Рерих николай константинович чем рисовал. Рерих николай константинович
Николай Рерих
Сегодня Рерих один из самых знаменитых художников мира. А его философское наследие распространено на всех континентах.
Детство
* Николай Рерих родился 9 октября 1874 года в Петербурге, в семье нотариуса.
* В семье Рерихов было четверо детей. Их детство проходило традиционно: летом – усадьба с её деревенским привольем, зимой – учёба, рождественские праздники, прогулки по Невскому проспекту, занятия музыкой.
* Беззаботная пора быстро пролетела и в восьмилетнем возрасте Николай Рерих перешагнул порог известной тогда в Петербурге частной гимназии Карла Ивановича Мая.
* Собеседование при приёме он прошел легко. И опытный педагог, директор гимназии К.И. Май, сказал: «Будет профессором!» Проницательность старого учителя оправдалась.
Увлечение археологией
* Однажды летом, когда Рериху шел 10-й год, в имение отца Извару приехал известный археолог Лев Ивановский. Ученому понравился смышленый гимназист и он стал брать его с собой на раскопки. Во время этих раскопок исторические события, о которых Николай Рерих читал в детстве, словно оживали в его воображении.
* «Ничто и никаким способом не приблизит так к ощущению древнего мира, как собственноручная раскопка» – писал впоследствии Николай Константинович.
Увлечение археологией
* Николай Рерих серьезно увлекается археологией: читает книги по истории, сам проводит раскопки в окрестностях имения своей семьи, делает зарисовки древних курганов, записывает народные легенды, былины, предания.
* Все это найдет отражение в будущих картинах художника. С точностью учёного-археолога он откроет нам мир древних славян на своих полотнах.
Юность
* В 1891 году Николаю Рериху исполнилось 17 лет. В это время друг семьи скульптор Михаил Микешин обратил внимание на художественные способности юноши и стал первым учителем будущего художника.
* После окончания гимназии в 1893 году Николай Рерих поступает в Академию художеств и одновременно, по просьбе отца, на юридический факультет Петербургского университета. В университете он посещает лекции и на историческом факультете.
Учёба в Академии художеств и Петербургском университете
* В Академии художеств Н.К.Рерих занимается в классе знаменитого пейзажиста Архипа Ивановича Куинджи.
* В 1897 году Николаю Рериху вручили диплом на звание художника. Его дипломная работа называлась «Гонец. Восстал род на род». Эту работу прямо с выставки приобрёл для своей коллекции П.М. Третьяков.
* Через год в 1898 году Николай Рерих заканчивает юридический факультет Петербургского университета.
* Отец надеялся, что старший сын наследует его нотариальную контору и станет юристом. Но, к тому времени, Николай Рерих уже выбрал другой жизненный путь и будущее звало его к новым горизонтам.
* После окончания учебы Николай Рерих поступил на службу в Общество поощрения художеств помощником директора музея и одновременно – помощником главного редактора журнала «Искусство и художественная промышленность».
* Каждое лето Николай Константинович, к тому времени уже активный член Археологического общества, совершает археологические экспедиции, которые дают ему богатый материал для творчества.
* Он создаёт серию архитектурных этюдов, которая и сейчас помогает увидеть красоту русского зодчества.
Семья
* В одной из поездок по делам Археологического общества Николай Рерих знакомится с удивительной девушкой – Еленой Ивановной Шапошниковой. 28 октября 1901 года состоялась их свадьба.
* В 1902 году в семье Рерихов родился сын Юрий, ставший впоследствии всемирно известным востоковедом, в 1904 году – Святослав, пошедший по стопам отца и ставший художником с мировым именем.
* «Ладой» называл Николай Константинович свою «другиню и вдохновительницу» Елену Ивановну.
* Многие картины, общественные начинания Н.К.Рериха являются результатом совместного творчества, в котором Елена Ивановна принимала активное участие.
* Как писал Николай Константинович: «Творили вместе, и недаром сказано, что произведения должны бы носить два имени – женское и мужское».
