6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Семиструнная гитара. Семиструнная гитара – экскурс в историю, классическая настройка

Пой, играй, гитара семиструнная! Особенности семиструнной гитары

Ни один музыкальный коллектив не может обходиться без этого предмета. Созданная много столетий назад, гитара (семиструнная) нашла свое место и в современном мире. Она звучит как аккомпанемент или сольный инструмент в разных направлениях и стилях, а созданная относительно недавно электрическая гитара и вовсе оказала весомое влияние на развитие массовой культуры.

С чего все начиналось

История создания гитары уходит корнями в прошлые века, а среди стран, в которых упоминается ее первое использование в качестве музыкального инструмента, называют Индию и Древний Египет. Тогда гитара имела округлый корпус с натянутыми на длинной шейке струнами. Сам корпус был достаточно прочным, и изготавливался из засушенной тыквы или панциря черепахи.

В России семиструнная гитара появилась в конце XVIII века. Примечательно, что исследователи не могут назвать точного времени и судьбы ее становления, однако упоминают имя Андрея Сихры. Он первым открыл гитарное искусство. Занимался обработкой народной музыки, издавал соответствующие журналы, преподавал в школах. Им же была добавлена басовая струна, отличавшая строй привычной гитары.

Благодаря этому в последующие столетия семиструнная гитара получила широкое применение, долгое время оставаясь ключевым музыкальным инструментом. В XX веке западная культура “перебралась” в нашу страну, а потому семиструнная гитара уступила место классической. По мнению исследователей, сегодня часто их сопоставляют, хотя каждой свойственен ряд признаков и свои художественно-технические особенности.

Применение в народных массах

Традиционно в России использовалась именно гитара семиструнная, когда речь шла об исполнении русских романсов или народных песен. Она нашла свое применение и в так называемом “цыганском” песенно-музыкальном жанре. Специально для нее многие композиторы, включая Алексея Агибалова и Игоря Рехина, создавали концертные сочинения.

Особенности строения

Конструкция семиструнной гитары состоит из стандартного “набора” основных составляющих. У каждого из них – свои функции. Сюда неизменно входят металлические струны, гриф и пружины. Последние, в частности, обязаны соответствовать разработанной системе Шерцера, согласно которой они располагаются параллельно друг другу.

Настройка семиструнной гитары в домашних условиях – особо интересное занятие для тех, кто увлекается музыкой, но не является профессионалом в этом деле. Стоит обрадовать всех любителей: ничего сложного в настройке нет. Запомните несколько простых правил.

Читать еще:  Махо-сёдзё - что значит? Махо-седзе - что это за жанр и где применяется.

Струны настраиваются, исходя из принципа соседствующих струн, когда сравнивается высота их звучания. Так, одна остается открытой, а вторую следует зажать на определенном ладу. Только так достигается их звучание в унисон. Первая гитарная струна всегда является опорной. Существуют рекомендуемые стандарты относительно повторов интервалов и тонов первой октавы, а также последующих полутонов. Наряду с этим известны различные вариации, не дающие точной настройки, связанные с толщиной струн. Так, к примеру, по сравнению с любыми другими басовые струны требуют более тщательной настройки.

Гитара (семиструнная) обладает собственным строем. Стандартно последовательность тонов определяется наивысшей струной по тону. Чаще всего таковой является “Ре” (первая октава). Известны смешанные строи, образованные по мажорному звучанию в иной тональности.

Современная гитара семиструнная разделяется по нескольким подвидам. Все они в одинаковой степени широко применимы, но непохожи по строю, нотации, длине и мензуре. Существуют большие, терц- и кварт-гитары. Последние, как правило, считаются ансамблевыми инструментами. Они позволяют расширять диапазон звуков, что в итоге обогащает весь гитарный ансамбль.

Классический вариант: чем мы хуже?

Как и семиструнная, шестиструнная гитара расценивается в качестве основного струнно-щипкового музыкального инструмента. Ее особенность заключается в больших исполнительских возможностях и богатом разнообразии тембров. Обратите внимание на несколько отличительных характеристик.

Являясь акустическим инструментом, шестиструнная гитара способна усилить звук благодаря деревянному корпусу. Чаще всего он изготавливается из прочных древесных пород – палисандр, красное дерево, кедр, ель. При этом используются струны разных материалов и составов: карбон, нейлон, а также металлические и жильные струны.

Классическая шестиструнная гитара не требует дополнительного применения усилителя или микрофона, хотя в большом помещении они все же могут использоваться. Для усиления звука вместо нижнего порожка устанавливаются контактные датчики. Для удобства игры на такой гитаре используется подставка для ног, которая сегодня чаще заменяется подставкой для колена.

Семиструнная гитара – экскурс в историю, классическая настройка

Семиструнная гитара, пожалуй, наиболее загадочный инструмент с туманной историей. Споров о происхождении много, но вот очевидных доказательств пока нет. Кем изобретена семиструнная гитара? Каковы истоки ее возникновения? Увы, яркая популярность инструмента уходит постепенно в лету.

Будучи одаренным музыкантом и превосходно владея шестиструнным инструментом, Сихра решил добавить еще одну струну, сделав тем самым гитару более близкой к арфе, – инструменту, которым он тоже, надо сказать, владел в совершенстве.

Читать еще:  Горький начал свое творчество с написания. Загадочная смерть максима горького

С одной стороны, гитара семиструнная действительно стала близка к арфе по арпеджио, а с другой стороны — была удобнее и мелодичнее, чем арфа.

В словаре Даля роль создателя строя «соль-мажор» подвергается сомнению. Семиструнная гитара, согласно Далю, в России использовалась задолго до Сихры (в 1799 г. была издана соната для гитары семиструнной).

Однако надо признать, что развенчанный Сихра, обладая гениальной прозорливостью, ухватившись за новый строй, внес неоспоримый вклад в приемы игры.

О роли создателя особого строя (да и семиструнной гитары вообще) остается спорить.

Массовое распространение семиструнной гитары продиктовано было общим развитием музыкальной культуры в России. А первым, кто действительно мог бы претендовать на существенный вклад в пропаганду игры на этом инструменте, был Игнац Гельд – забытый сегодня чешский композитор и гитарист, чьи многочисленные сочинения в свое время пользовались немалой популярностью в России.

Настройка семиструнной гитары проводится по принципу:

струна 1 — нота «ре» (1-я октава);

струна 2 — нота «си» (октава малая);

струна 3 — нота «соль» (октава малая);

струна 4 — нота «ре» (октава малая);

струна 5 — нота «си» (октава большая);

струна 6 — нота «соль» (октава большая);

струна 7 — нота «ре» (октава большая)

Эта настройка — классическая. Могут быть и другие строи, но мы остановимся на наиболее приемлемом и распространенном.

Итак, начинаем со струны №1 (первой, самой тонкой). Настраиваем ее до звучания ноты «ре». Теперь переходим ко второй струне. Прижимаем ее на 3-ем ладу, первая струна при этом открыта. Регулируя звучание струны №2, добиваемся унисона между первыми струнами (№1 и №2). Третью струну мы прижимаем уже на четвертом ладу и добиваемся унисона со второй, тоже открытой. Струна четвертая прижимается уже на пятом ладу, струна пятая — на на третьем, струна шестая — на четвертом, струна седьмая — на пятом (добиваемся унисона с предыдущей открытой струной).

Семиструнная гитара – экскурс в историю, классическая настройка

Семиструнная гитара, пожалуй, наиболее загадочный инструмент с туманной историей. Споров о происхождении много, но вот очевидных доказательств пока нет. Кем изобретена семиструнная гитара? Каковы истоки ее возникновения? Увы, яркая популярность инструмента уходит постепенно в лету.

Читать еще:  Грузинские художники 19 20 века. Грузия - Художники Грузии (Грузинские художники)

Согласно историческим данным, пик популярности семиструнки приходился на шестидесятые годы прошлого века. Однако появился этот инструмент благодаря А. Сихре, основоположнику гитарного искусства на Руси.

Будучи одаренным музыкантом и превосходно владея шестиструнным инструментом, Сихра решил добавить еще одну струну, сделав тем самым гитару более близкой к арфе, – инструменту, которым он тоже, надо сказать, владел в совершенстве.

Однако надо признать, что развенчанный Сихра, обладая гениальной прозорливостью, ухватившись за новый строй, внес неоспоримый вклад в приемы игры.

О роли создателя особого строя (да и семиструнной гитары вообще) остается спорить.

Массовое распространение семиструнной гитары продиктовано было общим развитием музыкальной культуры в России. А первым, кто действительно мог бы претендовать на существенный вклад в пропаганду игры на этом инструменте, был Игнац Гельд – забытый сегодня чешский композитор и гитарист, чьи многочисленные сочинения в свое время пользовались немалой популярностью в России.

Как бы там ни было, история оставила нам великих музыкантов и виртузов игры на семиструнной гитаре: Андрея Сихру, Сергея Орехова, Владимира Вавилова, Владимира Высоцкого, Сергея Никитина, Булата Окуджаву, Юрия Визбора, Петра Тодоровского, Владимира Ланцберга.

Настройка семиструнной гитары проводится по принципу:

струна 1 — нота «ре» (1-я октава);

струна 2 — нота «си» (октава малая);

струна 3 — нота «соль» (октава малая);

струна 4 — нота «ре» (октава малая);

струна 5 — нота «си» (октава большая);

струна 6 — нота «соль» (октава большая);

струна 7 — нота «ре» (октава большая)

Эта настройка — классическая. Могут быть и другие строи, но мы остановимся на наиболее приемлемом и распространенном.

Итак, начинаем со струны №1 (первой, самой тонкой). Настраиваем ее до звучания ноты «ре». Теперь переходим ко второй струне. Прижимаем ее на 3-ем ладу, первая струна при этом открыта. Регулируя звучание струны №2, добиваемся унисона между первыми струнами (№1 и №2). Третью струну мы прижимаем уже на четвертом ладу и добиваемся унисона со второй, тоже открытой. Струна четвертая прижимается уже на пятом ладу, струна пятая — на на третьем, струна шестая — на четвертом, струна седьмая — на пятом (добиваемся унисона с предыдущей открытой струной).

Источники:

https://www.syl.ru/article/196138/new_poy-igray-gitara-semistrunnaya-osobennosti-semistrunnoy-gitaryi
https://fb.ru/article/71725/semistrunnaya-gitara—ekskurs-v-istoriyu-klassicheskaya-nastroyka
https://autogear.ru/article/717/25/semistrunnaya-gitara—ekskurs-v-istoriyu-klassicheskaya-nastroyka/

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Для любых предложений по сайту: [email protected]