Произведения с проблемой экологии. Экология в произведениях современных писателей
Экология в художественной литературе
Экология в художественной литературе
“Говорить сегодня об экологии – это,
значит, говорить не об изменении
жизни, а о её спасении”.
Согласно Указу Президента Российской Федерации № 7 от 5 января 2016 года «О проведении в Российской Федерации года экологии» 2017 год в России объявлен Годом экологии. Подобную задачу было решено воплотить в жизнь в связи с мировой тенденцией обращения общественного внимания на проблемы экологического характера каждой страны в отдельности и всего мира в целом.
Сегодня о проблемах экологии говорят повсюду: в печати, по телевидению, в интернете. Но кто же сказал первым, кто обратился в этой теме ещѐ в XIX веке, кто заметил начало этой губительной тенденции уже тогда, когда круг экологических проблем ограничивался необоснованной вырубкой помещичьей рощи? Как это часто случается, первыми здесь были «голоса народа» — писатели.
Проблему взаимоотношения человека с окружающей средой поднимают и современные российские и зарубежные писатели.
Предлагаем вашему вниманию список произведений, авторы которых не только восхищаются, но и заставляют задуматься, предупреждают о том, к чему может привести неразумное потребительское отношение к природе.
Арсеньев, В.К. Дерсу Узала: романы / В. Арсеньев. – М.: Вече, 2013.—493 с.—(Сибириада).
Книги В.К. Арсеньева — выдающегося путешественника, исследователя Дальнего Востока и писателя давно вошли в золотой фонд советской географической и приключенческой литературы. Автор книги — человек особенный. Это русский путешественник и исследователь начала двадцатого века, который сам был участником и руководителем многих экспедиций по Дальнему Востоку. В этих произведениях он рассказывает о том, какие тайны и несметные богатства хранит в себе суровая тайга, о том, как трудно выжить неподготовленному человеку, оказавшемуся одному в тайге.
Дерсу Узала — это имя главного героя, старого охотника-следопыта, который помогал Арсеньеву в его путешествиях, помогая прокладывать маршруты в непроходимых местах, в критических ситуациях не раз спасая ему жизнь. Акира Куросава снял по этим произведениям свой знаменитый фильм «Дерсу Узала».
Астафьев, В. Царь-рыба: повести, рассказы / В. Астафьев.— М.: ЭКСМО, 2009.—800 с.
Самобытный талант русского прозаика Виктора Астафьева мощно и величественно звучит в одном из самых значительных его произведений — повествовании в рассказах «Царь-рыба». Эта книга, принесла автору всенародное признание и мировую известность.
Астафьев в «Царь-рыбе» с помощью простых образов пове-ствует не только о разрушении природы, но и о том, что человек, «духовно браконьерствуя» по отношению ко всему, что его окружает, начинает разрушаться и личностно. Схватка с «природой» заставляет главного героя новеллы, Игнатьича, задуматься о своей жизни, о совершенных им грехах: «Игнатьич отпустился подбородком от борта лодки, глянул на рыбину, на ее широкий бесчувственный лоб, бронею защищающий хрящевину башки, желтые исиние жилки-былки меж хрящом путаются, и озаренно, в подробностях обрисовалось ему то, от чего он оборонялся всю почти жизнь и о чем вспомнил тут же, как только попался на самолов, но отжимал от себя наваждение, оборонялся нарочитой забывчивостью, однако дальше сопротивляться окончательному приговору не было сил».
Толстая, Т. Кысь / Т. Толстая. – Москва: Эксмо, 2003.—320 с.
Татьяна Толстая — прозаик, публицист, телеведущая («Школа злословия»), лауреат Премии им. Белкина («Легкие миры»). Автор сборников рассказов «На золотом крыльце сидели…», «День», «Ночь», «Изюм», «Легкие миры», «Невидимая дева» и др.
Роман «Кысь» был удостоен премии «Триумф» и вошел в шорт-лист премии «Русский Букер».
