9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рубенс годы жизни и смерти. Стиль живописи Барокко в творчестве Рубенса

Рубенс годы жизни и смерти. Стиль живописи Барокко в творчестве Рубенса

Рубенс как создатель барокко, нового живописного стиля

Очень немногие художники, пусть даже великие, заслуживают чести называться основоположниками нового стиля в живописи. Рубенс — исключение. Он стал создателем живого и волнующего стиля художественного выражения, позже названного барокко . Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в его ранней переходной работе “Святой Георгий, поражающий дракона” (см. ниже). Стоящая слева женщина в застывшей позе выписана чрезвычайно детально, что характерно для всех предшественников Рубенса. Но героическая фигура рыцаря, его вставшая на дыбы лошадь, энергичные жесты и яркие краски демонстрируют новый интерес, проявляемый Рубенсом к напористому действию, движению, эмоциям. Такие картины, как эта, приблизительно на полвека предвосхитили широкое использование стиля барокко художниками в других европейских странах.

Яркий, пышный рубенсовский стиль характеризуется изображением крупных тяжелых фигур в стремительном движении, возбужденных до предела эмоционально заряженной атмосферой. Резкие контрасты света и тени, теплые богатые краски, кажется, наделяют его картины кипучей энергией. Он писал грубоватые библейские сцены, стремительную, захватывающую охоту на животных, звонкие ратные побоища, примеры высочайшего проявления религиозного духа, и все это делал с равным пристрастием к перенесению на холст высочайшей жизненной драмы. Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь; без этого ни один художник не может быть великим. Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными».

Никто не изображал людей и животных в жестокой схватке так, как это делал Рубенс. Все его предшественники тщательно изучали прирученных зверей и рисовали их в сценах вместе с людьми. Такие работы обычно преследовали одну цель — продемонстрировать знания анатомического строения животного и основывались главным образом на библейских или мифологических рассказах. Воображение Рубенса увлекло его далеко за пределы реальности истории, заставляя создавать живой мир, в котором люди и звери сражаются друг с другом в стихийно возникшей схватке. Его охотничьи сцены характеризуются огромным напряжением: страсти накалены до предела, возбужденные люди и животные бесстрашно, с яростью набрасываются друг на друга. Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника. На знаменитой картине “Охота на гиппопотама” (см. ниже), одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов, изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами. Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама. Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху. Там, в верхней части картины, словно веером, расположились длинные конские морды, взметнувшиеся руки охотников, пики и мечи, которые образуют мощные диагонали, возвращающие взгляд зрителя в центр полотна, в центр схватки. Таким образом, Рубенс добивается разнообразия форм на своей картине, которые, соединяясь и сливаясь, усиливают разыгрывающуюся на глазах у зрителя драму, перенося все его внимание не на жизнь, а на смерть этих животных в самом центре картины.

Охота на гиппопотама, 1615-1616. Холст, масло, 248х321.

Живопись фламандских мастеров эпохи барокко

В XVII в. выдающуюся роль в развитии западноевропейского искусства играет живопись Нидерландов, которая разделилась на две национальные школы — фламандскую и голландскую.

С 1555 г. Нидерланды, прежде находившиеся под властью Бургундии, переходят к Испании. Северные провинции страны оказывают ожесточенное сопротивление испанскому правительству и в 1581 г. создают буржуазную республику Голландию (по названию главной провинции). В 1649 г. Испания официально признала независимость Голландии.

Власть над Южными Нидерландами (Фландрией) по-прежнему остается у испанских монархов, которых поддерживают местное феодальное дворянство, буржуазия и католическая церковь. Развитие буржуазных отношений в стране значительно замедлилось, промышленность и торговлю охватил кризис.

Барокко стало официальным стилем искусства Фландрии, которая после Италии являлась вторым центром формирования этого направления. Но фламандское барокко, представителями которого были такие известные мастера, как П. П. Рубенс, А. Ван Дейк, Я. Иорданс, Ф. Снейдерс, А. Браувер, значительно отличается от итальянского. В торжественной живописи Фландрии первой половины XVII в. звучат жизнеутверждающие оптимистические ноты, именно это в дальнейшем приведет к формированию реалистических черт в творчестве фламандских художников.

