38 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

“Песнь о вещем Олеге”. Сопоставление баллады с летописным источником

Урок по теме “А.С. Пушкин “Песнь о вещем Олеге” и ее летописный источник”. Тема “судьбы” в произведении с ИКТ. 7-й класс

Класс: 7

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (283,6 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • знакомство с произведением Пушкина. Понятие о балладе.
  • анализ художественных особенностей «Песни…»
  • характеристика героев, тема, идея.

К уроку ученики получили задание прочитать балладу А. С. Пушкина и повторить определение баллады, сделать карточки «Значение незнакомых слов»: песнь, волхвы, жрец, вещий, праща. Перевести древнерусский текст летописи. Индивидуальные задания: сообщение о князе Олеге, выразительное чтение фрагмента летописи (перевод).

1. Вводное слово учителя (слайд 1)

На прошлых уроках мы с вами обогатили свои знания о биографии Пушкина, о его поэмах. Дома вы прочли балладу «Песнь о вещем Олеге». Сегодня цель нашего урока: узнать, что такое баллада, проанализировать «Песнь…»; дать характеристики героям. Определить тему и идею произведения. Поделиться своими впечатлениями о балладе.
– Запишем в тетради тему урока (тема урока записана на доске): А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Тема ? в произведении. (Исходя из записи на доске учащиеся сами определяют цели урока)

2. Урок начнем с теоретической разминки

Восстановите деформированный текст (слайд 2) Проверим себя (слайд 3).
Сделаем вывод: в чём особенность изучаемого произведения?

3. Пушкин всегда интересовался историей русского народа. Он хорошо знал труды известных историков. Пушкин хорошо был знаком с текстом «Повести временных лет», составленной монахом Нестором. Из этой летописи и почерпнул поэт сюжет для своего произведения. Пушкина поразила легенда о предсказании кудесника киевскому князю Олегу и осуществление этого пророчества в тот момент, когда князь был уверен, что опасность миновала.

4. Чтение фрагмента летописи (перевод читает подготовленный ученик)

Олег княжил в Киеве долгие годы и находился в мире со всеми странами. Наступила осень, вспомнил Олег своего старого коня. Однажды он призвал к себе волхвов-прорицателей и спросил: “Отчего суждено мне умереть?” И волхвы ответили: “Примешь ты, князь, смерть от своего любимого коня”. Опечалился Олег и сказал: “Если так, то никогда больше не сяду на него”. Он приказал увести коня, кормить его и беречь, а себе взял другого. Через 4 года вспомнил князь коня и спросил, где он сейчас и здоров ли. Ответили князю: “Уже три года прошло, как умер твой конь”. Тогда воскликнул Олег: “Солгали волхвы: конь, от которого они сулили мне смерть, умер, а я жив!” Он захотел увидеть кости своего коня и поехал в чистое поле, где лежали они в траве, омытые дождями и выбеленные солнцем. Князь тронул ногой конский череп и сказал, усмехнувшись: “От этого ли черепа смерть мне принять?” Но тут из конского черепа выползла ядовитая змея и ужалила Олега в ногу. И от змеиного яда умер Олег. И “оплакивали его все люди плачем великим”, погребли на горе, которая называется Щековица. До сего дня есть есть там могила Олега. А всего княжил Олег 33 года.

5. Баллада называется «Песнь о вещем Олеге». (Слайд 4)

– Почему «песнь»? Чем «песнь» отличается от «песни»? (Высокое, торжественное звучание, память о прошлом)
– А кто такой Олег? (Обычно про Олега дети говорят, что это князь). (Слайд 5) На репродукции изображен князь Олег.

6. Послушаем небольшую историческую справку (ученик зачитывает карточку-информатор)

Карточка-информатор

Олег – первый киевский князь из рода Рюрика, который перенёс столицу из Новгорода в Киев и подчинил своей власти славянские племена. В 907 году он совершил поход на Константинополь (в древнерусской традиции – Царьград). Запросивший мира византийский император согласился на большой выкуп и заключил с князем Олегом договор, согласно которому русские купцы получали право беспошлинной торговли по всем землям Византии. В знак победы и нерушимости заключенного договора Олег прибил свой щит на врата Царьграда. Когда Олег возвратился в Киев, ликующие киевляне, «. дивясь храбрости, уму и богатству», нарекли его Вещим.

