«Пётр Первый. «Петр Первый» – роман о переломном этапе в жизни России
«Петр Первый» – роман о переломном этапе в жизни России
А. Н. Толстой роман «Петр Первый» создавал около полутора десятилетий. Было написано три книги, планировалось продолжение эпопеи, но даже третья книга не была доведена до конца. Перед написанием автор глубоко изучал исторические источники, и в результате мы имеем возможность увидеть портрет создателя империи.
«Петр Первый» – роман о нравах и быте той эпохи, в котором даны великолепные портреты исторических деятелей петровского времени. Этому в значительной степени способствует язык, который передает колорит XVII века.
Детство и юность царя
После смерти царя Алексея Михайловича, а затем и его сына Федора Алексеевича к власти стремилась прийти деятельная и энергичная Софья Алексеевна, но бояре пророчат на царство Петра – здорового и бойкого сына Нарышкиной. «Петр Первый» – роман, который описывает трагические события на Руси, где правят старина и знатность, а не ум и деловые качества, где жизнь течет по старинке.
Подстрекаемые Софьей стрельцы требуют, чтобы им показали двух малолетних царевичей Ивана и Петра, которых позже водворяют на царство. Но несмотря на это, реально в государстве правит их сестра Софья. Она отправляет Василия Голицына в Крым воевать с татарами, но бесславно возвращается русское войско. А тем временем Петруша подрастает в отдалении от Кремля. «Петр Первый» – роман, знакомящий читателя с теми лицами, которые в дальнейшем будут сподвижниками Петра: Алексашкой Меньшиковым, Францем Лефортом, умным боярином Борисом Голицыным, Федором Зоммером. В немецкой слободе юный Петр знакомится с Анной Монс, которая впоследствии становится некоронованной царицей. А тем временем мать женит сына на Евдокии Лопухиной, которая не понимает устремлений своего мужа и постепенно становится ему обузой. Так стремительно развивается действие в романе Толстого.
«Петр Первый» – роман, который в первой части показывает, в каких условиях выковывается несгибаемый характер самодержца: конфликты с Софьей, взятие Азова, Великое посольство, работы на верфях в Голландии, возвращение и кровавое подавление стрелецкого бунта. Ясно одно – Руси византийской при Петре не бывать.
Зрелость самодержца
Каким образом строит царь новую страну, показывает во втором томе А. Толстой. Петр Первый не дает спать боярам, возвышает деятельного купца Бровкина, выдает его дочь Саньку замуж за их бывшего господина и хозяина Волкова. Молодой царь жаждет вывести страну к морям, чтобы свободно и беспошлинно вести торговлю и ею богатеть. Он организовывает в Воронеже постройку флота. Позже Петр плывет к берегам Босфора. К этому времени умер Франц Лефорт – верный друг и помощник, который понимал царя лучше, чем он сам себя. Но мысли, заложенные Лефортом, которые не мог сформулировать Петр, начинают претворяться в жизнь. Его окружают деятельные энергичные люди, а всех замшелых и закостенелых бояр, вроде Буйносова, приходится силой вытаскивать из их дремы. Купец Бровкин набирает большую силу в государстве, а его дочь, знатная боярыня Волкова, осваивает русский и иностранные языки и грезит о Париже. Сын Яков – на флоте, Гаврила учится в Голландии, Артамоша, получивший неплохое образование, помогает отцу.
Война со Швецией
Уже заложен на топких и болотистых берегах Невы Санкт-Петербург – новая столица России.
Наталья, любимая сестра Петра, в Москве не дает дремать боярам. Она ставит спектакли, устраивает европейский двор возлюбленной Петра – Екатерине. А тем временем начинается война со Швецией. О 1703–1704 годах рассказывает в третьей книге А. Толстой. Петр Первый выступает во главе войска и после длительной осады берет Нарву, а генерала – коменданта крепости Горна, который обрек на бессмысленную гибель множество людей, уводят в тюрьму.
