Почему название называлось кладовая солнце. Открытый урок на тему; «Кладовая солнца
Урок литературы в 6 классе по теме: «”Анализ произведения М. Пришвина “Кладовая солнца”»
Разделы: Литература
Цели:
- на основе прочитанного учить выделять черты характера главных героев,
- анализировать поступки детей, их поведение в природе;
- повторить теорию литературы (портрет, эпитет, олицетворение);
- развивать мышление, устную речь, пополнять словарный запас.
Оборудование: иллюстрации к произведению, портрет М. Пришвина, рисунки детей.
Тип урока: закрепление материала.
I. Организационный момент.
II. Мотивация учебной деятельности, объявление темы, цели урока.
III. Работа над содержанием произведения.
1. Литературный диктант.
1. В каком году была написана сказка-быль? (В 1945 году)
2. Кто такой Антипыч? (Лесник)
3. Как в произведении называли волка? (Серый помещик)
4. По-народному какое-нибудь отменно приятное местечко в лесу. (Палестинка)
5. Топкое место в болоте ,всё равно,что прорубь на льду. (Елань)
6. Название болота, возле которого жили дети. (Блудово)
7. Имена главных героев. (Настя, Митраша)
8. Кто спас от смерти мальчика на болоте? ( Собака Травка)
9. От чьего имени ведётся повествование «Кладовой солнца»? (Разведчики болотных богатств)
10. Автор произведения. (Михаил Пришвин)
2. Проверка домашнего задания (Читают составленный дома план).
3. Фронтальная беседа с элементами выборочного чтения текста и пересказом.
- С самого начала произведения мы знакомимся с главными героями Настей и Митрашей. Рассказчик рисует нам портреты детей. Что называется портретом в литературном произведении? (Описание внешности героя: его лица, фигуры, одежды).
- Найдите в тексте портрет Насти.
- Прочитайте портрет Митраши.
- Зная некоторые способы выражения авторского отношения, нужно прежде всего остановиться на тех эпитетах и сравнениях, с помощью которых характеризуются дети. Что такое эпитет? (Художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувсвовать отношение автора к нему).
- Заметьте, автор Настю называет не «курицей», а «курочкой», этим выражает свою нежность к девочке. Помогает понять отношение автора к своим героям именно большое количество уменьшительно-ласкательных суффиксов. Веснушки сравнивает с золотыми монетками, волосы отливают золотом, не нос, а носик, вся она улыбчивая, похожая на весёлое солнышко. Не меньшей симпатией пользуется и брат. Что в его внешности больше всего подчёркивает писатель? (Силу, упорство, настойчивость).
- Нельзя не заметить «прямые» оценки рассказчика, в которых он высказывает своё сочувствие к детям, гордится ими, радуется их успехам.
«Они были очень милые…»
«…досталось, однако, детишкам бедным и большая забота…»
«Но очень что-то скоро умненькие и дружные ребята сами всему научились…»
«И какие это были умненькие детишки!»
«Не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как наши любимцы»
_ Докажите словами из текста, что Настя и Митраша отличаются трудолюбием, деловитостью, хозяйственностью. Они любят и помнят своих родителей.
«Точно так же, как и покойная мать…»
«Митраша выучился у отца…»
«Он (Митраша )хорошо, по-отцовски обернул вокруг ног портянки…»
«- Зачем тебе полотенце?- спросил Митраша.
-А как же?- ответила Настя. – Ты разве не помнишь, как мама за грибами ходила?»
«- Ты это помнишь, – сказал Митраша сестре, как отец нам говорил о клюкве…»
– Прочитайте начало отрывка «Ель и сосна»…
– Писатель наделяет явления природы в этом произведении признаками живых существ.
– Как называется такое изображение в литературе? (Олицетворение).
– Как именно злые силы природы мешают детям, стараются запугать, уйти из леса?
(Деревья зарычали, завыли, застонали).
– И наоборот, как добрая природа успокаивает детей, помогает им:
(Трава белоус показывала направление обхода елани)
– Как же дети ведут себя в лесу?
« Было совсем тихо в природе и дети, озябшие, до того были тихи…»
« Затаив дыхание, дети сидели на холодном камне, дожидаясь, когда к ним придут первые лучи солнца».
