30 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проблемы толерантности в современном мире. Основная цель воспитания

Толерантность как проблема воспитания

Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, неблагополучные семьи и т.д. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов в воспитании детей в духе толерантности. “Так давайте учиться толерантности в школах и других сообществах, дома и на работе, а самое главное – постигать ее суть умом и сердцем”, – призывает Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор.

Таким образом, актуальность проблемы налицо – ведь сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития (этику и стратегию ненасилия, идею терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идею диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.).

На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание, гуманизм.

Проблема воспитания и обучения всегда являлась актуальной темой для обсуждения, она и сейчас находится в центре внимания педагогов-новаторов. Педагогика, как и всякая наука, преследует свой идеал – идеал человеческой личности, отраженный в гуманизме. К проблеме гуманизма обращались многие известные педагоги, например, такие как Ж.Ж. Руссо, Песталоцци, Дистервег, Оуэн, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский. Очень близко к этому идеалу приблизился педагог-гуманист В.А. Сухомлинский.

В трудах В.А. Сухомлинского четко прослеживается линия гуманных отношений. Он писал: “глубоко ошибаются те, кто видит гуманность в ровном, сдержанном тоне учителя, подкрашивающего при этом свои поучения сиропом доброты. Доброта – это не тон и не специально подобранные слова. Подлинный воспитатель – всегда человек широкого эмоционального диапазона, он глубоко переживает и радость, и огорчение, и тревогу, и возмущение. Если дети чувствуют в этих человеческих страстях своего наставника правдивость – это и есть настоящая доброта”.

Необходимость проявления гуманности как основы личности воспитателя, учителя прослеживается и в работах современных исследователей-педагогов. Вслед за В.А. Сухомлинским мы полагаем, что для полноценного воспитания ребенка недостаточно простого проявления учтивости и сдержанности, учителю нужно проникнуть в самую глубь детской психологии, прочувствовать, оценить по достоинству каждый его поступок.

Знакомясь с трудами В.А. Сухомлинского, мы выявляем, что он критично подходил к системе поощрения и наказания. Педагог считал, что при оценивании учащегося стоит опираться на положительные, сильные стороны его личности. Потому как упор на отрицательных сторонах личности учащегося и следующая за ней отрицательная оценка его интеллектуальных способностей может оказать негативное влияние на формирование и развитие личности, его адаптацию в период вхождения в новую социальную ситуацию развития.

Для В.А. Сухомлинского идея воспитания толерантности заключается в воспитании способности «. быть терпимым к мелким недостаткам людей, если эти недостатки не представляют собой общественной опасности, а затрагивают лишь . собственные интересы». Он также отмечал: « Если бы мера требовательности каждой личности к другим людям определялась этим мудрым правилом, если бы каждый умел не только требовать, но и не замечать, снисходить, извинять, прощать, жить было бы легче — и каждому из нас, и обществу в целом. Большая беда в том, что мера требовательности к другим у многих людей совершенно не та, что мера требовательности к себе, — отсюда столкновения, конфликты, семейные трагедии, «несходство характеров»; отсюда обездоленные дети».

Итогом анализа идей В.А. Сухомлинского, проникнутых идеей гуманного отношения к личности, могут послужить следующие его слова: “если вы хотите, чтобы в нашей стране не было преступников… – воспитывайте в детях доброту и терпение”.

Дети, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества. Действия, предпринятые ими для служения сообществу семьи, класса, школы, укрепляют их знания и делают возможным создание общества взаимного согласия, где живут в радости и гармонии. Разрабатывая систему воспитательной работы, где главным направлением является толерантность, мы придерживаемся идеи Сухомлинского и современных принципов, которые помогают нам построить процесс взаимодействия с воспитанниками и их родителями лучше и результативнее. К числу этих принципов следует, прежде всего, отнести:

  • · отказ от насилия как неприемлемого средства приобщения человека к какой-либо идее. Добровольность выбора, «свобода совести», акцент на искренности убеждений.
  • · умение принудить себя, не принуждая других. Страх и принуждение извне не способствуют формированию терпимости, хотя в качестве воспитательного фактора в определенный момент дисциплинируют людей, при этом формируя определенные нравы;
  • · толерантность, в европейском понимании, задает пример «законопослушания», подчинения законам, традициям и обычаям. Подчинение законам, а не воле большинства или одной личности, представляется важным фактором общественного развития;
  • · принятие ДРУГОГО, который может отличаться по разным признакам — национальным, расовым, культурным, религиозным и т.д. Формирование взаимоотношений согласно «золотому» правилу: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».

