Школа ж л давида краткое содержание. Жизнь как сценическая постановка
Урок 5. Сценическая речь
Театр считается образцом, хранителем традиций и школой литературного языка. Долгое время нормой речи русского языка было произношение актёров МХАТа. И дело здесь не в «правильности» или «особенности», а в долгой и кропотливой работе, которая требуется для развития сценической речи. Переход с привычной для нас «бытовой речи» к сценической с ее выразительным звучанием – не такое простое задание, как кажется на первый взгляд. В этой статье мы постараемся прийти к пониманию того, что такое сценическая речь, какова ее роль для актёров и людей других профессий, какие техники и упражнения для постановки и развития сценической речи существуют.
Оглавление:
Что такое сценическая речь?
Сегодня сценическая речь является важной составляющей всех без исключения программ обучения актерскому мастерству. Это одно из профессиональных средств выразительности актёра. Сценическая речь также является средством театрального воплощения драматургического произведения. Через мастерство речи актёр передаёт зрителю внутренний мир, социальные, психологические, национальные, бытовые черты характера персонажа. Для этого артисту нужно досконально владеть техникой, которая связана со звучностью, гибкостью, объёмом голоса, развитием дыхания, чёткостью и ясностью произношения (дикцией), интонационной выразительностью.
Стиль и характер сценической речи прошли период становления от древности до сегодняшних дней. На этом пути они меняли форму и содержание, развиваясь и совершенствуясь. Так, навык сценической речи оттачивали еще в Древней Греции ораторы и актёры. Наиболее знаменитым примером, наверное, стоит считать изыскания Демосфена. Упражняясь в красноречии, он много времени посвящал занятиям ораторским искусством, но говорил невнятно, за что постоянно подвергался насмешкам со стороны своих визави и рядовых слушателей. Совсем отчаявшись, он обратился за советом к другу – известному актёру театра. Последний прочитал перед Демосфеном отрывок из произведения Софокла настолько выразительно и живо, что тот понял – важна не только речь, но и произношение, тембр и сила голоса. Этими качествами Демосфен, к сожалению, не обладал: у него был слабый голос, он шепелявил и прерывисто дышал.
Оратор начал работать над своими недостатками. Он произносил речи, стоя на краю скалы у моря, преодолевая шум волн и порывы ветра. Во рту Демосфен держал маленькие камни, проговаривал без вдоха длинные фразы и целые предложения. Несколько месяцев он спускался в пещеру и там разговаривал, слушая свой голос. Занятия дали результат – сегодня мы говорим о Демосфене как о величайшем ораторе античного мира.
Говоря о современном театре, мы подразумеваем расцвет реалистического искусства, который связан главным образом с русским театром, и такими именами как М. С. Щепкин, А. Н. Островский, К. С. Станиславский. В разработанной последним системе работы актёра над ролью применялись приёмы, помогающие актёру вскрыть не только смысл текста, но и подтекст произносимых слов, захватывать, убеждать партнёров и зрителей «словесным действием».
К. С. Станиславский говорил: «Слово является самым конкретным выразителем человеческой мысли». Выразительности этого слова великий драматург посвятил три раздела во втором томе «Работы актёра над собой»: пение и дикция; речь и ее законы; темпо-ритм. Ниже мы собрали упражнения, как на основе рекомендаций Станиславского, так и других техник и методик, которые помогут поставить и развить сценическую речь.
Техника речи: советы и упражнения
Посещая различные семинары, тренинги, конференции, занятия (лекции в университете и уроки в школе), вы, наверное, обращали внимание на такой интересный факт: на одних мероприятиях в буквальном смысле хочется спать – и тема скучная, и голос лектора монотонно-убаюкивающий. На других все диаметрально противоположно – неугасающий часами интерес и насыщенная речь оратора. Чаще всего виной этому не смысловая наполненность информации, а способ ее подачи. Рассказ без эмоций, монотонное бормотание «под нос», отсутствие интонации способны загубить любое выступление. То, как человек говорит, порой становится дополнительной мотивацией послушать его и иметь с ним дело. Это важный коммуникационный навык, не только для артистов сцены, но и многих, чья сфера занятости связана с общением, обучением, продажами.
Развитие техники сценической речи подразумевает в первую очередь работу над голосом. Голос – сложное явление, в котором задействованы определенные группы мышц и психофизический аппарат человека. Звучание голоса зависит от дыхания, эмоционального и физического состояния человека, поэтому тренировка речи подразумевает комплекс разноплановых упражнений. Это работа над постановкой дыхания, артикуляцией, звучанием, дикцией.