«Неподвижные сидели на камне».
– Остановимся на эпизоде «Спор детей о дороге», выясним, как себя ведёт каждый из них.
– Как ведут себя брат и сестра, оставшись наедине с природой?
– Почему Митраша становится пленником болота?
– Давайте прочитаем «загадочные» слова мудрого лесника Антипыча.
«…Ходите вы, ребята, одетые и обутые…»
– Что не договаривал лесник?
« Не знавши броду не лезьте в воду».
– Как понимаете эти слова?
– Митраша прямо полез в Слепую елань, проигнорировав двумя вещами. Какими?
(Предупреждение Насти и трава белоус).
– Увидев Травку и почувствовав надежду на спасение, Митраша уже не повторял ошибки, а действовал осторожно, обдуманно. Докажите это словами из текста.
«…И маленький человек остановил в себе большое сердце. Он замер в точном расчёте движения…»
– Вернёмся на дорогу, по которой шла Настя. Она выбрала правильную дорогу: не случайно именно она нашла клюквенную палестинку. Над чем заставляет нас задуматься Пришвин, изображая путь Насти? Найдите отрывок «Лесные ягоды», и нам станет понятно, что Пришвин подбирает «ласковые слова», чтобы передать ласковое отношение к при роде.
– Как же ведёт себя Настя среди такого богатства?
(Её охватывает жадность)
– Такая жадность не нравится писателю, он показывает великана-лося и говорит, что ему, такой громадине хватает осиновой корочки и лепестков болотного трилистника.
«Откуда же у человека при его могуществе берётся жадность даже к кислой ягоде клюкве?» – с упрёком спрашивает Пришвин.
– Что же заставило девочку осознать свой поступок? (Встреча со змеёй)
– Что же Насте представилось?
…будто это она там, на пне…
– Девочка глубоко переживает случившееся и дальнейшими действиями…(больным детям отдала всю целебную ягоду).
Пути открывателей и осваивателей нужны и полезны людям, но сила и красота проявляется в полной мере только тогда, когда на выбранном пути он следует высшему долгу – быть полезным другим. Отступление от этого делают несчастным прежде всего самого человека.
– Настя кричала, Митраша слышал её крик и ответил ей, но почему же девочка ничего не услышала? (Порыв ветра унёс крик в другую сторону).
– Расскажите, что же случилось, когда Митраша выбрался из Слепой елани. (Убил волка).
– Как же вели себя соседи, когдау3слышали рёв голодной скотины?
– Чему удивились все?
– Как теперь стали называть «мужичка в мешочке»? (Героем).
– Теперь осталось сказать, кто же такие рассказчики. Прочитайте.
IV. Вывод.
– Так что же такое кладовая солнца? (Это не только Блудово болото со своими запасами горючего торфа, это вся природа и человек – «мудрый хозяин».)
Соединяя жизнь людей и природы, Пришвин выражает свою главную мысль: Человек должен быть разумным в своих отношениях с природой, понимать её, любить и охранять. (Это эпиграф к уроку, его записываем в тетрадь).
V. Домашнее задание:
1. Подумайте, почему «Кладовая солнца» называется сказкой-былью?
2. Пересказать близко к тексту одно из описаний природы.
3. Нарисовать иллюстрации «У лежачего камня», «Ель и сосна на Блудовом болоте».
Открытый урок на тему; «Кладовая солнца»
Курс повышения квалификации за 340 рублей!
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления
Тема: М. Пришвин «Кладовая солнца»
Цель : 1) обобщить и систематизировать знания учащихся по произведению М. Пришвина «Кладовая солнца»;
2) формировать навыки осознанного чтения, умения работы с художественным текстом; 3) развитие навыков аналитического и критического мышления;
4) воспитание любви и бережного отношения природе, толерантности.
Оборудование : художественный текст, иллюстрации к произведению
Тип: контрольно- обобщающий
Вид: урок – анализ художественного текста
Метод: частично- поисковый, наглядный, проблемный, беседа
А) Приветствие и посещаемость;
Б) Готовность к уроку;
В) Целеполагание (сообщение темы урока и его цели)
2. Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу – активизация деятельности учащихся. Мотивация дальнейшей работы.