Рубенс

Питер Пауль Рубенс родился в 1577 г. в немецком городе Зигене, куда эмигрировал его отец, юрист из Антверпена. После смерти мужа мать Рубенса вернулась в Антверпен, поместив своего десятилетнего сына в латинскую школу. Будущий художник получил в этом заведении прекрасные знания античной культуры и иностранных языков. По окончании школы Рубенс начал учиться живописи у пейзажиста Верхагта, затем у художника Адама ван Ноорта, а спустя четыре года — у Отто Вениуса. В 1598 г., завершив обучение, живописец был внесен в списки свободных художников антверпенской гильдии Св. Луки.

Чтобы воочию увидеть памятники античной культуры и произведения знаменитых итальянских мастеров, в 1600 г. Рубенс отправился в Италию, где прожил более восьми лет. В Венеции он стал придворным художником герцога Мантуанского. Не слишком обремененный службой, живописец посетил Флоренцию, Парму, Геную, жил в Риме, а в 1603 г. побывал в Испании.

В Италии Рубенс изучал искусство Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициана, А. Корреджо. Большое влияние на молодого художника оказали современные итальянские мастера — братья Карраччи и Микеланджело да Караваджо. Много времени он посвящал зарисовкам и копированию памятников античного искусства.

В 1608 г. тяжелая болезнь, а затем смерть матери заставили Рубенса вернуться в Антверпен. Вскоре художник женился на дочери антверпенского бюргера Изабелле Брант. Очень быстро живописец завоевал популярность у соотечественников. На него посыпались многочисленные заказы — от церкви, двора, частных лиц. Чтобы выполнить огромную работу, Рубенсу пришлось много и упорно трудиться, а немного позднее ему стали помогать ученики, посещавшие созданную им мастерскую.

Читать еще:  Сказание о гильгамеше читать. История создания "эпоса о гильгамеше"

В ранних работах Рубенса еще заметны черты маньеризма (особенно в технике исполнения). Например, в автопортрете
с Изабеллой Брант (1609-1610) художник тщательно выписывает все детали и украшения богатых костюмов. Виртуозный рисунок, изящные позы живописца и его жены — все подчеркивает сходство этого произведения с пышным и торжественным парадным портретом. Но уже в нем намечаются совершенно иные черты: в лицах супругов, в положении их рук сквозит глубокое чувство любви и трогательной нежности.

Большинство полотен с религиозной тематикой, выполненных Рубенсом в ранний период творчества, отличается монументальностью и торжественностью, им свойственны резкие светотеневые и цветовые контрасты, яркие декоративные эффекты. Жесты и движения героев кажутся несколько преувеличенными и не совсем естественными. Но, вероятно, именно такая живопись требовалась церкви, которая заказывала Рубенсу эти картины.

Особое место среди алтарных композиций, выполненных художником, занимает «Снятие с креста» (1611-1614). Жесты протягивающей руки к Христу Магдалины и пытающейся обнять его тело Марии кажутся стремительными и излишне выразительными, и картина пронизана ощущением неподдельного горя и отчаяния.

Живописец сумел достоверно и убедительно показать скорбь родных и близких, оплакивающих умершего.

Такой же правдивостью и жизненностью отличаются полотна с мифологической тематикой. В картинах «Вакханалия» (1615-1620) и «Похищение дочерей Левкиппа» (1619-1620) Рубенс предстает уже зрелым художником.

Слава о фламандском мастере пересекла границы Фландрии, заказы последовали из других государств. Французская королева Мария Медичи пожелала, чтобы Рубенс написал цикл картин, прославляющих ее правление, и в 1620-х гг. живописец отправился в Париж.

Рубенс. Автопортрет с Изабеллой Брант. 1609-1610 гг.

Цикл «Жизнь Марии Медичи» (1622-1625), состоящий из двадцати больших полотен и объединяющий образы исторических личностей, мифологических и аллегорических персонажей, призван был восхвалять французскую королеву. Все композиции произведений отличаются театральностью, роскошной пышностью и декоративностью, т. е. всеми чертами, присущими искусству барокко. Почти все картины выполнены учениками художника, который написал для них эскизы.

