122 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проективная методика кинетический рисунок семьи. Любимые домашние питомцы

Кинетический рисунок: Диагностика межличностных отношений детей в семье

Её цель – выявить особенности восприятия ребенком семейной ситуации, своего места в семье.

Цель – выявить особенности восприятия ребенком семейной ситуации, своего места в семье, а также его отношений к членам семьи.

Тест КРС состоит из 2 частей:

  • рисование своей семьи,
  • беседа после рисования.

Для выполнения теста ребенку дается стандартный лист бумаги для рисования, карандаш (твердость 2М) и ластик.

Инструкция: «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы каждый занимался каким-нибудь делом».

На все уточняющие вопросы следует отвечать без каких-либо указаний.

Во время рисования следует записывать все спонтанные высказывания ребенка, отмечать его мимику, жесты, а также фиксировать последовательность рисования.

После того, как рисунок закончен, с ребенком проводится беседа по следующей схеме:

  1. Кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи.
  2. Где работают или учатся члены семьи.
  3. Как в семье распределяются домашние обязанности.
  4. Каковы взаимоотношения с остальными членами семьи.

В системе количественной оценки КРС учитываются формальные и содержательные аспекты рисунка.

Формальными особенностями рисунка считается:

  • качество линии рисующего,
  • положение объектов рисунка на бумаге,
  • стирание рисунка или его отдельных частей,
  • затушевывание отдельных частей рисунка.

Содержательными характеристиками рисунка являются:

  • изображаемая деятельность членов семьи, представленных на рисунке,
  • их взаимодействие и расположение,
  • отношение вещей и людей на рисунке.

1. Ребенок не всегда рисует всех членов семьи. Обычно он не рисует тех, с которыми находится в конфликтных отношениях.

Расположение членов семьи на рисунке часто показывает взаимоотношения. Так, например, важным показателем психологической близости является реальное расстояние между отдельными членами семьи.

Иногда между отдельными членами семьи рисуются разные объекты, которые служат как бы перегородкой между ними. Так, довольно часто можно увидеть рисунок, в котором отец сидит, спрятавшись за газетой, или около телевизора, отделяющего его от остальной семьи. Мать чаще рисуется у плиты, как бы поглощающей все ее внимание.

Общая деятельность членов семьи обычно свидетельствует о хороших благополучных семейных отношениях.

Часто общая деятельность соединяет несколько членов семьи. Это может свидетельствовать о наличии внутренних группировок в семье.

Рисуя свою семью, некоторые дети изображают все фигуры очень маленькими и располагают их на нижней части листа. Это уже может свидетельствовать о депрессивности ребенка, о его чувстве неполноценности в семейной ситуации.

На некоторых рисунках преобладают не люди, а вещи, чаще всего мебель. Мы предполагаем, что это также отражает эмоциональную озабоченность ребенка по поводу своей семейной ситуации, что она тревожит его, и он как бы откладывает рисование членов семьи, а рисует вещи, которые не обладают столь сильной эмоциональной значимостью.

2. Считается, что ребенок наиболее детализирует, дольше всего рисует и разукрашивает фигуру его самого любимого члена семьи. И наоборот, если ребенок отрицательно относится к кому-либо, то рисует этого человека неполно, без деталей, иногда даже без основных частей тела.

Когда отношения ребенка конфликтны и тревожны, эмоционально неоднозначно окрашены, он часто использует штриховку в изображении того члена семьи, с которым у него не сложились эффективные связи. В аналогичных случаях можно наблюдать и перерисовку.

В рисунках можно наблюдать несколько стилей рисования.

3. Анализ процесса рисования дает богатую информацию не только о семейных отношениях ребенка, но и вообще о стиле его работы. Бывают дети, многочисленные отговорки которых, а также манера прикрывания нарисованного рукой, могут свидетельствовать о недоверии ребенка к своим силам, о его потребности к поддержке со стороны взрослого.

Чаще всего свой рисунок начинает с изображения того члена семьи, к которому он действительно хорошо относится.