Система классных часов и коллективно-творческих дел, которые мы разрабатываем, воспитывает терпимость по отношению к людям, позволяет ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в школе, но и за ее пределами.

Приведу в качестве примера следующие мероприятия:

  • · Классный час «Что такое толерантность» (4-5 класс). Цель: формирование уважительного отношения к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого. На данном занятии обсуждались такие понятия, как мир, дружба, сострадание, понимание, любовь, уважение. Рассматривали различные ситуации (как бы учащиеся поступили в том, или ином случае). Был просмотрен фрагмент мультфильма «Голубой щенок», после чего ребятам были даны вопросы для обсуждения. Итогом стала творческая работа «Дерево толерантности». Учащиеся на листьях этого дерева написали, что нужно сделать для того, чтобы в школе царила дружная, миролюбивая обстановка.
  • · Классный час в 8 классе «Толерантная и интолерантная личность. Цель: дать понятие толерантной и интолерантной личности, дать подросткам возможность оценить степень своей толерантности. На данном занятии был дан теоретический материал, на доске были выписаны основные черты толерантности. После чего ребятам было дано задание: выписать из этого списка те качества, которые имеются у них. Потом учитель провел упражнение «Волшебная лавка». В роли товара участвуют качества толерантной личности. Ученик приходит в лавку и просит «продать» ему, например, терпение. Продавец (учитель) выясняет, сколько и зачем ему нужно и в каких случаях он хочет быть терпеливым. В качестве платы продавец просит что-то взамен, например, тот может расплатиться чувством юмора, которого у него в избытке.

Опасные для человечества явления современного мира: войны, жестокие конфликты, терроризм, вызывающие в обществе страх, заставляют людей задуматься о том, как выжить в ХХI веке. Свои надежды на будущее, на выживание и мирное сосуществование разных народов люди на всей Земле связывают с понятием толерантности.

Читать еще:  Пляцковский михаил спартакович статьи о писателе. Не повторяется такое никогда

Россия как многонациональное, многоэтническое и многокультурное государство всегда пыталась найти продуктивные пути мирного взаимодействия разных социальных групп и создать в обществе атмосферу согласия, равенства и справедливости, атмосферу ненасильственного решения конфликтов.

В России понималась необходимость воспитания толерантного сознания, т.е. такого сознания, при котором люди не причиняют боли и не наносят ран друг другу только потому, что один отличается от другого, при котором они умеют принимать друг друга такими, как есть.

Понятие толерантности очень емкое и многозначное.

В политическом плане толерантность интерпретируется как готовность власти допускать инакомыслие в обществе, принимать различие политических взглядов как проявление разнообразия в государстве.

В психологическом смысле толерантность определяется как устойчивость к конфликту, устойчивость к поведенческим отклонениям.

В культурном плане толерантность есть средство регуляции межкультурного сосуществования, правило общения с культурными ценностями вообще. Принцип толерантности примиряет глобализацию и культурное многообразие современной жизни.

Высокий уровень толерантности характеризуется следующими признаками:

  • – признание иных культур, т.е. признание права людей на иной образ жизни, свободное выражение своих взглядов и ценностей;
  • – принятие иных культур, т.е. положительное отношение к культурным отличиям, повышенная восприимчивость к любым проявлениям культурной дискриминации, способность находить в другой культуре нечто полезное и ценное для себя;
  • – понимание других культур, т.е. умение избегать в их оценке культурных предрассудков и стереотипов, способность предполагать альтернативные взгляды на проблемы, возникающие в поликультурном обществе». 1

Вот одна из формул толерантности:

«Признание + Принятие + Понимание = Толерантность»

Признание – это способность видеть в другом именно другого как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения, а также осознание его права быть другим, отличным от остальных.

Принятие – это положительное отношение к таким отличиям.

Понимание – это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его». 2

В Декларации принципов толерантности, принятой ЮНЕСКО в 1995 году, дано понятие толерантности:

«Толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это гармония в многообразии». 3

Специалисты отмечают, что формирование толерантного сознания человека нужно начинать как можно раньше. Так, итальянский писатель, философ, эссеист Умберто Эко писал:

«Интеллигенты не могут бороться против дикарской нетерпимости, потому что перед лицом чистой животности без мыслей мысль оказывается безоружной. И все же именно тут наша работа. Приучать к терпимости людей взрослых, которые стреляют друг в друга по этническим и религиозным причинам, – только терять время. Время упущено. Это значит, что с дикарской нетерпимостью надо бороться у самых ее основ, неуклонными усилиями воспитания, начиная с самого нежного детства». 4

Как противостоять нетерпимости? Каковы основные условия, которые способствуют развитию толерантного общества?

1. Законодательная база.

Законодательная база каждой страны должна применяться целях зашиты прав человека.

2. Образовательный уровень.

Корни нетерпимости часто уходят в невежество и страх: страх перед неизвестным, другими культурами, нациями, религиями. Необходимо прилагать большие усилия при обучении детей отношению к иному образу жизни. Попытки привития толерантности будут успешными, если они станут повсеместными: дома, в школе, на работе, при проведении досуга.

3. Доступ к информации

Необходимо развитие свободы средств массовой информации, чтобы общественность самостоятельно могла отделять домыслы от фактов.

4. Личное осознание проблемы

Каждый из нас должен задаться вопросом: толерантен ли я? Не вешаю ли я ярлыки на людей? Не отвергаю ли тех, кто на меня не похож? Не виню ли их в своих бедах?

Президент страны и многие политические деятели признают национальную и религиозную нетерпимость одной из проблем современной России. Валентина Матвиенко в одном из выступлений, в частности, сказала: «Если человечество хочет выжить, оно обречено на толерантность». Многие партии, в своей политической программе выдвигают борьбу против национальной и религиозной розни как одну из целей своей деятельности. Официальные представители и руководители традиционных для России религиозных конфессий (православное христианство, ислам, иудаизм, буддизм) признают необходимость борьбы за толерантность.

толерантность воспитание гуманный сухомлинский

Совместное проживание многих народов с разными культурными основаниями в едином пространстве современного города возможно лишь при создании единого культурного языка, новых форм общения, основанных на взаимном уважении людей разных национальностей, вероисповеданий, укладов жизни.

По данным Центра анализа конфликтных ситуаций США, в русскоязычной части Интернета существует более 900 сайтов, пропагандирующих агрессию и насилие. Федерация Интернет – образования в сентябре 2003 года начала проект «Интернет и толерантность». На форумах «сайтов ненависти» участники проекта вступали в полемику с их посетителями, убеждали их отказаться от своих идей. Устроители форумов не были готовы к тому, что их установки вызовут такое активное неприятие. Какое-то время в ответах была пауза, затем эти сайты закрывались.

Совместное проживание многих народов с разными культурами в едином пространстве современного города возможно лишь при создании единого культурного языка, новых форм общения, основанных на взаимном уважении людей разных национальностей, религиозных конфессий, укладов жизни.

«Сколь бы ни было цивилизовано общество, проблемы межнационального общения на бытовом уровне будут возникать еще долго. И уровень культуры этого общества пока определяется не отсутствием этих проблем, а способами их решения» 5 .

Образование – это процесс непрерывный. Все мы учимся жить в мире, где много вопросов и мало ответов, в мире, где мы сами отвечаем за свои слова и поступки.

«Ведь прошло то время (ах! если бы навсегда!), когда любой, как попугай, мог отбарабанить: общественное – выше личного…

Фашизм – очень общественное движение. Сегодня как раз то время, когда сохранение человеческого достоинства, ценности каждой личности, ее уникальности, отстаивание ее прав быть собой, не унижая другого, и есть самая большая гражданская добродетель».

Роль образования и культуры в противостоянии конфликтам и взаимной неприязни трудно переоценить. По мнению специалистов, культура является механизмом сдерживания, обуздания нетерпимости.

В заключение необходимо отметить, что при всей своей моральной убедительности и кажущейся простоте толерантность представляется для современной России чем-то утопическим. Но, безусловно, продолжение исследований в этом направлений должны и могут способствовать стабилизации общества, его переходу от практики насилия к практике ненасилия. Однако это возможно при условии, что толерантность как принцип мирного сосуществования различий соблюдался бы всем обществом, всеми его структурами, на всех его уровнях, а не только в школах.

Статья «Воспитание межнациональной толерантности»

наталия хрычева
Статья «Воспитание межнациональной толерантности»

В современном мире стремительно расширяется круг глобальных проблем, которые требуют своего решения. Одна из актуальных проблем мирового сообщества – это нетерпимость, обусловленная личным, национальным или религиозным высокомерием, враждебным отношением и мнением, отличающимся от своего.

Читать еще:  Как правильно индийцы или индусы. Индусы или индийцы: как правильно называть

«Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира, ведет от культуры войны к культуре мира» .

В своем широком смысле слово «толерантность» – означает терпимость к чужим мнениями поступкам, способность относится к ним без раздражения. В этом смысле толерантность является редкой чертой характера. Толерантный человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту.

Цель воспитания толерантности – воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному воздействию с людьми и группами людей не зависимо от их национальности, социальной и религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач, которые объединены к два взаимосвязанных блока:

1. Воспитание у детей и подростков миролюбия, принятие и понимание других людей, умение позитивно с ними взаимодействовать в этих целях:

– формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;

– формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;

– развитие способности к межнациональному и межрелигиозному воздействию;

– развитие способности к толерантному общению к конструктивному взаимодействию и представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения;

– формирование умения определять границы толерантности.

2. Создание толерантной среды в обществе и в сфере образования. А именно:

– профилактика терроризма, экстремизма и агрессии в обществе;

– гуманизация существующих взаимоотношений взрослых и детей, системы обучения и воспитания;

– включение и реформирование образования ведущих идей педагогики и толерантности;

– реформирование системы подготовки будущих педагогов к воспитанию толерантности у детей и подростков.

Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы необходимые для общего выживания и свободного развития, это то, что делает возможным достижения мира и ведет от культуры войны к культуре мира. Это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, межличностным разногласиям, признание возможности равноправного существования «другого».

Толерантность – это человеческая добродетель, искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом не нарушая прав и свободы других людей. В то же время, толерантность – не уступка, снисхождение, жизненная позиция на основе признания иного.

Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения – одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению к друг другу, что очень не просто.

Толерантность в новом тысячелетии – способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.

На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения.

Формирование межэтнической толерантности представляет собой сложный и достаточно длительный процесс, охватывающий все время обучения в школе. Определенное отношение к людям разных национальных культур у детей, растущих в поликультурной среде, возникает не только в результате наблюдения за повседневным общением их родителей. В производственной деятельности, но и в результате того, что они живут в одном доме, на одной улице, вместе участвуют в подготовке и проведении общих для всех праздников.

Воспитательная работа в данном направлении должна начинаться уже в начальных классах, так как именно в младшем школьном возрасте возникают психологические предпосылки для формирования толерантности как качества личности. К ним относятся осознание своей этнической принадлежности и понимание этнических различий. Кроме того, в младшем школьном возрасте происходит не только систематизация знаний о других народах и культурах, но и закладываются отношение к ним.

Определенная роль в системе формирования межэтнической толерантности, принадлежит внеклассной и вне учебной работе, так как она предоставляет широкие возможности для неформального общения учеников с учителями и между собой. При этом школьники получают возможность проявлять свою индивидуальность. Просмотр кино- и телефильмов, прослушивание музыки, посещение выставок, национальных театров. Творческие кружки, театральные и хореографические объединения учащихся, школьные вечера способствуют обогащению художественного и жизненного опыта, развитию творческой активности учащихся в тех или иных видах своего национального искусства и искусства других народов, проживающих рядом. Все это позволяет организовать воспитание детей в духе межэтнической толерантности и культуры мира.

Однако для успешного решения данной проблемы должны быть соблюдены определенные педагогические условия.

К ним относятся следующие:

– обогащение кругозора информацией о культуре, истории, ценностях своего и других народов;

– создание благоприятного психологического климата для позитивного общения детей, принадлежащих к различным этническим группам;

– включение детей разных национальностей в совместную познавательную и практическую деятельность.

Мы известны миру своей толерантностью, межэтническим согласием и диалогом. Растущий миротворческий потенциал нашей страны должен и дальше бережно сохранятся и развиваться.

Исходя из особенностей республики – ее открытости, множественности культур и этносов, учебные заведения должны стать местом приобщения молодежи общечеловеческим ценностям и многообразию культур, воспитания высокой нравственности и патриотизма, где молодые люди учатся сосуществованию друг с другом не теряя своей этноэдентичности.

Воспитание толерантности у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования (опыт работы) Так как современный мир порою жесток, жестокими становятся и дети. Проблема воспитания толерантности у детей с ограниченными возможностями.

Формирование межнациональной толерантности детей дошкольного возраста в условиях поликультурного образования Формирование межнациональной толерантности детей дошкольного возраста в условиях поликультурного образовательного пространства Мы живём.

Конспект занятия «Паралимпийские игры» подготовительная группа (воспитание толерантности) Конспект образовательной деятельности по воспитанию толерантности к людям с ограниченными возможностями в подготовительной к школе группе.

Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста Консультация для педагога Тема: «Проблема воспитания толерантности у детей дошкольного возраста.» Гуманизация – одна из ведущих идей модернизации.

Родительское собрание в старшей группе «Воспитание толерантности у старших дошкольников к детям других национальностей» Родительское собрание в старшей группе Тема «Воспитание толерантности у старших дошкольников к детям других национальностей» Дети – Цели:.

Статья «Трудовое воспитание детей в семье» Трудовое воспитание детей в семье В трудовом воспитании детей есть область, где целиком распоряжаются родители: это приобщение к домашнему.

Статья «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Воспитатель МДОУ ЦРР Детский сад № 47 «Радуга». Экологическое воспитание и образование.

Доклад «Воспитание межнациональной толерантности дошкольников посредством народной игры» Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования народных игр для воспитания у дошкольников межнациональной толерантности.

Читать еще:  Сообщение про писателя эдгара аллана по. Краткая биография эдгара по

Консультация «Воспитание толерантности у дошкольников в полинациональном детском коллективе» Воспитание толерантности у дошкольников Проблема толерантности особенно остро стоит в современном обществе: многие люди оказались в наши.

Воспитание этнической толерантности в дошкольном учреждении. Методическое пособие В области дошкольного образования становление толерантного отношения к представителям других национальностей является одним из требований.

Проблема толерантности в современном обществе

Материал для родительского собрания. Что такое толерантность? Каковы ее принципы?

Скачать:

Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМА ТОЛЕРАНТНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

«Если я не такой, как ты, то я этим не оскорбляю тебя, а одариваю».

Антуан Сент – Экзюпери.

Вот уже несколько лет мы живем в 21 веке. Прогресс, экономика, новые компьютерные системы – все на службе человека. Казалось бы, жизнь должна быть размереннее, увереннее, радостнее. Но, однако, в современном обществе происходит активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов. Почему? Толерантно ли общество или нет? Какие проблемы толерантности в современном обществе существуют?

Толерантность во все времена считалась человеческой добродетелью. Она подразумевала терпимость к различиям среди людей, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая права и свобод других. Толерантность также является основой демократии и прав человека, нетерпимость в обществе приводит к нарушению прав человека, насилию и вооруженным конфликтам.

Нетерпимость общества это слагаемое нетерпимости его граждан. Фанатизм, стереотипы, оскорбления или шутки на расовую тему – конкретные примеры выражения нетерпимости, которые ежедневно имеют место в жизни части людей. Нетерпимость ведет только к встречной нетерпимости. Она заставляет своих жертв искать формы отмщения. Для того, чтобы бороться с нетерпимостью индивидуум должен осознавать связь между своим поведением и порочным кругом недоверия и насилия в обществе. Каждый из нас должен задаться вопросом: толерантен ли я? Вешаю ли я ярлыки на людей? Не отвергаю ли я тех, кто не похож на меня? Не виню ли я их в своих бедах?

Для того чтобы понять сущность, уровень и особенности проявления толерантности современного российского общества необходимо, прежде всего, четко определить значение самого термина «толерантность».

Толерантность трактуется как «…качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванное всем тем, что знаменует в другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения). Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с другим, признание и уважение его прав на отличие».

«Толерантность -терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям».

Таким образом, основной смысл толерантности – терпимость к «чуждому», «иному». Это качество присуще как отдельной личности, так и конкретному коллективу, той или иной социальной группе, обществу в целом.

Рассматривая проблему толерантности, следует сразу же сделать два важных замечания. Во-первых, под «чуждыми», «иными» не подразумеваются идеи, поведение, поступки, обряды, которые неминуемо ведут к деградации, к разрушению социального, духовного. Безусловной проблемой в данном случае является то, что на практике не всегда сразу же и однозначно выявляется их катастрофическая, негативная ценность. Отсюда и трудности в оценках этих идей, и соответственно личностные общественные сложности в формирования определённого к ним отношения. С другой стороны, не следует забывать, что именно толерантное отношение, лишённое желания сразу же запретить, заклеймить и позволяет выявить подлинную сущность «иного». Из этого вытекает и другое замечание. Толерантность не предполагает обязательного отказа от критики, от дискуссии, и тем более от собственных убеждений.

В настоящее время проблема формирования толерантности стоит особенно остро. Это объясняется целым рядом причин: резкое расслоение мировой цивилизации по экономическим, социальным и другим признакам и связанный с этим рост нетерпимости; развитие религиозного экстремизма; обострение межнациональных отношений, вызванное локальными войнами; проблемами беженцев.

Как отмечал отечественный философ Ю.А.Шрейдер: «Самая страшная, из грозящих нам катастроф, это не только атомная, тепловая и тому подобные варианты физического уничтожения человечества на Земле, сколько антропологическая – уничтожение человеческого общества в человеке».

Для проращивания идей толерантности необходимы условия, но вовремя посеянные семена обязательно взойдут. Важно осознанно и целенаправленно «сеять», и тогда нам не придётся «тащить траву из земли», а когда придёт весна и пригреет солнышко, она вырастет сама. Более того, важно посмотреть на них с позиций системного подхода, вскрывающего взаимозависимости и взаимовлияния систем разного уровня.

Исходные принципы толерантности:

1) отказ от насилия как неприемлемого средства приобщения человека к какой-либо идее;

2) добровольность выбора , акцент на искренности его убеждений, «свобода совести». Подобно тому, как в христианстве «проповедь и пример» являются способами обращения в свою веру, идея толерантности может стать своеобразным ориентиром, своего рода флагом движения, объединяющим единомышленников. При этом не следует осуждать или винить тех, кто ещё не «просвещён»;

3) умение принудить себя, не принуждая других. Страх и принуждение извне не способствует в целом сдержанности и терпимости, хотя в качестве воспитательного фактора в определённый момент дисциплинирует людей, при этом формируя определённые нравы;

4) подчинение законам, традициям и обычаям, не нарушая их и удовлетворяя общественные потребности. Подчинение законам, а не воле властелина или большинства представляется важным фактором развития и движения в нужном направлении;

5) принятие Другого , который может отличаться по разным признакам – национальным, расовым, культурным, религиозным и т.д. Толерантность каждого способствует равновесию целостности общества, раскрытию всей полноты его частей и достижению «золотой середины» на основе золотого правила нравственности.

Итак, в настоящее время имеет большое значение осознание важности феномена толерантности для нашего общества. Проблема воспитания толерантности должна объединить людей разных, прежде всего, специалистов разных направлений и уровней – психологов, педагогов, воспитателей, руководителей, лидеров и рядовых специалистов, а также представителей разных возрастных групп.

Одним из принципов толерантности является «умение принудить себя, не принуждая других», что подразумевает не принуждение, насилие, а лишь добровольное, осознанное самоограничение. Невольно приходит в голову притча о мудреце, к которому мать привела своего сына-сладкоежку и просила убедить его не есть сладкого. Мудрец велел прийти им через месяц. «Не ешь сладкого», – сказал мудрец, обращаясь к мальчику. «Что же ты не сказал этого сразу, зачем заставил ждать целый месяц?» – возмутилась женщина. И тут мудрец признался, что не мог этого сделать потому, что в то время сам ел сладкое. Именно это и есть пример толерантности, самоограничение, требующее начинать с себя лично. Думаю, что способность собственным поведением и примером привлечь других на позиции толерантности является исходно необходимой и весьма важной для развития толерантности.

Источники:

https://vuzlit.ru/441806/tolerantnost_kak_problema_vospitaniya
https://www.maam.ru/detskijsad/statja-vospitanie-mezhnacionalnoi-tolerantnosti.html
https://nsportal.ru/vuz/sotsiologicheskie-nauki/library/2014/03/09/problema-tolerantnosti-v-sovremennom-obshchestve

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Для любых предложений по сайту: [email protected]