Роль телевидения в жизни. Роль и функции телевидения с современном обществе
Основные функции современного российского телевидения
Как отмечают авторы книги «Новые аудиовизуальные технологии», XX век был ознаменован своеобразной «сменой парадигм» в системе культуры – и отечественной, и мировой. В течение 20 столетия происходило изменение базовых функций того, что общество называет культурой и искусством. Одним из главных механизмов такой трансформации явилось то, что в сфере культуры и коммуникации, распространения информации, в том числе и художественной, ведущая роль, наряду с письменным языком, печатным словом, стала все в большей степени принадлежать экрану. Экранная или аудиовизуальная («звукозрительная») культура – новая коммуникативная парадигма, дополняющая традиционные формы общения между людьми – культуру непосредственного общения и культуру письменную (книжную).
Экранная культура становится основныммеханизмом в формировании и трансляции норм, обычаев, традиций и ценностей.
Сам термин «телевидение» был предложен инженером К.Д. Перским еще в 1890 году на международном конгрессе в Париже в докладе «Электрическое телевидение».
Большая советская энциклопедия дает такое определение: «Телевидение (от теле. и слова видение), область науки, техники и культуры, связанная с передачей зрительной информации (подвижных изображений) на расстояние радиоэлектронными средствами; собственно способ такой передачи. Наряду с радиовещанием телевидение — одно из наиболее массовых средств распространения информации (политической, культурной, научно-познавательной, учебной) и одно из основных средств связи, используемое в научных, организационных, технических и др. прикладных целях. Телевизионное вещание — одно из массовых средств информации и пропаганды, воспитания, просвещения, организации – досуга населения».
По мнению главного редактора журнала «Искусство кино», члена Совета по культуре и искусству при президенте РФ, социолога Даниила Дондурея, «Телевидение – не просто средство массовой информации, а система программирования сознания миллионов, инструмент жесткого контроля за их оценками и поведенческими практиками, мир психологических компенсаций, источник получения удовольствий, главный фактор формирования человеческого капитала».
Телевидение уже многие десятилетия продолжает оставаться наиболее востребованным средством массовой информации в России, способным охватить широкие слои населения. Возможность сообщать в звукозрительной форме о действии в момент его свершения является уникальным свойством телевидения. Именно от этих свойств зависят функциональные и структурные возможности телевидения, занявшего особое место в современной медиасистеме. Наличие возможностей определяет и те функции, которые выполняет телевидение в современном мире.
Г.В. Кузнецов отмечает семь основных функций телевидения:
Рассмотрим данные функции телевидения более подробно, так как представленная классификация по нашему мнению является очень подробной и разносторонней.
Информационная функция. Регулярное получение людьми экономической, политической, социальной и культурной информации в современном мире стало нормой жизни. Отсюда тот факт, что информационные программы являются опорными точками сетки вещания любой телекомпании, а все остальные передачи располагаются в интервалах между выпусками новостей.
Информационная функция телевидения заключается в осведомлении людей о событиях в стране и мире.
Особенно эта функция важна для людей сферы бизнеса, где всегда надо быть на пульсе событий. Поэтому для этой аудитории в России созданы специальные каналы новостей, или каналы бизнес новостей, где события обновляются каждые 20 минут, идет лента, ведется аналитика. Например, «Россия 24» является лидером новостных каналов в РФ, а «РБК» – лидером бизнес новостей.
Образовательная функция. Под образовательной функцией телевидения подразумевается трансляция учебных курсов телепередач. Например, на канале «Карусель» идет много просветительских телепередач: «Фанни Инглиш» – серия программ, обучающая английскому языку, «Бериляка» – серия передач по изучению чтения. Они помогают детям в изучении тех или иных предметов и навыков. Также хотелось бы отметить телевизионную программу для изучающих иностранные языки – «Полиглот» с Дмитрием Петровым, переводчиком-синхронистом, на канале «Культура».
Культурно-просветительская функция. Формировать у зрителя эстетический вкус помогают трансляции концертов классической музыки и спектаклей, документальных и художественных фильмов. Говоря о приобщении зрителя к искусству посредством телевидения, нельзя не отметить огромный минус такого знакомства. Однако следует признать, что для многих людей это едва ли не единственная возможность познакомиться с теми или иными произведениями искусства и обогатить свой интеллект.
