3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Поколение отцов в комедии грибоедова горе от ума. Поколение «отцов» в комедии А.С

Сочинение Поколение отцов в комедии Грибоедова Горе от ума

Работа добавлена на сайт bukvasha.ru: 2015-10-29

Узнай цену своей работы

Поколение отцов в комедии Грибоедова Горе от ума

В 1824 году Грибоедов создал бессмертную комедию «Горе от ума», которая является отражением острой политической борьбы, происходившей в 20-е годы XIX века между реакционерами-крепостниками и пока еще малочисленным, но уже появившимся прогрессивным дворянством, из среды которого впоследствии вышли герои Сенатской площади — декабристы.

Реакционеры стремились во всем сохранить самодержавно-крепостнический строй и закоснелый барский быт, видя в этом основу своего благополучия. Прогрессивные же дворяне боролись с «веком минувшим» и противопоставляли ему «век нынешний». Столкновение «века минувшего» и «века нынешнего» составляет главную тему комедии.

«Век нынешний», по мнению Грибоедова, явился порождением революционных настроений в дворянских кругах. Из прогрессивных дворян вышли декабристы, первыми попытавшиеся осуществить свои революционные идеи. В произведении автор раскрыл типические образы московского барства, а также нарисовал картину жизни, впитавшей в себя все недостатки самодержавия и крепостнического строя в России.

Московское барство разнообразно по составу: тут графы и князья, высшие и средние чиновники, военные, помещики, пустые болтуны типа Репетилова, «лгунишки, картежники и воры», подобные Загорецкому, сплетники и пустые «прожигатели жизни». Перед нами толпа праздных, пустых, бездушных и пошлых людей:

В любви предателей, в вражде неутомимых,

Нескладных умников, лукавых простаков,

Старух зловещих, стариков,

Дряхлеющих над выдумками, вздором.

Эти люди — жестокие крепостники, беспощадные истязатели. Сановник Фамусов за малейшую провинность грозит страшными карами своим слугам. «В работу вас, на поселенье вас!» — кричит он. Московский барин готов упечь неугодных ему крепостных на военное поселение. Чацкий с возмущением говорит о помещике, который:

На крепостной балет согнал на многих фурах

От матерей, отцов отторженных детей,

Заставил всю Москву дивиться их красе,

Амуры и Зефиры все

Помещики не считают своих крепостных людьми. Старуха Хлестова, например, свою служанку ставит наравне с собакой:

От скуки я взяла с собой

Арапку-девку да собачку.

Крепостническая идеология определяет все взаимоотношения представителей фамусовской Москвы, даже жениха они ищут по количеству крепостных:

Будь плохонький, да если наберется

Душ тысячки две родовых,

Крепостное право было для фамусовского общества нормальным явлением, вполне соответствовало интересам дворянства, являлось источником богатства и наживы. Представители московского барства думают только о чинах, богатстве и высоких связях. К службе они относятся формально, бюрократически, как к источнику обогащения и продвижения. «Мне только бы досталось в генералы», — говорит полковник Скалозуб, аракчеевский служака, человек ограниченный и грубый. Цель его службы в армии сводится к получению чинов, орденов и медалей любыми способами:

Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы.

И Фамусов не скрывает своего отношения к службе:

А у меня, что дело, что не дело.

Обычай мой такой:

Подписано, так с плеч долой.

Как барин, на всякий труд он смотрит пренебрежительно, на службу он принимает только родных.

При мне служащие чужие очень редки;

Все больше сестрины, свояченицы детки;

Один Молчалин мне не свой

И то затем, что деловой.

Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,

Ну как не порадеть родному человечку!

Фамусов служит не делу, а лицам, так как служба для людей его круга — источник чинов, наград и доходов. Верный же путь к достижению этих благ — низкопоклонство перед вышестоящим.

Недаром идеалом Фамусова является Максим Петрович, который, выслуживаясь, «сгибался вперегиб», «отважно жертвовал затылком», зато был обласкан при дворе, «пред всеми знал почет». У Молчалина нет даже собственного мнения:

В мои лета не должно сметь

Свое суждение иметь.

Однако он всюду поспевает:

Там Моську вовремя погладит;

Тут впору карточку вотрет.

И ему обеспечена карьера:

… дойдет до степеней известных,

Ведь нынче любят бессловесных.

И эти люди управляли государством. Чацкий с возмущением говорит о них:

Читать еще:  Как рассчитать годовую ставку по кредиту. Расчет годовых процентов

Где? Укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Не эти ли, грабительством богаты?

Особую ненависть у людей фамусовского круга вызывает просвещение, наука, движение к прогрессу. Фамусов дает дочери воспитание, при котором заранее исключается возможность истинного просвещения:

Чтоб наших дочерей учить всему —

И танцам! и пеньeю! и нежностям! и вздохам!