Упражнения для постановки дыхания
Одним из самых важных умений в данном блоке является тренировка вдоха через нос вместо привычного «хватания» воздуха ртом.
- С открытым ртом сделать вдох и выдох через нос. Повторить 10 раз.
- Рука на животе. Делаем медленный вдох, считая в уме до 4. Без задержки выдыхаем, снова считая до 4. Во время упражнения важно ощущать рукой как подымается и опускается живот. Если эти движения тяжело различимы, следует наклонить корпус вперед, положа руки на поясницу. На вдохе должно ощущаться расширение этой области. Каждый следующий вдох-выдох увеличиваем счет на единицу (5,6,7…).
Оптимальным дыханием считается грудное, его нужно развивать.
- Исходное положение стоя. На вдохе представляем, что нюхаем цветок. Выдох плавный, со звуком «пфф», при этом нужно втягивать живот. Вдох – короткий, выдох – долгий.
- Классическое упражнение. Нужно вдохнуть, и на выдохе, на «одном» дыхании проговорить долгую фразу.
Упражнения для артикуляции
Артикуляция – совокупность работ отдельных произносительных органов при образовании звуков речи. Чем лучше развита артикуляция и артикуляционный аппарат, тем внятнее и четче человек говорит.
Во время выполнения упражнений для артикуляции следует начинать с обычного проговаривания звуков. Сначала гласных (единичных У, Ы, И, О, Э, А, Ю, Е, Я, Ё, потом в связке У – У – Ы – Ы; У – У – И – И; У – У – О – О; У – У – А – А), потом – согласных (П, Б, Т, Д, Х, К, Г, Н, М, Ф, В, Л, Р, Ч, Ц, С, Ш, Щ, З, Ж; твердые и мягкие отдельно), завершить – сочетаниями гласных и согласных по типу: КА – КУ – КЕ – КО – КИ. Во время тренировки звуки нужно произносить сильнее и ярче, чем в бытовой речи.
Очень хорошо развивает артикуляцию произнесение скороговорок. Говорить их нужно шепотом и более медленно, постепенно наращивая силу и скорость. Вот некоторые примеры:
- Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.
- Добыл бобов бобыль.
- Пришел Прокоп – кипел укроп, ушел Прокоп – кипит укроп.
- От топота копыт пыль по полю летит.
- Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
- О любви, не меня ли вы мило молили, и в малину манили меня?
Упражнения для звучания
Звучание – тональность, диапазон, интонация.
- Прочитать стих таким образом: первая строчка громко, вторая – тихо.
- Поупражняться в произношении обычной фразы, вкладывая в нее оттенки разных чувств: грусти, радости, укора, гнева, страсти, удивления.
- Нейтральную фразу произнести голосами разных животных, соответственно вашему представлению. Еще лучше разыграть диалог.
Упражнения для дикции
Дикцию также хорошо развивают скороговорки. Кроме того есть другие упражнения.
- Положение – стоя, руки на груди. Вдохните, на выдохе начинайте медленно наклоняться вперёд, при этом произнося гласные «у» и «о» длительно и протяжно, настолько низким голосом, насколько можете.
- Косность речевого аппарата помогает преодолеть проговаривание трудных сочетаний: ВЗВА, ЛБЛБАЛЬ, ФСТРА и др.
- Можно читать любой текст с закрытым ртом.
Это далеко не все возможные упражнения, но выполняя их, вы со временем улучшите свои навыки.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Специфика творчества Ж.-Л.Давида и художественной деятельности его школы
Первый этап классицизма в искусстве 1800-1820-х гг. представлен творчеством Жана-Луи Давида и деятельностью его школы.
«Клятва Горациев». Автор – Ж.-Л.Давид. 1784 г. Картина посвящена прославлению гражданских добродетелей античного Рима: прославление героизма граждан, способных ради торжества общего дела, ради свободы родины, презреть личные переживания. Эта тема, воплощаемая данным сюжетом, была актуальна в XVII в., когда к ней обращались Корнель, Расин и др. Здесь, в произведении Давида, конфликт страсти и долга, личного и общего снят программным утверждением величия гражданских добродетелей. Изображение печальных женских персонажей выполняет лишь роль фона, на котором разворачивается безрефлекторная решимость трех братьев. Старец-отец торжественно вручает оружие произносящим клятву братьям. Давид использует локальные цвета, демонстрирующие доминанту четкого контура, линейность изображения. Ритм трех арок фона концентрирует внимание на статуарно выделенных трех фигурах. Действие выстроено фризообразно, вдоль переднего плана, что обозначает плоскостность как ведущий формальный признак.
