Проза о революции и гражданской войне. Гражданская война в произведениях искусства
Тема гражданской войны в литературе — произведения, авторы
Произведения (список) по данной теме: И.Бабель «Конармия», М.Булгаков «Белая гвардия», «Дни Турбиных», «Бег» А.Веселый «Россия, кровью умытая», Б.Лавренев «Сорок первый», Б.Пастернак «Доктор Живаго», Серафимович «Железный поток», А.Фадеев «Разгром», Д. Фурманов «Чапаев», И.Шмелев «Солнце мертвых», М.Шолохов «Донские рассказы»
Позиции авторов произведений о гражданской войне
В конце ХХ века после тех событий, которые произошли в нашей стране, мы можем относительно беспристрастно посмотреть, как изображали наши соотечественники события, которые были названы гражданской войной. Конечно, те, кто писал о войне, имели свою четко выраженную позицию.
Писатели-большевики
Это Серафимович, Шолохов, Фурманов, Фадеев, для них:
- война справедлива,
- ведется против врагов советской власти,
- герои в их произведениях четко делятся на своих и чужих. Вражда их непримирима.
Писатели-интеллигенты
Для писателей беспартийной ориентации (это И. Шмелев, М.Булгаков, Б.Пастернак):
- война братоубийственна,
- власть большевиков вносит разруху, губит людей,
- но и действия белых не менее страшны.
В одном все русские писатели сходятся: война жестока, человек на войне ожесточается, ему приходится преступать общечеловеческие нравственные законы.
Понятие войны и образ человека в произведениях
Как братоубийственная война предстает во всех произведениях, независимо от социально-политических оценок. Михаил Шолохов в рассказе «Родинка» показывает, как отец убивает сына и только по родинке узнает, что стал сыноубийцей. В «Конармии» Бабеля мальчик-красноармеец диктует автору письмо, в котором рассказывает, как старший брат пытал отца, потому что тот был врагом, как сам потом был убит. Братоубийственный характер гражданской войны ощущает на себе Юрий Живаго, герой романа Б.Пастернака, врач, предназначение которого спасать жизни людей. Герой пьесы М.Булгакова «Бег» белогвардейский генерал Хлудов тяжким бременем несет в себе память о повешенных по его приказу людях.
Почти во всех произведениях в центре стоит человек, который берет на себя ответственность за других людей — командир.
В центре романа А.Фадеева «Разгром» — образ командира партизанского отряда Левинсона. Жизнь этого человека подчинена служению революции, именно во имя революционной целесообразности действует командир. Он воспитывает своих бойцов ( Морозка), он в любом случае берет ответственность на себя. Но революционная целесообразность требует жестокости не только к тем, кто является и считается врагом, но и к тем, кто просто мешает революции. При этом деятельность Левинсона становится абсурдной : он и его отряд сражаются за трудовой народ, но ради сохранения отряда Левинсон вынужден отнять свинью у корейца ( простого крестьянина, ради которого и ведется война), семья корейца скорее всего погибнет зимой от голода, Левинсон отдает приказ отравить смертельно раненного Фролова, так как раненые мешают продвижению отряда.
Так революционная целесообразность подменяет понятие гуманизма и гуманности.
Именно офицеры являются героями романа и пьес М.Булгакова. Алексей Турбин — русский офицер, прошедший германскую войну, настоящий боевой офицер, цель которого защищать родину, а не воевать с собственным народом. Булгаков показывает, что власть Петлюры в Киеве ничуть не лучше власти большевиков: грабежи, карьеризм во власти, насилие над мирным населением. Алексей Турбин не может воевать с собственным народом. А народ, по мнению героя, поддерживает большевиков.
Итог войны смерть, опустение.
Именно пафос опустения, мертвой земли, людей без будущего звучит в «Солнце мертвых» Ивана Шмелева. Действие происходит в Крыму, который до революции был цветущим раем, а сейчас, после гражданской войны, превратился в пустыню. В пустыню превращаются и души людей.
Любовь и нравственный выбор в романах о гражданской войне
Ложно понятая идея социальной справедливости нарушает социальное равновесие и превращает пролетариев в грабителей, впрочем, не делая их от этого богаче.
Революция и гражданская война — не время для любви.
Но писатели не могут не говорить о вечном. Герои рассказа Б.Лавренева «Сорок первый» — белогвардейский офицер Говоруха-Отрок и красноармеец Марютка. Волею судьбы и автора они оказываются на острове вдали от гражданской войны, между ними вспыхивает чувство. Но Марютка убивает любимого тогда, когда перед нею встает социальный выбор — революция превыше всего, превыше человеческого счастья и вечной любви.
Абстрактная идея общечеловеческой любви заслоняет перед героями революции и гражданской войны любовь к конкретному человеку.
Так, герой «Чевенгура» А.Платонова Копенкин преданно любит Розу Люксембург, которую никогда не видел.
Любая война ставит перед человеком проблему нравственного выбора.
Как уже говорилось, для революционеров такой нравственный выбор однозначен: целесообразно все, что служит революции.
Для российской интеллигенции этот выбор крайне труден.
- С одной стороны, именно интеллигенция принимала участие в революции или сочувствовала ей.
- С другой стороны, ужас гражданской войны, большевистский террор отвратил интеллигенцию от происходящего или заставил служить ее идеям, несмотря на внутренние противоречия.
» Изуверства белых и красных соперничали по жестокости, попеременно возрастая в ответ одно на другое, точно перемножали. От крови тошнило, она подступала к горлу, бросалась в голову, ею заплывали глаза»,
— так пишет Борис Пастернак. Его герой не хочет быть ни на чьей стороне, как истинно русского интеллигента его привлекает общечеловеческая истина. Но стать в стороне от войны не удается никому. Совсем иная судьба — судьба, приводящая героиню в стан большевиков, у Любови Яровой. Позиция автора пьесы, К.Тренева, однозначна — жизнь Любови Яровой обретает смысл только в служении народу, революции, т.е.большевикам. Правда, в жертву героиня должна принести своего мужа — поручика Ярового.
«Россия, кровью умытая» — так называется роман Артема Веселого, писателя, погибшего в сталинских застенках. Многоголосая Россия, сражающаяся, запутавшаяся в выборе, страстная, сильная, такой предстает страна в романе. Название же его символистично. Так можно определить и отношение всех отечественных писателей к теме гражданской войны, независимо от их политической и социальной ориентации.
Читая произведения о гражданской войне, мы в конце ХХ века не можем не вспомнить слова Пушкина:
«Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный.»
Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. Мазневой О.А.
Гражданская война в произведениях искусства
События Гражданской войны стали серьезным ударом для всего населения России. Специфика такого конфликта состоит в том, что он сталкивает в противостоянии граждан одного государства. В результате войны погибли тысячи людей, экономика была полностью разрушена, но конфликт оставил значительный след в культуре и произведениях искусства.
Писатели, творившие в 20-е годы XX века, отличились ярким реализмом произведений, в которых показали судьбы людей, события военных действий удивительно жизненно. В центре таких произведений стояли судьбы и личности людей, которых изменила война.
Гражданская война в литературе
Писатели и поэты послевоенного периода коснулись тематики революции и ее последствий в больше или меньшей степени. Главными творческими силами послевоенного периода были представители интеллигенции.
Наиболее впечатляющим творцом периода был М.Булгаков. Писатель в произведениях «Бег», «Белая гвардия», «Дни Турбиных» передал человеческие чувства и переживания на фоне войны, жизни людей, личные отношения которых разъединила Гражданская война. Отдельными темами произведений было развитие Белого движения, петлюровщина. Многие моменты произведений были автобиографическими.
Отдельного внимания заслуживает творчество И.Бабеля. Писатель был корреспондентом газеты «Красный кавалерист» и стал автором серии рассказов «Конармия». Произведения Бабеля вызвали неоднозначную реакцию, сам писатель подвергался гонениям. Даже после его смерти рассказы не получили однозначной оценки.
Одним из наиболее ярких произведений о периоде Гражданской войны является роман «Тихий Дон» М.Шолохова. Роман получил широкое признание и во времена его выхода, и на сегодняшний день является одним из наиболее примечательных произведений о судьбах человека во времена Гражданской войны. Тематике конфликта посвящены произведения С.Мамонтова, А.Толстова, А.Фадеева, Б.Лавренева.
Главное в этих произведениях – реализм и личный опыт писателей, переданный в литературном произведении. Здесь наиболее ярко и полно проявились характеры и ценности авторов.
В чем особая ценность произведений? Образ личности на фоне исторических событий – наиболее актуальная тема в литературоведении. По этой причине исследование произведений о Гражданской войне выбирают темой научных изысканий многие литературоведы.
В середине XX века появился ряд литературных произведений, ставших знаковыми явлениями в литературе. Один из них роман «Доктор Живаго» Б.Пастернака.
