Первое впечатление о манилове мертвые души. Урок по литературе на тему “Мертвые души
Урок по литературе на тему “Мертвые души. Образ Манилова” (9 класс)
Курс повышения квалификации за 340 рублей!
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления
Конспект урока по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».
Тема: «У всякого есть свое, но у Манилова ничего не было»
Цель: проанализировать образ помещика Манилова.
выявить приемы описания характера помещика, внутреннюю логику создания образа;
обучить умению определять принципы типизации социальных явлений;
раскрывать значение авторского присутствия, воззрений писателя;
приобщить учащихся к исследовательской работе.
1 . Организационный этап.
2. Проверка домашнего задания.
3. Объявление темы и целей урока.
4. Работа в тетрадях.
5. Подведение итогов урока.
6. Домашнее задание.
1. Организационный этап.
1. Подготовка учащихся к работе на уроке.
2. Взаимное приветствие учителя и учащихся.
3. Визуальный контроль готовности к уроку.
2. Проверка домашнего задания.
(Перечитать вторую главу поэмы; выписать цитаты, характеризующие Манилова.)
3. Объявление темы и целей урока.
Одной из особенностей таланта Н. В. Гоголя является та «страсть узнать все», то «желание познать человека», которое заставляет его искать людей всех сословий и подмечать что-нибудь интересное у каждого».
Итак, цель сегодняшнего урока – проанализировать образ помещика Манилова.
В поэме «Мертвые души Н. В. Гоголь написал: «Гораздо легче изображать характеры большого размера: там просто бросай краски со всей руки на полотно…и портрет готов; но вот все эти господа, которых много на свете, которые с вида очень похожи между собой, а между тем, как приглядишься, увидишь много самых неуловимых особенностей, – эти господа страшно трудны для портретов».
Ребята, скажите, пожалуйста, когда происходит первая встреча с Маниловым? (Встреча с Маниловым происходит уже в первой главе) .
Какое впечатление можно составить о Манилове до встречи с ним?
4. Работа в тетрадях.
Сейчас мы составим таблицу, в которую запишем цитаты из текста и ваши наблюдения. Заполнять мы ее будем в ходе обсуждения.
Особенности манеры поведения и речи
Отношения с окружающими
В описании портрета Манилова есть емкая фраза: «…явя в лице своем выражение не только сладкое, но даже приторное…»
В портретной характеристике Манилова автор подчеркивает, что он видный человек, но только «на взгляд»; черты его лица не лишены приятности, «но приятность эта какая-то приторная, «сахарная»; манеры «заискивающие», улыбка «заманчивая», «белокур, с голубыми глазами». Первое впечатление, что Манилов добрый, приятный человек, затем чувствуется какая-то неопределенность, она даже и автором подсказывается: «ни то ни се. ».
Первой фразой Гоголь подчеркивает отсутствие у Манилова чего-либо определенного: «У всякого есть свой задор . словом, у всякого есть свое, но у Манилова ничего не было». Характер этого человека как бы сливается с тоном серого, скучного, безжизненного пейзажа.
– Особенности манеры поведения и речи.
В выражении лица Манилова при разговоре, в речи, в подборе слов, в манерах и интонациях голоса автором отмечается та же преувеличенная чувствительность, сентиментальность, а главное – умственная ограниченность, бессодержательность, беспомощность мысли. Манилов пытается вести возвышенный разговор, разбираться в жизненных фактах. Он много говорит, употребляет ничего не значащие слова, не может закончить фразы, вместо них – жесты, заменяющие высказывание. Все это говорит об отсутствии содержания мысли Манилова, о его глупости.
– Отношения с окружающими.
Хозяин с женой общались между собой приторно-сентиментально: «Разинь, душенька, свой ротик, я тебе положу этот кусочек». Выражается Манилов крайне изысканно и по-книжному: «Уж такое, право, доставили наслаждение, майский день, именины сердца…». Каждый человек у Манилова добрый, обходительный, милый, приятный, умный, образованный, начитанный и достойнейший, но не потому, что так оно есть на самом деле, а потому, что в людях Манилов ничего не понимает. Имена детей Манилова – Алкид и Фемистоклюс – явно отдают языческим античным прошлым, стародавними временами до рождества Христова.
