7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Реализм в литературе. Характерные черты и представители направления

Реализм в литературе – черты и стиль: русский реализм, критический реализм XIX века

Что такое реализм?

Реализм – это направление в искусстве и литературе, которое ставит целью правдиво воспроизвести действительность в ее типических, обычных чертах.

В философии реализм – это доктрина, согласно которой предметы видимого мира существуют независимо от человеческого восприятия и познания.

Черты реализма

Исторически конкретное общество, события, эпоха

Жизнь показана наиболее приближенной к реальности

В центре внимания – закономерности жизни, обусловленные причинно-следственными связями

Литература в реализме – средство познания себя и окружающего мира

Реализм показывает влияние общества на духовный мир человека, формирование его характера

Типизация характера: создание типических характеров в типической остановке

Характеры и обстоятельства взаимодействуют друг с другом: характер не просто обусловлен обстоятельствами, но и сам оказывает на них воздействие

В произведениях реализма представлены глубокие конфликты. Жизнь отражается в драматических столкновениях

Действительность рассматривается в развитии. Реализм изображает не только уже сложившиеся формы социальных отношений и типы характеров, но и обнаруживает зарождающиеся

Реализм в литературе

Реализм как литературное направление зародился в европейской культуре в 1830-е годы, придя на смену романтизму. Если романтизм – это интерес идеальному, особенному, то реализм – это интерес к повседневным событиям и «обычным» людям.

Во Франции основы романтизма заложили романы Стендаля, Оноре де Бальзака, Гюстава Флобера. В Великобритании представителями реализма стали Чарльз Диккенс, Уильям Теккерей и другие. В основном писатели-реалисты обличали свои произведения в формы очерков, романов, рассказов и повестей.

В России черты реализма находят свое отражение в комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова, в прозе и поздних поэмах А. С.Пушкина. Критик Виссарион Белинский использовал понятие «натуральная школа». Он провозгласил реалистом Н.В. Гоголя – в первую очередь за его поэму «Мертвые души».

Само понятие «реализм» ввел русский литературный критик Павел Анненков еще в 1849 году, но общепринятым оно ста­ло толь­ко в 1860-е.

Ста­нов­ле­ние реализма в русской литературе традиционно связывают с име­на­ми пи­са­те­лей на­ту­раль­ной шко­лы – И.С.Тургенева, мо­ло­до­го Ф.М. Достоевского, Д.В. Григоровича, И.А. Гончарова, Н.А. Некрасова­ и других.

Расцвет русского реализма наступил во второй половине XIX века, чему культура обязана А.Н. Островскому, Л.Н.Толстому и другим великим писателям и драматургам.

Уже в 1880-е годы под воздействием натурализма реализм как направление отходит на периферию литературы как в Европе, так и в России.

Реализм в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Пушкинский роман в стихах «Евгений Онегин» считают первым русским реалистическим романом. В нем показана русская жизнь XIX века и особенности этой эпохи. В романе дается характеристика русскому дворянству: описываются их быт, интересы, нравы.

Персонажи романа типические. Личность Евгения Онегина раскрывается с помощью описаний его жизни, прошлого опыта. Очевидно, как его воспитание и петербургская светская жизнь повлияли на его характер и на то, как после он чувствовал себя в деревенской глуши.

Татьяна Ларина в романе также показана в той среде, в которой была воспитана: в деревне, в близости к няне, рядом с простодушными родителями.

Через типичные жизненные обстоятельства раскрывается также Владимир Ленский и другие герои. Типизация их образов позволяет предсказать, как они будут вести себя в той или иной ситуации.

Критический реализм

В СССР в марксистском литературоведении под термином «критический реализм» понимали художественный метод, предшествующий социалистическому реализму. Это литературное направление сложилось в XIX веке.

Критический реализм, согласно идее марксизма, объясняет, каким образом обстоятельства жизни человека и его психология обусловлены социальной средой. Это проявляется в романах, в частности, Оноре де Бальзака или Джорджа Элиота.

Для обоснования критического реализма в России советские исследователи обращались к произведениям литературных критиков Виссариона Белинского, Николая Чернышевского и Николая Добролюбова.

Для русских критических реалистов (к ним относили Некрасова, Тургенева, Достоевского, Островского и других) было характерно изображение народа, страдающего под гнетом крепостничества и царизма, отмечали советские литературоведы.

Читать еще:  Концепт Путь в рассказе А.Куприна "Гамбринус". Подготовка к сочинению

Характерные черты критического реализма:

достоверное воспроизведение действительности

особый интерес к социальной тематике

субъективность в работах данного направления

стремление героев к правде и улучшению мира

Социалистический реализм

Социалистический реализм или соцреализм – это официальный твор­че­ский ме­тод, который стал обязательным в СССР в сталинскую эпоху. В таком качестве его утвердили на первом Всесоюзном съезде советских писателей в 1934 году. В 1930-е годы был выделен ряд особенностей этого направления, в частности:

задача писателя «изображать действительность в ее революционном развитии»

«правдивость и историческая конкретность художественного изображения должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся людей в духе соцреализма»

искусство должно быть доступно для восприятия широких народных масс, отражения их жизни и интересов

В произведениях соцреализма также должны были включаться жизнеутверждающий пафос и революционно-романтическая героика. Таким образом, соцреализм ставил искусство и литературу на службу идеологии – они должны были воспевать советский строй, революцию, коммунистические идеалы и мудрость вождя.

Отклонение от принципов соцреализма в СССР преследовалось: произведения иных направлений не печатались, автора могли исключить из союза писателей или художников, лишив возможности работать. За публикацию «антисоветских» произведений авторов нередко подвергали репрессиям.

Александр Дейнека. Стахановцы

Реализм в живописи

В изо­бра­зи­тель­ном ис­кус­ст­ве тер­мин «реализм» ис­поль­зо­вал французский живописец, пейзажист, жанрист и портретист Гюстав Курбе. Свое творческое кредо он обозначил в «Манифесте реализма» (1855). Это кредо – «запечатлеть нравы, идеи и облик моей эпохи, согласно моей оценке». Во Франции в середине XIX века к реалистичным художникам относили Оноре Домье и Жана-Франсуа Милле.

Аналогичные тенденции в то же время наблюдались и в Германии – Вильгельм Лейбль, Адольф фон Менцель, Бельгии – Константин Менье, в России – передвижники, Илья Репин.

Адольф фон Менцель. В Белом зале

Реализм в литературе

Реализм представляет собой направление в литературе и искусстве, правдиво и реалистично отображающее типичные черты действительности, в котором отсутствуют различные искажения и преувеличения. Данное направление следовало за романтизмом, и было предшественником символизма.

Это направление зародилось 30-х годах 19 века и достигло своего расцвета к его середине. Его последователи резко отрицали использование в литературных произведениях каких-либо изощренных приемов, мистических веяний и идеализации персонажей. Основной признак данного направления в литературе — художественное отображение реальной жизни с помощью обычных и хорошо знакомых читателей образов, которые для них являются частью их повседневной жизни (родственники, соседи или знакомые).

(Алексей Яковлевич Волосков “За чайным столом”)

Произведения писателей-реалистов отличаются жизнеутверждающим началом, даже если их сюжет характеризуется трагическим конфликтом. Одной из главных особенностей данного жанра является попытка авторов рассмотреть окружающую действительность в её развитии, обнаружить и описать новые психологические, общественные и социальные отношения.

Пришедший на смену романтизму, реализм имеет характерные признаки искусства, стремящегося найти правду и справедливость, желающего изменить мир в лучшую сторону. Главные герои в произведениях авторов-реалистов совершают свои открытия и умозаключения, после долгих раздумий и проведения глубокого самоанализа.

(Журавлев Фирс Сергеевич “Перед венцом”)

Критический реализм практически одновременно развивается в России и Европе (примерно 30-40-е года 19 столетия) и скоро выступает как ведущее направление в литературе и искусстве во всем мире.

Во Франции литературный реализм, прежде всего, связан с именами Бальзака и Стендаля, в России с Пушкиным и Гоголем, в Германии с именами Гейне и Бюхнера. Все они переживают в своем литературном творчестве неизбежное влияние романтизма, но постепенно отдаляются от него, отказываются от идеализации действительности и переходят к изображению более широкого социального фона, где и протекает жизнь главных героев.

Реализм в русской литературе XIX века

Главным основоположником русского реализма в 19 веке является Александр Сергеевич Пушкин. В своих произведениях «Капитанская дочь», «Евгений Онегин», «Повести Белкина», «Борис Годунов», «Медный всадник» он тонко улавливает и мастерски передает самую суть всех важных событий в жизни русского общества, представленной его талантливым пером во всем многообразии, красочности и противоречивости. Вслед за Пушкиным многие писатели того времени приходят к жанру реализма, углубляя анализ душевных переживаний своих героев и изображая их сложный внутренний мир («Герой нашего времени» Лермонтова, «Ревизор» и «Мертвые души» Гоголя).