Личность Петра
Петр – центральная личность произведения. В роман введено много действующих лиц из народа, которые видят в нем и подмененного за границей правителя, и царя-реформатора, который трудолюбив и не чурается черной работы: он сам рубит топором при постройке кораблей. Царь пытлив, прост в общении, отважен в бою. Роман «Петр Первый» образ Петра представляет в динамике и развитии: от малолетнего малообразованного мальчишки, который уже в детстве начинает планировать создание армии нового типа, до целеустремленного строителя огромной империи.
На своем пути он сметает все, что мешает России превратиться в полноправное европейское государство. Главное для него в любом возрасте – смести старое, затхлое, все, что мешает движению вперед.
Запоминающиеся картины петровской эпохи создал А. Н. Толстой. Роман «Петр Первый» читается легко и захватывает читателя сразу. Язык богат, свеж, исторически точен. Художественное мастерство писателя основывается не только на таланте, но и на глубоком изучении первоисточников (труды Н. Устрялова, С. Соловьева, И. Голикова, дневники и записки современников Петра, пыточные записи). На основании романа поставлены художественные кинофильмы.
Роман “Петр Первый”
Уже в который раз вчера вечером я взялся за перечитывание одной из любимейших моих книг Толстой Алексей «Петр Первый». Парадоксальная вещь – любя этот роман, честно говоря остальные вещи Толстого прочитал по одному разу и никогда не тянуло перечитывать (кроме Буратино, конечно), считая его талантливым и горько жалея что произведение не закончено, я вместе с тем считаю его лживым. Допетровская Россия беспросветно убогая, а при Петре все стало чуть ли не цвести. Вот, например, подчеркивается нищая типа Москва:
“Другой, подъехавший не так шибко, был Василий Васильевич Голицын. Похлопывая коня по шее, он спрашивал:— Бунтуете, православные? Кто вас обидел, за что? Говорите, говорите, мы о людях день и ночь душой болеем. А то царь увидел вас сверху, испужался по малолетству, нас послал разузнать.Люди, разинув рты, глядели на его парчевую шубу, — пол-Москвы можно купить за такую шубу, — глядели на самоцветные перстни на его руке, что похлопывала коня, — огонь брызгал от перстней.”
Предлагаю разобрать несколько моментов из самого начала, времени для чтения не так много по вечерам.
1. Встреча Ивашки Бровкина с Цыганом.
Иван Бровкин, кстати, самый фантастический персонаж книги, но речь в основном сейчас не о нем а о Цыгане.
«Цыган (по прозвищу), волковский же крестьянин, черный, с проседью, мужик. Лет пятнадцать он был в бегах, шатался меж двор. Но вышел указ: вернуть помещикам всех беглых без срока давности. Цыгана взяли под Воронежем, где он крестьянствовал, и вернули Волкову старшему. Он опять было навострил лапти, — поймали, и велено было Цыгана бить кнутом без пощады и держать в тюрьме, — на усадьбе же у Волкова, — а как кожа подживет, вынув, в другой ряд бить его кнутом же без пощады и опять кинуть в тюрьму, чтобы ему, плуту, вору, впредь бегать было неповадно. Цыган только тем и выручился, что его отписали на Васильеву дачу.»
Обратите внимание, Цыган – беглый. Но у него есть своя лошадь, и уже в дальнейшем, когда бедолага Цыган возвращается в деревню с войны, на которую его забрили выясняется что у не го еще была и корова и боров со двумя свиньями. При этом у Цыгана нет ни жены ни детей. В отличии от Бровкина, хозяйство которого примерно равно цыганьему и который считается зажиточным:
“Двор все-таки был зажиточный: — конь, корова, четыре курицы. Про Ивашку Бровкина говорили: крепкий.”
Цыган даже богаче Бровкина – у него три поросенка вместо четырех курей у многодетника Бровкина. И при этом не надо кормить кучу детей мал мала меньше. А теперь вопрос – откуда у бывшего беглого такое богатимое хозяйство? Не с коровой же его поймали под Воронежем и погнали обратно к старому помещику. Или может царская казна наделяя Волкова-младшего крестьянами дополнительно укомпектовала их скотиной? Или это старый Волков отнял скот у кого-то из остающихся у старика крепостных и всучил его беглому крепостному отписанному сыну?
Как-то нелогично получается…. Или Цыган за короткое время самостоятельного хозяйствования новоиспеченого помещика ( а автор подчеркивает что Волков нищеброд) сам нажил не плохое хозяйство или он был наделен государством. Убогим государством.
2. Вот еще один нищеброд – Мишка Тыртов.
сосед, Михайла Тыртов, мелкопоместный сын дворянский. Отужинали рано. На широких лавках, поближе к муравленой печи, постланы были кошмы, подушки, медвежьи шубы. Но по молодости не спалось. Жарко. Сидели на лавке в одном исподнем. Беседовали в сумерках, позевывали, крестили рот.— Тебе, — говорил гость степенно и тихо, — тебе, Василий, еще многие завидуют. А ты влезь в мою шкуру. Нас у отца четырнадцать. Семеро поверстаны в отвод, бьются на пустошах, у кого два мужика, у кого трое, — остальные в бегах. Я, восьмой новик, завтра верстаться буду. Дадут погорелую деревеньку, болото с лягушками. Как жить? А?
Не слишком ли много требует Тыртов от нищего и убогого государства? То есть царская казна взяла аж семерых голодранцев-его братьев наделила их землей и крестьянами ( или все таки отняла их у старого помещика?), а он это государство еще и ругает? А с хера ли царская казна вообще его должна наделять крепостными? Впрочем Мишку в итоге посылают лесом и не дают ни хера и он идет бухать.
3. Ну последний пока из начатого заново интересный момент:
“— Ныне пить легче стало, — говаривает целовальник, цедя зеленое вино в оловянную кружку. — Ныне друг за тобой придет, сродственник, или жена прибежит, уведет, покуда душу не пропил. Ныне мы таких отпускаем, за последним не гонимся. Иди с богом. А при покойном государе Алексее Михайловиче, бывало, придет такой-то друг уводить пьяного, чтобы он последний грош не пропил. Стой. Убыток казне. И этот грош казне нужен. Сейчас кричишь караул. Пристава его, кто пить отговаривает, хватают и — в Разбойный приказ. А там, рассудив дело, рубят ему левую руку и правую ногу и бросают на лед. Пейте, соколы, пейте, ничего не бойтесь, ныне руки, ноги не рубим. “
Э, то есть при Алексее Михайловиче действительно рубили ноги-руки вот за это? Не слишком ли, откуда это взято? Хотя надо сказать Алексей Михайлович был то еще опездол. Чего стоят его «медные» и соляные реформы, не зря народ толпами валил к Стеньке Разину. Вообще по сравнению с Михалычем и его младшим сынулькой наши сегодняшние правители просто щенки по части мордования масс и отжима бабла.
В общем при царе Алексее народ жил хреново, а при Петре лучше точно не стало. А какогво ваше мнение? При всем при том подчеркиваю – это один из любимых моих отечественных романов. Эх, были раньше писатели…
«Петр Первый» – роман о переломном этапе в жизни России
А. Н. Толстой роман «Петр Первый» создавал около полутора десятилетий. Было написано три книги, планировалось продолжение эпопеи, но даже третья книга не была доведена до конца. Перед написанием автор глубоко изучал исторические источники, и в результате мы имеем возможность увидеть портрет создателя империи.
«Петр Первый» – роман о нравах и быте той эпохи, в котором даны великолепные портреты исторических деятелей петровского времени. Этому в значительной степени способствует язык, который передает колорит XVII века.
Детство и юность царя
После смерти царя Алексея Михайловича, а затем и его сына Федора Алексеевича к власти стремилась прийти деятельная и энергичная Софья Алексеевна, но бояре пророчат на царство Петра – здорового и бойкого сына Нарышкиной. «Петр Первый» – роман, который описывает трагические события на Руси, где правят старина и знатность, а не ум и деловые качества, где жизнь течет по старинке.
Подстрекаемые Софьей стрельцы требуют, чтобы им показали двух малолетних царевичей Ивана и Петра, которых позже водворяют на царство. Но несмотря на это, реально в государстве правит их сестра Софья. Она отправляет Василия Голицына в Крым воевать с татарами, но бесславно возвращается русское войско. А тем временем Петруша подрастает в отдалении от Кремля. «Петр Первый» – роман, знакомящий читателя с теми лицами, которые в дальнейшем будут сподвижниками Петра: Алексашкой Меньшиковым, Францем Лефортом, умным боярином Борисом Голицыным, Федором Зоммером. В немецкой слободе юный Петр знакомится с Анной Монс, которая впоследствии становится некоронованной царицей. А тем временем мать женит сына на Евдокии Лопухиной, которая не понимает устремлений своего мужа и постепенно становится ему обузой. Так стремительно развивается действие в романе Толстого.
«Петр Первый» – роман, который в первой части показывает, в каких условиях выковывается несгибаемый характер самодержца: конфликты с Софьей, взятие Азова, Великое посольство, работы на верфях в Голландии, возвращение и кровавое подавление стрелецкого бунта. Ясно одно – Руси византийской при Петре не бывать.
Зрелость самодержца
Каким образом строит царь новую страну, показывает во втором томе А. Толстой. Петр Первый не дает спать боярам, возвышает деятельного купца Бровкина, выдает его дочь Саньку замуж за их бывшего господина и хозяина Волкова. Молодой царь жаждет вывести страну к морям, чтобы свободно и беспошлинно вести торговлю и ею богатеть. Он организовывает в Воронеже постройку флота. Позже Петр плывет к берегам Босфора. К этому времени умер Франц Лефорт – верный друг и помощник, который понимал царя лучше, чем он сам себя. Но мысли, заложенные Лефортом, которые не мог сформулировать Петр, начинают претворяться в жизнь. Его окружают деятельные энергичные люди, а всех замшелых и закостенелых бояр, вроде Буйносова, приходится силой вытаскивать из их дремы. Купец Бровкин набирает большую силу в государстве, а его дочь, знатная боярыня Волкова, осваивает русский и иностранные языки и грезит о Париже. Сын Яков – на флоте, Гаврила учится в Голландии, Артамоша, получивший неплохое образование, помогает отцу.
Война со Швецией
Уже заложен на топких и болотистых берегах Невы Санкт-Петербург – новая столица России.
Наталья, любимая сестра Петра, в Москве не дает дремать боярам. Она ставит спектакли, устраивает европейский двор возлюбленной Петра – Екатерине. А тем временем начинается война со Швецией. О 1703–1704 годах рассказывает в третьей книге А. Толстой. Петр Первый выступает во главе войска и после длительной осады берет Нарву, а генерала – коменданта крепости Горна, который обрек на бессмысленную гибель множество людей, уводят в тюрьму.
Личность Петра
Петр – центральная личность произведения. В роман введено много действующих лиц из народа, которые видят в нем и подмененного за границей правителя, и царя-реформатора, который трудолюбив и не чурается черной работы: он сам рубит топором при постройке кораблей. Царь пытлив, прост в общении, отважен в бою. Роман «Петр Первый» образ Петра представляет в динамике и развитии: от малолетнего малообразованного мальчишки, который уже в детстве начинает планировать создание армии нового типа, до целеустремленного строителя огромной империи.
На своем пути он сметает все, что мешает России превратиться в полноправное европейское государство. Главное для него в любом возрасте – смести старое, затхлое, все, что мешает движению вперед.
Запоминающиеся картины петровской эпохи создал А. Н. Толстой. Роман «Петр Первый» читается легко и захватывает читателя сразу. Язык богат, свеж, исторически точен. Художественное мастерство писателя основывается не только на таланте, но и на глубоком изучении первоисточников (труды Н. Устрялова, С. Соловьева, И. Голикова, дневники и записки современников Петра, пыточные записи). На основании романа поставлены художественные кинофильмы.
Источники:
https://fb.ru/article/255100/petr-pervyiy-roman-o-perelomnom-etape-v-jizni-rossii
https://pikabu.ru/story/roman_petr_pervyiy_6924492
https://autogear.ru/article/255/100/petr-pervyiy-roman-o-perelomnom-etape-v-jizni-rossii/