Почему архитектор львов тайно женился. Николай александрович львов
Львов Николай Александрович
Львов Николай Александрович – известный русский архитектор, деятель культуры, поэт, переводчик, график, ботаник. Львов член Российской академии с ее основания, почетный член Академии художеств.
Годы жизни: 1751-1804.
Памятные даты:
15 Мая (4 мая по ст. ст.) – День рождения. Львов родился в 1751 году в имении Никольское-Черенчицы (ныне Никольское) возле Торжка (Тверская область).
3 января (22 декабря 1803 г. по ст. ст.) – День памяти (смерти). Львов умер в 1804 году в Москве. Похоронен в им же созданном мавзолее в селении Черенчицы-Никольское (ныне Никольское) возле Торжка (Тверская область).
Николай Александрович Львов родился 4 марта 1751 года в Тверской губернии в поместье Черенчицы, в обедневшей дворянской семье (остатки усадьбы Львовых располагаются в селе Никольское).
Ещё в детстве Львов был записан в гвардейский Измайловский полк.
После наступления восемнадцатилетия молодой человек направился в Санкт-Петербург для прохождения военной службы. В Измайловском полку работала полковая школа, готовившая офицеров для армии. В этой школе Николай Львов увлёкся литературой. Вокруг него даже образовался кружок, где обсуждались произведения русских и зарубежных авторов.
За время учёбы талантливый юноша приобрёл навыки поэта, рисовальщика, гравера. Но его любимым предметом стала архитектура. Первый петербургский адрес Николая Львова – 11-я линия Васильевского острова, дом братьев Соймоновых, его близких родственников.
Оставив службу в Измайловском полку, Николай Львов перешёл в Коллегию иностранных дел. Благодаря этому архитектор стал часто бывать за границей: в Германии, Франции, Италии, Испании. Во время этих поездок кроме исполнения служебных обязанностей он знакомился с европейской архитектурой.
Первая самостоятельная работа Николая Львова как архитектора – проект собора святого Иосифа в Могилёве. Для данного важного проекта в 1780 году был организован конкурс, на котором Львову помог выиграть граф А. А. Безбородко, знавший таланты зодчего. Кроме того, успеху сопутствовало желание императрицы Екатерины II способствовать новым веяниям в архитектуре. После утверждения проекта, Львову был поручено обустроить всю площадь вокруг собора.
В 1780-х годах Николай Львов активно строил частные особняки. Среди всех частных заказов в 1780-х годах оказалась постройка Свято-Троицкой церкви, которую в народе прозвали “Кулич и Пасха”. Этот храм стал одной из самых заметных работ архитектора.
В посёлке Мурино Львовым было построено здание церкви великомученицы Екатерины. Самым значимым проектом зодчего стал собор Борисоглебского монастыря в Торжке, совсем рядом с Родиной Львова.
В 1791-1793 году Николай Львов построил особняк для Г. Р. Державина (наб. р. Фонтанки, 118) в котором сейчас размещается Музей-усадьба Г.Р.Державина.
Результатом экспериментов Николая Львова с новыми строительными материалами стал землебитный замок Приорат в Гатчине. Приоратский дворец стал уникальным сооружением, построенным буквально из земли. Его соорудили всего за три месяца. Львовым была основана школа, где обучали землебитному строению. Однако этот способ строительства в России не прижился. Вместе с тем, земляной Приоратский дворец уцелел даже во время Великой Отечественной войны.
Современники часто сравнивали Николая Львова с Леонардо да Винчи. Как и знаменитый итальянец, Львов владел многими профессиями: инженер, изобретатель, геолог, ботаник, историк, археолог, поэт, драматург, прозаик, переводчик, мастер рисунка и архитектор.
В 1799 году на Львова было заведено уголовное дело по поводу расходов на землебитные постройки. Это подорвало здоровье архитектора. 3 января 1803 года после череды болезней Николай Александрович Львов умер.
Известный русский поэт и друг Львова Державин Г.Р. написал стихотворение на смерть друга:
“Плакущие березы воют,
На черну наклоняся тень,
Унылы ветры воздух роют,
Встает туман во всякий день –
Над кем? – Кого сия могила,
Обросши повиликой вкруг,
Под медною доской сокрыла?
