Сатирические приемы в сказках салтыкова-щедрина. Тест по биографии
Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина.
тест по литературе (10 класс) по теме
Тест предназначен для проверки степени усвоения материала по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тестовая проверочная работа по творчеству писателя
- Сатира – это:
- Один из видов комического, скрытая насмешка, основанная на том, что слово или выражение употребляется в значении, противоположном общепринятому.
- Один из видов комического, едкая, злая, издевательская насмешка.
- Один из видов комического, изображение каких-либо недостатков, пороков человека или общества.
- Гипербола – это:
- Один из тропов, художественное преувеличение, суть которого заключается в усилении каких-либо качеств.
- Один из тропов, заключающийся в намеренном неправдоподобном художественном преуменьшении.
- Один из тропов, заключающийся в сопоставлении предметов или явлений, обладающих общим признаком, для пояснения одного другим.
- Эзопов язык – это:
- Художественное преувеличение.
- Иносказание.
- Художественное сравнение.
- Язык древних греков.
- Гротеск – это:
- Художественный прием намеренного искажения чего-либо, причудливого соединения фантастического с жизнеподобным.
- Один из тропов: художественное преувеличение.
- Один из видов комического: едкая, злая, издевательская насмешка.
- То же, что ирония.
- Из каких сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина приведены отрывки:
- «Служили (они) в какой-то регистратуре, там родились, воспитывались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности».
- «В некоторм царстве, в некотором государстве жил-был …, жил и, на свет глядючи, радовался. Всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов. И был тот … глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое».
- «И вдруг он исчез. Что тут случилось! – Щука ли его заглотала, рак ли клешней перешиб или сам своей смертьюумер и всплыл на поверхность, – свидетелей ему не было. Скорее всего – сам умер…»
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» –
- Подберите из правого столбика недостающие слова таким образом, чтобы названия сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина были восстановлены:
- « … на воеводстве» орел ___
- « …-меценат» медведь ___
- « …-идеалист» заяц ___
- « …-челобитчик» карась ___
- «Самоотверженный …» ворон ___
- Обрывок какой газеты читали на необитаемом острове генералы в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»:
- «Петербургские ведомости»
- «Правда»
- «Московские ведомости»
- «Московские новости»
- Какой сон два раза видит центральный персонаж сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь»?
- Выиграл 200 тысяч рублей.
- Стал свободным и счастливым.
- Стал очень больным.
- Стал мудрым.
- Кто подвергся осмеянию в сказке «Премудрый пискарь»?
- правительство
- революционные демократы
- обыватели
- либералы
- О ком писал Салтыков-Щедрин: «Если бывместо слова «ограничен» было бы поставлено слово «дурак», то рецензент, наверное, не нашел бы ничего неестественного…»
- Угрюм-Бурчеев
- Грустилов
- Фердыщенко
- Брудастый
- Каждый образ градоначальника является обобщенным образом своей эпохи, общественного устроения. Казарменный идеал кого из градоначальников вбирает в себя наиболее яркие приметы реакционных политических режимов разных стран и эпох:
- Бородавкин
- Грустилов
- Угрюм-Бурчеев
- Брудатый
- М.Е. Салтыков-Щедрин в «Истории одного города» доказывает враждебность государственной власти народу. Покорность народа в произведении наиболее ярко проявляется:
- в психологическом изображении личности крестьянина
- в изображении массовых сцен
- в изображении сцен народных бунтов
- Перу Салтыкова-Щедрина не принадлежат:
- «Пошехонская старина»
- «Господа Головлевы»
- «История одного города»
- «Накануне»
- Главным «оружием» писателя является:
- реальной изображение действительности
- смех
- яркое изображение характеров
- революционность
5 – «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» –
За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимум – 3 балла.
Тест по биографии и творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина
Тест по биографии и творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина.
1. Как называется родовое поместье Салтыковых, располагавшееся в Тверской губернии?
А) Спас-Угол; Б) Спасское-Лутовиново; В) Ясная Поляна; Г) Шахматово.
2. Из какой семьи была мать М.Е. Салтыкова-Щедрина?
А) из крестьянской; Б) из мещанской; В) из дворянской; Г) из купеческой.
3. Кому принадлежат слова: «В каждом порядочном человеке русской земли Щедрин имеет глубокого почитателя?
А) Л.Н. Толстому; Б) Н.Г. Чернышевскому; В) Ф.М. Достоевскому; Г) А.И. Герцену.
4. В какое министерство Салтыков пришел служить в 1845 году, после выхода из Царскосельского лицея?
А) внутренних дел; Б) иностранных дел; В) Военное; Г) Морское.
5. За какое произведение писатель был сослан в Вятку?
А) Запутанное дело; Б) Противоречия; В) Премудрый пескарь; Г) История одного города.
6. Сколько лет Салтыков провел в Вятке?
А) семь; Б) восемь; В) девять; Г) десять.
7. Как сам писатель называл свою иносказательную манеру повествования?
А) геродотов язык; Б) гомеров язык; В) гиппократов язык; Г) эзопов язык.
8. Где всю жизнь служили два генерала из сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина?
А) в администрации; Б) в регистратуре; В) в министерстве; Г) в комендатуре.
9. Как называлась улица в Петербурге, на которой жили генералы?
А) Невская; Б) Мойка; В) Ямская; Г) Подьяческая.
10. Учителем какого предмета был генерал, служивший в школе военных кантонистов?
А) гимнастика; Б) баллистика; В) каллиграфия; Г) богословие.
11. Какую газету нашли генералы на острове?
А) Московские ведомости; Б) Петербургские ведомости; В) Куранты; Г) Вести недели.
12. Что проглотил один из генералов, когда они начали кусать друг друга?
А) часы; Б) медальон; В) орден; Г) кокарду.
13. Какая ягода подавалась на парадном обеде у градоначальника Москвы, согласно газете?
А) клюкву; Б) землянику; В) малину; Г) бруснику.
14. Какая рыба была поймана в Упе, по поводу чего в Туле был организован фестиваль?
А) щука; Б) карп; В) осетр; Г) окунь.
15. Из чего мужик изготовил веревку?
А) из конопли; Б) из конского волоса; В) из льна; Г) из тростника.
16. О чем стали рассуждать генералы на следующий день после того, как нашли мужика?
А) о русско-турецкой войне; Б) о вавилонском столпотворении;
В) о военной реформе; Г) о выставке в музее.
17. Чем наградили генералы мужика, вернувшись в Петербург?
А) алтыном; Б) медяком; В) пятаком; Г) полтинником.
18. Что такое сарказм?
Ответы: 1 – А; 2 – Г; 3 – Б; 4 – В; 5 – А; 6 – Б; 7 – Г; 8 – Б; 9 – Г; 10 – В; 11 – А; 12 – В; 13 – Б; 14 – В; 15 – А; 16 – Б; 17 – В; 18 – язвительная насмешка, ирония.
Сатирические приемы в сказках Салтыкова-Щедрина
Михаил Салтыков-Щедрин – создатель особого литературного жанра – сатирической сказки. В небольших историях русский писатель обличал бюрократизм, самодержавие, либерализм. В этой статье рассмотрены такие произведения Салтыкова-Щедрина, как «Дикий помещик», «Орел-меценат», «Премудрый пескарь», «Карась-идеалист».
Особенности сказок Салтыкова-Щедрина
В сказках этого писателя можно встреть и аллегорию, и гротеск, и гиперболу. Присутствуют черты, характерные эзоповскому повествованию. В общении между персонажами отражены отношения, преобладавшие в обществе XIX века. Какие сатирические приемы использовал писатель? Для того чтобы ответить на этот вопрос, следует вкратце рассказать о жизни автора, столь безжалостно обличавшего косный мир помещиков.
Об авторе
Салтыков-Щедрин совмещал литературную деятельность с государственной службой. Родился будущий писатель в Тверской губернии, но после окончания лицея уехал в Петербург, где получил должность в Военном министерстве. Уже в первые годы работы в столице молодой чиновник начал томиться бюрократизмом, ложью, скукой, царившими в учреждениях. С большим удовольствием Салтыков-Щедрин посещал различные литературные вечера, на которых преобладали антикрепостнические настроения. О своих взглядах он оповестил петербуржцев в повестях «Запутанное дело», «Противоречие». За что и был сослан в Вятку.
Жизнь в провинции дала возможность писателю наблюдать во всех подробностях чиновничий мир, жизнь помещиков и угнетенных ими крестьян. Этот опыт стал материалом для написанных позже произведений, а также формирования особых сатирических приемов. Один из современников Михаила Салтыкова-Щедрина однажды сказал о нем: «Он знает Россию, как никто другой».
Сатирические приемы Салтыкова-Щедрина
Его творчество довольно многообразно. Но едва ли не наибольшую популярность среди произведений Салтыкова-Щедрина имеют именно сказки. Можно выделить несколько особых сатирических приемов, с помощью которых писатель пытался донести до читателей косность и лживость помещичьего мира. И прежде всего это иносказание. В завуалированной форме автор раскрывает глубокие политические и социальные проблемы, высказывает собственную точку зрения.
Другой прием – использование фантастических мотивов. Например, в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» они служат средством выражения недовольства в адрес помещиков. И наконец, называя сатирические приемы Щедрина, нельзя не упомянуть символизм. Ведь герои сказок нередко указывают на одно из общественных явлений XIX века. Так, в главном персонаже произведения «Коняга» отражена вся боль русского народа, угнетаемого столетиями. Ниже приведен анализ отдельных произведений Салтыкова-Щедрина. Какие сатирические приемы использованы в них?
«Карась-идеалист»
В этой сказке воззрения представителей интеллигенции высказывает Салтыков-Щедрин. Сатирические приемы, которые можно встретить в произведении «Карась-идеалист» – это символизм, использование народных поговорок и пословиц. Каждый из героев – собирательный образ представителей того или иного социального класса.
В центре сюжета сказки – дискуссия Карася и Ерша. Первый, что уже понято из названия произведения, тяготеет к идеалистическому мировоззрению, вере в лучшее. Ерш же – это, напротив, скептик, иронизирующий над теориями своего оппонента. Есть в сказе и третий персонаж – Щука. Эта небезопасная рыба символизирует в произведении Салтыкова-Щедрина сильных мира сего. Щуки, как известно, питаются карасями. Последний, движимый лучшими чувствами, отправляется к хищнице. В жестокий закон природы (или веками устоявшуюся иерархию в обществе) Карась не верит. Он надеется образумить Щуку рассказами о возможном равенстве, всеобщем счастье, добродетели. А потому и погибает. Щуке, как отмечает автор, слово «добродетель» не знакомо.
Сатирические приемы здесь использованы не только для того, чтобы обличить жесткость представителей отдельных слоев общества. С помощью них автор пытается донести безрезультатность моралистических диспутов, которые распространены были среди интеллигенции XIX столетия.
«Дикий помещик»
Теме крепостничества отведено немало места в творчестве Салтыкова-Щедрина. Ему было что сказать читателям на это счет. Однако написание публицистической статьи об отношениях помещиков к крестьянам либо издание художественного произведения в жанре реализма на эту тему было чревато для писателя неприятными последствиями. А потому приходилось прибегать к иносказаниям, легким юмористическим рассказам. В «Диком помещике» речь идет о типичном русском узурпаторе, не отличающемся образованностью и житейской мудростью.
Он ненавидит «мужиков» и мечтает их извести. При этом глупый помещик не понимает, что без крестьян он погибнет. Ведь делать он ничего не хочет, да и не умеет. Можно подумать, что прототипом героя сказки является некий помещик, которого, быть может, писатель встречал в реальной жизни. Но нет. Речь идет не о каком-то определенном барине. А о социальном слое в целом.
В полной мере, без иносказаний, эту тему Салтыков-Щедрин раскрыл в «Господах Головлевых». Герои романа – представители провинциального помещичьего рода – погибают один за другим. Причина их гибели – глупость, невежество, лень. Персонажа сказки «Дикий помещик» ожидает та же участь. Ведь от крестьян он избавился, чему сперва был рад, но вот к жизни без них оказался не готов.
«Орел-меценат»
Герои этой сказки – орлы и вороны. Первые символизируют помещиков. Вторые – крестьян. Писатель снова прибегает к приему иносказания, с помощью которого высмеивает пороки сильных мира сего. В сказке присутствует также Соловей, Сорока, Сова и Дятел. Каждая из птиц – аллегория на тип людей или социальный класс. Персонажи в «Орле-меценате» более очеловечены, чем, например, герои сказки «Карась-идеалист». Так, Дятел, имеющий обыкновение рассуждать, в завершении птичьей истории не становится жертвой хищника, но попадает за решетку.
«Премудрый пескарь»
Как и в произведениях, описанных выше, в этой сказке автор поднимает вопросы, актуальные для того времени. И здесь это становится понятным уже с первых строк. Но сатирические приемы Салтыкова-Щедрина – использование художественных средств для критического изображения пороков не только общественных, но и общечеловеческих. Повествование в «Премудром пескаре» автор ведет в типичном сказочном стиле: «Жил-был…». Героя своего автор характеризуется таким образом: «просвещенный, умеренно-либеральный».
Трусость и пассивность высмеивает в этой сказке великий мастер сатиры. Ведь именно эти пороки были свойственны большинству представителей интеллигенции в восьмидесятые годы XIX века. Пескарь не покидает ни разу своего убежища. Он проживает долгую жизнь, избегая встреч с опасными обитателями водного мира. Но лишь перед смертью понимает, сколь много упустил за свою долгую и никчемную жизнь.
Источники:
https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/02/09/tvorchestvo-me-saltykova-shchedrina
https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/test_po_biografii_i_tvorchestvu_me_saltikovashedr_105047.html
https://fb.ru/article/316701/satiricheskie-priemyi-v-skazkah-saltyikova-schedrina