Информационные программы тоже способны сформировать вкусы и предпочтения зрителей. Часто телеведущие программ становятся нашими кумирами, им подражают в одежде, в стиле общения, и хорошо, если телеведущие грамотны и этичны. Это тем более важно, учитывая количество телепередач различного уровня, и не всегда высокого, на нашем телевидении. Появление множества телеканалов разного уровня породило, в свою очередь, обилие недостаточно грамотных ведущих. Можно сделать вывод, что культурно-просветительскую функцию телевидения выполняет трансляция любых культурных мероприятий: спектаклей, концертов, кино- и телефильмов.
Интегративная функция. Все СМИ поддерживают нормальное функционирование общества. Определенная общность людей, составляющих аудиторию телевизионного СМИ, складывается уже из того факта, что некое количество людей сознательно смотрит ту или иную программу. Задача телевидения – развитие этого ощущения сопричастности каждого ко всем. Усиление общих для аудитории ценностных установок (на общечеловеческие, общенациональные и др. системы ценностей), как и противодействие деструктивным в отношении общества тенденциям, должно быть доминантой ТВ, как и любого другого СМИ. И в этом смысле выполнение интегративной функции ТВ значительно усложняется там, где сложен состав зрительской аудитории: в национальном, конфессиональном отношении. Необходим также учет интересов различных социальных и возрастных групп.
Социально-педагогическая функция. Иначе определяется как управленческая функция. Предполагает прямую вовлеченность телевидения в систему административного воздействия на население, в пропаганду определенного образа жизни с соответствующим набором политических и духовно-нравственных ценностей.
Организаторская функция. Организаторская функция телевидения схожа с таким современным явлением, как флеш-моб. То есть ситуация, когда телевидение само становится инициатором той или иной общественной акции и собирает множество людей. Ярким примером осуществления этой функции служат, скажем, многочасовые телемарафоны с благотворительными целями, голосования в прямом эфире.
Культурно-рекреативная функция. Эта функция напрямую связана с отдыхом. В настоящее время большое распространение получили развлекательные телепередачи. Например, известная передача на «Первом Канале» – «Поле чудес» – одна из первых развлекательных телепередач на российском телевидении, которая собирала колоссальные рейтинги и являлась чуть ли не одной из самых популярных развлечений в пятницу вечером.
Сейчас подобных программ множество и они занимают значительное место в жизни людей. В настоящее время в таких телепрограммах огромную роль также играют интерактивные возможности телевидения, с помощью которых телезритель может не только наблюдать за ходом игры, но и принимать активное участие, искать решения, отвечать на вопросы интерактивно. Таким образом, рекреативная функция заняла одну из ведущих позиций, наряду с информационной.
В результате сдвига основных функций телевидения в сторону приоритета развлекательной функции над многими другими, в современном телевидении появились гибридные передачи, которые сочетают различные функции. Например, на канале «Россия» идет передача про здоровье, сочетающая образовательную функцию (рассказывает о различных заболеваниях и методах борьбы с ними), а также развлекательную (так как проходит в формате ток шоу).
Этапы развития отечественного телевидения
Можно выделить два важных этапа в истории отечественного телевидения: становление телевещания в СССР и постсоветский этап.
Первый этап (20-е – 90-е года XX века) включается в себя несколько подэтапов:
– 1 октября 1931 года – эту дату принято считать днем начала регулярного телевещания в России.
– 1950-1955 года – начинается дальнейшее распространение телевизионного вещания в различных регионах СССР. В это время вопрос о создании единой сети телевизионного вещания по всей стране еще не ставился – отсутствовали технические возможности. 15 сентября 1955 г. Совет Министров СССР принял Постановление № 1689 «О мерах по дальнейшему развитию телевизионного вещания в СССР». С этого момента начался этап бурного развития и совершенствования технических средств телерадиовещания. В 1955 году на территории СССР было 12 телецентров, а в 1958 году их стало уже 60. Появились телецентры в Новгороде, Куйбышеве (Самара), Кемерово, Ярославле, Горьком (Нижний Новгород), Пензе, Волгограде, Саратове, Мурманске, Смоленске, Туле, Калуге, Костроме, Перми, Челябинске, Норильске.
– 1 октября 1967 года Московский телецентр начал проводить регулярные передачи в цветном изображении, а 5 ноября 1967 года был подписан акт государственной комиссиио приемке в эксплуатацию первой очереди строительства Останкинской башни.
