План анализа эпизода драматического произведения. Анализ драматического произведения
УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ
План анализа драматического текста
1. Время создания произведения, история замысла, краткая характеристика эпохи.
2. Литературное направление
- К какому литературному направлению принадлежит драматическое произведение?
- Как проявились в произведении черты этого направления?
3. Вид и жанр драматического произведения
4. Афиша пьесы (действующие лица). Особенности имен (например, “говорящие” имена). Главные, второстепенные и несценические персонажи.
5. Специфика организации действия драмы: действия, сцены, акты, явления и т.д. Авторские оригинальные компоненты драмы (например, “сны” вместо актов или действий в драме М. Булгакова “Бег”).
6. Особенности драматического конфликта: трагический, комический, драматический; социальный, бытовой, психологический, философский и т.д.
7. Особенности драматургического действия: внешнее — внутреннее; “на сцене” — “за сценой”, динамическое (активно развивается) — статическое и т.д.
8. Особенности композиции пьесы
- Наличие и специфика основных сюжетно-композиционных элементов: экспозиции, завязки, нарастания эмоционального напряжения, конфликта и его разрешения, нового возрастания эмоционального напряжения, кульминаций и т.д.
- Как связаны между собой все “острые точки” (особо эмоциональные сцены) произведения?
- Какова композиция отдельных компонентов пьесы (актов, действий, явлений)? Здесь нужно назвать конкретные эпизоды, являющиеся этими “острыми очками” действия.
9. Специфика создания диалога в пьесе. Особенности звучания темы каждого персонажа в диалогах и монологах (краткий анализ диалогической композиции одного эпизода по выбору).
10. Тематика пьесы. Ведущие темы. Ключевые эпизоды (сцены, явления), помогающие раскрыть тематику произведения.
11. Проблематика произведения. Ведущие проблемы и ключевые эпизоды (сцены, явления), в которых проблемы особенно остро заявлены. Авторское видение решения поставленных проблем.
12. Специфика авторских ремарок, поясняющих:
- действия персонажей (игру актеров);
- обстановку на сцене, костюмы и декорации;
- настроение и идею сцены или явления.
13. Специфика авторской позиции, выраженной посредством ремарок.
Планы анализа художественных произведений, их эпизодов
Курс повышения квалификации за 340 рублей!
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления
План анализа лирического произведения
Дата написания, связь стихотворения с биографией автора.
Идейно-тематическое содержание стихотворения:
личностное или общественное звучание преобладает.
Особенности стихотворной формы:
средства художественной выразительности (тропы).
Основные образы стихотворения, их художественное значение.
Образ лирического героя.
Место стихотворения в творчестве автора.
План анализа эпического произведения малого жанра
Дата написания, история замысла, краткая характеристика эпохи.
Жанр произведения: рассказ, новелла, повесть, роман и т.д.
Особенности сюжета. Ключевые эпизоды произведения.
Система персонажей: главные, второстепенные, их характеристика.
Проблемы произведения, авторское видение их решения.
наличие эпиграфа, посвящения, пролога, эпилога;
основные элементы сюжета и их характеристика: экспозиция, развитие действия, кульминация, развязка.
Характеристика конфликта. Связь развития конфликта с композицией произведения.
Особенности повествования: наличие художественных описаний (пейзажей, портретов, интерьеров), их значение; особенности языка писателя (средства художественной выразительности); художественное выражение авторской позиции.
Смысл названия произведения.
Место произведения в творчестве автора.
План анализа драматического произведения
Дата написания, история замысла, краткая характеристика эпохи.
Связь пьесы с литературным направлением: классицизм, сентиментализм, романтизм и т.д.
Вид и жанр произведения: трагедия, комедия (нравов, характеров, положений; сатирическая, бытовая и т.д.), драма (социальная, бытовая, философская и т.д.).
Специфика организации действия драмы: деление на действия, акты, явления.
Действующие лица, «говорящие» фамилии. Главные, второстепенные, внесценические персонажи.
Особенности конфликта: трагический, комический, драматический; социальный, бытовой, философский и т.д.
Композиция пьесы: экспозиция, развитие действия, кульминация, развязка.
Специфика диалогов и монологов в пьесе.
Тема пьесы и ключевые эпизоды, помогающие ее раскрыть.
Проблемы произведения, авторское видение их решения.
Специфика авторских ремарок.
Смысл названия произведения.
План анализа эпизода драматического произведения
Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода: экспозиция, развитие действия, кульминация, развязка.
Назвать участников эпизода.
Раскрыть особенности начала и финала эпизода.
Сформулировать проблему, находящуюся в центре внимания.
Охарактеризовать участников эпизода:
их отношение к событию, проблеме;
речь участников диалога;
особенности их поведения;
Охарактеризовать эмоциональное напряжение в эпизоде.
Охарактеризовать авторское отношение к событию, проблеме; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения.
Сформулировать основную мысль эпизода.
Проанализировать связь данного эпизода с другими эпизодами произведения.
План анализа эпизода литературного произведения
Определить границы эпизода, озаглавить его.
Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода.
Назвать участников эпизода.
Раскрыть особенности начала и финала эпизода.
Сформулировать проблему, находящуюся в центре внимания.
Найти и охарактеризовать противоречие, лежащее в основе эпизода.
Охарактеризовать участников эпизода:
их отношение к событию, проблеме;
речь участников диалога;
особенности их поведения;
Охарактеризовать структуру эпизода и разобрать его композиционные элементы: завязка, кульминация, развязка.
Особенности повествования: наличие художественных описаний (пейзажей, портретов, интерьеров), их значение; особенности языка писателя (средства художественной выразительности); художественное выражение авторской позиции.
Сформулировать основную мысль эпизода.
Проанализировать связь данного эпизода с другими эпизодами произведения.
Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок
Еженедельный призовой фонд 100 000 Р
Что есть чтение – как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками, пределами слов. Чтение – прежде всего сотворчество. Если читатель лишен воображения, ни одна книга не устоит. М.Цветаева.
Литературный анализ – это такой разбор по частям, деталям, который приводит к углубленному прочтению произведения.
Анализ эпизода художественного произведения – это одна из форм работы на уроках литературы, имеющая целью определение его места в контексте произведения и связи с идейным содержанием текста.
Основная задача учителя – научить по-настоящему работать с текстом художественного произведения.
Ниже представлены планы анализа произведений разных родов и их эпизодов.
- Артюхова Евгения Леонидовна
- Написать
- 6509
- 09.06.2015
Номер материала: 560031
Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»
Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников
Рекордно низкий оргвзнос
по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)
Идёт приём заявок
- 09.06.2015
- 859
- 09.06.2015
- 602
- 09.06.2015
- 579
- 09.06.2015
- 568
- 09.06.2015
- 3812
- 09.06.2015
- 565
- 09.06.2015
- 1118
Не нашли то что искали?
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Комплексный анализ драматического произведения
План анализа художественного произведения.
1. История создания.
2. Тематика.
3. Проблематика.
4. Идейная направленность произведения и его эмоциональный пафос.
5. Жанровое своеобразие.
6. Основные художественные образы в их системе и внутренних связях.
7. Центральные персонажи.
8. Сюжет и особенности строения конфликта.
9. Пейзаж, портрет, диалоги и монологи персонажей, интерьер, обстановка действия.
10. Речевой строй произведения (авторское описание, повествование, отступления, рассуждения).
11. Композиция сюжета и отдельных образов, а также общая архитектоника произведения.
12. Место произведения в творчестве писателя.
13. Место произведения в истории русской и мировой литературы.
Общий план ответа на вопрос о значении творчества писателя.
А. Место писателя в развитии русской литературы.
Б. Место писателя в развитии европейской (мировой) литературы.
1. Основные проблемы эпохи и отношение к ним писателя.
2. Традиции и новаторство писателя в области:
а) идей;
б) тематики, проблематики;
в) творческого метода и стиля;
г) жанра;
д) речевого стиля.
В. Оценка творчества писателя классиками литературы, критики.
Примерный план характеристики художественного образа-персонажа.
Вступление. Место персонажа в системе образов произведения.
Главная часть. Характеристика персонажа как определенного социального типа.
1. Социальное и материальное положение.
2. Внешний облик.
3. Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг умственных интересов, склонностей и привычек:
а) характер деятельности и основных жизненных устремлений;
б) влияние на окружающих (основная сфера, виды и типы воздействия).
4. Область чувств:
а) тип отношения к окружающим;
б) особенности внутренних переживаний.
5. Авторское отношение к персонажу.
6. Какие черты личности героя выявляются в произведении:
а) с помощью портрета;
б) в авторской характеристике;
в) через характеристику других действующих лиц;
г) с помощью предыстории или биографии;
д) через цепь поступков;
е) в речевой характеристике;
ж) через “соседство” с другими персонажами;
з) через окружающую обстановку.
Заключение. Какая общественная проблема привела автора к созданию данного образа.
План разбора лирического стихотворения.
I. Дата написания.
II. Реально-биографический и фактический комментарий.
III. Жанровое своеобразие.
IV. Идейное содержание:
1. Ведущая тема.
2. Основная мысль.
3. Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении в их динамике или статике.
4. Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.
5. Преобладание общественных или личных интонаций.
V. Структура стихотворения:
1. Сопоставление и развитие основных словесных образов:
а) по сходству;
б) по контрасту;
в) по смежности;
г) по ассоциации;
д) по умозаключению.
2. Основные изобразительные средства иносказания, используемые автором: метафора, метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм, перифраза.
3. Речевые особенности: эпитет, повтор, антитеза, инверсия, эллипс, параллелизм, риторический вопрос, обращение и восклицание.
4. Основные особенности ритмики:
а) тоника, силлабика, силлабо-тоника, дольник, свободный стих;
б) ямб, хорей, пиррихий, спондей, дактиль, амфибрахий, анапест.
5. Рифма (мужская, женская, дактилическая, точная, неточная, богатая; простая, составная) и способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая),
6. Строфика (двустишье, трехстишье, пятистишье, катрен, секстина, септима, октава, сонет, Онегинская строфа).
7. Эвфония (благозвучье) и звукозапись (аллитерация, ассонанс), другие виды звуковой инструментовки.
Комплексный анализ драматического произведения.
1. Время создания произведения, история замысла, краткая характеристика эпохи.
2. К какому литературному направлению принадлежит драматическое произведение? Как проявились в произведении черты этого направления? 1
3. Вид и жанр драматического произведения
4. Специфика организации действия драмы: действия, сцены, акты, явления и т.д. Авторские оригинальные компоненты драмы (например, “сны” вместо актов или действий в драме М.Булгакова “Бег”).
5. Афиша пьесы (действующие лица). Особенности имен (например, “говорящие” имена). Главные, второстепенные и несценические персонажи.
6. Особенности драматического конфликта: трагический, комический, драматический; социальный, бытовой, философский и т.д.
7. Особенности драматургического действия: внешнее – внутреннее; “на сцене” – “за сценой”, динамическое (активно развивается) – статическое и т.д.
8. Особенности композиции пьесы. Наличие и специфика основных элементов: экспозиции, нарастания эмоционального напряжения, конфликта и его разрешения, нового возрастания эмоционального напряжения, кульминаций и т.д. Как связаны между собой все “острые точки” (особо эмоциональные сцены) произведения? Какова композиция отдельных компонентов пьесы (актов, действий, явлений)? Здесь нужно назвать конкретные эпизоды, являющиеся этими “острыми очками” действия.
9. Специфика создания диалога в пьесе. Особенности звучания темы каждого персонажа в диалогах и монологах. (Краткий анализ диалогической композиции одного эпизода по вашему выбору).
10. Тематика пьесы. Ведущие темы. Ключевые эпизоды (сцены, явления), помогающие раскрыть тематику произведения.
11. Проблематика произведения. Ведущие проблемы и ключевые эпизоды (сцены, явления), в которых проблемы особенно остро заявлены. Авторское видение решения поставленных проблем.
12. Специфика авторских ремарок, поясняющих:
· действия персонажей (игру актеров);
· обстановку на сцене, костюмы и декорации;
· настроение и идею сцены или явления.
· Специфика авторской позиции, выраженной посредством ремарок.
Источники:
https://chitaj.ucoz.net/index/plan_analiza_dramy/0-31
https://infourok.ru/plany_analiza_hudozhestvennyh_proizvedeniy_ih_epizodov-560031.htm
https://sdamzavas.net/2-52352.html