Кто тут? Не муз ли, вкуса друг. “
В 1807 году умерла и жена архитектора – М.А. Львова. Державин после смерти родителей стал опекуном их детей.
История свадьбы Львова
Женой архитектора стала М.А. Дьяковой. Когда они познакомились, Н.А. Львов был дворянином из обедневшей семьи. Согласия на брак родители невесты не дали. Будущие супруги любили друг друга и обвенчались тайно. Помог им в этом В.В. Капнист, жених младшей сестры М.А. Дьяковой, который был принят в доме родителей и сопровождал сестер на балы. В 1780 году они венчались в маленькой деревянной церкви у Галерной гавани на Васильевском острове.
Через 4 года, когда Львов стал известным архитектором, его заметила Екатерина II, он получил согласие Дьяковых на брак с их дочерью. В это время Львову был 31 год, а Дьяковой – 28 лет. Но как венчаться во второй раз?! Шли приготовления к свадьбе, а перед самым обрядом венчания молодые сообщили гостям, что уже обвенчаны. Н.А. Львов заранее нашел крепостных – лакея и горничную, которые хотели обвенчаться. Их и обвенчали, а поздравления принимали обе пары.
Н.А. Львов любил повторять, что он на «счастии женат». О себе он скажет: Родился, Влюбился, Женился И жил, пока любил.
Львов Николай Александрович
LiveInternetLiveInternet
–Метки
–Рубрики
- живопись (9734)
- зарубежные творцы (7378)
- русские творцы (3425)
- фотография (2463)
- графика (1554)
- прикладное творчество (1176)
- интересные статьи (1084)
- музыка (1048)
- архитектура (742)
- культурные события (704)
- скульптура (692)
- поэзия (666)
- литература (592)
- ссылки (581)
- «документальное» (570)
- дизайн (551)
- кинематограф (484)
- история стилей (404)
- ретро (397)
- Компьютерное искусство (384)
- юмор (308)
- театр (231)
- обсуждения,вопросы и пр. (178)
- анимация (175)
- календарь (161)
- термины и техники (97)
–Музыка
–Поиск по дневнику
–Подписка по e-mail
–Статистика
Архитектор и красавица. немного о любви
Граф Л.Ф.Сегюр “К портрету М.Дьяковой кисти Д.Г.Левицкого”
Левицкий Д.Г. Портрет Марии Алексеевны Дьяковой. 1778
В петербургских домах XVIII века обожали ставить домашние спектакли. В декабре 1777 года в доме П.В.Бакунина ставили оперу, привезенную молодым обаятельным человеком Николаем Львовым из Парижа. Главные оперные партии пели сестры Дьяковы, а сам молодой человек был занят во второстепенной партии. Все приглашенные на спектакль были очарованы игрой и пением Машеньки Дьяковой. Вероятно, участие в этих спектаклях оказало большое влияние на М.А. Дьякову. Особенно она запомнила спектакль “Дидона”, где исполняла роль самой Дидоны, отвергшей ради любимого союз с нелюбимым человеком, который давал ей престол и свободу. В своей жизни М.А. Дьякова поступила также.
Все пятеро дочерей семейства Дьяковых были хороши собой и блистали в петербургских домах на приемах и балах. В Машеньку влюбились сразу два приятеля, два поэта – Николай Львов и Иван Хменицер. Произошло это примерно в 1774 году. А спустя несколько лет старшую сестру Машеньки, Александрин, без памяти полюбил третий приятель и поэт Василий Капнист.
Свое первое издание басен Хемницер посвятил Машеньке. Но ее сердце принадлежало другому, тому кто неоднократно посвящал ей стихи и воспевал ее в идиллически сентиментальном духе. Она влюбилась в Николая Александровича Львова.
Левицкий Д.Г. Портрет Николая Александровича Львова. 1789
Подозревая об истинности отношений Львова и Марии Дьяковой и еще один друг Николая Александровича – художник Дмитрий Левицкий, преподававший в Академии художеств класс портретной живописи. В 1778 году он получил заказ от обер-прокурора – написать портрет Машеньки. Левицкий выразил свою любовь в этом портрете Маши и еще в олдном, написанном спустя несколько лет… незадолго до того дня, когда сердце обер-прокурора и бригадира Алексея Афанасьевичаа Дьякова, дало-таки трещину!
