Рисование с детьми летом в детском саду. Пальцевая живопись – хэппинг
«Пальцевая живопись» как нетрадиционная техника рисования с детьми дошкольного возраста.
Мария Ракитина(Кузнецова)
«Пальцевая живопись» как нетрадиционная техника рисования с детьми дошкольного возраста.
Нетрадиционное рисование – искусство изображать, не основываясь на традиции.
Техника «Пальцевой живописи» интересный процесс создания изображений с помощью рук, на основе активного восприятия, помогающий создать мотивацию для формирования изобразительных умений в рисовании и лучше скоординировать движения рук для уверенной передачи формы, пропорции, в изображении. Рисование в технике «Пальцевой живописи» увлекательная деятельность, удивляющая и восхищая детей и один из самыx занимательных нетрадиционных способов рисования.
Техника «Пальцевой живописи»:
– Доступна детям с точки зрения понимания их особенностей когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции;
– Содержит изобразительно – выразительные средства создания художественного образа;
– Знакомит с новыми приемами работы ладошкой и другими ее частями;
– Развивают ручную умелость и мелкую моторику;
– Подготавливает руку к письму.
• Включение в работу с детьми техники «Пальцевая живопись» рисования это:
– совершенствование мелкой моторики с совершенствованием изобразительных умений за счёт новых приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребёнка фиксированным положением
– эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе
– развитие сенсорной сферы за счёт изучения свойств изображаемых предметов и соответствующих действий.
– стимулирование познавательного интереса ребёнка и развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления.
– формирование двигательной памяти за счет активного восприятия при создании художественного образа, где главную роль играют движения руки и глаз.
– атмосфера непринуждённости, открытости, раскованности, способствующие развитию инициативы, самостоятельности детей, что создает эмоционально-положительное отношение к деятельности.
– расширение изобразительных возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт и утвердиться в позитивной позиции “творца”.
ВАЖНО:
– чтобы всякий раз создавалась новая ситуация так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания и умения, с другой – искали новые решения, творческие подходы.
– Обучение детей технике рисования должно осуществляться не само по себе, не ради технического совершенства изображения, а для того, чтобы ребенок мог выразительно и без особых затруднений создать то изображение, которое он захочет.
• Условия действенного и успешного использования техники «Пальцевой живописи» в работе с детьми дошкольного возраста:
– Создание развивающая предметно – пространственная среда по изодеятльности в группе по принципу доступности, оснащенная разным материалом для активной творческой деятельности «юных художников».
– Поэтапная, последовательная, систематическая и целенаправленная работа;
– Дидактические игры, направленные на ознакомление со средствами выразительности и на развитие мелкой моторики; пальчиковые раскраски-шаблоны, фигурные ориентиры;
– Создание игровых ситуаций – как более привычной сферы познания для детей; проблемных, образовательных и развивающих ситуаций с осуществлением интегрированного подхода;
– Использование разных форм организации деятельности;
– Использование разных методов руководства совместной деятельностью;
– Взаимодействие с родителями воспитанников
• Организация процесса рисования с детьми дошкольного возраста с использованием техники «Пальцевой живописи».
– познакомить детей с изобразительными средствами выразительности;
-осваивать знания о форме, цвете, величине, пространственных отношениях.
– формировать умения в предметном и композиционном рисовании,
-расширить представления о технике «Пальцевая живопись»,
-воспитывать аккуратность, эстетические чувства, интерес к рисованию с помощью техники «Пальцевой живописи».
• Основные принципы:
от простого к сложному, принцип наглядности, индивидуализации, принцип связи обучения с жизнью.
• Этапы реализации:
Этап целенаправленного изображения и этап образно-сюжетного рисования.
На этапе целенаправленного изображения с помощью ладошки ребёнок получает огромное количество разных отпечатков в процессе изучения возможностей собственной руки. У детей развиваются пространственные ориентировки, образное мышление, умение находить конструкторские решения, что означает готовность перехода к образно-сюжетному рисованию – ребёнок сравнивает объекты изображения, самостоятельно конкретизирует образы, передавая впечатления об окружающем.
