24 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

«Первые летописи и первые летописцы. Какие события вносятся в сельскую Летопись

Что такое летопись? Древние русские летописи

Великие философы часто повторяли, что люди, не знающие своего прошлого, не имеют будущего. Историю своей семьи, своего народа, своей страны следует знать хотя бы для того, чтобы не приходилось делать одни и те же открытия, совершать одни и те же ошибки.

Источниками информации о событиях прошлого служат официальные документы государственного уровня, записи религиозных, социальных, образовательных учреждений, сохранившиеся свидетельства очевидцев и многое другое. Самым древним документальным источником считаются летописи.

Что такое летопись?

Летопись — один из жанров Древнерусской литературы, бытовавший с XI по XVII века. По своей сути это последовательное изложение значительных для истории событий. Записи велись по годам, по своему объему и подробности изложения материала они могли сильно различаться.

Какие события заслуживали упоминания в летописях?

Во-первых, это поворотные моменты в биографии русских князей: вступление в брак, рождение наследников, начало княжения, боевые подвиги, смерть. Иногда русские летописи описывали чудеса, происходящие от мощей почивших князей, например, Бориса и Глеба, первых русских святых.

Во-вторых, летописцы уделяли внимание описанию небесных затмений, солнечных и лунных, эпидемий серьезных болезней, землетрясений и т.д. Нередко летописцы пыталась установить зависимость между природными явлениями и историческими событиями. Например, поражение в сражении могло объясняться особым положением звезд на небе.

В-третьих, древние летописи рассказывали о события государственного значения: военных походах, нападениях врагов, строительстве культовых или административных сооружений, церковных делах и т.д.

Общие черты известных летописей

1) Если вспомнить, что такое летопись, то можно догадаться, почему этот жанр литературы получил такое название. Дело в том, что вместо слова «год» авторы использовали слово «лето». Каждая запись начиналась со слов «В лето», далее следовало указание года и описание события. Если с точки зрения летописца ничего значительного не произошло, то ставилась помета – «В лето ХХХХ бысть тишина». Полностью пропустить описание того или иного года летописец не имел права.

2) Некоторые русские летописи начинаются не с возникновения Российского государства, что было бы логично, а с сотворения мира. Таким образом летописец стремился вписать историю своей страны в общечеловеческую историю, показать место и роль своей родины в современном для него мире. Датировка также велась от сотворения мира, а не от Рождества Христова, как мы делаем сейчас. Промежуток между этими датами равен 5508 годам. Поэтому запись «В лето 6496» содержит описание событий 988 года – Крещение Руси.

3) Для работы летописец мог использовать труды своих предшественников. Но он не только включал оставленные ими материалы в свое повествование, но и давал им свою политическую и идеологическую оценку.

4) От других жанров литературы летопись отличается особой стилистикой. Авторы не использовали никаких художественных приемов для украшения своей речи. Главным для них были документальность и информативность.

Связь летописи с литературными и фольклорными жанрами

Особая стилистика, о которой было сказано выше, однако, не мешала летописцам периодически прибегать к устному народному творчеству или другим литературным жанрам. Древние летописи содержат элементы легенд, преданий, героического эпоса, а также житийной и светской литературы.

Обращаясь к топонимической легенде, автор стремился объяснить, откуда пошли названия славянских племен, древних городов и всей страны. Отголоски обрядовой поэзии присутствуют при описании свадеб и похорон. Для изображения славных русских князей и их героических деяний могли использоваться приемы эпоса. А для иллюстрации быта правителей, например, устраиваемых ими пиров, — элементы народных сказаний.

Житийная литература с ее четкой структурой и символикой давала летописцам и материал, и метод описания чудесных явлений. Они верили во вмешательство божественных сил в человеческую историю и отражали это в своих трудах. Элементы светской литературы (поучений, повестей и т.д.) авторы использовали для отражения и иллюстрации своих взглядов.

В ткань повествования также вплетались тексты законодательных актов, княжеских и церковных архивов, другие официальные документы. Это помогало летописцу дать наиболее полное представление о важных событиях. А что такое летопись, как не всеобъемлющее историческое описание?