И сам Фамусов не отличается образованностью и в чтении не видит проку. Причины вольнодумия он объясняет так:

Ученье — вот чума, ученость — вот причина,

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

И его окончательное слово о просвещении и образовании в России — «забрать все книги бы, да сжечь». Следовательно, в просвещении московский барин Фамусов видит опасность, угрожающую всему государственному строю России того периода.

Полковник Скалозуб, олицетворение солдафонской тупости и невежества, который «слова умного не выговорил сроду», как и Фамусов, враг просвещения и всего передового. Гостей Фамусова он спешит обрадовать тем, что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий. «Там будут лишь учить по-нашему: раз, два. А книги сохранят так, для больших оказий». Эта ненависть ко всему передовому вполне понятна, дворянское общество боялось потерять свои привилегии.

Фамусовское общество чуждо национальной культуре, русским обычаям, преклонение перед иностранным стало модой, доходит до смешного, Чацкий говорит, что общество все «отдало в обмен»:

И нравы, и язык, и старину святую,

И величавую одежду на другую

По шутовскому образцу.

Чацкий отмечает, что среди дворянства «господствует смешенье языков: французского с нижегородским».

Именитые москвичи оказывают радостную встречу любому иностранцу.

По словам французика из Бордо, он

Приехал и нашел, что ласкам нет конца,

Ни звука русского, ни русского лица

Основное в этом обществе — «балы, обеды, карты, сплетни». Вчера был бал, а завтра будет два.

Фамусов проводит время в праздности, безделье, пустых развлечениях, разговорах, на званых обедах. Знакомая Фамусова — Татьяна Юрьевна дает балы, от рождества и до поста, и летом — праздники на даче. Не обходится это общество и без сплетников, ведь сплетничество — одна из главных его черт. Здесь знают подноготную каждого дворянина и скажут, кто богат, кто беден и сколько крепостных душ у Чацкого:

«Четыреста» — «Нет! триста».

И Хлестова обиженно добавляет:

«Уж чужих имений мне не знать!»

Среди московских тузов находит свое место «отъявленный мошенник, плут Антон Антоныч Загорецкий», которого принимают лишь потому, что «мастер услужить». Для фамусовского общества характерен Репетилов, в котором подчеркнуто пустое фразерство, показное свободомыслие.

Таким образом, в каждом из героев и внесценических персонажей автор сумел найти определенный тип представителя московского барства, а название каждого типа скрыто в фамилии героя, его представляющего.

Итак, представителей фамусовского общества характеризуют отсутствие высоконравственных чувств, преобладание эгоистических интересов, идеал праздной жизни, взгляд на службу как на средство достижения личных выгод, нравственная неразборчивость в людях, угодливость перед «высшими» людьми и деспотическое отношение к «низшим» — крестьянам, слугам, низкий уровень образованности, увлечение французской культурой, страх перед подлинным просвещением.

Грибоедов очень метко определил идеалы этого общества. Они просты: «и награжденья брать, и весело пожить». Фамусовское общество — это лицо всей дворянской России тех лет. Как передовой человек своего времени, Грибоедов не просто высмеивает это общество, а беспощадно осуждает крепостническую систему и призывает к уничтожению ее — в этом революционное значение комедии. Именно так понимали ее декабристы и все передовые люди русского общества.

«Ум и дела твои бессмертны в памяти русской. «

Школьное сочинение

Родился Грибоедов в 1795 году в родовитой дворянской семье. Получил блестящее образование: прошел курс словесного и юридического факультетов Московского университета, учился и на естественно-математическом, закончить который ему помешала война 1812 года. Грибоедов владел основными европейскими языками, знал древние языки, позднее изучил восточные, интересовался наукой. Он был талантливым музыкантом, но сохранилось всего лишь два его чудесных вальса, которые и сейчас часто исполняются на концертах. Пушкин считал Грибоедова одним из самых умных людей в России.

Обучение в университете, в кругу передовой студенческой молодежи, воспитало и развило в писателе пламенную любовь к Родине и страстное желание служить ей. В дни Отечественной войны 1812 года Грибоедов вступил добровольцем в гусарский полк. В 1815 году писатель перевел пьесу французского драматурга Лес-сера «Семейная тайна», которую сразу поставил Малый театр. Грибоедов писал полемические статьи, в том числе и о театре. После окончания военной службы он занялся литературной работой, в 1817 году поступил на дипломатическую службу в Коллегию иностранных дел, а затем уехал в качестве секретаря посольства в Персию (Иран). В Персии, а потом в Грузии Грибоедов работал над комедией «Горе от ума», которую закончил в Петербурге в 1824 году.

