7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

«рисовать я не умею, но очень люблю. Ребенок любит рисовать — как выявить талант

Как определить талант ребенка

Психологи, педагоги, педиатры и руководители различных секций утверждают, что все дети гениальны, или по крайней мере, очень талантливы. Но каким же талантливым должны быть родители, чтобы не только вовремя заметить способности и задатки ребенка, но и ещё развить их!

Давайте попробуем разобраться для начала в таких понятиях как способности, задатки, склонности, талант.

Задатки – природные предпосылки способностей; врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы и мозга, служащие основой для формирования тех или иных способностей.

Способность – индивидуально-психологические особенности личности, необходимые для успешного выполнения той или иной деятельности. Способности не сводятся только к имеющимся у человека знаниям, умениям и навыкам. Они обнаруживаются, прежде всего, в быстроте, точности и простоте приемов овладения глубокими и прочными знаниями, умениями и навыками. Различают общие способности, необходимые для осуществления многих видов деятельности, и специальные способности, необходимые для выполнения определенного вида деятельности.

Талант – высокий уровень развития способностей, проявляющихся в творческих достижениях, важных в контексте развития культуры. В различных областях талант может проявляться в разное время. Так, в музыке, рисовании, математике, лингвистике обычно он проявляется в раннем возрасте, а талант в литературной, научной или организаторской сферах обнаруживаются в более позднем возрасте.

Высший уровень развития способностей – это гениальность. Гении своим творчеством и деятельностью оказывают влияние на развитие всего человечества.

Таким образом, талант и гениальность – это высокий уровень развития тех или иных способностей. Для того чтобы определить, какими способностями обладает ребенок, необходимо ответить на вопрос: а какие вообще бывают способности?

Способности могут лежать в одной из восьми областей человеческой деятельности.

У вашего ребенка незаурядный интеллект, если он:

– обладает хорошей памятью;
– ясно мыслит, хорошо рассуждает, улавливает причины и мотивы поступков других людей;
– легко и быстро схватывает новый материал;
– задает очень много продуманных вопросов;
– любит читать книги;

– обгоняет своих сверстников по учебе;
– обладает чувством собственного достоинства и здравым смыслом, рассудителен не по годам;
– гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно (о мировой политике, экономике, науке и т. п.);
– очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое и неожиданное в жизни.

О наличии музыкальных способностей можно говорить, если ребенок:

– очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;
– любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;
– вкладывает в исполнение песен или мелодий много чувства и энергии, а также свое настроение;
– сочиняет свои собственные мелодии;
– научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте;

У вашего ребенка технические способности, если он:

– интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;
– любит конструировать;
– сам “докапывается” до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки или сбои в работе механизмов;
– может чинить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находит оригинальные решения;
– любит и умеет рисовать;
– интересуется специальной технической литературой;

Способности к научной работе проявятся у вашего ребенка в том, что он:

– обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям;
– умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение, причем нередко записывает их не с целью похвастаться, а для себя;
– любит читать научно-популярные издания, взрослые статьи и книги, опережая сверстников на несколько лет, причем отдает предпочтение этой, а не развлекательной литературе;
– часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;
– с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, конструкций, схем, коллекций;
– не унывает и не остывает к работе надолго, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны.

У вашего ребенка совершенно очевиден артистический талант, если он:

– обладает выразительной мимикой, жестами и движениями;
– стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает
– может подражать человеку, о котором рассказывает, меняя тональность и выражение голоса
– с большим желанием выступает перед аудиторией

– с легкостью “передразнивает” чьи-то привычки, позы, выражения
– пластичен и открыт всему новому.

Читать еще:  Самые известные романы агаты кристи. Смерть на Ниле: неудавшийся медовый месяц

Если у ребенка выражены спортивные способности он:

– очень энергичен и все время хочет двигаться
– смел до безрассудности и не боится синяков и шишек;
– почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре
– ловко управляется с коньками и лыжами, мячами и клюшками
– лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко и пластично
– предпочитает книгам и другим спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню
– кажется, что он никогда не устает
– у него есть свой герой-спортсмен, которому он явно или втайне подражает.

Художественные способности могут проявиться в том, что ребенок:

– в свободное время охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски
– рисует или лепит для того, чтобы выразить свои чувства или настроение
– серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень сосредоточенным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж
– рисует разнообразные рисунки, а не изображает постоянно что-то вполне удавшееся
– стремится создать какое-либо произведение, имеющее прикладное значение – украшение для дома, одежды и т.д.
– не робеет высказать собственное мнение даже о классических произведениях, причем может даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.

И, наконец, у вашего ребенка литературное дарование, если он:

– рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряя основную мысль
– любит фантазировать на тему действительного события, причем раскрывает событие с необычной стороны;
– выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние, переживания и чувства героев сюжета
– изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными
– любит писать рассказы, стихи

Некоторые способности проявляются рано, а для других требуется время. Так, например, музыкальные, художественный и спортивные способности могут выявиться очень рано, а вот для проявления литературных способностей иногда нужен свой срок и определенный жизненный опыт. Не будем торопиться объявлять ребенка неталантливым, если он не проявляет себя как юное дарование, ведь способности это как цветы. Одни – расцветают ранней весной, а другие – лишь в конце лета. Специалисты отмечают, что только у 10-15% детей явно выраженные склонности и устойчивые интересы обнаруживаются в раннем возрасте (до 3-5 лет). Но уже с раннего детства можно увидеть определенные задатки и склонности. Долг любящих родителей – их заметить и развивать. Как же это сделать? Путем наблюдения! В раннем возрасте процесс выявления способностей ребенка ложится, в основном, на плечи родителей и ближайшее окружение, ведь никто не знает ребенка лучше, чем члены его семьи. Наблюдая за малышом, родители могут составить общее представление о его возможностях. Склонности ребенка могут стать нужной подсказкой для родителей о зарождающемся таланте ребенка.

Склонность это избирательная направленность человека на определенную деятельность. В основе склонности – глубокая устойчивая потребность в какой-либо деятельности, стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с этой деятельностью. Возникновение склонности обычно является предпосылкой развития соответствующих способностей.

Уделяя основное внимание тому, чем ребенок любит заниматься, о чем интересуется у взрослых можно проследить, в какой сфере начинает раскрываться дарование ребенка.

Напоследок хотелось бы сказать, что не менее важен интерес родителей к тому, что делает ребенок. Малыш занимается чем-либо исключительно потому, что ему это нравится. Но если взрослый относится к его занятию с непониманием или равнодушием, у ребенка может быстро пропасть интерес к любимому делу. И наоборот, если ближайшее окружение поддерживает и поощряет ребенка, то его способности будут быстро развиваться и возможно даже перерастут в талант!

Тест-анкета: как определить талант ребенка

Тест-анкета: как определить талант ребенка

В дошкольные годы у ребенка могут проявляться специфические способности в одной из областей человеческой деятельности, что свидетельствует о врожденных способностях ребенка, его одаренности. Американскими психологами А. де Хааном и Г. Кафом разработана тест-анкета на выявление этих способностей.

Музыкальные способности (5 признаков)

Ваш ребенок имеет музыкальный талант, если он:

* любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;
* очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко запоминает;
* если поет или играет на музыкальных инструментах, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение;
* сочиняет свои собственные мелодии;
* научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте.

Читать еще:  Репин илья ефимович очень краткое сообщение. Оценка по биографии

Технические способности (5 признаков)

У Вашего ребенка совершенно очевидны технические способности, если он:

* интересуется самыми разнообразными машинами и механизмами;
* любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру, сам «докапывается» до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки или сбои в работе механизмов;
* может чинить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находит оригинальные решения;
* любит и умеет рисовать («видит») чертежи и эскизы механизмов;
* интересуется специальной, даже взрослой технической литературой.

Способности к научной работе (5 признаков)

У Вашего ребенка способности к научной работе, если он:

* обладает явно выраженной способностью к восприятию абстрактных понятий, к обобщениям;
* умеет четко выразить словами чужую и свою собственную мысль или наблюдение, причем нередко записывает (или просит записать) не с целью похвастаться, а для себя;
* любит слушать (или читать) научно-популярные издания, взрослые статьи и книги, опережая в этом сверстников на несколько лет;
* часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;
* с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, конструкций, схем, коллекций;
* не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретения или проект не поддержаны или осмеяны.

Артистический талант (7 признаков)

Артистический талант проявляется у Вашего ребенка тем, что он:

* часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями;
* стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает;
* меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
* с большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его слушателями были взрослые;
* с легкостью передразнивает привычки, позы, выражения;
* пластичен и открыт всему новому;
* любит и понимает значение красивой и характерной одежды.

Незаурядный интеллект (9 признаков)

У Вашего ребенка незаурядный интеллект, если он:

* хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;
* обладает хорошей памятью;
* легко и быстро схватывает новый учебный материал;
* задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;
* любит читать (или слушать) книги, причем по своей собственной программе, на несколько лет опережающей дошкольную или школьную литературу;
* обгоняет своих сверстников по интеллекту, причем в учебе не обязательно является отличником, часто жалуется, что в школе ( или на занятиях в д/саду) ему скучно;
* гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно;
* обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчетлив;
* очень восприимчив, наблюдателен, быстро не обязательно остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни.

Спортивный талант (8 признаков)

Не сердитесь на Вашего шалуна — просто у него спортивный талант:

* он энергичен и все время хочет двигаться;
* он смел до безрассудства и не боится синяков и шишек;
* он почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;
* не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;
* лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко пластично, грациозно;
* предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню;
* кажется, что он никогда всерьез не устает;
* неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-то одним, но у него есть свой герой — спортсмен, которому он подражает.

Литературное дарование (5 признаков)

У Вашего ребенка литературное дарование, если он:

* рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;
* любит пофантазировать или импровизировать на тему действительно события, причем придает событию что-то новое и необычное;
* выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние и чувства героев сюжета;
* изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными, очеловеченными;
* любит, уединившись, сочинять (или писать) рассказы, стихи, не боится начать писать (сочинять) роман о собственной жизни.

Художественные способности (6 признаков)

Художественные способности Вашего ребенка могут проявиться в том, что он:

* не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроения;
* в своих рисунках или картинках отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не «зацикливается» на изображении чего-то вполне удавшегося;
* серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень серьезным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж;
* когда имеется свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;
* стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение — украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное;
* не робеет высказывать собственное мнение даже о классических произведениях, причем может попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.

Читать еще:  Вешаем картину на бетонную стену. На какой высоте повесить картины в интерьере

Познакомившись с этими «признаками опознания» таланта, вооружитесь карандашом и бумагой и оцените в баллах (от 2 до 5) каждый характерный признак во всех восьми описанных талантах. Если какая-то характеристика особенно подходит Вашему ребенку, ставьте ему 5 баллов, если она выражена только хорошо — 4 балла, ну и так далее (но не ставьте оценку ниже 2 баллов).

Затем суммируйте баллы внутри каждой из восьми анкет на каждый тип таланта. Полученную сумму поделите на число признаков таланта (например, сумму полученную при сложении баллов за спортивный талант надо поделить на 8).

Теперь построим график. Проведем оси координат. На горизонтальной оси 8 позиций (по числу видов таланта). На вертикальной оси нанесите через равные расстояния цифры от 2 до 5. На пересечении проекций средней оценки в баллах и вида таланта нанесите точку. Соединив полученные точки, вы получите нужный вам график.

Для чего нужен график одаренности ребенка? Для того, чтобы ребенок одновременно занимался музыкой и плаванием, а также математикой и рисованием. Взглянув на график, вы сможете оценить перспективы малыша. У данного ребенка одаренность в области музыки, науки, интеллекта и артистических сферах. Плавание и технический кружок чужды ему и будут в тягость.

А если линия на графике не имеет пиков? Не переживайте, предлагаемый Вам метод выявления одаренностей ребенка при помощи анкетирования все-таки довольно прост, а талант имеет свойство долгое время вести «скрытый образ жизни» и проявляться бурно и ярко.

Как определить есть ли у ребенка талант к рисованию

Каждый ребёнок, независимо от возраста и пола, любит рисовать. Только дай в руки карандаш или кисть, как сразу все обои в доме будут разрисованные. Вот только если одни детки рисуют обычные предметы – солнышко, травку, облако, домик, то другие могут на листе бумаге создавать настоящие шедевры, от которых взрослые в недоумении. Ведь рисуя, дети познают окружающий мир, выражают свои эмоции и чувства, выражают свой протест. Помимо этого рисование учить детей рассуждать.

Как определить художественные способности

Для определения тех или иных способностей у ребёнка существует определённый алгоритм. Например, о том, что у малыша очевидны художественные способности, указывает:

• его интерес к рисованию, лепки и работе с цветной бумагой;
• любовь к всевозможным поделкам;
• умение прорисовать деталь, передавать цветовую гамму и образы.

К тому же разработаны специальные тесты, которые помогут выявить талант художника у малыша. Самый простой тест заключается в комментарии рисунка и его дальнейшем раскрашивании.

И если вы увидели, что в 2-3 года ребёнок тянется к карандашу, и у него получается красиво нарисовать то же яблоко или цветок, лицо человека, он может с помощью цветовой гаммы описать настроение рисунка, значит у малыша есть определённые способности, которые стоит развивать.

Что делать

Конечно, в столь раннем возрасте записывать малыша в художественную школу не стоит, так как у ребёнка должно быть детство и свободное время для игр. К тому же, строгий график занятий в школе и программа вряд ли понравятся юному таланту. Но, ни в коем случае не стоит отбивать желание у ребёнка рисовать. Покупайте ему хорошие карандаши, краски, вместе создавайте рисунки, даже если вы не очень хорошо и рисуете, объясняйте значение каждого цвета, и как его можно сочетать.

В старшем возрасте, (5-6-7) лет, если у ребёнка не пропало желание и интерес к рисованию, обязательно запишите его в художественную школу. В специализированной школе ребёнок получит прочную базу знаний, умения и навыки, которые необходимы в шлифовании художественного мастерства. Чтобы ребёнок почувствовал себя в душе настоящим художником, стоит приобрести ему и соответствующие реквизиты: холст, краски, подобрать тубусы для хранения и удобного переноса его картин.

Чем полезно рисование

Если говорить о пользе рисования, то оно:

• развивает мышление;
• улучшает координацию движений и мелкую моторику;
• тренирует усидчивость;
• даёт возможность воспитать творческую личность.

Безусловно, талант – это как алмаз, который нужно долго отшлифовывать.

Источники:

https://www.b17.ru/article/14749/
https://m.baby.ru/blogs/post/140508598-48082645/
https://mbambino.ru/kak-opredelit-est-li-u-rebenka-talant-k-risovaniyu.html

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Для любых предложений по сайту: [email protected]