Раскрытие темы в кинематографе
Тематика Гражданской войны впервые была раскрыта в фильме «Красные дьяволята», снятом в 1923 году. В центре событий борьба «красных» с махновцами. Фильм пользовался огромным успехом, как и повесть, по которой снята кинолента – авторства Павла Бляхина.
Первая экранизация «Тихого Дона» в 1930 году была еще немой и озвучена только в 1933. Эта история стала одной из наиболее проникновенных и драматических повествований о событиях Гражданской войны. В 1954 году на экраны выходит еще одна экранизация произведения Шолохова – на этот раз режиссером был Сергей Герасимов.
В 1934 году вышел один из наиболее ярких кинофильмов – «Чапаев». Режиссура братьев Васильевых – фильм получил высокую оценку. Основой для съемок стал сценарий Анны Фурмановой и воспоминания очевидцев событий.
Через 3 года выходит «Дума про казака Голоту» — история о последнем этапе Гражданской войны. Действия происходят в 1920 году. Кинофильм И.Савченко, как и все киноленты о периоде войны советского времени, демонстрируют героизм «красных» на фоне морального разложения и бесчестия «белых».
По фильму «Неуловимые мстители» многие еще с детства знакомы с тематикой Гражданской войны. Этот фильм, как и первая кинолента – «Красные дьяволята, является экранизацией повести П.Бляхина.
В 1969 году был экранизирован роман И.Болгарина – «Адъютант его превосходительства».
Один из наиболее известных фильмов о периоде Гражданской войны – «Белое солнце пустыни». Кинолента вышла в 1970 году. Хронологически события в фильме происходят в 1920 году на территории Средней Азии, когда масштабные военные действия в этом регионе закончились, но продолжали орудовать басмачи.
В том же году выходит фильм «Бег» — лента А.Алова. В основу фильма положены романы М.Булгакова «Белая гвардия», «Черное море», «Бег». Экранизация не пользовалась успехом по идеологическим причинам – «Бег» сняли с показа из-за «чересчур положительных» образов «белых» офицеров, которые показаны в фильме.
На протяжении 50-80-х годов было снято более десятка лент, повествующих о событиях Гражданской войны. С начала 90-х тематика развивалась в кинофильмах «Адмиралъ», «Доктор Живаго», «Белая гвардия», «Страсти по Чапаю», «Девять жизней Нестора Махно». Тематика фильмов о Гражданской войне стала более разнообразна, лишена идеологического влияния.
Тематика войны в живописи
Работы, посвященные событиям 1917-1922 годов в России, появлялись на протяжении 20-30-х годов XX века. Тематика освещена в произведениях К.Петрова-Водкина, И.Бродского, А.Дейнеки, Ф.Богородского, творческого объединения Кукрыниксы. В работах использован реалистический жанр.
События Гражданской войны повлияли на культурное развитие России – тематика на долгие годы оставалась центральной для кинематографистов и писателей.
Гражданская война в произведениях искусства
Тема революции и гражданской войны в литературе 20-30 годов. Сочинение
Революция — слишком масштабное событие, чтобы не быть отраженным в литературе, и редкий писатель, её переживший никак не коснулся её в своем творчестве.
Существуют разные подходы к этой теме. Скажем «Конармия» Бабеля или «Донские рассказы» Шолохова — это ряд не очень связанных между собой эпизодов, выстраивающихся в огромные мозаичные полотна, а «Белая гвардия» Михаила Афанасьевича Булгакова — классический роман.
У разных писателей события подаются с разных точек зрения: у Серафимовича в «Железном потоке» — с точки зрения народа, у Булгакова и большинства эмигрантских писателей — с точки зрения дворянства.
Шолохов вообще исследует не борьбу угнетателей и угнетенных, а противоречия, которые возникают в самом народе в ходе братоубийственной войны. Существует еще один подход к теме — исторический. Марк Алданов в романе «Девятое термидора» описывает не нашу революцию, а французскую.
Революция для этого автора — не просто смена власти или даже социальной формации, а взрыв животных инстинктов, возвращение человечества в зверское состояние. Он пишет: «Страшна революция не против монархии, а против носового платка», то есть — против культуры.
И все же среди множества мнений можно выделить два основных подхода к данной теме. Удобнее всего будет проанализировать этот процесс на примере двух романов — «Разгрома» Фадеева и «Белой гвардии» Булгакова.
