Роль немой сцены в произведении ревизор. Анализ финальной сцены `Ревизора`
Сочинение Смысл и значение немой сцены в комедии Ревизор Гоголя
Комедия Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» является новаторским произведением, так как в центре драматургического произведения впервые был общественный конфликт, а не любовный.
Все чиновники собрались в одном месте. Все они потерпели фиаско. Хлестаков, которого они приняли за ревизора, оказался самозванцем, сам того не желая. Люди были обмануты по собственной глупости. Они были так шокированы своей оплошностью, что забыли о самом главном — приезде настоящего ревизора. И вот произносятся заветные слова об его приезде.
Это заставляет чиновников окаменеть из-за страха. То чувство ужаса и волнения, нахлынувшее из-за переезда Хлестакова, опять нахлынуло с новой силой. Страх был еще сильнее из-за того, что к приезду настоящего ревизора ничего не было подготовлено, как к приезду самозванца. Началась немая сцена.
В центре комнаты стоит городничий — главный человек города. Его задача заботиться о счастьи и комфорте жителей, однако он думает только о собственном обогащении. В немой сцене он распростер руки вверх, словно обращается к небу. Возможно, он размышляет о том, что с ним теперь будет, ведь ревизору не составит труда найти нарушения и наказать городничего. Даже если его ошибки не будут найдены, но будут найдены, например, ошибки судьи Ляпкин-Тяпкина, то городничий все равно будет наказан, так как его задача — следить за соблюдением законов в городе, следить за правопорядком.
Немая сцена символизирует суд совести. В этом моменте кроме общественного смысла у комедии «Ревизор» появляется моральное значение. В немой сцене каждый чиновник переживает, думает, что с ним будет. Возможно, у кого-то из них появились реальные муки совести, кто-то раскаялся, но очень вряд ли.
Немая сцена своего рода посыл каждому человеку. Николай Васильевич Гоголь хочет сказать, что за свои поступки необходимо отвечать, поэтому жить нужно честно, по совести, не нарушать реальный и моральный закон, помогать всем нуждающимся. Честному человеку нечего бояться перед Высшим судом, так как он делал все правильно и честно.
О проверке настоящего ревизора ни слова нет принципиально. Таким образом, писатель подчеркивает, что суд совести намного важнее и страшнее для человека, чем суд реальный. Суд реальный не всегда может заставить человека раскаяться и измениться, а суд совести заставляет человека анализировать свои поступки, а главное их последствия.
2 вариант
Произведение в драматургическом жанре под названием «Ревизор» написан Николаем Васильевичем Гоголем. Смысл и значением немой сцены, которая присутствует в этой пьесе, представлены в данной статье.
Николай Васильевич выступил в роли новатора, так как никто раньше до него не додумывался вынести в центр внимания общественных конфликт, а не конфликт любовных отношений. В своей комедии автор смог высмеять общественные пороки, посмеявшись над каждым из героев, но это не был сладкий и чистый смех. Эта была сатира и сарказм.
По сюжету пьесы в город должен приехать ревизор. Все готовиться к его визиту, стараясь прикрыть все «косяки», чтобы не получить по шапке.
Тут проезжает около города молодой человек по фамилии Хлестаков, которого, собственно, по ошибке и принимают за ревизора. Ему оказывают радушный прием. Он хвастливо рассказывает истории из своей богатой, веселой, светской жизни. Хлестаков решил подыграть и попользоваться моментом такого своего влияния, пока ему не пришлют денег.
Каждый из героев пьесы что-то скрывает, потому хочет так угодить ревизору. Городничий знает, какой на самом деле беспорядок творится в городе: в больницах умирают люди, еда – это помои и вообще кругом взятничество, мошенничество, беззаконье.
Произведение заканчивается этакой «немой сценой». Именно в этой точке расширяются комедийные линии. И тут происходит ее преобразование из общественной в комедию о нравственности и философии. Гоголь делает напоминание о том, приходит определенное время, когда все люди должны отвечать за свои деяния, как и представители власти в его пьесе. Автор делает обращение к каждому читателю, что необходимо жить, руководствуясь совестью. Мы всегда несем ответственность за свои действия в первую очередь перед самими собой, обществом.
Поэтому немая сцена трогает увлеченности каждого персонажа. В финальной части все персонажи выводятся писателем на сцену и впадают в обездвиживание. Этот нюанс помогает автору сфокусировать внимание читателей именно на происходящем, а именно тот страх, который посетил каждого из них, когда они узнали о прибытии настоящего проверяющего.
Также читают:
Картинка к сочинению Смысл и значение немой сцены в комедии Ревизор
Популярные сегодня темы
Существует мнение, что единственной достопримечательностью Саратова является лишь самая длинная река в Европе, на берегах которой он был построен – Волга. Но это, безусловно, является большим заблуждением.
Среди наиболее известных современных критиков произведений русской литературы имя Н. Н. Страхова пользуется популярностью. Он искренне и убедительно защищает собственные тезисы, анализируя роман Л. Н. Толстого Анна Каренина
1749 — Александр Радищев родился в Саратовской губернии в семье образованного помещика. Его отец был религиозен, владел четырьмя языками. Отец сам обучил сына русской грамоте.
Название моего города произошло от названия дерева липы. Первые упоминание об этом крае относятся к XII – XIV векам. Изначально это было село Липовка, которое славилось на всю Русь своими мастерами по дереву. Городом село стало лишь 200 лет назад.
Комедия Ревизор – произведение, написанное Н.В. Гоголем с помощью присущих его творчеству литературных приемов – сатиры и гротеска. Автор стремится обличить пороки общества того времени.
Роль немой сцены в “Ревизоре”
Николай Васильевич Гоголь в своей комедии особое внимание уделяет финалу произведения. Таким образом писатель продемонстрирует, насколько велика роль немой сцены в «Ревизоре». Писатель поведением героев хочет показать страх и разочарование, которые они испытывали.
- Страх
- Разочарование
- Поведение героев
Бонус
- Полезные ссылки
- Тест по произведению
Страх
Когда в финальной сцене комедии чиновники и их приближенные узнают о том, что Хлестаков – не ревизор, а что настоящий инкогнито давно уже здесь и требует к себе городничего, все герои изумляются и меняют свое положение, в котором и застывают до того момента, как опустится занавес. Смысл немой сцены в комедии «Ревизор» заключается в том, что автор оставляет героев произведения в самый страшный для них момент: момент истины. Страх, который герои испытывали, когда только узнали о приезде ревизора, кажется ничтожно малым по сравнению с тем, что они испытывают во время немой сцены.
Чиновники понимают, что все это время они угождали совершенно другому человеку, а настоящий ревизор видел все нарушения в их службе. Герои понимали, что все то, что увидел инкогнито, не должно было попасться на глаза высокопоставленного человека, от которого зависит их социальное положение. Чиновники боятся того, что скажет им ревизор, и страх их оправдан.
Разочарование
Помимо страха, персонажи комедии Н. В. Гоголя испытывают разочарование в том, что все это время они льстили Хлестакову, хотя он этого совершенно не заслуживал. Чиновники понимают, что те деньги, которые они дали взяткой главному герою, не вернутся к ним. Они сожалеют, что были настолько глупыми и наивными, что не смогли разглядеть в Хлестакове вруна. А Анна Андреевна и Марья Антоновна понимают, что согласились на замужество с пройдохой и пустым человеком, который на самом деле ничего из себя не представляет. Значение немой сцены заключается в том, что герои внезапно понимают, что все это время они принимали Хлестакова за ревизора, поступая очень глупо и наигранно.
Н. В. Гоголь специально акцентирует внимание читателей на немой сцене, чтобы передать основной смысл: за все поступки рано или поздно каждый будет нести ответственность.
Поведение героев
Получив известие о том, что настоящий ревизор ждет у себя городничего, герои буквально превращаются в статуи. Автор произведения несколько раз указывает на то, что персонажи будто окаменели. Анализ поведения каждого героя помогает в раскрытии их характеров.
По центру всей грешной толпы становится городничий. Его поза с распростертыми руками и поднятой к небу головой говорит о том, что герой будто задает у Бога вопрос: почему все сложилось именно так?
Анна Андреевна и Марья Антоновна очень напуганы, поэтому они «устремились» к городничему, чтобы найти защиту в его лице.
Добчинский и Бобчинский напуганы не меньше женщин. Они бегут на встречу друг другу, чтобы найти утешение.
Шпеков становится похожим на вопросительный знак. Герой не понимает, как такое могло произойти.
Хлопов, который и в обычных условиях очень скромен и тих, сейчас и вовсе «потерялся самым невинным образом». Он будто хочет уйти от всего происходящего.
Земляника тоже показан в своем настоящем облике: он будто к чему-то прислушивается, желая выйти из этой ситуации нетронутым. Вероятно, он уже готовит план, благодаря которому ему удастся выйти сухим из воды.