Наступил XXI век. Проблема экологии приобрела уже совсем иные очертания, чем это мыслилось полвека или век назад. В 2000 году Татьяна Толстая пишет роман-антиутопию «Кысь», где все темы, разрабатываемые в русской «природной» литературе ранее, как бы приведены к общему знаменателю.
Человечество уже не раз ошибалось, оказываясь на самой грани катастрофы. Ряд стран имеет ядерное оружие, наличие которого ежеминутно грозит обернуться трагедией, если человечество не осознает себя. В романе «Кысь» Толстая описывает жизнь после ядерного взрыва, показывая трагедию экологического плана и потерю нравственных ориентиров, которые стоят для автора совсем рядом, как это должно быть для каждого человека.
Распутин, В. Прощание с Матерой: повести, рассказ / Валентин Распутин .— М.: ЭКСПО, 2013.—639 с.
Имя Валентина Распутина широко известно и в России, и за ее пределами — его книги переведены на многие языки мира. В его творчестве нашла отражение острейшая проблема конца XX века: разрушение природы и нравственности под воздействием цивилизации. Писатель задается вопросами о смысле жизни, о соотношении нравственности и прогресса, о смерти и бессмертии. И о том, что делает человека человеком: о мужестве и достоинстве, о терпении и вере.
В повести «Прощание с Матёрой» речь идет о жизни и умирании маленькой деревеньки Матёра, что на реке Ангара. На реке строят Братскую ГЭС, и все «ненужные» деревни и острова необходимо затопить. Жители Матёры не могут смириться с этим. Для них затопление деревни – их личный Апокалипсис. Валентин Распутин родом из Иркутска, и Ангара для него – родная река, и от этого только громче и решительнее он рассказывает о ней, и о том, как органично всё в природе устроено изначально, и как легко эту гармонию разрушить. Как пожарный набат звучит голос Распутина: мы все вместе ответственны за порядок в своём доме, нам его сообща и наводить.
В повести «Прощание с Матерой» с наибольшей полнотой воплотилась русская идея соборности, слияния человека с миром, Вселенной, родом.
Пронзительная искренность, трагизм и исповедальность прозы В. Распутина потрясают не одно поколение читателей.
Васильев, Б. Не стреляйте в белых лебедей / Б. Васильев .— М.: Вече, 2012. — 318 с. – (Любимая проза)
Роман «Не стреляйте белых лебедей» занимает особое место в творчестве Бориса Васильева, писателя-фронтовика, знаменитого своей пронзительной и честной прозой о войне. Это произведение, которое некоторые критики упрекали в излишнем сентиментализме, неизменно вызывает у читателя острую жалость и сострадание к судьбе главного героя и настойчиво напоминает о том, что добро уязвимо. За какое бы дело ни брался Егор Полушкин, все кончалось недоразумением. И жена, и соседи звали его не иначе как бедоносцем. Но непутевый этот мужик был наделен талантом истинного художника и собственным взглядом на жизнь, который сильно отличал его от односельчан, практичных и рассудительных. В конце концов Егор находит свое призвание, дело, которое у него получается лучше всего, — любить и заботиться о прекрасном. Став лесничим, он с особой нежностью бережет семейство белых лебедей. Но однажды в лес приходят браконьеры…
Паустовский, К. Повести и рассказы / К. Паустовский. – Л.: Худож. лит., 1985.—319 с.: ил.- (Классики и современники)
«Только так, исследуя какой-нибудь клочок нашей страны, можно понять, как она хороша и как мы сердцем привязаны к каждой ее тропинке, роднику и даже к робкому попискиванию лесной пичуги».
Вот что он делал всегда. Исследовал «какой-нибудь клочок нашей страны», неприметный, казалось бы, затерянный на голубых просторах родины. Зоркий наблюдатель, он видел необычное в обычном и обычное в необычном, он открывал нам прелесть каждой травинки, березки, речушки, открывал красоту сокровенную, внутреннюю, которую увидеть можно только сердцем.
