Проявление массовой культуры тип общества. Предпосылки появления массовой культуры
Массовая культура
Содержание
- Признаки массовой культуры
- Средства массовой информации
- Что мы узнали?
Бонус
- Тест по теме
Признаки массовой культуры
Все виды творчества обладают особыми чертами. Перечислим основные признаки массовой культуры:
- доступность для всех людей
Произведения массовой культуры доступны и понятны для большинства людей, они создаются для отдыха, получения удовольствия.
Массовая культура появилась в период быстрого развития техники, перехода к широкому распространению фабричного производства – индустриализации. Тогда человек начал нуждаться в простом, приятном виде досуга после рабочего дня. Именно в этот период появляются простые, развлекательные книги, фильмы и музыка.
- интерес со стороны потребителя
Произведения массовой культуры привлекают зрителей понятными сюжетами, повествующими о близких им эмоциях и чувствах, заставляющих сопереживать героям. Действие, как правило, происходит быстро, и зрителей ждет счастливый конец.
- наличие целых серий, большого тиража
Произведения массовой культуры выпускаются в большом количестве: книги, диски с фильмами и музыкой. Также повторяемость касается и самих сюжетов, которые, как правило, не отличаются разнообразием, а меняются лишь детали.
- пассивность восприятия
Массовая культура не требует от потребителя больших моральных затрат, особого труда. Она облегчает восприятие благодаря легкости сюжетов, ярким изображениям. Например, при просмотре фильма не нужно воображать, домысливать сюжет, представлять героев, как при чтении книги.
- коммерческие цели
Особенность массовой культуры в том, что произведения в ней создаются профессионалами, которые хотят их продавать и извлекать из этого выгоду. Для того чтобы товар покупало как можно больше людей, они ориентируются на простые и понятные для большинства вещи.
Некоторые люди являются сторонниками точки зрения о примитивности массовой культуры. Но нельзя однозначно оценивать ее как плохую. Благодаря ей на свет появилось много замечательных деятелей искусства и произведений, например, роман М. Митчелл “Унесенные ветром”.
Средства массовой информации
Большую роль в распространении массовой культуры играют специальные каналы, с помощью которых произведения находят своего потребителя, регулярно транслируя их. К СМИ относятся телевидение, радио, газеты, журналы. Сейчас наибольшую популярность приобрел интернет.
Что мы узнали?
Изучив тему по обществознанию, мы узнали, что массовая культура – это вид человеческой деятельности, направленный на создание товаров, имеющих большой спрос в обществе. Это могут быть фильмы и книги, музыка и живопись. Главное их отличие от других видов искусства в том, что они создаются профессионалами с целью продажи и имеют простые и понятные сюжеты, отражают близкие для людей эмоции и чувства.
Возникновение массовой культуры
Относительно предпосылок появления массовой культуры существует несколько точек зрения:
1. Массовая культура зародилась на заре христианской цивилизации. В качестве примера называются упрощенные варианты Библии (для детей, для нищих), рассчитанные на массовую аудиторию.
2. В XVII-XVIII веках в Западной Европе появляется жанр приключенческого, авантюрного романа, что значительно расширило аудиторию читателей за счет огромных тиражей. (Пример:Даниэль Дефо — роман «Робинзон Крузо» и еще 481 жизнеописание людей рискованных профессий: следователей, военных, воров, проституток и т. п.).
3. В 1870 г. в Великобритании был принят закон о всеобщей грамотности, позволивший многим освоить главный вид художественного творчества XIX века — роман. Но это лишь предыстория массовой культуры. В собственном смысле массовая культура проявила себя впервые в США на рубеже ХIХ-ХХ веков.
Появление массовой культуры связано с массовизацией жизни на рубеже ХIХ-ХХ веков. В это время возросла роль людских масс в различных областях жизни: экономике, политике, управлении и общении людей. Ортега-и-Гасет так определяет понятие масс:
Масса — это толпа. Толпа в количественном и визуальном отношении есть множество, а множество с точки зрения социологии и есть масса. Масса — средний человек. Общество всегда было подвижным единством меньшинства и массы. Меньшинство — совокупность лиц, выделенных особо, масса — невыделенных ничем. Причину выдвижения масс на авансцену истории Ортега видит в низком качестве культуры, когда человек данной культуры «не отличается от остальных и повторяет общий тип».
К числу предпосылок массовой культуры можно также отнести возникновение в период становления буржуазного общества системы массовых коммуникаций (пресса, массовое книгоиздание, затем радио, телевидение, кино) и развитие транспорта, позволивших сократить пространство и время, необходимые для передачи и распространения в обществе культурных ценностей. Культура выходит из местного, локального существования и начинает функционировать в масштабах национального государства (возникает национальная культура, преодолевающая этнические ограничения), а затем и входит в систему межнационального общения.
К числу предпосылок массовой культуры следует отнести также создание в рамках буржуазного общества особой структуры институтов для производства и распространения культурных ценностей:
1. Появление общественных институтов образования (общеобразовательные школы, профессиональная школа, высшие учебные заведения);
2. Создание институтов, производящих научные знания;
3. Появление профессионального искусства (академии изобразительного искусства, театр, опера, балет, консерватория, литературные журналы, издательства и объединения, выставки, публичные музеи, выставочные галереи, библиотеки), которое включало также возникновение института художественной критики как средства популяризации и развития его произведений.
Массовая культура формирует в обществе общественный слой, получивший название «средний класс». Этот класс стал стержнем жизни индустриального общества. Для современного представителя «среднего класса» характерно:
1. Стремление к успеху. Достижение и успех — вот ценности, на которые ориентируется культура в таком обществе. Не случайно так популярны в ней рассказы, как кто-то вырвался из бедняков в богачи, из бедной эмигрантской семьи в высокооплачиваемую «звезду» массовой культуры.
2. Вторая отличительная черта человека «среднего класса» — обладание частной собственностью. Престижная машина, замок в Англии, дом на Лазурном берегу, апартаменты в Монако. В результате отношения между людьми подменяются отношениями капиталов, доходами, т. е. носят обезличено формальный характер. Человек должен быть в постоянном напряжении, выживать в условиях жёсткой конкурентной борьбы. А выживает сильнейший, т. е. преуспевающий в погоне за прибылью.
3. Третья ценность, свойственная человеку «среднего класса» — индивидуализм. Это признание прав личности, её свободы и независимости от общества и государства. Энергия свободной личности направляется в сферу экономической и политической деятельности. Это способствует ускоренному развитию производительных сил. Равенство возможностей, конкуренция, личный успех — с одной стороны, это хорошо. Но, с другой, это ведёт к противоречию между идеалами свободной личности и действительностью. Иными словами, как принцип отношения человека к человеку индивидуализм антигуманен, а как норма отношения человека к обществу — антисоциален.
В искусстве, художественном творчестве массовая культура выполняет следующие социальные функции:
· приобщает человека к миру иллюзорного опыта и несбыточных грёз;
· пропагандирует господствующий образ жизни;
· отвлекает широкие массы людей от социальной активности, заставляет приспосабливаться.
Элитарная культура (от франц. elite — отборное, лучшее) может быть определена как субкультура привилегированных групп общества (при этом иногда их единственной привилегией может быть право на культурное творчество или на сохранение культурного наследия), которая характеризуется ценностно-смысловой обособленностью, закрытостью; элитарная культура утверждает себя как творчество узкого круга «высочайших профессионалов», понимание которого доступно столь же узкому кругу высокообразованных ценителей. Элитарная культура претендует на то, что она стоит высоко над «обыденностью» повседневной жизни и занимает позицию «высшего суда» в отношении социально-политических проблем общества.
Элитарная культура рассматривается многими культурологами как антипод массовой. Производителем и потребителем элитарной культурной является с этой точки зрения высший, привилегированный слой общества — элита. В современной культурологии утвердилось понимание элиты как особого слоя общества, наделенного специфическими духовными способностями.
Элита — это не просто высший слой общества, правящая верхушка. Элита есть в каждом общественном классе.
Элита—это часть общества, наиболее способная к духовной деятельности, одаренная высокими нравственнымии эстетическими задатками. Именно она обеспечивает общественный прогресс, поэтому искусство должно быть ориентировано на удовлетворение ее запросов и потребностей. Основные элементы элитарной концепции культуры содержатся в философских сочинениях А. Шопенгауэра («Мир как воля и представление») и Ф. Ницше («Человеческое, слишком человеческое», «Веселая наука», «Так говорил Заратустра»).
А. Шопенгауэр делит человечество на две части: «людей гениев» и «людей пользы». Первые способны к эстетическому созерцанию и художественной деятельности, вторые ориентированы только на чисто практическую, утилитарную деятельность.
Размежевание элитарной и массовой культуры связано с развитием городов, книгопечатания, возникновением заказчика и исполнителя в сфере искусства. Элитарное — для искушенных знатоков, массовое — для обычного, рядового читателя, зрителя, слушателя. Произведения, выступающие в качестве эталона массового искусства, обнаруживают, как правило, связь с фольклорными, мифологическими, лубочными построениями, которые существовали раньше. В XX веке элитарную концепцию культуры резюмировал Ортега-и-Гасет. В работе этого испанского философа «Дегуманизация искусства» утверждается, что новое искусство обращено к элите общества, а не к его массе. Поэтому совершенно необязательно искусство должно быть популярным, общепонятным, общечеловеческим. Новое искусство должно отчуждать людей от реальной жизни. «Дегуманизация»— и есть основа нового искусства ХХ века. В обществе есть полярные классы — большинство (массы) и меньшинство (элита). Новое искусство, по Ортеге, разделяет публику на два класса — тех, кто понимает его, и тех, кто не понимает, т. е. на художников и тех, кто художниками не является.
Элита, по мнению Ортега, это не родовая аристократия и не привилегированные слои общества, а та его часть, которая обладает «особым органом восприятия». Именно эта часть способствует общественному прогрессу. И именно к ней должен обращаться своими произведениями художники. Новое искусство и должно содействовать тому, чтобы «. Лучшие познавали самих себя, учились понимать свое предназначение: быть в меньшинстве и сражаться с большинством».
Типичным проявлением элитарной культуры является теория и практика «чистого искусства» или «искусства для искусства», которая нашла свое воплощение в западноевропейской и русской культуре на рубеже ХІХ-ХХ веков. Так, например, в России идеи элитарной культуры активно развивало художественное объединение «Мир искусства» (художник А. Бенуа, редактор журнала С. Дягилев и др.).
Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 646 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ
Понятие, причины возникновения и этапы массовой культуры
В рамках определенной исторической эпохи всегда существовали различные культуры: интернациональная и национальная, светская и религиозная, взрослая и молодежная, западная и восточная. В современном обществе огромное значение приобрели массовая и элитарная культуры.
Массовая культура (лат. massa – ком, кусок) – понятие, которое в современной культурологии связывается с такими социальными группами, которым свойствен “усредненный” уровень духовных потребностей.
«Массовая культура» сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления. Радио, телевидение, современные средства связи, а затем видео- и компьютерная техника способствовали её распространению. Существует несколько мнений по поводу ее возникновения и существования как таковой.
1. американский культуролог Мак Дональд считает, что массовая культура – это и вовсе не культура, а пародия на нее, в ней не может быть нравственных и художественных ценностей. Есть и такая точка зрения,
2. что массовая культура – это современный индустриальный фольклор, но здесь есть несостыковка, так как фольклор выходит из народной среды, а массовая культура навязывается сверху.
3. Другая позиция- массовая культура – это порождение культуры американской, интернациональной по своей основе. Возникла она потому что в США не сформировалась единая национальная культура (там не было носителей традиционной культуры) Именно массовая культура — индикатор многих сторон жизни общества и одновременно коллективный пропагандист и организатор его, общества, настроений. Внутри массовой культуры существует своя иерархия ценностей и иерархия персон. Взвешенная система оценок и, наоборот, скандальные потасовки, драка за место у престола.
Массовой культуройназывают такой вид культурной продукции, который каждодневно производится в больших объемах. Предполагается, что массовую культуру потребляют все люди независимо от места рождения и страны проживания. Характеризуя ее, американский филолог М. Беллподчеркивает: «Эта культура демократична. Она адресована всем людям без различия классов, наций, уровня бедности и богатства». Эта культура повседневной жизни, представленная самой широкой аудитории по различным каналам, включая СМИ и коммуникации.
Массовую культуру называют по-разному: развлекательным искусством, искусством «антиусталости», кичем, полукультурой, поп-культурой.
Массовая культура проявила себя впервые в США на рубеже XIX—XX вв. Известный американский политолог Збигнев Бжезинскийлюбил повторять фразу, которая со временем стала расхожей: «Если Рим дал миру право, Англия — парламентскую деятельность, Франция — культуру и республиканский национализм, то современные США дали миру научно-техническую революцию и массовую культуру».
В социальном плане массовая культура формирует новый общественный строй, получивший название «средний класс». Процессы его формирования и функционирования в области культуры наиболее конкретизированно изложены в книге французского философа и социолога Э. Морена«Дух времени» (1962 г.). Понятие «средний класс» стало основополагающим в западной культуре и философии.
Целью массовой культуры является не столько заполнение досуга и снятия напряжения и стресса у человека индустриального и постиндустриального общества, сколько стимулирование потребительского сознания у зрителя, слушателя, читателя, что в, свою очередь, формирует особый тип пассивного некритического восприятия этой культуры у человека. Другими словами, происходит манипулирование человеческой психикой и эксплуатация эмоций и инстинктов подсознательной сферы чувств человека и прежде всего чувств одиночества, вины, враждебности, страха.