Иногда наблюдаются паузы перед тем, как ребенок начинает рисовать одну из фигур. Это в некоторых случаях может свидетельствовать об эмоционально неоднозначном или даже негативном отношении ребенка. В комментариях также может сквозить его отношение к членам семьи, но во время выполнения теста психологу не следует вступать в разговор с ребенком.

4. Д ля теста КРС разработана система количественной оценки. Было выделено пять симтомокомплексов:

  1. Благоприятная семейная ситуация
  2. Тревожность
  3. Конфликтность в семье
  4. Чувство неполноценности
  5. Враждебность в семейной ситуации.

В образе какого животного видит вас ваша семья?

Здравствуйте, друзья. Вы когда-нибудь слышали про рисуночный тест, который называется «Семья животных»? А вам интересно, с каким животным ассоциируют вас ваши домашние?

тест «Семья животных» – это один из вариантов методики «Рисунок семьи»

Вы можете попробовать провести его дома и посмотреть, каким вас видят ваши домашние: добродушным медведем, трудолюбивым муравьем или опасным скорпионом, например.

Но для начала я расскажу,

зачем и как проводят тест «Семья животных» психологи.

Итак, если тестируется ребенок , то нарисовать семью животных ему предлагается в том случае, если он отказывается рисовать свою собственную семью, догадываясь, зачем его просят это сделать.

Также можно проводить тест « Семья животных » для того, чтобы подтвердить свои догадки по тесту «Рисунок семьи», или найти какие-то новые признаки.

Можно применять методику «Семья животных» и как самостоятельный тест.

Все то же самое касается и тестирования взрослых . Кстати говоря, этот тест может дать больше информации, чем другие варианты методики «Рисунок семьи» особенно тогда, когда его проходят взрослые.

Тест «Семья животных» можно предлагать в любом возрасте, начиная примерно с 4-х лет .

Вот что вы можете выявить , анализируя рисунок семьи животных:

  • уровень тревожности человека
  • какие имеются взаимоотношения с членами семьи
  • положение автора рисунка в семье, то есть кем он себя в ней чувствует
  • восприятие человеком ситуации в семье, то есть:
Читать еще:  Записи с меткой «мертвецы. Мистические истории про кладбище и покойников

– отношения доминирования-подчинения в семье (кто «главный», кто «не имеет права голоса»)

– конкретные функции, выполняемые разными членами семьи (кто чем занимается или «заведует»)

– эмоциональные связи между членами семьи (кто кого больше любит, например)

– агрессивные проявления других членов семьи (кто кого и как обижает)

Для того, чтобы провести рисуночный тест «Семья животных», необходим стандартный набор инструментов :

  • лист белой бумаги формата А4
  • простой карандаш
  • цветные карандаши
  • ластик

Рисовать можно как простым карандашом, так и цветными – по желанию. Просто в том случае, если человек выполнит рисунок семьи в цвете, вы сможете еще и добавить интерпретацию по цвету. На ластик, как всегда, внимания не акцентируете.

Тест «Семья животных» проводится как индивидуально, так и в группе. Конечно же, индивидуальное тестирование предпочтительнее.

Теперь по поводу самого задания – что нужно нарисовать .

Есть два варианта инструкции к тесту «Семья животных». Какой из них выбрать – решать вам.

Нарисуйте семью, состоящую из животных. Желательно, чтобы все члены семьи были разными животными.

Можно добавить, что это будет сказочная семья (так как на самом деле семья состоит из животных одного рода).

Представьте, что пришел волшебник и превратил всех членов вашей семьи в разных животных. Нарисуйте эту семью животных.

Различия между этими вариантами заключается в том, что в первом случае обследуемому не говорят, что нарисовать он должен собственную семью.

Рисунок семьи животных. Автор: Ирина, 19 лет.

Я, например, люблю проводить рисуночное тестирование по второму варианту. Мне кажется, что, давая задание нарисовать членов семьи, превращенных волшебником в разных животных, я получаю результат, более приближенный к реальности. И это задание почти всегда вызывает у человека какое-то оживление и интерес. Он сразу начинает думать: «Так, нарисую-ка я невестку жабой, а шурина – крокодилом». К примеру.

А вам какой вариант задания к тесту «Семья животных» больше нравится? Каким вы чаще пользуетесь? И вообще, используете ли в своей практике такой рисунок семьи? Было бы интересно выявить, насколько он популярен. Мне кажется, что не очень популярен. А добавлю-ка я, наверное, опрос в конце статьи по этому поводу. Вдруг вам писать не захочется, а выбрать свой вариант ответа на вопрос хватит нескольких секунд. Буду экономить ваше время. Хотя, конечно, поболтать с вами очень хочется!

Итак, процедура тестирования стандартная:

  • Лист бумаги кладут горизонтально.
  • Дают инструкцию в устной форме относительно того, что нужно изобразить (один из двух вариантов).
  • Данные наблюдений за ходом рисования заносят в протокол. При этом обращают внимание, в какой последовательности нарисованы члены семьи.
  • По окончании выполнения задания проводят пострисуночный опрос.

О чем можно спросить автора рисунка:

– Какие животные нарисованы (если непонятно)?

– Кто из них кто в этой семье (какие семейные роли выполняют)?

Если проводите такой тест рисунка семьи с ребенком, не спрашивайте: «Кто папа?», «Кто мама?» и т.д. Попросите его: «Расскажи, кого ты здесь нарисовал». Если он будет называть только животных, скажите: «Это же ты семью рисовал? А кто есть в этой семье?» Но я думаю, не будет ничего страшного, если ребенок вас не поймет, и вы сами спросите, где на рисунке мама, например. Сориентируетесь по изображенным персонажам. Но у меня таких ситуаций не случалось.

– Если кто-то не нарисован (например, сам автор, или его член семьи), то спросите, почему.

Конечно, нужно будет заранее знать реальный состав семьи и с кем проживает человек в одной квартире (доме). Например, если брат живет отдельно, то нет ничего удивительного, если он не появится на рисунке. Бывает наоборот, рисуются все члены семьи, даже если автор рисунка живет один.

Это основные вопросы. Дополнительно вы можете спросить все то же самое, что спросили бы, проводя тест «Рисунок семьи».

Еще обратите внимание на то, что если не уточнять, что члены семьи должны быть разными животными , человек может нарисовать семью, состоящую из животных одного вида (например, кота, кошку и котенка). И это было бы логично. Но, если все же вы забудете это уточнить или сам тестируемый «пропустит мимо ушей» ваше сообщение, то интерпретируйте, что есть.

Также, если вы проводите тест «Семья животных», придерживаясь первого варианта инструкции, то можете столкнуться с тем, что человек изобразит не свою, а какую-то абстрактную семью, насколько позволит ему его воображение. Поэтому внимательно рассматривайте рисунок, проводите пострисуночный опрос и не спешите с выводами!

Если тестируемый говорит, что не умеет рисовать животных, скажите, что для этого теста не нужны художественные способности. Пусть нарисует, как сможет, а потом вам расскажет, кого он изобразил.

На основании такого рисунка семьи животных и пострисуночного опроса можно составить интерпретацию внутрисемейных отношений.

Вот, в общем, на сегодня и все, что я хотела вам рассказать про рисуночный тест «Семья животных». Теперь можете пробовать проводить его дома.

Кстати, хочу сказать по поводу проведения этого рисуночного теста неспециалистами. Преобладает мнение, что рисуночные тесты должен проводить и интерпретировать только психолог. В части интерпретации и диагностики это, конечно, верно. Но если вы не психолог, я считаю, ради интереса можно и порисовать, и узнать о себе что-то новое.

Ведь психологические тесты сейчас тоже очень популярны. «Какой ты друг?», «Умеете ли вы быть счастливым?», «Насколько вы ревнивы?» Подобные тесты носят развлекательный характер. Наверняка, вы не раз в своей жизни проходили нечто подобное.

Читать еще:  Рисуночный тест 10 комнат. Методика исследования личности «Дом-дерево-человек» Дж

А ведь есть среди психологических тестов и такие, которые используют в своей работе психологи. И начинали они свое развитие именно как тесты, которые применялись в области психологии. Получается, что мы имеем дело с двумя «направлениями».

Да и рисуночные тесты онлайн пройти сейчас уже тоже можно. Процедура такая же. Только вам сначала нужно нарисовать мышкой рисунок по заданию. Это тоже интересно. Только в таком случае этот рисуночный тест тоже будет носить только развлекательный характер.

Методика «Рисунок семьи в образах животных»

Методика Рисунок семьи в образах животных»

Благодаря работам С. Кауфмана, В. Хьюлса, Р. Бернса, А. Захарова,
Т. Хоментаускаса методика «Рисунок семьи» получила широкое распространение. Традиционно цель теста «Рисунок семьи» — выявление особенностей внутрисемейных отношений. Благодаря рисованию ребенком семьи и беседе с ним оказывается возможным оценить особенности его восприятия и переживания отношений в семье.

Материалы: лист белой бумаги формата А4, набор цветных карандашей.

Перед началом тестирования психолог просит клиента удобно устроиться за столом; кладет перед ним лист бумаги и комплект из восьми цветных карандашей. Далее дает инструкцию: «Нарисуйте свою семью
в образах животных».

Традиционно после рисования принято задавать клиенту уточняющие вопросы. Необходимо выяснить существенные особенности изображенных фигур, узнать их характер, склонности, специфику взаимоотношений друг с другом.

Примеры вопросов психолога

Расскажите, пожалуйста, о каждом животном подробно: какой
у них нрав, повадки, что они любят, чего не любят. В каких отношениях животные между собой находятся? Кто за кем охотится? Кто от кого спасается? Что является самым главным для каждого животного? Чем можно помочь этим животным, чтобы они жили дружно?

Если психолог работает с семьей (а это логично, когда речь идет о рисовании семьи), важно подвергнуть тестированию всех ее членов. Только в этом случае можно обладать наиболее полной информацией об особенностях внутрисемейных взаимоотношений, месте и роли каждого, бессознательных идентификациях и многом другом. «Полный комплект» рисунков семьи собрать, конечно, чрезвычайно сложно, но очень полезно, ибо перед психологом разворачивается сложный сюжет внутрисемейных отношений.

Технология анализа психологической информативности рисунков содержит три шага.

Шаг первый: понимание
символического значения инструкции

Инструкция к рисованию представляет собой некий посыл бессознательному клиента и актуализирует определенные пласты его внутренней жизни. Она задает направление ассоциативному процессу, в котором участвуют воображение и жизненный опыт клиента.

«Нарисуйте свою семью в образах животных» — рисунок на эту тему можно условно определить как «конфликтный образ» семьи. Надо сказать, что немало взрослых людей с высоким уровнем личностного развития затрудняются изобразить себя и членов своей семьи в образах животных. Они говорят, что преодолели свое «животное начало». Дети же охотнее изображают семью в образах животных. Может быть, оттого, что им легче идентифицировать себя с животными, чем с людьми.

Для психолога чрезвычайно важно, в образе какого животного изображает себя автор рисунка. Эта информация может быть использована психологом в качестве проявления ресурса. В этом случае требуется более глубокое знакомство с символическим значением животного.

Символическое значение животного проявляется на трех основных уровнях:

Личный, субъективный уровень, содержащий характеристику животного автором; Природный, объективный уровень, содержащий биологическую характеристику животного, знание о его повадках, характере и особенностях; Глубинный, культуральный уровень, содержащий информацию об архетипическом символизме животного, отражающий межкультурное единообразие приписываемых ему качеств и свойств.

Символическое значение животного становится особенно важным
в психологической практике тогда, когда ребенок жестко идентифицирован с некоторым животным. Он постоянно рисует его, собирает коллекцию его изображений, копирует повадки, особенности (обычно данный феномен распространен в возрастном интервале от 4 до 7 лет). Естественно, ребенок рисует себя в образе любимого животного. В этом случае работа психолога направлена на то, чтобы помочь ребенку отделить свое «Я» от образа животного.

