Русские и зарубежные драматурги. Театр- их стихия, знаменитые русские драматурги
LiveInternetLiveInternet
–Фотоальбом
–Рубрики
- публицистика (956)
- идеология (203)
- политические деятели (895)
- предательство и предатели (640)
- лабиринты истории (431)
- актеры и актрисы голливуда (365)
- “заклятые друзья” (310)
- героизм (143)
- культура (114)
- революция в россии (90)
- революционные деятели (21)
- гражданская война (16)
- анархизм (6)
- загадки истории (45)
- донбасс (31)
- телевидение (8)
- сказки (3)
- в гостях у муслима магомаева (4)
- великая отечественная (655)
- герои (124)
- партизаны и партизанская война (2)
- великие композиторы (149)
- великие певцы (68)
- великие писатели и поэты россии (521)
- великие художники (444)
- города и страны (735)
- декабристы (40)
- дети (268)
- доброта (67)
- драматурги (16)
- древняя русь (144)
- жзл (183)
- живопись (1220)
- портреты (199)
- акварели (102)
- история картин (63)
- картины и иллюстрации (60)
- живопись и поэзия (80)
- иллюстрации (81)
- история создания картин (158)
- картины великих художников (363)
- животные (520)
- забытые имена (499)
- зарубежные актеры кино (168)
- зарубежные актрисы кино (243)
- зарубежные писатели и поэты (273)
- звезды из прошлого (1201)
- звезды сцены (810)
- знаменитости (2213)
- известные личности (1801)
- интервью (245)
- интересно (285)
- интересные истории (1269)
- интересные факты (7423)
- искусство (229)
- истории (1381)
- истории любви (791)
- истории создания фильма (42)
- история монархов (543)
- история песни (45)
- история Европы (384)
- история Крыма (57)
- история России (1997)
- либералы и оппозия (238)
- “творческая интеллигенция” (115)
- экономика (89)
- история СССР (1099)
- катастрофы (60)
- киноактеры и киноактрисы (524)
- кинозал (156)
- композиторы (183)
- котики и кошечки с котятами (932)
- котоматрицы (333)
- кошки в живописи (54)
- кошки и фото (69)
- кошки и юмор (277)
- кумиры (789)
- звезды голливуда (152)
- любовь (191)
- ЛЮДИ И СУДЬБЫ (4645)
- мир балета (161)
- история создания балета (6)
- мир кино (2732)
- интервью с актерами (63)
- прототипы героев фильмов (33)
- история создания фильма (418)
- музыка из кинофильмов (119)
- мультфильмы (94)
- размышления о фильме (237)
- рецензия на фильм (26)
- экранизации (60)
- мир театра (406)
- мир цирка (28)
- мифология (100)
- мои рамочки (19)
- мудрость (227)
- музыка (1442)
- авторы (294)
- исполнители (266)
- барды (45)
- история создания опер (21)
- джазовая музыка (48)
- дирижеры (7)
- история песни (238)
- история создания (94)
- классическая музыка (184)
- поп-музыка (99)
- ретро-музыка (507)
- романсы (370)
- танцевальная музыка (157)
- образование (71)
- отечественные актеры кино (772)
- отечественные актрисы кино (551)
- певицы (205)
- певцы (259)
- певцы и певицы бельканто (33)
- политика (1147)
- поэзия (338)
- праздники (160)
- притчи. (9)
- психология (369)
- Пушкиниана (210)
- режиссеры (263)
- религия (122)
- русские писатели (127)
- русские поэты (148)
- русский язык (58)
- грамматика (15)
- садальский (145)
- сатира (93)
- сатирики (94)
- собаки (118)
- советские писатели (131)
- советские поэты (133)
- спорт (34)
- СССР (62)
- схемки (83)
- танцовщицы (87)
- танцоры (49)
- танцы. танцевальные номера (53)
- театр. театральные актеры и актрисы (448)
- Украина (246)
- фигурное катание (1)
- фото (431)
- художественная литература (390)
- русские писатели (29)
- прототипы героев книг (26)
- русские поэты (38)
- художники (499)
- цветы (28)
- цитаты (352)
- афоризмы (69)
- крылатые фразы (86)
- чтобы помнили (1163)
- актеры (98)
- актрисы (69)
- театральные актеры (47)
- юбилеи и дни рождения (497)
- юмор (574)
- юмор в живописи (7)
- юмористы (43)
–Видео
–Музыка
–Метки
–Цитатник
Нам одни на всех даны когда-то Общий мир и общая земля. Charles van den Eycken Ранее р.
