиле конструктивизм, сохранились до наших дней в плачевном состоянии без должного содержания. Но ряд объектов пытаются восстановить в былом величии. Вот так должен выглядеть бывший дом Наркомфина после реставрации.
Возрождение идей
Расцвет конструктивизма как архитектурного движения занял одно десятилетие. В начале 30-х годов прошлого века политическая ситуация в стране изменилась, и новаторские течения были признаны буржуазными. Архитекторы-авангардисты попали в опалу, а на смену пролетарскому аскетизму пришел пышный дизайн советского неоклассицизма.
В 60-70-е годы к идеям функционального проектирования вновь вернулись на волне политической борьбы с излишествами. И очередное обращение к стилю мы переживаем сегодня, причем не в городском контексте, а в частном загородном строительстве.
Современный конструктивизм: жилые дома с акцентом на удобство
Подробно о современных загородных домах, об их проектировании смотрите тут – готовые проекты и реализованные частные дома.
Утопизм конструктивистской живописи 20 х гг. Конструктивизм в архитектуре
Идеи, которые выражали архитекторы-конструктивисты просты: обобществление быта всех жильцов, отделение личного пространства от хозяйственных нужд. Дома-коммуны просуществовали недолго. Жители страны Советов не были готовы принять условия нового быта. К тому же, социалистический быт не удавалось организовать на должном уровне по экономическим и практическим причинам.
С 1917 по 1922 год Веснина почти не было в архитектуре. Он помогал своим братьям, которые преподавал в МИГИ, МВТУ и ВХУТЕМАСе, в ряде совместных проектов, но активно в творческой и общественной жизни в архитектуре он не участвовал. Тогда он преподавал в МИГИ и ВХУТЕМАСе живопись и рисунок и создавал театральные декорации. Например, в Малом театре А. Веснин создает оформление для четырех спектаклей, три из которых были реализованы на сцене: “Ревизор” Н. Гоголя, “Безумный день, или Женитьба Фигаро” Бомарше, “Пути к славе” Е. Скриба.
Когда в конце 1922 г. А. Веснин возвращается к активному творчеству в архитектуре, он переходит от неоклассики к конструктивизму. Он становится кумиром архитектурной молодежи, возглавляет Объединение современных архитекторов, журнал “Современная архитектура”, архитектурную мастерскую во ВХУТЕМАСе.
1. Я считаю, что художник должен делать новые вещи. Безразлично, будет ли данная вещь целесообразна и утилитарна, она должна войти в жизнь как активная сила, организующая сознание человека, действующая психофизиологически.
Ближайшим соратником А. Веснина был М. Гинзбург, который внес значительный вклад в разработку теоретической платформы конструктивизма. Гинзбург считал, что современное зодчество должно искать источников вдохновения в лучших достижениях инженерной и промышленной архитектуры.
Он видел влияние “механизации жизни” на развитие современной архитектуры не только в появлении новых конструкций, но и во внедрении в творческий метод архитектора приемов проектирования, свойственных работе конструктора – реальный учет экономии материала и труда.
Мельников всегда дистанцировался от группы конструктивистов А.Веснина и М.Гинзбурга и не был упомянут ни разу на страницах “СА”. Но его постройки также важны и значимы для этого архитектурного направления. Мельников начал с постройки деревянного павильона «Махорка» на первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке 1923 года в Москве. Это принесло ему успех, и он перешёл к проектированию более сложных построек: ДК химиков завода «Каучук», ДК им. И. В. Русакова, клуб обувной фабрики «Буревестник», клуб Дорхимзавода им. М. В. Фрунзе и др.
“Русский Гауди” – так по праву называют Мельникова, получившего славу и признание за рубежом. ЮНЕСКО даже отметила 100 лет архитектора тем, что объявила 1990 год годом Константина Мельникова. Среди новых решений, введенных Мельниковым в архитектуру конструктивизма, – «живые стены», консольные выносы, кинетические сооружения, остроумные несущие конструкции.
В первой половине 30-х годов Мельников создал несколько градостроительных и объемных проектов: экспериментальный городок отдыха «Зеленый город», планировки Арбатской площади, района Лужников, Центрального парка культуры и отдыха им. Горького, набережных, а также павильона СССР для Международной выставки в Париже 1937 г.
Мельников брал любые геометрические объемы и поворачивал их в пространстве как угодно, не подозревая о существовании противопоказанных архитектуре “отрицательных объемных форм”. Это видно в проекте памятника Колумбу. Он представляет собой монумент высотой 300 м, усеченный конус, в который сверху врезан вершиной другой подобный, но перевернутый конус. Крылья окрашены в разные цвета – красный и черный. Под воздействием ветра они вращались и кроме общей объёмно-пространственной композиции, менялась и цветовая характеристика монумента. В нижнем, неподвижном конусе монумента в центре основного зала расположен меньший прозрачный конус, внутри которого урна с прахом и статуя Колумба. Вода от дождя из верхнего конуса, как из воронки, должна была омывать этот малый конус.
И. Голосов искренне увлекается разработанными к середине 20-х годов конструктивистами, и чётко выявленный каркас и обильное остекление, начиная с 1925 года, становятся характерными для проектов Голосова.
После присуждения голосовскому проекту первой премии на конкурсе Дома текстилей в Москве в 1925 г, начинается его конструктивистский взлёт: он участвует затем чуть ли не во всех многочисленных конкурсах, добиваясь рекордного количества премий.
Момент творчества Леонидов видел совершенно по-своему. Он считал важным для архитектора не фиксировать внимание на формах и деталях, которые знал и видел, а думать только о содержании здания, о пространственно-планировочной идее, и необходимые формы сами всплывут в сознании. Поэтому Леонидов критически относился к Жолтовскому, считал, что он лишь перерабатывает уже созданные другими формы.
Несмотря на признанный коллегами необыкновенный талант, Леонидов одна из самых трагичных фигур архитектуры XX века: он не осуществил ни одного своего замысла, кроме лестницы в парке санатория в Кисловодске, построенной в 30-е годы. Тогда как всего за четыре года (1927-1930) он создал более десяти первоклассных проектов, половина которых – творческие открытия в масштабе мировой архитектуры. Ему тогда было всего 25-28 лет. Хан-Магомедов даже сравнивает его с положением Лермонтова в ряду классиков русской литературы, который в пору своего звездного часа был самым молодым. Для сравнения – Веснину тогда было 47, Мельникову – 48, а Ф. Райту вообще 67.
Когда Леонидов оканчивал своего образование, конструктивизм переживал трудности в своём развитии из-за опасности появления архитектурных штампов. и Леонидов внёс большой вклад в решение этой проблемы, в частности, своим дипломным проектом Института Ленина в Москве (1927). Его решение большой аудитории виде огромного шара, поднятого над землей на ажурных металлических конструкциях восприняли тогда творческим открытием. Этот проект был назван утопическим, но Леонидов, действительно, смотрела в послезавтрашний день, в котором будут жить потомки.
Источники:
https://www.syl.ru/article/73166/konstruktivizm-v-arhitekture-i-iskusstve-xx-veka
https://www.topdom.info/article/catarticle1/articlenews440.php
https://constructivism.tilda.ws/