Левицкий Д.Г. Портрет Марии Алексеевны Львовой. 1781
Больше всего повезло Василию Капнисту. Он официально стал женихом Александрин и не мог смотреть спокойно на страдания влюбленной пары. Накануне собственной свадьбы он решил помочь другу, рискуя навлечь на себя гнев будущего тестя: отправившись вместе со своей невестой и ее сестрой Машенькой на бал, свернул с дороги и подъехал к маленькой церкви на Васильевском острове, где их ждали взволнованный Львов и священник. Здесь Машенька и Николай Александрович были обвенчаны, после чего новобрачный отправился домой, а Капнист повез сестер на бал.
“Тайна свято соблюдалась всеми участниками этой необычной женитьбы:три года муж и жена прожили друг с другом врозь в разных домах, и даже близкие друзья не знали ничего о браке” – пишет А.Глумов в биографии Н.Львова.
Боровиковский В.Л. Портрет Капниста
Ты, Капнист, меня просил,
Чтоб в бессмертие стихом тебя вместил,
Но всех на то не станет сил,
Ты был
И будешь мил.
Н.А.Львов
Даже соперник Львова – влюбленный Иван Хемницер – не знал о женитьбе. Он сделал Марии Алексеевне предложение и, разумеется, получил отказ. Будучи однолюбом, он не решился связывать судьбу с другой женщиной, и так и умер в одиночестве спустя несколько лет.
Но. обожаемый Машенькой человек, так и оставался непризнанным ее семейством. Даже несмотря на бриллиантовый перстень, подаренный ему государыней, и золотую с алмазами табакерку от Иосифа II – царственный знаки уважения его заслуг!
“Четвертый год как я женат. легко вообразить извольте, сколько положение сие, соединенное с цыганскою почти жизнию, влекло мне заботы, сколько труда. не достало бы конечно, ни терпения моего, есть ли бы не был я подкрепляем такою женщиной, которая верует в Резон, как во единого Бога” – писал Н.А.Львов в письме к одному из приятелей.
М.А.Львова Гравюра с портрета Боровиковского
Уж любовью оживился,
Обновлен весною, мир,
И ко Флоре возвратился
Ветреный ее Зефир.
Он не любит и не в скуке.
Справедлив ли жребий сей:
Я влюблен и я в разлуке
С милою женой моей?
Красотою привлекают
Ветреность одну цветы,
И они ж изображают
Страстной связи красоты.
Их любовь живет весною,
С ветром улетит она,
А для нас, мой друг, с тобою
Будет целый век весна.
Н.А.Львов
Лишь в 1783 году, после того как Львов был избран членом Российской академии, получил чин коллежского советника, после того как начались его успехи на архитектурном поприще и он получил учаток земли в Петербурге, родители Маши дали согласие на брак. Обряд венчания должен был состояться в Ревеле, но вторичное венчание недопустимо и тогда Львов заранее нашел среди крепостных желающих соединить свои судьбы. Пару обвенчали, а после торжественные поздравления принимали две четы. Рассказ этот в высшей степени поэтичен, но именно его некоторая литературность (недаром он чем-то напоминает пушкинскую «Метель») свидетельствует о его позднейшем происхождении. Как все произошло в действительности, нам остается только догадываться; несомненно только то, что молодые люди смогли преодолеть все преграды, вставшие на их пути.
Счастливая судьба Марии Алексеевны помогла и ее младшей сестре – в 1795 году Дарья Дьякова вышла замуж за Гавриила Романовича Державина, друга Николая Львова.
“Другая часть меня” – однажды написал Львов о Маше. Он боготворил жену и она платила ему бесконечной любовью и преданностью. Ей, только ей одной, он посвящал свои стихи.
