Повседневный быт и нравы средневековой руси. Быт в киевской руси
Повседневный быт и нравы средневековой Руси
Изучение повседневной жизни наших предков видится логичным организовать в соответствии с основными вехами жизненного цикла человека. Цикл человеческой жизни вечен в том смысле, в каком он предопределён природой. Человек рождается, растёт, женится или выходит замуж, рождает детей и умирает. И вполне естественно, что ему хотелось бы должным образом отмечать основные вехи этого цикла. В наши дни урбанизированной и механизированной цивилизации обряды, имеющие отношение к каждому звену жизненного цикла, сведены до минимума. Не так обстояли дела в древности, особенно в эпоху родовой организации общества, когда основные вехи жизни индивидуума считались частью жизни рода. По словам Г.В. Вернадского, древние славяне, как и другие племена, вехи жизненного цикла отмечали сложными обрядами, отражёнными в фольклоре. Сразу после принятия христианства Церковь присвоила себе организацию некоторых древних обрядов и ввела свои собственные новые ритуалы, как например обряд крещения и празднование именин в честь святого заступника каждого мужчины или женщины Вернадский Г.В. Киевская Русь. Тверь – Москва, 1996. – Глава X. Быт. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gumilevica.kulichki.net/VGV/vgv2.htm.
Исходя из этого, для анализа были выделены несколько сфер повседневной жизни жителя Средневековой Руси и сопутствующих им событий, таких как любовь, свадьба, похороны, питание, празднества и увеселения. Также нам показалось интересным исследовать отношение наших предков к спиртному и женщинам.
Свадьба
Свадебные обычаи в эпоху язычества отмечались у разных племён. У радмичей, вятичей и северян жених должен был похитить невесту. У других племён считалось нормальным платить за неё выкуп роду. Этот обычай, вероятно, развился из выкупа за похищение. В конце концов откровенная плата была заменена подарком невесте со стороны жениха или её родителям (вено). Среди полян существовал обычай, который требовал, чтобы родители или их представители привозили невесту в дом к жениху, а её приданое должно было быть доставлено на следующее утро. Следы всех этих старинных обрядов можно отчётливо разглядеть в русском фольклоре, особенно в свадебных обрядах даже более позднего времени.
После обращения Руси в христианство помолвка и свадьба санкционировалась Церковью. Однако сначала только князь и бояре заботились о церковном благословении. Основная же масса населения, особенно в сельских районах, довольствовались признанием брака соответствующими родами и общинами. Случаи уклонения от свадьбы в церкви простыми людьми были частыми вплоть до XV века Там же..
По византийскому законодательству (Эклога и Прокеирон) в соответствии с обычаями народов юга были установлены самые низкие возрастные требования к будущим супружеским парам. Эклога VIII века позволяет вступать в брак мужчинам в возрасте пятнадцати лет, а женщинам – тринадцати. В Прокеироне IX века эти требования даже ниже: четырнадцать лет для жениха и двенадцать – для невесты. Известно, что Эклога и Прокеирон существовали в славянском переводе и законность обоих руководств признавалась русскими “юристами”. В средневековой Руси даже саамы низкие возрастные требования Прокеирона не всегда соблюдались, особенно в княжеских семьях, где браки, чаще всего, заключались по дипломатическим соображениям. Известен, по крайней мере один, случай, когда княжеский сын женился в возрасте одиннадцати лет, а Всеволод III отдал свою дочь Верхуславу в жёны князю Ростиславу, когда ей было только восемь лет. Когда родители невесты провожали её, “они оба плакали, потому что их возлюбленная дочь была такой юной” Цит. По: Вернадский Г.В. Киевская Русь..
В средневековых нравоучительных источниках встречаются две точки зрения на брак. Дона из них – отношение к браку как к таинству, священнодействию, выражена в Изборнике 1076 г. “Горе блуднику, ибо оскверняет он одежды жениха: из царства брака с позором да изгнан будет” Изборник 1076 // Средневековая Русь в текстах и документах: Хрестоматия/Авт.-сост. А.В. Мартынюк. – Минск: РИВШ, 2005. – С. 24., – наставляет Исихий, пресвитер Иерусалимский.