7. (Слайд 6) А что означает слово «вещий»? (Значение слова «вещий» устанавливаем по словарю В. И. Даля, словарю Ожегова).

8. Сопоставьте лексическое значение слова «вещий» с текстом баллады. Не видите ли вы какого-либо противоречия? (Обычно дети говорят о том, что «умеющий предвидеть будущее» князь не сумел уберечься от злой участи) – Почему же так произошло? Для ответа на поставленный вопрос обратимся к основным событиям, составляющим сюжет баллады (слайд 7).

Работа в тетради: Расположите события в том порядке, как они идут в балладе (задание выполняется письменно, через 3–4 минуты проверяется коллективно) Итак, события в балладе идут так (слайд 8):

1. Предсказание
2. Разлука с конем
3. Возвращение на Родину
4. Воспоминание о коне и сожаление об утрате товарища
5. Появление змеи
6. Гибель князя

9. Изменилось ли что-нибудь в композиции баллады по сравнению с летописью? (в случае затруднения перечитываем первые два предложения из летописи и видим, что летопись начинается с воспоминаний о коне, а баллада – с предсказания кудесника)

Физкультпауза

10. Пушкин не случайно избирает хронологическую последовательность повествования, выводя центральный эпизод баллады на первый план. Перечитаем сцену встречи князя Олега с кудесником (слайд 9). В 1899 году вышло юбилейное издание «Песни о вещем Олеге», иллюстрации к которому выполнил художник В. М. Васнецов. Одна из них перед вами.

11. Задание по вариантам (проследите по тексту): (Сначала обсуждение в парах)

Читать еще:  Где работал лев николаевич толстой. Лев Николаевич Толстой: краткая биография

1 вариант – какие черты старца говорят о том, что князь не мог не послушаться его совета?
2 вариант – как в речи волхва переданы особенности его характера? (Звук на слайде 9)

12. Обсуждаем выполнение задания.

13. А как князь относится к предсказанию кудесника? (Читаем и комментируем строфу 8)
Итак, всего лишь предсказание – и что делает Олег? (Меняет коня) Кем был для него конь? (Верный друг) Доказательства из текста поэмы.
– Как прожил свою жизнь Олег?
– Всегда ли достойно себя вел?
– Он великий правитель, могучий, вещий и вдруг такая смерть (как у обычного человека).
Несмотря на предостережение, предсказание волхва сбылось. Да какое предсказание! Князь умер от коня! (Древние славяне считали, что убитый в загробном мире становится рабом убийцы) (Слайд 10)

14. За что же, по мнению автора, князь наказан так жестоко? (Основное в ответах учеников: князь ведет себя недостойно, испугался предсказания, хочет обойти судьбу, презирает кудесника)

15. Сможете теперь вы назвать одну из основных тем баллады? (Тема судьбы) – (слайд 11) Пушкин писал своему другу Вяземскому: «Судьба не перестаёт с тобою проказить. Не сердись на неё, не ведает бо, что творит. Представь её огромной обезьяной, которой дана полная воля. Кто посадит её на цепь? Ни ты, ни я, никто. Делать нечего, так и говорить нечего. ».

16. Как тема судьбы решена в балладе, почему «вещий» Олег не сумел уберечься от злой участи? (От судьбы не уйдешь!)