О том, что родители Машеньки не прогадали и все же хорошо выдали замуж свою дочь свидетельствуют вот такие вот факты. Н.А. Львов стал одним из самых крупных отечественных зодчих. При всех, данных Н.А. Львову Богом, Природой, Судьбой талантах ярко выделяется именно его архитектурное творчество. Он выполнил более 90 архитектурных проектов и 87 из них были реализованы на практике во многих частях Петербурга, Москвы и их пригородов, на тверской земле в Новоторжском уезде (в окрестностях г. Торжка), на Украине, В Прибалтике и в ряде других мест России. Он выполнял значимые архитектурно-градостроительные государственные заказы, личные заказы самодержцев, частные заказы обычно очень богатых и влиятельных лиц (граф, потом князь А.А. Безбородко, князь П.В. Лопухин, княгиня Е.Р. Дашкова, графы Воронцовы и Строгановы, граф А.К. Разумовский, сенатор Ф.И. Глебов-Стрешнев и им подобные люди), а также других, менее состоятельных заказчиков, часто соседей и родственников по Новоторжской земле (Львовы, Бакунины, Полторацкие и др.). Н.А. Львов внес выдающийся вклад в архитектуру и градостроительство России, явился одним из основоположником пейзажного стиля в садово-парковом искусстве, стал по сути первым ландшафтным архитектором в стране (сохраняется понятие “львовский сад”).
Дом и бывшие конюшни в усадьбе Безбородько под Петербургом. Архитектор Н.А.Львов
Троицкая церковь (“кулич и пасха”) г.Санкт-Петербург. Архитектор Н.А.Львов
Пирамида-погреб в усадьбе Митино под Торжком. Архитектор Н.А.Львов
Глинобитный Приоратский дворец г.Гатчина. Архитектор Н.А.Львов
«Сей человек принадлежал к отличным и немногим людям, потому что одарен был решительною чувствительностью к той изящности, которая с быстротою молнии наполняя сладостно сердце, объясняется часто слезою, похищая слово. С сим редким и для многих непонятным чувством он был исполнен ума и знаний, любил науки и художества и отличался тонким и возвышенным чувством, по которому никакой недостаток и никакое превосходство в художественном или словесном произведении укрыться от него не могло. Люди, словесностью, разными художествами и даже мастерствами занимавшиеся, часто прибегали к нему на совещание и часто приговор его превращали себе в закон»
Первым в мире создал бумагоделательную машину с паровым приводом, впервые в России сконструировал отечественную бумагоделательную машину. Одним из первых в России стал переводить и пропагандировать сонеты Петрарки.
Нашел 2 старинные летописи и добился их издания, одна из них в его честь названа “Львовская летопись”.
Написал и перевел несколько обстоятельных научных трудов – книг. Велик вклад Н.А. Львова в песенную и музыкальную культуру. Н.А. Львов внес исключительный вклад в развитие русской музыкальной фольклористики. Он первым в России собрал 200 народных песен и составил первое в стране нотное собрание русских песен, написал первый русский трактат о народной песне. Первым или одним из первых в России выдвинул проблему народности в русском искусстве и русской культуре, связал ее с проблемой национальности.
Стал автором первой в России тематической литературной программы для симфонической музыки. Написал несколько комических опер, поставил их или участвовал в их постановке. Одним из первых в России создал художественную зарисовку жизни русских крестьян, в частности крестьян – ямщиков в комической опере. Стал одним из 2-х инициаторов создания первой в России хоровой оперы. Н.А. Львов первым в музыкальной науке, первым в русской музыкальной литературе указал на многоголосие русского народного хорового пения.
Когда Николай Александрович заболел, его Машенька взяла на себя все заботы по управлению имением, баловала своих комнатных девушек – красавиц-цыганочек, с детских лет воспитанных Львовым, Лизыньку и Дашеньку. (Наряженные хозяйкой в светские платья, они были запечатлены Боровиковским на портрете). Обе девушки были безгранично преданы Львовым. На руках Лизыньки и скончался Николай Александрович, после тяжелой болезни. Умер он в декабре 1803 года.
Боровиковский В.Л. “Лизынька и Дашинька”. 1794
Машенька пережила мужа всего на 4 года. На ее смерть Г.Р.Державин написал своего рода эпитафию, стихотворение “Поминки”. Он также преютил трех осиротевших детей Львовых в своем доме. Двое из дочерей Львова вышли замуж и покинули дом Державина, а младшая, Параша, оставалась с ним до конца его жизни, ухаживала за ним, играла на фортепиано.