Повести и рассказы Константина Георгиевича, о чем бы ни были написаны, неизменно посвящены теме человека и природы, человека и Родины.
Написанные отточенным, чистейшим литературным языком, наполненные звуками, светом, переливами красок, эти проникновенные рассказы порой бывают пронзительны до слез (из тех, что читают еще в детстве, — «Теплый хлеб», «Робкое сердце»), но каждый очищает душу, воспитывает ее лучшие качества, любовь ко всему земному, взращивает в читателях стремление стать добрее, лучше.
Залыгин, С. На Большую землю / С. Залыгин. – М.: Молодая гвардия, 1985.—495 с.—(Библиотека юношества).
В сборник писателя, лауреата Государственной премии СССР вошли роман «Тропы Алтая» посвященный исследователям Горного Алтая — чудесного края на юге Западной Сибири, наделенного самыми разнообразными природными богатствами.
Два поколения ученых составляют «Карту растительных ресурсов» Алтая летом 1960 года. И хотя действие романа ограничивается несколькими месяцами, перед нами возникают непростые судьбы и биографии героев на протяжении почти всей их жизни. Человек и природа, человек — покоритель природы — вот основная идея романа, насыщенного острыми конфликтами, научными и философскими спорами.
Также в книгу вошли повесть «Наши лошади» и рассказы «На Большую Землю», «Пик половодья» и «Санный путь».
У Залыгина-писателя странная судьба. Несомненно, счастливая — как писатель он реализовался полностью. Прежде всего, Залыгин опроверг привычное представление о писательской биографии. Принято считать, что писатель начинает с короткого разбега, затем — бурное цветение таланта, когда на одном дыхании создаются самые яркие, эмоционально насыщенные произведения; далее следует постепенное оформление собственного стиля, которое идет параллельно с ослаблением эмоционального напора. Ну, а в конце биографии — медленное угасание творческого дара и переход к публицистике и мемуарным заметкам. А Залыгин-художник шел по восходящей до последних лет своей жизни. Даже тогда, когда силы его начали уходить катастрофически,(последние годы он очень часто попадал в реанимационное отделение), когда начинало отказывать, казалось бы, все — ему не отказывал, а как будто все разворачивался и разворачивался его дар художника.
Одну из последних своих повестей «Экологический роман» он заканчивал в реанимации. «Там, знаете, спокойно, никто не мешает, телефон молчит, там и дописал», — отвечал он на вопросы коллег.
Главная тема «Экологического романа» – Чернобыльская катастрофа. Чернобыль здесь не только глобальная трагедия, но и символ вины человека перед природой. Роман Залыгина проникнут сильным скептицизмом по отношению к человеку, к бездумной погоне за фетишами технического прогресса. Осознать себя частью природы, не разрушать её и себя – к этому нас призывает одно из последних произведений русского писателя Сергея Залыгина.
Леонов, Л. Русский лес: роман / Л. Леонов. – М.: Сов. писатель, 1991. – 537 с.
Современная «экологическая проза» развивается в традициях предшествующей литературы, прежде всего романа Л. Леонова «Русский лес». Роман «Русский лес», опубликованный в 1953 году, – произведение необыкновенно емкое и глубокое. Разрабатывая основную тему произведения, Л. Леонов проделал огромную работу: подробно изучил лесоводческие проблемы, труды классиков русского лесоводства и современные дискуссии на эту тему.
Центральный конфликт романа – спор двух ученых-лесоводов Ивана Вихрова и Александра Грацианского. Вихров призывал соотносить процент вырубки лесов с их приростом, Грацианский, прикрываясь лозунгами о плановом производстве, выступал за бесконтрольность в лесных делах.
Идея разумного отношения к лесным богатствам необыкновенно важна и по сей день, однако смысл произведения не сводится только к этому. «Для меня „Русский лес“ — это раздумья о прошлом, настоящем и будущем моей Родины и моего народа», — говорил сам автор.
Леонов своим произведением сложил гимн русскому лесу — щедрому источнику жизни народа. Никто еще из писателей не воспел так русский лес, не показал так его значение в истории своего народа, как Леонов.
Человек и природа – одна их самых главных проблем, которые волнуют литературу. Чем больше люди берут от природы, тем с большим вниманием и ответственностью они должны подходить к сохранению и воспроизводству окружающей среды.
Благополучие – это не только крыша над головой, автомобиль, красивая одежда. Благополучие немыслимо без здоровой пищи, без чистого воздуха, чистой воды, без радующего глаз пейзажа, без цветов и пения птиц. Мудрость состоит в том, чтобы сегодня, предрешая завтрашний день, помнить об этом.
Проблемы экологии: аргументы из литературы
Непознанные океанические глубины, таинственные дали космоса, удивительные тропические леса, поражающие воображение горные массивы – удивительный, загадочный и таинственный мир окружает нас с незапамятных времен. Постоянное стремление человека к прогрессу, безусловно, дало свои результаты – вода течет для нас прямо из крана, а электричество и интернет стали настолько привычными, что сейчас нам трудно представить свое существование без этих благ цивилизации.
Огромные заводы, количество которых растет с каждым годом, обеспечивают современное человечество практически всеми необходимыми ресурсами. Мы освоили металл и научились использовать нефть, изобрели бумагу и порох, а огромные информационные ресурсы хранятся теперь на крошечных пластиковых носителях.
За все нужно платить
Казалось бы, жизнь современного человечества едва ли не идеальна – все под рукой, все можно купить или произвести, однако не все так гладко. В погоне за прогрессом мы упускаем из виду одну крайне важную деталь – ограниченность природных ресурсов. Ежегодно деятельность человека становится причиной вымирания огромного количества видов живых существ, не говоря уже об уничтожении лесов и существенных изменениях в климате, ведущих к катаклизмам глобального масштаба.
Одними из самых серьезных и требующих внимания вопросов являются проблемы экологии. Аргументы в пользу сохранения окружающей среды существуют самые разные, начиная от призывов к милосердию и заканчивая научными доказательствами существования угрозы планетарного масштаба.
О чем снимают кино
Если задуматься, на данный момент существует по-настоящему ошеломляющее количество кинолент, в которых раскрывается проблема необходимости защиты окружающей среды. В качестве примера можно привести знаменитый фильм-катастрофу «Послезавтра», в котором раскрывается тема глобального потепления, или нашумевшую в свое время картину с Джоном Кьюсаком в главной роли с минималистичным названием «2012».
По большому счету, одними из самых востребованных тем в современном (и не только) кинематографе являются именно проблемы экологии. Аргументы в пользу ограничения использования природных ресурсов буквально сыплются на зрителя прямо с экрана, однако до сих пор это не приносит существенных результатов.
Книжные страницы
Не реже встречается такого рода тематика и в литературе. Не только художественная, но и научная книжная продукция с самых разных сторон освещает всевозможные аргументы по проблеме экологии. В книге «Silent spring», к примеру, раскрывается опасность использования пестицидов, а Робин Мюррей в своей работе «Цель – Zero Waste» обращает внимание читателя на необходимость качественной утилизации отходов ради сохранения окружающей среды.
В любой классической или современной антиутопии так или иначе освещается тема иррационального использования естественных ресурсов и пагубного влияния человека на флору и фауну планеты.
По следам Рэя Брэдбери
Классическим примером художественной литературы на тему иррационального использования ресурсов и возможностей человеком можно назвать роман «И грянул гром» Рэя Брэдбери. Не последнее место в произведении занимают и проблемы экологии. Аргументы автор приводит весьма впечатляющие – исчезновение крошечной бабочки может привести к по-настоящему необратимым последствиям, изменившим весь ход эволюции.
A Friend of the Earth
В данном романе описывается экологическая ситуация в не таком уж и далеком 2026 году, когда практически не осталось ни деревьев, ни диких животных. Казалось бы, какие еще требуются аргументы? К проблеме экологии в литературе обращаются многие писатели, вот и автор рассматриваемого нами произведения не скупится на масштабные сравнения былого и будущего и описание того, что Земля может потерять, если население планеты не пересмотрит свои взгляды на использование природных ресурсов.
Об этом говорил Оруэлл
Бесконечные здания всевозможных министерств, грязь, разруха, в которые погружен современный мир – вот классический пейзаж из романа «1984», в котором аргументы к проблеме экологии заключаются по большей части в сравнениях между естественностью природы и холодом камня, возведенного человеком.
«Облачный атлас»
И фильм, снятый совместно Томом Тыквером и тандемом Вачовски, и книга Дэвида Митчелла пытаются обратить внимание масс на неразумное поведение человека. Хоть и косвенно, в этом произведении также освещаются определенные проблемы экологии. Аргументы автор приводит таким образом, что читатель (а затем и зритель) попросту порой не может понять, прошлое перед ним или будущее.
Шумящие мегаполисы без единого следа растительности перекликаются в этом шедевре с бескрайними зелеными лесами и голубыми океанами, среди которых больше нет места человеку. Специальным мылом здесь заменяется еда, а общество обслуживается специально созданными для этого «фабрикатами», которых утилизируют и превращают в источник энергии по истечении срока годности.
Описание прекрасного
На сегодняшний день одной из самых насущных проблем считается именно проблема экологии. Аргументы из литературы на эту тему могут быть абсолютно научными и доказанными фактами, однако они не сравнятся с описаниями чистоты и красоты флоры и фауны, которыми изобилует мировая классика. Как можно не задуматься о сохранении окружающей среды, читая о девственных джунглях и океанических глубинах в «Робинзоне Крузо» Даниэля Дефо? Как можно оставаться равнодушным к спасению редких видов, держа в руках автобиографическую книгу Джой Адамсон «Рожденная свободной»?
Что для современного человечества проблема экологии? Аргументы из литературы, кинематографа и даже компьютерных игры из разряда Last of us более не способны его впечатлить. Порой кажется, что воображаемая кнопка «стоп», отвечающая за прекращение уничтожения окружающей среды, может быть нажата только в самой крайней, предельной ситуации, когда пути назад может уже не быть.
Огромное количество ведущих ученых всего мира непрерывно трубят о нависшей над человечеством угрозе, приводя все более и более весомые аргументы. На проблему экологии невозможно закрывать глаза. Все большие масштабы приобретают акции в пользу сохранения окружающей среды. Соответствующие петиции собирают миллионы и даже миллиарды подписей по всему миру, однако это не останавливает современного человека. И кто знает, к чему это впоследствии приведет…
Проблемы экологии в литературе
Публичная лекция на районном конкурсе “Учитель года”
Всё меньше окружающей природы,
Всё больше окружающей среды…
Р. Рождественский.
Литература всегда чутко реагировала на все изменения, происходящие в природе и окружающем мире. Отравленный воздух, реки, земля — все молит о помощи, о защите. Наше сложное и противоречивое время породило огромное количество проблем, экономических, нравственных и других, но, по мнению многих, среди них самое важное место занимает экология. От нее зависит наше будущее и будущее наших детей. Катастрофа века — это экологическое состояние окружающей среды. Многие районы нашей страны давно уже стали неблагополучными: уничтоженный Арал, который так и не смогли спасти, умирающие полесские болота, зараженный радиацией Чернобыль. Кто виноват? Человек, истребивший, уничтоживший свои корни, человек, забывший, откуда он родом, человек-хищник, который становился страшнее зверя. Этой проблеме посвящен ряд произведений таких знаменитых писателей, как Чингиз Айтматов, Валентин Распутин, Виктор Астафьев, Сергей Залыгин и другие.
