4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

После родов — сразу в поле? предприятие общественного питания в старину на Руси.

к а б а к

предприятие общественного питания в старину на Руси

• (местное) то же, что: кабачок

• (переносное значение) о беспорядке, безобразии, нечистоте, напоминающих обстановку кабака

• питейное заведение (в России до 1917 г.)

• в России до 1917 г. — ресторан низшего разряда, обычно с гостиницей; заведение для продажи и распития спиртных напитков

• место, связанное с выпивкой, уменьшительное от этого слова связано с закуской

• песня А. Алябьева на стихи Огарева

• питейное заведение, которое часто упоминал С. Есенин

• растение семейства тыквенных, с крупными листьями, желтыми медоносными цветами и очень большими мясистыми плодами; родина К-ка — Средня Азия; по русски — тыква

• русское предприятие общественного питания

• старинная забегаловка, трактир

• украинский шинок по сути

• кружало на Руси

• место работы целовальника

• «ресторан» Древней Руси

• в русский язык это слово пришло из татарского, где означало сосуд из тыквы, удобный в кочевой жизни, затем этим словом стали называть и некое заведение

• какой палиндром обозначает место, куда многим войти легко, а выйти нет?

• за счет каких заведений зарабатывались для царской казны в XVII веке «напойные» деньги?

• у татар сосуд из тыквы для хранения алкогольных напитков

• заведение для кутежей

• заведение для мотов

• ресторанчик до революции

• трактир, где наливают

• чревоугодное заведение для братанов

• разговорное название ресторана

• место, где можно выпить

• столовка для стриженых братков

• пивбар Древней Руси

• погребок с выпивкой

• кружало или шинок

• Питейное заведение в старину, трактир, забегаловка

• Ресторан Древней Руси

• «Ресторан» Древней Руси

• за счет каких заведений зарабатывались для царской казны в XVII веке «напойные» деньги

• какой палиндром обозначает место, куда многим войти легко, а выйти нет

• м. питейный дом, шинок; стар. кружало; шуточн. иван елкин; место продажи водки, иногда также пива и меду. Кабаком называют собственно откупное питейное заведенье. Людей повидать, в кабаках побывать. Озорника ищи в тюрьме, а пьяницу в кабаке. Кабак на охотника: кто хочет, завернет (бредет), а кто не хочет, мимо идет. кабаке родился, в вине крестился. Где кабачок, там мужичок. Где кабак, там и мой дружок! Кабак пропасть, там и пропасть. в кабаке подносят, и домой милости просят. Где хотите, там и бранитесь, а на кабаке помиритесь! Ходи в кабак, вино пей, нищих бей, будешь архерей. Пойдем в церковь! «Вишь, грязно.» «Ну, так в кабак?» «Уж разве как-нибудь под забором пройти?» Пришел к обедне- отпели, пришел к обедне отпели; пришел в кабак точно так! т. е. впору. Сон да баба, кабак да баня одна забава! Табачник к табаку, а пьяница к кабаку. Пьяница в церковь, а говорят: в кабак! Два кабака на селе, а церковь на горе. На хлеб да на подати не станет, а на кабак да на табак станет. Из бани идет чешется, а из кабака не шатается, без толку. Кабачок умалит. суток, графинчики для водок в наливок, на общем поддоне, или такой же дорожный прибор, в ларце. поставчик. Новорос. небольшая, продолговатая тыква, кабака, ниж. тебека. Кабачки мн. новорос. семена подсолнечника? для лакомства. Кабачный, кабацкий, к кабаку прнадлежщ., относящ. Кабачник м. продавец кабачных питей; сиделец, целовальник: кто проводить время в кабаках, -ница ж. продавщица водки или жена кабачника; пьянствующая по кабакам. Кабачничать, шататься по кабакам и пьянствовать. Кабачить, содержать кабак

История развития общественного питания на Руси

Обозревая историю развития общественного питания, можно с уверенностью сказать, что ни одна из существовавших в России торговых подсистем на претерпевала столько коллизий, как данная.