В этом произведении Давид в полной мере реализует традиционный для классицистического мировоззрения аспект решения проблемы конфликта чувства и долга. Способом визуализации превознесения гражданских идеалов в человеческой системе ценностей является построенная триада группы братьев-Горациев. Сам миф о Горациях – трех братьях с одним именем – уже снимает индивидуально значимое в характеристике героев. Сущность отдельного человека проявляется через постижение места и роли этого человека в единстве с другими, ему подобными героями.
«Брут» (полное название: «Брут – первый консул, по возвращении домой и после того, как осудил своих двух сыновей, которые присоединились к Тарквинию и были в заговоре против римской свободы; ликторы приносят их тела для погребения»), 1789 г. Множество персонажей: Брут, мать, сестры, жены казненных, мужи, вносящие в дом отца и гражданина-консула тела юношей. Брут стоит, прислонившись к статуе богини Рима. Произведение своим сюжетом и построением работы посылает зрителю призыв подняться над частным интересом ради общего блага.
_________ Лекция 116. Живопись стиля «классицизм» первой четверти XIX в. «Гражданский» классицизм_________
«Клятва в зале для игры в мяч». Картина задумывалась в значительном масштабе, но не была написана. Был сделан большой рисунок. Произведение посвящено одному из кульминационных событий в истории Французской революции. Созванные королем представители трех сословий нации, охваченные порывом всеобщего энтузиазма, произносят клятву не расходиться, пока ими не будет выработан для страны новый правовой порядок – порядок свободы, равенства и братва. На подготовительной стадии работы над этим произведением Давидом было написано около 40 портретов. Но уже в рисунке он смягчает портретное сходство и оговаривает, что не преследует портретных целей. Главное для него – не личные качества деятелей, а их способность, преодолев частные интересы, выразить общественный порыв нации. Композиция подчинена стремительной энергии сотен поднятых рук, занавесам на высоко расположенных окнах залы, развевающимся подобно знаменам, подхваченным вихрем. Визуализация ветра революции.
«Смерть Марата» (1793г.). Портретная и гражданственно-героическая линии творчества Давида соединяются в данном произведении. Сюжет таков: Шарлотта Корде проникла к Марату, принимавшему лечебную ванну, передав ему записку: «Шарлотта Корде – гражданину Марату. Достаточно того, что я очень несчастна, чтобы рассчитывать на ваше расположение». Эти слова написаны на листке, который держит убитый Марат. Использован темный фон, на котором светлой фигурой представлен Марат. Идея гибели патриота и героя, позволившего себе момент слабости, душевная слабость – губительна.
«Коронация». Одно из ряда произведений значительных масштабов, созданных Давидом по заказу императора Наполеона после 1804 г. Эту работу можно назвать представителем официального академического классицизма. Представлен момент коронования императрицы Жозефины Наполеоном Бонапартом. Факт нахождения покрывающей, венчающей короны в руках Наполеона возвеличивает саму фигуру императора, который поднимается до совершения этого сакрализующего действа. Великий масштаб произведения решает программу социоцентрической религиозности содержания данного произведения.
Антуан Гро (1771-1835) – ученик Ж.-Л. Давида, принадлежащий его школе. А.Гро – центральная фигура искусства Консульства и Империи. Во многом в портретах Гро присутствуют черты романтизма: динамизм является преобладающей чертой как характера портретируемого, так и всей композиции, через которую характер раскрывается. Также Гро создал ряд работ на батальные сюжеты. В большинстве произведений Гро создается культ Наполеона.
«Наполеон на Аркольском мосту» (1797-1798). Молодой Наполеон – генерал итальянской армии представлен в решающий момент, когда он, вступив на мост, осыпаемый градом картечи, увлекает в атаку солдат. Это не батальная картина, но отсветы багрового дыма и развевающееся знамя в Лекция 116. Живопись стиля «классицизм» первой четверти XIX в. «Гражданский» классицизм
руках Бонапарта создают атмосферу сражения. Центром притяжения взгляда зрителя является лицо Наполеона.
«Зачумленные в Яффе» (1803-1804). Тема связана с одним из эпизодов египетского похода Наполеона. Наполеон для поддержания духа и предупреждения паники сам посещал импровизированные лазареты. Картина решает задачу возвеличивания действительного мужества будущего императора. В этом произведении вводятся элементы иконографии сюжета исцеления прокаженных Христом. Проводятся аналогии между фигурой Наполеона и Христа.