Этапы становления массовой культуры:
1. Предпосылки массовой культуры формируются с момента рождения человечества, на заре христианской цивилизации. В качестве примера обычно приводятся упрощенные варианты Священных книг (например, «Библия для нищих»), рассчитанные на массовую аудиторию.
2. Истоки массовой культуры связаны с появлением в европейской литературе XVII—XVIII веков приключенческого, детективного, авантюрного романа, значительно расширившего аудиторию читателей за счет огромных тиражей. Здесь, как правило, приводят в качестве примера творчество двух писателей: англичанина Даниэля Дефо(1660—1731) — автора широко известного романа «Робинзон Крузо» и еще 481 жизнеописания людей так называемых рискованных профессий: следователей, военных, воров, проституток и т. д. и нашего соотечественника Матвея Комарова (1730— 1812) — создателя нашумевшего бестселлера XVIII—XIX веков «Повести о приключениях английского милорда Георга» и других не менее популярных книг. Книги обоих авторов написаны блестящим, простым и ясным языком.
3. Большое влияние на развитие массовой культуры оказал и принятый в1870 году в Великобритании закон об обязательной всеобщей грамотности.
Феномен появления массовой культуры представляется:
Для рубежа XIX—XX веков стала характерной всеобъемлющая массовизация жизни. Она затронула все ее сферы: экономику и политику, управление и общение людей. Активная роль людских масс в различных социальных сферах была проанализирована в ряде философских сочинений XX века.
Экономические предпосылки и социальные функции «массовой» культуры
Истоки широкого распространения массовой культуры в современном мире кроются в коммерциализации всех общественных отношений, на которую указывал еще К. Маркс в «Капитале». В этом сочинении К. Маркс рассмотрел через призму понятия «товар» все многообразие социальных отношений в буржуазном обществе.
Стремление видеть товар в сфере духовной деятельности в сочетании с мощным развитием средств массовой коммуникации и привело к созданию нового феномена -массовой культуры. Заранее заданная коммерческая установка, конвейерное производство – все это во многом означает перенесение в сферу художественной культуры того же финансово-индустриального подхода, который царит и в других отраслях индустриального производства. К тому же многие творческие организации тесно связаны с банковским и промышленным капиталом, что изначально предопределяет их (будь-то кино, дизайн, ТВ) на выпуск коммерческих, кассовых, развлекательных произведений. В свою очередь потребление этой продукции – это массовое потребление, ибо аудитория, которая воспринимает данную культуру – это массовая аудитория больших залов, стадионов, миллионы зрителей телевизионных и киноэкранов.
В социальном плане массовая культура формирует новый общественный слой, получивший название «средний класс». Процессы его формирования и функционирования в области культуры наиболее конкретизировано изложены в книге французского философа и социолога Э. Морена «Дух времени» (1962 г.). Понятие «средний класс» стало основополагающим в западной культуре и философии. Этот «средний класс» стал и стержнем жизни индустриального общества. Он же и сделал столь популярной массовую культуру.
Массовая культура мифологизирует человеческое сознание, мистифицирует реальные процессы, происходящие в природе и в человеческом обществе. Происходит отказ от рационального начала в сознании. Целью массовой культуры является не столько заполнение досуга и снятия напряжения и стресса у человека индустриального и постиндустриального общества, сколько стимулирование потребительского сознания у реципиента (т. е. у зрителя, слушателя, читателя), что в свою очередь формирует особый тип – пассивного, некритического восприятия этой культуры у человека. Все это и создает личность, которая достаточно легко поддается манипулированию. Другими словами, происходит манипулирование человеческой психикой и эксплуатация эмоций и инстинктов подсознательной сферы чувств человека, и прежде всего чувств одиночества, вины, враждебности, страха, самосохранения.
Формируемое массовой культурой массовое сознание многообразно в своем проявлении. Однако оно отличается консервативностью, инертностью, ограниченностью. Оно не может охватить все процессы в развитии, во всей сложности их взаимодействия. В практике массовой культуры массовое сознание имеет специфические средства выражения. Массовая культура в большей степени ориентируется не на реалистические образы, а на искусственно создаваемые образы (имидж) и стереотипы. В массовой культуре формула (а в этом и есть сущность искусственно создаваемого образа — имиджа или стереотипа) – это главное. Подобная ситуация стимулирует идолопоклонство.
Массовая культура в художественном творчестве выполняет специфические социальные функции. Среди них главной является иллюзорно-компенсаторская: приобщение человека к миру иллюзорного опыта и несбыточных грез. И все это сочетается с открытой или скрытой пропагандой господствующего образа жизни, которое имеет своей конечной целью отвлечение масс от социальной активности, приспособление людей к существующим условиям, конформизм.
Отсюда и использование в массовой культуре таких жанров искусства как детектив, вестерн, мелодрама, мюзикл, комикс. Именно в рамках этих жанров создаются упрощенные «версии жизни», которые сводят социальное зло к психологическим и моральным факторам. Этому служат и такие ритуальные формулы массовой культуры, как «добродетель всегда вознаграждается», «любовь и вера (в себя, в Бога) всегда побеждает все».
основных проявлений и направлений массовой культуры:
– индустрия детства (художественные произведения для детей, игрушки и промышленно производимые игры, товары специфического детского потребления, детские клубы и лагеря, и т.д.) преследующие цели явной или закамуфлированной стандартизации содержания и форм воспитания детей, внедрения в их сознание идеологически ориентированных миропредставлений, закладывающих основы базовых ценностных установок, официально пропагандируемых в данном обществе;
– массовая общеобразовательная школа. При этом она стандартизирует перечисленные знания и представления на основании типовых программ и редуцирует транслируемые знания к упрощенным формам детского сознания и понимания;
– средства массовой информации (печатные и электронные), транслирующие широким слоям населения текущую актуальную информацию, «растолковывающие» рядовому человеку смысл происходящих событий, суждений и поступков деятелей из различных специализированных сфер общественной практики.
– система национальной (государственной) идеологии и пропаганды «патриотического» воспитания, контролирующая и формирующая политико-идеологические ориентации населения и его отдельных групп (например, политико-воспитательная работа с военнослужащими), манипулирующая сознанием людей в интересах правящих элит;
– массовые политические движения (партийные и молодежные организации, манифестации, демонстрации, пропагандистские и выборные кампании), инициируемые правящими или оппозиционными элитами с целью вовлечения в политические акции широких слоев населения, в большинстве своем весьма далекого от политических интересов элит, мало понимающего смысл предлагаемых политических программ, на поддержку которых людей мобилизуют методом нагнетания политического, националистического, религиозного и иного психоза;
– массовая социальная мифология (национал-шовинизм и истерический «патриотизм», социальная демагогия, популизм, квазирелигиозные и паранаучные учения и движения, экстрасенсорика, «кумиромания», «шпиономания», слухи, сплетни и т.п.), упрощающая сложную систему ценностных ориентаций человека и многообразие оттенков миропонимания до элементарных дуальных оппозиций («наши – не наши).
– индустрия развлекательного досуга, включающая в себя массовую художественную культуру (практически по всем видам литературы и искусства, быть может, за определенным исключением архитектуры), массовые постановочно-зрелищные представления (от спортивно-цирковых до эротических), профессиональный спорт (как зрелище для болельщиков), структуры по проведению организованного развлекательного досуга (соответствующие типы клубов, дискотеки, танцплощадки) и иные виды массовых шоу.
Истоки широкого распространения массовой культуры в современном мире кроются в коммерциализации всех общественных отношений. Заранее заданная коммерческая установка, конвейерное производство – все это во многом означает перенесение в сферы художественной культуры того же финансово-индустриального подхода, который царит и в других отраслях индустриального производства. В свою очередь потребление этой продукции – это массовое потребление, ибо аудитория, которая воспринимает данную культуру, – это массовая аудитория больших залов, стадионов, миллионы зрителей телевизионных и киноэкранов.
Специфические черты:
1) массовая культура принадлежит большинству; это культура повседневной жизни;
2) масскульт — это не культура социальных «низов», она существует помимо и «поверх» социальных образований;
3) направлена на ущемление творчества личности и подавление её свободы;
4) стандартна и стереотипна;
5) ограничена консервативностью (неспособна быстро и адекватно реагировать на изменения в культуре);
6) носит чаще потребительский характер, что в свою очередь формирует особый тип пассивного, некритического восприятия этой культуры у человека; происходит манипулирование человеческой психикой и эксплуатация эмоций и инстинктов подсознательной сферы чувств человека и, прежде всего, чувств одиночества, вины, враждебности, страха, самосохранения;
7) в массовой культуре присутствует механическое тиражирование духовных ценностей.
Сферы проявления: СМИ, система государственной идеологии (манипулирующая сознание), массовые политические движения, общеобразовательная школа, система организации и стимулирования массового потребительского спроса, система формирования имиджа, досуг и др.
Источники:
https://obrazovaka.ru/obschestvoznanie/massovaya-kultura-priznaki-10-klass.html
https://studopedia.net/4_49410_vozniknovenie-massovoy-kulturi.html
https://allrefrs.ru/2-460.html