Читать еще:  Кто такой михайловский. Алексей Михайловский (Генеральный директор)

В 1826 году Грибоедова, возвращавшегося с Кавказа, арестовали по подозрению в связях с декабристами. Вскоре его отпустили за недоказанностью вины, но царская полиция продолжала за ним следить. В 1828 году Грибоедову поручили заключить мирный договор с Персией. Талантливый дипломат блестяще справился с этой важной миссией, за что Николай I назначил его полномочным послом в Персию. В условиях борьбы России и Англии за восточные рынки этот пост был очень опасным. Для персидского феодального правительства Грибоедов был врагом, заменявшим «единым лицом двадцатитысячную армию». В 1829 году фанатичная толпа, подстрекаемая муллами и английскими агентами, напала на русское посольство в Тегеране, и Грибоедов был убит. Он защищался до последнего. На могиле Грибоедова в Тифлисе в монастыре святого Давида его молодой женой Ниной Чавчавадзе был поставлен памятник с короткой надписью: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?»

Первые пьесы Грибоедова были написаны по правилам господствовавшей тогда развлекательной комедии, которую сочиняли преимущественно в жанре классицизма. Переводя и переделывая с французского языка пьесы легкого жанра, Грибоедов вынужден был следовать требованиям их стиля. Но в переделках писателя проявилась его способность к живым стихам, стремление к беглому языку, просторечию и афористичности, реалистическим зарисовкам быта. Грибоедов преодолевал шаблоны легкой классицистской комедии, осваивал лучшие достижения русской и прогрессивной зарубежной сатирической драматургии.

В пьесе А. С. Грибоедова ставятся самые острые вопросы того времени: положение русского народа, проблема крепостного права, взаимоотношения между помещиками и крестьянами, самодержавная власть, безумное расточительство дворян, состояние просвещения, принципы воспитания и образования, независимость и свобода личности, национальная самобытность и многие другие. В пьесе отражена смертельная борьба двух основных лагерей, двух миров московского общества накануне восстания декабристов: консервативного поместного и чиновного барства(«века минувшего») и прогрессивного дворянства («века нынешнего»). Широко представлена знать — Фамусов и его гости — фамусовское общество. У его представителей нет никакого чувства гуманности — это закоренелые враги свободы, душители просвещения, единственное желание которых — «забрать все книги бы да сжечь».

Сатирически изображая поместную и бюрократическую знать, Грибоедов четко видел и положительные общественные силы своей эпохи, возникновение и рост новых, прогрессивных идей. Представители «века минувшего» чувствуют широкое распространение вольномыслия, называют свое время «ужасным веком». Наиболее полно пробуждение национального, общественного самосознания воплощено в образе Чацкого.

Чацкий — деятельная, героическая фигура. Это горячий патриот, бесстрашный воин против крепостнического и деспотического самовластия, мужественный рыцарь правды, беспощадный судья всякой лжи и фальши, всего того, что враждебно новому, что стоит на пути разума. Чацкий продолжает и развивает просветительские идеи XVIII века, клеймит невежество, обличает показную внешность представителей барства и пламенно пропагандирует науку, просвещение и искусство. С понятием «ума» во времена Чацкого связывались идеи вольнодумства, вольномыслия, борьбы за свободу. Грибоедов также понимал роль народа в борьбе консервативного и прогрессивного дворянства: «Умный, бодрый наш народ», — говорил писатель словами Чацкого.

Грибоедов резко критиковал мир насилия, произвола, невежества, подхалимства, лицемерия, где господствуют Фамусовы и молчалины, гибнут лучшие человеческие качества. Драматург клеймил добровольное холопство, молчалинство во всех его проявлениях. Духом борьбы за настоящего человека, его достоинство, русскую национальную культуру проникнуто замечательное произведение Грибоедова.

Грибоедов, создавая оригинальные, ярко индивидуализированные характеры, ставит их в типические обстоятельства, в конкретно-исторические бытовые и общественные условия. Читая эту пьесу, мы видим широкую картину подлинной жизни. По прямоте выражения прогрессивной идейности, по силе социально-политического негодования против крепостничества и самодержавия, по характеру благородного сочувствия закрепощенному народу «Горе от ума», по оценке критиков, самая «антибарственная» комедия первого этапа русского освободительного движения. Грибоедов в свой пьесе объединил лучшие достижения предшествующей драматургии и начал новый этап развития русской и мировой драматургии — драматургии критического реализма. Грибоедов рассчитывал влиять не на Фамусовых, а на широкие круги читателей-современников, и достиг таких результатов, которые трудно переоценить.