Читать еще:  Сравнительная характеристика Катерины и Варвары (по пьесе А. Островского «Гроза»)

(Павел Федотов “Разборчивая невеста”)

Напряженная социально-политическая обстановка в России в годы правления Николая I вызвала острый интерес к жизни и судьбе простого народа у прогрессивных общественных деятелей того времени. Это отмечается в поздних произведениях Пушкина, Лермонтова и Гоголя, а также в поэтических строках Алексея Кольцова и произведениях авторов так называемой «натуральной школы»: И.С. Тургенева (цикл рассказов «Записки охотника», повести «Отцы и дети», «Рудин», «Ася»), Ф.М. Достоевского («Бедные люди», «Преступление и наказание»), А.И. Герцена («Сорока-воровка», «Кто виноват?»), И.А. Гончарова («Обыкновенная история», «Обломов»), А.С. Грибоедова «Горе от ума», Л.Н. Толстого («Война и мир», «Анна Каренина»), А.П Чехова (рассказы и пьесы «Вишневый сад», «Три сестры», «Дядя Ваня»).

Литературный реализм второй половины 19 века получил название критического, главной задачей его произведений было выделить существующие проблемы, затронуть вопросы взаимодействия человека и общества, в котором он живет.

Реализм в русской литературе XX века

(Николай Петрович Богданов-Бельский “Вечер”)

Переломным моментом в судьбе русского реализма стал рубеж 19 и 20 веков, когда данное направление переживало кризис и о себе громко заявило новое явление в культуре — символизм. Тогда и возникла новая обновленная эстетика русского реализма, в котором главной средой, формирующей личность человека, теперь считалась сама История и её глобальные процессы. Реализм начала 20-го века раскрывал всю сложность формирования личности человека, она складывалась под влиянием не только социальных факторов, сама история выступала как создатель типических обстоятельств, под агрессивное воздействие которых и попадал главный герой.

(Борис Кустодиев “Портрет Д.Ф.Богословского”)

Выделяют четыре основных течения в реализме начала ХХ века:

  • Критический: продолжает традиции классического реализма середины 19 века. В произведениях делается акцент на социальную природу явлений (творчество А.П. Чехова и Л.Н. Толстого);
  • Социалистический: отображение историко-революционного развития реальной жизни, проведение анализа конфликтов в условиях классовой борьбы, раскрытие сущности характеров главных персонажей и их поступков, совершенных на благо окружающих. (М. Горький «Мать», «Жизнь Клима Самгина», большинство произведений советских авторов).
  • Мифологический: отображение и переосмысление событий реальной жизни сквозь призму сюжетов знаменитых мифов и легенд (Л.Н. Андреев «Иуда Искариот»);
  • Натурализм: предельно правдивое, зачастую неприглядное, детальное изображение действительности (А.И. Куприн «Яма», В.В. Вересаев «Записки врача»).

Реализм в зарубежной литературе XIX-XX века

Начальный этап формирования критического реализма в странах Европы в средине 19 века связывают с произведениями Бальзака, Стендаля, Беранже, Флобера, Мопассана. Мериме во Франции, Диккенс, Теккерей, Бронте, Гаскелл — Англия, поэзия Гейне и других революционных поэтов — Германия. В этих странах в 30-х годах 19 века нарастает напряжение между двумя непримиримыми классовыми врагами: буржуазией и рабочим движением, наблюдается период подъема в различных сферах буржуазной культуры, происходит ряд открытий в естествознании и биологии. В странах, где сложилась предреволюционная ситуация (Франция, Германия, Венгрия) возникает и развивается учение о научном социализме Маркса и Энгельса.

(Жюльен Дюпре “Возвращение с полей”)

В результате сложной творческой и теоретической полемики с последователями романтизма критические реалисты взяли для себя самые лучшие прогрессивные идеи и традиции: интересные исторические темы, демократичность, веяния народного фольклора, прогрессивный критический пафос и гуманистические идеалы.

Реализм начала ХХ века, переживший борьбу лучших представителей «классиков» критического реализма (Флобера, Мопассана, Франса, Шоу, Роллана) с веяниями новых нереалистических направлений в литературе и искусстве (декаданс, импрессионизм, натурализм, эстетизм и т.д.) приобретает новые характерные черты. Он обращается к социальным явлениям реальной жизни, описывает социальную мотивированность человеческого характера, раскрывает психологию личности, судьбу искусства. В основу моделирования художественной реальности ложатся философские идеи, дается авторская установка в первую очередь на интеллектуально-активное восприятие произведения при его чтении, а затем уже на эмоциональное. Классическим образцом интеллектуального реалистического романа являются труды немецкого писателя Томаса Манна «Волшебная гора» и «Признание авантюриста Феликса Круля», драматургия Бертольда Брехта.

