10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Повседневный быт и нравы средневековой руси. Быт в киевской руси

Повседневный быт и нравы средневековой Руси

Изучение повседневной жизни наших предков видится логичным организовать в соответствии с основными вехами жизненного цикла человека. Цикл человеческой жизни вечен в том смысле, в каком он предопределён природой. Человек рождается, растёт, женится или выходит замуж, рождает детей и умирает. И вполне естественно, что ему хотелось бы должным образом отмечать основные вехи этого цикла. В наши дни урбанизированной и механизированной цивилизации обряды, имеющие отношение к каждому звену жизненного цикла, сведены до минимума. Не так обстояли дела в древности, особенно в эпоху родовой организации общества, когда основные вехи жизни индивидуума считались частью жизни рода. По словам Г.В. Вернадского, древние славяне, как и другие племена, вехи жизненного цикла отмечали сложными обрядами, отражёнными в фольклоре. Сразу после принятия христианства Церковь присвоила себе организацию некоторых древних обрядов и ввела свои собственные новые ритуалы, как например обряд крещения и празднование именин в честь святого заступника каждого мужчины или женщины Вернадский Г.В. Киевская Русь. Тверь — Москва, 1996. — Глава X. Быт. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://gumilevica.kulichki.net/VGV/vgv2.htm.

Исходя из этого, для анализа были выделены несколько сфер повседневной жизни жителя Средневековой Руси и сопутствующих им событий, таких как любовь, свадьба, похороны, питание, празднества и увеселения. Также нам показалось интересным исследовать отношение наших предков к спиртному и женщинам.

Свадьба

Свадебные обычаи в эпоху язычества отмечались у разных племён. У радмичей, вятичей и северян жених должен был похитить невесту. У других племён считалось нормальным платить за неё выкуп роду. Этот обычай, вероятно, развился из выкупа за похищение. В конце концов откровенная плата была заменена подарком невесте со стороны жениха или её родителям (вено). Среди полян существовал обычай, который требовал, чтобы родители или их представители привозили невесту в дом к жениху, а её приданое должно было быть доставлено на следующее утро. Следы всех этих старинных обрядов можно отчётливо разглядеть в русском фольклоре, особенно в свадебных обрядах даже более позднего времени.

После обращения Руси в христианство помолвка и свадьба санкционировалась Церковью. Однако сначала только князь и бояре заботились о церковном благословении. Основная же масса населения, особенно в сельских районах, довольствовались признанием брака соответствующими родами и общинами. Случаи уклонения от свадьбы в церкви простыми людьми были частыми вплоть до XV века Там же..

По византийскому законодательству (Эклога и Прокеирон) в соответствии с обычаями народов юга были установлены самые низкие возрастные требования к будущим супружеским парам. Эклога VIII века позволяет вступать в брак мужчинам в возрасте пятнадцати лет, а женщинам — тринадцати. В Прокеироне IX века эти требования даже ниже: четырнадцать лет для жениха и двенадцать — для невесты. Известно, что Эклога и Прокеирон существовали в славянском переводе и законность обоих руководств признавалась русскими «юристами». В средневековой Руси даже саамы низкие возрастные требования Прокеирона не всегда соблюдались, особенно в княжеских семьях, где браки, чаще всего, заключались по дипломатическим соображениям. Известен, по крайней мере один, случай, когда княжеский сын женился в возрасте одиннадцати лет, а Всеволод III отдал свою дочь Верхуславу в жёны князю Ростиславу, когда ей было только восемь лет. Когда родители невесты провожали её, «они оба плакали, потому что их возлюбленная дочь была такой юной» Цит. По: Вернадский Г.В. Киевская Русь..

В средневековых нравоучительных источниках встречаются две точки зрения на брак. Дона из них — отношение к браку как к таинству, священнодействию, выражена в Изборнике 1076 г. «Горе блуднику, ибо оскверняет он одежды жениха: из царства брака с позором да изгнан будет» Изборник 1076 // Средневековая Русь в текстах и документах: Хрестоматия/Авт.-сост. А.В. Мартынюк. — Минск: РИВШ, 2005. — С. 24., — наставляет Исихий, пресвитер Иерусалимский.

Иисус, сын Сирахов, пишет: «Выдай дочь замуж — и сделаешь великое дело, но только мужу разумному отдай её» Там же. С.29..

Мы видим, что по мнению этих отцов церкви брак, замужество, называется «царством», «великим делом», однако с оговорками. Одежды жениха — священны, но войти в «царство брака» может лишь человек достойный. Брак может стать «великим делом» только если женится «муж разумный».

Мудрец Менандр, напротив, видит в женитьбе лишь зло: «От женитьбы каждому большая горечь» Мудрость мудрого Менандра // Средневековая Русь в текстах и документах. С. 49., » Решив жениться, расспроси соседа, уже женатого» Там же., «Не женись, и никогда не будет тебе ничего плохого» Там же. С. 55..

В «Домострое» указывается, что благоразумные родители загодя, с рождения дочери начинали готовиться к тому, чтобы выдать её замуж с хорошим приданым: «Если дочь у кого родиться, благоразумный отец от всякой прибыли откладывает на дочь : или животинку растят ей с приплодом, или из доли ее, что там Бог пошлет, купит полотна и холстов, и куски ткани, и убрусы, и рубашка — и все эти годы ей в особый сундук кладут или в короб и платье, и уборы, и мониста, и утварь церковную, и посуду оловянную и медную и деревянную, добавляя всегда понемножку, каждый год. » Бедретдинова А. Домострой. — М.: Эксмо, 2007. — С. 16..

По мнению Сильвестра, которому приписывают авторство «Домостроя», такой подход позволял не «себе в убыток» постепенно собрать хорошее приданое, «и всего, даст Бог, будет полно» Там же.. В случае же смерти девушки было принято поминать «ее приданым, по душе ее сорокоуст, и милостыню раздают» Там же..

В «Домострое» подробно описан сам свадебный обряд или, как тогда называли, «свадебный чин» См.: Там же. С. 46-47..

Свадебной процедуре предшествовал сговор: жених с отцом или старшим братом приезжал к тестю во двор, гостям подносили «лучшие вина в кубках», потом «после благословения крестом станут и говорить и писать договорные записи и рядную грамоту, уславливаясь, и сколько за договор и чего приданого» Там же. С. 47., после чего, «закрепив всё подписью, все берут по чаше меду, друг друга поздравляют и грамотами меняются». Таким образом, сговор представлял собой обычную сделку.

Тогда же подносили дары: тесть зятя одаривал «первым благословением

образом, кубком или ковшом, бархатом, камкой, сороком соболей» Там же.. После чего шли на половину матери невесты, где «теща спрашивает отца женихова о здоровье и целуется через платок и с ним и с женихом, да и со всеми так же» Там же..

Княжеский чин сложнее, у простолюдинов обряд был проще. Например, в «Домострое» отмечено, что при княжеском чине «невесты тут не должно быть; у простых же людей в обычае — и невеста тут» Домострой. С. 48.. После чего накрывают на стол, «пируют все с удовольствием, но большого стола — не бывает» Там же..

Читать еще:  Описать картину а герасимов после дождя. «Описание по картине А

На другой день мать жениха приезжает смотреть невесту, «тут и ее одаривают камкою и соболями, а она даст невесте перстень» Там же..

Назначался день свадьбы, «расписывали» гостей, жених выбирал им роли: посаженых отца и матери, приглашенных бояр и боярынь, тысяцкого и поезжан, дружки, свахи.

В день самой свадьбы в золоте приезжал дружка с дружиною, за ним везли постель «в санях с передком, а летом — изголовьем к облучку, накрытое одеялом. А в санях две лошади сивые, а около саней боярские слуги в нарядном платье, на облучке же станет постельничий старший в золоте, держит святой образ» Там же. С. 49.. За постелью ехала сваха, наряд ее был предписан обычаем: «желтый летник, красная шубка, а еще в платке и в бобровом оплечье. А будет дело зимой — так в меховой шапке» Там же..

Уже только по одному этому эпизоду понятно, что свадебный обряд был жестко регламентирован традицией, все остальные эпизоды этого обряда (подготовка постели, прибытие жениха, венчание, «почивание» и «познание» и пр) так же строго разыгрывались в соответствии с каноном.

Таким образом, свадьба была важным событием в жизни средневекового человека, и отношение к этому событию, судя по нравоучительным источникам, было неоднозначным. С одной стороны, таинство брака возвеличивали, с другой, — несовершенство человеческих отношений нашло отражение в иронично-негативном отношении к браку (примером тому — высказывания «мудрого Менандра»). По сути, речь идет и о двух видах браков: счастливый и несчастливый брак. Принято считать, что счастливый брак — это брак по любви. В этой связи представляется интересным рассмотреть как отражён вопрос любви в нравоучительных источниках.

Любовь (в современном понимании) как любовь между мужчиной и женщиной; » основа брака, судя по нравоучительным источникам, в сознании средневековых авторов не существовала. Действительно, браки совершались не по любви, а по воле родителей. Поэтому, в случае удачно сложившихся обстоятельств, например, если попалась «добрая» жена, мудрецы советуют ценить и беречь этот дар, в противном случае — смириться и быть настороже: «Не оставляй жены мудрой и доброй: ее добродетель дороже золота» Изборник 1076 года. С. 28.; «если есть у тебя жена по душе — не гони ее, если же ненавидит тебя — не доверяй ей» Там же. С 29.. Однако слово «любовь» в этих контекстах практически не употребляется (по результатам анализа текстов источников обнаружено только два таких случая). Во время «свадебного чина» тесть наказывает зятю: «Судьбами божьими дочь моя приняла венец с тобою (имярек) и тебе бы жаловать ее и любить в законном браке, как жили отцы и отцы отцов наших» Домострой. С 62.. Обращает на себя внимание употребление сослагательного наклонения («тебе бы жаловать ее и любить»). В одном из афоризмов Менандра говорится: «Великая связь любви — рождение ребенка» Мудрость мудрого Менандра. С. 61..

В остальных случаях любовь между мужчиной и женщиной трактуется как зло, губительный соблазн. Иисус, сын Сирахов, предостерегает: «На деву не взглядывай, а то соблазнишься ее чарами» Изборник 1076 года. С. 34.. «Плотских и сладострастных дел избегать. » Там же. С. 37. — советует святой Василий. «Сластолюбивых помыслов лучше гнушаться» Там же. С. 23. — вторит ему Исихий.

В «Повести об Акире Премудром» дается наставление сыну: «. не прельщайся красотою женской и сердцем не возжелай ее: если и все богатства отдашь ей, и тогда не получишь от нее пользы, только больше согрешишь перед Богом» Повесть об Акире Премудром // Средневековая Русь в текстах и документах. С. 43.

Слово «любовь» на страницах нравоучительных источников средневековой Руси в основном употребляется в контекстах любви к богу, евангелиевских цитат, любви к родителям, любви окружающих: «. милостивый Господь праведных любит» Домострой. С. 58.; «Вспоминал я слова Евангелия: «Любите врагов ваших. Там же. С 63., «Крепко люби породивших тебя» Мудрость мудрого Менандра. С. 48.; «Демокрит. Пожелай быть любимым при жизни, а не страшным: ибо кого все боятся, тот сам всех боится» Пчела: Слова и мысли из Евангелия, и из Апостола, и из Святых отцов, и знания светских философ // Средневековая Русь в текстах и документах. С. 71..

При этом признается положительная, облагораживающая роль любви: «Кто сильно любит, тот мало сердится» Мудрость мудрого Менандра. С. 55., — сказал Менандр.

Итак, любовь в нравоучительных источниках трактуется в положительном смысле в контексте любви к ближнему и к Господу. Любовь к женщине, согласно анализируемым источникам, воспринимается сознанием средневекового человека как грех, опасность, соблазн неправедности.

Скорее всего, такая трактовка этого понятия обусловлена жанровым своеобразием источников (наставления, нравоучительная проза).

Быт людей в Киевской Руси

Древняя Русь, 1080 год, на дворе холодная, трескучая зима, но бояться холода не стоит. Ведь мы находимся в русской избе. Изба представляла из себя хорошо построенный, крепкий и теплый дом. В основном он состоял из коридора, основной комнаты с неотъемлемым элементом — печью, сделанной из обожжённой глины (печь использовали не только для обогрева, но и для готовки еды), и неотапливаемой комнаты, используемой для хранения еды. Дом, состоящий из большого количества комнат, назывался хоромами. Рядом с домом всегда строили баню, амбар, загон для домашних животных (хлев), а так же конюшню, если были побогаче.

В современном мире мы не представляем жизнь без светлых и теплых пластиковых стекол в окнах. В Киевской Руси все было иначе. Люди побогаче в окна вставляли слюду, более бедные на окна натягивали воздушный пузырь домашнего животного, который максимум пропускал только свет. Для освещения дома в глиняные горшки наливали животный жир, который достаточно неплохо горел, но эта роскошь была для более богатых людей. В бедных домах для освещения избы использовали тонкую длинную щепку сухого дерева (лучина).

Вся мебель состояла из дерева – это кровать, стол и скамья для сиденья. В более богатых домах, особенно в боярских, мебель украшали красивой резьбой, а стол украшали кружевной скатертью. Кухонная утварь включала в себя различные ножи, сковородки, чайники, котлы, подставки для котлов и иной посуды, позволяющей готовить пищу на открытом огне, таганы.

Одежда

Для того, чтоб выйти на улицу в холодную зиму люди надевали сначала льняные, а побогаче – шелковые одежды, поверх которых надевали шерстяную одежду (или, как ее называли в Древней Руси — свита). В особенно суровую зиму сверху надевали меховые или овчинные шубы. Летняя же одежда состояла у мужчин из льняной рубахи и льняных штанов, а у женщин из льняной рубашки и шерстяной юбки, либо вместо юбки носили платья без рукавов, как фартук. Князья же, по словам русского историка Н.П.Кондакова, летом одевались в кафтаны с облегающими рукавами, заканчивающимися золоченой парчой (ткань из шелка с узором). Поверх кафтана одевалась мантия с широкою каймой, застегиваемая пряжкой. Сапоги были из кожи козы (сафьян). Княгини одевались в легкие платья, со свободными рукавами, перетянутые широким поясом. На голове носили большой платок. Зимой богатые женщины носили соболиные или бобровые шубы.

Читать еще:  Как называется знаменитая лондонская психиатрическая больница. Что значит бедлам

Еда и Питье

Защита от холода являлась одной из главных задач для жизни, но без еды не один человек не сможет прожить. Основной едой были хлеб и мясо. Мясо было как из домашних животных – говядина, свинина, гуси, куры, утки, голуби, баранина, так и из диких животных и птиц – зайцы, медведи, олени, кабаны, куропатки, рябчики и др. Диких животных естественно добывали охотой. Благодаря охоте люди обеспечивали себя пищей, мехами и шкурами. Мех шел на теплую одежду, а также на оплату вещей или налогов(в те времена вместо денег расплачивались мехом), кожа шла на кожевенные работы. Охотились при помощи стрел и копий, ловили в различные ловушки.

Также употребляли в пищу рыбу и икру рыбы. Рыбы в те времена было множество, она буквально заполняла собой все водоемы. Ловили рыбу на удочку, либо используя различные неводы и сети.

Из животного жира получали масло, также из семян конопли или льна делали растительное масло, а во время походов воины привозили из Византии оливковое масло. Не обходилось и без домашних продуктов: яйца, молоко, овощи. Самыми популярными блюдами были пшенная и овсяная каши.

Какой русский не любить выпить? И раньше без этого не обходилось. Пили хмельной квас, изготовленный из ржаного хлеба, медовуху, которой было несколько сортов. Для приготовления медовухи требовался мед, который получали занимаясь бортничеством. Пчелы держались в дуплах стволов лесных деревьев, которые в основном люди вырубали сами. Так же продукцией бортничества являлся воск.Из зарубежных походов, и в дальнейшем при торговле с Грецией, привозили вина.

Здоровый образ жизни

Как бы нам не казалось, что во времена Киевской Руси люди жили грязными и не соблюдали гигиену, это было не так. Русские люди в те времена ели много здоровой еды и пили чистую, не загрязнённую воду. Гигиена тела была обязательном атрибутом. Каждый день русский человек топил баню. В «Повести временных лет» есть история о легендарном путешествии апостола Андрея в Новгород. «Не поверите», — говорил он, — «я видел землю словенцев, и пока я был среди них, то наблюдал их деревянные бани. Они топят их до сильной жары, затем раздеваются и, намазав себя квасцами, берут свежие прутья и хлещут ими свое тело. В самом деле, они хлещут себя так неистово, что остаются еле живыми. Затем обливаются холодной водой и так приходят в себя. Они могут делать это каждый день, и, на самом деле, добровольно подвергают себя такой пытке».

Повседневный быт и нравы средневековой руси. Быт в киевской руси

Большая часть населения Древней Руси проживала в сельской местности. Люди упорно боролись за су­ществование, распахивали новые земли, разводили скот, бортничали, охотились, оборонялись от «лихих людей» (разбойников), а на юге — от кочевников. Нередко пахари выходили в поле вооружённые ро­гатинами, дубинами, луком и стрелами, чтобы от­биться от степняков.

Наиболее распространёнными на Руси были так называемые большие семьи. Старший из мужчин яв­лялся главой семьи, в которой совместно жили и ве­ли общее хозяйство не отделившиеся от него сыновья со своими жёнами и детьми. Они вместе обрабаты­вали землю. Глава семьи распоряжался имуществом и судьбой каждого из её членов. Это касалось даже браков детей, которых могли женить или выдать за­муж против воли.

Воспитание детей в большинстве семей было трудовым. Лет с семи мальчика брали работать в по­ле, начинали приучать к какому-нибудь делу и учить грамоте, если была возможность. Девочки присмат­ривали за младшими братьями и сёстрами, помога­ли матери по хозяйству, учились у неё прясть пря­жу, ткать полотно, шить одежду.

В Древней Руси, особенно в крестьянских семь­ях, люди рано вступали в брак, так как очень цени­лись трудовые руки. Девочка в 12 лет была уже на выданье. Случались и более ранние браки, хотя христианская церковь их не поощряла.

Долгими зимними вечерами при свете лучин жен­щины пряли, мужчины делали домашнюю утварь, пили хмельные напитки, мёд, вспоминали минувшие дни, слушали сказителей, рассказывавших былины. Ещё долго сохранялись языческие праздники.

Часть населения Руси проживала в городах. В них селились князья, размещалась княжеская дружина. В городах князья со своими помощниками правили суд, управляли подвластными землями, принимали иностранных послов. На городских площадях соби­ралось вече.

Постепенно города росли и становились торговы­ми и ремесленными центрами. Одним из наиболее распространённых видов ре­мёсел было кузнечное дело. Обработка железа, изго­товление из него разных изделий осуществлялись в кузнечных мастерских — кузницах. Крупными ре­месленными центрами, производившими изделия из металла, были Киев, Чернигов, Вышгород, Галич, Новгород.

По большим и малым городам Руси шумели тор­ги. Сияла на солнце серебряная, отделанная чекан­ным узором посуда. Рядом стояли гончарные из­делия — кувшины, черпаки, чаши. Радовали глаз украшения из золота, драгоценных камней, бисера и эмали. Сюда же приносили труды своих рук ко­жевенники и кузнецы, косторезы и плотники. Куп­цы предлагали песцовые, собольи и куньи меха. Иноземные гости (купцы) — греки, арабы, болгары, евреи, армяне, поляки, чехи, немцы, скандинавы — торговали драгоценными тканями и камнями, ору­жием, пряностями и винами.

С незапамятных времён из России вывозились мёд, воск, меха. Со временем расширяется вывоз льна, пеньки — сырья для производства верёвок, ка­натов и пр., выделанных говяжьих кож, а также про­дуктов морских промыслов Севера (тюленьи, мор­жовые шкуры, сало, треска, сёмга), лесоматериалов, в частности смолы.

Купцы играли значительную роль не только в го­родской жизни, но и в политических делах. На вер­шине общественной лестницы они стояли сразу же за боярами.

В городах сосредоточивалась и религиозная жизнь. Здесь сооружались большие храмы, жили и испол­няли христианские службы и обряды митрополит и епископы, стояли крупные монастыри.

Города были центрами культуры. В них органи­зовывались школы, писались иконы, создавались фрески и мозаики.

Быт простых горожан мало отличался от кресть­янского. Помимо ремесла и торговли, занимались огородничеством, скотоводством, бортничеством. Глава семьи участвовал в городском вече, отвечал за выполнение разного рода повинностей, а также за нетяжкие преступления членов своей семьи.

В богатых и знатных семьях были свои порядки. Обычно до года дети находились на руках кормили­цы, до пяти лет — на попечении нянек. Холопка- кормилица и её сын были самыми близкими слуга­ми в доме. Сын кормилицы воспитывался вместе с юным хозяином и иногда оставался на всю жизнь самым близким ему человеком. Мальчиков в знат­ных семьях нередко начинали учить грамоте с пяти лет и воспитывали сообразно будущей службе. Со­гласно обычаю, воспитанием княжича руководил его дядя — брат матери.

Читать еще:  Большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами. Философия Евгения Базарова

Развлечением знати были охота и богатые дру­жинные пиры. Столы были уставлены дорогой по­судой, не только кубки, но и ложки были серебря­ными. Рекой текли заморские вина и русский мёд — так назывался хмельной напиток, приготовляемый из мёда. Большие чаши, рога с вином ходили по кругу. Слуги разносили огромные блюда с мясом и дичью. Женщины сидели за столом вместе с мужчинами. Гостей на пирах развлекали скоморохи и гусляры.

Любимыми забавами богатых людей была соко­линая, ястребиная, псовая охота. Для простого люда устраивались скачки, турниры, различные игрища.

Даже после принятия христианства большин­ство населения носило славянские имена. Знатные люди, получив при крещении имена христианских святых, продолжали в быту именоваться славян­скими — Ярослав, Святослав, Всеволод, Мстислав и т. п. Именами остальной части населения могли служить любые существительные, прилагательные и их сочетания — Добрыня, Сновид, Лют, Волчий Хвост и т. д.

Большое место в жизни людей за­нимали различные военные дела. Профессиональны­ми воинами были княжеские дружинники. Они пе­редвигались по суше на конях, по рекам и морям в быстрых и лёгких ладьях. Вооружены они были мечами, копьями, саблями. Головы воинов защищали шишаки — изящные остроконечные шлемы. Защит­ными средствами были щит, броня или кольчуга. Во время рукопашных схваток специальные телохрани­тели оберегали князя, заслоняя его своими щитами и телами от вражеских сабель и стрел.

Во время больших военных походов созывалось народное ополчение. Его члены — вой — вооружа­лись попроще: лук, колчан со стрелами, нож, копьё либо тяжёлый боевой топор, который пробивал на­сквозь крепкую броню. Сами вой броню не носили,

она была слишком дорогой. Кольчуга тоже была редкостью. Зато щиты имелись в руках у каждого.

Войско выступало в поход по сигналу боевой трубы. Впереди ехал князь, за ним гарцевала дружи­на, далее шли вой. Следом тянулся обоз, в нём на­ходилось вооружение воинов и съестные припасы. Сражения нередко начинались с поединка богаты­рей, которых выставляла каждая сторона.

Характерной чертой быта жителей Древнерусского государства стало возникновение су­щественной разницы между образом жизни верхуш­ки общества и основной массы населения.

Жилища князей и бояр — хоромы — состояли, как правило, из нескольких соединённых между собой переходами строений. В центре находился те­рем — высокое деревянное здание-башня, где разме­щалось отапливаемое помещение — изба, а также хо­лодные горницы-повалуши, летние спальни-клети. Рядом с теремом находились летние неотапливае­мые помещения. Их соединяли с избой холодные пе­реходы — сени. В богатых хоромах была ещё и грид­ница — большая парадная горница, где хозяин пи­ровал со своей дружиной.

Недалеко от хором находились жилища господ­ских управителей, поварня, конюшня, кузница. Здесь же располагались кладовые, зер­новые ямы, амбары, ледники, погреба, медуши. В них храни­лись зерно, мясо, мёд, вино, ово­щи и другие продукты. В не­большом отдалении находилась баня. Все постройки объединя­лись единым двором. Дворы бы­ли окружены каменными или деревянными оградами с могу­чими воротами.

Зажиточные горожане жили в срубах, нередко двухэтажных. Нижний этаж был хозяйственным, верхний — жи­лым. Здания состояли из нескольких комнат. В ком­натах (покоях) стояли деревянные кровати, скамьи, столы, лари для ценной одежды. По стенам развеши­вали полки для посуды. Богатые покои часто укра­шались восточными коврами, дорогими греческими тканями. На полу и скамьях были разбросаны мед­вежьи или рысьи шкуры. Жилые покои в богатых хоромах и домах освещались свечами.

Ремесленный люд обитал на городских окраинах в слободах, состоящих из рубленых деревянных изб или глинобитных домиков.

Крестьяне жили в небольших домах. На юге, в ле­состепной зоне, это были полуземлянки (т. е. жили­ща, пол которых был ниже уровня почвы) с земля­ными полами, с покрытой сверху слоем земли кры­шей, концы которой подчас опускались до самого низа. На севере это были срубные, наземные по­стройки с деревянными полами. Печи, глинобитные или каменные, по-прежнему топились по-чёрному. Окна были маленькими. Они обтягивались коровь­ими пузырями или промазанной маслом холстиной. Жилища освещались лучинами — тонкими щепками сухого дерева.

Все жители Руси одевались одинаково. Главными элементами древнерусской мужской одеж­ды были рубаха и порты — неширокие, сужающие­ся вниз штаны, доходящие до щиколотки. Мужской костюм простолюдина состоял из холщовой до ко­лен рубахи с разрезанным впереди воротом, шерстя­ных домотканых портов. Единственным украшением этой незамысловатой одежды был узкий пояс, укра­шенный фигурными металлическими бляшками. Верхней одеждой были также зипуны — застёгиваю­щиеся встык кафтаны без воротника, с длинными узкими рукавами. Зимой носили простые шубы — кожухи — и островерхие меховые или войлочные шапки. Ноги оборачивали узкими и длинными кус­ками ткани — онучами, на которые надевали лапти из коры липы.

Люди знатные и богатые носили рубахи из тон­кого полотна или шёлка. Порты шились из шёлка и парчи. Верхней одеждой были епанчи — широкие плащи без рукавов, украшенные мехом, золотыми и серебряными пряжками, драгоценными камнями. На ногах красовались кожаные сапоги с загнутыми кверху носами, расшитые золотом и шёлком. С при­нятием христианства в быт князей в качестве парад­ной одежды вошёл византийский костюм: тога из плотной, тяжёлой шёлковой или парчовой ткани с крупным рисунком. Княжеским одеянием был так­же плащ, который накидывали на левое плечо, а на правом застёгивали пряжкой.

У горожанок и крестьянок главной частью кос­тюма была длинная холщовая рубашка. Поверх неё надевалась понёва — домотканая шерстяная юбка, нередко с набивным рисунком, состоящая из трёх или четырёх полотнищ, собранных на шнуре. Ино­гда поверх рубах надевали кусок холщовой прямо­угольной ткани, имевший отверстие для головы. На голове носили обруч из кожи или бересты, обтяну­тый дорогой тканью. Голову замужней женщины украшал плотно прилегающий чепец.

Костюм знатной женщины отличался богатством тканей — шёлковая рубаха, затканный золотыми ни­тями и отороченный драгоценным мехом бархатный плащ. Обувь делалась из сафьяна и отличалась рос­кошным узором, шитым золотом или жемчугом.

Несколько позже появились длинные широкие платья без застёжек впереди. Девушки и молодые женщины предпочитали красные и алые платья. Они опоясывали их лентами немного выше талии. В торжественных случаях женскую голову украшал кокошник. Его делали из твёрдого материала, обтя­гивали дорогой тканью и украшали жемчугом.

Русские женщины украшали себя золотыми и се­ребряными цепочками, ожерельями из бисера, серь­гами, браслетами и другими ювелирными изделия­ми из золота и серебра, отделанными эмалью, чернью, жемчугом, бирюзой и рубинами. В деревнях украше­ния были попроще — из меди, бронзы, недорогих камней.

Таким образом, формирование государства и принятие христианства благотворно сказалось на быте и нравах восточных славян. Характерной чертой древнерусского быта стало возникновение существенной разницы между образом жизни вер­хушки общества и основной массы населения.

Источники:

http://studbooks.net/541689/istoriya/povsednevnyy_nravy_srednevekovoy_rusi
http://story-ru.ru/interesnoe-iz-istorii/byt-kievskoy-rusi/
http://www.sites.google.com/site/ist6kl/urok-8-byt-i-nravy-drevnej-rusi

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector
×
×