17. Идея произведения в чем? (Помните, мы говорили, что поэт в России – пророк, предсказатель, он знает будущее и борется за него). Напомню, что стихи написаны в ссылке. Что могло волновать ссыльного Пушкина? Каким должно быть творчество? Есть ли ответ на этот вопрос в тексте?
(В ссылке Пушкин размышлял о свободе поэта, родственного в своём пророческом даре древним волхвам)

18. Итак, что же общего между жанрами летописи и баллады и чем они отличаются друг от друга? (Можно по группам)
В тетради сделать таблицу:

А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Тема судьбы в балладе.
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Презентация: А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Тема судьбы в балладе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

18.10.2018 Урок № 14 7 класс

Тема: А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Тема судьбы в балладе.

Тип урока: комбинированный урок

Планируемые результаты урока ( Универсальные учебные действия):

познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике; обобщать, делать выводы;

регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения;

коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении;

личностные: осознавать эстетическую ценность русской литературы.

Оборудование урока: проектор, карточки, учебник, тетради

  1. Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся.

Проверка домашнего задания

1.Выразительное чтение отрывка наизусть несколькими учениками.

2.Заслушивание художественного анализа Тины, Виты, Ангелины и Карины.

Параллельно учащиеся работают с карточками.

1) К какому роду литературы можно отнести поэму? Что называется поэмой? (Поэма – один из жанров лироэпических произведений: в поэме есть сюжет, события (что характерно для эпического произведения) и открытое выражение автором своих чувств, своего отношения к описываемому, как в лирике.)

2) Как поэт передает свое отношение к городу на Неве в отрывке из вступления к поэме «Медный всадник»? Какие художественные средства он использует? (Свое отношение к Петербургу поэт выражает словом «люблю» и называет, что ему дорого в северной столице. Кроме того, свою любовь, восхищение Пушкин передает торжественным словом, используя эпитеты, сравнения, иносказания, гиперболы.

Эпитеты: строгий, стройный (вид); державное (теченье); (оград) узор чугунный; прозрачный (сумрак), (блеск) безлунный; пустынных (улиц) и т. п.

И перед младшею столицей

Померкла старая Москва,

Как перед новою царицей

Толпой со всех концов земли

К богатым пристаням стремятся.

Кроме того, поэт использует описательные выражения: Петербург – град Петров, Петра творенье; финский рыболов – печальный пасынок природы; парад – воинственная живость потешных Марсовых полей и т. п.)

1) Образ какого героя один из важнейших в поэмах Пушкина «Полтава» и «Медный всадник»?

2) Вспомните, что называется метафорой, и найдите метафоры в отрывке из вступления к поэме Пушкина «Медный всадник». (Метафора – перенесение свойств одного предмета на другой по принципу их сходства или различия.

В данном отрывке из поэмы «Медный всадник» немало метафор: задумчивых ночей, спящие громады, золотые небеса (сходство цвета), заря спешит, бег санок, говор балов, шипенье бокалов, Россия торжествует (победу) и т. п.

Олицетворения тоже относятся к метафорам.)

2. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Что вы знаете о жизни Древней Руси?

Кто такой вещий Олег?

Пушкина всегда интересовала история. Он много времени уделял изучению летописей, исторических документов и книг. Анализируя исторические события, исследуя действия, характеры исторических лиц, поэт сопоставлял их со своим временем, своей эпохой, философски осмыслял прошлое и во многом предсказывал дальнейшую историю страны. Пушкин, в 1820 г. сосланный Александром I за вольнолюбивые стихи на юг, не раз бывал в Киеве, где один из курганов на берегу Днепра называют могилой Олега. Читая “Львовскую летопись”, Пушкин встретил предание о князе Олеге, и его поразил этот эпизод летописи.

Вот что писал он своему другу А. Бестужеву по этому поводу: ” Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического”.

Читать еще:  Зубы выпадут я тебе жевать не буду. Шолохов михаил александрович

3. Сообщение темы, задач урока.

Я думаю вы догадались о каком произведении пойдёт речь сегодня на уроке.

Какой будет цель урока?

Тема: « А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Тема судьбы в балладе.»

1.Поговорим о стихотворении Александра Сергеевича Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

2. Разберём особенности композиции и своеобразие языка стихотворения.

4. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.

1. В основу произведения положен текст древнерусских летописей.

Чтение фрагмента летописи (перевод читает Боря)

Олег княжил в Киеве долгие годы и находился в мире со всеми странами. Наступила осень, вспомнил Олег своего старого коня. Однажды он призвал к себе волхвов-прорицателей и спросил: “Отчего суждено мне умереть?” И волхвы ответили: “Примешь ты, князь, смерть от своего любимого коня”. Опечалился Олег и сказал: “Если так, то никогда больше не сяду на него”. Он приказал увести коня, кормить его и беречь, а себе взял другого. Через 4 года вспомнил князь коня и спросил, где он сейчас и здоров ли. Ответили князю: “Уже три года прошло, как умер твой конь”. Тогда воскликнул Олег: “Солгали волхвы: конь, от которого они сулили мне смерть, умер, а я жив!” Он захотел увидеть кости своего коня и поехал в чистое поле, где лежали они в траве, омытые дождями и выбеленные солнцем. Князь тронул ногой конский череп и сказал, усмехнувшись: “От этого ли черепа смерть мне принять?” Но тут из конского черепа выползла ядовитая змея и ужалила Олега в ногу. И от змеиного яда умер Олег. И “оплакивали его все люди плачем великим”, погребли на горе, которая называется Щековица. До сего дня есть есть там могила Олега. А всего княжил Олег 33 года.

Я: Пушкин всегда интересовался историей русского народа. Он хорошо знал труды известных историков. Пушкин хорошо был знаком с текстом «Повести временных лет», составленной монахом Нестором. Из этой летописи и почерпнул поэт сюжет для своего произведения. Пушкина поразила легенда о предсказании кудесника киевскому князю Олегу и осуществление этого пророчества в тот момент, когда князь был уверен, что опасность миновала.

2.Работа с литературными понятиями.

Восстановите деформированный текст (слайд 7) Проверим себя (слайд 8).
Сделаем вывод: в чём особенность изучаемого произведения?

Баллада называется «Песнь о вещем Олеге».

– Почему «песнь»? Чем «песнь» отличается от «песни»? (Высокое, торжественное звучание, память о прошлом)
– А что означает слово «вещий»? (Значение слова «вещий» устанавливаем по словарю В. И. Даля, словарю Ожегова).

5. Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения навыков (тренировочные упражнения)

1.Выразительное чтение баллады с одновременным анализом и коментариями.

2. Основная мысль произведения (Слайд 24)

Назначенного роком не избежать, судьбы не обмануть. Остаётся только «на тризне плачевной Олега» поминать героя, «минувшие дни и битвы, где вместе рубились они».

  1. Разбор своеобразия языка баллады. (Слайды 25-29)

Слова дружина, броня, кудесник, волхвы, чело, отрок, тризна.

Читая «Песнь о вещем Олеге», погружаешься в ту давнюю эпоху, когда удельные князья беспрепятственно воевали, волхвы свободно творили свои обряды, погибших поминали тризной, укладывая в могилу с мёртвым хозяином и его коня.

6. Творческий перенос знаний и навыков в новые условия с целью формирования умений (творческие упражнения).

Работа в парах: Расположите события в том порядке, как они идут в балладе (задание выполняется письменно, через 3 минуты проверяется коллективно) Итак, события в балладе идут так (слайд 31-32):

  1. Предсказание
    2. Разлука с конем
    3. Возвращение на Родину
    4. Воспоминание о коне и сожаление об утрате товарища
    5. Появление змеи
    6. Гибель князя

Изменилось ли что-нибудь в композиции баллады по сравнению с летописью? (в случае затруднения перечитываем первые два предложения из летописи и видим, что летопись начинается с воспоминаний о коне, а баллада – с предсказания кудесника)

– Как прожил свою жизнь Олег?
– Всегда ли достойно себя вел?
– Он великий правитель, могучий, вещий и вдруг такая смерть (как у обычного человека).
Несмотря на предостережение, предсказание волхва сбылось. Да какое предсказание! Князь умер от коня! ( Древние славяне считали, что убитый в загробном мире становится рабом убийцы )

– За что же, по мнению автора, князь наказан так жестоко? (Основное в ответах учеников: князь ведет себя недостойно, испугался предсказания, хочет обойти судьбу, презирает кудесника)

– Сможете теперь вы назвать одну из основных тем баллады? (Тема судьбы)

–Пушкин писал своему другу Вяземскому: «Судьба не перестаёт с тобою проказить. Не сердись на неё, не ведает бо, что творит. Представь её огромной обезьяной, которой дана полная воля. Кто посадит её на цепь? Ни ты, ни я, никто. Делать нечего, так и говорить нечего. ».

– Как тема судьбы решена в балладе, почему «вещий» Олег не сумел уберечься от злой участи? (От судьбы не уйдешь!)

Анализ достижений учащихся.

Проверить степень усвоения нового материала и степень овладения практическими умениями и навыками. Обобщить работу на уроке.

подготовить выразительное чтение наизусть 1–7 строфы баллады;

В тетради сделать таблицу: (ЕСЛИ ОСТАНЕТСЯ ВРЕМЯ)

Анализ “Песни о вещем Олеге”. Баллада А. С. Пушкина

Вещий Олег, по различным преданиям, похоронен недалеко от Старой Ладоги. Как говорят местные, один из древних холмов и есть могила прославленного князя. Почему “вещий”? Так его назвали за гениальное качество предвидеть ситуацию. Особо оно проявилось при взятии Царьграда, когда, развернув паруса и поставив корабли на колеса, он достиг назначенной цели, можно сказать, стремительно. Не зря пушкинская баллада «Песнь о вещем Олеге» по школьной программе идет после изучения «Повести временных лет» – это дает возможность сравнить два одинаковых события, описанные разными источниками.

Читать еще:  Как снимать компрессионные чулки. Правила надевания компрессионного трикотажа.

История создания

Почему Пушкин вообще обращается к таким далеким событиям? Анализ «Песни о вещем Олеге» нельзя проводить, не вникнув в цели поэта.

Вольнолюбивые стихотворения Пушкина послужили поводом для того, чтобы указом Александра I отправить поэта в ссылку на юг. Он посещает многие старинные города, в том числе Киев. Здесь поэта и заинтересовал один из древних курганов. Местные жители утверждали, что это – могила князя Олега, погибшего весьма загадочной смертью.

Пушкин изучает труды Карамзина, где тот пересказывает сюжет “Повести временных лет” о смерти славного правителя.

Не стоит забывать, что Пушкин был настоящим ценителем истории. Его произведения о «делах давно минувших дней» весьма многочисленны. В Олеге он увидел прежде всего героя, способного объединить Русь, поднять патриотические чувства.

Легенда и сюжет

Любое литературное произведение исторического характера опирается, прежде всего, на исторические факты. Однако виденье писателя или поэта может отличаться от первоисточника: он может привносить свою оценку, придавать событиям живость, даже где-то приукрашать их.

Сюжет баллады Пушкина схож с тем, что представляет “Повесть временных лет”. Во время очередного похода к великому князю, вещему Олегу, обращается волхв, кудесник. Он предсказывает, что господин встретит смерть от своего любимого коня, с которым провел немало битв.

Тут же Олег повелевает увезти своего верного друга подальше, однако распоряжается, чтобы за ним был осуществлен хороший уход.

Далее мы видим Олега уже убеленного сединой. Во время пиршества он вспоминает о своем верном друге – коне. Ему сообщают, что животное умерло. Олег решает посетить место упокоения верного друга и попросить прощения. Князь приезжает к костям коня, грустит, сокрушается. В это время из черепа выползает змея и наносит смертельный укус.

Произведение заканчивается похоронами Олега.

Особенности жанра

Если проводить жанровый анализ «Песни о вещем Олеге», станет понятно, что это баллада. По своему определению это поэтическое произведение, имеющее в основе некоторое историческое или иное событие. Нередко сюжет ее фантастичен.

Еще одна особенность у баллады – драматичность изображаемых событий и неожиданный финал. Все это воплотил в своем произведении Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» содержит множество фантастичного, начиная со старого кудесника, его пророчества и заканчивая смертью князя.

Сам же поэт сразу, прочитав об этом событии, увидел в нем сюжет для своего будущего произведения. Об этом он и написал Александру Бестужеву, отметив «много поэтического» в истории о смерти прославленного князя.

Тематика

Рассмотрим, что представляет собой на смысловом уровне «Песнь о вещем Олеге». Тема произведения не укладывается в какое-либо одно понятие. Пушкин поднимает различные темы:

  1. Тема рока. Что бы ни делал князь, дабы избежать предсказанной участи – она его настигает. Олег отсылает коня как можно дальше. Казалось бы, все: угроза ликвидирована, но нет, злой рок его настигает даже после смерти коня. Он находит погибель именно так, как было предвещено.
  2. Тема поэта-пророка, вещателя воли высших сил. Кудесника Пушкин приравнивает к себе самому. Докажем это. Волхв назван «вдохновенным», как и сам поэт. Кроме того, настоящего поэта и волхва роднит и тот факт, что они не подчинены воле царя и князя: «Волхвы не боятся могучих владык, и княжеский дар им не нужен». Вспомним, что в ссылке за вольнолюбивые стихи пишет Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Тема поэтому отражает чувства и взгляды поэта.

Анализ «Песни о вещем Олеге» невозможен без идеологической обрисовки. Что Пушкин хочет сказать своим произведением? Прежде всего, о предопределенности происходящего с человеком. Как бы мы ни старались отодвинуть злой рок – он все равно нас настигнет.

Да, Олег смог отдалить момент смерти, отстранив от себя коня и не контактируя с ним. Однако гибель все равно настигает князя. Таким образом, Пушкин пытается раскрыть весьма важную философскую проблему, над которой задумывались великие умы. Судьба и свобода: как связаны эти понятия? Действительно ли человек сам выбирает свою судьбу (Олег отсылает коня) или судьбу обмануть невозможно (гибель князя), как считает Пушкин? «Песнь о вещем Олеге» однозначно отвечает: все, происходящее с людьми и предначертанное им свыше, изменить невозможно. В этом поэт был убежден.

Художественно-выразительные средства

Проведем анализ «Песни о вещем Олеге», исходя из использованных средств выразительности. Пушкин придал легенде из “Повести временных лет” свое виденье, оживил ее, заставил сверкать всеми гранями. При этом он передал и словесный колорит Руси X века.

Даже и само название уже поэтично. «Песнь» – это способ прославления, восходящий к древним временам. Сразу на память приходят фольклорные произведения, пришедшие к нам через века.

Чтобы передать колорит той эпохи, в речи использованы особые синтаксические конструкции, речь поэта изобилует архаизмами (“тризна”) и архаическими оборотами (“ковыль обагришь”).

В тексте по-пушкински много метких эпитетов, над которыми он тщательно работал (остались черновики поэта). Так, изначальный эпитет «гордый» в применении к старцу-волхву был заменен на «мудрый». Это действительно так, ведь горд и надменен Олег, а кудесник спокоен и величав. Укажем еще наиболее яркие эпитеты: “славная глава кургана”, “вдохновенный кудесник”, “вещий Олег”. Обильны в балладе и метафоры: «годы таятся во мгле», олицетворения: «ковши шумят».

Стихотворение написано ровным и спокойным амфибрахием, характерным для лиро-эпических произведений. Оно неторопливо повествует о печальной судьбе князя Олега.

Источники:

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/621723/
https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2019/01/19/a-s-pushkin-pesn-o-veshchem-olege-i-eyo-letopisnyy-istochnik
https://fb.ru/article/227233/analiz-pesni-o-veschem-olege-ballada-a-s-pushkina

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Для любых предложений по сайту: [email protected]