Читать еще:  Что обозначает слово культура. Что такое культура? Коротко о главном

(Роберт Кохлер “Забастовка”)

В произведениях автор-реалистов ХХ века усиливается и углубляется драматическая линия, присутствует больше трагизма (творчество американского писателя Скота Фицджеральда «Великий Гетсби», «Ночь нежна»), появляется особый интерес к внутреннему миру человека. Попытки изобразить сознательные и бессознательные жизненные моменты человека приводят к появлению нового литературного приема, близкого к модернизму под названием «поток сознания» (произведения Анна Зегерс, В. Кеппена, Ю.О’Нила). Натуралистические элементы проявляются в творчестве американских писателей-реалистов, таких как Теодор Драйзер и Джон Стейнбек.

Реализм ХХ века имеет яркий жизнеутверждающий окрас, веру в человека и его силы, это заметно в произведениях американских писателей-реалистов Уильяма Фолкнера, Эрнеста Хемингуэя, Джека Лондона, Марка Твена. Большой популярностью в конце 19 начале 20века пользовались произведения Ромена Роллана, Джона Голсуорси, Бернарда Шоу, Эрих Мария Ремарка.

Реализм продолжает существовать как направление в современной литературе и является одной из важнейших форм демократической культуры.

Русский реализм как литературное направление

Реализм как направление был ответом не только эпохе Просвещения (классицизму), с ее надеждами на человеческий Разум, но и романтическому негодованию на человека и общество. Мир оказался не таким, каким его изображали классицисты и романтики.

Необходимо было не только просвещать мир, не только показать его высокие идеалы, но и понять действительность.

Ответом на этот запрос и стал реалистическое направление, возникшее в Европе и в России в 30-х годах XIX века.

Под реализмом понимается правдивое отношение к действительности в художественном произведении того или иного исторического периода. В этом смысле его черты можно найти и художественных текстах эпохи Возрождения или Просвещения. Но как литературное направление русский реализм стал ведущим именно во второй трети XIX века.

Основные черты реализма

К главным его чертам относятся:

  • объективизм в изображении жизни

(это не значит, что текст является «сколком» с действительности. Это авторское видение действительности, которую он описывает)

  • нравственный идеал автора

(в той или иной степени выраженная авторская позиция)

  • типические характеры при несомненной индивидуальности героев

(таковы, например, герои пушкинского «Онегина» или гоголевские помещики)

  • типические ситуации и конфликты

(наиболее распространенные – конфликт лишнего человека и общества, маленького человека и общества и т.п.)

  • типические обстоятельства

(например, обстоятельства воспитания Татьяны Лариной и т.п.)

  • внимание к психологической достоверности характеров

(психологическая характеристика героев Толстого или Достоевского)

  • обыденная и повседневная жизнь героев

(герой – не выдающаяся личность, как в романтизме, а тот, кто узнаваем читателями как, например, их современник)

  • внимание к точности и достоверности детали

(по деталям в «Евгении Онегине» можно изучить эпоху)

  • неоднозначность авторского отношения к героям

(нет деления на положительных и отрицательных персонажей – например, отношение Лермонтова к Печорину)

  • важность социальных проблем: общество и личность, роль личности в истории, «маленький человек» и общество и т.д.

  • исследование социальных закономерностей

(например, в романе «Воскресение» Льва Толстого)

  • приближение языка художественного произведения к живой речи
  • возможность использования символа, мифа, гротеска и т.п. как средства раскрытия характера

(при создании образа Наполеона у Толстого или образов помещиков и чиновников у Гоголя).
Наша краткая видео-презентация по теме

Основные жанры реализма

Однако постепенно границы между ними размываются.

По мнению ученых, первым реалистическим романом в России стал «Евгений Онегин» Пушкина.

Расцвет этого литературного направления в России – вся вторая половина XIX века. Произведения писателей этой эпохи вошли в сокровищницу мировой художественной культуры.

С точки зрения И.Бродского, это стало возможно благодаря высоте достижений русской поэзии предыдущего периода.

Источники:

https://anews.com/p/122030092-realizm-v-literature-cherty-i-stil-russkij-realizm-kriticheskij-realizm-xix-veka/
https://xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC.html
https://velikayakultura.ru/russkaya-literatura/russkiy-realizm-kak-literaturnoe-napravlenie

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Для любых предложений по сайту: [email protected]