Почему артистов не хоронили на кладбище. Почему раньше актеров хоронили за кладбищем
Почему ранее церковь настаивала, чтобы актеров хоронили за оградой кладбища
Сегодня артисты воспринимаются как элита общества. Их называют «звездами», за подробностями их жизни внимательно следят, им завидуют и подражают. И очень сложно представить то, что не так уж и давно профессия «актер» была не просто не совсем престижной, она являлась постыдной. Даже в крестьянских семьях то, что кто-то из детей становился артистом, воспринималось как настоящая трагедия. О родственниках, занятых на подмостках, предпочитали не вспоминать, наличие в роду артистов пытались скрыть от окружающих.
Почему же к представителям этой профессии было такое отношение? Вполне возможно, что оно сформировалось из-за того, что актеров нельзя было хоронить на церковном кладбище. Для них место отводили за оградой, по соседству с самоубийцами и иноверцами.
Почему артистов хоронили за оградой? Объяснения историков
Объяснений этой традиции существует не так-то уж и мало, причем далеко не все из них связаны с религией напрямую. Хотя, разумеется, косвенная связь с обычаями и особенностями христианского вероисповедания есть у всех теорий, объясняющих, почему артистам нельзя было упокоиться в пределах церковных кладбищ.
К примеру, большинство историков придерживается версии о том, что люди, участвовавшие в различных представлениях, как театральных, так и балаганных, вели распутный образ жизни и массово злоупотребляли спиртными напитками. Соответственно, и умирали они без покаяния и исповеди, без отпущения грехов. То есть – погибали в пьяных потасовках, замерзали, уснув на улице по пути из питейных заведений, тонули в водоемах. Причем утонуть пьяницы на Руси могли не только в реках, прудах или же в городских каналах, фонтанах, но и в обычных придорожных канавах. Практически все дороги прокладывались с одновременным рытьем канав, в которые стекала дождевая вода. Близ больших сел и в пригородах в этих канавах можно было увидеть купающихся свиней, гусаков и забывшихся сном пьяниц. Многие русские классики, описывая сельские пейзажи русской провинции, об этом упоминали.
Не менее популярна среди историков и версия, рассказывающая о том, что традиция похорон за оградой восходит корнями к язычеству. Как театральные, так и балаганные действа берут свое начало в античных празднествах, посвященных древним богам. Соответственно, первые христиане видели в артистах, в ряженых и в устраиваемых ими представлениях проявление идолопоклонничества. Поэтому и хоронили этих людей подальше от могил своих единоверцев. Традиция укоренилась и распространилась вместе с христианством.
Что говорят церковнослужители?
Священники же не считают, что традиция похорон актеров за оградой имеет отношение к язычеству или же к разгульному образу жизни.
С точки зрения церкви каждому человеку дана одна единственная жизнь. Артисты же, перевоплощаясь на подмостках, фактически «проживают» не одну, а многие жизни. Это не является смертным грехом, конечно же, но и благочестия не добавляет тоже. Однако людям, занимавшимся актерским ремеслом, никогда не был закрыт путь в храм. То есть актеры всегда могли раскаяться и сменить род деятельности, замолить свои грехи и оказаться после смерти на церковном погосте.
Что любопытно, церковь никогда не причисляла шутов к актерам. То есть грешным считалось лишь «проживание» на сцене чужих судеб, перевоплощение в других людей. Те же, кто просто веселил других, например, царские шуты, после смерти оказывались на церковных погостах, и никто не пытался вынести их могилы за ограду.
Почему Актеров не хоронили на кладбищах или Война глазами “участник
Почему самоубийц и артистов хоронили за кладбищем.
Раньше (до революции 1917 года) самоубийц, а также актёров хоронили за кладбищем.
Корни этого скорее не в православных, а в архаическо-языческих традициях . Известно, что в народных представлениях вода рассматривалась как один из путей в загробный мир, место обитания нечисти (русалок, водяных, чертей и др.), именно через нее могла осуществляться связь с умершими. Известен культ св. Параскевы-Пятницы в северной Руси : а это ее связь с водой, покровительство торговле и купцам, связь с “заложными” покойниками. Поэтому за рекой (у древней часовни на Вятке, к примеру) устраивалась только “божедомка”(убогий дом или скудельница) – это общая могила, которую устраивали во время мора, а также это место погребения нищих и самоубийц. Самоубийц избегали хоронить на общем кладбище.
По русским поверьям, “родители”, то есть обычные умершие, могут разгневаться из-за того, что рядом с ними окажется “нечистый” покойник. А гнев предков опасен для живущих. Поэтому самоубийц хоронили на перекрестках дорог, границах полей, в лесу, в болотах, в оврагах. Затем для погребения таких покойных были созданы специальные божедомки. От обычных кладбищ они отличались способом погребения, вблизи общих могил, в которых были похоронены “заложные” покойники( то есть не зарытые в землю, а заложенные бревнами), чаще всего за рекой. А обычные кладбища -на ближнем к селению берегу. Это отражает мифологические представления русского народа о том, что вредоносные “заложные” мертвецы не могут, оказавшись в ближней земле, рассердить “родителей” или приносить разные несчастья (выпить воду из земли – в результате наступит засуха, могут наслать заморозки и т.д.). Сама земля также не может принять этих умерших, они оскверняют ее, и их захоронения вызывают гнев земли, что также может привести к стихийным бедствиям.. Русальные праздники – это время поминовения “заложных” покойников. Да и сами русалки воспринимались как “заложные” покойники – в частности, как утопленницы.
Оптинский старец Леонид (в схиме Лев) составил Молитву за усопших от несчастной и насильственной смерти:
“Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего, и аще возможно есть, помилуй! Не постави мне в грех сей молитвы. Но да будет святая воля Твоя!”
Мы пришли в этот мир чтобы набраться опыта / выполнить свою задачу, следовательно самоубийство перечет воле Творца.
Что касается артистов, то в старину хоронить актеров, даже крещенных по православному обряду, в пределах кладбища не благословляла церковь.
Объяснение было простое: лицедей на сцене живет чужой жизнью, примеряет ее на себя и прилюдно изображает (а то и прославляет) чужие грехи. А жизнь на самом деле у него одна, дарованная Всевышним. Стало быть, актер подыгрывает антихристу. Правда, традиция эта соблюдалась далеко не всегда.
К чему это?
“Ходил на “Караван”” или первый признак лажи – отсутствие точных деталей и
“зарезал товарища”
Товарищ – это иудейское словечко прижилось у нас после революции, когда жиды искали материальные блага: ИДИ ТОВАР ИЩИ.
А по мне, так нечего и делать на кладбище то, зачем Землю-Матушку отравлять трупным ядом, в костер и пепел в виде органического удобрения под какое нибудь деревце, ВОТ ЭТО ПОЛЬЗА.
Ну может быть, я не копал так глубоко. Эти твари(иудеи)много чего извратили Русского.
Почему раньше актеров считали грешниками?
отвечает протодиакон Дмитрий Половников
Почему раньше актеров, лицедеев считали грешниками и хоронили за оградой кладбища?
Откуда такие сведения? Когда в России хоронили актёров за церковной оградой? Чтобы Щепкина в XIX веке хоронили не по-христиански? Или Шаляпина? В наше время православно отпевались и Высоцкий, и Леонов, и многие другие ушедшие в мир иной. Да, актерство наиболее подвластно греху, страсти там, причем, чужие, не свои, но ведь мы знаем и примеры высокодуховного актёрского мастерства, преподающего нам вечные ценности. Здесь необходима градация. Сегодня многие труженики театра, кино и эстрады не стесняясь исповедуют Православие. Толкунова, Конкин, Михалков, Бичевская, Тихонов, Боярский и т.д.
Негативное отношение Церкви к театру, что отразилось в церковных канонах, связано с греко-римским театром, представления которого были связаны с языческим греческим и римским пантеоном богов, что несло в себе проповедь язычества. Хороший театр никак не может противоречить православию. Но, актер, как никто, подвержен страстям и действиям темных сил. Но борьбя с духами злобы поднебесной — это каждодневное действие каждого христианина.
В православном богослужении издавно использовались (ныне забытые) околобогослужебные действия (пещное действо, шествие на осляти) которые несли в себе печать театральности. Учредителем театра был святой Дмитрий Ростовский. Более того, лике святых есть лицедей святой мученик Геласий Комедиант.
Геласий происходил из местечка Мариамн неподалеку от Дамаска. Он был вторым по значимости актером в труппе комедиантов в Илиополе Финикийском во времена Великого гонения около 303 года. В одном из представлений он пародировал обряд святого крещения, играя роль неофита, и был брошен другими актерами в ванну с теплой водой под бурные рукоплескания и смех толпы зрителей. Но по Божественной милости Геласий вышел из воды действительно преображенным благим изменением. Когда его одели в белую тунику, он воскликнул: «Я — христианин! Когда я был в купели, я видел Славу, сияние которой повергло меня в страх, и теперь я готов умереть христианином». Поняв, что это уже не комедия, зрители, вначале озадаченные, в ярости бросились на него, схватили за белую одежду, вывели из театра и забили камнями. Христиане перенесли тело славного мученика на родину, где над его могилой впоследствии был построен храм.
Память св. Геласия встречается в византийских Синаксарях. В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена.
Источники:
https://fb.ru/post/history/2019/4/29/92223
https://www.perunica.ru/forum/topic_764/1
https://www.pravchelny.ru/communication/ask/?id=9073