Пение в хоре. Как попасть в церковный хор и начать петь на клиросе
Пение в хоре. Как попасть в церковный хор и начать петь на клиросе
Недавно на одном из регентско-певческих форумов в интернете прочитала: певчие, мол, церковная “элита”: ни дисциплины, ни молитвы, масса высокомерия и самомнения. Хотела было возмутиться, но… передумала. Потому что, к великому моему сожалению, определенная толика правды в этой филиппике присутствует. Моя цель заключается не в том, чтобы напугать желающего петь в церковном хоре — хочется, чтобы новичок, пусть и в общих чертах, но представлял, что его ждет и к чему надо быть готовым.
Когда у человека, пришедшего в церковь, заканчивается новоначальный период, он понимает, что быть христианином — дело совсем непростое. Намного быстрее певчий-новичок понимает, что Богу петь трудно. Хорошо, когда певчий “вырастает” из детского хора — основные премудрости ему уже известны, да и сам процесс вхождения в хор протекает безболезненно. Беда в том, что такой “переход” совершают единицы. Да и не каждому храму под силу воспитывать детский хор.
Обычно на клирос попадают двумя путями (не берем во внимание профессиональных певцов). В храме уже есть большой, сильный хор или даже два — “правый” и “левый” (именуемый также любительским, учебным или будничным). Прихожанин (или чаще прихожанка), исправно поющий вместе со всеми “Верую” и “Отче наш”, наконец набирается храбрости, подходит к регенту и робко спрашивает: “А можно мне в хор… попробовать?”. Второй вариант — в храме вообще некому петь, кроме матушки-регента, которая во время общенародного пения чутко прислушивается и наконец подходит к потенциальному певчему: “Говорят, вы три класса музыкальной школы окончили когда-то? Может, попробуете на клиросе петь?”.
Человек начинает пробовать. Чаще всего на первой же спевке или службе выясняется, что он ничего не знает и не умеет. А если и умеет, то как-то не так. Пока загибал пальцы, чтобы не перепутать гласовые колена, оказалось, что пропел стихиру или тропарь, не поняв, о чем там речь. Пока следил за нотами, ектения кончилась, а помолиться так и не успел. Да и вообще служба пролетела, как одна минута, оставив физическое ощущение выполненных погрузочных работ, особенно, если хор маленький и нужно именно петь, а не подпевать. А как же “едиными усты Бога славить”? Когда молился в храме, все несколько по-иному представлялось… Вот и первое искушение новичка.
Хорошо, если человеку сразу кто-нибудь объяснит, что молитва на клиросе творится больше делом, чем словом. Благолепное пение, побуждающее к молитве предстоящих,— само по себе молитва. А то ведь не редкость певчие, которые одновременно сугубую ектению поют и помянник читают. И то, и другое получается плохо…
Бывает, что плохо спели, регент замечание сделал, и сразу — уныние и “никакая-я-не-певчая!”. Хорошо спели — хочется себя похвалить: “Надо же, как у меня хорошо получается!”. Мне духовник в любом случае советовал Господа благодарить. Хорошо получилось — “Слава Богу!”. Плохо — все равно “Слава Богу!”… На многих клиросах есть икона покровителя певчих — преподобного Романа Сладкопевца. А я бы посоветовала еще и житие его в моменты уныния перечитывать. И думать: “А действительно ли мне хочется Богу петь, как святой Роман того желал, или я просто свое тщеславие тешу?”.
Дисциплина на клиросе — притча во языцех. Особенно в больших “праздничных” хорах, где часто поют невоцерковленные профессиональные певцы. Без опозданий, разговоров и препирательств с регентом мало где обходится. Далеко не каждого регента хватает и на музыкальную часть, и на воспитательную. Да и не каждый решится “воспитывать” нерадивую приму: обидится и уйдет, ищи потом другого при небольшой зарплате…
О зарплате — разговор особый. Левые хоры обычно поют во славу Божию. Им, с какой-то стороны, проще. Хотя и здесь есть опасность впасть в прелесть: “Вот они, корыстолюбцы, за деньги поют, а я — бессребреник”. У “корыстолюбцев” из правого хора своя забота: ставка маленькая и служб по графику меньше, чем хотелось бы. Ставка действительно маленькая везде, кроме больших соборов в крупных городах. Как-то я дала объявление: “Требуются певчие”, указала нашу обычную ставку. Получила совет: за такие деньги ищите бабушку или дедушку из прихожан.