Персонажи Булгакова — это русская интеллигенция, дворянство, офицерство, и события изложены с их точки зрения. Герои Фадеева же — люди из народа (единственный, кого худо-бедно можно назвать «интеллигентом» — Мечик, подан как представитель «мелкой буржуазии»).
Эти два писателя находятся в разных лагерях и, соответственно, у Булгакова представители простого народа, «мужички — богоносцы Достоевские» представлены отрицательно.
Этим людям все равно, где белые, где красные, они заботятся только о себе, а интеллигенция предстает перед нами как хранительница народной памяти, великой культуры и твердых нравственных принципов. У Фадеева же все наоборот.
Культурный и образованный Мечик оказывается предателем, в нем нет внутренней силы, позволяющей следовать за народом и служить ему. Морозко же, как олицетворение простого народа, хотя и несколько импульсивен, но интуитивно чувствует правду.
Есть у Фадеева и еще одна идея: «Цель оправдывает средства». Показателен образ Левинсона, который не останавливается ни перед какой жестокостью, чтобы спасти отряд. Его можно сравнить с Хлудовым из булгаковского «Бега», но Хлудов в конце драмы понимает свою ошибку, осознает пагубность этой идеи. Левинсон же, напротив, убежден в своей правоте, и Фадеев оправдывает его.
Естественно, из всего вышеперечисленного видно, что у Фадеева и Булгакова диаметрально противоположные взгляды на саму революцию.
Если у Фадеева это событие представлено как необходимое и закономерное, которое освободило народ (и в целом, несмотря на трагические судьбы героев, роман «Разгром» — вещь оптимистическая), то для Булгакова революция — прообраз апокалипсиса, гибель старой России, уничтожение культуры и всего, что дорого человеку.
Мы видим, что такое грандиозное событие никого не могло оставить равнодушным. Могут существовать разные мнения по этому поводу, но то, как революция была отражена в разных произведениях разных писателей, может помочь и нам, потомкам, разобраться во всем, осознать и осмыслить свою историю…
Тема гражданской войны в литературе 20- 30 годов 20 века. – презентация
1 Тема гражданской войны в литературе годов 20 века
2 События революции и гражданской войны нашли своё отражение в новой литературе х годов. Революция принесла энтузиазм, веру в новое мироустройство, но принесла и беды, трагедию всей страны. Освещение войны было упрощенным, одноплановым, монументально героическим. Сейчас известно, что помимо «революции- праздника трудящихся и угнетённых» существовал и иной образ: «окаянные дни» (Бунин), «глухие годы» (Мандельштам), «блевотина войны- октябрьское веселье» (Гиппиус). Но эта точка зрения не имела права на существование!
3 Начав отсчёт нового времени и вознамерившись создать земной рай, стали крушить направо и налево. Пели: «Кто был ничем, тот станет всем», а народ уже в годы был затравлен, одурачен, голоден и нищ! Пели: «Отречёмся от старого мира, а отреклись от Гумилёва и Шаляпина, Бунина и Ахматовой. И ещё от 1,6 млн. талантливейших учёных, писателей, эмигрировавших за границу. Сносили древнейшие храмы и монастыри, убивали священнослужителей!
4 Максим Горький: «Наша революция дала простор всем дурным и зверским инстинктам, накопившимся под свинцовой крышей монархии. Народные комиссары относятся к России, как к материалу для опыта, русский народ для них- та же лошадь, которой учёные- бактериологи прививают тиф для того, чтобы лошадь выработала в своей крови противотифозную сыворотку. Вот именно такой жестокий и заранее обречённый на неудачу опыт проводят комиссары над русским народом, не думая о том, что измученная, полуголодная лошадка может издохнуть»
5 В стране красный террор. Но неправы и те, кто возлагал свои надежды на белое движение. В обстановке кровавой неразберихи ничего существенного не могли дать народу и белые, которые в своей массе не были, естественно, ни ангелами, ни благородными рыцарями Ни красные, ни белые не могли дать ничего народу, но за красными, как за силой новой, было серьёзное психологическое преимущество.
6 В начавшейся гражданской войне Россия потеряла с 1918 по 1922 годы – миллионов человек! ( по другим источникам 16 млн.): военные потери – 800 тысяч эмиграция- 1,5 – 2 млн. человек болезни- 5,1 млн. человек. Остальные 5-7 млн. беззаконно расстреляны (Крондштатский, Тамбовский и др. мятежи). Война началась с момента рождения новой власти.