Иисус, сын Сирахов, пишет: “Выдай дочь замуж – и сделаешь великое дело, но только мужу разумному отдай её” Там же. С.29..
Мы видим, что по мнению этих отцов церкви брак, замужество, называется “царством”, “великим делом”, однако с оговорками. Одежды жениха – священны, но войти в “царство брака” может лишь человек достойный. Брак может стать “великим делом” только если женится “муж разумный”.
Мудрец Менандр, напротив, видит в женитьбе лишь зло: “От женитьбы каждому большая горечь” Мудрость мудрого Менандра // Средневековая Русь в текстах и документах. С. 49., ” Решив жениться, расспроси соседа, уже женатого” Там же., “Не женись, и никогда не будет тебе ничего плохого” Там же. С. 55..
В “Домострое” указывается, что благоразумные родители загодя, с рождения дочери начинали готовиться к тому, чтобы выдать её замуж с хорошим приданым: “Если дочь у кого родиться, благоразумный отец от всякой прибыли откладывает на дочь : или животинку растят ей с приплодом, или из доли ее, что там Бог пошлет, купит полотна и холстов, и куски ткани, и убрусы, и рубашка – и все эти годы ей в особый сундук кладут или в короб и платье, и уборы, и мониста, и утварь церковную, и посуду оловянную и медную и деревянную, добавляя всегда понемножку, каждый год. ” Бедретдинова А. Домострой. – М.: Эксмо, 2007. – С. 16..
По мнению Сильвестра, которому приписывают авторство “Домостроя”, такой подход позволял не “себе в убыток” постепенно собрать хорошее приданое, “и всего, даст Бог, будет полно” Там же.. В случае же смерти девушки было принято поминать “ее приданым, по душе ее сорокоуст, и милостыню раздают” Там же..
В “Домострое” подробно описан сам свадебный обряд или, как тогда называли, “свадебный чин” См.: Там же. С. 46-47..
Свадебной процедуре предшествовал сговор: жених с отцом или старшим братом приезжал к тестю во двор, гостям подносили “лучшие вина в кубках”, потом “после благословения крестом станут и говорить и писать договорные записи и рядную грамоту, уславливаясь, и сколько за договор и чего приданого” Там же. С. 47., после чего, “закрепив всё подписью, все берут по чаше меду, друг друга поздравляют и грамотами меняются”. Таким образом, сговор представлял собой обычную сделку.
Тогда же подносили дары: тесть зятя одаривал “первым благословением
образом, кубком или ковшом, бархатом, камкой, сороком соболей” Там же.. После чего шли на половину матери невесты, где “теща спрашивает отца женихова о здоровье и целуется через платок и с ним и с женихом, да и со всеми так же” Там же..
Княжеский чин сложнее, у простолюдинов обряд был проще. Например, в “Домострое” отмечено, что при княжеском чине “невесты тут не должно быть; у простых же людей в обычае – и невеста тут” Домострой. С. 48.. После чего накрывают на стол, “пируют все с удовольствием, но большого стола – не бывает” Там же..
На другой день мать жениха приезжает смотреть невесту, “тут и ее одаривают камкою и соболями, а она даст невесте перстень” Там же..
Назначался день свадьбы, “расписывали” гостей, жених выбирал им роли: посаженых отца и матери, приглашенных бояр и боярынь, тысяцкого и поезжан, дружки, свахи.
В день самой свадьбы в золоте приезжал дружка с дружиною, за ним везли постель “в санях с передком, а летом – изголовьем к облучку, накрытое одеялом. А в санях две лошади сивые, а около саней боярские слуги в нарядном платье, на облучке же станет постельничий старший в золоте, держит святой образ” Там же. С. 49.. За постелью ехала сваха, наряд ее был предписан обычаем: “желтый летник, красная шубка, а еще в платке и в бобровом оплечье. А будет дело зимой – так в меховой шапке” Там же..
Уже только по одному этому эпизоду понятно, что свадебный обряд был жестко регламентирован традицией, все остальные эпизоды этого обряда (подготовка постели, прибытие жениха, венчание, “почивание” и “познание” и пр) так же строго разыгрывались в соответствии с каноном.
