22 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пьеса убить дракона евгения шварца. Динамичность символов в пьесе шварца “дракон”

Убить дракона… в себе. О пьесе Евгения Шварца «Дракон»

Пьесу Евгения Шварца «Дракон», как и почти любое классическое произведение, можно прочесть по-разному: как антифашистский памфлет, как социальную сатиру, как романтическую любовную драму, как философскую притчу. Можно просто наслаждаться каждым словом блистательного текста, открывая в пьесе первоисточник множества давно знакомых крылатых выражений.

При попытке докопаться до сути, понять, что же хотел сказать автор, мы непременно попадем в тупик. Но в пути к этому тупику, равно как и к выходу из него — пожалуй, и есть смысл литературы…

— А что еще можно сделать?

1943 год. В разгаре Великая Отечественная война. Она же — главная тема литературных произведений, разговоров, мыслей… А в Ташкенте эвакуированный после ленинградской блокады драматург пишет… сказку. Может быть, бежит от действительности?

Но в последней своей пьесе «Обыкновенное чудо», название которой стало популярным оксюмороном, он напишет: «Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь». Может быть, поэтому, он так долго — около десяти лет — искал свой путь в литературу и в литературе, начав писать, да еще и сказки, в возрасте отнюдь не «романтическом» — когда ему было уже за тридцать. И Шварц действительно говорил «во весь голос», пусть и на языке сказки.

«Дракон» — возможно, самая пронзительная его пьеса. Жанровый маркер «Сказка в трех действиях» не обманет даже ребенка — с самого начала мы видим в сюжете, героях и декорациях реальную, слишком реальную жизнь:

Дракон:…Мои люди очень страшные. Таких больше нигде не найдешь. Моя работа. Я их кроил.

Ланцелот: И все-таки они люди.

Дракон: Это снаружи.

Дракон: Если бы ты увидел их души — ох, задрожал бы.

Дракон: Убежал бы даже. Не стал бы умирать из-за калек. Я же их, любезный мой, лично покалечил. Как требуется, так и покалечил. Человеческие души, любезный, очень живучи. Разрубишь тело пополам — человек околеет. А душу разорвешь — станет послушней, и только. Нет, нет, таких душ нигде не подберешь. Только в моем городе. Безрукие души, безногие души, глухонемые души, цепные души, легавые души, окаянные души. Знаешь, почему бургомистр притворяется душевнобольным? Чтобы скрыть, что у него и вовсе нет души. Дырявые души, продажные души, прожженные души, мертвые души. Нет, нет, жалко, что они невидимы.

Ланцелот: Это ваше счастье.

Ланцелот: Люди испугались бы, увидев своими глазами, во что превратились их души. Они на смерть пошли бы, а не остались покоренным народом. Кто бы тогда кормил вас?

Дракон: Черт его знает, может быть, вы и правы…

Помните, как писал Гоголь в «Развязке Ревизора»? О том, что город — это город человеческой души, а чиновники суть страсти? И Шварц со своим вниманием к внутреннему миру, причем не во временном, а вечном аспекте, становится наследником великой русской классики. Текст его пьесы дает достаточно оснований для того, чтобы прочесть ее как историю борьбы добра и зла не только вне, но и внутри человека.

Евгением Шварцем, как и его Ланцелотом, руководила любовь к людям. За четыре года до смерти он написал в дневнике о себе самом в третьем лице: «Без людей он жить не может… Всегда преувеличивая размеры собеседника и преуменьшая свои, он смотрит на человека как бы сквозь увеличительное стекло… И в этом взгляде… нашел Шварц точку опоры. Он помог ему смотреть на людей как на явление, как на созданий Божьих».

И действительно, пьесы Шварца стали увеличительным стеклом для зрителей и читателей, позволяющим взглянуть повнимательнее прежде всего на себя самих.