Читать еще:  Продолжение пословицы когда два казака заодно. Казачьи пословицы

Сочинение: Проблема «отцов и детей» в комедии Грибоедова Горе от Ума

«Отношения между родителями и детьми столь же трудны и драматичны, как отношения между любящими…» (А. Моруа)

Проблема взаимоотношений «отцов» и «детей» неизбежно встает перед каждым из нас в определенный период жизни. И зачастую здесь возникают конфликты, непонимание, обиды и ссоры. Как заметил А. Моруа, «отношения между родителями и детьми столь же трудны и драматичны, как отношения между любящими…».

Проблема «отцов и детей» обозначается в русской литературе уже в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Причем конфликт поколений интерпретируется автором и как конфликт «века нынешнего» и «века минувшего», и как извечное противостояние близких людей.

Мотив этот задает Чацкий, возвратившись в дом Фамусова, который был для него родным. Выражая передовые взгляды своего времени, он обрушивается на «век отцов» со всем пылом своего темперамента, максимализмом молодости. Речи его пафосны, порой язвительны и саркастичны:

Где? Укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Критикуя «век минувший», этот герой не слишком церемонится с людьми, воплотившими старую эпоху. Так, Фамусов, человек, заменивший ему отца, становится едва ли не главным врагом Чацкого, основным его идейным противником. И это поистине парадоксально: думается, именно этим обусловлена особая острота конфликта героев. Чацкий чувствует себя совершенно свободно в доме Фамусова (он вырос в этом доме), и ощущая, безусловно, это родство, герой ведет себя так, как можно позволить вести себя только с близкими людьми — вдвойне, втройне язвительно, порой бестактно. Так, пытаясь прояснить намерения Чацкого, Фамусов задает ему вполне естественный для отца взрослой дочери вопрос: «Обрыскал свет; не хочешь ли жениться?». Характерен ответ Чацкого: «А вам на что?» Далее следует остроумное замечание Фамусова:

Меня не худо бы спроситься,

Ведь я ей несколько сродни,

По крайней мере искони Отцом недаром называли.

Это чувство отцовства распространяется у Фамусова не только на Софью, но и, пожалуй, на Чацкого. Именно поэтому Павел Афанасьевич так снисходителен и терпелив в отношениях с ним в начале комедии. Отсюда же — наставления Чацкому:

Вот то-то, все вы гордецы!

Спросили бы, как делали отцы?

Точно так же Фамусов ведет себя и с собственной дочерью. Он пытается устроить ее судьбу, исходя из собственных представлений о счастье, комфорте, благополучии. По мысли Фамусова, это — хорошая, выгодная партия, к примеру, брак с полковником Скалозубом. «Как все московские, ваш батюшка таков; Желал бы зятя он с звездами да с чинами…» — замечает Лиза. Однако Чацкий и Софья критически оценивают жизненную философию Фамусова. Первый замечает, что «начал свет глупеть», вторая же своенравна и самостоятельна, она имеет свои собственные (во многом книжные, романтические) представления о счастье. Конфликт «отцов и детей» достигает своего апогея в двух сценах комедии — в сцене бала и в сцене ночного свидания Софьи. Фамусов возмущен и поведением Чацкого, его вольнодумством, и поведением собственной дочери, нарушившей светские приличия. Исходом этого конфликта становится полный разрыв Чацкого с московским миром («Вон из Москвы! сюда я больше не ездок») и вынужденная изоляция Софьи («В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов»).

Таким образом, все герои терпят фиаско в сфере любви и семьи. Чацкий, герой, выражающий авторские взгляды и прогрессивные идеи, оказывается совершенно беспомощным в этой области. Открещиваясь от «отцов», он, по сути, отрицает и «детей»: «Чтоб иметь детей, кому ума недоставало?».

Как отмечали исследователи, «Чацкий весь сосредоточился на своем Я и в простоватой злобе отвергает все, что было до и будет после него. Между тем в самом Чацком много родовых черт отцов-фамусовых, а его характер словно в пику претензиям на новаторство воспринимают именно в отражении предков: “По матери пошел, по Анне Алексеевне, покойница с ума сходила восемь раз”». Герой внутренне боится брака, он везде говорит о своей любви к Софье, но нигде — о желании иметь семью.

Таким образом, Грибоедов представляет нам неизбежный конфликт поколений. «Дети» в его комедии своенравны, видя в жизни «отцов» «подлейшие черты» и полностью отрицая «век минувший». «Отцы» же не понимают (и не пытаются понять собственных детей. Будучи не в силах выйти из привычного круга своих представлений о жизни, они озабочены лишь следованием собственной морали, определяющейся общественным мнением.

Источники:

http://bukvasha.ru/op/251431
http://www.ukrlib.com.ua/sochin-rus/printout.php?id=53&bookid=216
http://sochineniye.ru/sochinenie-problema-ottsov-i-detej-v-komedii-griboedova-gore-ot-uma/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector
×
×