Начало творческой деятельности
* С 1902 года Н.К.Рерих получает широкую известность. Он принимает участие в крупных выставках России и Европы, где его работы часто занимают призовые места.
* С 1905 года Н.К.Рерих начинает сотрудничество с театрами и за несколько лет становится одним из самых ярких театральных художников мира. Его декорации вызывают восторг у публики, а эскизы костюмов находят отражение даже в модной одежде того времени.
Отъезд из России
* В 1916 в связи с ухудшением здоровья Николая Константиновича, по совету врачей его семья переезжает в Финляндию. По делам службы Н.К.Рерих изредка приезжает в Санкт-Петербург.
* Начавшаяся вскоре революция и гражданская война отрезали художника от родины. Н.К.Рерих вместе с семьей оказался за границей.
* Н.К.Рерих участвует в европейских выставках, а через два года, по приглашению Чикагского института искусств, уезжает в Америку. Здесь его выставки имеют оглушительный успех.
* За 2,5 года в США его персональная передвижная выставка объезжает десятки крупнейших городов. И везде имя Н.К.Рериха вызывает интерес.
* В это время Николай Константинович рисует эскизы для Чикагской оперы, читает лекции о русском искусстве, пишет серии картин «Новая Мексика», «Сюита океана», «Санкта», «Мечты мудрости».
* Вокруг Рериха собирается круг сотрудников, которые по его инициативе создают целый ряд культурных организаций: Международный центр искусств, Музей Рериха, Объединение художников, Институт Объединенных искусств.
* Под руководством Н.К.Рериха разворачивается огромная культурная деятельность: выставочная, издательская, образовательная.
* В Институте были созданы секции живописи, музыки, хореографии, архитектуры, театра, литературы и лекторий с научным и философским отделениями. Здесь могли учиться и дети и взрослые.
Центрально-азиатская экспедиция
* В 1924-1928 годах Н.К.Рериху удалось осуществить свою давнюю мечту – экспедицию по труднодоступным районам Центральной Азии. Она прошла по маршруту: Индия – Китай – Алтай – Монголия -Тибет – Индия.
* Экспедиция дала богатейший материал: были собраны коллекции минералов и высокогорных растений, впервые на картах были отмечены и уточнены десятки горных вершин и перевалов, зарегистрированы неизвестные науке археологические памятники, найдены уникальные древние манускрипты.
* Во время Центрально-азиатской экспедиции было пройдено 25 тысяч километров, преодолено 35 высокогорных перевалов, две большие пустыни – Такла-Макан и Гоби. Н.К.Рерихом написано более 500 картин, этюдов и рисунков. Были написаны книги «Сердце Азии», «Алтай – Гималаи».
Пакт Рериха
* Н.К.Рерих поражал всех своей работоспособностью и размахом идей. В 1929 году, после возвращения из экспедиции, он подготовил и опубликовал на различных языках проект договора о защите культурных ценностей. Проект получил всемирную известность и широкий отклик среди мировой общественности. Во многих странах были образованы комитеты в поддержку Пакта.
* Пакт Рериха стал первым международным актом, специально посвященным охране культурных ценностей.
* В рамках Пакта был утвержден, предложенный Рерихом отличительный знак, которым предполагалось отмечать защищаемые объекты культуры. Это было «Знамя Мира» – белое полотнище, на котором изображены три круга – прошлые, настоящие и будущие достижения человечества, окруженные кольцом Вечности.
* 15 апреля 1935 года в Вашингтоне более 20-ти стран подписали договор «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников» – Пакт Рериха.
* По инициативе общественных организаций мира в честь подписания Пакта Рериха 15 апреля отмечается Международный день культуры.
Институт «Урусвати»
* Обширные научные материалы, собранные во время экспедиции, требовали систематизации и обработки. В 1928 году Н.К.Рерих основывает в Индии высокогорный Институт научных исследований «Урусвати», что в переводе с санскрита означает «Свет утренней зари».
* Н.К.Рерих привлёк к сотрудничеству и обмену информацией десятки научных учреждений Азии, Европы, Америки.