Со временем излишняя театральность исчезает из живописи Рубенса. Жизненностью и убедительностью отличается его полотно «Поклонение волхвов» (1624) и более ранняя картина «Персей и Андромеда» (1620-1621), в которой выразилось восхищение художника силой и красотой человека. На картине представлен эпизод античного мифа, когда Персей, победивший Медузу горгону, подходит к прикованной к скале Андромеде, предназначавшейся в жертву страшному чудовищу. Яркие и звучные краски подчеркивают чувства радости и оптимизма, наполняющие картину. «Персей и Андромеда» — это не только апофеоз героя, но и гимн человеческой красоте и любви, преодолевающей все преграды. С большим мастерством Рубенс изображает обнаженное человеческое тело: объятое золотистым светом, оно кажется удивительно живым и теплым.

Рубенс. Персей и Андромеда. 1620-1621 гг.

В 1626 г. умерла Изабелла Брант, горячо любимая жена Рубенса. По просьбе инфанты Изабеллы, правительницы Нидерландов, Рубенс покинул Антверпен, выполняя дипломатическую миссию по заключению мира между Англией и Испанией. Знаменитого фламандского мастера везде принимали с большим почетом. Испанский король возвел Рубенса во дворянство, а английский — наградил рыцарским званием.

Эти поездки принесли художнику новые встречи и яркие впечатления: в Испании он вплотную познакомился с творчеством Тициана.

В 1630 г., закончив свою миссию, Рубенс вернулся в Антверпен. В этом же году пятидесятитрехлетний художник женился на шестнадцатилетней Елене Фоурмен, дочери антверпенского бюргера. Несмотря на значительную разницу в возрасте, новый брак оказался счастливым. Молодая жена стала новым источником творческого вдохновения для Рубенса, написавшего множество портретов Елены. Один из лучших — т. н. «Шубка» (ок. 1638-1639), в которой живописец воплотил свой идеал женской красоты. С большим мастерством он использует эффект контрастов — между обнаженным телом и темным мехом, сиянием нежной кожи молодой женщины и блеском ее светлых пушистых волос.

Замечательно и другое изображение жены художника — «Портрет Елены Фоурмен с детьми» (после 1636). В нем нет сверкающей роскоши барокко, богатых и ярких нарядов. В картине все просто и спокойно, ее пронизывает ощущение безмятежности семейного счастья. От трогательных образов детей, непринужденно расположившихся возле молодой матери, веет очарованием и нежностью.

Нередко Елена Фоурмен служила Рубенсу моделью для произведений самой разнообразной тематики. Художник изобразил ее в «Андромеде» (1638-1640) и в более ранней «Вирсавии» (1635). Последняя, написанная на сюжет из Ветхого Завета, стала апофеозом чувственной женской красоты. Восхищает и радует глаз колористическое богатство полотна; все оттенки удачно сочетаются между собой: красный цвет покрывала, коричневые тона меха, золотистые волосы Вирсавии — кажется, что краски светятся изнутри.

Гимном радостям жизни стало полотно «Вакх» (между 1635 и 1640). Вакх Рубенса не похож на прекрасного бога тициановской картины «Вакх и Ариадна»: это пузатый обжора, весело взирающий на мир с винной бочки.

Если в раннем творчестве Рубенса главное место занимали барочные композиции, то теперь такие произведения выполняются учениками художника, а сам мастер пишет реалистичные картины. Он работает в жанре пейзажа, создавая обобщенные образы спокойной и величественной природы («Ферма в Лакене», 1633). Устав от шума большого города, в середине 1630-х гг. стареющий художник купил поместье в деревне, где проводил много времени за работой, выполняя заказы или создавая произведения, темы которых подсказывала его собственная фантазия.

Рубенс обращается к темам народной жизни, хотя его интересует лишь праздничная ее сторона. В полотнах «Кермесса» (ок. 1635-1636) и «Крестьянский танец» (между 1636 и 1640) предстает обобщенный образ прекрасного и сильного народа. Красивы здоровые и жизнерадостные молодые крестьяне, танцующие на фоне торжественно-спокойной природы. В образах сельских жителей нет бытовой достоверности, они скорее символ мощи и величия фламандского народа.

Рубенс. Вирсавия. Ок. 1635 г.

Рубенса терзало тяжелое заболевание — прогрессирующая подагра, но, страдая физически, он не утратил своего
оптимизма и жизнелюбия. Сила духа не оставляла мастера даже тогда, когда перестала действовать его левая, а затем и правая рука. 30 мая 1640 г. в возрасте 63 лет великий художник умер, оставив наследие, включающее 3000 картин и эскизов.

Читать еще:  Ли чья фамилия по национальности. Как узнать историю своей фамилии

Рубенс был не только замечательным живописцем, но и архитектором-декоратором; он создавал проекты для скульпторов, делал иллюстрации для книг, оформлял театральные постановки, а также основал школу профессиональных граверов.

После Рубенса самым значительным фламандским живописцем был его младший современник А. Ван Дейк.

Антонис Ван Дейк

Антонис Ван Дейк родился в 1599 г. в семье антверпенского коммерсанта. Учился он у малоизвестного живописца ван Балена, но уже в девятнадцатилетнем возрасте поступил в мастерскую Рубенса. Через год молодой художник стал членом антверпенской гильдии живописцев. Рубенс оценил талант Ван Дейка и сделал его своим помощником в создании некоторых заказов.

Под влиянием Рубенса выполнены ранние работы Ван Дейка — «Пьяный силен», «Св. Иероним», но их образы не отличаются полнокровностью и значительностью рубенсовских персонажей.

Замечательное мастерство Ван Дейка проявилось в портретном жанре, где он был поистине виртуозом. Художнику заказывали свои портреты не только представители фламандской знати, но и аристократы других европейских стран. Ван Дейк создал в этом жанре собственный стиль, выразив в парадном портрете свой идеал человеческой личности. Люди на его портретах не приукрашены, но приподняты над действительностью. Художника интересует духовная красота человека, которую он стремится передать в своих произведениях.

Портреты Ван Дейка, созданные в ранний период творчества, изображают знатных антверпенских горожан, членов их семей («Семейный портрет», между 1618 и 1620). Писал мастер и своих современников-художников с женами и детьми.

В 1620 г. Ван Дейк уехал в Англию, а затем в Италию. Поселившись в Генуе, он становится самым популярным портретистом у городской знати. Он пишет (нередко в полный рост) старых итальянских аристократов, нарядных дам и кавалеров на фоне богатых драпировок или величественных дворцов.

В 1627 г. художник вернулся в Антверпен. В эти годы П. П. Рубенс находился за границей, в дипломатической командировке, поэтому Ван Дейк занял место первого художника Фландрии.

Антонис Ван Дейк. Портрет кардинала Гвидо Бентивольо. Ок. 1623 г.

В 1630 г. его назначают придворным живописцем эрцгерцога. Он создает множество картин мифологического содержания, а также алтарных композиций для церквей. И конечно же, не оставляет Ван Дейк и портретного жанра. Он пишет фламандских купцов, вельмож, военачальников, церковнослужителей, ученых, врачей, юристов, художников. Портреты отличаются большой реалистичностью, живописец точно передает индивидуальные черты своих моделей. Одна из лучших его работ — портрет светской красавицы Марии Луизы де Тассис (между 1627 и 1632).

В 1632 г. Ван Дейк уехал в Англию, где стал придворным живописцем короля Карла I. Здесь он получил золотую рыцарскую цепь и дворянский титул. Женившись на представительнице древнего, но обедневшего аристократического рода, художник получает доступ в высшее английское общество. Он выполняет портреты короля и членов его семьи, знатные вельможи выстраиваются в очередь, чтобы позировать знаменитому портретисту.

Поначалу Ван Дейк по-прежнему создавал выразительные и духовно утонченные образы. Таковы его портреты Филиппа Уортона (1632), Мери Расвен (ок. 1640). Одним из лучших произведений этого периода стал луврский портрет Карла I (ок. 1635).

Не справляясь с наплывом заказов, Ван Дейк начинает писать более идеализированные и менее качественные в художественном отношении картины.

За один день он выполняет сразу несколько портретов: за час создается эскиз с модели, а остальную работу (особенно изображение рук и одежды) делают его помощники-ученики. Обычно на втором сеансе портрет и заканчивался.

Умер Ван Дейк в 1641 г. в Лондоне. Многие английские портретисты не раз обращались к творчеству фламандского художника. Его типу парадного идеализированного портрета подражали многие живописцы Западной Европы XVII-XVIII вв.

Питер Рубенс

Биография

Питер Пауль Рубенс – величайший гений своего времени. Его имя навсегда закрепилось в истории искусства. Художник с большой буквы, как известно, был еще и замечательным человеком: красив, умен, энергичен и уверен в себе. Художник, который при жизни не усомнился в своем творчестве.