• Этапы построения процесса рисования с использованием техники «Пальцевой живописи» в ходе ООД
Первый этап – подготовительный, совместная творческая деятельность педагога с детьми, с использование шаблонных раскрасок, заготовок-ориентиров, дидактических игр, знакомство со средствами выразительности;
Второй этап-организация практической работы с частичной помощью воспитателя и систематизации полученных знаний, представлений об изобразительных средствах выразительности;
Третий этап мобилизация опыта детей, закрепление представлений об изобразительных средствах выразительности в рисовании и организация творческой деятельности детей с самостоятельным выбором необходимых средств выразительности.
Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Методика рисования в детском саду
В формировании личности малыша очень большое значение имеет рисование. Оно приносит неоценимую пользу и развивает как интеллектуальные способности у детей, так и их мышление. Ведь в то время, когда дети рисуют, включёнными в работу оказываются не только зрительные, но и двигательные анализаторы, что великолепно развивает мелкую моторику и память.
Кроме того, при занятии рисованием ребёнок учится воображать и сочинять, думать и сравнивать. При этом запас знаний у него развивается постепенно, что очень хорошо в детском возрасте.
Рисование развивает творчество
Занятия рисования в детском саду любимы всеми детьми. Малыши неуклюже пытаются изобразить увиденное с самого раннего возраста. Чтобы развивать это желание, можно уже до года давать ребёнку мягкую губку, которой он сначала будет играть, а затем при помощи взрослых опускать её в блюдце с краской и водить по бумаге, наблюдая за результатом. Через какое-то время эту операцию малыш станет проделывать самостоятельно.
В то время, когда ребёнок пойдёт в садик, рисунки у него уже не будут представлять собой сплошные кляксы. К ясельному возрасту дети умеют держать карандаш и кисточку. Про сам процесс рисования говорить ещё рано, но, манипулируя этими предметами, малыш оставляет случайные штрихи, точки и линии на бумаге. Это его очень привлекает.
В этом же возрасте можно начинать применять простейшие техники нетрадиционного рисования, например сжатую в кулачок руку обмакнуть в блюдце с краской и оставить след на бумаге. Получится гусеница, которую детишки видели на прогулке.
Что дают занятия по рисованию в дошкольных учреждениях
Нетрадиционные техники изобразительного искусства, применяемые в детском саду, помогают малышам, ещё не умеющим полностью владеть карандашами и кисточками, не только воспринимать окружающий мир, но и передавать его через рисунок. Всё, что дети видели на прогулке, очень просто изображается на бумаге с помощью подручных средств. Это хорошо развивает фантазию.
Листочки, опавшие с деревьев осенью, помогут изобразить двор, засыпанный листвой. Нужно их только опустить в блюдце с краской и приложить к бумаге. А отпечаток ладошки можно сравнить со следами зверьков, оставленными на снегу.
Занятия по рисованию хорошо развивают фантазию детей и дают возможность для проявления творчества и вдохновения, а также чувства красоты. При этом личность ребёнка получает гармоничное развитие.
Нетрадиционное рисование. Зачем оно нужно?
Использование нетрадиционных техник рисования даёт возможность развивать у малышей художественное, а не шаблонное мышление. Даже, скорее, художественно-образное, которое напрямую связано с творческими способностями и наблюдательностью, а также духовными качествами.
И неважно, насколько хорошо ребёнок владеет техникой рисования, ведь основным здесь будет научить малышей выкладывать на бумагу свои мысли и чувства, а при помощи различных красок передавать своё настроение.
Художественное мышление отлично развивается, когда дети красками и подручными средствами изображают на листах бумаги сказку. Такая форма занятий может быть не только индивидуальной, но и групповой. Для этого каждому малышу стоит предложить изобразить своё понимание сюжета на определённом участке общего ватмана. После того как всё будет готово, дети с удовольствием вносят дополнения в рисунок, придумывая этим продолжение сказки.
Нетрадиционные техники, используемые для рисования с детьми
В таком интересном и сложном процессе, каким для детей является рисование, самым лучшим будет использовать различные техники. Все они прививают любовь к изобразительному искусству. Большого внимания заслуживают нетрадиционные техники рисования в детском саду, которые дают детям простор для фантазии.
Их вводят с самого раннего возраста, но на первых порах, пока ребёнок учится образно мыслить и правильно действовать своими ручками, взрослый должен принимать непосредственное участие в этом процессе. Привлекательны они для малышей возможностью достичь желаемого результата очень быстро.
Хороша эта форма развития тем, что она очень интересна для любого ребёнка. Детей всегда привлекает рисование пальчиками и всей ладошкой, а также превращение обычной кляксы в презабавные фигурки.
