Салтыков-щедрин михаил евграфович. Сатирические приемы в сказках салтыкова-щедрина
Сатира и юмор Салтыкова-Щедрина в сказках, произведениях, творчестве
Творения Михаила Евграфовича Салтыкова – Щедрина разнообразны по своей стилистике, но настоящее признание ему принесли произведения сатирического жанра. Именно сатирическая направленность его произведений поставила его в один ряд с всемирно известными писателями – Эзопом, Марком Твеном, Франсуа Рабле, Джонатаном Свифтом.
Основное направление его сатирических произведений – острая критика общесоциальных проблем в России того времени. В своих трудах Салтыков – Щедрин подвергал сатирическому осмеянию все пороки самодержавно-крепостнического режима XIX века. Объектом высмеивания становились уклад и дикие обычаи общества, нравственное и физическое ”загнивание” помещиков, прозябание обывателей, развитие культуры и многое другое. Но в большей степени сатира писателя была направлена на два вектора общества – правящее самодержавие и простой народ, критикуя как притеснителей за их самодурство и жестокость, так и угнетённых за их кротость и страх.
Сатира Салтыкова – Щедрина пропитана революционными настроями и освободительными теориями. Он активно вмешивается в описываемые перепетии, насыщая свои произведения публицистической направленностью.
Являясь продолжателем гоголевских традиций, Михаил Евграфович пытается изобразить чудовищную действительность происходящего в предельно критичном свете. Автор умело находит именно свой стиль сатиры – фантастический гротеск. Это даёт ему возможность придать образам символичный и нелепый характер. Герои приобретают неправдоподобные качества, помогающие великолепно раскрыть суть описываемой ситуации.
Большой творческой удачей становится способность писателя через сказки выражать своё критичное отношение к жизни в стране. Выбрав эту форму повествования, Салтыков – Щедрин умело добавляет новый, более яркий смысл в старинный вид народного творчества. Писатель прекрасно умеет выражаться иносказательным эзоповым языком для изображения всей бессмысленности происходящего. Его сказки – это грозная и поучающая сатира за все беды и горести, которые происходят вокруг.
Сказки Салтыкова – Щедрина ”для детей изрядного возраста” – это протест автора-патриота на окружающее бесчинство, своеобразный способ борьбы с ним. В его сказках, как и положено, присутствует назидание читателю. Главные герои – звери, но странным образом они напоминают людей! Они живут такой же обычной жизнью, как и люди, занимаясь простыми обывательскими делами: читают прессу, трудятся в ведомствах, получают образование в кадетских корпусах и оплачивают налоги. Этот добавляет особой причудливости ”Сказкам” Сатыкова – щедрина. В мельчайших деталях писатель рисует быт животных, давая читателю возможность осознать, что он транслирует актуальные проблемы России конца XIX века.
В своих произведениях писатель очень активно применяет приём ”говорящих фамилий”. Его герои действительно живые, не высосанные из пальца. Многие образы и характеры он списывал с близких и родных людей – матери и братьев.
Способность Салтыкова – Щедрина выражать свои мысли с помощью аллегории, позволяла ему окольными путями обходить строгий суд цензоров. Он мог, не скрываясь выражать свои революционные мысли. Фразы и идеи были настолько замаскированы, что не каждый мог распознать истинную тему работы. Это особенно относительно к сказкам. Поскольку сказки, как правило, чтиво для детей, мало кто будет искать в них истину, просто получая наслаждение от прочтения.
Очень сложно отнести произведения к какому-то жанру. Салтыков – Щедрин мастерски орудует всеми стилями, переплетая в одну свою, особенную систему повествования, открывая перед читательской аудиторией новые просторы для фантазии. Именно это впечатляет и вдохновляет читателей. Произведения Салтыкова – Щедрина по сей день достаточно популярны и актуальны.
Вариант 2
Салтыков-Щедрин известен больше всего как писатель сатирический. В своих произведениях он высмеивал те самые пороки современного ему общества, от которого оно не избавилось до сих пор. Но уверен, что труд его не был напрасным, а его сатирические сказки актуальны и теперь.