Детство и юность

Питер Рубенс родился 28 июня в 1577 году в немецком городе Зигене. Хотя с датой рождения возникают некоторые споры: биография художника не раз переписана. Его семья эмигрировала из Бельгии в Германию во время начавшейся в Нидерландах гражданской войны и террора против протестантов.

Портрет Питера Рубенса

Отец художника, Ян Рубенс, был городским судьей в бельгийском Антверпене до 1568 года. Жена Мария Пейпелинкс воспитывала четырех детей. Вся семья оказалась в Германии, и в это время на свет появились еще трое детей. Среди них был и Питер Рубенс.

Первые одиннадцать лет детства живописца прошли в Кельне. Отец продолжил работать юристом, мать – воспитывать детей. Привычная стабильность пошатнулась, когда видный и богатый глава семейства вступил в отношения с супругой Вильгельма Оранского, Анной.

После этого Яна Рубенса лишили имущества и права работать адвокатом, а Марии приходилось торговать овощами на рынке, чтобы прокормить детей. Из Кельна Рубенс вместе с женой и потомством был послан в Зиген в 1573 году.

Автопортрет Питера Рубенса

В 1587 году Ян Рубенс скончался от болезни. В это же время Пейпелинкс потеряла несколько детей. Вдова Рубенса приняла католичество и вернулась на Родину, в Антверпен. Дети пошли в латинскую школу.

В то время в городе происходили изменения. Стало невозможным продолжать заниматься торговлей из-за закрытых морских путей. Каждому из детей Рубенса предстояло найти свое место в жизни. Девушки стали женами состоятельных мужей. Один из сыновей, Филипп, пошел по стопам отца, обучаясь на юриста. Старший Ян Баптист профессионально занялся живописью.

Живопись

В 16 веке в мире искусства происходили большие изменения. Фламандцы изобрели краску для рисования, более удобную и практичную. В ее основу вошло масло льна. Это добавило краскам яркости и увеличило время высыхания. Картины стали более глубокими, а работа превращалась в неспешное удовольствие.

Читать еще:  Какие произведения описывающие метель. Художественное своеобразие "Метели"

Картина Питера Рубенса «Самсон и Далила»

Питера Пауля с детства влекло искусство. С 14 лет он обучался ремеслу у местных художников. Основы будущий живописец постигал у пейзажиста Тобиаса Вархахта, который был связан с ним родством.

Вторым мастером в жизни Рубенса стал еще один родственник: Адам ван Ноорт. Питер Пауль намеревался добрать у прославленного художника знания, не полученные во время работы с Вархахтом. Четыре года ученик трудился под присмотром Ноорта. За это время юный Питер проникся интересом к фламандской атмосфере. Позже это сказалось на его творчестве.

Картина Питера Рубенса «Суд Париса»

В 1595 году начинается новый этап в творчестве Питера Рубенса. Следующим учителем становится Отто ван Веен (в то время один из самых влиятельных художников). Его называют основоположником маньеризма и главным наставником Рубенса, чей талант приобрел новые грани во время обучения.

Питер Пауль Рубенс не стал писать в манере Веена, хоть его стиль и оказал большое влияние на мировоззрение художника. Наставник стал для него примером многогранности и образованности. Еще в детские годы Рубенс тянулся к знаниям, изучал языки (владел свободно шестью языками) и гуманитарные науки.

Картина Питера Рубенса «Сусанна и старцы»

Уроки у Отто Ван Веена Рубенс брал до 1599 года, а затем в официальном статусе «свободного художника» в 1600 году отправился в Италию, чтобы усовершенствовать мастерство и полюбоваться на произведения античности.

На тот момент живописцу было 23 года, но он уже обладал собственным почерком, благодаря чему практически сразу Питер Рубенс был приглашен на службу к Винченцо Гонзаге, правителю Мантуи. Герцог увлекался античным искусством, любил картины эпохи Возрождения. Рубенс часто писал для него копии.

Картина Питера Рубенса «Тайная Вечеря»

Восемь лет Питер Пауль провел при дворе Гонзаги. Считается, что служба является удачным решением для художника, так как церковная власть того времени стала выступать против ереси на картинах современных художников.