Кстати, тема оплаты труда — одна из животрепещущих. Ясно одно: прожить на зарплату регента или певчего нереально. Однако настоящих подвижников пения Господь милостью Своей не оставляет. Но бывает, человек думает: “Настоящий певчий разбрасываться не должен, мне нужно семью кормить, стало быть, лучше вообще петь не буду, чем халтурить”. Обычно такие “бывшие певчие” в душе понимают, что не правы, но на тех, кто клирос совмещает с другой работой (а таких большинство), страшно злятся.
Впрочем, мне кажется, “бывших певчих” вообще нет. Есть люди, которые пришли на клирос подработать или получить удовольствие от процесса пения и красивой музыки — как в хоровой кружок. Настоящие певчие не приходят — их приводит Господь, и порой самыми удивительными путями. Как сказала одна моя знакомая, настоящий певчий по своей воле с клироса не уйдет. Будет переживать неудачи, молиться, учиться, но без клироса не сможет.
КАК ПОПАСТЬ В ЦЕРКОВНЫЙ ХОР И НАЧАТЬ ПЕТЬ НА КЛИРОСЕ!
Итак, вы захотели попасть в церковный хор. Если вы человек верующий, то вам вдвойне интересно пение на клиросе. В конце концов, клирос подражает ангелам, и имитирует ангельский небесный лик. Это уже само по себе достаточно привлекательно для верующего человека, а более активное участие в богослужении подсознательно (а иногда и вполне осознанно) вселяет мысль о большей собственной ценности для прихода.
Конечно, нельзя совсем исключать и такой вариант, что вы видите в этой работе возможность совместить благое с утилитарным (сиречь, деньгами). В этом нет ничего плохого. Работа на клиросе сложна и за нее вполне уместно хоть что-то, да получать. Итак, предыстория понятна. Вы хотите попасть в церковный хор.
Теперь, собственно, как это делается
1. Подходите к церковной кассе (где продаются свечи) и спрашиваете –
“как зовут настоятеля этого храма и когда он служит”? Настоятель – это собственно, начальник прихода, его “директор”, и именно он координатор всех процессов в отдельно взятой церкви. Без настоятеля ничего не делается и вам общения с ним не миновать. Узнав, когда настоятель служит, Вы просто просите его на пару слов. Обычно после службы.
2. Итак, вы подходите к настоятелю и говорите “Здравствуйте, меня зовут так-то и так-то. Я хочу петь в церковном хоре. У меня есть/нет (нужное подчеркнуть) музыкальное образование, есть/нет (нужное подчеркнуть) опыт пения на клиросе, готов/не готов (нужное подчеркнуть) работать бесплатно”.
Настоятель очень быстро взвесит ваши шансы, и если они ненулевые (если вы мужчина – шансы слегка возрастают, так как мужиков на клиросе традиционно не хватает), то он даст контакты регента – “директора” хора.
И направит вас для беседы уже с ним. Если же настоятель явно вас отшивает (видно, что приводит аргументы, по которым вы петь не можете), тогда спросите его “есть ли при церкви школа церковного пения, куда вы готовы ходить”. Если есть – спросите, как туда попасть. Если нету – вежливо попрощайтесь и извинитесь за отнятое время.
3. На этой фазе предполагается, что настоятель вас все-таки не “отшил” и направил к регенту. Расслабляться рано. Регент часто просто “за настоятеля” грамотно отшивает, вдобавок регент уже профессионал в пении (и уж точно он про себя думает именно так), поэтому к беседе добавится ваше естественное волнение (если, конечно, вы не пели до этого 15 лет по разным клиросам).
Итак, подходите к регенту и вам придется повторить уже ему все то, что вы сказали настоятелю, после чего вы можете предложить регенту прямо сейчас спеть с ним вдвоем что-нибудь простенькое (чтобы регент мог оценить приятность/скрипучесть вашего голоса).
Обычно уверенность в таких вопросах работает в плюс. Если у регента есть хоть какой-то интерес к новым певчим, он уделит вам время. Если у регента интереса нет (его все устраивает в текущем составе) – что ж, попробуйте его спросить про то, есть ли школа церковного пения в городе. Если да – попросите координаты и попрощайтесь. Если нет – просто попрощайтесь. Вы пока не можете устроиться на клирос. Собственно, это тяжелая работа и вашу потерю (ну или упущенные возможности, как уж вам больше нравится) нельзя назвать трагичной.
4. Предположим, регент все-таки согласился вас принять на испытательный срок. И назначил вам время, когда прийти уже на общую спевку (проще говоря, репетицию), в которой участвуют уже все работающие на клиросе люди. От вас теперь требуется не сжечь себе нервы и не испугать уже работающих хористов. Есть несколько советов.
- Не используйте много церковных слов/выражений на спевке и вообще в общении. Певчие, как правило, начинают про такого человека думать так “ой, пришел мега-православный, который подослан настоятелем, чтобы шпионить за нами, он будет нам портить пение, но будет на хорошем счету у настоятеля”. Будьте сами собой, не ведите себя слишком раскованно, но и пугливой мышкой быть не надо (иначе сделают вывод, что от вас толку, как от дохлой мухи, все таки исполнение музыкальных произведений требует некоторой доли исполнительской храбрости).
- Оденьтесь добротно и хорошо. Бедно одеваться не в плюс вам просто потому, что певчие тут же начнут думать “вы любой ценой хотите пробиться в левый хор и отнять службы у уже работающих певчих”. Вы этого пока не знаете, но у певчих все службы лимитированы и за каждую идет драка (потому что настоятель не разрешает всем выходить по желанию, есть лимит на кол-во человек на будничной “левой” службе). Покажите, что вы на все готовы на праздничных службах по выходным, но вы человек работающий и деньги у вас есть (даже если это приукрашенная реальность)
- Настройтесь на то, что хорошее расположение вам будет первое время оказывать только регент. Певчие очень боятся разрушить хрупкий мирок, который у них складывается за время их работы – это и баланс рабочей нагрузки, и распределение авторитета в коллективе, и поэтому никто не будет “ставить на темную лошадку”. К Вам будут относиться с холодной вежливостью, а в особо запущенных случаях – с холодной НЕвежливостью )) Если хотите петь по настоящему – вам придется это все перенести.
- Само собой, не опаздывайте. Придите пораньше, осмотритесь. Предложите взять домой ноты, чтобы их изучить (это, конечно, если вы не читаете с листа как компьютер, но такое встречается очень редко, во всяком случае в провинции). Если вы какие-то ноты домой взяли, докажите что дома их смотрели. Берите не много. Два-три произведения, но потом покажите, что стали петь их лучше (иными словами, продемонстрируйте прогресс).
В целом, на этой стадии все уже зависит от реальной пользы, которую вы можете принести. Если от вас есть толк и ваш характер не вызывает ужас вас, скорее всего, оставят. Кстати, есть такой секрет – если хотите, чтобы вас точно оставили, предложите читать на клиросе – псалтырь или часы. Начните с того, что выучите текст этих молитв назубок, чтобы в любое время дня и ночи могли отчеканить эти тексты как робот. Певчие ненавидят читать (потому что от этого портится голос), и любому чтецу обычно рады как глотку фанты в жару. И готовность “все читать” на фазе новичка очень и очень помогает смягчить стальной блеск в глазах старых и опытных певчих ))
Ну и помните. Если Господь захочет вас видеть на клиросе – вы будете на клиросе. Это проверено.
С Божьей помощью: может ли мирянин петь на клиросе
О значении богослужебного пения и о других вопросах, связанных с церковным пением и клиросом, корреспондент Марина Злобина побеседовала с деканом факультета церковного пения и педагогики Царицынского православного университета протодиаконом Сергием (Колосковым).
– Правильно я понимаю, что клирос – место в храме, на котором стоят певцы церковного хора?
– Да, это особое место в церкви, на котором во время богослужения находятся певчие и чтецы. Клирос обычно расположен слева и справа от алтаря на небольших выступах, находясь напротив друг друга и перекликаясь между собой. Правый – более подготовленные певцы, которые могут обеспечить праздничное богослужение. Левый клирос является помощником правого. Иногда клиросы могут располагаться на хорах, под куполом храма.
– Правда, что клирос употребляется и в значении слова «поющие»?