Таким образом, свадьба была важным событием в жизни средневекового человека, и отношение к этому событию, судя по нравоучительным источникам, было неоднозначным. С одной стороны, таинство брака возвеличивали, с другой, – несовершенство человеческих отношений нашло отражение в иронично-негативном отношении к браку (примером тому – высказывания “мудрого Менандра”). По сути, речь идет и о двух видах браков: счастливый и несчастливый брак. Принято считать, что счастливый брак – это брак по любви. В этой связи представляется интересным рассмотреть как отражён вопрос любви в нравоучительных источниках.
Любовь (в современном понимании) как любовь между мужчиной и женщиной; ” основа брака, судя по нравоучительным источникам, в сознании средневековых авторов не существовала. Действительно, браки совершались не по любви, а по воле родителей. Поэтому, в случае удачно сложившихся обстоятельств, например, если попалась “добрая” жена, мудрецы советуют ценить и беречь этот дар, в противном случае – смириться и быть настороже: “Не оставляй жены мудрой и доброй: ее добродетель дороже золота” Изборник 1076 года. С. 28.; “если есть у тебя жена по душе – не гони ее, если же ненавидит тебя – не доверяй ей” Там же. С 29.. Однако слово “любовь” в этих контекстах практически не употребляется (по результатам анализа текстов источников обнаружено только два таких случая). Во время “свадебного чина” тесть наказывает зятю: “Судьбами божьими дочь моя приняла венец с тобою (имярек) и тебе бы жаловать ее и любить в законном браке, как жили отцы и отцы отцов наших” Домострой. С 62.. Обращает на себя внимание употребление сослагательного наклонения (“тебе бы жаловать ее и любить”). В одном из афоризмов Менандра говорится: “Великая связь любви – рождение ребенка” Мудрость мудрого Менандра. С. 61..
В остальных случаях любовь между мужчиной и женщиной трактуется как зло, губительный соблазн. Иисус, сын Сирахов, предостерегает: “На деву не взглядывай, а то соблазнишься ее чарами” Изборник 1076 года. С. 34.. “Плотских и сладострастных дел избегать. ” Там же. С. 37. – советует святой Василий. “Сластолюбивых помыслов лучше гнушаться” Там же. С. 23. – вторит ему Исихий.
В “Повести об Акире Премудром” дается наставление сыну: “. не прельщайся красотою женской и сердцем не возжелай ее: если и все богатства отдашь ей, и тогда не получишь от нее пользы, только больше согрешишь перед Богом” Повесть об Акире Премудром // Средневековая Русь в текстах и документах. С. 43.
Слово “любовь” на страницах нравоучительных источников средневековой Руси в основном употребляется в контекстах любви к богу, евангелиевских цитат, любви к родителям, любви окружающих: “. милостивый Господь праведных любит” Домострой. С. 58.; “Вспоминал я слова Евангелия: “Любите врагов ваших. Там же. С 63., “Крепко люби породивших тебя” Мудрость мудрого Менандра. С. 48.; “Демокрит. Пожелай быть любимым при жизни, а не страшным: ибо кого все боятся, тот сам всех боится” Пчела: Слова и мысли из Евангелия, и из Апостола, и из Святых отцов, и знания светских философ // Средневековая Русь в текстах и документах. С. 71..
При этом признается положительная, облагораживающая роль любви: “Кто сильно любит, тот мало сердится” Мудрость мудрого Менандра. С. 55., – сказал Менандр.
Итак, любовь в нравоучительных источниках трактуется в положительном смысле в контексте любви к ближнему и к Господу. Любовь к женщине, согласно анализируемым источникам, воспринимается сознанием средневекового человека как грех, опасность, соблазн неправедности.
Скорее всего, такая трактовка этого понятия обусловлена жанровым своеобразием источников (наставления, нравоучительная проза).
Быт людей в Киевской Руси
Древняя Русь, 1080 год, на дворе холодная, трескучая зима, но бояться холода не стоит. Ведь мы находимся в русской избе. Изба представляла из себя хорошо построенный, крепкий и теплый дом. В основном он состоял из коридора, основной комнаты с неотъемлемым элементом – печью, сделанной из обожжённой глины (печь использовали не только для обогрева, но и для готовки еды), и неотапливаемой комнаты, используемой для хранения еды. Дом, состоящий из большого количества комнат, назывался хоромами. Рядом с домом всегда строили баню, амбар, загон для домашних животных (хлев), а так же конюшню, если были побогаче.
В современном мире мы не представляем жизнь без светлых и теплых пластиковых стекол в окнах. В Киевской Руси все было иначе. Люди побогаче в окна вставляли слюду, более бедные на окна натягивали воздушный пузырь домашнего животного, который максимум пропускал только свет. Для освещения дома в глиняные горшки наливали животный жир, который достаточно неплохо горел, но эта роскошь была для более богатых людей. В бедных домах для освещения избы использовали тонкую длинную щепку сухого дерева (лучина).
Вся мебель состояла из дерева – это кровать, стол и скамья для сиденья. В более богатых домах, особенно в боярских, мебель украшали красивой резьбой, а стол украшали кружевной скатертью. Кухонная утварь включала в себя различные ножи, сковородки, чайники, котлы, подставки для котлов и иной посуды, позволяющей готовить пищу на открытом огне, таганы.
Одежда
Для того, чтоб выйти на улицу в холодную зиму люди надевали сначала льняные, а побогаче – шелковые одежды, поверх которых надевали шерстяную одежду (или, как ее называли в Древней Руси – свита). В особенно суровую зиму сверху надевали меховые или овчинные шубы. Летняя же одежда состояла у мужчин из льняной рубахи и льняных штанов, а у женщин из льняной рубашки и шерстяной юбки, либо вместо юбки носили платья без рукавов, как фартук. Князья же, по словам русского историка Н.П.Кондакова, летом одевались в кафтаны с облегающими рукавами, заканчивающимися золоченой парчой (ткань из шелка с узором). Поверх кафтана одевалась мантия с широкою каймой, застегиваемая пряжкой. Сапоги были из кожи козы (сафьян). Княгини одевались в легкие платья, со свободными рукавами, перетянутые широким поясом. На голове носили большой платок. Зимой богатые женщины носили соболиные или бобровые шубы.
Еда и Питье
Защита от холода являлась одной из главных задач для жизни, но без еды не один человек не сможет прожить. Основной едой были хлеб и мясо. Мясо было как из домашних животных – говядина, свинина, гуси, куры, утки, голуби, баранина, так и из диких животных и птиц – зайцы, медведи, олени, кабаны, куропатки, рябчики и др. Диких животных естественно добывали охотой. Благодаря охоте люди обеспечивали себя пищей, мехами и шкурами. Мех шел на теплую одежду, а также на оплату вещей или налогов(в те времена вместо денег расплачивались мехом), кожа шла на кожевенные работы. Охотились при помощи стрел и копий, ловили в различные ловушки.
Также употребляли в пищу рыбу и икру рыбы. Рыбы в те времена было множество, она буквально заполняла собой все водоемы. Ловили рыбу на удочку, либо используя различные неводы и сети.
Из животного жира получали масло, также из семян конопли или льна делали растительное масло, а во время походов воины привозили из Византии оливковое масло. Не обходилось и без домашних продуктов: яйца, молоко, овощи. Самыми популярными блюдами были пшенная и овсяная каши.
Какой русский не любить выпить? И раньше без этого не обходилось. Пили хмельной квас, изготовленный из ржаного хлеба, медовуху, которой было несколько сортов. Для приготовления медовухи требовался мед, который получали занимаясь бортничеством. Пчелы держались в дуплах стволов лесных деревьев, которые в основном люди вырубали сами. Так же продукцией бортничества являлся воск.Из зарубежных походов, и в дальнейшем при торговле с Грецией, привозили вина.
Здоровый образ жизни
Как бы нам не казалось, что во времена Киевской Руси люди жили грязными и не соблюдали гигиену, это было не так. Русские люди в те времена ели много здоровой еды и пили чистую, не загрязнённую воду. Гигиена тела была обязательном атрибутом. Каждый день русский человек топил баню. В “Повести временных лет” есть история о легендарном путешествии апостола Андрея в Новгород. “Не поверите”, – говорил он, – “я видел землю словенцев, и пока я был среди них, то наблюдал их деревянные бани. Они топят их до сильной жары, затем раздеваются и, намазав себя квасцами, берут свежие прутья и хлещут ими свое тело. В самом деле, они хлещут себя так неистово, что остаются еле живыми. Затем обливаются холодной водой и так приходят в себя. Они могут делать это каждый день, и, на самом деле, добровольно подвергают себя такой пытке”.
Повседневный быт и нравы средневековой руси. Быт в киевской руси
Большая часть населения Древней Руси проживала в сельской местности. Люди упорно боролись за существование, распахивали новые земли, разводили скот, бортничали, охотились, оборонялись от «лихих людей» (разбойников), а на юге — от кочевников. Нередко пахари выходили в поле вооружённые рогатинами, дубинами, луком и стрелами, чтобы отбиться от степняков.
Наиболее распространёнными на Руси были так называемые большие семьи. Старший из мужчин являлся главой семьи, в которой совместно жили и вели общее хозяйство не отделившиеся от него сыновья со своими жёнами и детьми. Они вместе обрабатывали землю. Глава семьи распоряжался имуществом и судьбой каждого из её членов. Это касалось даже браков детей, которых могли женить или выдать замуж против воли.
Воспитание детей в большинстве семей было трудовым. Лет с семи мальчика брали работать в поле, начинали приучать к какому-нибудь делу и учить грамоте, если была возможность. Девочки присматривали за младшими братьями и сёстрами, помогали матери по хозяйству, учились у неё прясть пряжу, ткать полотно, шить одежду.
В Древней Руси, особенно в крестьянских семьях, люди рано вступали в брак, так как очень ценились трудовые руки. Девочка в 12 лет была уже на выданье. Случались и более ранние браки, хотя христианская церковь их не поощряла.
Долгими зимними вечерами при свете лучин женщины пряли, мужчины делали домашнюю утварь, пили хмельные напитки, мёд, вспоминали минувшие дни, слушали сказителей, рассказывавших былины. Ещё долго сохранялись языческие праздники.
Часть населения Руси проживала в городах. В них селились князья, размещалась княжеская дружина. В городах князья со своими помощниками правили суд, управляли подвластными землями, принимали иностранных послов. На городских площадях собиралось вече.
Постепенно города росли и становились торговыми и ремесленными центрами. Одним из наиболее распространённых видов ремёсел было кузнечное дело. Обработка железа, изготовление из него разных изделий осуществлялись в кузнечных мастерских — кузницах. Крупными ремесленными центрами, производившими изделия из металла, были Киев, Чернигов, Вышгород, Галич, Новгород.
По большим и малым городам Руси шумели торги. Сияла на солнце серебряная, отделанная чеканным узором посуда. Рядом стояли гончарные изделия — кувшины, черпаки, чаши. Радовали глаз украшения из золота, драгоценных камней, бисера и эмали. Сюда же приносили труды своих рук кожевенники и кузнецы, косторезы и плотники. Купцы предлагали песцовые, собольи и куньи меха. Иноземные гости (купцы) — греки, арабы, болгары, евреи, армяне, поляки, чехи, немцы, скандинавы — торговали драгоценными тканями и камнями, оружием, пряностями и винами.
С незапамятных времён из России вывозились мёд, воск, меха. Со временем расширяется вывоз льна, пеньки — сырья для производства верёвок, канатов и пр., выделанных говяжьих кож, а также продуктов морских промыслов Севера (тюленьи, моржовые шкуры, сало, треска, сёмга), лесоматериалов, в частности смолы.
Купцы играли значительную роль не только в городской жизни, но и в политических делах. На вершине общественной лестницы они стояли сразу же за боярами.
В городах сосредоточивалась и религиозная жизнь. Здесь сооружались большие храмы, жили и исполняли христианские службы и обряды митрополит и епископы, стояли крупные монастыри.
Города были центрами культуры. В них организовывались школы, писались иконы, создавались фрески и мозаики.
Быт простых горожан мало отличался от крестьянского. Помимо ремесла и торговли, занимались огородничеством, скотоводством, бортничеством. Глава семьи участвовал в городском вече, отвечал за выполнение разного рода повинностей, а также за нетяжкие преступления членов своей семьи.
В богатых и знатных семьях были свои порядки. Обычно до года дети находились на руках кормилицы, до пяти лет — на попечении нянек. Холопка- кормилица и её сын были самыми близкими слугами в доме. Сын кормилицы воспитывался вместе с юным хозяином и иногда оставался на всю жизнь самым близким ему человеком. Мальчиков в знатных семьях нередко начинали учить грамоте с пяти лет и воспитывали сообразно будущей службе. Согласно обычаю, воспитанием княжича руководил его дядя — брат матери.
Развлечением знати были охота и богатые дружинные пиры. Столы были уставлены дорогой посудой, не только кубки, но и ложки были серебряными. Рекой текли заморские вина и русский мёд — так назывался хмельной напиток, приготовляемый из мёда. Большие чаши, рога с вином ходили по кругу. Слуги разносили огромные блюда с мясом и дичью. Женщины сидели за столом вместе с мужчинами. Гостей на пирах развлекали скоморохи и гусляры.
Любимыми забавами богатых людей была соколиная, ястребиная, псовая охота. Для простого люда устраивались скачки, турниры, различные игрища.
Даже после принятия христианства большинство населения носило славянские имена. Знатные люди, получив при крещении имена христианских святых, продолжали в быту именоваться славянскими — Ярослав, Святослав, Всеволод, Мстислав и т. п. Именами остальной части населения могли служить любые существительные, прилагательные и их сочетания — Добрыня, Сновид, Лют, Волчий Хвост и т. д.
Большое место в жизни людей занимали различные военные дела. Профессиональными воинами были княжеские дружинники. Они передвигались по суше на конях, по рекам и морям в быстрых и лёгких ладьях. Вооружены они были мечами, копьями, саблями. Головы воинов защищали шишаки — изящные остроконечные шлемы. Защитными средствами были щит, броня или кольчуга. Во время рукопашных схваток специальные телохранители оберегали князя, заслоняя его своими щитами и телами от вражеских сабель и стрел.
Во время больших военных походов созывалось народное ополчение. Его члены — вой — вооружались попроще: лук, колчан со стрелами, нож, копьё либо тяжёлый боевой топор, который пробивал насквозь крепкую броню. Сами вой броню не носили,
она была слишком дорогой. Кольчуга тоже была редкостью. Зато щиты имелись в руках у каждого.
Войско выступало в поход по сигналу боевой трубы. Впереди ехал князь, за ним гарцевала дружина, далее шли вой. Следом тянулся обоз, в нём находилось вооружение воинов и съестные припасы. Сражения нередко начинались с поединка богатырей, которых выставляла каждая сторона.
Характерной чертой быта жителей Древнерусского государства стало возникновение существенной разницы между образом жизни верхушки общества и основной массы населения.
Жилища князей и бояр — хоромы — состояли, как правило, из нескольких соединённых между собой переходами строений. В центре находился терем — высокое деревянное здание-башня, где размещалось отапливаемое помещение — изба, а также холодные горницы-повалуши, летние спальни-клети. Рядом с теремом находились летние неотапливаемые помещения. Их соединяли с избой холодные переходы — сени. В богатых хоромах была ещё и гридница — большая парадная горница, где хозяин пировал со своей дружиной.
Недалеко от хором находились жилища господских управителей, поварня, конюшня, кузница. Здесь же располагались кладовые, зерновые ямы, амбары, ледники, погреба, медуши. В них хранились зерно, мясо, мёд, вино, овощи и другие продукты. В небольшом отдалении находилась баня. Все постройки объединялись единым двором. Дворы были окружены каменными или деревянными оградами с могучими воротами.
Зажиточные горожане жили в срубах, нередко двухэтажных. Нижний этаж был хозяйственным, верхний — жилым. Здания состояли из нескольких комнат. В комнатах (покоях) стояли деревянные кровати, скамьи, столы, лари для ценной одежды. По стенам развешивали полки для посуды. Богатые покои часто украшались восточными коврами, дорогими греческими тканями. На полу и скамьях были разбросаны медвежьи или рысьи шкуры. Жилые покои в богатых хоромах и домах освещались свечами.
Ремесленный люд обитал на городских окраинах в слободах, состоящих из рубленых деревянных изб или глинобитных домиков.
Крестьяне жили в небольших домах. На юге, в лесостепной зоне, это были полуземлянки (т. е. жилища, пол которых был ниже уровня почвы) с земляными полами, с покрытой сверху слоем земли крышей, концы которой подчас опускались до самого низа. На севере это были срубные, наземные постройки с деревянными полами. Печи, глинобитные или каменные, по-прежнему топились по-чёрному. Окна были маленькими. Они обтягивались коровьими пузырями или промазанной маслом холстиной. Жилища освещались лучинами — тонкими щепками сухого дерева.
Все жители Руси одевались одинаково. Главными элементами древнерусской мужской одежды были рубаха и порты — неширокие, сужающиеся вниз штаны, доходящие до щиколотки. Мужской костюм простолюдина состоял из холщовой до колен рубахи с разрезанным впереди воротом, шерстяных домотканых портов. Единственным украшением этой незамысловатой одежды был узкий пояс, украшенный фигурными металлическими бляшками. Верхней одеждой были также зипуны — застёгивающиеся встык кафтаны без воротника, с длинными узкими рукавами. Зимой носили простые шубы — кожухи — и островерхие меховые или войлочные шапки. Ноги оборачивали узкими и длинными кусками ткани — онучами, на которые надевали лапти из коры липы.
Люди знатные и богатые носили рубахи из тонкого полотна или шёлка. Порты шились из шёлка и парчи. Верхней одеждой были епанчи — широкие плащи без рукавов, украшенные мехом, золотыми и серебряными пряжками, драгоценными камнями. На ногах красовались кожаные сапоги с загнутыми кверху носами, расшитые золотом и шёлком. С принятием христианства в быт князей в качестве парадной одежды вошёл византийский костюм: тога из плотной, тяжёлой шёлковой или парчовой ткани с крупным рисунком. Княжеским одеянием был также плащ, который накидывали на левое плечо, а на правом застёгивали пряжкой.
У горожанок и крестьянок главной частью костюма была длинная холщовая рубашка. Поверх неё надевалась понёва — домотканая шерстяная юбка, нередко с набивным рисунком, состоящая из трёх или четырёх полотнищ, собранных на шнуре. Иногда поверх рубах надевали кусок холщовой прямоугольной ткани, имевший отверстие для головы. На голове носили обруч из кожи или бересты, обтянутый дорогой тканью. Голову замужней женщины украшал плотно прилегающий чепец.
Костюм знатной женщины отличался богатством тканей — шёлковая рубаха, затканный золотыми нитями и отороченный драгоценным мехом бархатный плащ. Обувь делалась из сафьяна и отличалась роскошным узором, шитым золотом или жемчугом.
Несколько позже появились длинные широкие платья без застёжек впереди. Девушки и молодые женщины предпочитали красные и алые платья. Они опоясывали их лентами немного выше талии. В торжественных случаях женскую голову украшал кокошник. Его делали из твёрдого материала, обтягивали дорогой тканью и украшали жемчугом.
Русские женщины украшали себя золотыми и серебряными цепочками, ожерельями из бисера, серьгами, браслетами и другими ювелирными изделиями из золота и серебра, отделанными эмалью, чернью, жемчугом, бирюзой и рубинами. В деревнях украшения были попроще — из меди, бронзы, недорогих камней.
Таким образом, формирование государства и принятие христианства благотворно сказалось на быте и нравах восточных славян. Характерной чертой древнерусского быта стало возникновение существенной разницы между образом жизни верхушки общества и основной массы населения.
Источники:
https://studbooks.net/541689/istoriya/povsednevnyy_nravy_srednevekovoy_rusi
https://story-ru.ru/interesnoe-iz-istorii/byt-kievskoy-rusi/
https://www.sites.google.com/site/ist6kl/urok-8-byt-i-nravy-drevnej-rusi