Я помню чудное мгновенье. В день отъезда Керн Пушкин пришел с подарком, экземпляром 2-й гл.
Я помню чудное мгновенье. В день отъезда Керн Пушкин пришел с подарком, экземпляром 2-й главы «.
Живопись в России конца 19 века на примере картин, содержавшихся в альбомах к журналу «Нива» за 1891.
Художник эпохи романтизма. Eugène Devéria (French, 1805-1865)  .
–Поиск по дневнику
–Подписка по e-mail
–Друзья
–Постоянные читатели
–Статистика
ТЕАТР- ИХ СТИХИЯ, ЗНАМЕНИТЫЕ РУССКИЕ ДРАМАТУРГИ
Завтра исполняется 220 лет со дня рождения Александра Грибоедова. Его называют писателем одной книги, имея в виду, конечно же, “Горе от ума”. И все же этой единственной книгой он оказал серьезное влияние на российскую драматургию. Давайте вспомним о нем и о других российских драматургах. О писателях, которые мыслят персонажами и диалогами.
Александр Грибоедов
Хотя Грибоедова и называют автором одной книги, до пьесы “Горе от ума” он написал еще несколько драматических произведений.Но популярным его сделала именно комедия московских нравов.Пушкин писал про “Горе от ума”: “Половина стихов должна войти в пословицу”. Так и получилось! Благодаря легкому языку Грибоедова эта пьеса стала самым цитируемым произведением русской литературы. И, хоть прошло уже два века, мы повторяем эти хлесткие фразочки: “Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь”.
Почему же “Горе от ума” стало единственным знаменитым произведением Грибоедова? Грибоедов был вундеркиндом (окончил Московский университет в возрасте 15 лет), человеком, талантливым во всех отношениях. Писательство для него не было единственным занятием. Грибоедов был дипломатом, талантливым пианистом и композитором. Но судьба уготовила ему недолгую жизнь. Писателю было всего 34 года, когда он погиб во время нападения на русское посольство в Тегеране. На мой взгляд, он просто не успел создать другие великие произведения.
Александр Островский
Александр Островский вырос в Замоскворечье и писал о нравах замоскворецкого купечества. Раньше этой важной частью общества литераторы как-то не интересовались. Поэтому Островского еще при жизни пафосно называли “Колумбом Замоскворечья”.
При этом самому автору пафос был чужд. Его герои – обычные, довольно мелочные люди со своими слабостями и недостатками. В их в жизнях происходят не великие испытания и несчастья, а преимущественно бытовые трудности, являющиеся следствием их собственной жадности или мелочности. И говорят герои Островского не вычурно, а как-то по-настоящему, в речи каждого героя выражаются его психологические особенности.
И все же автор со странной любовью и нежностью относился к своим далеким от идеала персонажам. Впрочем, купцы этой любви не чувствовали и на его произведения обижались. Так, после публикации комедии “Свои люди – сочтемся”, купечество пожаловалось на автора, постановка пьесы была запрещена, а за Островским установили полицейский надзор. Но все это не помешало писателю сформировать новую концепцию русского театрального искусства. Впоследствии его идеи развил Станиславский.
Антон Чехов
Антон Чехов – драматург, популярный не только в России, но и во всем мире. В начале XX векаБернард Шоу писал о нем: “В плеяде великих европейских драматургов имя Чехова сияет как звезда первой величины”. Его пьесы ставят в европейских театрах, а автора называют одним из самых экранизируемых писателей во всем мире. А ведь сам Чехов не предполагал своей будущей славы. Он говорил своей приятельнице Татьяне Щепкиной-Куперник: “Меня будут читать лет семь, семь с половиной, а потом забудут”.