– В 1965 году в составе телерадиосети впервые появилась «космическая составляющая». 23 апреля 1965 года был запущен первый отечественный спутник связи серии «Молния-1» Состоялась прямая телевизионная передача из Владивостока в Москву. За несколько лет было сооружено более 20 станций. Центральное телевидение получило огромную дополнительную аудиторию – свыше 20 миллионов зрителей.
– К середине 80-х годов в стране сложилась мощная единая система телевизионного вещания, потенциальная аудитория достигла уже 240 миллионов зрителей. Число телевизоров составило около 90 миллионов, в том числе 18 миллионов цветных. Вещание обеспечивали 115 программных телецентров (все они вели передачи в цвете), 900 мощных телевизионных станций, 3600 ретрансляторов, спутниковые системы «Орбита» (91 приемная станция), «Москва» (500 станций), «Экран» (4000 станций), разветвленная сеть наземных радиорелейных и кабельных линий связи. Среднесуточный объем вещания в 1985 году вырос до 3700 часов. Центральное телевидение ежесуточно вело передачи общим объемом свыше 148 часов по 12 программам.
Телевидение в России претерпело много изменений за время перехода от плановой к рыночной экономике. Это и однообразие телевещания в советские времена, когда было всего несколько государственных каналов, которые в основном несли идеологическую нагрузку. Все телепрограммы подвергались жесткой цензуре.
С середины 80-х годов произошли существенные изменения в политической, экономической, социальной жизни общества, которые не могли не повлиять на развитие отечественной телевизионной системы. Во-первых, появилась коммерческая реклама. Во-вторых, была снята цензура, в-третьих, телевидение стало носить более развлекательный характер. Начали появляться ток-шоу, «Поле чудес», «Смак». В-третьих, увеличился объем зарубежных программ на российских телеканалах.
Изменению подверглось как содержание телевидения, так и его организационная структура. Во-первых, это переход от жесткой вертикали (система Гостелерадио) к горизонтальным связям между различными телеорганизациями. Во-вторых, освоение хорошо знакомого на Западе, но абсолютно нового для отечественной телесистемы сетевого принципа распространения телепрограмм. В начале 90-х годов стали проявляться частные телекомпании.
Второй этап развития ТВ тесно связан с формированием нового государства – России. К началу 1990-х годов в России была создана достаточно развитая инфраструктура, позволившая охватить телевизионным сигналом практически всю территорию страны.
В рамках этого этапа также можно выделить несколько подэтапов:
1. Появление системы национального и регионального вещания. Этот этап связан с бурным ростом количества местных локальных телекомпаний, при параллельном появлении и развитии группы национальных телевещателей («ОРТ», «Россия», «НТВ»). Этот этап охватывает 1991-1998 года. В это время также начинают появляться коммерческие телекомпании, не имеющие в своей структуре государственной составляющей. Также в этот период в российском эфире начинают появляться телекомпании, владельцами которых являются иностранные корпорации (например, «Дарьял ТВ», ставший впоследствии каналом «DTV Viasat», а после покупки холдингом «СТС-Медиа» в 2008 г. – «ДТВ»). В этот же период начинают появляться первые операторы кабельного и спутникового ТВ.
2. После кризиса 1998 года бурный рост телевещательного рынка замедлился. Вплоть до 2006 года происходит постепенная экспансия национальных сетевых телекомпаний в регионы, вытеснение тем самым местных небольших телекомпаний. В это же время на региональном уровне начинают появляться телевещатели, перешедшие на так называемое «собственное программирование». В новом тысячелетии также происходит бурный рост технологий доставки телесигнала до зрителей. Каждый дом или квартира имеют теперь возможность смотреть телевизионные программы из нескольких источников. Причем эти источники различаются по качеству предоставляемого сигнала, количеству принимаемых каналов, уровнем оплаты и объемом предоставляемых услуг.
Если рассматривать функционирование отрасли ТВ по типу телесигнала, то за последние десять лет аналоговое телевидение практически утратило свои позиции. Во всех странах мира идет замена аналогового телевещания на цифровое.
Место и роль телевидения в современном обществе
Телевидение как средство формирования общественного сознания
В настоящее время телевидение как средство массовой информации занимает доминирующую роль в обществе. Для этого существует ряд причин.
