3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Роланд — Идеал воина-рыцаря. Произведение по поэме «Песнь о Роланде

«Роланд идеал воина рыцаря»

«Песня о Роланде» — одна из самых чудесных памяток старинного народного поэтического творчества Западной Европы. Она была составлена много столетий тому назад,, приблизительно на границе XI и XII столетий. Этот прекрасный сказ воспевает полусказочную войну франков с маврами — сарацинами. В основе этого поэтического пересказа лежит реальное событие — арьергардный бой франков с горцами-басками, в котором арьергард франков потерпел жестокое поражение. В этой битве принимали участие много исторических лиц, кроме короля Карла Великого. Так «ученые» поэты средневековья впоминают Эггихарда и Ансельма — знатных людей, которые погибли в бою возле Ронсельванского ущелья. Но народная память сделала героем поэмы отважного рыцаря Роланда. Чем мог привлечь внимание рассказчиков и слушателей молодой племянник Карла Великого? В чем секрет его популярности среди народа?

Я считаю, что именно в характере и поступках Роланда ярчайше воплотилось представление народа об истинном воине-рыцаре: храбром и честном, преданном отчизне до последней минуты жизни, беспощадного к врагам и бескорыстным в дружбе, нежного в любви к своей прекрасной Альде. Роланд возглавил двадцатитысячный арьергардный отряд и должен был обеспечить отход основных войск Карла от Сарагосы: «И вот в своем панцире чудесном, В золотом сверкающем шлеме, Щит расписан райскими цветами…На вершину Роланд выходит». Роланд не знает о коварной измене Ганелона и о том, что «кругом тайными тропами на конях язычники скачут». Роланд мужественно идет в бой. Мудрый наставник Горневаль научил его не только хорошо драться мечом, стрелять из лука, метать диск и перепрыгивать глубокие рвы верхом на коне. Он учил его «ненавидеть вранье, помогать слабому, держать слово». Перенял Тристан у своего учителя и умение петь и играть на арфе.

Дядя Тристана, король Марк посвятил племянника в рыцари, и Тристан прославил имя и род свой, победив в поединке убийцу своего отца Ривалена. Однажды две ласточки принесли в светлицу короля Марка женскую волосинку, «тонкую, как шелковая нить», и «блестящую, как солнечный луг». Чтобы угодить баронам, Марк объявил, что вступает в брак, если они найдут женщину, которой принадлежала эта волосинка. Тристан отправился на поиски золотоволосой красавицы. «Или я умру в поисках золотоволосой красавицы, или привезу ее в ваш замок», — сказал он своему дяде. Много препятствий преодолел Тристан: он убил Маргомта, победил в бою страшного дракона, который пожирал девушек. Одного не смог преодолеть Тристан — внезапной любви к Изольде, которую он нашел и привез в замок короля Марка, выполняя приказ дяди.

Любовь Тристана и Изольды была сильнее их самих, сильнее самой смерти. Так как они, сами того не зная, выпили волшебный напиток, который навеки соединил их сердца и в жизни, и в смерти. Тристан, как благородный рыцарь, тяжело страдает от осознания того, что он не имеет права на свою любовь, от того оскорбления, которое он наносит королю Марку. Но страсть к Изольде сильнее благоразумия и общественной морали. Узнав о любви Тристана и Изольды, король Марк, подстрекаемый баронами, приказывает сжечь их на костре. Простые люди сочувствуют Тристану и своей королеве. По версии Бедье добрый сенешаль Динас помогает Тристану убежать, а кто-то из людей случайно увидел, как Тристан выпрыгнул из окна часовни, и сообщил Изольде, что ее любимый спасся. Тристан освобождает свою Изольду, и неразлучные любимые вместе с Горневалем отправляются на поиски приюта в лесах Моруа.

Роланд — Идеал воина-рыцаря. Произведение по поэме «Песнь о Роланде»

«Песнь о Роланде» — один из самых замечательных памятников древней народного поэтического творчества Западной Европы. Она была составлена много веков назад, примерно на рубеже XI и XII веков. Этот прекрасный рассказ воспевает наполовину сказочную войну франков с маврами — сарацинами. В основе этого поэтического перевода лежит реальное событие — арьергардный бой франков с горцами-басками, в котором арьергард франков потерпел жестокое поражение. В этой битве участвовали многие исторические личности, кроме короля Карла Великого. Так «ученые» поэты средневековья вспоминают Эггихарда и Ансельма — знатных людей, погибших в бою у Ронсельванского ущелья. Но народная память сделала героем поэмы отважного рыцаря Роланда.

Чем мог привлечь внимание рассказчиков и слушателей молодой племянник Карла Великого? В чем секрет его популярности среди народа? Я считаю, что именно в характере и поступках Роланда наиболее ярко воплотилось представление народа о истинном воине-рыцаре: храбром и честном, преданном отчизне до последней минуты жизни, беспощадного к врагам и бескорыстного в дружбе, нежного в любви к своей прекрасной Альдо. Роланд возглавил двадцатитысячный арьергардный отряд и должен был обеспечить отход основных войск Карла от Сарагосы: «И вот в своем панцире чудесном, В золотом сверкающем шлеме, Щит расписан райскими цветами, Дюрендаль на бедрах блистает, На вершину Роланд выходит».

Роланд не знает о коварной измене Ганелона и о том, что «кругом потайными тропами на лошадях язычники скачут». Роланд мужественно вступает в бой. Мудрый наставник Горневаль научил его не только ловко драться мечом, стрелять из лука, метать диск и перепрыгивать глубокие рвы верхом на лошади. Он учил его «ненавидеть ложь, помогать слабому, держать слово». Перенял Тристан у своего учителя и умение петь и играть на арфе.

Дядя Тристана, король Марк посвятил племянника в рыцари, и Тристан прославил имя и род свой, победив в поединке убийцу своего отца Ривалена. Однажды две ласточки принесли в комнату короля Марка женский волосок, «тонкий, как шелковая нить», и «блестящий, как солнечный луч». Чтобы угодить баронам, Марк объявил, что женится, если они найдут женщину, которой принадлежал этот волосок. Тристан отправился на поиски золотоволосой красавицы. «Или я умру в поисках золотоволосой красавицы, или привезу ее в Ваш замок», — сказал он своему дяде. Много препятствий преодолел Тристан: он убил Маргомта, победил в бою страшного дракона, который пожирал девушек.

Читать еще:  Мюзикл пола негри в театре советской армии. Все отзывы о спектакле

Одного не смог преодолеть Тристан — внезапной любви к Изольде, которую он нашел и привез в замок короля Марка, выполняя приказ дяди. Любовь Тристана и Изольды была сильнее них самих, сильнее самой смерти.

Потому что они, сами того не зная, выпили волшебный напиток, который навеки соединил их сердца и в жизни, и в смерти. Тристан, как благородный рыцарь, жестоко страдает от осознания того, что он не имеет права на свою любовь, от той обиды, которую он наносит королю Марку. Но страсть к Изольде сильнее благоразумия и морали общества. Узнав о любви Тристана и Изольды, король Марк, подстрекаемый баронами, приказывает сжечь их на костре.

Простые люди сочувствуют Тристану и своей королеве. Динас помогает Тристану бежать, а кто-то из людей случайно увидел, как Тристан выпрыгнул из окна часовни, и сообщил Изольде, что ее возлюбленный спасся. Тристан освобождает свою Изольду, и неразлучные любимые вместе с Горневалем отправляются на поиски убежища в лесах Моруа.

Поводом для создания “Песни о Роланде” послужило действительное историческое событие и герой его – реальное лицо, о котором, правда, до нашего времени дошли лишь одна строка в свидетельстве современника – летописца Эйнахарда: “В сражении этом были убиты вместе со многими другими Эггихард, королевский стольник, Ансельм, пфальцграф, и Хруодланд, начальник Бретонской марки”. Этот – то Хруодланд, о котором реально ничего мы не знаем, кроме того, что был он наместником Карла Великого в Бретани, “марки”, как назывались части империи, и стал героем поэмы, образцом рыцарской доблести, чести и стойкости. Сюжет “Песни о Роланде” настолько знаменит, что все, наверное, знают о битве в ущелье, о том, что доблестный рыцарь не желал трубить в рог, призывая на помощь основные силы войска Карла, и сделал это, уже умирая. Но вот как трансформировалось реальное событие в поэтическом произведении поздних времен. В 778 году Карл Великий был призван в Испанию одним из мусульманских правителей, ведущим борьбу против халифа Кордовы. В награду за помощь он обещал отдать франкам город Сарагосу, но правитель Сарагосы не пожелал открыть ее ворота христианам.