Впрочем, не все современники оценивали чеховские пьесы по достоинству. Толстой, к примеру, хоть и был высокого мнения о рассказах Чехова, даже называл его “Пушкиным в прозе”, терпеть не мог его драматических произведений, о чем без стеснения сообщал писателю. К примеру, Толстой как-то заявил Чехову: “А все-таки пьес ваших я терпеть не могу. Шекспир скверно писал, а вы еще хуже!” Ну что ж, не самое худшее сравнение!
Критики говорили о недостатке действия и растянутости сюжета в пьесах Чехова. Но в этом и был замысел автора, он хотел, чтобы его драматические произведения были похожи на жизнь. Чехов писал: “… ведь в жизни не каждую минуту стреляются, вешаются, объясняются в любви. И не каждую минуту говорят умные вещи. Они больше едят, пьют, волочатся, говорят глупости. И вот надо, чтобы это было видно на сцене. Надо создать такую пьесу, где бы люди приходили, уходили, обедали, разговаривали о погоде, играли в винт, но не потому, что так нужно автору, а потому, что так происходит в действительной жизни”. За эту реалистичность пьесы Чехова очень любил Станиславский. Впрочем, писатель и режиссер не всегда сходились во мнении о том, как надо ставить ту или иную пьесу. Например, “Вишневый сад” Чехов называл комедией и даже фарсом, а на сцене она стала трагедией. После постановки автор в сердцах заявил, что Станиславский сгубил его пьесу.
Евгений Шварц
Во многих пьесах Евгений Шварц обращается к творчествуГанса-Христиана Андерсена и даже делает его своеобразным героем своих произведений. Шварц, как и знаменитый датский сказочник, пишет фантастические волшебные истории. Но за сказочной оболочкой его пьес прячутся серьезные проблемы. Из-за этого его произведения часто запрещались цензурой.
Особенно показательна в этом отношении пьеса “Дракон”. Начало как в любой обычной сказке: в городе живет Дракон, который каждый год выбирает себе девушку в жены (через несколько дней она погибает в его пещере от ужаса и отвращения), и тут находится славный рыцарь Ланцелот, который обещает победить чудище. Как ни странно, жители его не поддерживают – им с Драконом как-то привычней и спокойней. А когда Дракон повержен, его место тут же занимает бывший бургомистр, который заводит не менее “драконовские” порядки.
Дракон здесь – не мифическое существо, а аллегория власти. Сколько “драконов” сменяли друг друга на протяжении мировой истории! Да и в тихих жителях городка тоже живет “дракон”, ведь они своим безразличным послушанием сами призывают себе новых тиранов.
Григорий Горин
Григорий Горин искал и находил источники вдохновения во всей мировой литературе. Он с легкостью переигрывал сюжеты классиков. Писатель видел смерть Герострата, следил за похождениями Тиля, жил в доме, который построил Свифт, и знал, что произошло после смерти Ромео и Джульетты. Шутка ли, дописывать Шекспира? А Горин не побоялся и создал замечательную историю любви между представителями родов Монтекки и Капулетти, которая началась… на похоронах Ромео и Джульетты.
Горин напоминает мне своего собственного героя – барона Мюнхгаузена из фильма Марка Захарова. Тот тоже путешествует во времени, общается с классиками и не стесняется спорить с ними.
Его жанр – трагикомедия. Как ни смешно слушать остроумные диалоги героев (огромное количество горинских фраз разошлись на цитаты), конец пьесы практически всегда читаешь со слезами на глазах.