Победительница смертных,
Не имея сил терпеть
Красоты побед несметных,
Поразила Майну – смерть.
Возрыдали вкруг эроты,
Всплакал, возрыдал и я;
Музы, зря на мрачны ноты,
Пели гимн ей, – и моя
Горесть повторяла лира.
Убежала радость прочь,
Прелести сокрылись мира,
Тишина и черна ночь
Скутали мой дом в запоны.
От земли и от небес
Слышны эха только стоны;
Плачем мы – и плачет лес;
Воем мы – и воют горы.
Плач сей был бы без конца,
Если б алый луч Авроры,
Бог, что светит муз в сердца,
Не предстал и мне сияньем
Не влиял утехи в грудь.
“Помяни, – рек, – возлияньем
Доблесть – и покоен будь”.
Взял я урну и росами
Чистыми, будто кристалл,
Полну наточил слезами,
Гроб облив, поцеловал.
И из праха возникают
Се три розы, сплетшись в куст,
Веселят, благоухают,
Разгоняют мрачну грусть.
Памятник Н.А.Львову на Родине архитектора в г.Торжок
Более подробно об архитекторе Н.А.Львове можно прочесть вот здесь: Благотворительный фонд Н.А.Львова
Н.А. Львов. Очерки жизни. Венок новоторжских усадеб (27 стр.)
Н.А. Львов. Добрыня Богатырская песнь // Львов Н.А. Избранные сочинения. Составитель К.Ю. Лаппо-Данилевский. Кёльн – СПб., 1994. С. 194.
Подробнее см.: Львова А.П. Арпачевские находки // Николай Львов: прошлое и современность. СПб., 2005. С. 112-115. Надгробный памятник А.П. Львову не сохранился.
Дзюбанов С.Д. “Верует в Резон, как во Единого Бога” (подлинная история тайной женитьбы Н.А. Львова) // Г.Д. Державин и его время. Вып. 4. СПб., 2008. С. 5-56.
Из метрической книги церкви Живоначальной Троицы Санкт-Петербурга: “1780 год 8 ноября № 35. Иностранной коллегии коллежский секретарь отрок Николай Александрович Львов штацкого с сосетническою Алексеевою дочерью Афанасьева сына Дьякова девицею Мариею. Кто поруками подписались: по женихе – Горного корпуса надворный советник Иван Хемницер, по невесте – Тобольского пехотного полку капитан Петр Вельяминов”. Цит. по: Л. Бройтман. Дом Дьяковых // Васильевский остров. 1993. № 1 (18). См. так же: Лаппо-Данилевский К.Ю. О тайной женитьбе Н.А. Львова // Новое литературное обозрение. 1997. № 23. С. 132-144.
По воспоминаниям С.В. Скалон, дочери В.В. Капниста, который был тогда помолвлен с дочерью Дьяковых – Александрой, “зная, что друг его Львов страстно влюблен в старшую сестру ее, Марию Алексеевну, руки которой несколько раз тщетно просил (он не имел никакого состояния), решился для своего друга на такой поступок. Отправившись накануне своей свадьбы на бал в сопровождении Марии Алексеевны. он подъехал к церкви, где уже поджидали Львов и священник. После венчания они разъехались из церкви в разные стороны. “. Только когда материальное положение Н. Львова укрепилось, родители невесты согласились на брак дочери с Н. Львовым. Капнист-Скалон С.В. Воспоминания // Записки и воспоминания русских женщин XVIII – первой половины XIX веков. М. 1990. С. 286-287. Несколько иная версия “тайны брака” приводится в воспоминаниях Н.И. Мердер (внучка сестры Н.А. Львова – Елизаветы Александровны, в замужестве Свечиной). “Дьяковы не считали Львова выгодным женихом. Между тем императрица к нему благоволила, и ему было обещано место при испанском посольстве, благодаря которому он надеялся быстро продвинуться по службе. Но уезжать так далеко и надолго, оставив в России страстно любимую девушку, ничем, кроме взаимной любви, с ним не связанную, было так тяжело, что они решили обвенчаться. Тайна долго не открывалась, и не родители, а первая узнала ее императрица, которой Мария Алексеевна должна была повиниться, когда государыня стала допрашивать ее: почему она отказывает всем сватающимся за нее женихам? . Львов был вызван в Петербург, за супругов ходатайствовала перед родителями сама императрица, и роман кончился благополучно во всех отношениях”. Мердер Н.И. Из далекого прошлого (Тетушка Вера Николаевна Воейкова) // Исторический вестник. 1909. № 11. С. 402-404.
