Презентация “Не молкнет сердце чуткое Шопена…”. С мыслью о Польше
Урок музыки “Не молкнет сердце чуткое Шопена…”
Разделы: Музыка
Цель урока: осознания творчества Ф. Шопена.
Задачи:
- Образовательные:
- умение самостоятельно применять ранее полученные знания;
- сопоставление и сравнение;
- умение образно мыслить;
- исторические данные;
- умение выявлять особенности музыкального языка и стиля композитора.
- знакомство с музыкальными произведениями разных жанров: полонез, мазурка.
- расширение речевых возможностей о содержании музыки.
- вокально-хоровая работа.
- Воспитательная:
- эмоционально-целостное отношение к музыке.
- Развивающая: формирование общеучебных навыков:
- учебно-организационных,
- учебно-информационных,
- учебно-интеллектуальных,
- учебно-коммуникативных.
1. Музыкальное приветствие
2. Тема урока: «Не молкнет сердце чуткое Шопена…»
Учебник – ст. 82 (Учебник «Музыка 4 класс» – Г.П. Сергеева) Прочитать 1 абзац. (ученик). (Приложение 1, слайд 1)
– Ребята, перед нами портрет великого польского композитора Фридерика Шопена.
– Сколько лет прожил этот композитор? (39)
Короткую но очень яркую, творческую, музыкальную жизнь прожил Фридерик Шопен.
2 слайд.
– Как вы думаете для какого инструмента писал свою музыку Ф. Шопен? (Для фортепиано)
Фредерик Шопен родился 22 февраля 1810 года в деревне Желязова Воля в Польше.
3 слайд. Отец Фредерика Николя был французом, сыном крестьянина. Еще в молодости он переехал жить из Франции в Польшу, которая пришлась ему по душе, и впоследствии он принимал участие в судьбе своей новой родины.
Уже в детстве Фредерик стал неординарно проявлять свои музыкальные способности. Он был одержим, вскакивал среди ночи, чтобы подобрать запомнившийся аккорд или мелодию на фортепиано, плакал, прослушивая определенные мелодии, проявляя нескончаемую фантазию в импровизациях.
4 слайд (прочитать стихотворение)
– И я надеюсь что мы с вами сегодня услышим на уроке эти чувства и эмоции.
5 слайд. (Хронология жизни).
1818 – сколько лет Фридерику? (8)
– А кто еще из композиторов рано начал писать музыку и выступать с концертами? (Моцарт, Прокофьев).
1831 – переехав в Париж, половину своей жизни проведет в дали от родины.
Учебник – ст. 82. 2 абзац.
Слайды – 6, 7, 8.
Сердце: Он завещал похоронить свое тело в Париже а сердце в Варшаве. Т.к. любил свою родину.
– Перед вами портрет Ф. Шопена работы французского художника-романтика (стиль романтизм) 19 века Эжена Делакруа.
Слайд 9.
Жирафовое фортепиано. Слайд 10.
– В чем необычность такого инструмента?
– Для чего это сделано? (для концертного исполнения).
Ныне фортепианные произведения Ф. Шопена включены в репертуар множества пианистов. Часто записи его произведений фигурируют в каталогах крупнейших звукозаписывающих компаний. С 1927 года и поныне в городе Варшава проводят Международный конкурс пианистов им. Шопена.
Цитаты. Слайд 11. (зачитать).
В 19 веке была борьба за освободительные движения в Европе. Маленькие страны хотели быть независимыми. Шопен писал музыку основываясь на Польской народной музыке, народных танцах.
Полонез (танец-шествие). В переводе – Польский. Слайд №13.
Полонезом обычно начинали или заканчивали балы.
Слушание. Полонез ля мажор.
– Какими словами вы опишете этот танец? (гордость, величественность, торжественный, гордость за Родину).
Мазурка. Слайд № 14.
Слушание. Мазурка № 1. Си бемоль мажор.
Торжественно и громко первый такт звучит,
И сразу и пара с парой соревнуясь,
По залу с лёгкостью вперёд летит,
Рука с рукой соприкасаясь.
Вопрос из учебника:
– Шопен очень любил свою родину и мы это отчетливо видим в его музыке. А как вы относитесь к своей родине? ….
О родине можно петь по-разному – Торжественно как в … (полонезе), просто как в… (мазурке), а мы с вами споем лирично.
3. Разучивание песни «Родина»
Слайд 15 (вызвать ребенка).
– Кто из них Шопен?
4. Задание на доске:
К каким странам относятся эти танцы?
Полька – Чехия. (Половинка, 2 чатверти)
Трепак – Россия.
Полонез – Польша.
Чардаш – Венгрия.
Гопак – Украина.
Мазурка – Польша.
5. Итог
– Что можем сказать о Шопене, что для него важно? (Родина).
6. Д.з: О музыке Шопена сказали современники «Его музыка это пушки спрятанные в розах». Как вы это понимаете?
7. Рефлексия
– Что получилось на уроке, что вам понравилось, что для вас было сложно?
Разработка урока музыки+презентация к уроку по теме «Не смолкнет сердце чуткое Шопена…»
план-конспект урока по музыке (4 класс) по теме
На уроке дети познакомятся с биографией Фредерика Шопена и его необыкновенной музыкой.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок музыки в 4 классе.
Тема урока: «Не смолкнет сердце чуткое Шопена…»
Обучающая. Узнать биографию Шопена и познакомится с его музыкой.
Развивающая. Проникаться эмоциональным содержанием музыки. развивать вокально-хоровые навыки учащихся через песенный материал урока (интонация, дикция, динамика), музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления), аналитическое мышление, речь, умение слушать и слышать музыку
Воспитательная. Прививать интерес к музыке зарубежных композиторов. Воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру, музыкальный вкус; способствовать формированию исполнительских навыков в области пения, движения, музицирования, формированию музыкально-культурного кругозора личности.
Оборудование: раздаточный материал, музыкальная запись, ноутбук, проектор, презентация.
Построение перед классом.
Вход детей под музыку Шопена «Вальс № 1»
– Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Когда вы вошли, мне показалось, что в классе стало теплее, светлее и уютнее от ваших лучистых глаз. Сейчас у нас урок музыки.
“Музыка не только доставляет нам удовольствие. Она многому учит. Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее.
Д. Б. Кабалевский.
– Как называется тема раздела , которого мы проходим? Сегодня мы снова отправляемся в концертный зал.
– Какой музыкальный кит пригласил вас на урок?
– И сегодня танец поведет нас в концертный зал. Ведь пьесы танцевального характера могут звучать в концертном зале.
– Мы проходим тему «В концертном зале»
Постановка темы урока
На слайде фортепьяно
– Сегодня вы вошли в класс под музыку великого зарубежного композитора. Посмотрите на слайд и прочитайте имя этого композитора.
Выдающийся композитор, исполнитель танцевальной музыки по праву считается Фредерик Шопен. Любимым инструментом Шопена был…
– Давайте угадаем : Форте – громко,
Пиано – тихо.
Кто наигрывает мне?
Без ошибки, без изъяна
Ну, конечно.
И для него он сочинял множество музыки, в том числе: вальсы, полонезы, мазурки и д. р. И сегодня мы услышим танцевальную музыку Шопена, да и сами попробуем под нее танцевать, дирижировать.
Тема нашего урока звучит так: «Не смолкнет сердце чуткое Шопена…», в конце урока мы должны будем объяснить эти слова.
– Какие задачи вы поставите перед собой на этом уроке?
(фортепиано) Ответы детей
– Узнать о жизни композитора .
– Хочу узнать, что значение слов полонез, мазурка.
– Хочу услышать музыку Фредерика Шопена.
Работа над новым материалом.
Карта западной части Евразии.
Разучивание шага полонеза
Учащиеся дирижируют вальс.
Повторение изученной песни.
(Вопросы для закрепления материала).
– И так ребята сейчас давайте посмотрим на карту в учебнике окр. мир на стр. 145 и найдем небольшую страну на западе от нашей границы России Польшу. Как вы думаете, почему мы о ней заговорили? Правильно, ребята. Как называется столица Польши?
– Сейчас мы с вами послушаем ребят, которые подготовили сообщение о Фредерике Шопене.
202 года назад в 1810 году в небольшом местечке под Варшавой родился гений. Его имя – Фредерик Шопен. Отец – француз, сын крестьянина.
Мать – полячка, была музыкальна, хорошо играла на фортепиано, обладала красивым голосом.
Именно она привила сыну любовь к народным мелодиям.
У него было три сестры – разносторонне развиты.
Шопен тоже очень любил учиться. Его гениальность проявилась очень рано, он поражал всех своими способностями, музыкальной одержимостью, неиссякаемой фантазией. Музыкальная впечатлительность проявлялись бурно и необычайно: он мог плакать, слушая музыку, вскакивать ночью, чтобы подобрать запомнившуюся мелодию или аккорд. Родители были мудры и очень бережно относились к своему ребенку.
С 6 лет Шопен начал профессионально заниматься на фортепиано с Войцехом Живным – пианистом, чех по происхождению. Занятия были серьёзные, несмотря на то, что Шопен, помимо того, учился в одном из варшавских училищ. Исполнительский талант мальчика развивался настолько быстро, что к двенадцати годам Шопен не уступал лучшим польским пианистам. Живный отказался от занятий с юным виртуозом, заявив, что ничему больше не может научить его. Почти одновременно с началом серьезного музыкального обучения появляется и первое сочинение. А в 8 лет состоялось первое публичное выступление.
Фредерик Шопен – величайший мелодист мира. Он жил в трудную, но интересную эпоху.
Его называли самым романтичным и поэтичным музыкантом 19 столетия, еще называли – душой фортепиано Господь дал ему божественный музыкальный дар. Но примерно к 19 годам. Шопен начинает кашлять, кашлять сильно …Он обращается к врачам и выясняется, что у него туберкулез, жуткая форма, последняя стадия… И когда Шопен старается узнать¸ сколько же ему остается жить, то врачи в ответ ничего не могут сказать конкретного, а в конце концов отвечают – год, полтора…
– Туберкулёз – это болезнь лёгких. Сейчас эта болезнь излечима. Дети наблюдаются у врачей с постановкой реакции манту, а дети с 14 лет и взрослые один раз в год проходят флюорографию лёгких.
Шопен проживает еще 20 лет.
Почему? Врачи ошиблись, медицина на низком уровне? Нет! Все нормально, диагноз верный. Туберкулез или чахотка, как тогда говорили, в то время не лечился, был смертельно опасной болезнью. Да и сам Шопен был настолько хрупким и болезненным человеком, что у его организма просто не было сил бороться. И все же…. Прожил 20 лет, хотя обещали лишь год-полтора.
В чем же секрет? Ответ мы находим в некоторых источниках. Жорж Санд, возлюбленная Шопена, с которой он прожил в Париже, более 10 лет вспоминает, что когда Шопен играл и сочинял – он не кашлял! Вы можете себе представить – когда Шопен сочинял и играл, он не кашлял. А он практически все время либо сочинял, либо играл. Так вот в чем разгадка: эти 20 прожитых лет потому и были прожиты, что он практически все время сочинял или играл, а значит, не кашлял. Музыка его учила дышать, или точнее он дышал сквозь музыку. Наверное, поэтому музыка Шопена самая воздушная, самая дышащая. Его произведения настолько наполнена дыханием, что кажется, ты не только дышишь, но и ощущаешь все запахи. Но болезнь прогрессировала, здоровье его резко ухудшилось и 17 октября 1849 года Шопена не стало.
– Ребята, скажите, захотелось ли вам услышать музыку Шопена?
– Сегодня мы познакомимся со всемирно известными произведениями Фредерика Шопена. И так какой любимый инструмент был у композитора.
– Как я уже говорила – Шопен сочинял на нём свои любимые произведения: полонезы, вальсы, мазурки. Как вы думаете, что это? Сейчас вы ребята будете работать по группам. Давайте послушаем эти произведения и составим небольшую словесную характеристику каждого танца. У каждой группы должно получиться три столбика полонез, вальс, мазурка.
– Все внимательно слушаем музыку полонез.
Вальс и мазурку.
– Мы прослушали три типа танцевальной музыки. Давайте проведём жеребьёвку. И так 1 группа даёт характеристику…, 2 группа …, 3гр…
– Молодцы, ребята! А сейчас перед вами три определения, каждая группа находит определение к каждому танцу.
… танец – шествие торжественный вход в большой зал открывались придворные балы.
… бальный танец с плавным вращательным движением пар.
… весёлый, подвижный танец.
– Переходим к практической части. Танец полонез, разучим шаг полонеза. Под горделивое, величественное звучание музыки – своеобразного торжественного марша. Длинной вереницей выступали танцующие, изящно приседая в конце каждого такта музыки. Кроме придворного, существовал и крестьянский полонез – более спокойный и плавный.
– Нестареющий, вечно молодой – вальс! Поэтично и нежно звучат вальсы Шопена. Представьте себя дирижёрами, движениями рук передайте те чувства, которые передает музыка вальса.
– Кульминацией бала была мазурка . Мазурка (от названия польской области Мазовии). В романе А.С.Пушкина “Евгений Онегин” о мазурке звучат такие слова: Мазурка раздалась. Бывало
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы…
– Давайте посмотрим видео, где показан танец мазурка.
– Фредерик Шопен – величайший мелодист мира. Он писал не только танцевальную музыку, но у Шопена есть раннее песенное произведение. Песня «Желание» написана Ф. Шопеном на стихи его друга, польского поэта Стефана Витвицкого. Внимательно послушайте песню «Желание» и скажите, почему Шопен дал ей такое название?
– Творчество Фредерика Шопена – это огромный мир необыкновенной красоты. Он, прежде всего нас учит чувствовать и любить.
– Какое время года сейчас? У Шопена есть замечательное музыкальное произведение «Зима». Какое было домашнее задание?
– Сейчас мы будем читать отрывки из стихотворений под эту замечательную музыку Фредерика Шопена.
– На улице зима, стихи о зиме под музыку Шопена мы прочитали, а как же без песни.
– Сейчас споём песню о зиме, которую мы изучили на прошлом уроке «Серебристые снежинки».
– Ребята, посмотрите на эти даты 1810 – 1849 и скажите, сколько лет прожил великий композитор Фредерик Шопен. Всего 39 лет – это очень мало. Шопен умер вдали от Родины, но любовь к ней пронес через всю жизнь.
Похоронен Шопен в Париже , а сердце его, как он и завещал, было отправлено в сосуде в Польшу, в Варшаву, где до сих пор бережно хранится в костеле Св. Креста.
– Ребята, давайте ответим на главный вопрос урока, почему не молкнет чуткое сердце Шопена?
– Одно из замечательных свойств музыки Шопена – ее доходчивость, она словно бы идет от “сердца к сердцу”. Давайте ответим на вопросы кроссворда.
Кроссворд: “Шопен” – по вертикали.
Назовите родину великого композитора Фредерика Шопена. (Польша)
- О каком танце идет речь: “Торжественный бальный танец – шествие”? (Полонез)
- Назовите песенное произведение Шопена?
- Любимый инструмент Шопена. (Фортепьяно)
- Музыка, какого характера занимала ведущее место в творчестве Ф. Шопена? (танцевальная)
– Ребята! Я вам предлагаю дома нарисовать рисунок, который возник в вашем воображении при восприятии музыки Фредерика Шопена
1. сегодня я узнал…
2. было интересно…
3. мне захотелось…
– У нас с вами впереди еще столько нового и интересного. А наше музыкальное путешествие продолжится на следующих уроках. А теперь наш урок окончен, и выйти из музыкального кабинета я вам предлагаю под музыку Шопена (звучит «Полонез»).
Урок разработала учитель начальных классов Сорокина Мария Алексеевна
– Наверное потому, что Польша – Родина великого композитора.
Презентация по музыки на тему “Не смолкнет сердце чуткое Шопена”
Курс повышения квалификации за 340 рублей!
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления
Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»
Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников
Рекордно низкий оргвзнос
по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)
Идёт приём заявок
Описание презентации по отдельным слайдам:
Людвиг ван Бетховен Иоганн Себастьян Бах
Вольфранг Амадей Моцарт Петр Ильич Чайковский
Иоганн Штраус Сергей Рахманинов
Играть умеет он и «форте», и «пиано», за это назвали его…….
«Не молкнет сердце чуткое Шопена» Тема урока:
Полонез- торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение.
Вальс- романтичный бальный танец в трехдольном размере, состоящий в плавном поступательном кружении пар.
Мазурка- польский танец, стремительный и динамичный, воинственный и лиричный одновременно, с острым подвижным ритмом.
Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок
Еженедельный призовой фонд 100 000 Р
- Горбунова Елена Владиславовна
- Написать
- 608
- 22.03.2016
Номер материала: ДВ-546794
Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»
Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников
Рекордно низкий оргвзнос
по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)
Идёт приём заявок
- 22.03.2016
- 460
- 22.03.2016
- 1383
- 22.03.2016
- 1946
- 22.03.2016
- 360
- 22.03.2016
- 981
- 22.03.2016
- 1374
- 22.03.2016
- 3540
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Источники:
https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/656559/
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/muzyka/2013/05/31/razrabotka-uroka-muzykiprezentatsiya-k-uroku-po-teme-ne-smolknet
https://infourok.ru/prezentaciya-po-muziki-na-temu-ne-smolknet-serdce-chutkoe-shopena-973153.html