Положительный идеал человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль
17. Как в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» отображен идеал и антиидеал человека? (ЕГЭ по литературе)
«Старуха Изергиль» – одно из ранних произведений М. Горького. В его строках отражены авторские воспоминания о Бессарабии, повествование обрамляют красивые природные образы. Рассказ имеет необычную трёхступенчатую композицию, состоящую из двух легенд – о Ларре и о Данко, между которыми расположен рассказ о жизни Изергиль. Каждая часть раскрывает в себе диаметрально противоположные жизненные позиции, в образах героев мы видим воплощение идеала и антиидеала человека.
Ларра – сын женщины и орла: «глаза его были холодны и горды, как у царя птиц». Он горд, уверен в собственном превосходстве над всеми людьми. Ларра жестоко убивает девушку, отказавшую ему, не считая этот поступок ужасным. Этот герой хотел брать все, ничего не отдавая взамен. В его образе автор воплощает яркий пример антиидеала человека, эгоизм которого приводят к тому, что он навсегда остается отверженным. Наказанием для Ларры за его великую гордость становится вечное одиночество.
Данко – антипод Ларры, альтруист, красивый и смелый юноша. Всю свою жизнь он посвящает помощи окружающим, он даже жертвует собой, ради того, чтобы спасти других, вырывая из груди свое сердце: «весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям».
Обреченный на бессмертие и одиночество, Ларра страдает, а Данко же, умирая, испытывает радость: «кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и — умер». Он счастлив тем, что совершил добрый поступок. В нем воплощен идеал человека, высшая ценность которого – благополучие окружающих его людей.
Старуха Изергиль – героиня, которая в своих жизненных ценностях находится между эгоистом Ларрой и альтруистом Данко. Больше всего она любит жить и петь. Для описания старухи в ее монологе автор использует очень выразительное сравнение: «Я, как солнечный луч, живая была». Изергиль умеет по-настоящему любить, но больше всего все же ценит свободу.
Ее философия заключается в том, чтобы жить ради самой жизни, любить каждую минуту, несмотря на выпадшее на долю трудности.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что идеал и антиидеал человека в рассказе «Старуха Изергиль» М. Горький раскрывает в образах альтруистичного Данко и эгоистичного Ларры. Однако произведение все же названо именем старухи, возможно, главная идея автора была в том, что невозможно быть абсолютно плохим или же абсолютно хорошим, намного важнее любить жизнь, только тогда человек может быть счастлив.
Романтический идеал Горького – Старуха Изергиль
Каков положительный идеал Горького-романтика и что писатель противопоставляет этому идеалу? (По рассказу А.М. Горького «Старуха Изергиль»)
Для раннего А.М. Горького характерно обращение к романтизму. Романтическим произведением, например, является рассказ писателя «Старуха Изергиль». Характеры в нем выписаны контрастными, «черно-белыми» красками, в русле романтической традиции. Однако, в отличие от настоящих романтиков, писатель поэтизирует не зло, а добро. Поэтому отрицательные герои получают у Горького однозначную оценку, осуждение, что было в свое время свойственно классицизму.
Рассказ А.М. Горького «Старуха Изергиль» построен своеобразно: при внутреннем единстве идеи он состоит из трех как бы самостоятельных частей. Первая часть — легенда о Ларре, вторая — рассказ Изергиль о своей молодости, третья — легенда о Данко. При этом первая и третья части контрастно противопоставлены друг другу.
Ларра — это воплощение крайнего индивидуализма. Сын женщины и орла, он отличается гордостью, высокомерием, презрением к людям. Он «ловок, хищен, силен, жесток». Черты характера героя подчеркнуты в его внешнем облике: «глаза его были холодны и горды, как у царя птиц». Ларра убивает девушку за то, что она оттолкнула его. Индивидуалиста Ларру решили наказать вечным одиночеством. И вначале юноша громко смеялся над людьми, которые бросили его, смеялся, оставаясь один. И только позднее он понял, на какую страшную муку обречен:«…он стал уже как тень и таким будет вечно! Он не понимает ни речи людей, ни их поступков — ничего. И все ищет, ходит, ходит… И нет ему места среди людей…». Одиночество оказалось для него невыносимым: он стал искать спасения в смерти, но и смерть не приходила к нему. «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему… Вот как был поражен человек за гордость!».
Создавая образ Ларры, автор использует эпитеты («красивый и сильный»), сравнения («вольный, как птица»), метафору («В глазах его было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира»).
Подлинный герой, по мысли автора, не агрессивный индивидуалист. Жизнь становится непрерывной мукой, если человек оторван от людей, от мира, от общества, — такова идея легенды о Ларре. В образе этого героя Горький развенчал себялюбие, эгоизм и индивидуализм. По мысли писателя, жизнь человека вне человеческого общества пуста и бессмысленна. Истинный же героизм состоит в готовности человека совершить подвиг во имя высокой цели.
Таким героем у писателя является Данко, человек, ведущий свой народ на свободу. На пути людей возникали трудности, неодолимые, казалось бы, препятствия: густой лес, темнота и холод, грозный шум молний. И когда люди упали духом и хотели уже повернуть обратно, герой вынул свое сердце и поднял его над головой. «Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали, как камни.
— Идем! — крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям».
Автор здесь использует эпитеты («великой любви», «дрожащая тьма»), сравнения («пылало так ярко, как солнце»), олицетворение и метафору («лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям»).
