Придумать конец рассказа еще мама. Урок по литературному чтению на тему: “А.П
Урок литературного чтения. А.Платонов “Еще мама”
Цель: осознание детьми смысла названия рассказа «Еще мама». Что значит «еще»?
- активизировать познавательный процесс, развитие основных навыков чтения: правильности, выразительности;
- способствовать более вдумчивому восприятию текста, обращая внимание на изобразительно-выразительные средства языка;
- совершенствование устной речи;
- уточнение и обогащение словаря.
- развитие памяти, воображения, мышления, творческих способностей;
- развитие мимики, пантомимики;
- развитие четкой дикции;
- развитие зрительного восприятия.
3. Воспитательные: развитие внимательного, бережного отношения к родителям, уважительного отношения к учителям.
Учитель: Сегодня внимательно и вдумчиво перечитывая рассказ Платонова «Еще мама», мы постараемся ответить на вопрос: «Что значит еще мама?». Почему рассказ так называется? Для ответа на этот вопрос вспомним основные пункты плана, который мы составляли на прошлом уроке и, опираясь на этот план, проведем различные виды работ, чтобы ответить на главный вопрос: «Что значит еще мама?».
- Разговор Артема с мамой.
- Дорога в школу.
- Встреча с учительницей.
- Тревожные мысли Артема.
- Работа с иллюстрацией.
- Артем учится.
- Утро следующего дня.
Учитель: Всем известно, что самое дорогое для всех слово – мама. Это первое слово, которое произносит человек. Лучше мамы нет никого на свете! У нее самые добрые и ласковые руки, которые умеют делать все, самое нежное сердце, которое любит нас бескорыстно. Мама всегда придет на помощь, подскажет, научит, защитит.
Сейчас мы обратимся к главному герою рассказа – Артему, узнаем, как он относится к своей маме. Для этого мы выразительно прочитаем по ролям разговор мамы с сыном.
Выразительное чтение по ролям (Приложение 1).
После чтения – ответы на вопросы.
Учитель: Почему Артем не хотел идти в школу?
Ученик: «А то я пойду, а ты заскучаешь по мне»; не хочет, чтобы мама скучала.
Учитель: Что случилось, когда прошло лето?
Ученик: Когда наступило лето, Евдокия Алексеевна взяла сына за руку и повела его в школу.
Учитель: Как повел себя Артем?
Ученик: Артем не сопротивлялся, не вырывал свою руку, согласился поучиться чуть-чуть, просил маму не скучать , а потом: «Нет, ты немножко скучай, так тебе лучше будет» (чувствует ее состояние, заботится о ней).
Учитель: А что мама обещает?
Ученик: Ждать его, испечь оладьи.
Учитель: Какие слова говорят о том, что Артем тревожится, переживает, беспокоится?
Ученик: Не плачь по мне, ты не бойся, не умри, смотри, а меня дожидайся.
Учитель: Какой наказ дала мама Артему?
Ученик: «Учительницу там слушайся, она вместо меня будет».
Артем не соглашается – «Она чужая.»
– Привыкнешь. Апполинария Николаевна тебе как родная будет.
Учитель: Итак, мама проводила Артема в школу. Что приключилось с Артемом по дороге в школу? Что его беспокоило? Об этом нам расскажет Егор.
Пересказ отрывка «Дорога в школу» (Приложение 2).
Егор: По дороге в школу опять думает о маме. Матери не было видно, она уже дома должно быть, это хорошо, значит волк ее не съест.
Учитель: А сейчас послушайте отрывок из рассказа Л.Н Толстого «Филиппок», который подготовила Вика.
Подумайте, в чем сходство и в чем отличие этих двух отрывков, рассказанных Викой и Егором»?
Пересказ девочки отрывка Л.Н Толстого «Филиппок» (Приложение 3).
Сходство: в первый раз мальчики идут в школу, опасности в дороге: собаки, только в рассказе Платонова еще и гуси.
Отличия: Филиппок сам хотел идти в школу и пошел, хотя был маленький и его никто не провожал. Филиппок настойчив. Артема провожала мама, он не хотел идти в школу, он пошел, чтобы не огорчать маму (Артем добрый!). Филиппок знал буквы, Артем – нет. Филиппок интересовался школой, Артему ничего не было известно.
Погореловский «Попробуй волшебником стать».
Хоть мама еще не вернулась с работы,
Нетрудно узнать ее думы, заботы.
«Вернусь –
Хорошо бы пошить, почитать,
Да надо с уборкой возиться опять».
Стать добрым волшебником
Ну-ка попробуй,
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой.
Понять и исполнить
Желанья другого-
Одно удовольствие, честное слово.
И ты совершаешь
Веселое чудо;
Ковер засверкал,
Засияла посуда,
И ахнула мама,
Вернувшись домой:
Да это как в сказке,
Волшебник ты мой.
Кирилл проговаривает слова, все ребята выполняют эти движения:
«Маму я свою люблю,
Я ей дров наколю,
Я стираю, полоскаю,
С ручек воду отряхаю,
Пол я чисто подметаю
И уроки повторяю.»
Ребята садятся за парты и выполняют упражнения для глаз:
- Взгляд вверх, вниз, вправо, влево (5-6 раз).
- Зажмуривания глаз на 3-5 секунд и легкое быстрое моргание улучшают кровообращение.
- Дотроньтесь указательным пальцем до носа и зафиксируйте на нем взгляд. Палец медленно отводить на расстояние 30-35 см и так же медленно приближать обратно к кончику носа, не отрывая взгляда (повторить 3 раза).
- Круговыми движениями массируйте круговую мышцу глаза и мышцу, поднимающую верхнее веко (3-5 раз).
- Пальминг.
Учитель: Итак, Артем приходит в школу. Прочитаем встречу с учительницей по ролям, за мальчика – Егор.
Учитель: Понравилась ли вам учительница? Чем? Какие ее поступки говорят о том, что она поступает как мама.
– Как мама, она смогла убедить сделать то, что не хотел.
– Как мама подняла на руки и понесла.
– Пахнет от нее так же как от матери – «теплым хлебом и сухою травой».
– Прижался к ней , и она оставила его у себя на коленях.
– С неподдельным участием чутко и внимательно отнеслась к его ране.
– Почувствовала его тревожное состояние, успокоила.
– Лицом белая, добрая, глаза ее весело смотрели на него, как будто она играть с ним хотела, как маленькая.
Учитель: Во всех ситуациях Аполлинария Николаевна поступает как мама, подтверждаются слова Евдокии Алексеевны, «она, Аполлинария Николаевна, будет еще одной мамой».
Учитель: Поведение Артема на уроке. Идет урок, а о чем же думает Артем?
От имени Артема его мысли передаст Кирилл (от первого лица – «Я») (Приложение 5).
Что тревожило Артема?
Ученик: Переживает за маму. «А жива ли она, не померла ли от чего-нибудь?»
Учитель: Отношение учительницы к ученику?
Ученик: Она почувствовала его тревогу, поинтересовалась, успокоила (чуткая, внимательная, заботливая).
А сейчас рассмотрим иллюстрацию на стр. 141 (учебник «Литературное чтение»).
Обратимся к изображению главных героев на стр. 141, чтобы точнее передать характер действующих лиц, их настроение, соотнести этот эпизод с описанием в произведении. Иллюстрация помогает увидеть сцену и по позе, выражению лиц героев судить о их переживаниях.
– Кого изобразил художник? В какой обстановке?
– Как они нарисованы?
– Что делает учительница?
– Ответные действия Артема?
Ученик: Художник изобразил Артема и Аполлинарию Николаевну в ее доме.
На стене различные картины и фотографии, видна верхняя спинка дивана. У учительницы живые цветы.
Учительница изображена в лиловом платье и синем жикете. На Артеме голубая рубашка. Необыкновенные волосы солнечного цвета.
Учительница что-то весело рассказывает, жестикулирует, улыбается.
Артем внимательно с неподдельным интересом смотрит на учительницу.
Учитель: Соотнесите этот рисунок с описанием в произведении. Способствует ли рисунок тому, чтобы точнее передать характеры героев?
Ученик: Да, способствует лучшему пониманию характеров героев (добрая, отзывчивая учительница и любознательный ученик).
Учитель: Сценку урока покажут Кирилл и Олеся (Приложение 6).
Как она убедила учиться Артема, ведь он не хотел?
Ученик: Она объяснила ему, что мама будет горевать: «Эх, скажет, зачем Артем в школу нынче ходил? Ничего он там не узнал, а пошел учиться, – значит, он маму обманул, значит, он меня не любит, скажет она, и сама заплачет.»
Учитель: Научился ли Артем чему-нибудь в первый школьный день?
Ученик: Да, научился писать.
Учитель: Какие первые слова написал мальчик.
Инсценировка, мама провожает в школу сына (Приложение 7).
Учитель: Как восприняла Евдокия Алексеевна сообщение сына, что ему пора в школу? Не обиделась ли она?
Ученик: Сообщение сына, что ему пора в школу, восприняла немного с грустью, но и с радостью одновременно, потому что она поняла, что к учительнице Артем относится как к маме, следовательно, будет стараться делать все, чтобы не огорчать учительницу; и все это будет только радовать маму!
И мама пожелала Артему: «Учись там и расти большой».
Учитель: Школьные годы у Платонова описаны так: «Потом наступило для меня время ученья – отдали меня в церковно-приходскую школу. Была там учительница – Аполлинария Николаевна, я ее никогда не забуду, потому что через нее я узнал, что есть пропетая сердцем сказка про человека, родимого всякому дыханию, траве и зверю, а не властвующего Бога, чуждого буйной зеленой земле».
Своим рассказом «Еще мама» А. Платонов отдал дань уважения учительнице, которая поступает как мама.
Домашнее задание: подробный пересказ эпизода: «Встреча с учительницей».
Конспект урока по литературному чтению А.П. Платонов «Еще мама»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Предмет: Литературное чтение
Тема урока: А.П. Платонов «Еще мама»
Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя; учить анализировать текст, делить его на части; продолжить формирование навыков беглого чтения и правильной речи; воспитывать любовь и уважение к матери.
учить детей понимать глубину произведения, сравнивать, обобщать, анализировать.
прививать интерес к чтению; выбирать виды деятельности на уроке; придумывать свои рассказы о животных;
использовать разные виды чтения: беглое, выразительное, выборочное;
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: Литературное чтение: 3 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова. Школа России. «Просвещение» 2014, презентация.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предмет: Литературное чтение
Тема урока: А.П. Платонов «Еще мама»
Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя; учить анализировать текст, делить его на части; продолжить формирование навыков беглого чтения и правильной речи; воспитывать любовь и уважение к матери.
учить детей понимать глубину произведения, сравнивать, обобщать, анализировать.
прививать интерес к чтению; выбирать виды деятельности на уроке; придумывать свои рассказы о животных;
использовать разные виды чтения: беглое, выразительное, выборочное;
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: Литературное чтение: 3 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова. Школа России. «Просвещение» 2014, презентация.
Этапы, методы и приёмы
Содержание. Деятельность учителя
2.
3.
Словесн.: слово учителя
Практич.: хоровое чтение
Актуализация знаний. Введение в тему .
Наглядн: работа со слайдом
Словесн.: объяснение устойчивых выражений
Вот звенит для нас звонок –
Ровно встали, потянулись
И друг другу улыбнулись
Прочитайте отрывок с разной интонацией.
Не вернулась с работы,
Не трудно узнать
Ребята, сегодня мы продолжим работу над произведением Андрея Платонова «Ещё мама».
— Понравился ли вам рассказ?
__Вы дома ещё раз прочитали это произведение и самостоятельно попробовали ответить на вопросы в конце рассказа.
__ Но я вам вчера задавала вопрос, на который вы не смогли мне сразу ответить. Как он звучал?
__Что побудило Андрея Платонова написать такой рассказ?
(Читает доклад ребёнок)
Платонов Андрей Платонович, настоящая фамилия Климентов, русский прозаик, драматург. Родился августа 1899 в рабочем пригороде Воронежа. Был старшим сыном в семье слесаря железнодорожных мастерских.
А.Платонов в детстве познал столько горя, что оно не отпускало его до окончания дней. В малолетстве ему пришлось нищенствовать (одно время семья достигала десяти человек, а работал только отец), испытать горечь безвозвратных утрат (голодной смертью умирали маленькие братья и сёстры). Старший сын в многодетной семье, он вынужден был начать работать с четырнадцати лет, чтобы помочь родителям растить детей. Нежное чувство любви к матери Марье Васильевне пронёс А.Платонов через всю жизнь.
Большое влияние на его формирование оказали не только родители, но и первая учительница — Аполлинария Николаевна.
Платонов писал: -“Потом наступило для меня время ученья — отдали меня в церковноприходскую школу. Была там учительница Аполлинария Николаевна, я её никогда не забуду, потому что через неё я узнал, что есть пропетая сердцем сказка про Человека, родимого «всякому дыханию», траве, зверю”.
Сочувствие и сострадание к чужой беде, чужому горю, переживаемому как собственное, свойственно героям А.Платонова. Особенно остро воспринимают мир дети. В изображении писателя дети — это какие-то маленькие взрослые, серьёзные и озабоченные, постоянно думающие о том, как облегчить тяжёлую жизнь не только своих близких — отца, матери, братьев и сестёр, но и дальних, “чужих людей”
Признанием в любви к самым близким людям является рассказ А.Платонова «Ещё мама».
— Почему рассказ называется «Ещё мама»?
(Смысл названия рассказа видят во встрече Артёма с учительницей Аполлинарией Николаевной, ставшей для Артёма “ещё мамой”. Признанием в любви к самым близким людям)
__Теперь переходим непосредственно к рассказу.
— Какое главное событие изображает писатель в рассказе?
(Артём впервые пошёл в школу).
— Как воспринимает школу Артём? (Не хочет идти в школу)
__ Давайте, прочтём диалог мамы и Артёма и попробуем понять причину нежелания идти в школу.
Конспект урока литературного чтения по рассказу А.Платонова «Ещё мама»
Тема: Андрей Платонов «Еще мама»
Цель: познакомить с личностью и творчеством писателя Андрея Платонова, развивать кругозор, навыки литературного анализа произведения, воспитывать чувство любви и уважения к матери, Родине, учителю.
Мама и Родина очень похожи:
Мама – красивая, Родина – тоже!
Вы присмотритесь: у мамы глаза
Цвета такого же, как небеса.
Мамины волосы, словно пшеница,
Что на бескрайних полях колосится.
Мамины руки теплы и нежны,
Напоминают луч солнца они.
Если поет мама песню, то ей
Вторит веселый и звонкий ручей…
Так и должно быть: что дорого нам;
Напоминает всегда наших мам.
Учитель: Как вы думаете, ребята, почему мы начинаем сегодняшний урок с такого замечательного стихотворения?(ответы детей)
Сегодня мы проведем урок по рассказу
Андрея Платонова «Еще мама». На доске портрет.
Как вы думаете, о чём будет этот рассказ?( о маме) .
Я согласна с вашими ответами, но этот рассказ не просто о маме и вы убедитесь в этом после его прочтения. А сейчас поговорим об авторе этого рассказа Андрее Платонове (1899-1951).
Маленький Андрей был старшим из десятерых детей в семье машиниста Платона Фирсовича Климентова. Из-за тяжёлого материального положения в семье вынужден был рано пойти работать и много помогал своей матери в воспитании младших детей. Учился в церковно-приходской школе 4 класса. Любовь и уважение к своей матери сохранил на всю жизнь.
Первая учительница – Аполлинария Николаевна Кулагина оставила неизгладимый след в жизни будущего писателя. После окончания школы он работал рассыльным, литейщиком, помощником машиниста. После учебы в Воронежском политехникуме стал корреспондентом журнала и начал заниматься литературной деятельностью.
А рассказ «Ещё мама» был написан в далёком 1947 году, в тяжёлое послевоенное время. Рассказ о жизни простого деревенского мальчика Артёма, который впервые идёт в школу. Я думаю, что в этом мальчике автор изобразил себя самого, ведь даже учительницу Артёма зовут точно так же как первую учительницу А.Платонова — Аполлинария Николаевна.
Чтение учителем рассказа «Еще мама»
Понравился ли вам рассказ?
Назовите главных героев рассказа:
Какое у вас настроение после прочтения рассказа и почему?
Чем похож маленький Артём на героя рассказа Л.Толстого «Филлипок».(мальчики оба деревенские, оба пошли учиться в школу, но Филлипок пришёл в школу сам, а Артёма привела мама)
Почему Артём не хотел учиться в школе?(он был маленький и не хотел расставаться с мамой).
Что вы узнали из рассказа о жизни Артёма? (Он живёт с мамой в деревне)
Да, Артём живёт вместе с мамой. Можно предположить, что отец Артёма погиб на фронте, таких семей в послевоенные годы было очень много. Большинство из них получили похоронки, но были и такие, чьи родные пропали без вести и об их судьбе ничего не было известно.
А какой вы представляете себе маму Артёма? (худая, невысокая,грустная,часто вздыхает, добрая,но когда нужно и строгая, ласковая,заботливая «оладьи испеку» ).
Какой вы представляете учительницу Аполлинарию Николаевну? (Молодая и сильная «взяла Артёма на руки и понесла», красивая «лицо белое, добрая,смотрела на Артёма весёлыми глазами», смелая «быка не испугалась, пастуха отругала», заботливая «рану обработала», мудрая «уговорила учиться».
Вторичное чтение рассказа детьми.
Как вы понимаете:
-«Рука у матери была твердая, а прежде была мягкая»
(прежде мать многое разрешала, а сейчас проявила твердость характера)
-«Ну что ж! сказал Артем»( согласился Артем)
-«Она тебе вместо меня будет»
(учитель – вторая мама)
-«И пошел он опять один и заплакал» Почему? (Впервые Артем шел один, он стал самостоятельным)
-«Учительница видела тревогу мальчика». Как это характеризует? (заботливая).
-«Учительница подошла к нему, взяла его за руку и повела с собою» (сходство с матерью)
«Незнакомые глаза, близко глядевшие на него были несердитые, точно давно знакомые» Почему?
(вероятно такие же глаза были и у его мамы)
«Учительница не сводила с него своих радующихся глаз». Какие это глаза? (веселые, сверкающие, добрые)
Почему для первого урока учительница выбрала слова Мама и Родина?
(это самые главные слова в жизни каждого человека)
«Учительница схватила мальчика и прижала к своей груди» (Она испугалась за него, переживает за Артема).
«Мама! Сейчас я тебе мама!»(учитель заботиться о детях также как мама).
«Вся наша Родина – еще мама тебе» ( Одна у человека мать, одна у него и Родина)
Какие вы знаете пословицы о Родине?
Пословицы о Родине:
«Своя земля и в горсти мила»
«Родная сторона – мать, чужая мачеха»
«Родина мать, умей за нее постоять»
«На чужбине родная земля во сне снится»
«Родина любимая – мать родимая»
«Если дружба велика – будет Родина крепка»
«Одна у человека родная мать, одна у него и Родина»
«На чужой стороне и сокола зовут вороною»
«Где кто родится, там и пригодится»
Очень много пословиц сложил наш народ о родине. Родина и мама — самое главное в жизни человека.
Анализ текста по вопросам
Почему Артем спозаранку собрался в школу?
(Он боялся, что учительница соскучилась).
Попробуем сравнить, чем похожи мама и учительница и подтвердим это словами из текста (слова крепятся на доске)
Запах одинаковый и глаза .
Снова он почувствовал тот же тихий и добрый запах, который он чувствовал возле матери, а незнакомые глаза, близко глядевшие на него, были несердитые, точно давно знакомые. Пахло от нее, как от матери теплым хлебом и сухою травою.
Твердость характера и поведение обеих женщин .
Евдокия Алексеевна Учительница подошла
взяла сына за руку и к нему, взяла его за
повела собою в школу. руку и повела с собою
Манера разговаривать. Певучесть. Повторы слов.
Скоро, скоро. «Ладно уж, чуть-чуть»
Поучишься чуть-чуть Где? Где твоя рана?
И домой пойдешь. Идите сюда, идите к
Не буду сынок, я мне.
не буду скучать.
Что вы можете сказать об общих чертах характера мамы и учительницы ?( заботливые, требовательные, добрые, ласковые, строгие, ответственные)
Что вы можете сказать об Артеме?
Умный, рассудительный, смелый (не испугался сам дойти до школы),терпеливый(стойко терпел боль от укуса гусака), заботливый, переживает о маме и учительнице («пошел вперед, чтобы мать не обиделась на него», «не померла ли от чего-нибудь?», «она должно уже соскучилась», переживает даже за жука, чтобы он быстрее жил, а то зима будет), любознательный, старательный(писал снова и снова)
Теперь вы поняли, почему мы начали урок с чтения стихотворения А. Старикова о маме и Родине?
(высказывания детей). Не случайно Аполлинария Николаевна сказала Артёму «Вся наша родина — мама тебе». Мама и Родина — самое главное в жизни каждого человека. Любовь к Родине начинается с любви к матери. А учит нас любить нашу Родину наша мама и наши учителя, особенно первый учитель.
И закончить урок хочется стихотворением башкирского поэта Мустая Карима «Первый учитель». Мустай Карим родился в 1919 году в деревне Кляшево в нашей республике Башкортостан.В их бедной крестьянской семье было двенадцать детей. Также как и детство А.Платонова, детство Мустая Карима не было лёгким. Приходилось много помогать своим родителям. Мустай Карим рано узнал нужду и голод, рано пошёл работать. В годы Великой Отечественной войны Мустай Карим ушёл добровольцем на фронт, воевал. Мы видим как много общего в судьбах двух замечательных писателей.
А как вы думаете, могли ли встретиться два писателя на улицах нашего города Уфы?(ответы детей)
Оказывается могли. Мустай Карим часто бродил по улицам Уфы, так как жил здесь. Андрей Платонов тоже бывал в Уфе. Жизнь писателя тесно связано с Уфой. В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, Андрей Платонов вместе со своей семьей был эвакуирован в Уфу, где жил на улице Амурской в доме 35. Здесь были написаны замечательные произведения об удивительных людях, живущих в башкирском крае. Отсюда, в 1942 году ушел на фронт. Послушайте отрывок из стихотворения Мустая Карима.
В памяти моей всегда
Первый школьный день, когда
Я на цыпочки привстал,
Двери класса открывал.
Ты, учитель добрый мой,
На меня взглянул потом,
Ты зажег огонь большой
В сердце маленьком моем.
Подходит ли это стихотворение к теме нашего урока? (высказывания детей). Какую роль сыграла Аполлинария Николаевна в жизни маленького Артёма? (Благодаря ей он узнал много нового о своей Родине, многому научился.)
Почему Андрей Платонов назвал свой рассказ «Ещё мама»? ( учитель как мама заботится о нас, учит, окружает нас своей любовью, заботится о нас как мама; наша Родина — мать, каждый должен её защищать, заботиться о ней) .
Д/з. Составить план рассказа, записать в тетрадь.
Источники:
https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/637738/
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2016/12/08/konspekt-uroka-po-literaturnomu-chteniyu-a-p-platonov-eshche
https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya_po_rasskazu_ap_080151.html