С точки зрения психологии человек воспринимает информации с помощью органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняние и вкус. Объем информации, поступающей от органов зрения и слуха, является преобладающим. Печатные СМИ также оказывают воздействие на зрительные органы чувств, однако наглядность телевидения значительно выше. Печатные средства массовой информации представляют информацию в закодированном абстрактном виде: слова и предложения, сам язык являются объектами, которые подвергаются значительному объему интерпретации как журналистом во время написания материала о событии, так и читателем, реконструирующим текст в мысленный образ [4, 18]. Иллюстрации и фотографии значительно увеличивают наглядность печатного материала, но с их помощью невозможно передать динамику событий. Кроме того, использование изображений в печатных СМИ существенно удорожают их производство.
Радио как средство массово информации воздействует преимущественно на органы слуха, даже при высокопрофессиональном качестве передачи, что существенно ограничивает его возможности воздействия на общественное сознание.
Телевидение является наиболее синтетическим средством массовой информации. Его комплексность выражается в воздействии как на зрение, так и на слух, причем задействуются эффекты движения, демонстрации не просто иллюстраций, а динамичных реальных картин, репортажей, имитирующих присутствие телезрителя на месте события.
Очень важным является возможность оперативной трансляции. Выпуск печатных СМИ происходит не чаще одного раза в сутки, поэтому новости из них можно получать с опозданием до 24 часов. Радио и телевидение позволяют передавать репортажи с места событий. Современные технические средства дают возможность делать телевизионные репортажи без привлечения мощных и тяжелых средств освещения, камер. Сегодня видеокамеры имеют малые размеры, легко переносятся одним журналистом, что позволяет повысить скорость и интенсивность подготовки информации, придать ей индивидуальность.
Достоинством телевидения является высокая конкуренция между разными программами и даже между редакциями внутри одной программы. Эта конкуренция является гарантией высокого качества передач, поскольку у потребителя есть возможность выбрать, что ему смотреть.
Совершенствование технических средств приводит к тому, что телевидение не ограничено расстоянием: трансляция ведется через спутники, по проводам, с использованием специальных приспособлений. Потребитель сегодня имеет возможность использовать в качестве приемного устройства на только телевизор, но и компьютер с установленным внутри него тюнером. Видеомагнитофоны сохранять интересующие потребителя материалы. Последнее особо хорошо поддержано компьютерными программами.
Как и другие СМИ, телевидению приходится решать проблемы коммерческого, государственного вещания и реализации собственных творческих интересов журналистов. В целом Россия считается сейчас страной, чьи позиции на медиарынке устойчивы и динамически развиваются. Телевизионная компонента этого рынка также оценивается достаточно высоко. Российское телевидение постепенно вливается в мировую информационную систему.
Среди основных тенденций отечественного телевизионного рынка отмечается увеличение каналов, расширение возможностей регионального вещания. Последнее особенно важно, поскольку Россия имеет огромную территорию с большим числом часовых поясов и значительной вариативностью региональных интересов.
Роль телевидения в современной жизни общества
Значение телевидения и средств массовой коммуникации в формировании общественного сознания. Социально-экономическая организация телевидения. Характеристика современной телеаудитории. Функции телевидения: информационная и культурно-просветительская.
Способ подачи информации нередко играет решающую роль в том, чтобы сообщаемое содержание было воспринято необходимым его отправителю образом. Например, обилие информации в несистематизированном виде позволяет заполнить эфир потоками “пустой” информации, которые осложняют для индивида поиски смысла воспринятой им информации. Точно так же информация, поданная мелкими порциями, не позволяет ею эффективно воспользоваться. В обоих случаях, тем не менее, заранее снимается упрек в сокрытии тех или иных сведений.
“Построение повестки дня” (“agenda-building”) или привлечение внимания к определенным проблемам. Только та проблема, которая освещена телевидением, становится достоянием общественного внимания. Телевидение выступает как бы основным “проблематизатором” общества.
Момент подачи информации играет также немаловажную роль. Самый известный прием – показ в наиболее (наименее) удобное для телезрителей время.
“Подпороговая” подача информации. Например, когда подается материал, на который особенно необходимо обратить внимание телезрителей, может резко поменяться звуковой фон (если он присутствует). Непроизвольная реакция зрителей на смену фона повышает пропускную способность также слухового канала. Хорошо этот прием прослеживается, например, в увеличении громкости во время показа рекламы.
