2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Понятие духовная культура общества. Духовная культура и духовная жизнь человека

Понятие культуры. Культура и духовная жизнь

Чрезвычайно важную роль в жизнедеятельности людей, в существовании и развитии общества играет культура. Каждый человек рождается, воспитывается, формируется, живет и развивается в сфере определенной материальной и духовной культуры.

Культура — специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в ее материальных и духовных продуктах. Иначе говоря, культура — это совокупность всех достижений общества в материальной и духовной жизни. К культуре относятся материальные объекты (вещи), созданные людьми, и духовные ценности, научные знания и житейский опыт, нормы поведения и технологические процессы — все, на чем лежит «печать» деятельности человека, включая его личность (ведь и личность человека — тоже продукт общественной деятельности).

В переводе с латинского термин «культура» означает «возделывание», «обработка».

Как международный термин и общее понятие «культура» используется в большинстве европейских языков с XVIII века. Однако истоки этого термина относятся к латинскому языку, где существовал целый ряд слов с корнем cult-:

— cultio — возделывание, обрабатывание (почвы, какого-либо сырого продукта);

— cultor — воспитатель, наставник, поклонник, почитатель;

— cultus — попечение, забота, образование, воспитание, изучение, поклонение а также — вероисповедание.

Мир культуры чрезвычайно многообразен. В него входят экономическая, политическая, научная, религиозная, эстетическая, нравственная, экологическая и другие виды культуры, отражающие многообразие образа жизни и форм деятельности человека. В этом многообразии видов культуры обычно различают материальную и духовную культуру. В обыденном сознании сложилось мнение, связывающее культуру лишь с духовными ценностями, с произведениями литературы и искусства, с научными идеями и знаниями.

На каком же основании мы производим деление культуры на материальную и духовную?

Во-первых, материальная культура является результатом материального производства, а духовная культура — результатом духовного производства.

Во-вторых, предметы материальной культуры предназначены для удовлетворения прежде всего материальных потребностей человека, то есть потребностей организма, тела человека в пище, одежде, жилище, а предметы духовной культуры — для удовлетворения духовных потребностей, а именно потребностей познавательных, эстетических, нравственных, религиозных и др.

В-третьих, предметы материальной и духовной культуры имеют разное функциональное назначение, они по-разному используются. Токарный станок и живописная картина, например, служат разным целям.

Но материальная и духовная культура имеют не только специфические особенности, которые позволяют отличать их друг от друга, они вместе с тем и связаны друг с другом. Эта связь выражается в том, что предметы материальной культуры заключают в себе элементы духовного начала, а предметы духовной культуры, в свою очередь, всегда облечены в ту или иную материальную форму.

Читать еще:  Современная живопись зимние пейзажи. Зима, что белою лишь кажется…

Вне культуры невозможна жизнь ни человека, ни общества. Но и сама культура также не может ни возникнуть, ни существовать, ни развиваться вне отношения к человеку. Культуру образует мир материальных и духовных ценностей, взятых всегда в их отношении к человеку. Более того, человек — творец, создатель культуры, ее носитель. Но в то же время он и сам формируется и существует под воздействием культуры.

По отношению к культуре, иначе говоря, человек выступает в двух качествах, двух ипостасях. С одной стороны, он усваивает созданную ранее культуру, воспринимает формы мышления, язык, приобщается к существующим в обществе ценностям, традициям, обычаям, нормам поведения, овладевает сложившимися приемами и навыками производственной деятельности и т.д. Степень его приобщения к культуре определяет меру его социального развития, меру человеческого в человеке, меру его развития как личности.

С другой стороны, человек творит культуру. Он приходит к новым идеям и знаниям, воплощает их в практику жизни, созидая новые предметы и явления, постоянно раздвигая тем самым границы мира культуры.

Культура постоянно изменяется, находится в динамике, в развитии. Ее развитие выражается, в частности, в том, что на смену устаревшим материальным и духовным ценностям приходят новые, в большей мере отвечающие потребностям и интересам людей. В процессе развития культуры проявляются две стороны: одна относительно устойчивая, консервативная, а другая — новаторская, творческая.

Обретение людьми новых материальных и духовных ценностей делает их жизнь богаче, насыщеннее, интереснее. Единство традиций и новаций обеспечивает существование и развитие культуры, столь необходимые для повышения культурного уровня масс. Подъем культуры позволяет лучше решать социальные задачи, что, в свою очередь, создает более благоприятные условия для роста культуры человека.

Формы культуры:

а) элитарная, или высокая — создается привилегированной частью общества либо по ее заказу; включает изящное искусство, серьезную музыку; доступна узкой группе разбирающихся в искусстве людей;

б) народная, или национальная — создается не отдельными людьми, а всем народом; включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни и танцы. Ее элементы могут быть индивидуальными (изложение легенды), коллективными (исполнение песни) и массовыми (карнавальные шествия);

в) массовая — культура, продукты которой ориентированы на коммерческий успех и

массовый спрос; удовлетворяет любые требования масс населения.

Типология видов культуры может основываться на сферах своего проявления:

Культура и духовная жизнь общества

Содержание

  1. Культура и духовная жизнь общества
  2. Духовные ценности
  3. Функции культуры
  4. Типы культуры:
  5. Что мы узнали?

Бонус

  • Тест по теме

Культура и духовная жизнь общества

Сейчас уже является общепринятой классификация культуры на материальную и духовную.

Материальная культура – это все, созданные человеком вещи. Сюда входят техника, автомобили, одежда, книги и другие вещи. Духовная культура – это нормы, представление о красоте, религиозные, научные взгляды.

В целом духовная культура выражается в двух составляющих:

  • внутренний мир личности и его деятельность по созданию духовных ценностей;
  • продукты такой деятельности, то есть произведения искусства, научные теории, обычаи, законы.

Также она воплощается в религии, образовании, языке и составляется правилами, законами, ценностями, знаниями, обычаями, нормами морали.

Читать еще:  Стиль певицы LP (Laura Pergolizzi). Звезды Как зовут солистку группы lp

Таким образом, духовная культура, как и материальная, появляется в результате деятельности людей, но создается не руками, а разумом. Объекты данной культуры нельзя увидеть и подержать в руках в чистом виде, так как они существуют лишь в сознании. Но они непременно воплощаются в материальных предметах: знания – в книгах, научные теории – в экспериментальных моделях и так далее.

Духовные ценности

Многообразие духовных ценностей легче представить, если разделить их на группы.

Рассмотрим классификацию духовных ценностей:

  • Мировоззренческие(связанные с понятиями жизни и смерти – время, судьба, прошлое, соотношением человека и природы). Данная группа отражает понимание человеком своего места в мире;
  • Нравственные(Связанные с категориями добра и зла – долг, ответственность, верность, честь, любовь, дружба). Иными словами, они отражают способность человека соотносить свои желания и потребности других людей;
  • Эстетические(Красота, высокие ценности);
  • Религиозные(Любовь, вера, смирение).

Функции культуры

Культура играет особую роль в обществе. Ученые выделяют следующие функции:

  • познавательная;
  • оценочная;
  • регулятивная;
  • информативная;
  • коммуникативная;
  • функция социализации человека.

Типы культуры:

  • народная

Чаще всего автор продуктов данной культуры неизвестен. Это могут быть литературные произведения устного творчества, которые передаются из поколения в поколение, например, сказки, мифы, песни.

Народная культура отражает особенности жизни общества, действующие в нем нормы, характерные ценности.

Произведения создаются отдельной группой населения, как правило, самой образованной для привилегированных слоев. Это такие виды искусства, доступ к которым имеет меньшинство. Это может быть, к примеру, классическая музыка и литература.

Появилась в 20 веке как отражение потребности больших групп населения в досуге. Продукты массовой культуры характеризуются простотой форм, понятностью для большинства людей независимо от возраста, образования и профессии.

Формирование духовной культуры личности в современном обществе происходит под влиянием разных факторов. Особую роль в этом процессе играют средства массовой информации, интернет, телевидение, газеты, которые оказывают сильное влияние на мировоззрение людей, навязывают ценности.

Что мы узнали?

Изучив тему по обществознанию 10 класса, мы выяснили, что культура и духовная жизнь общества – взаимосвязанные понятия. Культура имеет различные проявления в виде материальных и духовных объектов. Духовная культура – это совокупность нематериальных ценностей, созданных разумом.

Духовная жизнь и культура людей

Понятия духовная жизнь и культура, изначально, неразрывно связаны. Творческая, мировоззренческая, правовая культура – все это проявления внутренней жизни человека. Данная сфера жизни включает в себя и вероисповедание, и научные исследования, нравственные традиции, творческую деятельность, философские мысли и прочие проявления. Фактически они разделены на две большие группы:

  • Духовно-теоретическая деятельность. Здесь сконцентрированы все продукты мыслительного процесса. Это идеи, задумки, пожелания, теоретическая информация;
  • Духовно-практическая деятельность. В данном разделе представлена реализация мыслительных образов в физической оболочке. В ходе проведения практической работы человеческий разум подвергается изменениям, происходит переосмысление существующих жизненных устоев.

Отдельным понятием рассматривается нравственный мир личности. Это не только общеизвестные знания и первоначальные потребности, но и эмоции, страхи, переживания, мысли и желания. Для полноценного, развитого существования обществу необходимо усвоить накопленные многими поколениями знания и ценности. Данный процесс и есть познание культурных ценностей.

Читать еще:  Характеристика персонажа цыганок. Cочинение «История Цыганка (по повести М

Изучение культурной составляющей происходит несколькими способами, среди которых можно выделить следующие:

  • Познание обычаев и традиций своего народа, интерес к научным достижениям человечества. Данная информация общеизвестна, ее невозможно исказить или неправильно толковать;
  • Становление личности происходит путем воспитательного процесса при помощи родителей, учителей и друзей. Наше постоянное окружение вносит свои коррективы в формирование взглядов и ценностей подростка.

Виды и признаки

Есть несколько вариантов разновидностей духовного проявления существования личности. Первоначально в это понятие входили вероисповедание в зависимости от места проживания, обычаи и традиции народов, которые предавались из поколения в поколение многие века. Один из видов разделений представляет духовную культуру как нравственную, политическую, религиозную, эстетическую, философскую и прочие.

Внутренний мир личности обладает определенными признаками, отличающими его от других проявлений творческой деятельности человечества:

  1. Культура и духовная жизнь призваны обогащать и развивать, при этом, не требуя ничего взамен. Этот пункт существенно отличает ее от технической деятельности человечества;
  2. Появляется возможность свободно самовыражаться путем творческих навыков;
  3. Невозможно предположить, что данного понятия не существует. Так или иначе, оно относится к области нематериальных субстанций и подчиняется только своим правилам;
  4. Творческое явление жизни чутко реагирует на другие сферы человеческого существования. Ярким примером приводится временное забвение творческой натуры во время всемирных потрясений.

Есть множество различных форм отражения духовной жизни людей. В списке ниже представлены самые яркие из них:

  1. Вероисповедание. Предполагает под собой отстранение от мирского существования и посвящение мыслей возвышенным моральным идеалам;
  2. Творчество. Позволяет реализовать творческие начинания человечества в объектах искусства. Появляется ощущение проживание еще одной, параллельной жизни, которую люди придумывают себе сами;
  3. Мифология. Известна как одна из первых проявленных сфер применения культуры. Объединяет жизнь людей и природы, образуя моральное единение;
  4. Нравственные устои. Регулирование людьми их желаний и слабостей. Помогает сдерживать негативные проявления человеческой сущности;
  5. Научные познания. Они необходимы для осознания норм и законов, которым подчиняется мир;
  6. Философия. Емкая сфера мысленной культуры. В ней сконцентрированы основы взаимоотношения человечества с собой и с природой.

Взаимодействие материальной и духовной культуры

Материальный мир представляет собой осязаемые вещи и предметы, создателем которых является человечество. По сути это результат физической деятельности. Так что же объединяет вещи с нематериальным миром?

В основании любого материального решения лежит идея, которая является продуктом духовного мира. Если не появилась необходимость создания материальных вещей, то и идея бы была бесполезной.

Как правильно развивать свою духовность? Обратимся к сферам ее применения. Они разнообразны по составу. Получая новые знания в сферах духовности, люди обогащают свой внутренний мир, тем самым развивая в себе уровень культурных ценностей.

Работа над собой, проведение самоанализа помогают людям правильно развивать свой внутренний мир. Новая информация, полученная из нескольких источников, поможет преодолеть себя на пути к становлению личности.

Источники:

http://studopedia.ru/8_100767_ponyatie-kulturi-kultura-i-duhovnaya-zhizn.html
http://obrazovaka.ru/obschestvoznanie/kultura-i-duhovnaya-zhizn-obschestva-10-klass.html
http://mystroimmir.ru/moyput/duhovnaya-zhizn.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector
×
×