* Из института «Урусвати» поступали научные материалы в Мичиганский университет, Нью-Йоркский ботанический сад, Пенджабский университет, Парижский музей естественной истории, Гарвардский университет.
* Директор Института генетики АН СССР академик Н.И.Вавилов обращался в институт «Урусвати» за информацией и получал семена для своей уникальной ботанической коллекции.
* Сотрудникам института «Урусвати», при участии лам-лекарей, удалось составить первый в мире атлас тибетских лекарственных трав.
* Работала биохимическая лаборатория, велось исследование космических лучей в высокогорных условиях, выпускался научный сборник.
* В настоящее время в институте находится музей, где можно познакомиться с документами того времени.
* Работой института руководил старший сын Н.К.Рериха – Юрий Николаевич, к тому времени всемирно известный учёный-востоковед и лингвист.
* Младший сын Н.К.Рериха – Святослав Николаевич, всемирно известный художник и учёный, изучал древнее искусство народов Азии и занимался вопросами тибетской фармокопеи.
Великая отечественная война
* С первых дней Великой Отечественной войны Н.К.Рерих использует все возможности, чтобы помочь Родине. Вместе с младшим сыном он устраивает выставки и продажу картин, а все вырученные деньги перечисляет в фонд Красной Армии.
* Н.К.Рерих пишет многочисленные статьи в газеты, выступает по радио в поддержку советского народа.
* «Спорили мы со многими шатунами, сомневающимися. Лжепророки предрекали всякие беды, но всегда говорили мы: «Москва устоит!», «Ленинград устоит!», «Сталинград устоит!». Вот и устояли! На диво всему миру выросло непобедимое русское воинство!»,- писал Н.К.Рерих в 1943 году в статье «Слава».
* В эти грозные для России годы художник в своём творчестве вновь обращается к теме родной земли. Он создаёт целый ряд картин – «Александр Невский», «Партизаны», «Победа». Н.К.Рерих, используя образы русской истории, предвидит победу русского народа над фашизмом.
Последние годы
* Мысль о возвращении на Родину не покидала Н.К.Рериха никогда. Он всегда оставался патриотом и российским гражданином, имея при себе лишь один паспорт – России.
* Сразу по окончании войны художник запросил визу на въезд в Советский Союз и стал готовится к переезду.
* 13 декабря 1947 года он ушёл из жизни, работая над новым вариантом картины «Приказ Учителя», так и не вернувшись на Родину.
Жемчужины Божественной Мудрости
Для того, чтобы удовлетворить духовные потребности занятых людей, у которых нет возможности уделять много времени чтению, будут публиковаться избранные фрагменты, драгоценные жемчужины Мудрости, помогающие возвысить своё сознание, вспомнить о вечном среди суеты дня.
Николай Константинович Рерих – Посланник Великого Белого Братства
Николай Константинович Рерих был всемирно известным художником, археологом, писателем, ученым, лектором, философом, поэтом, мистиком и исследователем.
Николай Рерих родился в Санкт-Петербурге 9 октября 1874 года – первенец Константина и Марии Рерих.
Имя «Николай» означает «тот, кто преодолевает», а «Рерих» — «богатый славой». Его отец был известным адвокатом и нотариусом, и большую часть своей юности Николай провел в большом семейном загородном имении Исваре, расположенном в девяноста километрах к юго-западу от Петербурга. Именно там, среди красот северной России, в юном Николае родилась любовь к природе, которую он пронес через всю жизнь. Там же он пристрастился к охоте и проявлял живой интерес к естествознанию, археологии и Российской истории. Он любил музыку и верховую езду.
В 1898 году Николай становится секретарем Общества Поощрения Художеств. В сентябре 1900 года он уезжает в Париж изучать искусство.
Летом 1901 года Николай возвращается в Петербург и женится на Елене Ивановне Шапошниковой. Елена превосходно играла на фортепиано и была выдающейся писательницей в области эзотерической традиции Восточной религии. Она была его вдохновением и поддержкой в течение всей его жизни. У них было двое детей, Юрий и Святослав.