– Да, в древние времена в храме пели все христиане – они отвечали на священнические возгласы, и все знали, как петь и где нужно вступать и заканчивать. Весь народ Божий участвовал в богослужении. В Иерусалимском ветхозаветном храме для певчих, а это колено Левино, были особые места, отведенные специально для поющих и музыкантов, которые славили Бога, в том числе играя на разных инструментах. Музыкантов называли «огорчителями левитов» – громким звуком они заглушали певчих и тех не было слышно. В Новом Завете пение было установлено самим Христом Спасителем, который воспел со своими учениками на Тайной Вечери.
– В чем заключается основная деятельность клироса?
– Это участие в богослужении и славословие Творца. Тексты, которые они поют, делятся на изменяемые (к определенному празднику, почитание конкретного святого) и неизменяемые песнопения. Богослужебное пение должно соответствовать некоторым основополагающим принципам – быть сдержанным, аскетичным, бесстрастным и совершаться с благоговением.
Отношение, как к святыне
– А как обстоит дело с богослужебным пением в глубинке?
– В деревнях, где численность прихода сравнительно мала, привлекают к певческому делу мирян. Не так давно на клиросе пели одни бабушки. Они пели по научению, по певческим традициям, и очень этим помогали священнику. Бывает, что на богослужении поет один певчий. Поэтому вопрос подготовки специалистов-певчих, регентов очень актуален.
– Может ли петь на клиросе человек без образования, но с хорошим музыкальным слухом?
– Совсем не подготовленный не сможет быть помощником на клиросе. Но все же хотелось, чтобы в храме пело как можно больше людей, и есть такие песнопения, которые мы поем все вместе, – «Верую», «Отче наш», на Всенощном бдении поем «Сподоби, Господи!». И если так хочется, если это внутренняя потребность, можно тихонько вторить на «Господи, помилуй», это не запрещено.
– Правда ли, что мирянам на пение в храме нужно брать благословение у священника?
– Нет такого правила, чтобы брать благословение на общецерковное пение: верующие поют и тем самым выражают свои молитвенные чувства, это приветствуется. Услышав хороший голос, можно привлекать молодых людей к пению на клиросе, а также к обучению церковному пению.
Но если поют громко и это мешает окружающим, если это не общие песнопения, то лучше и правда не делать во всеуслышание, а смиренно пропевать про себя.
– Из скольких человек в идеале должен состоять клирос?
– Это зависит от вместимости храма. Думаю, в храме Христа Спасителя должно быть не меньше 40 человек, чтобы во всей полноте создать молитвенное настроение. В нашем Казанском кафедральном соборе желательно около 30 человек.
А если это левый клирос непраздничного богослужения, то достаточно и четырех хорошо подготовленных певцов. Неплохо звучит мужской квартет, а также два женских голоса и бас.
Очень хорошо, когда в храме все поют. Вот тогда и чувствуется, что все единым сердцем и «едиными усты» славят Бога. «Пою Богу моему, дондеже есмь» (Пс. 103, 33). “Хвалить буду Господа всю жизнь мою, петь Богу моему, пока существую”, – поют певчие. И будут петь и сегодня, и завтра, и всегда, «до скончания века».
«Когда поем, как будто вживую общаемся с Богом…»
Наш разговор с протодиаконом Сергием поддержала певчая клироса волгоградского храма Флора и Лавра Наталья Иванова.
– Для меня клирос – самое главное и дорогое, что есть на свете, в жизни. Сколько Господь даст, буду служить Ему всегда. Служить на клиросе сложно, нелегко, здесь вырабатывается смирение, мы стараемся терпеть тяготы друг друга.
Когда поем, присутствует чувство, что идет живое общение с Богом, это незабываемо. Но это достигается опытом и большим трудом, потом и кровью. Такого никогда не будет у человека, который пришел просто попеть.
Мы все прошли и проходим через серьезные искушения, без Божьей помощи трудно обойтись. Клирос считаю своей семьей. Как и в каждой семье все бывает, так и у нас на клиросе. Но каждый помнит, что главное – служить Богу, и потому все неприятности быстро забываются, ведь Господь велел все прощать. А сколько радости бывает после правильно и благоговейно спетой службы!
Источники:
https://eparhia-saratov.ru/Articles/zametki-cerkovnojj-pevchejj-ili-klirosnye-iskusheniya
https://prokliros.ru/cliros/14
https://zen.yandex.ru/media/id/5a5cdc4a5f4967b50dee876a/5c310c1eea2b1100ab45db9c