7 Литературные позиции 20-х годов «Победители» «Побеждённые» «Ни с теми, ни с другими» Дмитрий Фурманов «Чапаев» Александр Серафимович «Железный поток» Александр Фадеев «Разгром» и др. Михаил Булгаков «Белая гвардия» Иван Шмелёв «Солнце мёртвых», «Рассказ про одну старуху» Марина Цветаева «Лебединый стан» Борис Лавренёв «Сорок первый» Борис Пильняк «Голодный год», «Повесть непогашенной луны» Виталий Вересаев «В тупике» Исаак Бабель «Конармия» Артём Весёлый «Россия, кровью умытая»
8 «Победители» Революция и гражданская война – героическое время В горниле гражданской войны происходит становление личности Большевики играют руководящую роль в преодолении стихийности масс Большевики- положительные герои, люди из народа Произведения всегда оптимистичны, даже если финал трагичен
9 «Победители»: Дмитрий Фурманов, Александр Фадеев, Александр Серафимович
10 Героями «победителей» стали В.И.Чапаев из одноимённого произведения Д. Фурманова, Левинсон и Морозко из «Разгрома» А. Фадеева, комиссар Кожух из «Железного потока» А. Серафимовича и другие.
11 «Побеждённые» Эти авторы менее известны, а потом и вовсе вытеснены Революция и гражданская война- всенародная трагедия, братоубийственная бойня Война оказывает разлагающее действие на людей Победителей не может быть, так как всё гибнет
12 «Побеждённые»: Михаил Булгаков, Марина Цветаева, Борис Лавренёв, Иван Шмелёв
13 «Побеждённые». М. Булгаков- автор «Белой гвардии», «Дней Турбиных» (версия для театра), «Бега» и др.
14 «Побеждённые»: Борис Лавренёв, автор героической пьесы «Разлом» и «Сорок первого» Кадры из фильма «Сорок первый» (О. Стриженов и И. Извицкая)
15 «Побеждённые». Иван Шмелёв- автор «Солнца мёртвых», «Рассказа про одну старуху»
16 «Ни с теми, ни с другими» Попытка показать правду: революция- красный террор, ничуть не уступающий белому Но всё- же революция- весёлое время Писатели были репрессированы. Так как старались показать революцию во всех её противоречиях
17 «Ни с теми, ни с другими»: Исаак Бабель, Борис Пильняк
18 «Ни с теми, ни с другими». Исаак Бабель- автор «Конармии»
19 Своим героем в «Повести непогашенной луны» Борис Пильняк делает Фрунзе, умершего во время насильственной операции по поводу язвы. Впервые в литературе создаёт образ И.В.Сталина (Негорбящийся человек)
20 Михаил Шолохов к 1940 году закончит работу над романом –эпопеей «Тихий Дон», где с жестокостью и щемящей жалостью покажет судьбу казачества. Главные герои эпопеи Григорий Мелехов и Аксинья станут одними из самых трагичных!
21 Максим Горький: «Наши комиссары относятся к России, как к материалу для опыта, русский народ для них- та же лошадь, которой учёные- бактериологи прививают тиф для того, чтобы лошадь выработала в своей крови противотифозную сыворотку. Вот именно такой жестокий и заранее обречённый на неудачу опыт проводят комиссары над русским народом, не думая о том, что измученная, полуголодная лошадка может издохнуть»
Гражданская война в литературе 20 века
/ Сочинения / Разное / Обзорные темы по произведениям русской литературы XX века / Гражданская война в литературе 20 века
Революция 1917 года и гражданская война оказалась настолько значимым событием в истории России, что она не могла не отразиться в творчестве огромного количества писателей. Особенно меня поразили два произведения, касающиеся этих событий. Это роман А. Фадеева «Разгром» и «Донские рассказы» Шолохова.
А.
Фадеев в своем романе «Разгром» более объективно, чем другие советские писатели того времени, осветил гражданскую войну. В основу его произведения положены реальные события. Это один из эпизодов разгрома партизанского отряда на Дальнем Востоке.
Сам Фадеев писал об основной мысли своего романа: «В гражданской войне происходит отбор человеческого материала, все враждебное сметается революцией, а все, поднявшееся из подлинных корней революции, …развивается в этой борьбе. Происходит огромнейшая переделка людей».
Очень показательно, что писатель, говоря о героях «Разгрома», называет их «человеческим материалом».
Революция и гражданская война требовала именно «материала» для победы и построения нового общества. Человеческая жизнь не имела большой цены, она с легкостью приносилась в жертву во имя победы. В «Разгроме» это отчетливо показано. Многочисленный отряд Левинсона получает партийную задачу: во что бы то ни стало пробиться в свободную от противника Тудо-Вакскую долину.