Его отец желал, чтобы он изучал право, но Николай хотел заниматься искусством. Эта ситуация была разрешена, когда Николай поступил одновременно на юридический факультет Императорского Университета и в Императорскую Академию Художеств.
В начале 1900-х Рерихи много путешествуют по России и Европе. Во время этих путешествий Рерих много рисует, занимается археологическими раскопками, изучает архитектуру, пишет об искусстве и археологии. В 1906 году он получает повышение и становится директором Художественной школы.
В 1907 году он начинает применять свои таланты на сцене как художник по костюмам и декорациям, что приносит ему успех. Он создает декорации и костюмы для Дягилевского балета, включая «Весну священную» Стравинского, а также для оперных постановок, в том числе многих опер Вагнера и Римского-Корсакова.
Семья Рерихов уезжает из России в Финляндию в 1918 году, незадолго до того, как граница между этими двумя странами оказывается закрытой. По приглашению директора Чикагского Института Искусства Рерих в 1920 году приезжает в Соединенные Штаты Америки. Он много путешествует, выступает с лекциями и проводит выставки своих работ. Находясь в Соединенных Штатах, Рерих основывает Институт объединенных искусств, международное общество художников, названное «Кор Арденс» (что означает «Пылающее Сердце»), и международный центр искусства в Нью-Йорке, названный «Корона Мунди» (что означает «Венец Мира»). Как дань уважения Рериху в 1923 году в Нью-Йорке был открыт Музей Рериха.
Полотна Рериха вдохновлены историей, архитектурой и религией; многие отображают величие природы. Его картины являются мистическими, аллегорическими и даже пророческими. В его картинах, написанных между 1912 и 1914 годами, часто отражается предчувствие надвигающегося катаклизма. Одна из них — «Ангел Последний» (1912) — изображает буйный пожар, охватывающий город; над городом, окруженный клубящимися облаками дыма, стоит ангел. Он держит меч и свиток, возвещая о Последнем Суде. В 1936 году, непосредственно перед началом второй мировой войны Рерих пишет картину «Армагеддон». На ней можно увидеть крыши домов, виднеющиеся через облака дыма, и силуэты марширующих солдат.
- «Ангел Последний» (1912)
- «Армагеддон» (1936)
Художественный стиль Рериха трудно описать, ибо, как сказал Клод Брэгдон, Рерих принадлежит к избранному братству художников, среди которых да Винчи, Рембрандт, Блэйк, а в музыке — Бетховен. Их работы обладают «уникальным, глубоким и действительно мистическим свойством, которое отличает их от их современников и не позволяет отнести к какой-либо известной категории или причислить к той или иной школе, так как они походят только на себя, как члены некоего внепространственного и вневременного ордена посвященных».
На Николая Рериха в большой степени повлияла восточная культура. Долгое время он мечтал совершить путешествие по Востоку, чтобы непосредственно изучать древнюю культуру. В 1923 году он отправился в Индию. Некоторое время он провел в Сиккиме (тогда это было княжество, граничившее с северной частью Индии), где завершал планирование экспедиции в Центральную Азию.
Рерих писал о своем восхищении горами:
«Все учителя уходили в горы. Высочайшее знание, самые вдохновенные песни, самые замечательные звуки и краски рождаются в горах. На высочайших вершинах пребывает Высочайшее. Высокие горы стоят, словно свидетели великой реальности».
«Гималаи! Здесь обитают Риши. Здесь раздавались эхом звуки священной Флейты Кришны. Здесь громогласно звучал голос Благословенного Гаутамы Будды. Отсюда произошли все Веды. Здесь жили Пандавы. Здесь –Гесэр-хан. Здесь — Арьяварта. Здесь расположена Шамбала. Гималаи — жемчужина Индии. Гималаи — сокровище мира. Гималаи — священный символ Восхождения».
Оба — и Николай, и Елена Рерих питали большой интерес к восточной философии и религии. Многие картины Николая содержат изображения западных и восточных божеств, святых и мудрецов. Его серия «Знамена Востока» изображает не только духовных лидеров прошлого, но также надежды Востока на лидера будущего. Рерих отразил эту надежду в картинах, изображающих Майтрейю и Мать Мира.
В 1925 году Рерих вместе с Еленой, сыном Юрием и несколькими другими европейцами отправляется в экспедицию по Центральной Азии. Рерих писал о своих целях:
«Конечно, мое главное устремление, как художника, было к художественной работе…
Кроме художественных задач, в нашей экспедиции мы имели в виду ознакомиться с положением памятников древности Центральной Азии, наблюдать современное состояние религии, обычаев и отметить следы великого переселения народов».
Группа Рериха проделала путь почти в 25 тысяч километров по Центральной Азии в трудном и зачастую опасном походе, длившемся более четырех лет. Несмотря на возникавшие серьезные препятствия, в этом путешествии Рерих написал сотни картин.
Совершая экспедицию, Рерих обнаружил легенды и манускрипты, повествующие о путешествии Иисуса на Восток во время так называемых «утерянных лет» — в возрасте от двадцати до тридцати. Такие же рукописи были найдены и русским журналистом Николаем Нотовичем и Свами Аб-хеданандой в монастыре Химис в Ладаке.
По окончании экспедиции по Центральной Азии в 1928 году Рерихи обосновались в долине Кулу, в Индии. Там они основали Гималайский Институт научных исследований «Урусвати» для изучения археологии, лингвистики и ботаники.
Одна из целей Рериха по сохранению культурного наследия мира, которая волновала его всю жизнь, была достигнута в 1935 году, когда представители стран, входящих в Панамериканский Союз, подписали в Белом Доме конвенцию Пакта Рериха. Согласно этому пакту, страны, находящиеся в состоянии войны, были обязаны щадить музеи, университеты, храмы и библиотеки подобно тому, как поступали с госпиталями. Над больницами развевался флаг Красного Креста, а над культурными учреждениями — «Знамя Мира» Рериха — стяг с тремя красными сферами в центре белого поля, окруженными красным кругом. Рерих верил, что защита культуры поможет сохранить духовное здоровье наций.
“Знамя Мира” (1931)
За усилия, направленные на сохранение мира во всем мире с помощью искусства и культуры и защиту сокровищ искусства во время войны, кандидатура Рериха выдвигалась на соискание Нобелевской Премии Мира в 1929 и 1935 годах. Вторая мировая война прервала его деятельность, так же как и деятельность Гималайского Института научных исследований «Урусвати», и Рерих посвятил себя помощи жертвам войны. Он также отдавал деньги, полученные от продажи картин и книг, советскому Красному Кресту.
Летом 1947 года Рерих перенес операцию на сердце, но вскоре вернулся к мольберту. Одна из последних картин Рериха называется «Завет Учителя». Она изображает белого орла, летящего по направлению к ученику, который медитирует в позе лотоса на вершине высокого утеса, возвышающегося над |горной долиной. 13 декабря 1947 года, когда Рерих работал над вариантом этой картины, его сердце внезапно остановилось, и его душа воспарила в высшие октавы. Ему было семьдесят три года.
“Приказ Учителя” (“Завет Учителя”), 1947
В своей жизни Николай Рерих нашел время для многих видов деятельности и преуспевал во всем, за что брался. Его духовная жизнь была тем источником, из которого рождалось и литературное, и духовное видение. В одной статье, посвященной характеру и работе своего отца, Святослав Рерих подытожил поиск внутренней духовности художником:
«Он был истинным патриотом и горячо любил свою Родину, но он принадлежал и всему миру. Весь мир был полем его деятельности. Каждая страна представляла для него особый интерес и особое значение. Каждая философия, каждое учение жизни были для него путем к совершенствованию, и жизнь для него была великими вратами будущего… Он во всем стремился к прекрасному: и в живописи, и в литературе, и в общественной жизни – это великолепное воплощение необыкновенной, возвышенной мысли…»
Во всех его картинах и литературных трудах прослеживается непрерывная нить важного послания – послания Учителя, призывающего учеников пробудиться и устремиться к новой жизни.
«Добрый и терпеливый, никогда не терявший попусту ни секунды времени, гармонично сочетавший ощущения напряженности и благожелательства, всегда думавший о благополучии окружающих его людей, он как личность являет собой совершенный образец человека, для которого жизнь стала великим подвигом, высоким служением. Всю свою жизнь он щедро дарил свой талант, и лишь в будущем можно будет понять все, сделанное им…
Николай Константинович всегда думал, что, в конце концов, главная задача жизни — это самоусовершенствование. Искусство или какие-либо другие творческие достижения могут быть очень большими, но в центре внимания всего остается жизнь самого человека, его личность. Он считал, что его творческая жизнь, его искусство — это только пособники самоусовершенствования. Он всегда работал над самим собой прежде всего. Он хотел подняться над тем, кем он был, и закончить свою жизнь более совершенным человеком. И в этом он преуспел. Он стал совершенно исключительным человеком, человеком мудрым, замечательных личных качеств. Я очень много встречал людей во всем мире, но другого такого человека, как Николай Константинович, встретить мне не пришлось».
Источник:
Профет Марк Л., Профет Элизабет Клэр “Владыки и их Обители”
Николай Рерих
Х удожник, сценограф, философ, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель — список амплуа Николая Рериха бесконечен. Он составил первое международное соглашение о защите культурных ценностей и создал философское учение «Живая этика», возродил старинные русские ремесла и оформил театральные представления на Русских сезонах Сергея Дягилева. Картины Николая Рериха хранятся в Русском музее, Третьяковской галерее, Музее искусства народов Востока и частных коллекциях по всему миру.
Николай Рерих — «Поездка по старине»
Николай Рерих родился в 1874 году в Санкт-Петербурге. Его отец был известным нотариусом и общественным деятелем, мать происходила из купеческой семьи. Мальчик получил превосходное образование: в восемь лет он поступил в одну из лучших частных школ Санкт-Петербурга — гимназию Карла фон Мая.
Летние и зимние каникулы семья проводила в загородном поместье Извара в Петербургской области. Здесь юный Рерих собирал гербарий и минералы, изучал местных животных и птиц. Еще в детстве он начал заниматься археологией: вел раскопки, составлял карты рельефа, подробно описывал находки. В Изваре Николай Рерих познакомился с известным археологом Львом Ивановским и помогал ему в археологических исследованиях местных курганов.
Мальчик интересовался историей и эпосом изварской земли, с увлечением записывал былины, предания и народные сказы, которые слышал от местных жителей. Позже сюжеты этих сочинений легли в основу его картин. Впервые художественные способности мальчика заметил друг семьи – скульптор Михаил Микешин. Он стал первым учителем будущего художника.
Отец не поддерживал увлечения сына и хотел, чтобы он продолжил семейное дело. Ослушаться родителей Николай Рерих не мог, поэтому после частной гимназии поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Одновременно юноша сдал экзамены и в Императорскую Академию художеств. Его первым крупным успехом стала дипломная картина «Гонец»: за нее Рерих получил звание художника. В 1897 году он окончил Академию художеств, а через год — университет.
Вся биография Николая Рериха связана с русской историей и культурой. Интерес молодого исследователя с каждым годом только усиливался. Еще в студенческие годы он стал членом Русского археологического общества и проводил раскопки во многих русских губерниях, изучал фольклор. В 1903 году художник отправился в большое путешествие по России. Он посетил более 40 городов, известных своими памятниками старины.
В путешествии родилась целая серия полотен — «Начало Руси, славяне». На них художник отразил свое мистическое представление о предках. В «поездке по старине» Рерих изучал корни русской культуры, фотографировал предметы старины, писал статьи о ценности древнерусского искусства.
Свое путешествие по древним русским городам Николай Рерих завершил в Талашкино — в имении мецената Марии Тенишевой. Здесь вместе с художниками Михаилом Врубелем, Александром Бенуа и Константином Коровиным Рерих восстанавливал техники древнерусских ремесел и традиции народных промыслов. В художественных мастерских он создавал эскизы для мозаики и росписи в старинных техниках. Одна из самых известных работ — декор в храме Святого Духа в Талашкине.
