Первобытный общинный строй. Первобытно-общинный строй и его характеристика
Этапы развития первобытно-общинного строя
1. Периодизация и краткая характеристика периодов
2. Характеристика языковых семей
1. Первый этап в развитии человечества – первобытно-общинный строй – занимает огромный период времени: приблизительно с момента появления человека (более 2,5 млн лет назад) до образования классовых обществ (славяне жили первобытно-общинным строем до 6 века н.э.).
Основные признаки первобытно-общинного строя:
– общественная собственность на средства производства;
– примитивизм орудий труда;
– почти полная зависимость человека от природы.
Этапы развития первобытно-общинного строя:
2. Процесс формирования языковых семей очень длительный. Наиболее крупная языковая семья – индоевропейская. Она складывается на территории современного Ирана и распространяется на Южную и Восточную Европу, Малую и Центральную Азию. Потом она раскололась на несколько ветвей:
1. На юге и юго-востоке – это иранцы, индийцы, таджики, армяне и другие.
2. На западе – это нынешние англичане, немцы, французы и др.
3. На востоке – балты, праславяне. Выделение праславян из индоевропейских племен произошло примерно к середине 2го тысячелетия до н.э. Это была группа родственных племен, расселившихся от Одера на западе до Карпат на востоке Европы.
Вопрос о прародине индоевропейцев спорный. Существует несколько точек зрения:
2. Южно-русская (Днепр, Дон, Крым)
3. Центрально-европейская (бассейны рек Висла, Одер, Днепр, Прибалтика)
Основным занятием индоевропейцев было пашенное земледелие. На рубеже 4-3 тысячелетия до н.э. жизнь индоевропейских племен изменилась. Началось глобальное оледенение. На первое место выходит не земледелие, а скотоводство. В поисках новых пастбищ люди расселились по Европе и Азии. Наступил период освоения соседних земель. Начало формироваться кочевое скотоводство. Следствием этих процессов стал распад индоевропейской общности на самостоятельные этносы.
Вторая языковая семья – угро-финская. Сюда относятся финны, эстонцы, карелы, ханты, мордва, мари, коми, удмурты, венгры. Занимала территорию от Прикамья до Зауралья, откуда её племена расселились на европейский север, в Приволжье, Западную Сибирь, Восточную Сибирь.
Третья языковая семья – тюркская. Относятся коряки, алеуты, эскимосы, якуты, хакасы, чуваши, татары, тувинцы ( половцы, хазары, гунны, печенеги). Жили в Центральной Азии. Начали свое продвижение в Восточную Европу и на Запад. (Великое переселение народов).
Общая характеристика первобытнообщинного строя
В первобытном обществе социальная организация строилась на кровнородственных связях. Люди объединялись в родовые общины, фратрии (братства), племена. Человек не мыслил себя вне первобытного коллектива, поэтому об индивидуальной свободе, субъективных правах в эпоху первобытного общества не могло идти речи.
Социальная власть в первобытном обществе обладала специальными признаками:
— распространялась в рамках рода и основывалась на кровнородственных связях;
— являлась общественной, т. е. совпадала с населением (совпадали субъект власти и объект властного воздействия);
— специфическими были органы власти. Ими являлись общие собрания взрослых членов рода, советы старейшин, племенные вожди.
Специфическим было в первобытном обществе и социальное регулирование. В литературе выделяется ряд специфических особенностей социальных норм первобытного общества:
— социальная жизнь регулировалась в первую очередь обычаями, т.е. исторически сложившимися правилами поведения, которые в результате длительного н многократного применения вошли в привычку. Правда, на этот счет есть и другая точка зрения. А.И.Першиц разработал концепцию так называемых мононорм, которые, по его мнению, и упорядочивали общественные отношения в первобытном обществе. Мононормы представляли собой нерасторжимое, органическое единство различных видов социальных норм — моральных, религиозных, ритуальных и т.д. Данная позиция получила поддержку в некоторых учебниках по теории государства и права (см. напр.: ВенгеровА.Б. Теория государства и права. М., 1998);
— социальные нормы носили неписаный характер, существовали лишь в сознании людей и изустно передавались из поколения в поколение;
— санкции за нарушение многих социальных предписаний носили сакральный характер, т. е. предполагалась кара божественных сил за нарушение социальных норм;
— ведущим способом социального регулирования выступал запрет, который именовался «табу».