Произведения-репрезентанты живописи классицизма первой четверти XIX в.:
Ж.-Л.Давид: Клятва Горациев. 1784г.; Брут – первый консул, по возвращении домой и после того, как осудил своих двух сыновей, которые присоединились к Тарквинию и были в заговоре против римской свободы; ликторы приносят их тела для погребения, 1789 г.; Клятва в зале для игры в мяч, 1791 г.; Смерть Марата, 1793 г.); Портрет г-на Серизиа, Портрет Лавуазье с супругой, 1795 г.; Наполеон – первый консул, акварель, 1799 г.; Сабинянки, 1799 г.; Портрет мадам Рекамье. 1800 г.; Наполеон на перевале Сан-Бернар. 1801 г.; Коронация. 1805-1807 гг.; Генерал Жерар. 1816 г.; Амур и Психея 1817 г. П.Прюдон: Портрет Жозефины, 1805 г.; Свобода; Равенство; Искусство; Наслаждение; Философия; Триумф Бонапарта, или Аллегория мира, рисунок; Правосудие и божественное Возмездие, преследующие Преступление, 1808 г.; Похищение Психеи, 1808 г. А.Гро: Наполеон на Аркольском мосту, 1797-1798 гг.; Зачумленные в Яффе, 1803-1804 гг.; Портрет г-жи Рекамье в старости, 1820-е гг. Жироде. Погребение Аталы. 1808 г. Лоренс. Портрет герцога Веллингтона. 1814 г. Жерар. Амур и Психея. 1798 г.
Лекция 117. Живопись стиля «классицизм» второй трети XIX в.
План лекции
1. Характеристика тем, сюжетов и основного идейного содержания произведений второго этапа развития стиля «классицизм» в живописи Франции.
2. Жанровая определенность живописи классицизма 1830-1860-х гг.
3. Художественные приемы живописи классицизма 1830-1860-х гг.
4. Специфика творчества Ж.-О.-Д.Энгра.
_______________ Лекция 117. Живопись стиля «классицизм» второй трети XIX в._________________
1. Характеристика тем, сюжетов и основного идейного содержания произведений второго этапа развития стиля «классицизм» в живописи Франции
Второй этап развития классицизма в живописи Западной Европы приходится на вторую треть XIX в. По сравнению с первым этапом классицистического развития, второй этап лишен актуально-исторической определенности. Напротив, художественное пространство характеризуется принципиальной вневременностью, обладает идеальным внеисторическим статусом. Принципиально отторгается все единичное и преходящее, которым полна современность; живопись материализует эталон, которого лишена действительность. Такая художественная программа была обусловлена сменой исторической ситуации: если первый этап классицизма развивался в атмосфере утверждения идеалов в земном строительстве, то второй этап сопряжен с периодом разочарования в возможности достижения земного совершенства какими-либо политическими, экономическими, социальными средствами. Этим обусловлена пророческая, по мысли авторов-классицистов, миссия живописи XIX в. – вернуть изобразительному искусству его религиозный статус неотъемлемой составляющей культового действа и способствовать гармонизации мира.
Поиск адекватной формы воплощения божественного составляет предмет тематических поисков на протяжении всего развития классицизма. Человеческая форма и ее построение в организации композиции, темы произведения преследует цель явления идеи божественного. Человеческая форма в живописи классицизма второго этапа освобождается от исторических определителей и очищается в целях репрезентации божественного начала. Это обуславливает востребованность обнаженной женской натуры, демонстрирующей согласованность телесного и душевного совершенства, в соответствии с канонами античной философии.
Художественные традиции классицизма – искусство эпохи античности: античная скульптура и живопись; итальянское искусство эпохи Раннего и Высокого Возрождения: творчество Рафаэля, Мазаччо, мастеров флорентийской школы эпохи Кватроченто: Филиппо Липпи, Лука Синьорелли; искусство Возрождения эпохи Дученто: творчество Джотто; творчество Н.Пуссена.