В сюжете «Дракона» множество устоявшихся сказочных ходов и элементов, это еще один рассказ о герое-змееборце… почти архетипический. Да только жители города, освобожденные от четырехсотлетней власти чудовища, почему-то не рады. Они не помогают рыцарю сражаться со змеем, не радуются и его победе. «Я… искренне привязан к нашему дракоше! Вот честное слово даю. Сроднился я с ним, что ли? Мне, понимаешь, даже, ну как тебе сказать, хочется отдать за него жизнь… Он победит, чудушко-юдушко! Душечка-цыпочка! Летун-хлопотун! Ох, люблю я его как! Ой, люблю! Люблю — и крышка», — говорит бургомистр.

Таких людей любить непросто, еще сложнее их спасать — ведь им самим это не нужно, их от правды — «воротит, отшвыривает. Правда — она знаешь, чем пахнет, проклятая? Довольно… Слава дракону!»

Многое в пьесе напоминает евангельский сюжет, некоторые реплики откровенно отсылают к библейскому тексту. История Ланцелота — это история праведника, пришедшего спасти людей и ими же погубленного. «Простите нас, бедных убийц!» — вздыхают жители, вручая ему для боя с драконом парикмахерский тазик вместо шлема, медный поднос вместо щита и — вместо копья — лист бумаги, «удостоверение… в том, что копье действительно находится в ремонте, что подписью и приложением печати удостоверяется».

Читать еще:  Осоргин рассказ пенсне читать. Михаил Андреевич Осоргин «Пенсне

Но все-таки у Ланцелота есть несколько верных союзников, которые счастливы, что дождались пришествия Освободителя. С помощью подаренных ими ковра-самолета, меча и шапки-невидимки рыцарь побеждает Дракона, но до счастливого конца сказки еще далеко… «Мы ждали, сотни лет ждали, дракон сделал нас тихими, и мы ждали тихо-тихо. И вот дождались. Убейте его и отпустите нас на свободу», — говорят Ланцелоту друзья.

Герой, немало пострадавший во время боя, исчезает, уходит в горы, чтобы зажили раны, а место Дракона занимает бургомистр, который справляется с «драконьими» обязанностями ничуть не хуже прежнего тирана. Жители, проклявшие старого дракона, даже не замечают, что получили нового.

И все же… Ланцелот возвращается (Второе Пришествие?), но приходить в этот город во второй раз ему гораздо страшнее, чем в первый, ведь освобожденные жители вновь и вновь предают его и себя: «Страшную жизнь увидел я, — говорит рыцарь. — Я видел, как вы плакали от восторга, когда кричали бургомистру: «Слава тебе, победитель дракона!»

1-й горожанин. Это верно. Плакал. Но я не притворялся, господин Ланцелот.

Ланцелот. Но ведь вы знали, что дракона убил не он.

1-й горожанин. Дома знал… — а на параде… (Разводит руками.)

Вы учили львиный зев кричать: «Ура президенту!»?

Ланцелот. И научили?

Садовник. Да. Только, покричав, львиный зев каждый раз показывал мне язык. Я думал, что добуду деньги на новые опыты…

«Что мне делать с вами?» — горестно восклицает Победитель Дракона.

«Плюнуть на них, — отвечает бургомистр. — Эта работа не для Вас. Мы с Генрихом прекрасно управимся с ними. Это будет лучшее наказание для этих людишек».

Но теперь Ланцелот пришел навсегда и теперь он знает, что делать: «Работа предстоит мелкая. Хуже вышивания. В каждом… придется убить дракона».

Пьеса «Дракон» пришла к зрителю лишь во время «оттепели», в 60-е годы, и оказалась удивительно созвучна духу времени. В 1944 году ее запретили после генеральной репетиции. «А о немецком ли это фашизме», — усомнилось некое высокопоставленное лицо, и почти на два десятилетия пьеса ушла «в стол». Автор относился к этому спокойно. Он никогда ничего не переписывал в угоду властям, возможно, веря, что его сказки написаны для будущего.