Нетрадиционные материалы и техники, которые используются в изобразительной деятельности, способствуют развитию у ребёнка не только образного мышления, но и самоконтроля, усидчивости, внимания, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, тактильного и эстетического восприятия, а также мелкой моторики рук.
Выполняя такую работу, дети учатся также фантазировать и через различные цветовые гаммы выкладывать свои ощущения на бумагу.
Пальцевая живопись как один из вариантов нетрадиционного изображения предметов
Когда используются нетрадиционные техники рисования в детском саду или дома, наилучшим вариантом может стать рисование при помощи пальчиков или всей ладошки.
Такая техника может применяться даже в то время, пока малыш ещё маленький. Пальцевая живопись очень хорошо себя зарекомендовала. Для этого метода не нужна кисточка, достаточно только гуашевых красок, налитых в небольшие ёмкости, и мисочки с водой для мытья рук.
При использовании этого метода очень хорошо развивается фантазия ребёнка. Ведь подушечками пальцев, обмакнутыми в краски, можно изобразить и цветы в подарок для мамы, и новогодние конфетти, и различные узоры на платье. А проводя пальчиками линии на бумаге, можно получить и более сложные предметы.
Прежде чем начинать с малышом фантазировать, стоит на отдельном листе попробовать отпечатки различных частей ладошки, чтобы посмотреть, на что они будут похожи. При смене рук все отпечатки будут изгибаться в разные стороны. Такой вид живописи даёт детям возможность придумать и изобразить на бумаге целый сюжет, заставляет их мыслить образно.
Средняя группа детского сада. Рисование и его особенности
В детском коллективе популярны различные занятия. Нетрадиционные техники рисования в детском саду интересны не только малышам, но и детям как средней группы, так и старшей. У них имеются уже приобретённые навыки, поэтому воспитатели могут начинать применять обрисовывающие жесты. Малыш слушает рассказ взрослого, смотрит, как он жестами показывает сказанное, и стремится воспроизвести на листе сложившийся у него образ.
Но всё-таки без наглядной натуры в этом возрасте ещё не обойтись. Одних слов и жестов может быть недостаточно, чтобы сложился определённый образ. Поэтому самым лучшим будет, когда перед глазами ребёнка находится натура, помогающая созданию правильного восприятия описываемого предмета или сюжета, оживлению детских представлений о нём. Это может быть игрушка, картинка или рисунок взрослого.
К тому же перед детьми нужно положить несколько разновидностей подручных предметов. Они могут потребоваться для создания изображения. Это даст возможность для выбора, а также умения сравнивать и фантазировать.
Как нарисовать при помощи нетрадиционных техник времена года
Любая прогулка с детьми даёт возможность воспроизвести увиденное нетрадиционным методом. Такое чудесное время года, как зима, позволяет проявить множество фантазии для того, чтобы изобразить желаемое на бумаге.
Когда применяются нетрадиционные техники рисования, зима может быть нарисована с помощью кусочков ваты или пенопласта, которые изображают снег, а также мелких блёсток, символизирующих его блеск.
Рисовать с помощью подручных средств намного интереснее, ведь нужно применять ассоциативное восприятие и учиться сравнивать. При такой технике процесс того, как падает снег, можно показать методом разбрызгивания краски, а также использовать всевозможные материалы, которые вызывают ассоциацию с заданным сюжетом. Нетрадиционные техники рисования с детьми дают очень большие возможности для развития их воображения.
Какие материалы используются при нетрадиционном рисовании
Занятия по нетрадиционной технике рисования проводятся с использованием подручных материалов. Также нужно обратить внимание на предпочтения ребёнка при выборе инструментов для выполнения рисунков. Цвета, их оттенки, способы нанесения на бумагу наполняются мироощущением малыша и могут много рассказать о нём.
Когда на занятиях применяется необычный материал, у детишек развиваются творческие способности и личностный настрой. Каждый малыш получает возможность ощутить незабываемые эмоции и отразить свои впечатления и настроение на бумаге.
Нетрадиционные техники рисования в детском саду предполагают использование таких подручных материалов, как листва деревьев, манка и соль, пластилин, воск, песок, нитки. А инструментами, заменяющими кисти и карандаши, могут быть пальчики, зубные щётки и поролон. В качестве изобразительного материала могут применяться и бросовые вещи, например пробки, старые пуговицы, бусинки.