Дзюбанов С.Д. “Верует в Резон, как во Единого Бога” (подлинная история тайной женитьбы Н.А. Львова) // Г.Р. Державин и его время. Вып. 4. СПб., 2008. С. 5-56. (Н.А. Львов оказался в родстве со своим другом – поэтом В.В. Капнистом, женатым на сестре Марии Алексеевны – Александре. Позднее родственником станет и Г.Р. Державин: после смерти жены, Екатерины Яковлевны (15 июля 1794 г.), он женился на сестре жены Львова – Дарье Алексеевне.
Письмо Н.А. Львова к А.Р. Воронцову. 10 ноября 1783 г. // Лаппо-Данилевский К.Ю. О тайной женитьбе Н.А. Львова // Новое литературное обозрение. 1997. № 23. С. 137.
Муравьев М.Н. Краткое сведение о жизни г[оcподина] тайного советника Львова // Львов Н.А. Избранные сочинения. Составитель К.Ю. Лаппо-Данилевский. Кёльн – СПб., 1994. С. 361.
Ф.П. Львов. Николай Александрович Львов // Львов Н.А. Избранные сочинения. Составитель К.Ю. Лаппо-Данилевский. Кёльн – СПб., 1994. С. 368.
Слюнькова И.Н. Иосифовский собор в Могилеве // Гений вкуcа. Сб. 1. Тверь, 2001. С. 48.
Державин Г.Р. Память другу // Львов Н.А. Избранные сочинения. Составитель К.Ю. Лаппо-Данилевский. Кёльн – СПб., 1994. С. 363.
Гуковский ГА. Гатчинские письма и стихи Львова 1797 и 1799 годов. Старая Гатчина. №72.1926. Машинопись. Цит. по: Николай Львов: прошлое и современность. СПб., 2005. С. 183.
Левицкий Д.Г. “Письмо”. Собеседник российского слова. Цит. по: Глумов А.Н. Н.А. Львов. М., 1980. С. 56.
Державин Г.Р. Видение мурзы. Примечания. Московский журнал. 1791. Цит. по: Глумов А.Н. Н.А. Львов. М., 1980. С. 56.
ГАТО. Ф. 103. Оп. 1. Ед. хр. 2588. Л. 1-7. Письма впервые были фрагментарно опубликованы см.: Бочкарева И.А. Родственное окружение Львова // Гений вкуса. Сб. 1. Тверь, 2001. С. 21, 22; полностью – Строганова Е.Н., Строганов М.В. Из писем Н.А. Львова // Гений вкуса. Сб. 3. Тверь, 2003. С. 168-171.
ГАТО. Ф. 103. Оп. 1. Ед. хр. 2588. Л. 2, 2 об.
Согласно Ревизским сказкам на помещиков Новоторжского уезда, в 5-ю ревизию (1795) за Львовыми числилась 1000 душ муж. пола (ГАТО. Ф. 59. Оп. 1. Ед. хр. 31. Л. 3). По Именным указам императора Павла 1 (Сенатский архив. Т. 1. СПб., 1888.), были пожалованы Н.А. Львову 600 душ муж. пола: в Саратовской губ. Балашовской округе с. Рязанов Брод – 544; дер. Руднево Валдайского уезда Новгородской губ. – 37 и дер. Букина – 19. Злочевский Г.Д. Н.А. Львов. Библиография // Гений вкуса. Сб. 1. Тверь, 2001. С. 378.
Цит. по: Львов Н.А. Избранные сочинения. Составитель К.Ю. Лаппо-Данилевский. Кёльн – СПб., 1994. С. 361.
Будылина М.В., Брайцева О.И., Харламова А.М. Архитектор Н.А. Львов. М., 1961. С. 69.
Одна из каменных чаш фонтана сохранилась, находится в с. Никольском.
Львов Н.А. Русская пиростатика, или Употребление испытанных уже воздушных печей и каминов. СПб., Ч. 1. 1795.; Ч. 2. 1799. В наружной стене дома сохранились воздухозаборники и иоздухопроводящие внутристенные каналы.
Греч А.Н. Венок усадьбам // Памятники Отечества. № 32. 1994. С. 78.
После революции долгие годы в доме была школа. В настоящее время дом превращается в руины.
Высота пирамиды – 7,35 м, основание грани – 8,96 м. Облицовочные плиты толщиной около 8 см соединены между собой в шпунт. Внутреннее пространство пирамиды представляет собой систему трех купольных сводов, расположенных в три яруса, с общей центральной осью. Калугина И. В. Погреб-пирамида в усадьбе Никольское-Черенчицы. История и реставрация // Гений вкуса. Сб. 3. Тверь, 2003. С. 14-15.
Ледник – круглый в плане, перекрыт купольным сводом с отверстием в центре. Резервуар для хранения льда, сложенный из камня-известняка, имеет глубину 2,13 м, диаметр 3,55 м. Вокруг резервуара устроена обходная дорожка. Калугина И.В. Погреб-пирамида в усадьбе Никольское-Черенчицы. История и реставрация // Гений вкуса. Тверь, Сб. 3. Тверь. 2003. С. 18.
Татаринов А. В. Идеи утопизма в львовско-державинском кружке // Державинские чтения. СПб., 2007. С. 44.
Львов Н.А. Каким образом должно было бы расположить сад князя Безбородки в Москве // Гримм Г.Г. Проект парка Безбородко в Москве. М., 1954.
Цит. по: Лихачев Д.С. Поэзия садов. СПб., 1991. С. 209.
Алексеева ТВ. Владимир Лукич Боровиковский и русская культура на рубеже XVIII – XIX вв. М., 1975. На обороте портрета гравировка: “Лизынька на 17 году, Дашенька на 16. Писал В. Боровиковский. 1794. СПб.”. До 1892 г. портрет был собственностью Львовых, приобретен вел. кн. Сергеем Александровичем; в 1908 г. передан в ГТГ.
Эту надпись и рисунок “Храм солнцу” Н.А. Львов сделал на полях книги по садово-парковому искусству Гиршфельда. Цит. по: Глумов А.Н. Н.А. Львов. М., 1980. С. 118.
Храм строился с 1789 до сер. 1790-х гг. См.: Грачева Е.А. Храм-усыпальница в селе Никольское-Черенчицы // Гений вкуса. Сб. 1. Тверь, 2001. С. 24-30.
Леонид (1784-1847), Александр (1786-1849), Елизавета (1788-1864), Вера (1792-1873), Прасковья (1793-1839). О судьбе потомков Н.А. Львова см.: Львова А.П., Бочкарева И.А. Род Львовых. Торжок, 2003.
Н.А. Львов – Г.Р. Державину. 24 мая 1799 г. Никольское. Цит. по: Львов Н.А. Избранные сочинения. Составитель К.Ю. Лаппо-Данилевский. Кёльн – СПб., 1994. С. 354.
РГИА. Ф. 1289. Оп. 2. Ед. хр. 110. Л. 114. // Никитина А.Б. Архитектурное наследие Н.А. Львова. СПб., 2006. С. 153.
РО РГБ. Ф. 233. Оп. 1. Ед. хр. 90. Л. 2-8. Письма впервые были фрагментарно опубликованы И.А. Бочкаревой. Родственное окружение Львова // Гений вкуса. Сб. 1. Тверь, 2001. С. 21-23. В фонде С.Д. Полторацкого хранятся четыре письма М.А. Львовой, адресованные Полторацким.
Источники:
https://dslov.ru/pers/pe79.htm
https://www.liveinternet.ru/community/1726655/post68158582/
https://dom-knig.com/read_229484-27