Комическая сцена у дверей в гостиной характеризует Манилова чересчур любезным, навязчивым. Опять в герое чувствуется «приторная сладость».
Описание деревни и усадьбы характеризуют помещика как ленивого и бесхозяйственного: дом стоял «открытым всем ветрам», в усадьбе пруд покрылся зеленью. Автор иронически замечает, что это «не в диковинку в аглицких садах русских помещиков». Березы здесь «мелколистые, жиденькие», вокруг господского дома разбросаны «серенькие бревенчатые избы» и «нигде между ними растущего деревца или какой-нибудь зелени. ». Беседка с плоским зеленым куполом и голубыми колоннами называлась «Храм уединенного размышления». Жизнь в доме и во всем имении как будто остановилась: в книжке так и осталась закладка на 14 странице, два кресла были не готовы и обтянуты рогожей.
Он растерян и беспомощен перед предложением Чичикова продать мертвые души. Гоголь хорошо передает это, описывая мимику и жесты героя. Удивляет, что, не зная человека (Чичикова), Манилов сразу ему доверяет и старается всячески услужить, доказать «сердечное влечение». После этого он не обдумывает свой поступок, а предается радостным размышлениям, что доставил гостю небольшое удовольствие. Опять мы видим бесхарактерность и глупость Манилова, которая проявляется не только в делах, но и в его мыслях. Итак, умение убеждать дало Чичикову первые результаты и он добился поставленной цели, причем не затратив при этом никаких сбережений.
5. Подведение итогов урока.
– Что же главное в Манилове? Какая деталь в описании героя является преобладающей? (Тема сахара и сладости, автор своими сравнениями добивается того, что у читателя появляется чувство, близкое к физическому отвращению.)
– Что скрывается за улыбчивостью Манилова? Как сам автор характеризует героя? (Приятная маниловская улыбка для всех – это признак глубокого равнодушия ко всему окружающему; такие люди не способны испытывать гнев, скорбь, радость.)
– С помощью каких деталей Гоголь придаёт комическую окраску образам своих персонажей? (Составной частью гоголевского портретного рисунка являются позы, одежда, движения, жесты, мимика. С их помощью писатель усиливает комическую окраску образов, раскрывает подлинную сущность героя.)
– Какова отличительная черта Манилова? (Главная его психологическая черта – желание всем и всегда нравиться.)
– Что подчеркивают имена детей Манилова?
– К каким выводам автор приводит читателей? ( Манилов – спокойный наблюдатель всего происходящего; взяточники, воры, казнокрады – все для него препочтеннейшие люди. Манилов – человек неопределённый, в нём нет живых человеческих желаний. Это мёртвая душа, человек “так себе, ни то ни сё”.)
Вывод. Вместо настоящего чувства у Манилова “приятная улыбка”, приторная любезность и чувствительные фразы; вместо мысли – какие-то бессвязные, глупые размышления, вместо деятельности – или пустые мечты, или такие результаты “труда”, как “горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками.
6. Домашнее задание
Перечитать третью главу «Мертвых душ». Подготовить характеристику Коробочки.
Конспект урока по теме: « Рыцарь пустоты» Манилов и «скопидомка» Коробочка (по поэме Н.В. Гоголя « Мертвые души»)
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Раскрыть характеристику образов помещиков; научить подмечать
особенности персонажей, работая с текстом; выделить главные черты характера,
особенности портрета для анализа образа.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 34 города Ставрополя
Конспект урока по теме:
« Рыцарь пустоты» Манилов и «скопидомка» Коробочка
(по поэме Н.В. Гоголя « Мертвые души»)
Учитель:Бегларян Рипсимэ Рафаеловна,учитель высшей категории МБОУ СОШ № 34 г.Ставрополя
Цель: раскрыть характеристику образов помещиков; научить подмечать
особенности персонажей, работая с текстом; выделить главные черты характера,
особенности портрета для анализа образа.
1.Портрет Н.В. Гоголя
2.Слова А.И.Герцена из статьи « О развитии революционных идей в России» (плакат))
3.Фрагмент из фильма « Мертвые души»,1984 г. Диалог Коробочки и Чичикова.
4.Презентация с освещением основных этапов урока
5.Презентация к уроку.Рисунки П.Боклевского, Кукрыниксов к поэме Н.В.Гоголя « Мертвые души»
6. Презентация « Аукцион.По экскурсии в Маниловке и у Коробочки.
1. Вступительное слово учителя.Презентация.
Учитель:Эпиграф к уроку слова А.И. Герцена: «… Рабы власти без достоинства и тираны без сострадания своих крепостных, высасывающих жизнь и кровь народа…»
Так о чем или о ком мы будем говорить на уроке?( Ответы детей)
Учитель:Чтобы понять смысл слов А.И. Герцена до конца, обратимся к образам помещиков – Манилову и Коробочке.
Закончив экскурсию по городу N вместе с Чичиковым и получив визитные карточки с приглашениями от помещиков, мы отправляемся в имении Манилова.
Непригляден, беден открывшийся дорожный пейзаж: кочки, ельник, кусты. Типичная картина убожества, нищеты русской провинции. Это подготавливает нас к встрече с жалким, пустым образом жизни помещика Манилова, к которому направляется наш герой. Посмотрим, что написано в его визитной карточке (чтение карточки).
Помещик Манилов – бесплодный мечтатель и фантазёр – приглашает вас на « сладкую болтовню» в « Храм уединенного размышления» на берегу озера в поместье Маниловка.
2. «Приятная встреча»( Работа в парах)
Приятная встреча Павла Ивановича с хозяином Маниловки будет проходить по плану:
1). Описание усадьбы Маниловка.
2). Авторская характеристика Манилова.
3). Манилов и его отношение к другим помещикам.
3. Лексическая находка.
Дается лексическая характеристика образа и записывается всеми учащимися в тетрадь:
Полное отсутствие живых мыслей, стремлений, интересов. Бесплодное фантазерство; « сладкая болтовня.» Заискивающие манеры; заманчивая улыбка; Человек бесформенный, неопределенный.
4. Итоги по образу Манилова. ( на экран высвечиваются вопросы)
– Что же главное в Манилове?
(бездуховность, убожество, отсутствие живых мыслей, стремление и интересов – вот черты, свойственные Манилову.
Н.В. Гоголь говорил: « Есть род людей, известных под именем : люди так себе, ни то, ни сё», ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Это о Манилове.)
– Что такое «маниловщина»?
( это слово стало в нашем быту характеристикой сладких болтунов, которые прикрывают пустоту своей души прекрасными фразами.)
5. Литературная разминка. ( проводит ученица, подготовившая сообщение о Коробочке). Читается визитная карточка Коробочки.
Коробочка Настасья Петровна – коллежская секретарша, «дубинноголовая», суеверная и ограниченная – всегда ждет вас в своей деревеньке и готова продать вам даже свою душу по выгодной цене.
Соседство глав у Гоголя значимо. Показывая помещиков – «расточителей» и помещиков – «накопителей», он заставляет нас сопоставлять и находить в них то общее, что причисляет их к «Мертвым душам».
6. Трудный диалог (просмотр фрагмента из фильма « Мертвые души»,1984 г. Диалога Чичикова и Коробочки, гл. III, стр. 68-70)
7. Экскурсия в картинную галерею ( презентацию показывает и рассказывает ученик)
Я хочу обратить ваше внимание на портреты уже знакомых вам героев поэмы « Мертвые души». Они выполнены известными мастерами кисти П.М. Боклевским и Кукрыниксами.
Пётр Михайлович Боклевский (1816-1897) – русский живописец, рисовальщик, ученик Брюллова, выполнил серию карикатур и иллюстраций к произведениям Тургенева, Островского, Достоевского.
Боклевский – известный иллюстратор « Мертвых душ» Гоголя. Его заслуга заключается в том, что он создал прекрасную галерею образов поэмы.
Перед нами портреты Манилова. Слащавая, «сахарная» улыбка, прищуренные глазки, губки бантиком, заискивающий наклон головы. Так и просятся слова: « Один только Бог разве мог сказать, какой был характер у Манилова».
(Демонстрирует портрет Манилова.)
Полной противоположностью Манилову изображена художником Коробочка. Мне кажется, что она похожа на черепаху в тяжелом панцире, из которого торчит маленькая головка, без шеи, с совершенно тупым выражением лица, упрямо-неподвижным взглядом.
А вот еще один портрет Манилова. Таким увидели его Кукрыниксы.
Кукрыниксы – это псевдоним трех замечательных художников: Куприянова, Крылова и Соколова. Они учились вместе в Московском художественном училище. Всемирную известность получили, создав новый тип политической острой карикатуры. При иллюстрировании произведений Гоголя основную задачу видели в выявлении социального смысла поэмы, раскрытии критического отношения к персонажам, осмеянным великим писателем. (обращает внимание на портрет художника).
Манилов в изображении Кукрыниксов – «божий одуванчик», расточающий ласковые словечки, приятно улыбающийся. Как вы думаете, какой эпизод проиллюстрировали художники? По-моему, сюда как раз подходит фраза: «Лизанька, – сказал Манилов с жалостливым видом, – Павел Иванович оставляет нас!».
Мы познакомились с двумя уникальными типами помещиков: бесхозяйственным Маниловым, « рыцарем пустоты», праздным мечтателем, живущим в мире своих грез, и «дубинноголовой» Коробочкой, мелочной скопидомкой. Жизнь одного никчемна. Хозяйством он не занимался. Не мудрено, что у такого «хозяина» пусто в кладовой, приказчик и ключица – воры, слуги – «нечистоплотны и пьяницы», « вся дворня спит немилосердным образом и повесничает все остальное время.»
Другая – пародия на живого человека. В противоположность Манилову, Коробочка – домовитая хозяйка. Она воплощение тех традиций, которые сложились у захолустных мелких помещиков, ведущих натуральное хозяйство.
8.Знакомство с содержанием 2-ой и 3-ей глав. ( Чтение в группах )
9. Аукцион в Маниловке и в деревне у Коробочки( Презентация « Аукцион.По экскурсии в Маниловке и у Коробочки.»
Предлагаю несколько лотов. Стоимость каждого 2 балла. Кто из
« покупателей» наберет больше баллов, тот получит утешительный приз.
– Что было написано на беседке у пруда?
(«Храм уединенного размышления».)
– Как звали жену Манилова? (Лизонька.)
– Сколько лет прожили в супружестве Маниловы? (Более 8 лет.)
– Как звали детей Манилова? (Фемистоклюс и Алкид.)
– Какие подарки обещал привезти Чичиков детям Манилова? Саблю и барабан.)
– Как звали Коробочку(Настасья Петровна.)
– Комната Коробочки была «обвешана старинными полосатыми обоями» и картинами с изображением чего?
(Картины с какими – то птицами, портрет Кутузова и какого – то старика с красными обшлагами на мундире.)
– Какую услугу предложила оказать Чичикову Коробочка перед сном?
(Почесать пятки, без этого покойный муж не мог заснуть.)
– Коробочка – « Коллежская секретарша». Каков ее «статус»?
( Жена или вдова коллежского секретаря, гражданского чина десятого класса.)
– Сколько душ в деревеньке Коробочки?(Без малого восемьдесят)
– По какой цене Настасья Петровна продала протопопу « двух девок, которые… сами салфетки ткут»?( По сто рублей за « славных работниц»)
– Что предлагал Чичиков за мертвых душ?(«Избавить от хлопот и платежа подати за мертвых как за живых», да
« сверх того пятнадцать рублей.»)
Аспектный анализ урока « Рыцарь пустоты» Манилов и «скопидомка» Коробочка (по поэме Н.В. Гоголя « Мертвые души»)
Аспект «Формирование общеучебных умений и навыков школьников»
Цель анализа: проследить, каким образом учитель формирует общеучебные умения и навыки учащихся
Тип урока: урок сообщения новых знаний с использованием ИКТ
Форма проведения: у рок- экскурсия
Межпредметные связи: изобразительное искусство
раскрыть характеристику образов помещиков; научить подмечать
особенности персонажей, работая с текстом; выделить главные черты характера,
особенности портрета для анализа образа:
развивать память, мышление, быстроту реакции, умение пользоваться полученными знаниями.
Введение в анализ урока
Урок дан в соответствии с тематическим планированием
Использование компьютерной презентации и отрывка из фильма оправданно
Роль компьютера на уроке
Работает для учителя и учащихся. Знакомство с рисунками П.Боклевского, Кукрыниксов к поэме Н.В.Гоголя « Мертвые души»дает учащимся более полное зрительное представление о героях поэмы;
обсуждаемые задания п резентации « Аукцион.По экскурсии в Маниловке и у Коробочки» выносятся на компьютер, что дает возможность учащимся представить зрительно место или героев произведения,о которых идет речь в том или ином вопросе. Учитель, используя компьютер, активно помогает учащимся разобраться в сути заданий, сравнить, проанализировать, сделать выводы, увеличивает процент наглядности, снимает стресс, т. к. ПК является для детей типичным носителем информации
Учителю компьютер — подсказчик, позволяющий четко реализовать замысел урока и соблюсти логику изложения материала, + иллюстратор + аниматор => повышение уровня усвоения материала учащимися
Компьютер позволяет сделать урок динамичным, что способствует здоровьесбережению.
1. Организационный момент.
+ использование презентации организовало учащихся, дало положительный настрой на урок
2. Введение в тему
+ с помощью представленных на экране заданий учителю удалось добиться того, чтобы учащиеся сформулировали тему урока
3.Работа в парах
+способствует более глубокому пониманию текста
+ наличие работы в парах
Работа с иллюстрациями
+ расширение и углубление знаний о героях поэмы +реализация межпредметных связей
Урок 3: Н.В. Гоголь «Мертвые души». Система образов поэмы. Образы помещиков (Манилов, Коробочка)
Урок 3 Н.В. Гоголь « Мертвые души2 Система образов поэмы. Образы помещиков(Манилов, Коробочка)
Цели: дать обучающимся понятие о системе образов поэмы « Мертвые души»; ознакомить обучающихся с образами помещиков на примере Манилова и Коробочки; фолрмировать умения и навыки строить ответ на вопрос о художественном произведении с опорой на теоретико-литературные знания; совершенствовать навыки аналитической рабрты с прозаическим текстом; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся; воспитывать культуру читательского восприятия.
Оборудование : учебник, текст поэмы « Мертвые души»,раздаточный материал, таблица, иллюстративный материал по теме урока.
Тип урока : урок – анализ художественного произведения
Прогнозируемые результаты : учащиеся знают о системе образов поэмы Н.В. Гоголя
«Мертвые души», умеют характеризовать персонажей поэмы, анализировать текст, пересказывать отдельные эпизоды в форме описания, участвуют в беседе, вырабатывают свою точку зрения на художественное произведение в соответствии с авторской позицией и исторической эпохой.
I . Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Беседа (анализ первой главы)
– Расскажите, что вы узнали из прочитанного о главном герое произведения.
– Какой была цель его приезда в губернский город?
– Найдите в тексте и прочитайте портретное описание Чичикова. Как вы думаете, почему писатель выделяет его безликой внешностью? Обоснуйте свой ответ. Какими словами автор выражает свое отношение к персонажу?
III. Мотивация учебной деятельности
Поэма была задумана Гоголем как широкое эпическое полотно, в котором автор хотел правдиво отразить, как в чистом зеркале, живую современность.
В поэме отразилась Россия первой трети XIX века — Россия того времени, когда царское правительство, расправившись с декабристами, с мечтами лучших людей страны о введении республиканского правления, усиленно создавало чиновничье-бю рократический аппарат, когда пошли в гору напористые Чичиковы — дельцы-приобретатели, способные делать деньги из чего угодно.
Поэма построена в форме путешествия и позволяет читателю заглянуть во все интересующие его детали. Предмет внимания — «господин средней руки
Система образов. Образная система поэмы строится в соответствии с тремя основными сюжетно-композиционными звеньями: помещичья, чиновничья Россия и образ Чичикова. Своеобразие системы образов состоит в том, что контраст героям, показанным в реальном плане поэмы, составляет план идеальный, где присутствует авторский голос и создается образ.
Первую главу поэмы можно определить как своеобразное вступление. Действие еще не началось, и автор лишь в общих чертах обрисовывает героев. Читатель начинает догадываться, что Чичиков приехал в губернский город с какими-то намерениями, которые выясняются позднее.
IV . Работа над темой урока
1. Вступительное слово учителя.
Создавая образы помещиков, Гоголь не просто показывает нам разные типажи владельцев крепостных душ: мечтательных бездельников (Манилов), абсолютно равнодушных ко вверенным ему крепостным; скупердяев (Собакевич), которые ничего не упустят в жизни; “дубиноголовых” коробочек, увязших в мелком натуральном хозяйстве, где взят на учет каждый клочок земли, каждый кусочек, каждый ящичек и шкатулочка; бессмысленных задир (Ноздрев), который больше бесчинствует на ярмарках да по соседским поместьям, чем бывает дома; и наконец, феноменальных со всех сторон плюшкиных. Автор создает целую систему образов, очень реалистическую и в то же время отчетливо сатирическую. Он показывает нам “героев” со всех сторон, используя при этом три вида описания: портрет, пейзаж имения, интерьер дома помещика.
2. Коллективная работа по составлению опорной схемы – конспекта « Система образов поэмы» ( запись на доске и в тетради)
Система образов поэмы
Помещики, деревенские жители
Чиновники и городские жители
3. Аналитическая беседа « Размышляем, обсуждаем»
а) Анализ первой главы
– Кого из помещиков Чичиков навещает первым?
– Когда происходит первая встреча Чичикова с Маниловым?
– Какая деталь в описании героя является ведущей?
-Расскажите, кто такой Манилов. Какое впечатление он на вас произвел?
– Как автор характеризует Манилова? Какая черта Манилова является ведущей? Примеры из текста.
– Чем был занят помещик? Как он относится к своему имению?
– Найдите в тексте и прочитайте описание интерьера дома Манилова. – Выразительно прочитайте, как Манилов отреагировал на предложение Чичикова продать « мертвых душ». Как характеризует эта сцена Манилова?
Аргументируйте свой ответ
– Объясните термин « маниловщина»
– Прокомментируйте оценку этой главы, данную В.А. Жуковским: « Смешно и больно».
б) Анализ третьей главы
– С помощью каких художественных средств автор раскрывает образ Коробочки? Примеры из текста.
– Найдите в тексте и прочитайте характеристику Коробочки. Какая черта Коробочки является ведущей? Примеры из текста.
– Выразительно прочитайте, как Коробочка отреагировала на предложение Чичикова продать « мертвых душ». Как характеризует эта сцена Коробочку?
– Подумайте, можно ли назвать этот образ типичным? Почему?
– Какой художественный прием усиливает авторское обобщение? Примеры из текста.
4. Коллективная работа над составлением таблицы «Герои поэмы Н.В. Гоголя « Мертвые души»
«Герои поэмы Н.В. Гоголя « Мертвые души»
Отношение к просьбе о продаже мертвых душ
Пошлый и пустой. Два года лежит в его кабинете книга с закладкой на одной странице. Слащава и приторна его речь.
Удивился. Думает, что это незаконно, однако отказать не может столь приятному человеку. Отдает бесплатно крестьян. При этом не знает, сколько душ имеется у него. –
Знает цену деньгам, практична и хозяйственна. Скупая, бестолковая, дубинноголовая, помещица- накопительница
Хочет знать, для чего души Чичикову. Число умерших знает точно (18 человек). Смотрит на мертвые души как на пеньку или сало: вдруг пригодятся в хозяйстве
Считается хорошим товарищем, однако готов всегда напакостить другу. Кутила, игрок в карты, “разбитной малый”. Разговаривая, перескакивает постоянно с предмета на предмет, использует брань
У этого помещика, казалось бы, легче всего было Чичикову заполучить их, но он единственный, кто оставил его ни с чем.
Неотесан, неуклюж, груб, неспособен выразить переживания. Жесткий, злобный крепостник, не упускающий никогда выгоды.
Самый сообразительный из всех помещиков. Сразу раскусил гостя, совершил сделку с выгодой себя.
Когда-то была у него семья, дети, а сам он являлся бережливым хозяином. Но смерть хозяйки превратила этого человека в скрягу. Он стал, как и многие вдовцы, скупым и подозрительным
Изумило и обрадовало его предложение, поскольку будет доход. Продать души согласился по 30 копеек (всего 78 душ).
5. Сопоставительная работа
Анализ образов Манилова и Коробочки ( в парах)
Отношение к просьбе Чичикова
Манилов (познакомился в городе, ехал по приглашению)
Дом господский стоял одиноко на возвышении; скучно-синеватый лес; день не то ясный, не то мрачный, светло-серый; в доме чего-нибудь вечно недоставало; стены выкрашены какой-то голубенькой краской вроде серенькой.
На взгляд человек видный, приятный, улыбался заманчиво; был белокур, с голубыми глазами
Человек так себе, ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан; дома говорил очень мало; много думал, фантазировал; уже 2 года читал 14-ю страницу
Удивился, согласился передать бесплатно; не знает, сколько у него умерло крестьян
(попал случайно во время дождя)
Небольшой домик, полный двор птиц, старенькие обои, картины с птицами, старинные маленькие зеркала, огромные перины
Женщина пожилых лет, в спальном чепце, с фланелью на шее
Гостеприимная, торгует мёдом, пенькой, салом, перьями
Интересуется, зачем они ему; знает точное количество умерших (18 душ), боится понести убытку, хочет немного подождать, согласилась продать за 15 ассигнаций
V . Рефлексия. Подведение итогов урока
Обобщающее слово учителя
Герои Гоголя не были для Боклевского выдуманными, книжными персонажами. Он долгие годы жил в Рязанской губернии и легко узнавал в чиновниках и помещиках города N хорошо известные ему нравы русской провинции.
Боклевский полностью отказывается от воспроизведения бытовых деталей, обстановки. Его главная задача – передать интеллектуальную скудость, нравственное убожество гоголевских типов. Поэтому художник ограничивается только портретами героев, концентрирует внимание на изображении их лиц.
Манилов представлен художником отдыхающим в послеобеденный час. Распустив галстук, расстегнув жилет, с неизменной трубкой с длинным чубуком, он нежится в мягком кресле. Манилов – деликатный, образованный барин. Поэтому пуховики располагают его к мечтательности. Он завёл глаза, запрокинул голову – унёсся фантазией под облака. Однако с подушек он не поднимается, пребывает в полной праздности, и зрителю ясно, что фантазии Манилова так же эфемерны, как дым, выходящий из его трубки.
Коробочка – “одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожай, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещённые по ящикам комодов”. Акварельный портрет Коробочки представляет добродушную старушку небольшого роста, в чепце и капоте, в смешных вязаных башмачках. Круглая, мягкая фигура Настасьи Петровны, с какой-то тряпкой, повязанной на шее, удивительно напоминает плотно набитый куль или мешок – немаловажный атрибут домовитой помещицы. Боклевский часто придаёт гоголевским персонажам наружность, сходную с тем или иным животным. Это создаёт у зрителя дополнительные ассоциации, которые способствуют лучшему пониманию сущности образа. Так, не случайно Собакевич похож на медведя, а Чичиков – на хитрую лису. Коробочка Боклевского заставляет подумать о ком-либо из небольших грызунов, заботливых, домовитых зверьков, которые всё, что ни увидят, тащат в свою норку. В самом деле, у неё круглые, удивлённые глазки, треугольником поднятая верхняя губка, обнажающая резцы, и, наконец, коротенькие ручки, простодушно сложенные поверх выступающего брюшка, совсем как лапки мыши.
VI . Домашнее задание
1. Подготовить цитатный материал к образам Ноздрева, Собакевича, Плюшкина.
2. Индивидуальное задание. Подготовиться к ролевой игре
3. Опережающее задание. Подготовить ответ устно на проблемный вопрос:» С какой целью Чичиков на протяжении пяти глав посещает помещиков?»
Источники:
https://infourok.ru/urok-po-russkomu-yaziku-na-temu-mertvie-dushi-obraz-manilova-klass-848497.html
https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2017/12/11/konspekt-uroka-po-teme-rytsar-pustoty-manilov-i-skopidomka
https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/urok_3__nv_gogol_%C2%AB_mertvie_dushi%C2%BB_sistema_obrazov__095221.html