За время, проведенное в Италии, молодой живописец побывал в Риме, Мадриде, Венеции, Флоренции. Выполнял поручения дипломатического характера.

Картина Питера Рубенса «Три грации»

В 1608 году Рубенс поспешно вернулся в Антверпен, узнав о смерти матери. Отъезд обратно в Италию он не планировал: утрата казалась настолько тяжелой, что художник подумывал об уходе в монастырь. Но оставить живопись Питер не смог. Помимо многочисленных заказов от богатых жителей родного города, ему поступило предложение работать при дворе эрцгерцога Альберта.

В Антверпене художник стал одним из востребованных. Он старался успевать выполнять заказы эрцгерцога, расписывать собор и писать картины для сотни других жителей города. В 1618 году появился шедевр «Союз Земли и Воды». В нем ярко выражено влияние итальянских художников на стиль живописца. Считалось, что главным замыслом полотна являлось единство Антверпена и реки Шельды.

Картина Питера Рубенса «Союз Земли и Воды»

Объем заказов стал значительно больше, и Питер Пауль открыл собственную мастерскую. Теперь он, некогда старательный ученик, делился знаниями с юными дарованиями (в истории остались такие имена, как Якоб Йордане, Франс Снейдерс). Ученики выполняли многочисленные заказы горожан. Это со временем стало продуманной системой, школой искусств.

Между тем в 1620 году появляется ещё одно произведение искусства, вершина творчества Рубенса – «Персей и Андромеда», сюжет которого связан с античным мифом, которым так увлекался Питер Пауль.

Картина Питера Рубенса «Персей и Андромеда»

Ближе к 1630 годам Питера Рубенса утомил насыщенный образ жизни. Некоторое время он пробыл в уединении, создавая очередную гениальную картину. «Три грации» и «Суд Париса» являются воплощением натуры их автора. Рубенса всегда привлекала красота и пластичность объемного женского тела

«Сусанна и старцы» стала классикой фламандской живописи. Сюжет обращен к Ветхому Завету. Картины Рубенса, принадлежавшие соборам, связаны со Священным Писанием («Тайная Вечеря», «Самсон и Далила»), хотя его творчество больше охватывает другую область жизни – яркую, пышную, драматичную. Не все картины церковной направленности вызывали одобрение. Одна из таких – «Воздвижение креста». Она считалась очень противоречивой.

Картина Питера Рубенса «Избиение невинных»

«Избиение невинных» олицетворяет сцену из библии, когда Ирод истреблял младенцев, боясь пришествия Иисуса. Биографы пишут, что эта работа полюбилась автору больше всех остальных.

Еще один памятник эпохи барокко – устрашающая «Медуза». Реакция современников на эту картину оправдала ожидания Питера Рубенса. Люди были напуганы откровенностью произведения. Художник относился неравнодушно к политическим делам Антверпена.

Картина Питера Рубенса «Медуза»

Его творчество долгое время было связано с политикой, в том числе и «Медуза», которую местные жители расценили как знак предупреждения.

Питеру Паулю Рубенсу, благодаря картинам и дипломатическим способностям, удалось добиться мира между Мадридом и Лондоном. Художник мечтал повлиять на ход войны в родной стране, но этого сделать ему не удалось. После многочисленных поездок 50-летний Рубенс осел в Антверпене окончательно.

Личная жизнь

После возвращения из Италии Рубенс взял в жены Изабеллу Брант, 18-летнюю дочь чиновника.

Портрет Изабеллы Брант

Брак строился на расчете, хотя молодая девушка окружала заботой и вниманием Рубенса 17 лет. Первая жена родила Питеру Паулю троих детей. В 1630 годах она умерла от инфаркта.

Питер Рубенс и Елена Фоурмен

В 50 лет Питер Рубенс снова женился. 16-летняя Елена Фоурмен – последняя любовь художника, его главная муза, мать пятерых детей.

Смерть

В 1640 году Питер Пауль Рубенс заболел. Из-за возраста оправиться от болезни художник не мог. Фламандский живописец умер 30 мая рядом с детьми и любимой женой Еленой.

Источники:

https://rybens.ru/barocco.php
https://istoriya-iskusstva.ru/zhivopis-flamandskih-masterov-epohi-barokko/
https://24smi.org/celebrity/14222-piter-rubens.html

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Для любых предложений по сайту: [email protected]