Карлу со своей армией пришлось уйти из Испании. Однако при переходе через Пиренейские перевалы баски, мстящие Карлу за разрушение города Пампелуны, перебили его арьергард. “При возвращении, — сообщает летописец, — Карлу пришлось пострадать от басконского вероломства. Ибо, когда он двигался растянутым строем, как того требовали условия местности и ущелий, басконцы, расположив засаду на самой вершине горы (места же эти из – за густых лесов, там находящихся, весьма благоприятны для засад), напали сверху, сбрасывая в долину обоз и тех, которые, идучи в арьегарде, охраняли передних. И, завязав с ними сражение, всех до одного перебили, а сами, расхитив обоз, с превеликой быстротой разбежалась во все стороны под покровом уже наступившей ночи.

В этом деле басконцам помогли легкость их оружия и расположение той местности, где сие произошло; напротив того, тяжесть вооружения и неудобство местности делали франков во всем неравными басконцам…” В такой вот заурядной по сути дела стычке и погиб “Хруодланд, начальник Юретонской марки”. Однако все становилось событием в те простые и наивные времена; тем более, по свидетельству современников, сам Карл Великий был очень огорчен произошедшим.

По – видимому, самая первая устная поэтическая версия произошедшего появилась по горячим следам. Невозможно только сказать, почему именно Хруодланд был выбран в качестве главного героя – ведь в этой стычке погибли и другие приметные люди. Но как бы то ни было, уже в самом древнем из дошедших до нашего времени рукописных списков “Песни о Роланде”, датируемом XII веком, стычка с басками неузнаваемо преобразилась… Арьегард французского войска, возглавляемый племянником и любимцем короля Карла Роландом, героически погибает во имя “милой Франции” и христианства, сражаясь с несметными полчищами мавров – мусульман. Главным виновником гибели арьегарда стал изменник Ганелон, вступивший из ненависти к доблестному рыцарю в сговор с царем Сарагосы Марсилием. За смерть Роланда, его друга рыцаря Оливье и всех двенадцати французский пэров, жестоко мстит Карл, разгромивший огроную армию, собранную со всех концов мусульманского мира.

Множество раз трансформировалась в бесчисленных устных пересказах незатейливая, видимо, поначалу история. И многое изменилось за это время и в самой жизни Западной Европы. Забылись мотивы похода Карла Великого в Испанию, но зато начались крестовые походы невероятными по масштабу сражениями христиан с “неверными”.

Поэтическая фантазия исполнителей добавляла в варианты версий “Песни” новых героев, дополнительные подробности. А сама жизнь делала это произведение все более эпическим и значительным. Оно находило отклик в душах, потому что было необходимым, созвучным. Простыми и ясными были его идеалы: рыцарская доблесть и стойкость, верность сеньору, непримиримая война с “неверными”… “Песнь о Роланде” была необыкновенно популярна в Европе на протяжении нескольких веков.

Известны ее варианты на пятнадцати языках. В поздние времена появились тексты прозаические, причем настолько усложненные, что в их них описывались даже детство Роланда, его первая любовь – эпизоды, не имеющие никакого отношения к сражению. В Испании сюжет совершенно преобразился – в одном из поздних вариантов не Роланд, а сам Карл терпит поражение. В Дании на первую роль выходит рыцарь Ожье – Датчанин, один из второстепенных героев во французском варианте…

Словом, у великих литературных произведений и судьба великая. А в классическом своем виде вошла “Песнь о Роланде” в историю литературы, как героический воинский эпос с идеалами доблести, дружбы и стойкости, которые никогда не должны устареть.