телевидение коммуникация сознание телеаудитория
Сегодня мы имеем другое телевидение, выросло другое поколение, но иерархия функций осталась прежней. Основными задачами телевидения в сознании людей по-прежнему остаются информирование, просвещение и воспитание населения. Развлекательная функция, как и раньше, считается (во всяком случае, декларируется) как дополнительная, не основная. Мир телевидения – это особый мир. Мир, который по идее должен отражать реальность, но реальность слишком банальна, поэтому СМИ конструируют свою повседневную реальность. Реальность, в которую хочется погружаться человеку.
Но такое воздействие телевидения ставит ряд проблем перед обществом. Информация, которая передается по телевидению, адаптирована, заключена в “рамки жанра”. Она уже готова к “потреблению” массовым зрителем, ее не надо осмысливать. Это так удобно в современном мире, где постоянно не хватает времени ни на что, особенно на долгие размышления. Для большей части населения телевидение до сих пор является главным источником информации о мире и это ставит проблему рационального осмысления телевизионной информации, проблему необходимости “фильтрации” информации. В противном случае, человек просто разучится думать.
Для миллионов людей телеэкран стал основным источником информации и познания окружающего мира. Это объясняется тем, что, являясь частью системы социальных отношений человеческого общества, телевидение выполняет такие же функции, как и другие средства массовой коммуникации: помогает распространять информацию, знания, культуру, выступает в качестве инструмента пропаганды, социального регулирования, организации людей и т.д. Но в то же время телевидение обладает недоступными другим средствам массовой коммуникации качествами. На сегодняшний день телевидение прочно утвердилось на первом месте среди других СМИ, опередив их и по масштабам аудитории, и по объему уделяемого ему времени, и по способности концентрации общественного внимания.
Телевидение создает символический образ реальности, который, в свою очередь, и формирует восприятия жизненного пространства индивидом. В прежние времена эту функцию выполняли мифология, фольклор и религия, превращавшие представления и ритуалы в формы символической социализации и контроля. В нашу эпоху такую миссию стало выполнять телевидение.
Список литературы и источников
1. Брайнт, Дж, Томпсон. Основы воздействия СМИ. – М., СПб, Киев Издательский дом “Вильямс” – 2004
2. Вакурова Н.В.. Пространственно-временная организация телевизионных передач. – Дисс. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук. – М., 1981.
3. Ворошилов В. В. Маркетинговые коммуникации в журналистике. – М., 2005.
4. Гладько А.М. Социальные условия и предпосылки становления общественного телевидения в России – Москва, 2008.
5. Дзикевич С.А. Эстетика рекламы: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004. – 232 с.
6. Ковалев П. А. Типологизация телезрителей по жанрово-канальным предпочтениям как способ изучения телеаудитории // Науч. труды МосГУ. Выпуск 60. М., 2005.
7. Коломиец В.П. Телерекламный бизнес, Сост. и общ. Ред. Международный Институт Рекламы, Москва, 2001, стр.37
8. Матвеева Л.В., Т.Я.Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. – М.: РИП-холдинг, 2004.стр.315.
9. Пашутин Д.Ю. Роль и место телевидения в современном медиапространстве//Вестник Самарского государственного экономического университета. 2010. № 2. стр. 98.
10. Ромат Е.В. Реклама. История, теория, практика. – СПб.: Питер, 2003. – 556 с.
11. Саруханов В.А. Азбука телевидения: учеб. пособ. для вузов. М.: Аспект Пресс, 2003. – 191 с.
12. Сивулка Дж. Мыло, секс и сигареты. История американской рекламы. – СПб.: Питер, 2002. – 574 с.
13. Ученова В.В., Старых Н.В. История рекламы. – СПб.: Питер, 2002. – 303 с.
14. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. – М.: Эксмо, 2004. – 448 с.
15. Шариков А.В. Особенности вещания региональных каналов. – М.: ИЦ “МарТ”, 2004. – 150 с.
Источники:
https://studopedia.ru/12_232651_osnovnie-funktsii-sovremennogo-rossiyskogo-televideniya.html
https://studbooks.net/723589/zhurnalistika/mesto_rol_televideniya_sovremennom_obschestve
https://stud.wiki/journalism/2c0b65625b2bc69a5d53a89521206d37_1.html