Художник, археолог, редактор и ученый
Талант Николая Рериха проявлялся в разных областях. Он работал редактором в журнале «Старые годы», в больших изданиях «История русского искусства» под общей редакцией Игоря Грабаря и «Русская икона». Как археолог участвовал в раскопках курганов на территории Новгородской и Тверской губерний. Как художник создавал мозаики и росписи для церквей, вокзалов и домов. Как декоратор оформлял оперные, балетные и драматические постановки, как мастер книжно-журнальной графики — различные издания.
Наряду с древнерусской темой в творчестве Николая Рериха стали появляться восточные мотивы. Он изучал философию Востока, коллекционировал предметы японского искусства, написал несколько очерков о Японии и Индии, создал картины на индийские мотивы — «Девассари Абунту», «Девассари Абунту с птицами», «Граница царства», «Мудрость Ману».
В своем искусстве художник соединил реализм и символизм, уделяя большое внимание цвету. Он почти отказался от масла и перешел к темперной технике: много экспериментировал с составом красок, использовал метод накладывания одного тона на другой. Оригинальность его работ отмечали многие критики: с 1907 по 1918 год в России и Европе издали девять монографий и несколько десятков художественных журналов, посвященных творчеству Рериха.
В 1916 году из-за тяжелой болезни Николай Рерих по настоянию врачей вместе с семьей переехал в Финляндию. После революции 1917 года Финляндия закрыла границу с Россией, и Рерихи оказались отрезаны от молодого СССР. За границей с успехом прошли несколько его выставок.
В 1919 году семья Рерихов переехала в Лондон. Здесь они стали членами оккультного Теософского общества. Николай Рерих и его жена Елена основали новое философское учение «Живая этика» — о внутреннем преображении, раскрытии способностей и овладению космической энергией.
Через год по приглашению директора Чикагского института искусств Николай Рерих с семьей переехал в США. В Америке он организовал масштабное трехлетнее выставочное турне по 30 городам США, создавал эскизы костюмов и декораций для Чикагской оперы, читал лекции о русском искусстве, этическом и эстетическом воспитании. В эти годы художник написал серии картин «Новая Мексика», «Сюита океана», «Мечты мудрости» и серию картин «Санкта» («Святые») о жизни русских святых и подвижников.
«Мастер гор» Николай Рерих
В 1923 году Рерих покинул Америку и отправился в Париж, а затем — в Индию, где организовал масштабную Центрально-Азиатскую экспедицию. В это время он проводил археологические и этнографические исследования в разных частях Азии, изучал редкие манускрипты, собирал лингвистические материалы и произведения фольклора, описывал местные обычаи, написал книги «Сердце Азии», «Алтай — Гималаи». В эти годы художник создал около 500 полотен. На них отражалась живописная панорама экспедиционного маршрута.
Обширные научные материалы, которые собрали Рерихи во время экспедиции, требовали систематизации и обработки. После поездки супруги основали в Нью-Йорке Институт гималайских исследований, а затем — институт «Урусвати» (в переводе с санскрита «Свет утренней звезды») в Гималаях, в долине Куллу.
В 1928 году Николай Рерих подготовил проект Договора о защите культурных ценностей — Пакт Рериха. Пакт стал первым международным актом, посвященным охране культурных ценностей, и единственным соглашением в этой сфере, которое было принято международным сообществом до Второй мировой войны. За него Рериха дважды номинировали на Нобелевскую премию мира, но он так и не получил ее.
С конца 1935 года Рерих постоянно жил в Индии. Этот период — один из самых плодотворных в его творчестве. За 12 лет он написал более тысячи картин. В это время вышли две новые книги Николая Рериха и несколько томов литературных очерков. В Индии были написаны серии «Шамбала», «Чингис хан», «Кулута», «Кулу», «Святые горы», «Тибет», «Ашрамы», за которые художественные критики называли Рериха «мастером гор».
Источники:
https://rerih.org/er/biography
https://mudrost.info/2019/06/nikolaj-konstantinovich-rerih/
https://www.culture.ru/persons/8245/nikolai-rerikh