Самым смешным представлен образ Ляпкина-Тяпкина, который присел до земли и будто бы произносил фразу «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!», обозначающую неожиданные огорчения.
«Анализ эпизода драматического произведения. Немая сцена в пьесе Н. Гоголя «Ревизор»
Курс повышения квалификации за 340 рублей!
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления
в пьесе Н. Гоголя «Ревизор»»
Конспект урока литературы в 8 классе
Тема: Анализ эпизода драматического произведения
Немая сцена в пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор»
Цели: 1). Проанализировать финал пьесы Н. Гоголя «Ревизор», раскрыть его
идейно-художественный философский смысл.
2). Выявить роль немой сцены в раскрытии авторского замысла произведения.
3). Через элементы индивидуального целеполагания и рефлексии продолжить работу над формированием навыка самостоятельного понимания художественного произведения
I . Вступительное слово учителя.
Мы заканчиваем изучение пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор». Слайд № 1.
Мы говорили о ее жанре, теме, идее, своеобразии драматического конфликта, системе персонажей. Сегодня в центре внимания явление последнее пьесы. Сообщение целей урока. Слайд № 2.
II . Работа с текстом.
1. Авторская ремарка, ее роль (несет информацию)
Реплика жандарма. Жандарм. Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе. Он остановился в гостинице.
2). Проверка домашнего задания.
Написать ответ на вопрос «Что произойдет в городе после приезда настоящего ревизора?»
Требование: форма сочинения-рассуждения. Тезис (собственное мнение), далее 2-3 аргумента, заключение-вывод.
Учащиеся комментируют ответ товарища: выдержана ли форма рассуждения, убедительны ли аргументы. Примерный вариант ответа:
По моему мнению, после приезда настоящего ревизора в уездном городе ничего не изменится.
Если судья окажется принцитиапъным, городничий и чиновники будут привлечены к ответственности за свои беззаконные действия. Они предстанут перед судом и отправятся отбывать наказание. Но кто же придет на их место? Кто будет править городом? Держиморда? Свистунов? Бобчинский с Добчинским? Они изображены в комедии как люди грубые, невежественные, готовые схитрить и обмануть. Очень быстро начнут брать и давать взятки, мошенничать, и в скором времени все будет так же, как и при Сквознике-Дмухановском. Но, скорее всего, судья возьмет взятки, напишет рапорт, что в городе^дела идут хорошо, и уедет обратно в Петербург, а в уездном городе как творились беззакония, так и будут продолжаться дальше. Это типичная российская история. Об этом с горечью и болью пишет Гоголь. Подвести итог: сколько человек в классе считают, что произойдут перемены, сколько – все останется по-прежнему?
Мнение Гоголя: все останется по-прежнему.
III . Анализ немой сцены.
1). Кто же такой жандарм? Слайд № 3. Толковый словарь – жандармерия – особые
полицейские войска, решающие вопросы «нравственной охраны и сыска».
А в тексте комедии? Персонаж? Действующее лицо? Смотрим афишу.
Люлюков – 1 реплика – есть, Гостья -1 реплика – есть. Безмолвные просители, пришедшие к ревизору, – есть. Жандарма – нет.
Что хочет этим сказать Гоголь?
Вывод: это не действующее лицо, это некий образ, символ, это знак.
2). Авторская ремарка. Как гром, все в окаменении, окаменевшая группа, т. е.
неподвижны, замерли, лишились живых движений.
3). Продолжительность – около полутора минут стоят неподвижно.
Гоголь присутствовал на репетициях и требовал, чтобы немая сцена продолжалась 3 или даже 4 минуты. Только в окончательном варианте он написал «почти полторы минуты». Для писателя значение этой сцены было велико. Он делал зарисовки, чтобы донести до актеров свой замысел.
Текст пьесы. Немая сцена
Городничий посередине в виде столба, с распростертыми руками и запрокинутой назад головою. По правую руку его жена и дочь с устремившимся к нему движеньем всего тела; за ними почтмейстер, превратившийся в вопросительный знак, обращенный к зрителям; за ним Лука Лукич, потерявшийся самым невинным образом; за ним, у самого края сцены, три дамы, гостьи, прислонившиеся одна к другой с самым сатирическим выражением лица, относящимся прямо к семейству городничего. По левую сторону городничего: Земляника, наклонивший голову несколько набок, как будто к чему-то прислушивающийся; за ним судья с растопыренными руками, присевший почти до земли и сделавший движенье губами, как бы хотел посвистать или произнесть: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» За ним Коробкин, обратившийся ко зрителям с прищуренным глазом и едким намеком на городничего; за ним, у самого края сцены, Бобчинский и Добчинский с устремившимися движеньями рук друг к другу, разинутыми ртами и выпученными друг на друга глазами. Прочие гости остаются просто столбами. Почти полторы минуты окаменевшая группа сохраняет такое положение. Занавес опускается.
4). Инсценировка немой сцены. Пр осмотрим слайды, увидим, как актеры разных театров, разных эпох представляли немую сцену.
Что запомнилось? Актеры какого театра ближе к тексту пьесы?
Ученики занимают места у доски по тексту пьесы. Действующих лиц очень много, их можно разделить на 3 уровня: центральный план, средний и задний. Главное –
центральный план. Символические фигуры в виде столба, в виде знака вопроса.
Задача – разгадать символы.
Учащиеся стоят ровно 1, 5 минуты. Время отмечается по секундной стрелке.
IV . Метод эвристической дидактики.
1). Участники инсценировки пишут от лица актеров
2). Ученики класса пишут от лица зрителей в зале
В чем загадка символа? Как понять автора? Что Гоголь хотел сказать немой
Городничий в виде столба с раскинутыми руками – это крест, на котором был распят Иисус Христос за людские грехи. Знак вопроса – это страшный суд, который спросит за грехи с каждого. Можно в жизни делать все, что угодно: обманывать, хвастать, воровать, давать и брать взятки, но нужно всегда знать, что придет час расплаты за содеянное, момент высшего суда, на котором будет всем воздано по их деяниям.
3). Знакомство с мнением литературных критиков. Н. Скатов
«Где награда и наказание, там и суд, Суд у Гоголя и уездный суд, где разгуливают гуси с гусенками, и нечто олицетворяющее закон Российской империи, и то, над чем не властна любая власть. Жандарм, который появляется в конце пьесы, чиновник, о прибытии которого он извещает, еще не суд. Суд не в Петербурге, он выше. Он судьба, что в старое время означало «суд божий». Ф. Достоевский:
«О, и Гоголь думал, что добродетельный городничий вместо Сквозника ничего не изменит. Дело тут вовсе не в Сквознике и даже не в ревизоре. Развязка пьесы – всеобъемлющий символ. Страшен тот ревизор, который ждет нас у двери гроба. Будто не знаете, кто этот ревизор. Ревизор этот – наша проснувшаяся совесть. А суд – это высший суд Бога».
V . Рефлексия. Сравнение собственного вывода и мнения исследователей
творчества Гоголя.
Сколько учеников смогли правильно ответить?
VI . Авторский замысел.
«В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где
больше всего от человека требуется справедливости, и за одним разом посмеяться над всем. Но это произвело потрясающее действие. Сквозь смех читатель услышал грусть».
«Немая сцена» имеет широкий символический смысл.
Гоголь обличает пороки российской действительности, отрицательные стороны человеческих характеров, заставляет задуматься о Высшем суде, о том, что за все содеянное нужно будет отвечать. Комедия имеет философскую трактовку. Важная идея «Ревизора» – идея неизбежного духовного возмездия. В пьесе нет положительных героев. И Хлестаков, и городничий, и чиновники, и жители уездного города изображены сатирически. Они наделены только отрицательными чертами характера. Гоголь хочет предупредить их всех о том, что за все содеянное придется отвечать в судный день. «Немая сцена» играет важную композиционную роль. Развитие пьесы после «немой сцены» непредсказуемо, если настоящий ревизор – это провидение, высшая сила. Финал комедии становится символом последнего – судного – дня жизни человека
М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Смерть поэта» напишет: «Но есть и божий суд. Есть грозный судия: он ждет».
Устный рассказ «Суть идейного замысла комедии «Ревизор» Н. Гоголя?»
(с использованием материалов урока)
Подготовка к теоретическому диктанту (комедия, ремарка тема, идея, композиция и т. д.)
Источники:
https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/gogol/smysl-i-znachenie-nemoj-sceny-revizor
https://obrazovaka.ru/sochinenie/revizor/nemaya-scena-rol.html
https://infourok.ru/analiz-epizoda-dramaticheskogo-proizvedeniya-nemaya-scena-v-pese-n-gogolya-revizor-3826183.html