Всем известен его премудрый пескарь и карась-идеалист или орел-меценат, например. Также в животных, птицах и рыбах, которые действовали, как люди в его историях, он показывал пороки людские. Но иногда даже сами пороки становились действующими лицами. Вот в сказке «Добродетели и пороки» живут Лесть, Честность, Прелюбодеяние… У них есть свои старики, которые, например, считают, что пороки должны гордо нести своё знамя, а есть и молодые, которые думают, что можно и прикинуться добродетельными, чтобы войти в хороший дом. У этих почти абстрактных, но таких живых персонажей есть общение, отношения, свои привычки. Добродетели унижены, они стараются выкинуть «фортель», чтобы зажить в золоте – не хуже пороков. Сказки Салтыкова-Щедрина как раз направлены на то, чтобы, с одной стороны, удивить читателя, а с другой – показать ему знакомые ситуации.
Реже действуют в историях писателя и просто люди. Например, его обманщик-газетчик, в одноименном рассказе, жалуется, что правда в цене упала. И легковерный читатель по вине обманщика попадает в тюрьму, где за день подхватывает болезнь, от которой тут же и умирает. А газетчик живёт припеваючи!
В истории «Либерал» героя встречают с радостью, позволяют проводить реформы, но только с «допущением». Не всё же сразу! И либерал отказывается от своих принципов шаг за шагом.
Салтыков-Щедрин критиковал общество, государственные институты – собственно, чиновников. Всё это иносказательно, но доступно. Автор использует разные литературные приёмы, к примеру, гиперболу.
Сатира пронизывала всё творчество Салтыкова-Щедрина, его имя полностью ассоциируется с ней в русской литературе. Мне лично нравятся сказки этого автора, но много сразу их сложно читать. По крайней мере, мне.
Юмор в творчестве Салтыкова-Щедрина
М.Е. Салтыков-Щедрин – великий русский писатель. Его творчество многообразно. Из-под пера автора увидели свет поэтические и прозаические произведения. Ещё в молодости Михаил Евграфович начал сочинять сатирические стихи. Через них он выражал неодобрительное отношение к тому или явлению. Для того, чтобы избежать цензуры, писатель пользуется приёмом аллегории.
Особое место в череде творений Салтыкова-Щедрина занимают сказки. Именно сказки являются сатирической вершиной творчества автора. Создавая сказочные образы, писатель наделяет своих героев сатирическим смыслом. Так, через сатиру и иносказательность, Салтыков-Щедрин пытается донести до читателя глубину общественных явлений. Образы животных издавна используются в баснях и сказках. Этим известным приёмом воспользовался автор. Через образы животных, наделённых самыми отвратительными, низменными и смешными качествами, высмеиваются человеческие пороки.
Используя эзопов язык, писатель высмеивает глупость, жадность, жестокость, лень. Без применения аллегории показать существующий общественный строй и установленные порядки , было бы невозможно. Только при помощи звериных «масок» и приёмов иносказания Салтыков-Щедрин может высмеять царских чиновников и дать полную оценку существующей власти.
Внутренние противоречия, раздирающие общество, дают пищу для сюжетов и создания карикатурных образов. Каждый герой произведения наделён характером и поступками, присущими только людям. Но вместе с тем каждый образ сохраняет в себе характерные качества и признаки того или иного животного. Эти образы не просто смешны. Они несут в себе поучительную нотацию.
Темы, затрагиваемые в произведениях Щедрина, разнообразны. Так в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил», показаны образы паразитов. Оказавшись на острове, богатом природными ресурсами, два генерала не смогли наладить свой быт. Без оказавшегося рядом мужика они попросту умерли бы с голода. Проведя параллель, можно задать закономерный вопрос: какую пользу эти паразитирующие существа несут обществу? Какой прок государству, если они даже в быту никчёмны?
Смех и сатира стали грозным оружием в руках писателя. При их помощи он обличает и высмеивает всё самое низменное и недостойное в человеке и обществе. Пародия – смысл сатирических произведений Салтыкова-Щедрина.
Также читают:
Картинка к сочинению Сатира и юмор Салтыкова-Щедрина
Популярные сегодня темы
Николай Васильевич Гоголь в своей повести «Игроки» затронул очень животрепещущую в то время тему. Тему игры, карточных долгов и шулерства.
Карамзин по сути своей являлся очень ранимым и чутким человеком, верившим в искреннею любовь, но также верившим в несправедливость этого мира. Это прекрасно видно в его повествовательном произведении
Детство главного героя рассказа «Васюткино озеро» Астафьева прошло в тайге. Автор тоже вырос в этих непростых условиях, поэтому может многое рассказать об этом. Васютка с ранних лет уже умел охотиться на птиц и вкусно её приготовить
Проблема отцов и детей, это проблема, которая была и будет актуальны всегда. Суть данной проблемы заключается в их непонимании. От этого никак не уйти, ведь менталитет и культура одного поколения
Эпохальный роман “Тихий Дон”, рассказывающий о значительном для казачества послереволюционном периоде, раскрывает достаточно много, по своему уникальных, женских образов. Что наиболее интересно, женщины в романе, сравниваются с разными растениями
Сатирические приемы в сказках Салтыкова-Щедрина
Михаил Салтыков-Щедрин – создатель особого литературного жанра – сатирической сказки. В небольших историях русский писатель обличал бюрократизм, самодержавие, либерализм. В этой статье рассмотрены такие произведения Салтыкова-Щедрина, как «Дикий помещик», «Орел-меценат», «Премудрый пескарь», «Карась-идеалист».
Особенности сказок Салтыкова-Щедрина
В сказках этого писателя можно встреть и аллегорию, и гротеск, и гиперболу. Присутствуют черты, характерные эзоповскому повествованию. В общении между персонажами отражены отношения, преобладавшие в обществе XIX века. Какие сатирические приемы использовал писатель? Для того чтобы ответить на этот вопрос, следует вкратце рассказать о жизни автора, столь безжалостно обличавшего косный мир помещиков.
Об авторе
Салтыков-Щедрин совмещал литературную деятельность с государственной службой. Родился будущий писатель в Тверской губернии, но после окончания лицея уехал в Петербург, где получил должность в Военном министерстве. Уже в первые годы работы в столице молодой чиновник начал томиться бюрократизмом, ложью, скукой, царившими в учреждениях. С большим удовольствием Салтыков-Щедрин посещал различные литературные вечера, на которых преобладали антикрепостнические настроения. О своих взглядах он оповестил петербуржцев в повестях «Запутанное дело», «Противоречие». За что и был сослан в Вятку.
Жизнь в провинции дала возможность писателю наблюдать во всех подробностях чиновничий мир, жизнь помещиков и угнетенных ими крестьян. Этот опыт стал материалом для написанных позже произведений, а также формирования особых сатирических приемов. Один из современников Михаила Салтыкова-Щедрина однажды сказал о нем: «Он знает Россию, как никто другой».
Сатирические приемы Салтыкова-Щедрина
Его творчество довольно многообразно. Но едва ли не наибольшую популярность среди произведений Салтыкова-Щедрина имеют именно сказки. Можно выделить несколько особых сатирических приемов, с помощью которых писатель пытался донести до читателей косность и лживость помещичьего мира. И прежде всего это иносказание. В завуалированной форме автор раскрывает глубокие политические и социальные проблемы, высказывает собственную точку зрения.
Другой прием – использование фантастических мотивов. Например, в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» они служат средством выражения недовольства в адрес помещиков. И наконец, называя сатирические приемы Щедрина, нельзя не упомянуть символизм. Ведь герои сказок нередко указывают на одно из общественных явлений XIX века. Так, в главном персонаже произведения «Коняга» отражена вся боль русского народа, угнетаемого столетиями. Ниже приведен анализ отдельных произведений Салтыкова-Щедрина. Какие сатирические приемы использованы в них?
«Карась-идеалист»
В этой сказке воззрения представителей интеллигенции высказывает Салтыков-Щедрин. Сатирические приемы, которые можно встретить в произведении «Карась-идеалист» – это символизм, использование народных поговорок и пословиц. Каждый из героев – собирательный образ представителей того или иного социального класса.
В центре сюжета сказки – дискуссия Карася и Ерша. Первый, что уже понято из названия произведения, тяготеет к идеалистическому мировоззрению, вере в лучшее. Ерш же – это, напротив, скептик, иронизирующий над теориями своего оппонента. Есть в сказе и третий персонаж – Щука. Эта небезопасная рыба символизирует в произведении Салтыкова-Щедрина сильных мира сего. Щуки, как известно, питаются карасями. Последний, движимый лучшими чувствами, отправляется к хищнице. В жестокий закон природы (или веками устоявшуюся иерархию в обществе) Карась не верит. Он надеется образумить Щуку рассказами о возможном равенстве, всеобщем счастье, добродетели. А потому и погибает. Щуке, как отмечает автор, слово «добродетель» не знакомо.
Сатирические приемы здесь использованы не только для того, чтобы обличить жесткость представителей отдельных слоев общества. С помощью них автор пытается донести безрезультатность моралистических диспутов, которые распространены были среди интеллигенции XIX столетия.
«Дикий помещик»
Теме крепостничества отведено немало места в творчестве Салтыкова-Щедрина. Ему было что сказать читателям на это счет. Однако написание публицистической статьи об отношениях помещиков к крестьянам либо издание художественного произведения в жанре реализма на эту тему было чревато для писателя неприятными последствиями. А потому приходилось прибегать к иносказаниям, легким юмористическим рассказам. В «Диком помещике» речь идет о типичном русском узурпаторе, не отличающемся образованностью и житейской мудростью.
Он ненавидит «мужиков» и мечтает их извести. При этом глупый помещик не понимает, что без крестьян он погибнет. Ведь делать он ничего не хочет, да и не умеет. Можно подумать, что прототипом героя сказки является некий помещик, которого, быть может, писатель встречал в реальной жизни. Но нет. Речь идет не о каком-то определенном барине. А о социальном слое в целом.
В полной мере, без иносказаний, эту тему Салтыков-Щедрин раскрыл в «Господах Головлевых». Герои романа – представители провинциального помещичьего рода – погибают один за другим. Причина их гибели – глупость, невежество, лень. Персонажа сказки «Дикий помещик» ожидает та же участь. Ведь от крестьян он избавился, чему сперва был рад, но вот к жизни без них оказался не готов.
«Орел-меценат»
Герои этой сказки – орлы и вороны. Первые символизируют помещиков. Вторые – крестьян. Писатель снова прибегает к приему иносказания, с помощью которого высмеивает пороки сильных мира сего. В сказке присутствует также Соловей, Сорока, Сова и Дятел. Каждая из птиц – аллегория на тип людей или социальный класс. Персонажи в «Орле-меценате» более очеловечены, чем, например, герои сказки «Карась-идеалист». Так, Дятел, имеющий обыкновение рассуждать, в завершении птичьей истории не становится жертвой хищника, но попадает за решетку.
«Премудрый пескарь»
Как и в произведениях, описанных выше, в этой сказке автор поднимает вопросы, актуальные для того времени. И здесь это становится понятным уже с первых строк. Но сатирические приемы Салтыкова-Щедрина – использование художественных средств для критического изображения пороков не только общественных, но и общечеловеческих. Повествование в «Премудром пескаре» автор ведет в типичном сказочном стиле: «Жил-был…». Героя своего автор характеризуется таким образом: «просвещенный, умеренно-либеральный».
Трусость и пассивность высмеивает в этой сказке великий мастер сатиры. Ведь именно эти пороки были свойственны большинству представителей интеллигенции в восьмидесятые годы XIX века. Пескарь не покидает ни разу своего убежища. Он проживает долгую жизнь, избегая встреч с опасными обитателями водного мира. Но лишь перед смертью понимает, сколь много упустил за свою долгую и никчемную жизнь.
Салтыков-щедрин михаил евграфович. Сатирические приемы в сказках салтыкова-щедрина
Правительственные круги и господствующее сословие;
обывательски настроенная (либеральная) интеллигенция;
бесправное положение народа в России, его пассивность и покорность;
Сатирические приемы, используемые в сказках писателем. Разные способы смеха:
а) ирония осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное;
сарказм едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества;
гротеск предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия;
б) иносказание, аллегория иной смысл, скрытый за внешней формой. Эзопов язык художественная речь, основанная на вынужденном иносказании;
в) гипербола чрезмерное преувеличение.
На примере сказки «Дикий помещик» учащиеся под руководством учителя находят приемы сатирического изображения действительности Салтыковым-Щедриным .
В заключение урока учитель сообщает учащимся основную проблематику сказок Салтыкова-Щедрина и особенности сатирического изображения действительности в «Сказках». Эти сведения школьники могут записать в виде таблицы:
В слабом классе можно организовать коллективный разбор сказки «Медведь на воеводстве», так как она является переходным мостиком к изучению «Истории одного города».
Параллели сказки «Медведь на воеводстве» (1884) и романа «История одного города»:
лесная трущоба город Глупов;
Топтыгин, Осел, Лев градоначальники;
лесные мужики глуповцы.
Справка из словаря С. И. Ожегова:
Особенности субъективно-авторского значения слова «трущоба» у Салтыкова-Щедрина :
трущоба это слово-образ , многозначность которого имеет большой смысл, а лексическое значение шире за счет подтекста, так как это эзопов язык. В центре сказки жизнь в лесной трущобе, но образ Магницкого разрушает иллюзию сказки. Сказочные образы традиционны: Медведь, Орел, Лев, но они приобретают дополнительные нюансы. Лев враг просвещения и искусств, мечтает изловить чижика. Невежественен, неграмотен. Резолюцию «нацарапал».
Таким образом, Салтыков-Щедрин смешивает в героях различные черты: они и звери, и люди.
Почему же сказка была под запретом до 1906 года? (Предполагают, что в образах сказки современники угадывали черты правительства:
Лев Александр III,
Топтыгин I и Топтыгин II граф Д. Толстой и министр внутренних дел Игнатьев.)
Можно предложить учащимся прочитать дома одну-две сказки Салтыкова-Щедрина и, используя материалы урока, выполнить на выбор одно из заданий:
- Анализ сказки, прочитанной дома.
- Пересказ народной сказки в стиле Салтыкова-Щедрина .
- Написание собственной сказки в духе Салтыкова-Щедрина .
Примерный план анализа сказки
- Основная тема сказки (о чем?).
- Главная мысль сказки (зачем?).
- Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц раскрывается основная мысль сказки?
- Особенности образов сказки:
а) образы-символы ;
б) своеобразие животных;
в) близость к народным сказкам. - Сатирические приемы, использованные автором.
- Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер.
- Соединение фольклорного, фантастического и реального.
УРОКИ 8283 . «Мрак времен». Замысел, история создания, жанр и композиция романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Образы градоначальников
В первой части урока учитель сообщает о замысле, истории создания, особенностях композиции романа. Затем идет работа над главой «Опись градоначальникам».
Вопросы на выявление восприятия
- Что обозначает слово «опись»?
- Почему автор назвал главу «Опись градоначальникам»?
- Это оговорка писателя или нет?
Нет, не оговорка. Автор использует яркий сатирический прием и называет главу так, чтобы показать читателям, что перед ними не люди, а «механизмы», вещи, куклы-марионетки , действующие по заданной программе. Проблемным вопросом урока может стать вопрос о жанре романа.
Что же такое «История одного города» в жанровом отношении?
Сатира на самодержавие, величайшая антиутопия на темы российской действительности или философский роман о парадоксах человеческого существования?
Вопрос остается открытым, так как каждая версия имеет убедительные аргументы в свою пользу. Может быть, на уроке родится еще одна точка зрения на проблему жанра романа, о которой учащиеся выскажутся в ходе обсуждения.
В центре уроков размышления об образах наиболее отличившихся градоначальников. Эту работу уместнее всего организовать в группах и предложить учащимся заполнить таблицу-характеристику правителей города по следующему плану:
- Фамилия, имя, отчество градоначальника. Обратить внимание на говорящие фамилии, фамилии-клички .
- Внешность и черты характера.
- Методы управления.
- Жизнь народа в период правления каждого градоначальника.
- Исторические аналогии.
- Сатирические приемы, использованные автором для создания образа.
- Авторская позиция.
1-я группа отбирает материал о Дементии Варламовиче Брудастом.
2-я группа о Семене Константиновиче Двоекурове.
3-я группа о Петре Петровиче Фердыщенко.
4-я группа о Василии Семеновиче Бородавкине.
5-я группа об Иване Пантелеиче Прыще.
6-я группа об Эрасте Андреевиче Грустилове.
7-я группа об Угрюм-Бурчееве .
В ходе ученических исследований школьники заметят приемы сатирического изображения героев, использованные Салтыковым-Щедриным в романе:
- Приемы типизации сатирического образа-персонажа .
- Гротеск в изображении комических ситуаций, где действуют герои произведения.
- Пародирование законодательных документов.
- Стилизация повествования под слог летописцев-архивариусов .
- Эзопов язык.
Таким образом, перед глазами читателей прошла целая галерея диких, полоумных, наглых и жестоких управителей города (а значит страны), так как границы города Глупова расширяются до пределов всей России. В нем совмещены деревни, села, уездные и губернские города и даже столицы. Это город-гротеск , в котором нашли воплощение негативные стороны многих явлений жизни: узаконенный грабеж, войны, откровенный террор, голод, разруха и рабская психология глуповцев (гл. «Голодный город», «Соломенный город»).
Заключительную часть урока можно посвятить обучению сопоставительному анализу эпизодов из романа и выявлению их роли в повествовании. В работе с классом следует также обратить внимание на проблемы развития речи и умения «вчитываться в текст», находя в нем детали, помогающие более глубокому его пониманию.
Для сопоставления возьмем фрагменты, посвященные описанию двух катастроф, изображенных в главах «Органчик» и «Подтверждение покаяния». Это поломка головы Брудастого и укрощение реки Угрюм-Бурчеевым . В образе Брудастого необходимо выявить обобщающий смысл щедринского гротеска органчика на плечах градоначальника, исполняющего всего две «мелодии», которых вполне достаточно для победного управления глуповским народом.
При знакомстве с образом Угрюм-Бурчеева учащиеся также уже определили смысл его идеи «уравниловки» всех глуповцев. Поэтому на уроке учитель вначале сосредоточит внимание учащихся на самом факте поломки органчика.
- Действительно, а есть ли причина аварии этой государственной машинки? (Для ответа на этот вопрос можно прочитать такой фрагмент: «То был прекрасный весенний день. Природа ликовала; воробьи чирикали; собаки радостно взвизгивали и виляли хвостами. Обыватели, держа под мышками кульки, теснились во дворе градоначальнической квартиры и с трепетом ожидали страшного судьбища. Наконец ожидаемая минута настала. Он вышел, и на лице его впервые увидели глуповцы ту приветливую улыбку, о которой они тосковали. Казалось, благотворные лучи солнца подействовали и на него (по крайней мере, многие обыватели потом уверяли, что собственными глазами видели, как у него тряслись фалдочки). Он по очереди обошел всех обывателей и хотя молча, но благосклонно принял от них все, что следует. Окончивши с этим делом, он несколько отступил к крыльцу и раскрыл рот И вдруг что-то внутри у него зашипело и зажужжало, и чем более длилось это таинственное шипение, тем сильнее и сильнее вертелись и сверкали его глаза. П п плю! наконец вырвалось у него из уст; c этим звуком он в последний раз сверкнул глазами и опрометью бросился в открытую дверь своей квартиры».) Обратим внимание учащихся на необычные детали: «прекрасный весенний день», «приветливая улыбка»; ведь в произведениях Салтыкова-Щедрина даже пейзаж сатирический. В чем же здесь дело? А просто начальник «улыбнулся»! Машина государственности вдруг заработала в не свойственном для нее режиме режиме естественности, человечности. И сломалась.
Вот эта-то несовместимость идеи государственности и идеи человечности, неестественности и «естества» доводится Угрюм-Бурчеевым до предела. Результат катастрофа, начало которой в бунте реки. Город разрушить ему удалось, а вот устранить реку нет. «Едва успев продрать глаза, Угрюм-Бурчеев тотчас же поспешил полюбоваться на произведение своего гения, но, приблизившись к реке, встал как вкопанный. Произошел новый бред. Луга обнажились; остатки монументальной плотины в беспорядке уплывали вниз по течению, а река журчала и двигалась в своих берегах, точь-в -точь как за день тому назад». - Почему план Угрюм-Бурчеева сорвался? Что он хотел покорить? (Природу «естество». Но природа не покорилась, отказалась повиноваться мертвящей воле «мрачного идиота». « По-прежнему она текла, дышала, журчала и извивалась, по-прежнему один берег ее был крут, а другой представлял луговую низину, на далекое пространство заливаемую в весеннее время водой». Главное в описании реки не детальное изображение конкретных примет природы. Река здесь как символ. Символ жизни. «Вода» в понимании писателя это начало вечное, живительное, щедрое к человеку. «Но слепая стихия шутя рвала и разметывала наносимый ценою нечеловеческих усилий хлам и с каждым разом все глубже и глубже прокладывала себе ложе».)
Финал угрюм-бурчеевской катастрофы в проявлении «Оно» и «прекращении истории». Взбунтовавшееся «естество» сметает с лица земли угрюм-бурчеевскую утопию. Стихийный бунт природы оказался поддержанным в конце концов и людьми. Они увидели, что цели, которые преследует идиот, погасить солнце, провертеть в земле дыру, через которую можно было бы наблюдать, что делается в аду. Совесть их проснулась поздно. И понесли глуповцы суровое наказание: «Север потемнел История прекратила течение свое». - О какой истории идет речь? Угрюм-бурчеевской ? Или шире глуповской? Или истории человечества? Не предупреждение ли это тем, кто хочет позабыть прошлое и не задумывается о будущем?
Таким образом, финал произведения остается «темным», о чем свидетельствуют его различные трактовки в литературоведении:
а) появление «Оно» означает предсказание народной революции.
б) «Оно» знаменует начало еще более жестокой реакции.
А может, это пришло спасение души? Ведь Салтыков-Щедрин все время в романе повествует о жителях города Глупова, т. е. о народе России. В традициях Гоголя он обнаруживает у него живую душу, разум и чувства, способность страдать, сострадать и весело смеяться. Народ выделяет из своей среды таких людей, как ходок Евсеич, который посвящает себя поискам правды и верит, что правда будет добыта и народ непременно выживет: «Много годов я выжил. Много начальников видел! Жив есмь!»
Может быть, вслед за Гоголем Салтыков-Щедрин верит в воскресение души человеческой, ведь он с детства знал и научился прекрасно понимать Библию (в особенности Евангелие), сыгравшую уникальную роль в его самовоспитании. Писатель так передает впечатление от соприкосновения с Книгой книг: «Таким животворным лучом было для меня Евангелие. Для меня эти дни принесли полный жизненный переворот Главное, что почерпнул я из чтения Евангелия, заключалось в том, что оно посеяло в моем сердце зачатки общечеловеческой совести». Отныне Салтыков-Щедрин становится защитником «униженных и оскорбленных», борцом против духовного рабства, поэтому он восклицает: «Я не дам в обиду мужика!» свято верит в его силы, в его живую душу.
При наличии времени на уроке внеклассного чтения можно рассмотреть сказки Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и «Христова ночь» в контексте с Библией.
Изучение творчества Салтыкова-Щедрина можно закончить домашним сочинением на одну из тем, указанных в приложении.
Источники:
https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/drugie/satira-saltykova-shchedrina-yumor-v-skazkah-proizvedeniyah
https://fb.ru/article/316701/satiricheskie-priemyi-v-skazkah-saltyikova-schedrina
https://www.sinykova.ru/biblioteka/belyaeva10/17.htm