Важным этапом в развитии первобытного общества и переходе от догосударственного состояния к государственности явилась так называемая неолитическая революция (от «неолит» — новокаменный век). Сущность неолитической революции (автором данного термина является английский археолог Чайлд) состояла в переходе от присваивающего хозяйства к производящему. Если отраслями присваивающего хозяйства являлись охота, рыболовство, собирательство, то в результате неолитической революции человек переходит к земледелию, скотоводству, а затем ремеслу и торговле. Считается, что именно неолитическая революция явилась толчком к трем крупным разделениям общественного труда — отделению скотоводства от земледелия, выделению ремесла и выделению торговли, а также привела к резкому росту населения, появлению городов, увеличению производимого продукта и появлению имущественных излишков.
У некоторых народов, например, германских племен, переходной ступенью от догосударственного состояния к государству явилась военная демократия. Для данного этапа характерно то что родоплеменная верхушка уже возвысилась над рядовыми общинниками, но власть вождя еще была выборной и, как правило, временной (например, вождя выбирали на время проведения военных походов).
77.243.189.117 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Первобытный общинный строй. Первобытно-общинный строй и его характеристика
Первобытно общинный строй — первая общественная формация, существовавшая многие десятки тысячелетий у всех народов на ранней ступени их развития. При первобытно общинном строе основой производственных отношений являлась общая собственность на средства производства. Общей собственностью данного коллектива, орды, рода являлись орудия производства, земля. Общей собственностью являлись также жилище, хозяйственный инвентарь и т. п.
Каждая первобытная группа людей кочевала, занимаясь собиранием съедобных растений и охотой. В пределах общей собственности на средства производства существовала и личная собственность на предметы домашнего обихода, одежду и т. п. При первобытно-общинном строе не было эксплуатации человека человеком, но было классов и государства. Производство здесь велось при помощи примитивных орудий коллективно, сообща, целыми родами. Продукты также потреблялись сообща, делились поровну.
Производственные отношения первобытно-общинного строя возникли на основе низкого уровня развития производительных сил, примитивного состояния орудий производства, отсутствия общественного разделения труда. Только работая сообща, первобытные люди могли добывать средства к жизни и обезопасить себя от нападения хищных зверей или соседних обществ.
На осново образования первого крупного общественного разделения труда — отделения скотоводства от земледелия — производительные силы первобытного общества начинают развиваться значительно быстрее. С ростом их возникает и развивается обмен, появляется частная собственность, экономическое неравенство между отдельными членами общины. Первое крупное общественное разделение труда, вызвавшее появление частной собственности на средства производства, породило рабство. Возникновение рабства в ещё большей мере усилило экономическое неравенство и способствовало разложению первобытной общины.
Коллективное производство и уравнительное распределение продуктов из формы, способствующей развитию производительных сил, становятся их оковами. На высшей ступени первобытного общества происходит второе крупное общественное разделение труда: ремесло отделяется от земледелия, что способствует дальнейшему разрушению первобытно-общинного строя. В результате появляются богатые и бедные, появляется эксплуатация, классы, возникает государство. Первобытно-общинный строй окончательно разрушается. На смену ему приходит классовое общество — рабовладельческий строй (см.), феодализм (см.).
Источники:
https://mylektsii.ru/11-21447.html
https://studopedia.ru/6_165755_obshchaya-harakteristika-pervobitnoobshchinnogo-stroya.html
https://filslov.ru/339-pervobytno-obshhinnyj-stroj.html