Образ идеального рыцаря, представленный в «Песне о Роланде»

«Песнь о Роланде» как источник для изучения образа рыцаря и рыцарства образца ХІ-ХІІ веков. Место рыцаря в средневековой картине мира, его обязанности, права, внешний облик. Духовный образ профессионального воина – аристократа, именуемого рыцарем.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Читать еще:  Какой камень у знака телец. Камни-талисманы для женщин и мужчин тельцов

На тему: Образ идеального рыцаря, представленный в «Песне о Роланде»

Студент группы № 102ф

Филин Роман Сергеевич

Пожалуй, каждый современный человек имеет некое представление об образе рыцаря. Для многих это, прежде всего благородный воин, закованный в тяжелые доспехи, совершающий различные подвиги во имя короны и во имя своей дамы сердца. И, конечно же, идеал мужчины, как поборника чести и справедливости, защитника слабых, бедных и безоружных. Множество писателей были вдохновлены рыцарской романтикой, но помимо литературных произведений на эту тему существуют и эпические произведения, как раз одним из которых и является «Песнь о Роланде».

Это французская героическая эпопея, относящаяся к циклу поэм «Королевской жесты». Самая ранняя дошедшая до нас редакция — Оксфордская, 1170г. Исторической основой поэмы послужил эпизод разгрома в Ронсевальском ущелье (778г.) отрядами басков отступающего из Испании арьергарда войска Карла Великого, под предводительством Роланда.История французской литературы, т. 1, М.-Л., 1946 Однако же, по описанию феодального общества, в частности рыцарства, события были перенесены в 10-12 век, а баски заменены мусульманами-язычниками. Основной темой поэмы является противостояние христианского мира миру мусульманскому и две эти реалии тесно накладываются друг на друга, порой замещая реальные факты некоторой общей системой образов, сложившихся в сознании авторов. Так, например мусульмане молятся богу — демону Балигану и носят на знаменах драконов. Ярким пятном поэмы также является система гиперболических преувеличений, особенно четко прописанных в описании битв. Как утверждает В. А. Луков, праведные французы наделены невероятной физической силой и духовной плотностью, язычники сарацины же, будто полые внутри, поэтому французы наносят им колоссальные повреждения, разрубая одним ударом всадника вместе с конем.Луков В. А. Эпический мир «Песни о Роланде»// Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». — 2011. — № 6 (ноябрь — декабрь)

Однако, несмотря на такие фактические неточности и явные преувеличения, «Песнь о Роланде» является отличным источником для изучения образа рыцаря и рыцарства образца 11-12 веков, если следовать теории развития рыцарства, выдвинутой французским медиевистом Жаном Флори.Флори Ж. Идеология меча — СПБ: Евразия, 1999 И целью данной работы является рассмотреть реальный образ рыцаря в глазах его современников, выделив рыцарскую идеологию и место рыцаря в средневековой картине мира, обязанности, права, внешний облик и духовный образ профессионального воина — аристократа, именуемого рыцарем.

песнь роладн рыцарь

Внешний вид и вооружение рыцаря

Песнь о Роланде опровергает привычную для нас картину рыцаря облаченного в тяжелый кованый доспех и так называемый шлем — ведро. И действительно, это облачение более поздней эпохи, рыцарь же 12 века носит на себе кольчугу, порой именуемую панцирем, а не латы, которая состоит из стальных плотных колечек, и покрывает кольчуга воина с шеи до бедер. На голове, сужающийся кверху конусом легкий шлем без забрала — шишак. И неотъемлемая часть защитного вооружения рыцаря — деревянный щит, обшитый кожей или железом, который так лихо одним ударом разрубают герои поэмы. В описании французского и сарацинского оборонительного вооружения практически отсутствуют различия, только некоторые сарацинские шишаки были оснащены забралами.

Из наступательного вооружения,представленного в «Песне о Роланде» рыцарь имел при себе боевое копье. Копья делались из прямого легкого дерева — сосны, липы, вяза и т.д. Примечательно, что французы используют свои копья исключительно для прямых, как утверждает Луков, благородных ударов, в то время как язычники используют еще и метательные копья и луки, для ударов на расстоянии, подлых ударов.Луков В. А. Эпический мир «Песни о Роланде»// Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». — 2011. — № 6 (ноябрь — декабрь)И конечно же, самым главным оружием рыцаря является стальной меч. Традиционным для того времени было давать своему мечу меч, для того, чтобы он всегда приносил только удачу и победу. Меч рыцаря был не просто оружием, он был продолжением руки, собственно буквально на кончике меча держалась вся жизнь война, на нем была сосредоточена философия сражения. Чтобы меч не был безликим куском железа, рыцарь давал ему имя, вдыхая тем самым в него живой дух. Мечи всех главных героев поэмы имеют имена. Роланд получает во время присяги от короля Карла Великого меч Дюрандаль Выкован он был кузнецом Галаном из того же железа, что и меч короля Жуаез. В рукояти оружия хранились мощи Божьих угодников — кровь святого Василия, зуб святого Петра, волосы Дионисия Парижского и фрагмент ризы Девы Марии. Меч проходит вместе со своим владельцем все тяготы битв и сражений и настолько закаляется боевым духом, что не получает ни малейших повреждений при ударах об монолитную скалу, когда чувствующий близкий конец Роланд пытается разбить свой верный меч, чтобы он не достался врагу.