Русские и зарубежные драматурги. Театр- их стихия, знаменитые русские драматурги
Текст: Павел Руднев
Ответ на вопрос, каковы лучшие пьесы нашего времени, будет всегда субъективным, кому бы его ни задать. С начала века прошло всего лишь восемнадцать лет, а это очень малый срок, чтобы новая драматургия проверилась через испытание театром. Судьба пьесы очень часто зависит от того, как и кем она поставлена и поставлена ли вообще. Многие пьесы ждут порой и век, и полвека, пока не найдут адекватную реализацию. Эволюция многих живущих ныне драматургов еще не завершена , и одному Богу известно, что они напишут дальше и будут ли эти тексты краше прежних. Мало времени для того, чтобы сформировалось сколь-нибудь объективное, проверенное многими экспертами, публикой мнение.
Поэтому эта выборка субъективна. Важно отметить также, что это выборка именно пьес, а не драматургов. Скажем, безусловно существенен (и даже очень) вклад Павла Пряжко или Михаила Дурненкова в копилку драматургических идей нашего времени, но вычленить у них какую-то одну, главную, титульную пьесу из корпуса их сочинений автору этого текста пока трудно.
1. «Изображая жертву» Владимира и Олега Пресняковых (2003)
Главного героя зовут Валя, и у него нет лица. То есть индивидуальности, пола, желаний, мечтаний, характеристик. Он имитатор, человек, живущий в ритме second hand, постоянно повторяя чужой опыт. Место работы — следственные эксперименты, где Валя инсценирует путь жертв бездумных, идиотических преступлений людей, которые не осознают своих действий. Драматурги Пресняковы написали текст о феномене «кидалтизма» — взрослых детей, не умеющих сопоставить поступок с последствиями. Образ времени сосредоточен в рассказе о водителе трамвая, который признается, что сам не знает, куда едет вагончик. Современный человек обречен на повтор уже существующих трендов: за спиной человека XXI века такой колоссальный багаж цивилизации, что сделать оригинальный шаг, никого не имитируя и не повторяя, не представляется возможным.
Цитата: «В России, Валя, чтобы жить, надо вот! (Выставляет вверх ложку.) Вот чем есть, загребать побольше и есть, а не клевать, как эти, палочками! Вот, смотри, мы к палке черпалку приделали, потому что с одной палкой у нас за столом делать нечего!»
2. «Я, пулеметчик» Юрия Клавдиева (2004)
Это яростный, рваный, словно окровавленный монолог современного пацана-бандита, который вдруг оказывается в двух измерениях, попадает во временную петлю. Переживая собственное фиаско в криминальных войнах, но и восхищаясь волей провидения, которое его спасло из опасного замеса, главный герой словно бы попадает в реальность собственного деда — солдата Второй мировой войны. Подвиг героя и его криминальная война — обстоятельства не равнозначные, но мужская судьба, мужская солидарность, ток единой крови — это роднит персонажей. Драматургу важно увидеть в современном молодом человеке сложнейшую драму несоответствия, увидеть в нем мучающегося человека, увидеть в даже такой повседневности сопротивление и героизм. Каждому поколению — своя война, и мужчине надо любую войну, даже поганую, пережить достойно. Ощущая себя пулеметчиком на посту, герой Клавдиева все равно чувствует усталость от жизни, которая постоянно формулируется как война, завоевание, борьба. Зачем же все время воевать?
Цитата: «Война — это непреходящая боль, это когда не можешь больше смотреть на мир, а только озираешься, выискивая место поудобнее, откуда обстрел хороший. Это когда солнцу не рад. Это деревья и земля, которые всегда рядом с тобой и от которых пахнет жженым порохом и кровью. Война — это сидеть у телевизора и молча гнить заживо оттого, что всем по фигу, что сплошной Киркоров, что никому не нужен».
3. «Экспонаты» Вячеслава Дурненкова (2007)
Пьесу можно назвать исторической, она — про выбор России, про то, куда нам плыть. Есть крошечный старорусский городок, затерявшийся на просторах страны, и есть в нем две семьи: одна сумела адаптироваться к новым временам, другая озлобилась. Коммерсанты (в которых легко опознать бывших партийных работников) предлагают бизнес-проект превращения умирающего города в туристический аттракцион, где жители должны быть экспонатами живого музея. И становится ясно, что одни готовы гордиться своей голой исхудавшей задницей, а другие готовы украшать ее ради выживания. Утопия завершается русским бунтом и красным петухом: стремительная модернизация страны не учитывает архаического ее мышления. Это пьеса-диспут о том, может ли сегодня выжить традиция, и если она может выжить, только музеефицировавшись, то не мертва ли она.