С большими трудностями (преследование противников, нехватка пропитания и т.д.) отряд пытается ее выполнить… Но на подходе к долине он попадает в окружение казаков. Живыми из боя выходят только девятнадцать человек из полуторосотенного отряда.
Левинсон, прорвавшись из окружения, оглядывается на отряд, «но никакого отряда не было: вся дорога была усеяна конскими и людскими трупами…» Человеческий материал истреблен, но главное – поставленная задача – была выполнена. Без сомнения, отряд Левинсона пополнится новыми бойцами, готовыми (и не совсем готовыми) «положить свою жизнь на алтарь революции».
Но партизаны погибают не только в сражениях. Вспомним эпизод отравления безнадежно больного Фролова. Боец стал обузой для отряда, и было принято решение дать ему яд.
Но несправедливо было бы представлять всех революционных деятелей, партийцев циничными и бездушными людьми, не имеющими никаких человеческих эмоций.
В том то и заключалась их трагедия, что они постоянно стояли перед выбором: победа революционной идеи или человеческая жизнь, а подчас и сотни жизней.
В своем романе Фадеев смотрит на события революции с позиции «красного». Но примечательно то, что он совсем не приукрашивает революционных будней.
Даже герои у него, хотя и довольно четко делятся на положительных и отрицательных, не имеют однобокой ярко выраженной окраски.
В «Донских рассказах» Шолохова, помимо исторических фактов минувших времён, привлекает общечеловеческое содержание – проповедь сострадания, согласия. Автор показывает проявление гуманности и человечности.
Истинную человечность, милосердие проявляет герой рассказа «Чужая кровь» дед Гаврила. Когда-то он с женой отправил своего единственного и горячо любимого сына Петро на войну. И жили они теперь только ожиданием его возвращения. Автор описывает, с какой заботой старики готовили для сына одежду: «…сшили полушубок на Петров рост и положили в сундук.
Сапоги расхожие – скотину убирать – ему сготовили. Мундир свой синего сукна берёг дед, табаком пересыпал, чтобы моль не поела…» Гаврила так ждал своего сына, что весть о его гибели была не сразу принята и понята: «Одного сына убить?! Кормильца?! Петьку мово?! Брешешь, сукин сын.
Не верю!»
Именно родительская любовь, доброта, жалость к живому подсказали Гавриле спасти девятнадцатилетнего продкомиссара Николая, раненного кубанцем. Старики стали постепенно забывать о погибшем сыне и полюбили «чужую кровь». Самые тёплые, ласковые слова нашлись для сына: «Петюшка», «родимый», «сынок», «сынушка». Названный сын полюбил стариков.
Но финал рассказа печален: Пётр возвращается на Урал, чтобы поднимать родной завод.
Такой исход закономерен. Гаврила – крестьянин, Пётр – рабочий, а значит, не привязан к земле. Кроме того, он молод, горяч, верен своему делу: «…Рабочие, какие пришли из армии, снова поднимают завод на ноги… Смертно голодают сами и семьи ихние, а работают… Как же я могу жить тут? А совесть.
»
Старики во второй раз теряют сына. Но главное в этом рассказе – проявление милосердия, любви, сострадания к чужому человеку, потому что он – Человек.
«Донские рассказы» заставляли размышлять над тем, обязательно ли должна была «исходить кровью» мать-Родина, над тем, как исчезало природное, врождённое, воспитанное семьёй, почему не были использованы возможности мирного улаживания конфликта.
Счёт человеческих благородных поступков должен быть, по Шолохову, такой: скольких ты спас, скольким облегчил жизнь, сколько сберёг красоты на земле, а не скольких ты истребил, осиротил, скольким отравил существование.
Таким образом, гуманизм разными писателями понимается по-разному. Если у Фадеева гуманизм подчиняется законам военного времени, то у Шолохова нет ничего превыше нравственно-моральных ориентиров, святых во все времена.
Источники:
https://velikayakultura.ru/gotovye-sochineniya/literatura-20-veka-tema-grazhdanskoy-voynyi
https://histerl.ru/periudi_istorii/grazhdanskaya-voyna-1917-1922/grazhdanskaya-vojna-v-proizvedeniyax-iskusstva.htm
https://dmitrschool04.ru/sobytiya/grazhdanskaya-vojna-v-proizvedeniyah-iskusstva.html