Существующие виды нетрадиционного изобразительного искусства
Методика рисования в детском саду нетрадиционными способами подразумевает использование различных техник. Самыми распространёнными из них являются линотерапия, выполняемая с помощью ниток, которые окрашены в разные цвета, разбрызгивание красок зубной щёткой и кляксография. Также детям очень нравится рисование по мокрой или мятой бумаге, на воздушных шариках и ткани.
Нарисованные детьми рисунки лучше всего вставлять в рамочки и вывешивать. Любому ребёнку будет приятно, что предметом его творчества любуются. Это поднимает самооценку малыша.
Мастер класс на тему: «Хеппенинг как оптимальное средство развития художественно – эстетических способностей детей раннего дошкольного возраста»
методическая разработка (младшая группа)
МБДОУ «Детский сад №1 «Тополек» ст. Незлобной»
Мастер класс на тему: «Хеппенинг как оптимальное средство развития художественно – эстетических способностей детей раннего дошкольного возраста»
Дадаян Элина Александровна,
«Детский сад №1 «Тополек»
Хеппенинг как оптимальное средство развития художественно – эстетических способностей детей раннего дошкольного возраста
Добрый день, уважаемое жюри, уважаемые коллеги!
Меня зовут Дадаян Элина Александровна, работаю воспитателем в МБДОУ «Детский сад № 1 «Тополек» ст. Незлобной».
Хочу представить вашему вниманию мастер-класс «Хеппенинг как оптимальное средство развития художественно-эстетических способностей детей раннего дошкольного возраста».
Целью нашей работы в ходе мастер-класса является повышение профессионального мастерства педагогов в развитии художественно-эстетических способностей детей и применение его в практической деятельности.
Нам предстоит решить следующие задачи:
1. Расширить представления педагогов о нетрадиционном методе рисования: «хеппенинг»;
2. Вызвать интерес педагогов к творчеству и дальнейшему использованию данного метода в своей работе с детьми;
Одним из приоритетных направлений, обеспечивающих развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка, в Федеральных государственных общеобразовательных стандартах дошкольного образования обозначено художественно-эстетическое развитие дошкольников, куда включено и рисование.
Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не следует принуждать.
Занимаясь рисованием с маленькими детьми, я учитываю особенности раннего возраста и то, что у малышей еще не сформированы многие навыки. Дети не умеют правильно держать карандаш и кисточку, регулировать силу давления на бумагу, ориентироваться на листе бумаги и не выходить при рисовании за край. Часто отсутствие умений расстраивает малышей, и они оставляют попытки нарисовать задуманное.
И здесь на помощь приходит современная личностно-ориентированная образовательная технология, направленная на максимальное развитие (а не на формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных и творческих способностей ребенка – хепенинг.
Хеппенинг – форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художников, но не контролируемые им полностью. Хэппенинг – игровая манипуляция, обычно включает в себя импровизацию и не имеет чёткого сценария. При нём неизвестно, какое получится изображение, он заведомо успешен по результату, тем самым усиливает интерес детей к изобразительной деятельности.
В работе со своими малышами я использую различные виды хеппенинга:
– рисование на подносе (манка, цветной песок)
– рисование тычками, ватными палочками,
– рисование смятой бумагой.
Воспитатель может дополнить рисунок детей необходимыми элементами (глаза, клюв, бантик, лапки, ручки, и т.п.) для создания полного образа, вызывая у детей чувства радости, удовольствия, восторга, уверенности в себе.
При рисовании методом хепенинга кроме гуаши я использую пальчиковые краски, которые изготавливаю сама. Рецепт вы видите на экране. И вам предлагаю памятки с рецептом.
Рецепт пальчиковых красок:
1,5 стакана муки,
0,5 стакана соли,
4 столовые ложки подсолнечного масла.
Все ингредиенты смешать блендером. Густоту регулировать мукой. Если ребёнок не тянет краски в рот, то соль можно не добавлять.
Для придания разных цветов, используются пищевые красители.
Краски можно хранить в холодильнике до 2-х недель.
Для рисования использовать краски комнатной температуры, иначе не приятно будет трогать пальчиками холодные краски.
Сейчас я предлагаю вам попробовать метод хепенинга в действии. Приглашаю пройти за стол 5 участников.
Сначала начнём рисовать пальцами. У вас на столах лежат силуэты разных предметов, листы бумаги. Вы можете их использовать по своему желанию.