Тематический спектр произведений классицизма второго этапа: произведения на сюжеты древнегреческого эпоса, средневековой литературы, текстов эпохи итальянского Возрождения, история прошлого, христианская мифология, восточные мотивы. Восток в европейской культуре XIX в. приобрел качество символа идеального пространства, в котором возможно осуществление идеала. Изучение Востока, восточной философии демонстрировало способ достижения этого идеала, человек Востока содержал в себе программу поведения, основанную на созерцательности, покое, мудрости. Именно этим качеством преисполнены герои в произведениях европейских авторов на восточную тематику. Восточная
_______________ Лекция 117. Живопись стиля «классицизм» второй трети XIX в._________________
тематика – художественный материал адекватного представления духовных понятий истины человеческого существования. Героиня одалиска – восточная жрица любви – становится основой представления мифа явления богини любви, эротической силы божественной утверждающей воли.
Жак Луи Давид: жизнь и творчество художника
Жак Луи Давид (фр. Jacques-Louis David) (30.08.1748, Париж, — 29.12.1825, Брюссель) — французский живописец.
Содержание
Биография Давида Жака-Луи
В сущности, Давид был диктатором для своего поколения.
Уходящее далеко за пределы картин, его влияние направляло стиль моды, дизайн мебели и интерьера, а кроме того отражалось на развитии моральной философии. Искусство на протяжении всей биографии Давида было неожиданным, решительным разрушением традиций. Отсюда берет начало современное направление.
Давид обучался во Французской Академии.
После получения римской стипендии Prix de Rome (четырежды не мог победить, из-за чего пытался совершить самоубийство путем голодания), в 1775 он отправился в Италию.
Его стремление к античному искусству, полученное в Риме, а также обозрение руин Помпеи и Геркуланума, подтолкнуло к возрождению классического направления во французском искусстве. Он заимствовал классические формы и мотивы, преимущественно из скульптур, чтобы демонстрировать чувство достоинства, приписываемое древним римлянам.
Уничтожаемый жаждой безупречности, а также политическими идеями о французской революции, Давид в своих работах наложил жесткое ограничение на выражение чувств. Такое подавление в итоге вылилось в отличительное безразличие и рационализм.
Репутация в биографии Давида была в основном заработана на выставке 1784 года.
Тогда он представил свою величайшую работу «The Oath of the Horatii» (сейчас в Лувре). Это полотно, также как и «Death of Socrates» (1787, музей «Метрополитен»), «Lictors Bringing to Brutus the Bodies of His Sons», (1780, Лувр), выражало тематику соответствующей политической обстановки. Работы принесли Давиду большую популярность. В 1780 он был приглашен в Королевскую академию, работал как приближенный художник короля.
Как могучий республиканец, Давид со времен избрания в Конституционный Конвент, поддерживал уход короля и распад Королевской академии во Франции и Риме. В своих картинах революционных страдальцев, особенно в «Marat» (1793, Брюссель), его железный контроль смягчился. Драматическим портретам он придавал лоск. На некоторое время художник был заключен в тюрьму до конца политики террора.
Давид стал первым художником императора, фиксирующим события из жизни Наполеона («Napoleon Crossing the Saint Bernard Pass», 1800–01, «Coronation of Napoleon and Josephine», 1805–07, «The Distribution of the Eagles», 1810). Также биография Жака Луи Давида была известна как великолепного портретиста («Mme Recamier», 1800, Лувр). В этот период влияние Давида было наибольшим. Но его картины, более чем когда-либо воплощающие неоклассическую теорию, снова стали статичными и нечувствительными.
Во время реставрации монархии, восстановления Бурбонов, Давид провел свои последние годы в Брюсселе. Тогда он написал серию великолепных портретов. Не смотря на то, что художник недооценивал портретный жанр, в нем он наиболее прославился. Используя живых фигур охотнее, чем скульптуры, он позволял своим спонтанным чувствам раскрываться на рисунке.
Последние полотна в биографии Давида (например «Antoine Mongez and His Wife Angelica», 1812, Лилль, «Bernard», 1820, Лувр, «Zenaide and Charlotte Bonaparte», 1821, музей Гетти) чрезвычайно жизненны. В них четко проявились черты зарождения нового романтизма.
Творчество французского художника
Давид Жак Луи-французский живописец, выдающийся представитель неоклассицизма.
Учился у Буше, начинал работать в стиле рококо, но после учёбы в Риме и под влиянием искусства Древнего Рима Давид выработал строгую эпическую манеру. Вернувшись во Францию, Давид оказался во главе течения рококо и стремился выразить героические свободолюбивые идеалы через образы античности, что оказалось весьма созвучно царившим во Франции того времени общественным настроениям. Создавал полотна, воспевавшие гражданственность, верность долгу, героизм, способность к самопожертвованию.
«Произведения искусства достигают своей цели, не только радуя глаз, но и проникая в душу, оставляя в воображении глубокий след, как нечто реальное; лишь тогда черты героизма и гражданских добродетелей, показанные народу, потрясут его душу и заронят в неё страстное стремление к славе и к самопожертвованию ради блага Отечества», — писал французский живописец Давид.
Жак-Луи Давид стал основоположником так называемого революционного классицизма, выдвинувшего новый тип художника-борца, призванного воспитывать у зрителя высокие моральные качества. Он создавал одновременно и чрезвычайно суровые, строгие по композиции произведений, и блестящие реалистические портреты.
Славу Давиду принесла картина «Клятва Горациев» (1784 г.), изображающая трёх братьев-близнецов, которые, по преданию, победили в поединке с тремя братьями-близнецами Куриациями в споре о могуществе Рима.Картина вызвала огромный успех. «Весь Рим» собрался, чтобы посмотреть «Клятву Горациев», которую посчитали величайшей данью уважения Вечному Городу. Мастерская превратилась в настоящий объект паломничества. Отряд карабинеров постоянно дежурил у мастерской, чтобы наводить порядок в потоке зрителей. Даже Папа Римский увидел детище французского художника. Один из современников писал: «Две недели назад Давид закончил свою картину. Никакие слова не могут передать её красоту… В Риме он принят везде, всюду на него показывают пальцем. Итальянцы, англичане, немцы, русские, шведы и я не знаю, кто ещё, — все нации завидуют счастью Франции, которой принадлежит этот человек. Картина выставлена для всеобщего обозрения, и поток людей, идущих на неё взглянуть, не иссякает. Давид ежедневно получает латинские, итальянские, французские стихи». В Парижском Салоне «Клятву Горациев» публика приняла с восторгом, не уступавшим тому, что был в Риме.
Автор изобразил момент, когда трое братьев, подняв руки в римском приветствии, клянутся победить или умереть, а их отец протягивает им боевые мечи. Позы героев говорят о нерушимости их торжественной клятвы. Давид тщательно продумал композицию полотна, персонажей, игру света. Он усилил воздействие сюжета, объединив фигуры в их мощном троезвучии: три группы персонажей, три руки, три меча, три арки. Благородная простота и совершенство живописного решения произвели настоящую революцию, определившую дальнейшее развитие всего изобразительного искусства первой половины 19 века. Жак Луи Давид соединил культ античности с политическими идеями, захватившими в ту пору французское общество. В те годы всё громче и отчётливее проявлялось недовольство правлением короля. Многими картина Давида воспринималась как символ борьбы за правое дело. Трудно сказать, действительно ли Жак собирался призывать своих сограждан к оружию…
Творчество Давида в исторической ретроспекции тесно связано с хронологией Великой Французской революции, её духовными предвестиями… По своим политическим взглядам художник был анархистом, с радостью воспринял начавшуюся революцию. Однако последние годы жизни мастер провёл в изгнании, так как стал живописцем Наполеона и человеком, разделяющим его взгляды и идеи. Итог оказался печальным. Последние десять лет жизни основоположник классицизма провёл в изгнании. Жака Луи после смерти погребли в Брюсселе.
Похоронить его на родине власти не разрешили.
Давид не только великий живописец, он проявил себя как высокоодарённый педагог. По собственным подсчётам мастера, только прямых учеников у него было около пятисот. Из его мастерской вышли Гро, Жерар, Энгр. «Под знаком Давида» французское искусство развивалось вплоть до импрессионизма. Русский критик А. Прахов писал: «Давид был первым историческим живописцем в истинном смысле этого слова… по натуре же и в характере художественного дарования всегда оставался человеком революции».
Творческие находки и принципы Давида стали манифестом целой эпохи.
Интересные факты о творчестве Давида Жака-Луи
Дочь аристократа Лепелетье Сюзанна, в отличие от отца, была ярой роялисткой. Она планомерно скупала все репродукции картины Давида «Лепелетье де Сен-Фаржо на смертном одре», которая была написана после его убийства, за то, что он голосовал за казнь короля, и уничтожала их. В конце концов она за огромные деньги выкупила у сына художника оригинал и сожгла его. Как выглядела картина мы знаем по случайно уцелевшей одной репродукции и рисунку ученика художника.
Источники:
https://4brain.ru/akterskoe-masterstvo/rech.php
https://helpiks.org/4-80382.html
https://allpainters.ru/david-zhak-lui.html