Не может оставить равнодушным читателя роман Ч. Айтматова «Плаха». Автор говорит о самом наболевшем. Это крик, роман, написанный кровью, это отчаянный призыв, обращенный к каждому. В центре повествования — противостояние человека и пары волков, потерявших своих детенышей по вине человека.
Роман начинается рассказом о волках, затем в повествовании возникает более широкая тема — тема степи. По вине человека гибнет естественная природная среда обитания волков. Волчица Акбара после гибели своего выводка встречается с человеком один на один, она сильна, а человек бездушен, но волчица не считает нужным убить его, она лишь уводит его от своих новорожденных детенышей. И в этом мы видим вечный закон природы: не причинять зла друг другу, жить в единстве. Но и второй выводок волчат погибает во время разработки озера, и опять мы видим ту же низость человеческой души. Никого не волнует уникальность этого мирка и его обитателей, потому что прибыль, нажива для них важнее всего. И вновь безграничное горе матери-волчицы; ей негде найти убежище от извергающих пламя махин. Последнее пристанище волков — горы, но и здесь они не находят успокоения. Наступает перелом в сознании Акбары — ведь зло должно быть наказано. В ее изболевшейся, израненной душе поселяется чувство мести, но нравственно Акбара выше человека. Спасая человеческое дитя, существо чистое, еще не тронутое грязью окружающей действительности, Акбара проявляет великодушие, простив людям причиненное ей зло.
Испытывая жгучую боль за погибающую природу, современная литература выступает в качестве ее защитника. Большой общественный отклик вызвала повесть Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Для лесника Егора Полушкина лебеди, которых он поселил на Черном озере, — это символ чистого, высокого и прекрасного.
В повести В. Распутина «Прощание с Матерой» поднимается тема вымирания деревень. Бабка Дарья, главная героиня, тяжелее всех принимает новость о том, что прожившая триста лет деревня, где она родилась, доживает свою последнюю весну. На Ангаре строят плотину, и деревня будет затоплена. И вот тут бабка Дарья, проработавшая полвека безотказно, честно и самоотверженно, почти ничего не получавшая за свой труд, вдруг начинает сопротивляться, защищая «свою старую избу, свою Матеру, где жил ее прадед и дед, где каждое бревнышко не только ее, но и ее предков. Жалеет деревню и ее сын Павел, который говорит, что не больно ее терять только тому, кто «не поливал потом каждую борозду». Павлу понятна и сегодняшняя ситуация, он понимает, что плотина нужна, но не может смириться с этим бабка Дарья, потому что затопят могилы, а это — память. Она уверена, что «правда в памяти, у кого нет памяти — у того нет жизни».
Горюет Дарья на кладбище у могил своих предков, просит у них прощения. Сцена прощания на кладбище не может не тронуть читателя. Строится новый поселок, но в нем нет той деревенской жизни, той силы, которой набирается крестьянин с детства, общаясь с природой.
Против варварского уничтожения лесов, животных и вообще природы со страниц печати постоянно звучат призывы писателей, которые стремятся пробудить в читателях ответственность за будущее. Вопрос об отношении к природе, к родным местам — это и вопрос об отношении к Родине. Уроки литературы способствуют развитию у юных граждан любви и бережного отношения к природе.
Я считаю, что нам всем надо всерьез задуматься о том, какой станет природа нашего отечества в будущем. Разве можно пожелать нашим потомкам жизни на голой земле, без рощ и соловьиных трелей?! Вот поэтому я совершенно согласна с Чингизом Айтматовым: экология и нравственность соединены одной линией жизни.
Источники:
https://abinlib.ru/785-ekologiya-v-hudozhestvennoy-literature.html
https://fb.ru/article/197443/problemyi-ekologii-argumentyi-iz-literaturyi
https://www.proza.ru/2018/11/10/985