Кончиком пальца можно рисовать точки, подушечкой пальца – лепестки, листочки, веточки, прямые и волнистые линии.
Можно рисовать пучком пальцев. Сложите пальцы в пучок, обмакните пальцы в краску и приложите к листу. Дополните изображение необходимыми элементами. Для этого можно использовать кисточки.
Уважаемые коллеги на слайде вы видите работы моих воспитанников мы украшали платья, тарелку, рисовали бусы, листья на деревьях, звёздочки на небе, снежинки)
Следующий способ рисования – рисование кулачком, закрытым, полураскрытым. Таким способом можно рисовать улитки, ракушки, розы, бананы, радугу и другое.
Выберите способ рисования кулачком, закрытым или полураскрытым, обмакните кулачок в краску. Создайте образ, дополнив нужными элементами.
Любимый способ ребят – рисование ладошкой. Ладошкой можно мазать, рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом или создавать сюжетные картины. По-разному поворачивая руки, и дорисовывая к отпечаткам недостающие элементы, можно воплотить любые задумки. Ладошка, с разведёнными пальчиками, смотрящими вниз, позволит увидеть в рисунке осьминога, если дорисовать ему глаза и рот. С помощью отпечатков ладошек, сделанных по кругу, можно изобразить солнышко и цветок, дорисовав сердцевину.
Возьмите большой лист бумаги и попробуйте рисовать ладошкой.
А сейчас попробуем работу с тычками или ватными палочками (одной или пучком палочек). Для этого вы можете взять чистый лист или лист с изображением контура предмета. Рисование тычками позволяет получить имитацию фактурности пушистой поверхности. Тычками можно нарисовать снег, салют, полянку из одуванчиков, травку, облака, листья на дереве, или заполнить отпечатками тычка готовый контур, шаблон.
Рисование смятой бумагой проходит по тому же принципу, что и рисование тычками.
В раннем возрасте доступен такой вид хэппенинга как рисование на подносе. У вас на подносах насыпан слой манки. Проводя пальцем по манке, можно изобразить геометрические фигуры, солнышко, цветок и т. д. У ребенка этот процесс стимулирует развитие свободы мысли, воображения. Дети в большей степени стремятся заявить о себе, показать свое «Я» окружающим, преодолевать препятствия и решать разнообразные проблемы. В процессе работы активизируется развитие психических процессов, совершенствуется моторика (мелкие движения пальцев, кисти), зрительно-двигательная координация, раскрывается творческий потенциал детей.
Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник подкрепляют уверенность детей в собственные силы, дарят им положительные эмоции и радость от результатов своих работ.
Я считаю, что именно изобразительная деятельность является самым интересным видом деятельности дошкольников, так как позволяет детям выражать в своих рисунках свои впечатления об окружающем его мире, способствует всестороннему развитию детей, раскрытию и обогащению его творческих способностей.
Мой небольшой опыт работы по изобразительной деятельности с детьми раннего возраста показал, что для развития художественно-творческих способностей недостаточно традиционного подхода, а требуется использование и нетрадиционных методов и приемов.
Я разработала циклограмму использования видов хепенинга и подобрала примерную тематику, что позволяет систематически развивать у детей мелкую моторику рук, тактильное восприятие, пространственную ориентировку на листе бумаги, зрительное, эстетическое восприятие, внимание и усидчивость, изобразительные навыки и умения, наблюдательность, эмоциональную отзывчивость.
Пусть творчество доставит радость вам и вашим детям!
А сейчас я хочу, что бы вы дали свою оценку мастер-классу. Я предлагаю вам отправить телеграмму, подумав над вопросами: Чем был полезен для вас мастер-класс? Что вам понравилось? Что будете использовать в своей работе? Что могли бы предложить вы? Напишите мне, пожалуйста, об этом короткое послание – телеграмму из 11 слов. Я хочу узнать ваше мнение для того, чтобы учитывать его в дальнейшей работе. Спасибо.
Источники:
https://www.maam.ru/detskijsad/-palcevaja-zhivopis-kak-netradicionaja-tehnika-risovanija-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta.html
https://www.syl.ru/article/187607/new_netraditsionnyie-tehniki-risovaniya-v-detskom-sadu-metodika-risovaniya-v-detskom-sadu
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/04/18/master-klass-na-temu-heppening-kak-optimalnoe-sredstvo-razvitiya