Цитата: «Фашист, говоришь? Вот повернись назад. Вон туда посмотри. Видишь памятник? Кому он поставлен, знаешь? Ты это знаешь, батя мой знает и еще человек пять. Кто по-настоящему знает. Ты мне что угодно можешь говорить. Но вот тогда ты не сломался, а щас все — тебе только денежку показали, и ты уже готов себе хоть номер на шею одеть. А это тебе что, не оккупация?»
4. «Наташина мечта» Ярославы Пулинович (2008)
Исповедальный монолог перед следователем девочки из детдома, который становится пылающим, горячечным рассказом о чудовищном социальном расслоении современной России. Первая любовь Наташи, не знавшей ни ласки, ни семьи, ни лексикона любви, неразрывна с чувством собственничества. Пытаясь урвать себе маленький кусочек счастья, девочка перестает быть скромной и забитой, превращаясь в валькирию, готовую растоптать все препятствия на этом священном для себя пути. Тонкие чувства становятся опасными в руках неумелого хозяина, и Наташина мечта, только начав реализовываться, рассыпается, как бусинки с ворованной заколки. Украденное счастье, украденная судьба — едва ли не все героини Ярославы Пулинович могут наслаждаться только такими временными прелестями жизни.
Цитата: «Каждые пять минут на часы в зал смотреть бегала, ну, когда уже завтра, думаю, когда уже завтра. А когда пришли еще, Танька Косоглазина свою заколочку увидала и как давай блажить. Завали хлеборезку, говорю, жиртрест вонючий, а самой даже ругаться не хочется. Такая добрая стала, аж самой удивительно. В другой раз может и с ноги бы, а тут даже ругаться не хочется. Рукой на нее махнула и в комнату пошла».
5. «Язычники» Анны Яблонской (2010)
Пьеса, которая фиксирует жажду веры современного человека. И вера тут оказывается полезным, но все же наваждением, чье влияние случайно и коротко. Долго и упрямо веровать не получается ни у кого, люди ждут от веры моментального результата. И такая вера может быть как спасительной, так и опасной, разрушительной. Приезд верующей бабушки в разваливающуюся, страдающую от хаоса и замусоренной повседневности семью — это как очистительное возмездие, после которого можно как излечиться, так и не выжить. Кризис веры у современного человека — следствие растерянности, потерянности, крайностей в поиске индивидуального спасения.
Цитата: «Вчера в магазин пошел, чекушку взял, дома на кухне сел, на стол поставил, огурчик… и все… парализовало… хотел крышку открутить, а у меня руки не двигаются…встать хотел — ноги к полу приросли… так всю ночь и просидел… пошевелиться не мог… даже глазом моргнуть… за ночь не поссал даже ни разу… и смотрел на нее. смотрел на нее…смотрел…смотрел на нее…»
6. «Любовь людей» Дмитрия Богославского (2011)
В истории мировой драматургии очень мало пьес, действие которых разворачивалось бы зимой, пьес зимнего характера, зимнего настроения. Героиня Богославского Люська мучительно идет по грани, разделяющей мертвое и живое, реальное и виртуальное, посюстороннее и потустороннее. У Люськи есть мужчина реальный и мужчина воображаемый. Чем глубже она постигает жизнь, тем все меньше манков и маячков удерживает ее в реальности: тут жить совсем невыносимо. Но и в виртуальной реальности мученичества немало: ее мучает чувство вины, страха; любовь к фантому здесь обретает черты заморозка, столбняка, одеревенения. Между двумя любовями героиня выбирает путь более сложный, более мучительный — виртуальный, нереальный, только на том основании, что им хотя бы до какой-то степени можно управлять. Пьеса белорусского драматурга ознаменовала собой главную интонацию 2010-х — потребность в эскапизме, в поиске форм неучастия, небытия, альтернативных, потаенных островков для выживания.
Цитата: «Коленька, иди ко мне… иди! Поцелуй, поцелуй меня. Вот так, да, вот так… Ты плачешь, Коля? Не плачь… не плачь, дорогой, все будет хорошо, все у нас будет хорошо. Не плачь, Коленька, все переменится. Ты, главное, прости меня, прости, и все будет, все у нас будет, я сама все сделаю, ты только прости. Постой… еще минутку… Ты вернешься? Вернешься? Коля. »
7. «Пьяные» Ивана Вырыпаева (2013)
Видимо, правильнее было бы выбрать в обильном наследии Вырыпаева все же «Кислород» — пьесу-манифест 2001 года, с которой во многом движение современной пьесы и начинается, тем более что в ней ведется методичная переоценка ценностей двухтысячелетней эпохи. Но «Кислород» по своей природе скорее закрывает 1990-е, а вот как раз «Пьяные» открывают окно в будущее. Здесь говорится о потерянном контакте эгоистичного человека с тем, что больше него: с природой, гармонией, космосом. Мы способны услышать «шепот Господа в своем сердце», только когда нетрезвы. Потому что в этот момент отключаемся от эгоизма и перестаем постоянно контролировать свой разум, допускаем в свое сознание неизвестное, неопределенное, становимся пустыми, чтобы впустить в себя предназначение. Герои «Пьяных» — лукавый директор кинофестиваля и наивная проститутка — одинаковым образом влюблены в иранское кино: оно, в отличие от западного, дает человеку мир без усложненных идей, вещи без концепций, оно называет предметы своими именами и не предполагает второго дна. Иван Вырыпаев предлагает поразмышлять над тем, как современная свобода постоянно искушает нас и заставляет всякий раз выбирать случайное или неправильное, если в нас не клокочет еще этот «шепот Господа».
Цитата: «Никто не в состоянии защитить нас от любви, моя прекрасная Гульбахар».
8. «Саша, вынеси мусор» Наталии Ворожбит (2014)
Наталия Ворожбит пишет о военной Украине, но драматург смог встать над схваткой и поговорить о сегодняшней войне с точки зрения вечности. Ни тому, ни другому обществу не нужны живые люди. Нужны мертвые герои, которым будут ставить памятники и потом поклоняться, ставить в пример. Ценность человека раз и навсегда потеряна как в советском, так и в постсоветском обществе. О ценности человека вспоминают только тогда, когда он превращается в клеймо иконы или лубка. Мертвый солдат возвращается с войны живым, а он в доме никому не нужен: уже схоронили, уже пережили смерть, отжили. Жуткая по смыслу пьеса при этом комедийна, написана весело и повседневно, в режиме праздничного застолья. Ворожбит сказала самое важное сегодня: чтобы эта война закончилась, нам нужна сегодня жесткая комедийная разрядка. Когда люди смеются, им уже не так хочется стрелять.
Цитата: «Четыре мешка картошки купила. Два лука. Пятнадцать килограмм гречки, макароны. Сахара мешок. Так что нормально. Переедете с Колей. Перезимуем».
9. «Человек из Подольска» Дмитрия Данилова (2017)
С этой пьесой российская драма и театр вошли в зону неоабсурда: для последних нескольких лет характерно то, что драматурги стараются использовать механизм сарказма и крайней, гротесковой сатиры, чтобы абсурдизировать, довести до коллапса абсурд сегодняшней жизни. Дмитрий Данилов написал пьесу-обманку: поскольку здесь речь идет о полицейских, то первый план погружает нас в политический контекст, но этот путь — ложный. Здесь нет деления на «мы» и «они», здесь каждому зрителю предложен путь обнаружить в самом себе полицейского, который пытается утвердить добро через инструмент насилия, заставить другого быть добродетельным, а не дождаться саморазвития. Это текст про смену парадигмы: о том, как один миф сменяет другой, а нам кажется, что подменяются реальности.