– Ребята, мы завершили чтение сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Понравилось ли вам произведение?
– Упражнение «Собери слова». Выберите только те слова, которыми характеризуется деятельность М.М.Пришвина.
«Правдивый сказочник», художник, агроном, географ, писатель, этнограф, краевед, учитель, врач, путешественник.
Почему «Кладовая солнца названа «сказка – быль»? Перечислите отличительные признаки, которые позволили дать этому произведению такой двузначный подзаголовок.
Сказка – быль- название противоречивое, т.к. быль то, что было не самом деле, кажется, исключает сказочное, фантастическое. В повести Пришвина больше были- историческое время, место, реальные герои- дети, их соседи, Антипыч, занятия и заботы людей, мир природы. Но есть в «Кладовой солнца» элементы сказки. Главный из них – благополучный конец. Добрые чувства побеждают. «Мужичок в мешочке» не только спасается, но и убивает матерого волка. Травка находит нового хозяина. Кроме того, рассказ, как и сказка, начинается зачином ( рассказ о жизни детей), по – сказочному занятны прозвища ребят – «Золотая курочка», «Мужичок в мешочке»; как и в сказке дети выбирают одну из двух дорог, опасность, помощь Травки. Кроме того, природа одухотворена : деревья стонут, рычат, крик тетерева, косача или ворона переводится на человеческий язык.. Лось, сороки, лисичка, волк рассуждают, как люди. Но тут есть секрет пришвинской прозы: он не приписывает животным мысли и переживания людей, а лишь предполагает, что за мысли могут скрываться за поведением и повадками птиц и зверей.
Работа в тетради. 1 вариант отмечает признаки сказки. Второй признаки реальности.
– Какое историческое время описывается в произведении?
– Что вам о нем известно?
– Кто является главным героем в произведении и почему?
– Кто научил управлять хозяйством ребят? Как это у них получалось?
4 Выборочное чтение . Перечитайте и озаглавьте отрывок из «Кладовой солнца(стр. 258, 259). Подумайте, зачем писатель включил эту историю в свое повествование.
Эту часть можно было бы назвать «Несчастная жизнь ели сосны». Рассказывая её, автор, скорее всего, преследовал несколько целей: во-первых, это тревожное предупреждение- на фоне стона и воя сосны и ели ссорятся Настя и Митраша, их ждет беда. Во вторых, борьбе сосны и ели вторят волк и собака, один – извечный враг человека, другой – его надежный друг. И наконец, в- третьих, с елью и сосной связана дружба и соперничество: обреченные на случайное соседство, деревья мучаются два столетия, и в мире людей бывает также: желание доказать свою правоту, не считаясь с товарищем, может закончиться плохо.
5. Расскажите, как случилось, что Митраша попал в беду. Почему это произошло?
Митраша шел по верной дороге, определяя направление по компасу и болотной траве белоусу, выросшей на тропе, кем –то проторенной давным – давно. Обманула мальчика Слепая елань – топкое место, которое показалось ему безобидной полянкой. На самом деле даже название его произошло оттого, что обычная топь покрыта слоем воды, а в Слепой (незаметной) елани эта вода затянута травой. Митраша не знал секрета елани, не хотел её обходить по белевшей траве и попал в топь. Если бы он не был так самоуверен и упрям, может, смог бы избежать беды.
6. Задание поискового характера.
Какое настроение пронизывает пришвинское описание природы в « кладовой солнца»? Какими художественными средствами пользуется писатель ?
Все описание природы у Пришвина пронизано любовью к ней, восхищением её красотой, богатством, разнообразием. Для того, чтобы передать эти чувства, Пришвин использует самые разные средства. Какие? Сравнения: («могучие стволы соснового бора стали как зажженные свечи великого храма природы», елки сравнивает с колдуньями, сказочными старушками); олицетворения( «деревья стонали и выли», «боролись»» старушки елки «волновались», одна из них «тянет свою костлявую руку к тропе) ; говорящие названия лесных мест Блудово болото( место, где можно заблудиться); Звонкая борина(сосновый бор, где звонко поют птицы); эпитеты: «великое солнце», «несчастная жизнь, неизбывная злоба»).
* Какое лесное животное описано Пришвиным? Как? Какую роль выполняет оно в приключениях Насти и Митраши? (стр ).
М.М Пришвиным описан лось – лесной великан. Его величие подчеркнуто такими словами, как «громадина», «большое тело», «чудовище». Лось сравнивается с самыми крупными домашними животными – быком и лошадью. Писатель не просто восхищается его красотой («какие глаза», «какие рога») Это животное появляется в повествовании не случайно. С его помощью осуждается жадность человеческая, превращающая человека в бездушное животное. Именно так воспринимает Настю лесной гигант.
* Какую роль в произведении играет собака? Вспомните, как описывает её автор?
Она все понимает. Травка -верный друг человека, она очень любила Антипыча и сильно тосковала, когда он умер. Она утешает Настю и помогает выбраться из Слепой елани Митраше, признает его за молодого хозяина. Травка очень умная и ласковая собака, ей необходимы люди, которым она будет служить.
* Какую роль играют птицы и звери? Какие они?
Лесные жители относятся к человеку настороженно, даже враждеьно – Он охотник, ружьё несет смерть. Поэтому сороки, ворон, гадюка и особенно волк хотят ему зла.Другие – чибис, кулик, глухарь предостерегают Митрашу, тревожатся за него вместе с автором.
Похожи ли птицы и звери на сказочных? Нет. Он любовно рисует их, не идеализирует. Даже иногда животное напоминает кого- либо из героев.
Проблемный вопрос. Почему сказка – быль называется «Кладовая солнца»? Попробуйте отметить несколько значений этого названия.
«Кладовой солнца» автор называет Блудово болото, в котором скопились огромные запасы торфа- прекрасного горючего материала, образовавшегося за многие годы из остатков растений- детей солнца, сохранивших его тепло даже после смерти.
«Кладовая солнца» – это вся природа с её деревьями, цветами, птицами, зверьем. И главное – человеком.
«Кладовая солнца»- сердце человека, с его способностью любить, и в этой способности- великая правда, которую знал старый Антипыч. Доброта, сердечное тепло, неравнодушие ко всему вокруг- вот настоящее, истинное богатство.
Домашнее задание : подготовка к сочинению
План разработан учителем русского языка и литературы Раевской Н.В.
Конспект урока по теме «М. М. Пришвин. «Кладовая солнца»
Главная > Конспект
Конспект урока по теме «М.М.Пришвин. «Кладовая солнца». Особенности композиции и жанра».
Цель: – познакомить учащихся с некоторыми фактами биографии Пришвина;
– раскрыть особенности композиции и жанра произведения.
Вступительное слово учителя о М.М.Пришвине (Для рассказа о писателе, адресованного шестиклассникам, выберем факты, рассказывающие о становлении этого неповторимого художника слова. Не обязательно стремиться к тому, чтобы ученики запомнили эти факты. Важнее увлечь детей рассказом о том, как будущий писатель шёл к раскрытию своего таланта.)
А) М.М.Пришвин родился в 1873 году в селе Хрущёво Елецкого уезда орловской губернии. Дед будущего писателя. Купец, приобрёл это имение у местного помещика. Миша был младшим ребёнком в семье. Ему шёл восьмой год, когда отца парализовало.
Пришвин закончил сельскую школу и поступил в Елецкую гимназию. Первый класс гимназии в то время соответствовал третьему или четвёртому классу современной школы. Туда поступали дети, уже умеющие читать и писать. Всего в гимназиях того времени было семь классов. После года учёбы мальчик был оставлен в первом классе повторно за неуспеваемость с выводом: «безнадёжен по малоспособности».
В 1885 году Пришвин с друзьями-гимназистами попытался совершить побег в «Азию». Спустя много лет он говорил, что это было его первое устремление к мечте.
В учёбе Пришвину везло и не везло одновременно. Учителем географии у него был Василий Васильевич Розанов, который вскоре стал известен всему миру как выдающийся русский философ. Розанов защищал мальчика от града насмешек после неудачного побега в «Азию». Но, оскорбив Розанова в споре, Пришвин был исключён из гимназии без права поступления в другое учебное заведение – «с волчьим билетом». Тогда Пришвину было 16 лет, и он увлекался чтением нелегальной, то есть запрещённой литературы.
В 1889 году Пришвин переехал в Тюмень к дяде, крупному промышленнику. Он учился в реальном училище, а затем экстерном сдал экзамены за седьмой класс и в 1893 году поехал в ригу, где поступил в политехникум на агрономическое отделение химического факультета. Пришвину в этом году исполнилось 20 лет.
В те годы открытия, сделанные великими русскими химиками, произвели настоящую революцию в науке. Бурно развивались новые отрасли знания: почвоведение, агрохимия, агрономия, одно за другим совершались открытия, которые будоражили умы всего мира. По всей России путешествовали исследователи, в поле и в лабораториях изучали свойства воздуха, почв, растений и способы обработки земли. Учёные открывали великие тайны природы. Пришвина увлекла эта волна, но ещё более захватил его марксизм и деятельность в «школе пролетарских вождей».ю В 1897 году Пришвина арестовали и приговорили к году тюремного заключения, а затем выслали в Елец под надзор полиции, запретив учиться в России.
В 27 лет Пришвин уезжает в Германию, где поступает в Лейпцигский университет. В течение двух лет учёбы он слушает лекции самых выдающихся профессоров, ездит на лекции в Берлинский и Йенский университеты. Больше всего Пришвина в эти годы увлекает вовсе не литература: с увлечением он занимается в лаборатории физика, химика и философа В.Ф.Оствальда.
В 29 лет Пришвин возвращается в Россию. Он работает агрономом на опытной сельскохозяйственной станции, стремится к работе в лаборатории выдающегося русского учёного-биохимика – академика Дмитрия Николаевича Прянишникова. Редактирует сельскохозяйственную энциклопедию. Пишет научные и популярные статьи, например на такую тему: «как удобрять поля и луга» (1905), «Картофель в полевой и огородной культуре» (1908). Но эта работа оставляет у него чувство неудовлетворённости.
И вот происходит неизбежное в человеке, который чувствует в себе особое призвание: в 1906 году тридцатитрёхлетний Пришвин по совету друга отправляется для сбора фольклора в Заонежье – в Выговский край Олонецкой губернии, куда в то время ещё не проникла цивилизация и где жила, может быть, в первозданном виде народная культура. 38 сказок записал там Пришвин. Но главным результатом экспедиции для него стала книга «В краю непуганых птиц. Очерки Выговского края» (1907). С любовью рассказывая о жителях Заонежья, Пришвин открыл в себе писателя.
Через несколько лет, уже в Петербурге, Пришвин вновь встретился и стал общаться с Розановым, с другими известными русскими писателями и философами. Так в творчестве Пришвина слились глубокое знание природы, философская мысль и любовь к людям.
Б) Чтение вступительной статьи о Михаиле Михайловиче Пришвине, помещённой в учебнике-хрестоматии (с.35). Она дополнит и обобщит уже известное учащимся о писателе.
В) Можно познакомить учащихся с отрывками из «Золотой розы» К.Г.Паустовского (глава «Михаил Пришвин»)
Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина.
Если внимательно прочесть всё написанное Пришвиным, то остаётся убеждение, что он не успел рассказать нам и сотой доли того, что он превосходно видел и знал. Для таких мастеров, как Пришвин, мало одной жизни, – для тех мастеров, что могут написать целую поэму о каждом слетающем с дерева осеннем листе.
Книги Пришвина, говоря его же словами, – это «бесконечная радость постоянных открытий».
Язык Пришвина – язык народный.
Прозу Пришвина можно с полным правом назвать разнотравьем русского языка. Слова у Пришвина цветут, сверкают. Они то шелестят, как травы, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лёд, то, наконец, ложатся в нашей памяти медлительным строем, подобно течению звёзд.
Его обширные познания этнографии, фенологии, ботаники, зоологии, агрономии, метеорологии, истории, фольклора, орнитологии, географии, краеведения и других наук органически входят в его писательскую жизнь.
2. Вступительное слово учителя об истории создания сказки-были «Кладовая солнца».
Сказка-быль «Кладовая солнца» написана Пришвиным в 1945 г. после окончания Великой Отечественной войны. А «ещё в 1940 году автор говорил о своём намерении работать над рассказом о том, как поссорились двое детей и как пошли они двумя разделившимися дорогами, не зная, что в лесу сплошь да рядом такие дороги-обходы снова соединяются в одну общую. Дети встретились, и дорога сама их примирила» (по воспоминаниям В.Д.Пришвиной).
3. Актуализация знаний учащихся.
Какое впечатление произвело на вас это произведение?
Какие эпизоды более всего поразили, пробудили волнение и чувство сопереживания?
Слово учителя об особенностях композиции произведения.
А) Большую роль в произведении играют внесюжетные герои – родители детей и старый лесник Антипыч: с помощью этих образов писатель выражает мысль о той правде «вековечной суровой борьбы людей за любовь», которая, по мнению Пришвина, является главным законом жизни. Передающимся от поколения к поколению и основанным на разумном. «родственном» отношении человека к природе.
Отец Митраши воспитал в сыне не только необходимые житейские навыки, но. Главное. Развил в нём пытливость. Смелость, уверенность в человеческом разуме, умение зорко всматриваться в окружающую природу, понимать её. Влияние отца было так велико, что в разговорах Митраши как лейтмотив постоянно звучит фраза: «Отец говорил», которая во многом определяет поведение мальчика, объясняя истоки его уверенности, а порой и упрямства.
Старый охотник Антипыч обещает передать понятый им смысл жизни через свою собаку Травку. Он подшучивает над самоуверенностью некоторых людей, их желанием всё в жизни получить из чужих рук. Над неумением понимать природу. На примере своего отношения с травкой старик показывает. Каким может и должно быть взаимопонимание между человеком и животным («то-то. Ребята…вот Травка, собака гончая, с одного слова всё понимает. А вы, глупенькие, спрашиваете, где правда живёт. Ладно же. Приезжайте. А упустите меня, травке я всё перешепну»).
Б) Особенность сказки-были Пришвина в том, что она написана от лица рассказчика. Здесь рассказчик хотя и повествует от первого лица, но выступает не как главный герой, а как очевидец, которому близок и знаком мир, окружающий героев («Мы жили в этом селе…», «Мы с давних лет ездили к этому Антипычу на охоту…», «Блудово болото, где и мы сами не раз блуждали…»).
С каждым новым эпизодом читатели всё больше и больше узнают не только героев, но и самого рассказчика по тем репликам, оценкам, которыми он сопровождает свой рассказ. С большой теплотой и лаской говорит рассказчик о Насте и Митраше, об их внешности, дружной жизни, нелёгком труде. Он гордится детьми, сочувствует им, когда они проявляют слабость, радуется их победе над собой и всегда верит в то, что из Насти и Митраши вырастут настоящие люди.
Он прекрасно понимает «разговоры» птиц, свободно читает 2мысли» Травки и зайца. Для него шум ветра наполнен определённым содержанием. Окружающая природа заставляет рассказчика раздумывать о человеческих судьбах, волноваться вместе с героями, сопереживать их бедам и радостям.
В конце сказки-были рассказчик выступает как бы от лица тех людей. Которые ищут союза с природой, чтобы она открыла свои богатства: «Мы – разведчики болотных богатств. Ещё с первых дней Отечественной войны работали над подготовкой болота для добывания в нём горючего – торфа. И мы дознались, что торфа в этом болоте хватит для работы большой фабрики лет на сто. Вот какие богатства скрыты в наших болотах!»
Оптимистическая интонация рассказчика придаёт определённую жизнеутверждающую тональность всему произведению.
Работа в группах. Определение особенностей жанра произведения.
1 группа работает над чертами сказки в произведении, а 2 группа ищет черты были. В помощь ребятам – карточка с вопросами. Затем группы выступают с ответами по найденному материалу, учитель помогает обобщить ответы.
Вопросы для работы групп
Цель: выяснить, почему «Кладовая солнца» называется «сказка-быль».
Где и когда происходит действие в произведении М.Пришвина «Кладовая солнца»?
Чем начало произведения напоминает сказку?
Вспомните художественные образы, отдельные эпизоды, которые важно назвать сказочными. Подумайте, какую роль они играют в произведении.
Источники:
https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/213240/
https://infourok.ru/material.html?mid=57173
https://gigabaza.ru/doc/108645.html