В этом рассказе у Горького очень важна символика света и тьмы. Она имеет романтическое происхождение, но у писателя положительный герой ассоциируется со светом. Ларра же появляется в ночи, старуха Изергиль видит его тень, отрицательный герой у Горького ассоциируется с тьмой. И эта тема — движение «от тьмы к свету» — была одной из ключевых для литературной эпохи рубежа веков.
Легенда о Ларре, рассказ Изергиль и легенда о Данко на первый взгляд кажутся самостоятельными, существующими независимо друг от друга. На самом деле это не так. В каждой из этих частей рассказа автор ставит один и тот же вопрос: в чем заключается человеческое счастье? Для первого героя, Ларры, счастье — в индивидуализме, в утверждении собственной воли, в гордом одиночестве. Это, по мысли автора, глубокое заблуждение, недостойный человека идеал. Старуха Изергиль прожила яркую, насыщенную, полную приключений жизнь. Она была полна сил, жизнерадостна, энергична, открыта, любила помогать людям. Но в жизни ее не было настоящего смысла, высокой, одухотворенной цели. И лишь Данко символизирует у Горького высшее проявление красоты человеческого духа. Этот герой воплощает историческое и метафизическое дерзновение (революцию). Таким образом, композиция рассказа раскрывает его идею.
«Положительный идеал человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»»
Главная заслуга М. Горького заключается в том, что он ввёл в литературу героев смелых, свободолюбивых, готовых к подвигам во имя великой идеи. Это было новым для литературы конца ХIХ века. Образы Горького были написаны живо, яркими красками, что способствовало выделению какой-либо отдельной, самой главной черты в герое.
Рассказ «Старуха Изергиль» относится к ранним романтическим произведениям Горького. Главный мотив произведения — это жажда подвига во имя счастья людей. В этом писатель видит положительный идеал человека, поэтому главными героями в рассказе являются люди полусказочные.
Рассказ состоит из трех частей: легенды о Ларре, легенды о Данко и повествования о жизни самой рассказчицы, Изергиль. Получается как бы «рассказ в рассказе».
Ларра, герой первой легенды-притчи, — сын женщины и орла. Он одержим гордыней, высокомерием по отношению к людям, с которыми он живет. Крайнюю степень эгоизма проявляет герой, когда убивает девушку только за то, что она не захотела идти с ним. Он, считающий себя самым выдающимся на земле, увидел в этом оскорбление своей чести.
Убивает юноша не из-за любви, а из-за эгоизма. Он видит в девушке только вещь, которая должна принадлежать ему, потому что ему так хочется. На вопрос жителей, почему он убил девушку, Ларра отвечает: «Я убил ее потому, мне кажется, что меня оттолкнула она… А мне было нужно её… Разве вы пользуетесь только своим? Я вижу, что каждый человек имеет только речь, руки и ноги… а владеет он животными, женщинами, землей… и многим еще».
Собрались тогда люди, чтобы придумать казнь гордецу, достойную его поступка. Самый мудрый сказал: «Пустите его, пусть он будет свободен. Вот его наказание!» Сначала Ларра (его имя означает «отверженный») громко смеялся, как ему казалось, над глупостью людей.
Многие годы герой ходил одиноким, смерть была не властна над ним, даже тогда, когда он сам захотел её: «…он стал уже как тень и таким будет вечно! Он не понимает ни речи людей, ни их поступков — ничего. И всё ищет, ходит, ходит… Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей… Вот как был поражен молодой человек за гордость!»
Ларра отказывается от предоставленной ему свободы, пытается погибнуть, лишь бы освободиться от ненавистной воли. Жизнь становится для него каторгой.
В этой легенде автор хочет сказать, что человек должен быть свободным. Но свобода в одиночестве не есть свобода. Свобода как величайшее благо имеет ценность только тогда, когда она связана с обществом.
Герой второй легенды — юноша Данко. Ради свободы своего племени идет на величайшую жертву, испытывая при этом счастье. Если от Ларры тень осталась блуждать на земле, то о подвиге Данко напоминают потомкам красивые голубые искры.
От болотного смрада стали погибать люди племени, в котором жил Данко. Жутко и безысходно становилось вокруг. Измученные люди хотели уже идти на поклон к врагу, пожертвовав своей волей. И только один, молодой красавец по имени Данко, не захотел терять свою волю, и решился вывести соплеменников из темного леса. Его не смутили предстоящие трудности.
Но когда во время пути стало очень сложно и страшно, соплеменники набросились на Данко с обвинениями: не надо было ему, молодому и неопытному, браться за такое трудное дело. Разъяренные, стояли они вокруг него, нельзя было от них ожидать пощады.
Юноше не страшна была собственная смерть — соплеменники показались ему жалкими и беспомощными, а он любил людей. Данко разорвал руками себе грудь и вырвал из неё свое сердце. Оно пылало, как солнце, и весь лес замолчал, освещенный «этим факелом любви к людям»:
«- Идем! — крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа свое сердце и освещая им путь людям».
Горящее сердце юноши спасло людей от неминуемой гибели. Много воды утекло с тех пор, а подвиг смельчака Данко остался жить в народе. И всё потому, что он «любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет где это можно. В жизни… всегда есть место подвигам».
Главную задачу Горький видел в показе потенциальных возможностей Человека, в бескорыстной любви к окружающим, в способности пожертвовать собой, когда это необходимо. В своем рассказе «Старуха Изергиль» писатель выразил все это в форме легенд о Ларре и Данко.
Источники:
https://www.kritika24.ru/page.php?id=54350
https://sochineniye.ru/romanticheskij-ideal-gorkogo-staruha-izergil/
https://www.allsoch.ru/sochineniya/2013