Цитата: «Живет, как автомат… не любит, презирает свой город и его жителей… изо дня в день бессознательно совершает одни и те же действия… не осознает себя… не видит вокруг себя ничего красивого и интересного… не воспринимает протекающую вокруг Реальность… не уважает Реальность… А почему Реальность с большой буквы?»
10. «С училища» Андрея Иванова (2016)
Она — торговка рыбой, пэтэушница. Он — ее преподаватель философии. Их межсословная любовь показывает, что конфликт Галатеи и Пигмалиона больше в современности не работает: представители «интеллигенции» и «пролетариата» — весьма номинальные, условные, только на словах. Сережа произносит высокие слова античных писателей и философов, не веря им и не соблюдая преподаваемые им заповеди. Но это не значит, что их никто не слышит и не воспринимает. Для Таньки эти фразы — руководство к действию, это вообще первые умные слова, которые она услышала. Здесь наивная принципиальность сталкивается с искушенной усталой беспринципностью, и хорошо такой конфликт завершиться не может.
Цитата: «Да не, все. Ниче не хотела больше сказать… Ну как… Ну я же вам про реферат звонила… Ну вообще… Кароч, не совсем про реферат… Вы знаете, Сергей Романович… Вот вы нам про Сократа говорили. Что он типа такой: „Заговори, чтобы я тебя увидел“. Ну вот я, говорю…»
Культура
Театр – их стихия. Знаменитые русские драматурги
Завтра исполняется 220 лет со дня рождения Александра Грибоедова. Его называют писателем одной книги, имея в виду, конечно же, “Горе от ума”. И все же этой единственной книгой он оказал серьезное влияние на российскую драматургию. Давайте вспомним о нем и о других российских драматургах. О писателях, которые мыслят персонажами и диалогами.
Александр Грибоедов
Хотя Грибоедова и называют автором одной книги, до пьесы “Горе от ума” он написал еще несколько драматических произведений. Но популярным его сделала именно комедия московских нравов. Пушкин писал про “Горе от ума”: “Половина стихов должна войти в пословицу”. Так и получилось! Благодаря легкому языку Грибоедова эта пьеса стала самым цитируемым произведением русской литературы. И, хоть прошло уже два века, мы повторяем эти хлесткие фразочки: “Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь”.
Почему же “Горе от ума” стало единственным знаменитым произведением Грибоедова? Грибоедов был вундеркиндом (окончил Московский университет в возрасте 15 лет), человеком, талантливым во всех отношениях. Писательство для него не было единственным занятием. Грибоедов был дипломатом, талантливым пианистом и композитором. Но судьба уготовила ему недолгую жизнь. Писателю было всего 34 года, когда он погиб во время нападения на русское посольство в Тегеране. На мой взгляд, он просто не успел создать другие великие произведения.
Александр Островский
Александр Островский вырос в Замоскворечье и писал о нравах замоскворецкого купечества. Раньше этой важной частью общества литераторы как-то не интересовались. Поэтому Островского еще при жизни пафосно называли “Колумбом Замоскворечья”.
При этом самому автору пафос был чужд. Его герои – обычные, довольно мелочные люди со своими слабостями и недостатками. В их в жизнях происходят не великие испытания и несчастья, а преимущественно бытовые трудности, являющиеся следствием их собственной жадности или мелочности. И говорят герои Островского не вычурно, а как-то по-настоящему, в речи каждого героя выражаются его психологические особенности.
И все же автор со странной любовью и нежностью относился к своим далеким от идеала персонажам. Впрочем, купцы этой любви не чувствовали и на его произведения обижались. Так, после публикации комедии “Свои люди – сочтемся”, купечество пожаловалось на автора, постановка пьесы была запрещена, а за Островским установили полицейский надзор. Но все это не помешало писателю сформировать новую концепцию русского театрального искусства. Впоследствии его идеи развил Станиславский.
Антон Чехов
Антон Чехов – драматург, популярный не только в России, но и во всем мире. В начале XX века Бернард Шоу писал о нем: “В плеяде великих европейских драматургов имя Чехова сияет как звезда первой величины”. Его пьесы ставят в европейских театрах, а автора называют одним из самых экранизируемых писателей во всем мире. А ведь сам Чехов не предполагал своей будущей славы. Он говорил своей приятельнице Татьяне Щепкиной-Куперник: “Меня будут читать лет семь, семь с половиной, а потом забудут”.
Впрочем, не все современники оценивали чеховские пьесы по достоинству. Толстой, к примеру, хоть и был высокого мнения о рассказах Чехова, даже называл его “Пушкиным в прозе”, терпеть не мог его драматических произведений, о чем без стеснения сообщал писателю. К примеру, Толстой как-то заявил Чехову: “А все-таки пьес ваших я терпеть не могу. Шекспир скверно писал, а вы еще хуже!” Ну что ж, не самое худшее сравнение!
Критики говорили о недостатке действия и растянутости сюжета в пьесах Чехова. Но в этом и был замысел автора, он хотел, чтобы его драматические произведения были похожи на жизнь. Чехов писал: “… ведь в жизни не каждую минуту стреляются, вешаются, объясняются в любви. И не каждую минуту говорят умные вещи. Они больше едят, пьют, волочатся, говорят глупости. И вот надо, чтобы это было видно на сцене. Надо создать такую пьесу, где бы люди приходили, уходили, обедали, разговаривали о погоде, играли в винт, но не потому, что так нужно автору, а потому, что так происходит в действительной жизни”. За эту реалистичность пьесы Чехова очень любил Станиславский. Впрочем, писатель и режиссер не всегда сходились во мнении о том, как надо ставить ту или иную пьесу. Например, “Вишневый сад” Чехов называл комедией и даже фарсом, а на сцене она стала трагедией. После постановки автор в сердцах заявил, что Станиславский сгубил его пьесу.
Евгений Шварц
Во многих пьесах Евгений Шварц обращается к творчеству Ганса-Христиана Андерсена и даже делает его своеобразным героем своих произведений. Шварц, как и знаменитый датский сказочник, пишет фантастические волшебные истории. Но за сказочной оболочкой его пьес прячутся серьезные проблемы. Из-за этого его произведения часто запрещались цензурой.
Особенно показательна в этом отношении пьеса “Дракон”. Начало как в любой обычной сказке: в городе живет Дракон, который каждый год выбирает себе девушку в жены (через несколько дней она погибает в его пещере от ужаса и отвращения), и тут находится славный рыцарь Ланцелот, который обещает победить чудище. Как ни странно, жители его не поддерживают – им с Драконом как-то привычней и спокойней. А когда Дракон повержен, его место тут же занимает бывший бургомистр, который заводит не менее “драконовские” порядки.
Дракон здесь – не мифическое существо, а аллегория власти. Сколько “драконов” сменяли друг друга на протяжении мировой истории! Да и в тихих жителях городка тоже живет “дракон”, ведь они своим безразличным послушанием сами призывают себе новых тиранов.
Григорий Горин
Григорий Горин искал и находил источники вдохновения во всей мировой литературе. Он с легкостью переигрывал сюжеты классиков. Писатель видел смерть Герострата, следил за похождениями Тиля, жил в доме, который построил Свифт, и знал, что произошло после смерти Ромео и Джульетты. Шутка ли, дописывать Шекспира? А Горин не побоялся и создал замечательную историю любви между представителями родов Монтекки и Капулетти, которая началась… на похоронах Ромео и Джульетты.
Горин напоминает мне своего собственного героя – барона Мюнхгаузена из фильма Марка Захарова. Тот тоже путешествует во времени, общается с классиками и не стесняется спорить с ними.
Его жанр – трагикомедия. Как ни смешно слушать остроумные диалоги героев (огромное количество горинских фраз разошлись на цитаты), конец пьесы практически всегда читаешь со слезами на глазах.
А какие у вас любимые драматурги?
Источники:
https://www.liveinternet.ru/users/komrik/post349982546/
https://yandex.ru/promo/yavteatre/10_plays
https://iledebeaute.ru/culture/2015/1/14/50509/