Итак, «семья в образах животных» покажет психологу систему бессознательных, инстинктивных взаимоотношений в семье, отразит «конфликтный образ».

Шаг второй: описание рисунка
и понимание содержания информативных признаков

Группа общих признаков. Это признаки, характерные для всех рисунков семьи.

Группа дополнительных признаков. Это признаки, появляющиеся
в связи с метафорической инструкцией. Они связаны с символическим значением изображенных образов, характером взаимоотношений между персонажами, родовидовой принадлежностью и пр. Рассмотрим общие признаки рисунков семьи.

Эстетика изображения. Если рисунок выполнен с любовью, желанием, аккуратно, опрятно, линии и цвета его гармоничны, — мы получаем эстетическое удовлетворение. Причем оно может даже не зависеть от техники исполнения и мастерства художника. Стремление к красоте является проявлением эстетических потребностей человека и может быть реализовано даже при отсутствии художественных способностей. Если психолог видит, что автор не придает особого значения эстетике, он может отметить недостаточное развитие эстетической мотивации.

Площадь (размер) рисунка. Обычно рисунок занимает не все пространство листа, обязательно остаются невидимые белые поля. Мы воспринимаем размер рисунка как гармоничный, если автор оставляет
не менее 4 см от краев листа свободными. Нередко размер композиции слишком мал или слишком велик (выходит за невидимые поля), и в этом случае, рассматривая рисунок, мы ловим себя на ощущении дисгармонии. Слишком большой или слишком маленький размер композиции настораживает психолога и также свидетельствует о несформированном внутреннем чувстве гармонии.

Смещение композиции относительно центра. Данный признак относится к разряду «проблемных». Если центр композиции смещен вправо, влево, вверх или вниз, — это также свидетельствует о несформированном внутреннем чувстве гармонии и единого центра. Ощущение центра может быть потеряно в силу действия ряда травматических причин или
не сформировано в связи с неблагоприятными условиями развития и воспитания либо психическими особенностями ребенка. Символическое значение центра — Совершенство, точка интеграции индивидуально-личностных процессов; точка, на которой сходятся силовые линии и от которой они расходятся. Теряя центр, человек теряет внутреннюю точку опоры, равновесия и гармонии. Собственно основная задача психологической работы заключается в том, чтобы сформировать или найти внутренний центр, Самость, стержень личности.

Читать еще:  Школьный квн разминка. Готовим школьный КВН: вопросы для разминки

Соразмерность фигур друг другу и листу. Когда размер фигур адекватен полу и возрасту членов семьи, это гармонично. Однако нередко фигура одного из членов семьи рисуется либо слишком большой, либо слишком маленькой. Такое положение указывает на особое отношение автора
рисунка к данному члену семьи. Обычно чрезмерно большая фигура трактуется как признак значимости этого члена семьи для автора рисунка. Правда, в этом аспекте важен характер изображения: если фигура изображена небрежно, закрашена или ей не хватает некоторых частей тела, то можно говорить об амбивалентных чувствах автора. Он и привязан,
и уважает, и любит, но в то же время испытывает давление, тревогу или агрессию. Если автор рисует фигуру неадекватно маленькой, это, как правило, свидетельство отвержения данного члена семьи либо автором, либо значимым для автора лицом, либо семьей в целом.

Расстояние между членами семьи. Если отношения в семье стабильные, ровные, гармоничные, автор изображает всех членов семьи на примерно равном небольшом расстоянии друг от друга (расстояние может колебаться от 10 до 40 мм). Иногда члены семьи держатся за руки. Однако это обстоятельство не должно слишком радовать психолога. Нередко авторы выдают желаемое за действительное. Особенно некоторые мамы любят изображать семейную идиллию, скрывая неблагополучие. Но бывает, что семья в действительности является дружной и в ней принято оказывать друг другу поддержку.

Наличие предметов между членами семьи. Предметы между членами семьи, с одной стороны, представляют собой препятствия, преграды, средства защиты. С другой стороны, символическое значение предметов может быть созидательным и конструктивным и отражать определенную грань взаимоотношений между членами семьи. Поэтому психологу важно определить функциональную и символическую нагрузку предмета
и только после этого строить психологическую интерпретацию данного признака.

Наличие дополнительных образов. Дополнительными являются образы, не связанные с членами семьи и контекстом ее изображения. Например, домашние животные, солнце, радуга, растения. Конечно, появление домашних животных, если они являются любимцами семьи, совершенно естественно. Насторожить психолога должно появление животных,
не являющихся «членами семьи». Появление солнца или радуги также амбивалентно. С одной стороны, это указывает на потребность в энергии, свете, тепле, с другой — является признаком ресурса семьи.

Контекст изображения. В рисунке семьи мы не задаем определенный контекст, автор его выбирает сам. Например, он изображает семью за обеденным столом дома, или в гостях у бабушки, или семья находится на пикнике, работает на даче. При этом контекст является тем, что объединяет членов семьи. Вероятно, изображение семьи в определенном контексте связано у автора с определенной ситуацией, когда все собираются вместе, испытывают определенный эмоциональный подъем, единение.

Близость членов семьи между собой. Данный признак проявляется через общие цветовые пятна, элементы одежды, образ действий, характер изображения. Одним из наиболее информативных признаков является цвет. Например, автор раскрашивает себя и маму одним цветом, который в ряду цветовых предпочтений стоит на первом месте. Это дает основание предположить, что между автором и его матерью существует позитивная связь, понимание, любовь или автор страстно желает этого. Интересно, что на разных рисунках автор может идентифицировать себя с разными членами семьи.

Дополнительные признаки адресуют психолога к символическому анализу изображенных персонажей. Для понимания тонкостей внутрисемейных взаимоотношений психологу важно задать себе несколько вопросов:

Не являются ли животные, в образах которых изображаются члены семьи, антагонистами по отношению друг к другу? Принадлежат ли они к одному роду, виду, категории? Если они разные по родовидовой принадлежности, каким образом они могут строить друг с другом конструктивные взаимоотношения?

Чтобы понять содержание дополнительных признаков, психологу
недостаточно рисунков, необходимо расспросить автора и уточнить символическое значение изображенных образов.

Шаг третий: определение «гармоничных» и «проблемных»

потребностей автора рисунка и формулировка
перспективных задач психологической работы

Доминирующей потребностью, которую отражает рисунок, является потребность в принадлежности и любви. И это естественно, ибо именно семья либо удовлетворяет эту потребность, либо фрустрирует. Потребности безопасности и защиты, самоуважения и личностного совершенствования также могут требовать психологической работы.

Если речь идет о психологической работе с потребностью принадлежности и любви, главная задача — оказать содействие гармонизации внутрисемейных взаимоотношений. Психолог должен построить работу таким образом, чтобы, с одной стороны, способствовать принятию автором рисунка отдельных членов семьи, с другой — содействовать принятию автора рисунка членами семьи.

Психологический комментарий (см. рис. V—VI на вклейке): Сильнейшую фрустрацию потребности в любви, принятии и безопасности отражают рисунки воспитанников школы-интерната (рисунки Галины
и Александра). Не только мир представляется этим детям хаотичным, беспорядочным и опасным, но даже собственная семья. Нарисованные образы весьма конфликтны и могут представлять значительную опасность для животного, с которым идентифицирует себя автор (рисунок Александра). Единственное, что сохраняет мир в семье, нарисованной Галиной — это психологическая дистанция между ее членами. Дети
в таких семьях чувствуют себя отвергнутыми и беззащитными.

Источники:

https://econet.ru/articles/162986-metodika-r-bensa-s-kaufmana-kineticheskiy-risunok-semi
https://detskiefantazii.ru/risunochnie-testi/metodika-risunok-semi/test-semya-zhivotnyih-v-metodike-risunok-semji.html
https://pandia.ru/text/80/580/73849.php

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Для любых предложений по сайту: [email protected]