Однако оружием рыцаря является не только оружие материальное, но и духовное, как сила воли и праведность, уверенность в своих убеждениях. Именно это позволяет французам наносить невероятной мощи удары и побеждать превосходящего противника. Собственно поэтому авторы не делают различия в вооружении сторон, чтобы показать, что не так важно, чем именно сражается воин, а важно то, во что он верит. Именно поэтому слабые в своей вере язычники, которые в момент поражения отрекаются от всех своих божеств и терпят сокрушительное поражение, а стойкие французы сражаются за свою веру и своего короля до последнего вздоха.

Права и обязанности рыцаря

Эпос хорошо отображает рыцарские права и обязанности. Священный долг рыцаря хранить верность своему вассалу и являться «конно, людно и оружно» по зову своего сюзерена. Однако же, король не может держать рыцаря с его воинами с собой постоянно, для этого существует четко разграниченное время, всего несколько недель в году. Но принять участие в походе со своим сюзереном — честь для любого рыцаря. Так Роланд остается в арьергарде, даже не особо желая этого и понимая, что дело может плохо кончится. Но он не может отступиться от своей обязанности и с честью и достоинством выполняет это поручение, погибая за свои убеждения. Война это первая обязанность и работа рыцаря, так как он является профессиональным воином и с детства обучается ведению боя любым доступным оружием. А право прикрывать спину своего сюзерена, что может быть почетнее для благородного воина. Так Роланд прикрывает отход Карла, и в то же время вассал Роланда, граф Оливье храбро сражается за своего господина спина к спине. С этой обязанностью перекликается право рыцаря на защиту со стороны своего господина. Король не может бросить Роланда в беде, и услышав зов Олифана тут же спешит на помощь. Роланд скорбит о своих павших товарищах, но увы, им он уже не может помочь, только вести в бой до конца, чтобы погибнуть как подобает доблестным воинам, забрав с собой как можно больше врагов. В бою с войском Марсилия Роланд повел себя как смелый рыцарь с сердцем льва, но в то же время, как неосмотрительный и в какой-то степени безрассудный полководец. Видя явное превосходство противника в численности, он не зовет Карла на помощь, как просит его друг и соратник Оливье, а надеется победить сам и увековечить себя и свое войско. И прибегает с спасительному рогу уже слишком поздно, когда исход битвы никак нельзя изменить.

Читать еще:  Русская народная мудрость в произведениях устного народного творчества.

Король во всем опирается на своих баронов, и они обязаны принимать участие не только в войне, но и в совете и судебных разбирательствах.Как французский, так и испанский правители опираются на своих графов и вельмож в государственных делах и используют рыцарей для дипломатической миссии. И для судебного процесса над предателемГанелоном, обрекшим на смерть Роланда, Карл собирает всех своих баронов для своеобразного суда присяжных. Самым страшным преступлением для рыцаря было предать своего господина, что и совершил Ганелон, в чем обвинили, и за что он собственно поплатился. Это преступление против рыцарской чести, против всей системы феодального мира, который строится на подчинении и слове чести.

Рыцарь — это опора короля и королевства, как в делах военных, так и в делах политических. Это святая и главная обязанность аристократа и профессионального воина, коим является рыцарь.

Рыцарская идеология и место рыцаря в средневековой модели мира

Для мира, представленного в «Песне о Роланде» главным является земля и честь. Все общество держится на феодализме, системе вассально-сеньориальных отношений. И рыцарство само собой неотъемлемая часть этой системы. Рыцарь является ленником, или вассалом, который получает от своего сюзерена право собирать налоги с определенного участка земли. Именно за это он платит своим воинским искусством. А стержнем всей системы этих отношений является клятва, или договор, именуемый оммаж. Все сознание рыцарства сосредоточенно именно на этой клятве, это краеугольный камень средневекового мира. Верность своему слову, клятве, священному ритуалу оммажа — это гарант устойчивости мира. В песне о Роланда ярко представлены разные виды заключения такого договора. Оммаж в руках, когда Марсилий готов вложить свои руки в руки эмира и принести ему клятву верности. Так же, эпизод с Ганелоном, который скрепляет свои договоры с сарацинами поцелуем. Заключивший договор рыцарь должен быть верен ему до смерти или до момента расторжения договора. Так и возникает представление о непоколебимой чести рыцаря, которую он блюдет, соблюдая договор. Однако же, не только с сюзереном заключает договор рыцарь, но и с небесным владыкой, вассалом которого является каждый христианин. Так Роланд, понимая, что он умрет, радуется, что он переходит во владения своего более высокого господина, чем даже любимый им король Карл и для него смерть не является чем-то страшным, скорее наоборот становится благом. Французские рыцари оказываются гораздо сильнее своих противников именно по причине их подчинения истинному Богу, а не демоническим богам язычников, как сарацины, которых не спасает даже невиданное численное превосходство, по причине верности клятве, принесенной Богу, до самого последнего вздоха. Это лишний раз подчеркивает, насколько свят договор и его соблюдение договора. Верный воин не останется не вознагражденным за свою верность даже после смерти.

Рыцарский мир чрезвычайно символичен. Огромную роль в нем играют сакральные символы, своего рода артефакты и обычай. Так помимо упомянутого выше обычая давать имя рыцарскому мечу, широко распространен обычай подарка. Подарок является символом расположения, символом награды за верность. Отправляясь послом, Ганелон просит у Карла перчатку, а Роланд просит у Карла его лук, отправляясь прикрывать отход своего короля. Для них подарок господина вещь сакральная, гарант их силы и гарант того, что господин придет на помощь и вознаградит за верную службу. Жан Флори считает, что этот ритуал связан с ритуалом коронации короля и подчеркивает важность рыцарского сословия для жизни государства, так как рыцарь является опорой правителя.Флори Ж. Идеология меча

Сведя воедино все вышесказанное, мы получим образ рыцаря 12го века. Это доблестный профессиональный воин, защита и опора для своего короля, верный вассал, поборник чести и глубоко верующий в своего бога и убеждения человек. Важнее земного господина для рыцаря может быть только господин небесный, как воплощение высшего блага. Вся жизнь рыцаря построена на клятве верности и на символичности всех жизненных событий и ритуалов.

Если же говорить о рыцаре идеальном, то во многом ему соответствует образ Роланда, однако же его боевое безрассудство, жажда доказать свою верность любой ценой затмила для него одну важную для рыцаря, как сюзерена цель и обязанность. Сохранить жизнь подчиненному войску, прийти на помощь в трудный момент, наградить достойно за проявленную верность. Являясь гарантом мира для всего королевства, рыцарь должен в то же время быть гарантом мира и жизни для своего ленника или вассала, который хоть и живет войной, но все же не очень хочет погибать из-за стремления сюзерена к славе.

И, конечно же, пожалуй, самое главное для средневекового мира, что содержит в себе образ рыцаря — это его репутация как защитника слабых и безоружных. И прежде всего под этим подразумевается Церковь, которая не может вести войну с противником из крови и плоти и поэтому нуждается в верном рыцарском мече, который убережет веру от экспансии язычников и еретиков. И выполняя эту миссию, рыцарь достигнет в итоге своей высшей цели — пожалования ему лена в лучшем из царств. В небесном Царстве.

1. Песнь о Роланде, М.— Л., 1964

2. Флори Ж. Идеология меча — СПБ: Евразия, 1999

3. Луков В. А. Эпический мир «Песни о Роланде»// Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». — 2011. — № 6 (ноябрь — декабрь)

4. История французской литературы, т. 1, М.-Л., 1946

Источники:

http://www.allsoch.ru/sochineniya/22012
http://ruslit.biz/roland-ideal-voina-rycarya-proizvedenie-po-poeme-pesn-o-rolande/
http://knowledge.allbest.ru/history/2c0a65625a3bd68b5c43b88421316c36_0.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector