Почему русские ненавидят бурят. Почему буряты и русские становятся мусульманами
Почему русские ненавидят бурят. Почему буряты и русские становятся мусульманами
Несколько столетий буряты живут бок о бок с русскими, являясь частью многонационального населения России. При этом они сумели сохранить самобытность, язык и религию.
Почему буряты называются «бурятами»?
О том, почему буряты зовутся «бурятами» ученые до сих пор спорят. Впервые этот этноним встречается в «Сокровенном сказании монголов», датируемым 1240 годом. Затем на протяжении более чем шести веков слово «буряты» не упоминается, снова появляясь только в письменных источниках конца XIX века.
Есть несколько версий происхождения этого слова. Одна из основных возводит слово «буряты» к хакасскому «пыраат», который восходит к тюркскому термину «бури», что переводится как «волк». «Бури-ата» соответственно переводится как «волк-отец».
Такая этимология связана с тем, что многие бурятские роды считают волка тотемным животным и своим прародителем.
Интересно, что в хакасском языке звук «б» приглушенный, произносится как «п». Казаки называли народ, живущий к западу от хакасов «пыраат». В дальнейшем этот термин русифицировался и стал близок к русскому «брат». Таким образом «бурятами», «братскими людьми», «брацкими мунгалами» стали называть все монголоязычное население, населяющее Российскую империю.
Интересной также представляется версяи происхождения этнонима от слов «бу» (седой) и «ойрат» (лесные народы). То есть буряты – это коренные для данной местности (Прибайкалье и Забайкалье) народы.
Племена и роды
Буряты — этнос, сформировавшийся из нескольких монголоязычных этнических групп, проживавших на территории Забайкалья и Прибайкалья, не имевших тогда единого самоназвания. Процесс формирования шел на протяжении многих веков, начиная с Хуннской империи, в которую протобуряты входили как западные хунну.
Крупнейшими этническими группами, сформировавшими бурятский этнос были западные хонгодоры, буалгиты и эхириты, и восточные — хоринцы.
В XVIII веке, когда территория Бурятии уже входила в состав Российской империи (по договорам 1689 и 1727 года между Россией и династией Цин), в южное Забайкалье также пришли халха-монгольские и ойратские роды. Они стали третьим компонентом современного бурятского этноса.
До сих пор среди бурятов сохранилось родоплеменное и территориальное деление. Основные бурятские племена это булагаты, эхириты, хори, хонгодоры, сартулы, цонголы, табангуты. Каждое племя делится ещё и на роды.
По территории буряты делятся на нижнеузких, хоринских, агинских, шэнэхэнских, селенгинских и других, в зависимости от земель проживания рода.
Черная и желтая вера
Для бурятов характерен религиозный синкретизм. Традиционным является комплекс верований, так называемый шаманизм или тенгрианство, на бурятском языке называемый «хара шажан» (черная вера). С конца XVI века в Бурятии начал развиваться тибетский буддизм школы гэлуг — «шара шажан» (желтая вера). Он серьезно ассимилировал добуддийские верования, но с приходом буддизма бурятский шаманизм не был полностью утрачен.
До сих пор в некоторых областях Бурятии шаманизм остается основным религиозным направлением.
Приход буддизма ознаменовался развитием письменности, грамоты, книгопечатания, народных промыслов, искусства. Широкое распространение также получила тибетская медицина, практика которой существует в Бурятии и сегодня.
На территории Бурятии, в Иволгинском дацане находится тело одного из подвижников буддизма ХХ века, главы буддистов Сибири в 1911-1917 годах Хамбо-ламы Итигэлова. В 1927 году он сел в позу лотоса, собрал учеников и сказал им читать молитву-благопожелание для умершего, после чего, по буддийским верованиям, лама ушел в состояние самадхи. Он был похоронен в кедровом кубе в той же позе лотоса, завещав перед своим уходом откопать саркофаг через 30 лет. В 1955 году был проведен подъем куба.
Тело Хамбо-ламы оказалось нетленным.
В начале 2000-х годов было проведено изучение тела ламы исследователями. Заключение Виктора Звягина, заведующего отдела идентификации личности Российского центра судмедэкспертизы стало сенсационным: «По разрешению высших буддистских властей Бурятии нам предоставили примерно 2 мг образцов — это волосы, частицы кожи, срезы двух ногтей. Инфракрасная спектрофотометрия показала, что белковые фракции имеют прижизненные характеристики — для сравнения мы брали аналогичные образцы у наших сотрудников. Анализ кожи Итигэлова, проведенный в 2004 году, показал, что концентрация брома в теле ламы превышает норму в 40 раз».
Культ борьбы
Буряты — один из самых борцовых народов мира. Национальная бурятская борьба – традиционный вид спорта. Соревнования по этой дисциплине издревле проводятся в рамках сурхарбана — народного спортивного праздника. Кроме борьбы участники также состязаются в стрельбе из лука и верховой езде. В Бурятии также сильные вольники, самбисты, боксеры, легкоатлеты, конькобежцы.
Возвращаясь к борьбе, нужно сказать о, пожалуй, самом известном сегодня бурятском борце — Анатолии Михаханове, которого также называют Орора Сатоси.
Михаханов – сумоист. Орора Сатоси переводится с японского языка как «северное сияние» — это сикону, профессиональный псевдоним борца.
Родился бурятский богатырь вполне стандартным ребенком, весил 3, 6 кг, но после гены легендарного предка рода Закши, который, по преданию, весил 340 кг и ездил на двух быках, стали проявляться. В первом классе Толя уже весил 120 кг, в 16 лет — под 200 кг при росте 191 см. Сегодня вес именитого бурятского сумоиста около 280 килограмм.
Охота на гитлеровцев
В годы Великой Отечественной войны Бурят-Монгольская АССР послала на защиту Родины больше 120 тысяч человек. Буряты сражались на фронтах войны в составе трех стрелковых и трех танковых дивизий Забайкальской 16-ой армии. Были буряты и в Брестской крепости, первой оказавшей сопротивление гитлеровцам. Это отражено даже в песне о защитниках Бреста:
Расскажут лишь камни об этих боях,
Как насмерть герои стояли.
Здесь русский, бурят, армянин и казах
За Родину жизнь отдавали.
37 уроженцев Бурятии за годы войны были удостоены звания Героя Советского Союза, 10 стали полными кавалерами ордена Славы.
Особо прославились на войне бурятские снайперы. Что не удивительно — умение метко стрелять всегда было жизненно необходимо для охотников. Герой Советской Союза Жамбыл Тулаев уничтожил 262 фашиста, под его руководством была создана снайперская школа.
Другой прославленный бурятский снайпер, старший сержант Цырендаши Доржиев к январю 1943 года уничтожил 270 солдат и офицеров противника. В сводке Совинформбюро в июне 1942 года о нем сообщалось: «Мастер сверхметкого огня товарищ Доржиев, уничтоживший за время войны 181 гитлеровца, обучил и воспитал группу снайперов, 12 июня снайперы-ученики товарища Доржиева сбили немецкий самолет». Ещё один герой, бурятский снайпер Арсений Етобаев за годы войны уничтожил 355 фашистов и сбил два вражеских самолета.
Почему буряты не любят русских, калмыки агрессивные, а якуты – красивые
Какие стереотипы о россиянах существуют в разных концах страны.
В последние недели многие ведут споры о «российской нации» – предложении объединить народы России под новым не гражданским названием. Но даже если государство начнет продвигать новое название единого народа, это не отменит крайне разнообразного отношения жителей разных регионов к друг другу. «Йод» изучил поисковые подсказки для пользователей рунета и выяснил, какие стереотипы есть о россиянах в разных концах страны.
Способ определения стереотипа прост — бралось наименование жителей регионов России и первое слово, которое появляется в поисковой строке «Яндекса» после слова «почему». Например, «почему москвичи… злые» – так выяснилось, какие стереотипы наиболее расхожие, судя по тому, что подсказывают пользователям рунета.
В основном стереотипы негативные: особенно много вопросов о том, почему кто-то кого-то не любит – москвичей, русских, народностей соседних республик. Если верить подсказкам, в центральной России живут “злые” и “гэкающие”, а на Кавказе люди не любят друг друга, но зато красивы.
В восточной части России коренные жители республик не любят русских, люди с Дальнего Востока уезжают из региона, жители Приморского края почему-то говорят быстрее, чем их соседи.
Согласно поисковым подсказкам Яндекса, буряты не любят русских и дерутся между собой, калмыки – агрессивные, быстро пьянеют и не любят казахов, а якуты красивые и не любят ни русских, ни бурят.
Согласно технологии «Яндекса», список поисковых подсказок «формируется после фильтрации всего потока запросов пользователей», а также «из названий энциклопедических статей, музыкальных произведений и другого подходящего контента». После фильтрации они появляются в строке пользователя в зависимости от его местонахождения и текущих новостных событий.
Метисы русских и бурятов — гураны и карымы
Признаюсь честно, впервые о такой этнографической группе, как гураны , я узнал всего несколько лет назад. Была в те времена команда КВН из Забайкальского края. Ребята так себя и называли «Гураны». Меня тогда сразу заинтересовало это слово и захотелось узнать, что оно означает. Ну, явно что-то бурятское — к бабке не ходи.
Оказывается гуранами в Забайкалье издавна называли местных метисов. А именно потомков от смешанных браков бурятов с русскими, а также бурятов с монголами, эвенками, маньчжурами и другими национальностями, которые там проживают.
Любопытно, что словом «гуран» вообще-то буряты исстари называли самцов сибирской косули. То есть, видимо, сначала оно носило неодобрительный оттенок. Дескать, ребёнок, родившийся от не совсем нормальной животной связи.
Но почему людей-то стали так называть? По этому поводу имеется занимательная легенда. Ехал как-то по Забайкалью знаменитый путешественник Ерофей Хабаров. Ехал не один, конечно, — с обозом и местными проводниками. И тут неожиданно дорогу ему пересекла сибирская косуля. А за ней бежал какой-то местный абориген. Видимо, в надежде подстрелить.
Тогда Ерофей Павлович cпросил проводника:
И тот ему ответил:
Естественно, имея в виду косулю, а не аборигена. И якобы Хабаров сделал вывод, что так нужно называть местных жителей, забайкальцев.
Кстати, в настоящее время гуранами называют именно забайкальцев в общем смысле этого слова. То есть забайкальцем-гураном может быть кто угодно: хоть бурят, хоть русский, хоть эвенк-тунгус. Именно поэтому кавээнщики так назвали свою команду. Ведь в ней принимают участие ребята разных национальностей. Но при этом все они — забайкальцы.
Конечно, это слово не является оскорбительным сегодня. Иначе, зачем бы так называть свою команду, которую показывали по Первому каналу?
Что касается внешности метисов-гуранов.
Как и в случае с сахалярами из Якутии и с балдырами из Калмыкии, дети от браков бурятов с русскими получают весьма привлекательными. Смешение европеоидной и монголоидной рас даёт такой результат.
А вот дети от смешанных браков бурятов с эвенками, монголами и маньчжурами, например, мало отличаются внешне от обычных детишек-бурятов. Оно и понятно: эти все эти народы обладают характерными монголоидными признаками.
По поводу того, относить гуранов к отдельному народу или нет, учёные пока спорят. Видимо, с точки зрения этногенеза, этот процесс крупного смешивания народов пока не завершился. То есть рано ещё делать какие-то выводы. В будущем они могут влиться в русский этнос и раствориться в нём. А могут и в бурятский. Но возможен и третий вариант — в отдельный этнос.
Кстати, раньше у потомков от смешанных браков бурятов с русскими был отдельный термин — карымы . Это слово можно перевести с монгольских языков, как «чужой». В отличие от гуранов, оно употреблялось по отношению к детям, у которых один родитель бурят, а другой — русский. Только так.
Но постепенно слово «карым» исчезло из употребления. Видимо, потому что есть более общее слово — «гураны». Которое подходит ко всем местным метисам.
В начале 21 века при проведении переписи населения в Забайкалье людям задавали вопрос:
– К какой национальности вы себя относите?
И только пара человек назвали себя карымами. Но их почему-то внесли в список к русским. Видимо, по менталитету и жизненному укладу они ближе к русским, поэтому сейчас полностью слились с ними.
Источники:
https://russian7.ru/post/vsya-pravda-o-buryatakh-kotoruyu-dolzhen-zn/
https://asiarussia.ru/news/14288/
https://zen.yandex.ru/media/id/5bfe636805d8bd00aa6a4f7a/5cc7c85ac76e7d00b1fe1bdd