Шварц всегда отмежевывался от политики, но никогда — от жизни. В его пьесах — множество точных примет времени, и видно, что они написаны не «ради искусства», а для людей.

Финал «Дракона» трагичнее, чем начало. «Убить дракона в каждом» (а значит, и в себе) — задача непростая, и тот, кто берется за нее, сильно рискует: «очень трудно будет все это распутать, разобрать и привести в порядок так, чтобы не повредить ничему живому» (пьеса «Тень»).

Но попробовать, несомненно, стоит.

Впервые опубликовано 29 марта 2007 года

Пьеса шварца дракон. Динамичность символов в пьесе шварца “дракон”

Этот фильм можно смотреть, а можно просто слушать. Кажется, ни в одном фильме Захарова нет столько выразительных, метких фраз, наполненных юмором, символами, глубоким смыслом. Его можно цитировать весь, целиком.

Настоящая война всегда ничинается вдруг!
Да, вдруг. А не с завтрашнего дня и не с понедельника.

— К Дракону можно привыкнуть?!
— Можно

Ведь Дракон навел порядок в городе и избавил его от цыган. А цыгане — страшные люди Бродяжничество у них в крови и они не признают никакой власти! К тому же их песни лишены мужественности, а музыка раздражает всех. Неважно, что никто цыган давно в глаза не видел — так говорит Дракон. Этому учат в школе. Значит, так оно и есть! И в этом лучше не сомневаться. Ведь везде шныряют шпионы, они везде и всюду, любое неосторожное слово может стоить очень дорого Безопаснее быть всем довольным. Ни о чём не думать, ни в чём не сомневаться. Как штатный учёный Фридрихсен, о котором Дракон говорит:

— По молодости шалил, думал Потом поумнел — соображать начал.
Умнее всех, конечно, бургомистр. Он попросту сошёл с ума. Так удобнее.
— Болен всеми нервными и психическими болезнями, и ещё тремя, неизвестными науке.

А нужна ли вообще свобода жителям этого города? Дракон, ненавидящий и презирающий людей, считает, что они свободы не достойны. Ланселот, готовый идти в бой ради освобождения их от рабства, считает, что люди просто не знают, что это такое — жить свободно, думать свободно, говорить свободно. Но получив свободу сразу поймут её ценность. И будут жить свободно.

Читать еще:  Вторая часть марлезонского балета значение. В произведении Александра Дюма

Тем более, что в городе есть те, кому нужна свобода и кто готов помогать Ланселоту — это кузнецы (смелые люди, но всего боятся!). У них есть оружие — меч, который 300 лет никому не был нужен. Никто не решался вступить с драконом в смертельный поединок. Но одного меча и смелости недостаточно для победы над Драконом. Для этого ещё надо научиться летать, уметь подняться в небо, подняться над землёй, над собой Дракон многолик, легко меняет личины и его трудно бывает узнать сразу. Он может принять любой облик, даже твой собственный. Или это ты сам, даже не заметив того, вдруг превратился в Дракона? Потому что этот Дракон на самом деле сидит в каждом из нас. А стоит только успокоится, поверить в то, что победив Дракона однажды, ты победил его навсегда, он найдёт в тебе слабое место и начнёт снова завоёвывать тебя. И нужно будет снова убивать этого Дракона.

— Нашего Дракона может победить только он сам!

Если люди в душе остались рабами, они будут искать себе нового хозяина. Вместо одного Дракона возникнут сотни новых. Вместо свободы придёт анархия, когда можно бить окна, поджигать телеги, можно грабить и убивать, ведь в понимании раба — это и есть свобода: когда можно всё! У рабов свои представления о морали и свободе. Те, которые в них вырастил Дракон.

— Вы будете слушаться или нет?
— Не будем! Наверное
— А почему?
— Потому что некого!

И тогда уставшие от разбоя и беспредела люди начинают мечтать о новом хозяине, который придёт и наведёт порядок. И всё равно, кто это будет. Будет ли это новый Дракон Ведь самый лучший способ избавиться от драконов — это иметь своего собственного. Или это будет бывший бургомистр, ставший президентом вольного города. Согласно новой истории, это именно он победил Дракона, а не какой — то там Ланселот, которого и найти то не могут после поединка.

К тому же президент либерален, реабилитировал цыган, более того, гимном города стала «Цыганочка», под которую президент и выходит пообщаться с простым народом, по цыгански тряся плечами и позвякивая орденами, которыми он себя увешал сверху до низу. И целуясь со всеми взасос, как и положено по традиции. Ну, а если кто то не верит, что именно он победил Дракона, как например архивариус Шарлемань, то тут разговор короткий:

— Получишь государственную это, как его вознаграждение. А сейчас или посмертно — решай сам.

Даже в вернувшемся в город Ланселоте видят не освободителя, а нового хозяина. И немудрено. Это уже не тот Ланселот, который вызвал Дракона на поединок. Тот всё время шутил, а этот разучился улыбаться. Тот любил людей, старался понять и оправдать их. А этот требует от них невозможного — мгновенно стать свободными, после стольких лет рабства, которое у них в крови. Он презирает людей за то, что за год свободной жизни они так и не стали свободными, не научились думать. И ради этих людишек он рисковал жизнью! Нет, он наведёт здесь порядок, он заставит их убить Дракона в себе и стать свободными! И только выплеснутый ему в лицо Эльзой стакан воды отрезвляет его. Да, это высокомерное презрение к ним и сделало Ланселота в их глазах новым Драконом. Новым хозяином, господином!

И уходя из города Ланселот вдруг видит Дракона, запускающего с детьми бумажного змея — маленького трёхглавого дракончика. Совсем не страшного. Пока Теперь у Дракона новый облик — он добрый(с виду), такой заботливый Он воспитатель. Он воспитывает из этих детей новых рабов для себя. А значит, всё надо начинать снова, и убивать Дракона в душах детей, где он не успел ещё угнездиться основательно. И тогда, может быть, они, или уже их дети, научатся убивать Дракона, ведь Ланселот учил их этому с детства. И они с детства учились жить свободными, думать свободно Да, свободе надо учиться, её каждый должен завоевать и отстоять для себя сам. Её никто тебе не подарит. Никто не убьёт за тебя Дракона. Теперь Ланселот это знает. И будет учить этому детей А значит есть надежда, что когда нибудь мир научится жить без Дракона.

6element

Шестой элемент

Сегодня я хочу себя попробовать в жанре литературной рецензии. И написать я хочу о пьесе “Дракон” Евгения Шварца. В этой пьесе повествуется о том, что в некий город приезжает рыцарь Ланселот. Это романтик и герой. О себе он говорит: “Я человек до того легкий, что меня, как пушинку, носит по всему свету. И я очень легко вмешиваюсь в чужие дела. Я был из-за этого девятнадцать раз ранен легко, пять раз тяжело и три раза смертельно, и как раз теми, кого насильно спасал. “

Читать еще:  Юрий бондарев произведения о войне. Краткая биография юрия бондарева

Он узнаёт, что над городом властвует Дракон. Он диктует жителям свои условия и порядки и наложил дань, каждый год он требует себе молодую девушку, которая уходит к дракону и оттуда не возвращается. В этом году, очередной жертвой должна стать дочь хозяина дома, архивариуса Шарлеманя, Эльза. Ланселот тут же решает вызвать дракона на поединок.

Но Шарлемань и Эльза не хотят говорить об этом. Они смирились со своей участью и верят, что ” единственный способ избавиться от драконов — это иметь своего собственного“. Они считают Дракона мудрым и заботливым. Они верят в то, что Дракон поступает правильно и порядки которые он установил, единственно верные. Например, он избавил город от цыган. И все верят, что так правильно. И они отговаривают Ланселота от поединка. Но тот непреклонен.

