Сад читать онлайн, сергеев-ценский сергей николаевич. Сергей сергеев-ценский – сад
Сад читать онлайн, сергеев-ценский сергей николаевич. Сергей сергеев-ценский – сад
Сергей Николаевич Сергеев-Ценский
В последнем классе земледельческого училища Алексей Шевардин проделывал гимнастику с пудовыми гирями, ходил упругой походкой с легким развальцем и, похлопывая себя по объемистой груди, самодовольно говорил: “Широ-окая кость!”
Целыми днями он возился в саду, в поле, в оранжерее, к урокам готовился ночью, спал без одеяла и аккуратно купался до первого льда.
Дед Никита, помогавший летом ученикам пускать плуги, жнейки, молотилки, а в остальное время состоявший в училище истопником, искренне любовался Шевардиным.
Сад скачать fb2, epub бесплатно
Роман-эпопея «Севастопольская страда» русского писателя С.Н. Сергеева-Ценского (1875 — 1958) посвящен героической обороне города во время Крымской войны 1853 — 1856 гг.
Эпопея «Севастопольская страда» впервые опубликована в журнале «Октябрь», 1937 — 1939. Выходила неоднократно отдельным изданием.
Сергей Николаевич Сергеев-Ценский
Глава первая – Речка Пляшевка
Глава вторая – Заделать брешь!
Глава третья – После боя
Глава четвертая – В тылу
Глава пятая – Дивизия на отдыхе
Глава шестая – Брусилов в городе Ровно
Глава седьмая – В ставке
Глава восьмая – Река Стырь
Глава девятая – Трудные задачи
Данная книга посвящена истории Крымской войны, которая в широких читательских кругах запомнилась знаменитой «Севастопольской страдой». Это не совсем точно. Как теперь установлено, то была, по сути, война России со всем тогдашним цивилизованным миром. Россию хотели отбросить в Азию, но это не удалось. В книге представлены документы и мемуары, в том числе иностранные, роман писателя С. Сергеева-Ценского, а также повесть писателя С. Семанова о канцлере М. Горчакове, 200-летие которого широко отмечалось в России в 1998 году. В сборнике: Сергеев-Ценский Серг. Ник. — Севастопольская страда (сокращ. вариант), Семанов Серг. Ник. — Пушкин российской дипломатии, Крымская война в документах.
Очередной том библиотеки «История Отечества в романах, повестях, документах» посвящён участию России в первой мировой войне. В него войдут роман С. Сергеева-Ценского «Брусиловский прорыв», документы и воспоминания этого времени. Книга рассчитана на массового читателя.
В двенадцатый том вошли 12, 13, 14, 15, 16 и 17 части эпопеи «Преображение России» — «Ленин в августе 1914 года», «Капитан Коняев», «Львы и солнце», «Весна в Крыму», «Искать, всегда искать!», «Свидание».
Художник П. Пинкисевич.
Сергей Николаевич Сергеев-Ценский
Когда здоровяк, член суда Лаврентий Лукич заболел, то жена его Степочка этому не поверила и только на четвертый день пригласила доктора, который нашел у больного тиф.
Степочка поместила Лаврентия Лукича во флигеле, чтобы он не заразил детей; наняла к нему сиделку и села гадать на картах: опасна ли болезнь и скоро ли он поправится? Вышло, что болезнь не опасна и поправится он скоро, но потом ему предстоит дорога и денежный интерес в бубновом доме.
Сергей Николаевич Сергеев-Ценский
Глава первая. – Первые шаги пушек
Глава вторая. – Сестры
Глава третья. – Художник и война
Глава четвертая. – Полк под огнем
Глава пятая. – На Пруссию
Глава шестая. – В тылу
Глава седьмая. – Царь в Москве
Глава восьмая. – Беспокойство мысли
Глава девятая. – Этюды в картине
Сергей Николаевич Сергеев-Ценский
Сколько солнца. Оно, несомненно, расплавило все твердое, что было кругом: двух- и трехэтажные дома, – розовые, палевые, синеватые, взмахнувшие над ними колокольни, золото куполов и крестов, чугунные и бронзовые монументы исторических адмиралов, электрические фонари, ряды подстриженных ежиком белых акаций. Все это блещет чрезвычайно, нестерпимо для глаз, и все течет, – это главное, – все излучается, истекает, растекается, стекается, сплавляется, изливается, сливается вновь одно с другим: важные монументы с ежиком акаций, шары фонарей с трубами домов, ничего твердого нет, все расплавлено, все жидкое и все стекает в огромное, голубое вдали, в море, которое вечно течет.
В издание советского писателя Сергея Диковского (1907-1940) включены повесть “Патриоты”, рассказывающая о мужестве и героизме пограничников Дальнего Востока, о тревожных буднях заставы, и некоторые рассказы.
ПУТЕШЕСТВИЕ К МАДОННЕ
Какое странное, и манящее,
и несущее, и чудесное в слове: доро
га! и как чудна она сама, эта дорога.
Всю жизнь потом Заболотный будет утверждать,- и к тому же без малейшей иронии,- что самые верные люди на свете – конечно, дети. Что даже жизнью своей он обязан тому славному степному народцу – хуторским мальчишкам, которые в сумерках нашли его, поверженного аса, под какой-то там заячьей кураиной в степи и на рядне приволокли в хуторок своим матерям на мороку.
В книге рассказывается о “Жигулёвской кругосветке” (путешествие вокруг Самарской Луки на лодке), которую Алексей Максимович Горький совершил с самарскими ребятами в 1895 году. Сергей Григорьев, тогда двадцатилетний, был участником этой весёлой экспедиции.
Что такое рассказ? Точный ответ найти не просто. Попытки отгородить понятие «рассказ» от понятия «новелла» или, скажем, короткая повесть оказывались бесплодными.
Ясно одно: рассказом называют короткое произведение художественной литературы. Такая формулировка не утверждает ни особое строение, ни наличие или отсутствие вымысла. Она подчеркивает главное свойство, отличающее рассказ от других литературных жанров и определяет его особые качества. Это главное свойство — краткость.
Книга посвящена судьбе Русского Слова, трагическим страницам нашей литературы. В ней рассказывается о писателях, погубленных или гонимых тоталитарной властью.
Повествование основано на новых, бывших до последнего времени закрытыми для общества материалах — документах и рукописях, которые автор обнаружил и исследовал, работая в архивах КГБ и Прокуратуры СССР как организатор и руководитель Комиссии по творческому наследию репрессированных писателей России. Среди героев книги — и знаменитые имена, такие как Николай Гумилев и Анна Ахматова, и менее известные, но яркие таланты, казненные и сгинувшие на островах ГУЛАГа.
Книга — результат многолетней работы автора над этой темой, которой посвящены и другие его книги — «Рабы свободы» (М., 1995) и «Донос на Сократа» (М., 2001).
Издание иллюстрировано редкими архивными фотографиями и документами.
Сад читать онлайн, сергеев-ценский сергей николаевич. Сергей сергеев-ценский – сад
Сергей Николаевич Сергеев-Ценский
В последнем классе земледельческого училища Алексей Шевардин проделывал гимнастику с пудовыми гирями, ходил упругой походкой с легким развальцем и, похлопывая себя по объемистой груди, самодовольно говорил: “Широ-окая кость!”
Целыми днями он возился в саду, в поле, в оранжерее, к урокам готовился ночью, спал без одеяла и аккуратно купался до первого льда.
Дед Никита, помогавший летом ученикам пускать плуги, жнейки, молотилки, а в остальное время состоявший в училище истопником, искренне любовался Шевардиным.
– Добытчик. Хлебороб! Истинное слово, хлебороб, – говорил проникновенно дед, корявый и темный снизу, светлый вверху, глядя на упрямую, круглую, как точеный шар, гладко стриженную голову Шевардина. – Богатеем будешь, – правду тебе истинную говорю. Настоящий мериканец. Знал я одного такого немца, – Идмуд Мартыныч звали, – вот деляга был, и-и-и, куды.
– Зачем мне Америка, дед? – перебивал его Шевардин, по привычке вздергивая крупным, попорченным оспою носом. – Тут у нас своя Америка, своя земля людей ждет.
– Тесно у нас-то, внучек, вот что.
Глаза у деда были совсем ясные, детские, и, глядя в эти глаза, сквозь которые двумя острыми воронками прошла, не замутивши их, целая жизнь, Шевардин говорил громко и уверенно:
– Тесно бывает только узеньким, дед, а широкому везде широко. Жизнь резиновая, всякому по мерке.
– Быть-быть, – сочувственно кивал головою дед. – Ты грамотный, тебе видней.
Шевардин был бобыль и учился на казенный счет. Далеко, в Новгород-Северске, у него была тетка, прачка, посылавшая ему по рублю к Рождеству и на Пасху. На эти рубли Шевардин покупал себе простого табаку и спичек; других расходов у него не было.
Когда Шевардин одним из лучших окончил училище, начальство выдало ему пятьдесят рублей в пособие до приискания места; но он не искал места.
Вблизи одной небольшой станции на юге, у причта села Татьяновки, снял он фруктовый сад за сорок рублей в лето; местный батюшка выговорил себе три пуда антоновки и сенокос, а он поставил в условие – двадцать рублей уплатить сразу, а двадцать после.
В саду был старый, бурый от непогоды шалаш. Шевардин в первый же день поправил его, покрыл заново соломой, поставил в нем топчан, собственноручно сбитый из досок, а около выкопал в земле печку.
В тот же день на селе у кузнеца он взял напрокат переделанное из берданки ружье, на неуклюжем широком прикладе которого была выжжена кривыми каракулями замысловатая надпись: “Се гут, се бон, се балабанюка, се Лондон, се кузнец Иван Коваль”.
А когда он купил в лавочке ковригу хлеба, мешок картофеля и два обливных горшка, бабы, следя за его легкой походкой с развальцем, уже знали, кто он и зачем приехал.
– У попiв в аренту за сорок карбованцiв сад зняв. По хвамилии, кажуть, Шковородин, – из кацапiв.
Сад, снятый Шевардиным, углом примыкал к селу, углом к реке.
Обнесен он был ветхим плетнем, который Шевардин в первый же день начал поправлять и выравнивать.
Груши в саду были старые, дуплистые, зато хороших сортов, и полносочные были яблони, а посередине, вдоль узкой дорожки, стеной стоял темный вишенник.
Между деревьями в густой траве желтел донник, розовел клевер, яркими кровавыми каплями сверкал дикий мак; с неровных щербатых зубьев плетня во все стороны кудрявыми струями сбегал хмель, а в густом воздухе, точно кипела вода, густо гудели пчелы.
И село и сад лежали в низине над рекою. Выше села по меловой горе взбирался крупный сосновый лес, по другому берегу стелилось чернолесье, и через реку видны были старые князья-дубы, купающиеся в воде корнями.
Верстах в пяти вниз по реке лежал монастырь, и в море леса чуть заметно белый, он казался кучей яичной скорлупы, прибитой к берегу водою.
Лес тянулся до самого горизонта. На меловых горах он был зеленее и реже, в лощинах темнее и гуще, точно подымались и падали гигантские валы, и вдалеке, где проступали узкие робкие поля, разбивались желтеющими барашками.
И в сравнении с этим лесным простором сжатая в серый комочек Татьяновка казалась беспомощной, маленькой, жалкой и лишней, точно костер из сухой перегнившей соломы, пропитанной миазмами, который кто-то собрал в одно место и приготовился поджечь, чтобы очистить воздух. Но в Татьяновке было двести двадцать семь дворов и четыреста тридцать душ мужского пола.
Когда часам к одиннадцати вечера Шевардин улегся в шалаше на куче свежесорванной травы, над ним пронзительно тонко и хищно запели комары, в саду, не смолкая, стрекотали кузнечики, а из леса через реку доносился раскатистый торжествующий хохот филина. От этого хохота становилось жутко, и лаяли на селе разбуженные им собаки.
В незатворенные двери шалаша черными шепчущими тенями толпились деревья. Ночь была месячная, и освещенное, паутинно-легкое небо радостно уходило куда-то от черных мягких силуэтов, пригвожденных к земле. И хотя у Шевардина мутило в голове от усталости и пьяного запаха травы, уснул он поздно.
Утром к нему пришел татьяновский священник о.Мефодий.
В рыжем подряснике и рыжей шляпе, грузный и черный, о.Мефодий принадлежал к разряду людей, говорящих громким, тяжелым, как свинец, басом. Почему-то такие люди склонны много пить водки, много говорить, оглушительно смеяться и хлопать собеседника по колену.
– Доброго здравия, Робинзон Крузе! – крикнул он издали, проступая сквозь чащу вишенника и раздвигая ветки бородавчатой самодельной палкой.
Шевардин подпирал в это время толстым колом завалившийся в сад кусок плетня, и плетень дрожал под его руками, и недовольно шипел, отрываясь, подымаемый с земли вместе с плетнем цепкий хмель.
Отец Мефодий уселся на траве, подвернув угол подрясника, закурил папиросу и с лениво-веселой улыбкой следил за ловкими движениями Шевардина.
– Ну, вы – оригинал, я вам скажу, – не удержался он, наконец, и захохотал, точно ударил в турецкий барабан. – Как хотите, серчайте или не серчайте, а оригинал!
– В чем оригинальность? – недовольно буркнул Шевардин. – В том, что я сад снял?
– Мало того, что сад снял. Этого, душа моя, мало. Дело в том, что вы хозяин природный, можно сказать – по призванию. Ишь как ворочает.
Ценский Неторопливое солнце (сборник)
В однотомник выдающегося советского писателя Сергея Николаевича Сергеева-Ценского вошли роман “Весна в Крыму”, повести “Сад”, “Движения”, “Медвежонок”, “Маяк в тумане”, рассказы “Недра”, “Верховод”, “Живая вода” и другие. Написанные в разные года, они дают целостное представление о более чем полувековом творческом пути писателя.
Виктор Чалмаев. “С солнцем в крови” 1
Весна в Крыму 5
Маяк в тумане 39
Благая весть 59
Печаль полей 60
Неторопливое солнце 82
Сергей Николаевич Сергеев-Ценский
Неторопливое солнце
Виктор Чалмаев. “С солнцем в крови”
Это, знаете ли, страшно хорошо –
быть рожденным с солнцем в крови…
…Есть несколько устойчивых географических, природных и – что более важно – жизненно-философских координат, своеобразных нерушимых знаков в художественном мире Сергея Николаевича Сергеева-Ценского, одного из замечательных русских реалистов XX века. Знаки эти как бы указывают на близкую и самую “желанную” атмосферу для раздумий и догадок писателя о сущности изменчивой жизни.
Прежде всего – это солнце… Оно – непременно южное, не то, что на Севере “неохотно и несмело… смотрит на поля” (Тютчев), – сияет над его художественным миром. И море – тоже не свинцово-серое, не холодное, а лазурное, с “поющими”, теплыми волнами… Ночью волны эти “рассыпаются” на веслах светящимися, фосфоресцирующими потоками.
Ему нужен был юг – блаженный, полуденный край России! Здесь всюду простор, здесь глаз натыкается разве что на белых чаек, качающихся на волнах, словно их “припаяло к воде”. Здесь высятся маяки в розоватом на рассвете тумане, отслоившемся от гор. Образ русской Таврии, мелодию открытой крымской красоты в звучном пейзаже Сергеева-Ценского “развивают”, как резкие созвучия, иссиня-черные веретена кипарисов, что ввинчиваются в струящийся зной полдня. Звучат в этом оркестре и охристо-желтые скаты гор, и сухая жара, что хватает землю крепкой хваткой, и все сложное “взаимодействие” моря и солнца. Особенно на заре, когда… “по морю стрельнула вдоль дальнего берега золотистая стрелка – вот-вот позолотеет сразу все море” (здесь и далее выделено мной. – В. Ч.). Это нерасторжимое единство ветра, моря, солнца, простора, заставляющее забыть о холодном небосклоне Севера, о чародейке-Зиме. Это полнозвучие словно погружает Сергеева-Ценского в особое состояние тютчевского волшебного сна, когда
Окликалися ветры и пели валы.
Я в хаосе звуков лежал оглушен,
Но над хаосом звуков носился мой сон,
Болезненно-яркий, волшебно-немой,
Он веял легко над гремящею тьмой…
Море и крымские берега стали такой естественной декорацией к созданной Сергеевым-Ценским эпопее “Севастопольская страда” – летописи осады “русской Трои”, Севастополя, и к повести “Синопский бой”, и к романам многотомной эпопеи “Преображение России”, что критики, современники писателя, порой говорили даже о “…веянии античного, боспорского жизнеощущения” в “крымской поэзии света” Ценского. О том, что у него “мир – это движение световых частиц”. И наконец, о том, что “Ценский идет к солнцу, как шли к нему аргонавты”…
Кажется, писатель и жил-то вечно в одной Алуште. И почти невозможно вписать фигуру этого “аргонавта” с запорожскими усами в изначальные “рамки” его жизни – в степные дали Тамбовщины, в то село Преображенское, где он в 1875 году родился; в тихие украинские ночи Глухова, где он, будущий “властелин словесных тайн” (Горький), окончил учительский институт… Лишь ставшая естественной добавка к фамилии – “Ценский” (название главной “текучей воды” среди родных тамбовских черноземов – речки Цны – возвращала к истокам незаурядной писательской биографии, на ту землю, где учительствовал в земской школе отец писателя, кстати участник обороны Севастополя в 1854–1855 годах.
Назад, к началу лет своих, будущего создателя “Преображения России” возвращало очень многое. И хотя, прежде чем поселиться в Алуште (в 1906 году), в своей писательской мастерской, пришлось ему долго учительствовать в Киевском, Харьковском, Одесском, Московском и Рижском учебных округах, преподавать и физику, и естествознание, и математику, и анатомию, и – не без особого удовольствия – рисование с натуры, и черчение, он не забывал полей своего детства. Он любил хотя бы мысленно пробегать, чуть воспарив душой, по этим русским полям… Равнина, огражденная спокойными реками, затаившими в глубине небыстрое свое течение, рождала в нем ощущение бесконечности жизни, говорила о мощи неразвернувшихся сил, пробуждала ожидания.
Томителен российский уездный быт, раздражает его вялое “потребление дней”, много дрязг, но кто, родившийся здесь, не испытывал, проезжая через эту однообразную равнину, которая поистине “ровнем-гладнем разметнулась на полсвета” (Гоголь), обостренного чувства родства со всем, что жило и живет на ней, жажды вновь видеть эти дали?
В самом конце XIX столетия Сергеев-Ценский отбывал воинскую повинность и получил чин прапорщика запаса. В этом же чине будущий автор “Воинского начальника”, “Медвежонка” и “Бабаева” призывался в армию во время русско-японской войны…
К тому моменту, когда писателя вынесло из тревожных сумерек российской провинции в солнечную Алушту – на целых пятьдесят два года! – в собственную творческую мастерскую, он глубоко знал провинциальный, особенно уездный, и армейский, отчасти монастырский быт, знал нужды и беды угасающего усадебного дворянства и крестьян в развалившейся общине. Знал быт уездных врачей, мелких чиновников, офицеров, дуреющих в своих кочевьях по военным городкам и от скуки донашивающих романтические одежды то Грушницкого, то чеховского Соленого из “Трех сестер”. Он понимал и “Русь бродячую” – неприкаянных босяков, “нищебродов”, живописных гуляк поденщиков, набитых всяческими житейскими познаниями. “Вместе с Ильей Ильичом Обломовым я готов повторять: “Трогает жизнь, – везде достает!”” – шутливо говорил Сергеев-Ценский об этом “трогающем”, незаметно обступающем воздействии жизни, о возникшем в пространстве своей памяти богатстве всяческих “прикосновений”, “замет”, впечатлений.
Когда-то кольцовский косарь, выйдя в степь раздольную, что расстилается ковыль-травой, говорил:
Широко ты, степь,
Пораскинулась,
К морю Черному
Понадвинулась!
Эта понадвинувшаяся в XX веке на Крым, на Новороссию, степь, а точнее говоря, многоукладная Россия – вообще-то она “двигалась” сюда, к теплым морям, еще со времен Петра Великого! – не покидала никогда мысли и чувства Сергеева-Ценского. Она была всегда перед его глазами, всегда – “на слуху”, она утяжеляла, “заземляла” его восторженные грезы и томления, создавала в его рассказах и романах чудесную пересечку разнородных радостей, тревог.
В этом легко убедиться, читая, скажем, небольшое произведение – поэму “Неторопливое солнце” (1911).
С одной стороны, в поэме сам автор – тридцатишестилетний богатырь – Сергеев-Ценский, с утонченной душой эстета, страстно одержимый всеобщей для времени Блока и Рахманинова жаждой одухотворить мир, стремлением “безумно жить” (Блок), зовет читателя на “орлиные” высоты:
“Сядьте здесь, на большой высоте над морем, избочите голову, как это делают птицы… пусть будет только светлое яркое море перед вами и вы, и на море вон один, вон другой, вон третий, точно в другом мире – так далеко, как лебеди белые, белеют баркасы-парусники. Крикните им вдруг: “Эй, кораблики!” Громче кричите: “Эй, кораблики! Вы куда это плывете, кораблики?” Пусть они выплыли из какой-нибудь зачарованной страны, пусть плывут они в страны, совсем неслыханные, пусть паруса у них вечные, мачты вечные, матросы вечные… Пусть не будет хотя бы для них одних так обидно мала земля… “Эй, кораблики!””
Это вдохновение человека, возмущенного “теснотой” удушливых подземелий обыденщины. Призыв этот родствен мечте чеховских сестер о выдуманной Москве! Еще немного, кажется, продлить эти звуки по высоте, сделать бесплотнее поступь повествования, почти уже “бегущего по волнам”, и улетишь за край русской земли… Возникнет зачарованная, неслыханная страна “Гринландия” Александра Грина.
Но вдруг, с другой стороны, рядом с воздушной грезой и не менее внятно зазвучит в поэме рассказ обычного печника Федора – земляка писателя. Полет фантазии продолжается, но опасность рабства у выдуманных образов исчезает. Словно распечатан уголок уездного быта, вдруг пахнет таким по-лесковски живописным… И открывается иная – теплая, черноземная даль:
Источники:
https://bookshake.net/b/sad-sergey-nikolaevich-sergeev-censkiy
https://www.litmir.me/br/?b=70246&p=1
https://dom-knig.com/read_256585-1