Первым и наиболее широко распространенным типом предприятия общественного питания на Руси стала корчма (трактир).

Исторически первой формой трактира как предприятия общественного питания на Руси была вольная корчма.

Вольная корчма считается родоначальницей исконно русских предприятий общественного питания. Происхождение слова «корчма» трактуется по-разному. Наиболее распространенное мнение, что оно ближе всего подходит к непосредственным задачам корчмы, заключавшимся главным образом, в том, чтобы кормить и поить посещающий ее народ.

Как бы не объяснялось само название, корчма всегда будет считаться исконно славянским утверждением. Обслуживая всю славянскую землю, корчма в зависимости от времени и места ее нахождения, несла не только общественные, но и общегосударственные обязанности. Правда, вначале своего существования и до наступления XII века, когда она повсеместно была еще вольной корчмой, обязанности ее были менее сложны. Вольная корчма подчас служила для народа трибуной, с которой общественные деятели того времени обсуждали различные дела и мероприятия.

Позднее с утратой своей «вольности», корчма стала если не вполне, то почти государственным учреждением. Например, у западных славян она стала играть роль официального правительственного пункта, где пристава объявляли указы правительства, судьи творили суд и разбирали дела между приезжими чужестранцами. В других землях корчма стала фигурировать в виде центрального финансового учреждения, в–третьих – заменять ратушу и гостиный двор.

В древней Руси вольная корчма считалась самым коренным учреждением. Там, где она появилась, было и многолюдство и широкая торговля, и кипучая деятельность.

Киев считается колыбелью корчмы, а Новгород, Псков и Смоленск – главными центрами ее нахождения. Здесь потребностью к общественной жизни била ключом, тогда как в Суздале, Владимире и Москве, где корчма еще отсутствовала, незаметно было и малейшего движения.

Со временем корчма захватила и северо-восточную Русь, сразу подняв там интерес к общественной жизни.

Вольная корчма вполне безбедно существовала на Руси вплоть до начала XII века, когда впервые ее вольности был нанесен удар. В летописях 1150 года, например, содержаться прямые указания на то, что корчма была обложена княжеской пошлиной. С этого момента начинается переходное состояние корчмы. Из вольной она делается княжеской или общественно-городской, затем казенной и тогда уже переходит в наследственную собственность арендаторов. Такая зависимость сильно изменяет первоначальный облик корчмы, и она мало помалу утрачивает сове прежнее общественное значение.

С введением поместного усиленного налога получило распространение тайное корчемничество, которое стало развиваться на Руси с необычайной быстротой и к концу XIV века охватило все княжеские владения.

Резко изменился облик корчмы как предприятия общественного питания, ее задачи сделались иными, нежели ранее. Тайная корчма в погоне за скорой наживой стала спаивать и развращать народ. Служа зачастую сборищем недобрых людей, она помимо ущерба, наносимого правительству, являлась опасной для мирных жителей. Знание корчемника из высокого, почетного постепенно обратилась в низкое, позорное.

Читать еще:  Кто королем рок н ролла. История развития музыкального направления рок-н-ролл

Тайных корчмарей жестко преследовали, налагали на них ужасные кары, отлучали от церкви, но ничто не помогало. В некоторых местах положение становилось критическим и требовало неотложных мер. Первым в открытую и успешную борьбу стайным корчемничеством вступил князь Михаил Александрович Тверской. Он принялся за искоренение «зла» так энергично и умело, что в самый короткий промежуток времени в пределах его княжества, не осталось ни одной тайной корчмы.

Доброму примеру князя Михаила последовали и прочие князья. На тайную корчму началось общее гонение, и она вынуждена была перебраться в более глухие и недоступные преследователю места (подвалы, задворки и т.д.).

К концу XIV века, когда тайное корчемничество значительно уменьшилось, перекочевало в более глухие и отдаленные от торговых центров места, доходность податной корчмы стала значительно увеличиваться. Не взирая на год то году увеличивающиеся подати, притеснения и т.д., владельцы податных корчем непомерно богатели, приобретая за короткий промежуток времени целые состояния.

В первой половине XV века, московский князь Иоанн III уничтожил податную корчму и сделал ее казенной. Такой грандиозный переворот в корчемном деле вызвал массу недоразумений, и, хотя, в конце концов, переход от податной корчмы к казенной состоялся, он недешево обошелся и казне, и народу.

Казенная корчма, желая получить как можно больше дохода, не заботилась уже о сохранении своего первоначального назначения – прежде всего, кормить, а потом уже поить народ, и все внимание обратила исключительно на продажу пития как на самую доходную статью.

В свою очередь, народ, поощряемый к пьянству, перестал считаться и современен и с местом и с количеством потребляемого им вина, не вокруг казенной корчмы началось повальное пьянство.

Правительство, смотревшее сначала сквозь пальцы на систематическое спаивание народа, стало издавать ряд указов, ограничивающих потребление вина, медов и т.д. Однако указы жизни почти не касались, а если и проникали в нее, то весьма медленно. Только грозная грамота о воспрещении торговли какими-либо напитками в будние дни возымела действие и несколько отрезвила спившийся до безобразия народ. Теперь только по праздникам он мог безнаказанно предаваться пьяному разгулу, а в будни за то же самое народ ждало серьезное наказание.

До первой половины XVI века на Руси других питейных заведений, кроме корчмы, не существовало. Но 1545-й год нанес решительный удар этому древнему питейному заведению, и его заменил татарский «кабак».

Начало кабацкому промыслу было положено Иваном Грозным. Взяв Казань и узнав о существовании в нем Ханского кабака, он очень заинтересовался этим новым видом питейного заведения и решил культивировать его в Москве.

Прибыв в столицу, он приказал устроить для стрельцов т.н. «Царев кабак», отличавшийся от Ханского тем, что в нем была воспрещена продажа какой-либо еды. Появление такого кабака было встречено сочувственно и с легкой руки царского стрелецкого Царевы кабаки стали появляться везде и всюду.

Народ и посадские люди, не имея возможности (поскольку существовал запрет) приготовлять у себя алкогольные пития, поневоле устремились к кабаку и понесли в него деньги. Кабак давать громадный доход. Но со временем доход этот еще более увеличился, т.к. запрещение стало распространяться не только на народ, но и на бояр, и на монастыри. С этого момента кабаки сделались единственным местом, где можно было безнаказанно получить алкогольные напитки.

Все кабаки считались казенными учреждениями и управлялись кабацкими головами. Кабацким головам в помощники давались целовальники. Последние были выбираемы населением.

В дальнейшем, когда управление кабаками сделалось весьма сложным и затруднительным, правительство, желая оставить за собой доход и ВТО же время, отстранить от себя надзор, решило сдать все питейные заведения на «откупа». Появились кабацкие головы «на вере». Даже в сравнении с «тайной корчмой» откупной кабак являлся чем то еще более губительным. Тайная корчма исподтишка спивала народ, а откупной кабак действовал открыто. Неслыханное, безграничное пьянство охватило народонаселение. Кабацкий голова пользовался неограниченной властью. Для него ни существовало ни суда, ни расправы. Помимо того, что кабацкий голова развращал народ, приучая его к беспросветному пьянству, он еще был жесток и неумолим в тех случаях, когда открывал тайное харчевничество.

Как только утвердился на Руси кабак, правительство тотчас же сделало так, чтобы доходы, получаемые с этого нового вида питейных заведений, подверглись самому строгому контролю. Царская грамота, разосланная всем кабацким головам, требовала неуклонного исполнения указанных в ней приемов сбора и сдачи денег в казну, грозя нарушителям смертной казнью.

Согласно указу, кабацкие головы должны были собирать питейную прибыль обязательно мелкими деньгами, причем все полученное немедленно помещать в специальный ящик без остатка, чтобы даже малая часть доходов не попала в иные карманы, нежели казенные.

Ящики опечатывались головою и вскрывались или каждую неделю, или помесячно. Изъятые деньги проверялись и вносились в книги «чтоб Государевой казне порухи не было» особо приставленными к этому делу подьячими, избираемые миром.

Однако даже при таких строгостях кабацкие головы обкрадывали казну, не отставали от них и воеводы, которым был поручен надзор за отчетом.

До половины XVII столетия кабацкие сборы высылались в Москву помесячно, но с 1660 года, и в виду того, что отвоз денег слишком тяжело ложился на выборных и целовальников, приказано было деньги высылать два раза в год – в феврале и в августе. Для общей же проверки отчетности выезжали сами кабацкие головы однажды в год – после Семенова дня, причем, перед отъездом своим, обязаны были вручать воеводам точные копии представляемого ими отчета.

Правительство жестко преследовало недобор кабацких платежей и в то же время старалось поощрять тех кабацких голов, которые ухитрялись увеличивать норму питейных доходов. Бывали даже случаи, что наиболее старательных из них награждали поощрительными позолоченными кубками, украшенными гербами и соответствующими надписями.

Изощряясь в средствах вытягивания денег и спаивания народа, кабацкие головы пришли к убеждению, что без кредита ничего поделать нельзя, особенно тогда когда в силу неурожая, или иных каких либо причин, действительно у народа не было ни гроша.

Так в кабацком деле появилось новшество – кредит. Народ сначала долго не мог освоиться с ним, но затем в результате этого нововведения русская голытьба повалила в кабак, торговля пошла вдвое успешнее.

Однако у кредита была и оборотная сторона: тяжко приходилось должникам, когда наступало время расплаты. Неумолимые кабацкие головы, требовали уплаты долга, выжимали мужика по полной, не стесняясь никакими средствами. Неисправных кабацких плательщиков обирали дочиста, буквально последнюю рубаху.

Со времени Ивана Грозного и вплоть до наступления Смутного времени «царевы кабаки» берегли свою монополию в сфере общественного питания на Руси, и всякие попытки к нарушению этой монополии со стороны частных лиц или тайных корчем правительство жестоко преследовало. Так, во время больших празднеств, сопровождавшихся ярмарками, люди, заведовавшие доходами «царева кабака», приказывали производить тщательные обыски у лиц, подозреваемых в тайной продаже пития. Иногда такие обыски являлись поголовными, и тогда «сраму» подвергались люди, совершенно не причастные к питейному делу люди.

Читать еще:  Поздравление учителю пения. Интересное поздравление в прозе вокалисту

С наступлением Смутного времени весь народ устремился к быстрой наживе. В сфере общественного питания рядом с правительственными кабаками стали появляться новые всевозможные виды питейных заведений. Водка сделалась главным предметом торговли по всей Руси. Пьянство дошло до гомерических размеров. Оторванные от земли и вовлеченные в междоусобицы, русские люди часто искали пристанища только у кабака.

Кабаки, шинки, харчевни вырастали в Смутное время повсеместно на Руси. Только в 1613 году, с воцарением Михаила Осодаровича, питейное дело в России стало приводится в порядок. Большого труда стоило правительству возвращение к прежнему строгому порядку.

В конце эпохи Смутного времени и сразу после него возникла масса нового типа заведений, как бы сейчас сказали – общественного питания, в частности – появился трактир. Это заведение складывалось в течение нескольких десятков лет. Первое упоминание о трактире в исторических источниках встречается только после 1827 года, однако сам трактир появился значительно раньше, по мнению некоторых ученых – в 1975 году.

Историческое происхождение слова «трактир» до сих пор не объяснено внятно. Кто-то возводит корень слова «трактир» к корню «тракт» — дорога. Однако более вероятно происхождение названия нового заведения общественного питания от немецкого глагола «Traktieren» со значением «угощать».

Появлению трактира на Руси способствовала реформа 1795 года. В этом году уже окончательно, во всей Российской империи была введена откупная система, но право получения прибылей здесь распространялось не только на питие, но и на съестные припасы. Реформа дала возможность откупщикам разнообразить ряд всевозможного типа питейных заведений.

С момента реформы и с появления на Руси первого трактира можно говорить о возрождении старинных традиций общественного питания, существовавших еще в эпоху вольной русской корчмы, дававшей народу одновременно и «яство и питье».

До 1861 года общего положения о трактирных заведениях в России не существовало. Трактирные заведения разделялись на различные виды в зависимости от рода торговли, которую им предоставлялось производить. К высшему разряду трактирных заведений общ9ественного питания относились гостиницы, рестораны, трактиры и кафе-рестораны, к низшему – харчевни. Были строго определены характер и границы торговли каждого трактирного заведения.

В конце 19 столетия, в 1893 году было учреждено Положение о трактирном промысле. По этому положению трактир признавался открытым заведением, в котором публика могла приобретать себе «кушанья и напитки для потребления на месте», при чем некоторые виды заведений трактирного промысла имели право помимо торговали в общих помещениях, содержать еще особые покои, отдаваемые им в наем.

Заведениями трактирного промысла, не имевшими отдельных покоев для отдачи в наем, были трактиры, рестораны, харчевни, духаны, овощные и фруктовые лавки, ренсковые погреба с подачей кушаний или закусок, пивные лавки с подачей горячей пищи и пр.

В некоторых типах трактирных заведений законами были допущены не запрещенные игры, музыка, пение, хоры и другие развлечения.

Содержать трактирные заведения могли все лица, имеющие право заниматься торговлей и промыслами (прежде для этого требовался особый аттестат, получение которого было крайне затруднительно). В городах разрешения на открытые заведения трактирного промысла предоставляли городские управы.

Каждое помещение, находящиеся в черте города и предназначенное для продажи питья и пищи, обязательно должно быть освидетельствовано полицией. Городские думы по соглашению с полицией издавали обязательные постановления об устройстве разного рода заведений трактирного промысла, чтобы каждое из них не выходило из определенных законом рамок и соответствовало своему назначению как в смысле благоустройства, так и в смысле благополучия посетителей.

Дума также определяла места в городе, в которых трактирные заведения не должны были быть. Все трактирные заведения, находившиеся в городских поселениях, облагались особыми трактирными сборами, идущими в доход поселений.

История формирования индустрии общественного питания на Руси, как показывает обзор, приведенный выше, была сложной и подчас конфликтной.

Почти каждый год — по ребёнку. Как рожали в старину

время чтения: 6 ми н

Как известно, раньше практически каждая семья была многодетной. И это было не трое детей, как сегодня, а 7, 9, 12 и более детей. Кесарево сечение еще не применялось, как и анестезия, и другие «вспомогательные» средства. Женщины «трудились» практически каждый год, рожая по ребенку. И далеко не всегда их труд облегчали. Что уж говорить о декретном отпуске, пособиях, молочной кухне и доступном детском питании.

В старину рождение ребенка, несмотря на кажущуюся простоту, было окружено массой обычаев, примет и обрядов. Многие из них сегодня обрели научное объяснение и вполне применимы.

Место для родов

Многие помнят рассказы о том, что крестьянки рожали прямо в поле, в хлеву или в бане. Гораздо реже встречаются упоминания о родах дома. Это связано с тем, что место родов считалось «нечистым». И дело не только в санитарных условиях, а в том, что женщины при схватках и потугах могли сквернословить. Поэтому самым подходящим местом для родов считалась баня. Перед родами ее деревянные стены и пол начищали добела и пропаривали в определенной последовательности, чтобы роды были легкими.

Поза для родов

Приспособления, кресла для родов придуманы медиками скорее для своего удобства, нежели для комфорта роженицы.

Раньше подобных конструкций не было. Позу для родов советовала повивальная бабка, которая выполняла роль врача и акушерки в одном лице. Говорят, что простые крестьянки чаще рожали стоя, либо на корточках, часто держась руками за лавку или другую опору. Тогда как дамы из высшего общества рожали лежа. У других народностей также встречаются «активные» позы во время родов. В Голландии в приданое невесты входил специальный стул для родов, древние египтянки рожали на корточках на специальном священном камне, в Японии тоже встречались случаи родов сидя, подложив связку соломы, у некоторых народов практиковались совместные роды – на коленях у мужа.

Как облегчить роды

Чтобы облегчить процесс родов, существовало поверье – нужно открыть все, чтобы ребенок легче пришел в этот мир. С этой целью отворяли двери и окна, ящики, печные заслонки, развязывали каждый узел на одежде роженицы, расплетали волосы. Сообщать о родах старались только повитухе, не посвящая в это посторонних людей – опасались «сглаза». Повитуха пробиралась в дом огородами, чтобы не привлечь внимания. Во время родов перед иконами зажигали венчальные свечи.

Иногда, чтобы снять напряжение, роженице давали пожевать собственные волосы. Есть упоминание об этом у М. А. Булгакова в рассказе «Записки юного врача»:

Читать еще:  Технический вопрос. Как Айвазовский писал картины и как их правильно смотреть

Раза три привозили нам рожениц. Лежит и плюется бедная женщина. Весь рот полон щетины. Примета есть такая, будто роды легче пойдут.

Деревенские «бабки» иногда обильно посыпали родовые пути сахаром – чтобы ребенок, почувствовав сладенькое, скорее появился на свет. Там же у Булгакова:

…Приезжаю я к роженице… Ну, понятное дело, исследую, чувствую под пальцами в родовом канале что-то непонятное: то рассыпчатое, то кусочки… Оказывается, сахар-рафинад! …Знахарка научила. Роды, говорит, у ней трудные. Младенчик не хочет выходить на Божий свет. Стало быть, нужно его выманивать. Вот они, значит, его на сладкое и выманивали!

Спать после родов маме не давали, так как считали, что если она заснет, малыша могут подменить черти.

Новорожденный

Перевязывали пуповину обычно материнским волосом, как бы связывая мать с малышом. Затем переставшую пульсировать пуповину обрезали. Повитуха совершала над младенцем праобраз популярной сегодня беби-йоги: разглаживала ручки, ножки, животик, «правила» головку.

Если рождался слабый ребенок, то его отправляли для «пропекания» в печь. Дело в том, что материнская утроба считалась своеобразной печью. И если малыш «не допекся», то его на лопате трижды помещали внутрь остывающей печи, считая, что теперь он будет более сильным и крепким.

Затем малыша обмывали. Это делали в специальной воде, приготовленной по-особенному: с использованием соли, куриного яйца и серебряной монеты.

При этом приговаривали:

Мыла бабушка не для хитрости, не для мудрости, Мыла ради доброго здоровьица, Смывала причище, урочище, призорище (разные виды сглаза). Водушка текуча, Анюшка ростуча, Водушка в землю, Анюшка кверху.

После воду выливали на избу снаружи – на угол, где были иконы. Старались плеснуть повыше, так как считали, что от этого зависит рост малыша.

При необходимости бабка-повитуха сама вправляла «золотник» (на языке знахарей так именуют матку), «ставила на место» внутренние органы. Не исключено, что в том числе и эти манипуляции становились причиной материнской смертности, которая, как известно, была высокой. Современные медики категорически запрещают любой массаж живота в течение двух месяцев после родов.

В различных губерниях существовали традиции по закапыванию плаценты под стеной дома или под деревом, в некоторых закопать ее следовало отцу и на этом месте посадить дерево. Закапывать ее следовало особенным образом, соблюдая вековые традиции.

Совместные роды

Говорят, что партнерские роды – отнюдь не новомодная новинка. В старину, если отец не был на охоте или в дальнем странствии, он тоже принимал участие в процессе деторождения: развязывал пояс, поил водой жену, при сильных болях касался коленом ее спины.

Новорожденного ребенка заворачивали в отцовскую рубаху – чтобы «батя любил», а затем в отцовский тулуп – чтобы был богат. При этом рубаху снимали прямо с отца, чтобы она сохраняла родной запах.

Самого отца угощали кашей с солью и перцем и приговаривали:

Солоно и горько рожать.