К Ланселоту приходит Бургомистр этого города, хитрец и лицемер, который утверждает, что он болен множеством психических расстройств. Он также убеждает Ланселота уехать и не сражаться с Драконом. Он предлагает Ланселоту деньги. Он приводит местных жителей, которые утверждают, что они любят Дракона и хотят чтобы Ланселот уехал. Но Ланселот не соглашается. Тогда приходит Генрих, жених Эльзы, циничный доносчик и холуй, который предлагает Эльзе убить Ланселота.

Но Эльза полюбила Ланселота и не может выполнить это, несмотря на все угрозы и посулы. И тут появляется сам Дракон, в виде человека. Он говорит о людях, живущих в городе:” Мои люди очень страшные. Таких больше нигде не найдешь. Моя работа. Я их кроил.” И далее:
“Дракон
Если бы ты увидел их души — ох, задрожал бы.

Дракон
Убежал бы даже. Не стал бы умирать из-за калек. Я же их, любезный мой, лично покалечил. Как требуется, так и покалечил. Человеческие души, любезный, очень живучи. Разрубишь тело пополам — человек околеет. А душу разорвешь — станет послушней, и только. Нет, нет, таких душ нигде не подберешь. Только в моем городе. Безрукие души, безногие души, глухонемые души, цепные души, легавые души, окаянные души.”

Но Ланселот не обращает внимания на эти слова. Он твёрдо решил сразиться с Драконом Ему помогают простые люди города: кузнец, шапочник, музыкант, ткачи. И Ланселот убивает Дракона, но самого Ланселота, тяжело раненого, никто не может найти. Но его никто и не ищет. Бургомистр объявляет себя победителем Дракона и становится Президентом. Он уже не вспоминает о сумасшествии и хочет взять в жёны Эльзу. Генрих опять в его помощниках и учит горожан приветствовать Бургомистра.

Тех, кто помогал Ланселоту, посадили в тюрьму, а народ радуется новой старой власти. Только одна Эльза в отчаянии. Она отказывается выходить замуж за Бургомистра. И тут появляется Ланселот, со своим друзьями. Он спасает Эльзу и арестовывает Бургомистра и Генриха. Но это ещё не всё. Ланселот говорит:”Работа предстоит мелкая. Хуже вышивания. В каждом из них (горожан) придется убить дракона.” И эта мысль, что нужно убить дракона в самом себе, становится главной идеей этой пьесы.

В это трудно поверить, но написана эта пьеса была в 1943 году. После первого показа, была снята с репертуара. В 1962 году «Дракон» был поставлен в Студенческом театре МГУ Марком Захаровым. Эльзу в этой постановке играла Ия Саввина. После нескольких представлений спектакль был запрещен. И дальше, никто эту пьесу не ставил, вплоть до 80-х. Слишком уж разоблачительной она является. Хотя Евгений Шварц утверждал, что он писал эту пьесу с образа гитлеровской Германии, но слишком уж яркими и узнаваемыми оказались образы и Дракона, и Бургомистра, и Генриха.

И, самое главное, образ народа, который стал жертвой не только драконовского произвола, но и драконовской пропаганды. Недаром Ланселот говорит:”Дракон вывихнул вашу душу, отравил кровь и затуманил зрение.Но мы все это исправим“. Всё это было актуальным и в СССР. Мало того, до сих пор не перевелись люди, которые думают, что лучший способ защиты от Дракона – это иметь своего собственного. Но эта пьеса, тем не менее, не окрашена в чёрные тона. Основной идеей этой пьесы является, без сомнения, вера в людей. Вера в то, что никакому Дракону не удастся превратить людей в бездушных особей. Вера в то, что даже после многовекового рабства человек опять может стать свободным. Просто ему нужно убить Дракона в самом себе. И именно в этом и заключается непреходящая ценность этой книги.

Источники:

https://www.taday.ru/text/30933.html
https://artviolin.ru/pesa-shvarca-drakon-dinamichnost-simvolov-v-pese-shvarca/
https://6element.livejournal.com/19352.html

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Для любых предложений по сайту: [email protected]