Читать еще:  Социальная мобильность героев сказок. Творческое задание по социологии

Самые известные летописи

Следует отметить, что летописи делятся на местные, получившие большое распространение во времена феодальной раздробленности, и общероссийские, описывающие историю всего государства. Список самых известных представлен в таблице:

«Первые летописи и первые летописцы»

учитель истории, обществознания,

«Первые летописи и первые летописцы»

ЦЕЛЬ УРОКА: возрождение первоначального контекста, категории ценностей труда летописца.

-дать представление о первых летописцах, их мировоззрении, так как они отражали историю Отечества в свете Божественного промысла.

— познакомить учащихся с особенности древнерусской литературы, с различными путями тяготения к познанию истории через традиции фольклора.

СОДЕРЖАНИЕ: историческая память, сказатели, первые летописи и летописцы.

АФО: работа в паре, в четверке, ресурсный круг.

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД: национальное достояние, исторические источники, книжники, летопись, мудрость, патриотизм.

ОБОРУДОВАНИЕ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ УРОКА:

учебник Истоки» 5класс, рабочая тетрадь «Истоки» 2 часть, карточки с записью социокультурных категорий урока, музыкальное оформление урока — исполнение былины на гуслях ( фонограмма); образцы церковно-славянских почерков (2-3 на парту).

1. Присоединение к теме.

Сегодня наш урок будет посвящен первым летописям и летописцам.

И мы с вами совершим путешествие в Древнюю Русь, и поговорим о том, кто и как писал древние книги, летописи. Ведь раньше, в старину не было ни радио, ни телевизора, а по деревням и селам ходили сказители, гусляры, которые знакомили людей с важными событиями через былины, сказания, взятые из старинных летописей.

Работа с эпиграфом урока:

« Книги – это реки, наполняющие вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешимся…». Повесть временных лет.

А поможет нам совершить это путешествие , она исполнит былину Илья Муромец (звучит фонограмма).

— Какие мысли, чувства возникли у вас, когда вы слушали

Древние книги — едва ли не единственный источник, рассказчик – очевидец далеких предков, их нравов и обычаев, повседневных хлопот и торжественных обрядов…

Возникает ощущение трепета, когда прикасаешься к рукописи, созданной несколько столетий тому назад, в которую летописец заботливо вложил свой ум и труд.

— Обратите внимание на выставку древних книг. Эти книги знаменуют целые эпохи в народной жизни: «Повесть временных лет», « Жития Святых…», « Евангелие», «Поучение Владимира Мономаха», Свод законов царя Алексея Михайловича. В этих книгах немало мудрых наставлений, полезных и в наше время. Из далекой старины звучит призыв уважать знания и опыт, дошедший до нас в книгах.

— Ребята, а кто из вас знает, когда появились первые рукописные книги на Руси?

+ В конце Х века, с принятием на Руси христианства, появились первые рукописные книги, а написание букв разрабатывали два брата-монаха Кирилл и Мефодий, выходцы из Македонии. Именно они создали первую русскую азбуку, тем самым внесли неоценимый вклад в развитие русской культуры.

РАССМОТРИТЕ церковно-славянскую манеру письма, и сравните с нашей, современной. Каким способом писать легче, а каким труднее, почему? ( используется раздаточный материал)

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ: стр. 111.

— Какими были древние летописи? Давайте прочитаем об этом в учебнике на странице 111 1-й абзац.

+ Древние летописи сохранили и донесли до нас свидетельства глубокой старины.

— Так что же такое летопись?

+Летопись – запись событий по годам, т. е. по летам. (вывесить табличку с определением).

Летописи являются нашим всенародным достоянием.

-Как вы это понимаете?

Древние летописи мудро и неторопливо повествуют о нашей истории. — Почему, важно было для наших предков записать, что «в лето» какое-то произошло событие? (мнение детей).

+Жизнь приобрела общечеловеческое значение, русская земля осмыслялась в системе мира, русская история становилась частью всемирной истории. Ветхие рукописи оказываются очень полезными дню сегодняшнему. Они являются всенародным достоянием.

А сейчас мы прочитаем о первых летописцах и о том, что писали в древних летописях.

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ стр.й, 2-й абзацы, 112-113 (отрывок из «Повести временных лет» — стр. 114).

— О чем же повествуют нам старые летописи?

(после прочтения, учитель подводит итог)

-Летопись рассказывает не только о событиях русской истории, но и о людях, о наших предках, как они жили, во что верили, чем дорожили, какую о себе оставили память? На все эти вопросы и отвечает летопись. Кроме того, получая весть из далекого пошлого, мы учимся любить свою Родину, гордиться ею, заботиться о ней как это делали наши предки — русичи много-много лет тому назад.

Читать еще:  Живая душа в темном царстве. Сочинение: Живая душа в "темном царстве"

Мировоззрение древнерусского человека было христианским: все свои поступки, чувства и мысли люди сверяли с заповедями Божьими и старались жить по ним. Особенно большую ответственность перед Богом и своим народом чувствовали летописцы, т. к. они отражали историю Отечества в свете Божественного промысла.

Время работы 5 минут.

«Какими были первые летописцы».

Работа в тетради. Стр. 21, задание №1.

Словарная работа (выяснить, какие слова непонятны, объяснить их значение).

Представьте себе монаха – летописца. Какие качества, на твой взгляд, были ему необходимы? Выберите 7 наиболее важных качеств, подчеркните их.

Ум, предприимчивость, терпение, физическая сила, вера в Бога, любовь к Отечеству, смирение, лукавство, трудолюбие, мудрость.

3. РАБОТА В ЧЕТВЕРКЕ.

Обсудите индивидуальное решение в группе, придите к единому решению. Подчеркните ваш выбор.

4. Обсуждение в классе. Экспертная оценка.

( Представитель одной из групп сообщает решение, аргументирует свой ответ, остальные учащиеся внимательно слушают, выражают свое согласие или высказывают иную точку зрения.) Учитель подводит итоги обсуждения, сообщает экспертную оценку.

( УМ, ТЕРПЕНИЕ, ВЕРА В БОГА, ЛЮБОВЬ К ОТЕЧЕСТВУ, СМИРЕНИЕ, ТРУДОЛЮБИЕ, МУДРОСТЬ).

Древние летописи вдохновляли многих историков, музыкантов, писателей, поэтов, на создание лучших своих шедевров.

Древняя Русь ценила книги, как редчайшие сокровища. Иметь несколько книг – это означало обладать целым состоянием. Одна книга могла стоить стадо коров или лошадей. Летописец Нестор называет книги – реками, наполняющими вселенную мудростью неизмеримой глубины. «Если прилежно поискать в книгах мудрости, замечал Нестор, то найдете великую пользу душе своей».

Древняя книга вобрала в себя знания и ум, историю и искусство славной Руси. И теперь, сохранившаяся книга дарит нам, ныне живущим на великой земле наших предков, добрый свет того далекого времени.

— Ребята, давайте встанем в круг дружбы и подумаем: Какие чувства, мысли возникают у вас, когда вы держите в руках древнюю книгу? (пустить по кругу древнюю книгу.) ( начинает учитель истоков) Когда я держу в руках древнюю книгу, я чувствую, как взволнованно бьется мое сердце, потому что именно сейчас мои мысли и чувства соприкоснутся с тем далеким –далеким прошлым, и я узнаю ответы на многие вопросы, в древних книгах я найду что-то мудрое и интересное, ведь «книги, как говорил летописец Нестор — это реки, наполняющие вселенную, это источники мудрости, в книгах ведь неизмеримая глубина, ими мы в печали утешаемся»……

— Что мудрое, интересное для себя я унесу сегодня с урока? — Какие качества характера я бы хотел иметь у себя?

(собирается букет мудрости, слова вывешиваются на доску: ЗНАНИЕ, МУДРОСТЬ, ИСТИНА, ВЕРА, ПРАВДА, ПАТРИОТИЗМ, ЛЮБОВЬ, УМ, ТЕРПЕНИЕ, СМИРЕНИЕ, ТРУДОЛЮБИЕ…).

— Вот сколько интересных и мудрых мыслей мы с вами почерпнули на уроке. Особенно мне понравились высказывания (назвать фамилии ребят). Я хочу сказать всем «спасибо». Всего доброго, до свидания.

Презентация по предмету «Истоки» 5 класс «Первые летописцы и первые летописи»

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

Описание презентации по отдельным слайдам:

ЛЕТОПИСИ. ЛЕТОПИСЦЫ ЗЕМЛИ РУССКОЙ Prezentacii.com

«Древнерусская литература наполняет нас гордостью за наших далёких предков предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины». Д.С.Лихачев

Основные термины: Летописец – составитель летописи. Летописание – составление летописи. Летопись — погодная запись исторических событий, производимая современником.