Крещение

Раньше на Руси ребенка обычно крестили на девятый день от рождения (нередко и раньше). В этот день он обретал свое имя. Если крестить в этот срок не могли, то ребенка старались ни на минуту не оставлять без присмотра. До момента крещения всех детей звали Богданами. Отсюда и народная поговорка:

Рожден, а не крещен, так Богдашка.

Считалось, что после крещения малыш становится крепче здоровьем. Стоит упомянуть и то, что малыша в купели окунали в прохладную воду, тем самым запуская защитные реакции организма.

Существовали свои «приметы», связанные и с таинством крещения. Например, считалось, что если комочек воска с отрезанной прядью волос поплывет – значит, ребенок будет здоровым, закружится – к счастью, а если утонет – это дурной знак. Об этом упоминает Л. Н. Толстой в романе «Война и мир»:

…Нянюшка сообщила ему, что брошеный в купель вощечок с волосками не потонул, а поплыл по купели.

Хорошим знаком был крик ребенка при опускании в купель.

Чепчик после крещения не снимали целых 12 дней. Крестильную одежду далее не использовали, а оставляли для крещения других детей, чтобы они были дружны между собой.

После родов — сразу в поле?

Конечно, по современным представлениям, на Руси не было отпуска по беременности и родам. Но представление о том, что женщины сразу после родов отправлялись работать в поле, далеко не верно.

В начале 12-го века внучка Владимира Мономаха, Евпраксия, написала трактат о женской гигиене, в котором говорится, что беременная должна остерегаться усталости, а после трудных родин ей важно отдыхать и содержать свое тело в чистоте – мыться в бане каждые три дня. Кормящей матери следует всячески помогать – освобождать от тяжелой работы и давать дополнительное питание.

Отрывок из книги В. Бердинского «Крестьянская цивилизация в России»:

…А после родов роженицы кладутся на пол на ржаную солому, где лежат неделю. Во все это время каждый день, по два раза, согревается баня, куда она ходит в самой изорванной одежде с костылем в руке, чтобы показать, что роды ей дались нелегко — избежать «уроков», отчего можно заболеть. Из бани возвращаясь, нужно опираться на плечо повитухи или мужа.

Цитата из брошюры «Самоврачевание и скотолечение русского старожилого населения Сибири»:

Иные лежат в постели до пяти, даже до девяти „дёнъ“, если есть кому „ходить по-дому“… Шесть недель родившая считается полумертвой… Вот как эти ребята достаются! (. ) По настоящему-то и корову ей нельзя доить шесть недель. Только это исполняют в больших семьях, где есть, кем замениться.

Женщины, находящиеся в суровых жизненных условиях, например во время войн, недавно овдовевшие, были вынуждены практически сразу после родов отправляться «в поле», так как кто-то должен был кормить семью. Мало кто знает о последствиях таких «ранних выходов». Эти женщины затем носили особую перевязь, которая проходила между промежностью и завязывалась на плече. Это приспособление придерживало выпадающие внутренние органы.

Недостаток гигиены, частые эпидемии, отсутствие медицинской помощи очень сильно сказывались на показателях материнской и детской смертности в те времена. При этом надо признать, что в целом уровень здоровья, физической силы и крепости матерей был довольно высоким. Постоянная физическая активность, свежий воздух и натуральные продукты способствовали повышению защитных сил организма. Увы, многие из нас сегодня лишены всего этого, что сказывается в том числе на протекании беременности и родов. 🕐 время чтения: 6 ми н

Если вам понравился пост, дайте мне знать об этом — жмите 👍 , так вы поддержите мой канал 😉

Подписывайтесь на Mandarina Mam , чтобы не пропустить свежие публикации

Следите за обновлениями в моём в БЛОГЕ о материнстве и воспитании и в ИНСТАГРАМ — только личное: жизнь нашей IT-семьи Вступайте в мою группу в ВК — там много полезного и интересного для мам и детей

Источники:

http://scanwordhelper.ru/word/49542/0/221754
http://lektsii.org/12-75450.html
http://zen.yandex.ru/media/id/5a43d8c99d5cb35ba5468ada/5bd181abff5f2d00a94764ee

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector