0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Представители эпохи возрождения в италии. Типично итальянский культурный продукт

Культура итальянского Возрождения

Нет такой исторической эпохи, которая бы не отличалась своеобразием своей культуры. Отличительной чертой культуры эпохи Возрождения в Италии явилось осмысление и углубление индивидуалистических устремлений человека. Опорой этого процесса явилась античность, чем и вызван особый интерес к ней у возрожденцев. Возрожденческая культура охватила многие города Италии, но центром ее была Флоренция.

Термин«Возрождение» впервые употребил известный живописец, архитектор и историк искусства эпохи ВозрожденияДжорджо Вазари (1512–1574) в своей книге «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (XVI в.) Он имел в виду возрождение античности. В дальнейшем, в основном с XVIII в. эпоха итальянского Возрождения характеризовалась преимущественно как эпоха Возрождения человека, как эпоха гуманизма. Однако, истоки такого толкования культуры Италии XIV–XV вв. берут начало в самой этой эпохе.Колюччо Салютатии Леонардо Бруни собственно ввели в обиход словоhumanitas (в пер. с латинского – человеческая природа, человеческое достоинство).

Как бы ни спорили ученые–историки о том, является ли Возрождение мировым феноменом или этот культурный процесс присущ только Италии, в любом случае уникальная и неповторимая культура итальянского Возрождения выступает своеобразным образцом, с которым сравниваются возрожденческие явления в культурах других стран.

Основными чертами культуры Возрождения являются:

• антропоцентризм,

• гуманизм,

• модификация средневековой христианской традиции,

• особое отношение к античности – возрождение античных памятников искусства и античной философии,

• новое отношение к миру.

Названные черты тесно связаны друг с другом. Изучение одной в отрыве от других грозит потерей объективности в оценке этого интересного времени.

С определением основных черт связана и хронология эпохи итальянского Возрождения (Ренессанса). Время, в которое указанные качества едва только проявляются, характеризуется как Предвозрождение (Проторенессанс) или в обозначении названиями столетий – дученто (XIII в.) и треченто (XIV в.) Отрезок времени, когда культурная традиция, отвечающая этим чертам, прослеживается четко, получило название раннего Возрождения (кватроченто (XV в.)). Время, ставшее периодом расцвета идей и принципов итальянской возрожденческой культуры, а также кануном ее кризиса, принято называть Высоким Возрождением (чинквеченто (XVI в.)).

Культура итальянского Возрождения дала миру поэта Данте Алигьери (1265–1321), живописцаДжотто ди Бондоне (1266–1336), поэта, гуманистаФранческо Петрарку (1304–1374), поэта, писателя, гуманистаДжованни Бокаччо (1313–1375), архитектораФилиппо Брунелески(1377–1446), скульптораДонателло (Донато ди Никколо ди бетто Барди) (1386–1466), живописцаМазаччо (Томмазо ди Джованни ди Симоне Гвиди) (1401–1428), гуманиста, писателяЛоренцо Валлу (1407–1457), гуманиста, писателя Пико делла Мирандолу (1462–1494), философа, гуманиста Марсилио Фичино (1433–1494), живописцаСандро Боттичелли (1447–1510), живописца, ученогоЛеонардо да Винчи (1452–1519), живописца, скульптора, архитектораМикеланджело Буонаротти (1475–1564), живописцаРафаэля Санти (1483–1520) и многих других выдающихся личностей.

С чем связана в культуре итальянского Возрождения четкая ориентация на человека? Не последнюю роль в процессе самоутверждения человека сыграли социально–экономические факторы, в частности, развитие простого товарно–денежного хозяйства. Во многом причиной независимости человека, его нарождавшегося свободомыслия явилась городская культура. Хорошо известно, что средневековые города были средоточием мастеров своего дела – людей, покинувших крестьянское хозяйство и полностью полагающих прожить, добывая себе хлеб своим ремеслом. Естественно, что представление о независимом человеке могло сформироваться только среди подобных людей.

Города Италии славились разнообразными ремеслами. Так, Флоренция была известна своим суконным производством. Конторы Барди, Перуцци обосновались во многих, торговавших с Флоренцией городах. Процветали во Флоренции и многие другие виды ремесленного мастерства. Ранний расцвет итальянских городов связан, однако, не только с развитием той или иной отрасли производства, но в большей мере с активным участием итальянских городов в транзитной торговле. Соперничество конкурирующих на внешнем рынке городов выступило, кстати, одной из причин печально знаменитой раздробленности средневековой Италии. Подчеркивая роль торговых операций в расцвете городов Италии, французский историк Фернан Бродель отмечал, что уже в VIII–IX вв. Средиземное море после некоторого перерыва вновь стало местом сосредоточения торговых путей. От этого почти все прибрежные жители получали выгоду. Отсутствие достаточных природных ресурсов, наличие неблагодарных земель заставляло десятки маленьких гаваней «очертя голову броситься в морские предприятия» (Бродель Ф. Время мира Т. 3. М., 1992. С. 102). Цель деятельности маленьких городов заключалась в том, «чтобы связать между собой богатые приморские страны, города мира ислама или Константинополь, получить золотую монету – египетские или сирийские динары, – чтобы закупить роскошные шелка Византии и перепродать их на Западе, т.е. в торговле по треугольнику. Эта активность пробудила итальянскую экономику, – подчеркивает Бродель, – пребывавшую в полудреме со времени падения Рима» (Там же. С. 103.). А «фантастическая авантюра крестовых походов, – как далее утверждает французский исследователь, – ускорила торговый взлет христианского мира и Венеции» ( Там же. С. 106.). Перевозка людей с тяжелым снаряжением и конями оказалась очень выгодной для итальянских городов. Решающим, особенно для Венеции, стал IV крестовый поход, завершившийся разграблением Константинополя. Если ранее, способствуя продвижению крестоносцев, Венеция разоряла Византию изнутри, то теперь могущественная когда–то империя стала почти что собственностью итальянского портового города. «От краха Византии, – пишет Бродель, – «выиграли все итальянские города, точно так же выиграли они и от монгольского нашествия, которое открыло прямой путь по суше от Черного моря до Китая и Индии, дававший неоценимое преимущество, – обойти позиции ислама» (Там же. С. 106).

Очевидно, что в основе развития итальянских городов лежали причины разного характера, но именно городская культура создала новых людей. Однако самоутверждение личности в эпоху Возрождения не отличалось вульгарно–материалистическим содержанием, а носило духовный характер. Решающее влияние здесь оказала христианская традиция. Время, в которое жили возрожденцы, действительно заставило их осознать свою значимость, ответственность за самих себя. Но они не перестали еще быть людьми средневековья. Не потеряв Бога и веру, они лишь по–новому взглянули на самих себя. А модификация средневекового сознания накладывалась на пристальный интерес к античности, что и создавало уникальную и неповторимую культуру, которая конечно же была прерогативой верхов общества: Несмотря на формирование в XIV–XVI вв. нового менталитета, «во всех проявлениях жизни царила, хотя и расшатанная, католическая церковность» (Кареев Н. История западной Европы в Новое время. Т.1.СПб., С.330).

Что стояло за обращением к античности? Почему так часто объектом исследования мыслителей и художников Возрождения становились учения Платона и Плотина? Почему античное (в большей мере греческое) пространственное искусство так притягивало внимание художников? Новое мироощущение человека определенный, возможно, наивный оптимизм мышления нуждались в мировоззренческой опоре, обосновании, чем и выступила классическая древность. «Самое обращение к классической древности объясняется не чем иным, как необходимостью найти опору для новых потребностей ума и новых жизненных устремлений». – писал русский историк Н.Кареев (Там же. С.243).Из философских учений античности прежде всего платонизм и неоплатонизм оказались наиболее притягательными для возрожденцев. Причины этого блестяще раскрыл А.Ф.Лосев (См. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978. С 78–109). Неоплатонизм, истолкованный средневековыми мыслителями, был знаком возрожденцам. Ренессанс очистил его от догматического средневекового влияния; равно как переосмыслил и античное содержание.

Читать еще:  Monsters of rock'91: пир во время путча, или прощальный аккорд ссср.

Лосев выделяет в истории культуры три типа неоплатонизма:

• первый, собственно античный – космологический,

• второй, средневековый – теологический,

• третий, возрожденческий – антропоцентрический.

Античный неоплатонизм переосмыслил учение Платона, интерпретировал учение Аристотеля о Нусе (переосмысленном платоновском мире вечных идей), переработал учение стоиков об эманации первоогня, которая у неоплатоников превратилась в чисто смысловую эманацию Нуса, в особую движущуюся идею – источник движения вообще – Мировую Душу, и, наконец, неоплатонизм обогатился понятием Единого. Если у Платона это всего лишь абстрактная всеобщая категория, то у неоплатоников –максимально конкретное оформление жизни и бытия» (Там же С. 87). Античный неоплатонизм был в своей основе космологией с попыткой объяснить правильность космического круговращения, круговорота веществ и душ в природе Средневековый неоплатонизм был направлен на теорию абсолютной личности, существующую выше всякой природы и мира и являющуюся творцом всякого бытия из ничего. Антропологический возрожденческий неоплатонизм, с одной стороны, старается возвысить и утвердить материальный мир при помощи категорий античного неоплатонизма, а с другой – у него много общего со средневековым неоплатонизмом и, прежде всего, с культом универсальной и самостоятельной личности. В результате мир, в котором пребывает человек, предстает насыщенным божественным смыслом (вот где возрождается смысловая эманация неоплатоников!), а человек предстает личностью, стремящейся абсолютизировать, осуществить себя в «своем гордом индивидуализме» (Там же. С. 90–95).

Постижение человеком мира, наполненного божественной красотой, становится одной из мировоззренческих задач возрожденцев Мир влечет человека, поскольку он одухотворен Богом. А что лучше может помочь ему в познании мира, чем его собственные чувства. Человеческий глаз в этом смысле, по мнению возрожденцев, не знает равных. Поэтому в эпоху итальянского Возрождения наблюдается пристальный интерес к визуальному восприятию, расцветает живопись и другие пространственные искусства. Именно они, обладающие пространственными закономерностями, позволяют более точно и верно увидеть и запечатлеть божественную красоту. Поэтому в эпоху Возрождения особое внимание уделяется законам искусства, поэтому именно художники ближе других стоят в решении мировоззренческих задач. В плане познания мира у художника все преимущества. Поэтому эпоха итальянского Возрождения носит отчетливо художественный характер.

В эпоху итальянского Возрождения невозможно не заметить другой, противоположной тенденции –ощущения человеком трагичности своего существования.

Причем, эта тенденция не возникает на исходе эпохи Возрождения, а присутствует на протяжении всего этого периода в творчестве художников и мыслителей. Понять ее происхождение позволяет обращение к уже указанному сложному взаимодействию в возрожденческой культуре наследия античности и христианства. Интересен анализ этой проблемы, сделанныйН.Бердяевым.Русский философ считал, чтов эпоху Возрождения совершилось небывалое столкновение языческих и христианских начал человеческой природы. Именно это послужило причиной глубокого раздвоения человека.

Кровь людей эпохи Возрождения была отравлена христианским сознанием греховности этого мира и христианской жаждой искупления. Великие художники этой эпохи были одержимы созданием иного бытия, прорывом в иной, трансцендентный мир. Они были подвержены теургическому заданию. Возрожденец, особенно одаренный художник, ощущая в себе силы, подобные, как он считал, самому творцу, ставил перед собой онтологические задачи, заведомо невыполнимые в мире культуры. Художественное творчество, отличающееся психологической природой, таких задач не решает. В нем творится идеальное, а не реальное. Опора художников Возрождения на достижения эпохи античности и их устремленность в высший мир, открытый Христом, не совпадают. Это и приводит к глубокой возрожденческой тоске, к трагическому мироощущению. Бердяев пишет: «Тайна Возрождения – в том, что оно не удалось. Никогда еще не было послано в мир таких творческих сил, и никогда еще не была так обнаружена трагедия творчества» (Бердяев Н.А. Смысл творчества. В кн.: Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М.,1989. С. 445).

В свое время Кареев заметил, что итальянские историки неоднозначно относятся к гуманистам.Ренессанс совпал в Италии с самым тяжелым периодом ее истории – междоусобицами, итальянскими войнами. А гуманисты, которых прославляли во всем мире, нередко служили тиранам, подавлявшим свободу Италии, не проявляли особого патриотизма во время вторжения иноземцев и часто высказывали мысли, носившие явно космополитический характер и т.п. Но в мировом масштабе гуманисты характеризуются как новый общественный слой, где отсутствует сословный признак и где каждый занимает свое место лишь в силу личного образования и таланта; а сама эпоха Возрождения оценивается как начало светской цивилизации нового времени.

Среди представителей культуры Возрождения есть личности, наиболее полно выразившие черты того или иного ее периода. Крупнейший представитель периода ПроторенессансаДанте Алигьери – легендарная фигура, человек, в творчестве которого проявились тенденции развития итальянской литературы и культуры в целом на века вперед. Перу Данте принадлежат оригинальная лирическая автобиография«Новая жизнь», философский трактат «Пир» (оба произведения написаны на итальянском языке), трактат«О народном языке»,сонеты, канцоны и другие произведения. Конечно, Данте более всего известен как автор «Илиады средних веков» (по выражению В.Г.Белинского) –«Комедии», названной потомками Божественной. В ней великий поэт использует привычный для средневековья сюжет –изображает себя, путешествующим по Аду, Чистилищу и Раю, в сопровождении давно умершего римского поэта Вергилия. Однако, несмотря на далекий от повседневности сюжет, произведение полно картинами жизни современной ему Италии и насыщено символическими образами и иносказаниями

Первое, что характеризует Данте, как человека новой культуры, это его обращение в самом начале творческой жизни к так называемому «новому сладостному стилю» – направлению, полному искренности эмоций, но в то же время углубленного философского содержания. Этот стиль отличается разрешением центральной проблемы средневековой лирики – взаимоотношениями «земной» и «небесной» любви. Если религиозная поэзия всегда призывала отказаться от земной любви, а куртуазная, напротив, воспевала земную страсть, то новый сладостный стиль, сохраняя образ земной любви, максимально его одухотворяет; он предстает как доступное чувственному восприятию воплощение Бога. Одухотворенное чувство любви несет с собой радость, чуждую религиозной морали и аскетизму (См Зарубежная литература средних веков, М., 1975. С. 177–178).

Итальянское Возрождение

Неслучайно, что многие мореплаватели и учёные, которые приобрели всемирную славу в эпоху Великих географических открытий, — П. Тосканелли, X. Колумб, Дж. Кабот, А. Веспуччи — были итальянцами. Италия, раздробленная политически, была в тот период страной с самой развитой в Европе экономикой и культурой. В Новое время она вступила в разгар грандиозного культурного переворота, получившего название Возрождение, или по-французски — Ренессанс, потому что первоначально под ним подразумевалось возрождение античного наследия. Однако Возрождение было продолжением Средневековья не в меньшей степени, чем возвратом к античности, оно рождалось на основе высокоразвитой, утончённой и сложной культуры Средних веков.

Понятие Возрождения. Гуманизм

Наряду с понятием «Возрождение» широко используется понятие «гуманизм», производное от латинского humanis — человеческий. Оно тесно связано с понятием «Возрождение», но не равнозначно ему. Термин «Возрождение» обозначает весь комплекс явлений культуры, характерных для данной исторической эпохи. «Гуманизм» представляет собой систему взглядов, сформировавшихся в ренессансную эпоху, согласно которым признаётся высокое достоинство человеческой личности, её право на свободное развитие и проявление своих творческих способностей.

В эпоху Возрождения понятие «гуманизм» обозначало также комплекс знаний о человеке, о его месте в природе и обществе. Особый вопрос представляет отношение гуманистов к религии. Гуманизм вполне уживался с христианством, наиболее ярким свидетельством чего стало активное участие священнослужителей в гуманистическом движении и, особенно, покровительство со стороны римских пап. В эпоху Возрождения религия из предмета слепой веры превратилась в объект сомнений, размышлений, научного изучения, даже критики. Но, несмотря на это, Италия в целом осталась религиозной, преимущественно католической страной. В итальянском обществе по-прежнему сохранялись всевозможные суеверия, процветали астрология и другие лженауки.

Читать еще:  Жанры русской живописи 18 века. Становление русской живописи: портрет XVIII века

Возрождение прошло через несколько этапов. Раннее Возрождение (XIV и большая часть XV в.) характеризуется зарождением ренессансной литературы и связанных с ней гуманитарных дисциплин, расцветом гуманизма в целом. В период Высокого Возрождения (конец XV — первая треть XVI в.) происходил небывалый расцвет изобразительного искусства, однако уже наметился явный кризис гуманистического мировоззрения. В эти десятилетия Возрождение вышло за пределы Италии. Позднее Возрождение (большая часть XVI в.) — период, когда его развитие продолжалось параллельно с религиозной Реформацией в Европе.

Столицей итальянского Возрождения стал главный город Тосканы — Флоренция, где сложилось уникальное сочетание обстоятельств, способствовавших стремительному подъёму культуры. В разгар Высокого Возрождения центр ренессансного искусства переместился в Рим. Папы Юлий II (1503—1513 гг.) и Лев X (1513—1521 гг.) прилагали тогда огромные усилия, чтобы возродить былую славу Вечного города, благодаря чему он действительно превратился в центр мирового искусства. Третьим крупнейшим центром итальянского Возрождения стала Венеция, где ренессансное искусство приобрело своеобразную окраску, обусловленную местными особенностями.


Палаццо Веккьо. Флоренция


Панорама Венеции

Искусство итальянского Возрождения

Культурный подъём, происходивший в Италии в период Возрождения. ярче всего проявился в изобразительном искусстве и архитектуре. В них с особой силой и наглядностью отразилось великое переломное значение эпохи, определившей пути дальнейшего развития мирового искусства.

Одной из наиболее ярких фигур итальянского Возрождения являлся Леонардо да Винчи (1452-1519), который соединял в себе множество талантов — живописца, скульптора, архитектора, инженера, оригинального мыслителя. Он прожил бурную и насыщенную творчеством жизнь, создавая свои шедевры на службе Флорентийской республики, у герцога Миланского, Паны Римского и короля Франции. Фреска Леонардо «Тайная вечеря» представляет собой одну из вершин в развитии всего европейского искусства, а «Джоконда» — одну из его величайших загадок.


Л. да Винчи. Автопортрет

Живопись была для Леонардо универсальным средством не только отражения мира, но и его познания. По его собственному определению, это — «удивительное мастерство, вся она состоит из тончайших умозрений». Своими экспериментальными наблюдениями этот гениальный художник обогатил почти все области науки своего времени. А в число его технических изобретений входил, например, проект парашюта.

С гением Леонардо соперничал не менее великий художник Микеланджело Буонарроти (1475-1564), звезда которого начала восходить на рубеже веков. Трудно было представить себе столь разных людей: Леонардо — общительный, не чуждый светских манер, вечно ищущий, с широким кругом часто менявшихся интересов; Микеланджело — замкнутый, суровый, с головой уходящий в работу, сосредоточенный на каждом своём новом произведении. Микеланджело прославился как скульптор и архитектор, живописец и поэт. К числу его первых шедевров относится скульптурная группа «Оплакивание Христа». В 1504 г. народ Флоренции пронёс в триумфальном шествии колоссальную фигуру Давида, являющуюся шедевром этого мастера. Её торжественно установили перед зданием городского совета. Еще большую славу ему принесли фрески Сикстинской капеллы в Ватикане, где за четыре года Микеланджело расписал 600 кв. м сценами из Ветхого Завета. Позднее в той же капелле появилась его знаменитая фреска «Страшный суд».


Микеланджело. Купол собора Св. Петра


Микеланджело. Оплакивание Христа


Микеланджело. Сотворение Адама. Сикстинская капелла

Не менее впечатляющих успехов Микеланджело добился и в архитектуре. С 1547 г. до конца жизни он возглавлял строительство собора Св. Петра, предназначенного стать главным католическим храмом в мире. Микеланджело радикально изменил первоначальный замысел этого грандиозного сооружения. По его гениальному проекту создали купол, по сей день непревзойденный ни по размерам, ни по величию. Этот римский собор вошёл в число величайших творений мирового зодчества.

Как градостроитель Микеланджело всю силу своего таланта выразил в создании архитектурного ансамбля на площади Капитолия. Он фактически сформировал новый облик Рима, который с тех пор неразрывно связан с его именем. Своих вершин живопись итальянского Возрождения достигла в творчестве Рафаэля Санти (1483-1520). Он принимал участие в сооружении собора Св. Петра, а в 1516 г. был назначен главным смотрителем всех римских древностей. Однако Рафаэль проявил себя преимущественно как художник, в творчестве которого получили завершение живописные каноны Высокого Возрождения. Среди художественных достижений Рафаэля — роспись парадных залов Ватиканского дворца. Его кисти принадлежат портреты Юлия II и Льва X, благодаря которым Рим превратился в столицу ренессансного искусства. Излюбленным образом художника всегда оставалась Богоматерь, символ материнской любви. Неслучайно его величайшим шедевром признана потрясающая воображение «Сикстинская мадонна».


Рафаэль. Сикстинская мадонна

Почётное место в истории ренессансного искусства занимает венецианская школа живописи, основоположником которой был Джорджоне (1476/77-1510). Всемирное признание получили такие его шедевры, как «Юдифь» и «Спящая Венера». Наиболее выдающимся художником Венеции стал Тициан (1470/80-е — 1576). Всё то, чему он научился у Джорджоне и других мастеров, Тициан довёл до совершенства, а созданная им свободная манера письма оказала большое влияние на последующее развитие мировой живописи.


Тициан. Автопортрет

К числу ранних шедевров Тициана относится оригинальная по замыслу картина «Любовь земная и любовь небесная». Венецианский художник получил широкую известность и как непревзойдённый портретист. Позировать ему считали за честь и римские первосвященники, и коронованные особы.

Архитектура и скульптура

Основоположниками нового архитектурного стиля стали выдающиеся мастера Флоренции, прежде всего Филиппо Брунеллески, создавший монументальный купол собора Санта-Мария дель Фьоре. Но главным типом архитектурного сооружения в этот период становится уже не церковное, а светское здание — палаццо (дворец). Ренессансный стиль характеризуют монументальность, создающая впечатление величия, и подчёркнутая простота фасадов, удобство просторных интерьеров. Сложной конструкции готических зданий, подавлявших человека своим величием, была противопоставлена новая архитектура, которая создавала принципиально новую среду обитания, более соответствующую человеческим потребностям.


Собор Санта-Мария дель Фьоре. Флоренция


Палаццо Медичи-Рикарди. Флоренция. Фасад


Палаццо Медичи-Рикарди. Флоренция. Внутренний двор

В эпоху Возрождения произошло отделение скульптуры от архитектуры, появились отдельно стоящие памятники как самостоятельный элемент городского ландшафта, быстро развивалось искусство скульптурного портрета. Портретный жанр, широко распространившийся в живописи, скульптуре и графике, отвечал гуманистическому настрою ренессансной культуры.

Литература, театр, музыка

Ренессансная литература, создававшаяся первоначально на латыни, шаг за шагом уступала место собственно национальной, итальянской. К середине XVI в. итальянский язык, основой которого стал тосканский диалект, становится преобладающим. Это был первый национальный литературный язык в Европе, переход на который способствовал широкому распространению ренессансной образованности.

На протяжении XVI в. в Италии возник национальный театр в современном понимании этого слова. Итальянские народные комедии стали первыми в Европе, которые писались прозой и имели реалистический характер, то есть соответствовали действительности.

Увлечение музыкой в Италии всегда было более распространено, чем в любой другой стране Европы. Оно носило массовый характер и представляло неотъемлемый элемент повседневной жизни самых широких слоёв населения. Эпоха Возрождения принесла большие изменения и в эту сферу. Особую популярность получают оркестры. Создаются новые виды музыкальных инструментов, из струнных на первое место выдвигается скрипка.

Новое понимание истории и рождение политической науки

Мыслители Возрождения выработали оригинальный взгляд на историю и создали принципиально новую периодизацию исторического процесса, в корне отличавшуюся от мифической схемы, заимствованной из Библии. Осознание того, что насту пила новая историческая эпоха, стало наиболее оригинальной чертой итальянского Возрождения. Противопоставляя себя Средневековью, гуманисты обращались как к своим прямым предшественникам к мастерам древнего мира, а тысячелетие между своим «новым» временем и античностью обозначили как безымянные «средние века». Так родился совершенно новый подход к периодизации истории, принятый и в настоящее время.

Читать еще:  Рукописи не горят. Ненаписанные книги или рукописи не горят (СИ)

Крупнейшим мыслителем итальянского Возрождения, который внёс неоценимый вклад в развитие как исторической, так и политической мысли, был Никколо Макиавелли (1469-1527). Уроженец Флоренции, он занимал ответственные посты в правительстве и исполнял важные дипломатические поручения в те годы, когда Италия превратилась в арену ожесточённого международного соперничества. Именно в эту катастрофическую для его страны эпоху флорентийский мыслитель попытался ответить на острейшие проблемы современности. Для него история представляла политический опыт прошлого, а политика — современную историю.


Н. Макиавелли

Основными заботами для Макиавелли являлись «общее благо» народа и «государственный интерес». Именно их защита, а не частные интересы должны, по его убеждению, определять поведение правителя. «Свидетельство моей честности и верности — моя бедность», — писал Макиавелли в подтверждение своих выводов. Его политическим завещанием стали слова: «не отклоняться от добра, если это возможно, но уметь вступить на путь зла, если это необходимо». Этот призыв часто воспринимается как оправдание безнравственной политики, не брезгующей никакими средствами для достижения своих целей, для обозначения которой даже изобрели понятие «макиавеллизм».

Из книги Н. Макиавелли «Государь»

«Намерение моё — написать нечто полезное для того, кто это поймёт, почему мне и казалось более верным искать настоящей, а не воображаемой правды вещей». Ведь «так велико расстояние от того, как протекает жизнь в действительности, до того, как должно жить».

«И хорошо устроенные государства, и мудрые князья особенно усердно старались не озлоблять знатных и вместе с тем удовлетворять народ, сделать так, чтобы он был доволен, потому что в этом одно из главнейших дел князя». А «тот, в чьи руки отдана власть, обязан никогда не думать о себе».

Государю «должно казаться милосердным, верным, человечным, искренним, набожным; должно и быть таким, но надо так утвердить свой дух, чтобы при необходимости стать иным. превратиться в противоположное». «Ведь тот, кто хотел бы всегда исповедовать веру в добро, неминуемо погибнет среди столь многих людей, чуждых добра».

Использованная литература:
В.В. Носков, Т.П. Андреевская / История с конца XV до конца XVIII века

Представители эпохи возрождения в италии. Типично итальянский культурный продукт

Ссылки на страницы раздела:

Эпоха возрождения объединит в себе достижения античной и средневековой культур.

К христианскому мировоззрению эпоха Возрождения добавит философию Гуманизма, которая возвысит значимость человеческой личности, усилит веру в возможности человека на пути самосовершенствования. Это будет более антропоцентричное сознание в отличие от теоцентричного средневекового.

Основным импульсом к развитию нового художественного языка, отражающего такое сознание, становится античная культура, включающая в себя науку, философию, литературу и искусство.

Гуманист Ренессанса Пико дела Мирандолла в трактате «О достоинстве человека» напишет знаменитые слова, сказанные как бы от лица бога и обращенные к человеку:

«Я создал тебя существом не небесным, но и не только земным, не смертным, но и не бессмертным, чтобы ты сам сделался себе творцом и сам выковал свой окончательный образ. Ты можешь пасть до состояния животного, но также можешь подняться до существа богоподобного, исключительно благодаря своей внутренней воле».

Именно эта внутренняя воля, свобода творить самого себя, могучие стремление к своему «нормативному» образу (не какой есть, а каким должен быть) отличает мировоззрение человека Возрождения от человека Средневековья.

Возрождение добавив к христианскому мировоззрению гуманизм, будет менять соответственно и свой художественный язык — от знакового, символического, к более реалистическому, чувственному.

Проторенессанс (пред-возрождение)

  • Дученто — 13 век
  • Треченто — 14 век

Ранний ренессанс

  • Кватроченто — 15 век

Высокий ренессанс

  • Чинквеченто (итал. cinquecento, буквально — пятьсот) — 16 век (вторую половину 16 века принято относить к позднему возрождению )
  • Свободное развитие городов ( в раздробленной стране )
  • Быстрое развитие буржуазии и ее независимость.
  • Отсутствие центральной власти укрепляло периферийные центры (объединить Италию удалось только в конце XIX века).

Город Флоренция станет флагманом культуры Ренессанса. В 13-14 веках здесь царит демократический уклад. Ремесленные гильдии принимают активное участие в управлении городом. В 15 веке произойдет возвышение банкирского дома Медичи и переход фактической власти в городе к этому семейству.

Художественный язык Ренессанса взял от Средневековья:

  • Религиозный жанр
  • Эмоциональную насыщенность
  • Утонченность и одухотворенность образов
  • Драматизм
  • Храмовый ансамбль, как основной объект художественного оформления.

От Античности:

  • Больше реалистичности во всех видах искусства
  • Мифологический жанр
  • Больше жизнеподобия и реалистичности в изображении.
  • Тема личности, любовь к жанру портрета.
  • Элементы античного канона пропорций человеческой фигуры.
  • Стремление воплотить идеальный образ человека
  • Более светский характер искусства

Христианская символика образов в искусстве ренессанса активно присутствует, а также спиритуализм (одухотворённость) и утонченность, но все это как бы вкладывается в более земные и человечные образы близкие к красоте реального природного мира.

Человек становится центром внимания. Однако ИДЕАЛЬНЫЙ его образ предстает иным, чем в античные времена, теперь это не только физически совершенное тело, но и светящееся в нем внутреннее совершенство.

Обретая вес в искусстве ренессанса, тема человеческой личности демонстрирует некое «В ы с окое её излучение».

Джотто ди Бондоне

Основателем нового (уже возрожденческого) языка в изобразительном искусстве считается флорентийский живописец и архитектор проторенессанса — Джотто.

Его творчество оказало колоссальное влияние на развитие нового стиля.

Примеры произведений Джотто

Фрески капеллы дель Арена в Падуе (1305-1313)

Кампани́ла собора Санта Мария дель Фиоре во Флоренции.

(итал. campanile – «колокольня») — в итальянской архитектуре Средних веков и Возрождения квадратная (реже круглая) в основании колокольня, как правило стоящая отдельно от основного здания храма.

Особенности живописи Джотто

  • Сделаны первые шаги в сторону реалистичного изображения действительности.
  • Уход от условности, знаковости, символики свойственной эпохе средних веков.
  • Фигуры становятся объёмны и четко прорисованы светотенью.
  • Фигуры масштабны, монументальны.
  • Пространство трехмерное (а не плоскостное)
  • Действие происходит на первом плане картины (перспективы ещё нет).
  • Человеческие пропорции соответствуют естественным.
  • Цвет теряет символическое значение.
  • Преобладающим остается религиозный жанр.

Самой знаменитой из фресок капеллы дель Арена в Падуе является композиция «Поцелуй Иуды».

Фрагмент фрески (поединок взглядов)
Тема извечного противостояния добра и зла.

Искусство раннего ренессанса

(кватроченто)

В отличие от Германии, Англии и Франции, где побеждает абсолютизм (монархическая власть) и происходит централизация страны, Италия остается раздробленной. Здесь обособленно существуют крупные города с различным государственным укладом. Флоренция долгое время оставалась демократическим городом.

Постепенно в ряде городов происходит возвышение отдельных богатых семейств:

Растет и независимость художников от ремесленных цехов. Происходит расширение знаний в области точных наук.

Основные изменения в искусстве

Происходит универсализация и индивидуализации художника. Сближение искусства и науки. Античные памятники и творчество Джотто продолжают стимулировать художников к изучению реалистического подхода к изображению.

Кватроченто – это эпоха «первооткрывателей» новой реалистической стилистики, время мощного анализа иного художественного инструментария, отличного от того, что предлагалось средневековьем. Параллельно с этим происходит преодоление готического и византийского влияния, а также — постепенное обособление живописи и скульптуры от архитектуры.

  • Религиозный жанр, мифологический жанр, жанр портрета.

Источники:

http://studopedia.ru/5_126690_kultura-italyanskogo-vozrozhdeniya.html
http://knowhistory.ru/history/xv-xviii/italyanskoe-vozrozhdenie
http://www.sites.google.com/site/gimnaziceskijblog/home/italanskij-renessans

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector
×
×