Русской литературе более тысячи лет. Это одна из самых древних литератур Европы. Она древнее, чем литература французская, английская, немецкая. Ее начало восходит ко второй половине Х века.

Что такое летопись ? «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». А.С. Пушкин Летопись – это исторический жанр древнерусской литературы XI – XVII вв. Летопись представляет собой запись событий, вносимую год за годом, по мере их происшествия.

Как создавались летописи? Древние летописцы писали свои рассказы на пергаменте. При каждом монастыре был свой летописец. На основе первичных летописей составлялись летописные своды.

Страница древнерусской летописи Страница старинной книги Лист пергамента Пергаментный свиток

Читать еще:  Фэн шуй квартиры. Зоны фен-шуй в квартире - как правильно активировать

Доверить составление летописи можно быль отнюдь не каждому. Здесь не годился простой переписчик, который владел грамотой. Для написания летописного свода отбирали самых опытных, самых талантливых книжников своего времени. До нас дошло имя, и нам известны труды одного из самых первых русских летописцев — Нестора. В. М. Васнецов. 1919 г.

Молодой Нестор, по собственным его словам, поступил в Печерский монастырь в 17 лет, он в совершенстве овладел книжным искусством и из простого переписчика стал одним из первых древнерусских писателей. Преподобный Нестор- летописец. Икона. Нач. XX века.

Сохранились его слова о пользе книжной премудрости: «Великая бывает польза от учения книжного, — говорил он, — книги… учат нас…, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. В книгах напечатана глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами». Преподобный Нестор- летописец. Икона. XIX век.

Образ Нестора-летописца, мудрого хранителя сокровищницы отечественной истории, вдохновлял и продолжает вдохновлять художников и писателей на создание новых памятников культуры.

Его перу принадлежат биографии (или, как их тогда называли, жития) русских князей Бориса и Глеба, биографии (жития) тех, кто жил с Нестором в Киево-печерском монастыре. Но главным подвигом жизни Нестора явился труд над составлением древнейшей из дошедших до нас летописи, которая называется «Повесть временных лет».

Вот как начинает ее Нестор-летописец: «Се повести временных лет, откуда есть пошла земля Русская, кто в Киеве нача первее княжить и откуда Русская земля начала быть».

О летописи «Повесть временных лет» «Повесть временных лет» составлена около 1113 года монахом Киево-Печёрского монастыря Нестором. В науке летописи называются летописными сводами, так как каждый автор в своем повествовании соединял в одно целое уже имевшиеся к тому времени летописи, повести, жития, различный документы и собственные записи. В основу своего труда Нестор положил Начальный свод (1093–1095), которому, в совою очередь, предшествовали более ранние летописные своды. Этот текст Нестор значительно переработал и дополнил, использовав переводную византийскую хронику Георгия Амартола. Кроме того, он включил в «Повесть» договоры русских князей с Византией, ряд народных сказаний, свои собственные рассказы о событиях конца XI – начала XII века.

Нестор основал целую летописную школу. Именно благодаря ему, мы знаем нашу древнерусскую историю. Знаем о князьях, воинах, простых людях не как о сказочных и былинных героях, а как о реально живших людях. Русская церковь высоко оценила труды Нестора, признав его святым земли Русской. М. Антокольский. Нестор-летописец.

Миниатюра из Радзивиловской летописи

Лаврентьевская летопись Нижегородский Печёрский монастырь Копия сделана в 1377 году монахом Лаврентием по заданию суздальско-нижегородского князя Дмитрия Константиновича.

Чтение древнерусских произведений – это сокращение расстояния между прошлым и настоящим, между культурами, между людьми вообще.

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

  • Глудкина Светлана Викторовна
  • Написать
  • 1939
  • 09.01.2018

Номер материала: ДБ-1020177

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

  • 09.01.2018
  • 491
  • 09.01.2018
  • 1968
  • 09.01.2018
  • 851
  • 09.01.2018
  • 2742
  • 09.01.2018
  • 343
  • 09.01.2018
  • 2497
  • 09.01.2018
  • 683
  • 09.01.2018
  • 698

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Источники:

http://www.syl.ru/article/168432/new_chto-takoe-letopis-drevnie-russkie-letopisi
http://pandia.ru/text/78/088/313.php
http://infourok.ru/prezentaciya-po-predmetu-istoki-klass-pervie-letopisci-i-pervie-letopisi-2441997.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector