Симфоническая поэма Листа «Прелюды. Симфоническая поэма и симфония, скерцо
Симфоническая поэма Листа «Прелюды»
Лекции по музыкальной литературе musike.ru: Лист
Лист вошел в историю симфонической музыки как создатель нового жанра – одночастной симфонической поэмы. Его название вызывает мгновенные ассоциации с атмосферой поэзии и наглядно отражает ту связь музыки и литературы, которая лежала в основе листовской эстетики (как известно, Лист был одним из самых убежденных сторонников программного творчества и синтеза различных искусств).
Поскольку симфоническая поэма воплощает конкретное программное содержание, порой очень сложное, ее формообразование лишено той стабильности, которая присуща ее старшим родственникам – симфонии и увертюре. Большинство симфонических поэм Листа опирается на очень распространенную в эпоху романтизма свободную или смешанную форму. Так называют формы, соединяющие существенные признаки двух или нескольких классических форм. Объединяющим фактором, как правило, выступает принцип монотематизма (создание ярко контрастных образов на основе одной и той же темы или мотива).
12 из 13 симфонических поэм Листа относятся ко времени расцвета его творчества – т.н. веймарскому периоду (1848–1861), когда композитор был руководителем и дирижером придворного Веймарского театра. Тогда же были созданы и обе листовские симфонии – «Фауст» и «Данте». Композитор обратился в них к циклической форме. Симфония «Данте» двухчастна («Ад» и «Чистилище»), симфония «Фауст» трехчастна («Фауст», «Маргарита», «Мефистофель». Однако ее части по своему строению приближаются к симфоническим поэмам).
Круг образов, воплощенный в симфонических поэмах Листа, очень широк. Здесь представлена мировая литература всех веков от античных мифов до творчества современных романтиков. Но среди пестрого разнообразия сюжетов отчетливо выделяется очень специфическая для Листа философская проблематика:
- проблема смысла человеческой жизни – «Прелюды», «Гамлет», «Прометей», «Плач о героях»;
- судьба художника и назначение искусства – «Тассо», «Орфей», «Мазепа»;
- судьбы народов и всего человечества – «Венгрия», «Битва гуннов», «Что слышно на горе».
Наиболее широкую известность из листовских поэм получили две – «Тассо» (где композитор обратился к личности замечательного итальянского поэта эпохи Возрождения Торквато Тассо) и «Прелюды».
«Прелюды» – третья по счету симфоническая поэма Листа. Ее название и программа заимствованы композитором из одноименного стихотворения французского поэта Ламартина (под впечатлением от поэзии Ламартина композитор создал также фортепианный цикл «Поэтические и религиозные гармонии»). Однако Лист значительно отошел от основной идеи стихотворения, посвященного раздумьям о бренности человеческого существования. Он создал музыку, полную героического, жизнеутверждающего пафоса.
Музыкальная композиция «Прелюдов» основана на свободно трактованных принципах сонатного аллегро с монотематическими связями между важнейшими темами. В самом общем плане форму можно определить как сонатно-концентрическую (сонатное allegro со вступлением, эпизодом в разработке и зеркальной репризой динамизированного характера).
Начало поэмы очень характерно для Листа, который обычно отказывается от торжественных вступлений и многие произведения начинает тихо, как бы затаенно. В «Прелюдах» отрывистые тихие звуки первых тактов производят впечатление таинственности, загадочности. Затем возникает типично романтический мотив вопроса – до-си-ми (м.2 вниз – ч.4 вверх), выражая «ключевую» начальную фразу программы: «Жизнь наша не есть ли ряд прелюдий к неведомому гимну, первую торжественную ноту которого возьмет смерть?»), то есть вопрос о смысле жизни. Этот мотив играет роль тематического ядра для всей последующей музыки сочинения.
Выросшая из мотива вопроса, но приобретающая определенность самоутверждения, героическая главная тема (C-dur) звучит мощно и торжественно у тромбонов, фаготов и низких струнных. Связующая и побочная темы ярко контрастируют главной, рисуя образ героя с другой стороннего мечты о счастье, о любви. При этом связующая представляет собой «лиризованный» вариант главной темы, излагаемый виолончелями в очень напевной манере. В дальнейшем она получает сквозное значение в поэме, возникая на гранях важных разделов и, в свою очередь, подвергаясь вариантным преобразованиям.
Побочная (E-dur), согласно программному замыслу, – тема любви. Ее связь с основным мотивом более опосредованная. С главной темой побочная оказывается в красочном, «романтическом» терцовом соотношении. Особую теплоту и задушевность придает побочной звучание валторн, удвоенных альтами divizi.
Любовная идиллия побочной партии в разработке сменяется жизненными бурями, батальными сценами и, наконец, большим эпизодом пасторального характера: «герой» ищет на лоне природы отдохновения от треволнений жизни (один из типичнейших идейно-сюжетных мотивов романтического искусства). Во всех этих разделах имеются трансформации основного мотива. В эпизоде бури (первый раздел разработки) он становится более неустойчивым, ввиду появления в нем ум.4. Неустойчивой становится и вся гармония, основанная преимущественно на уменьшенных септаккордах, их параллельных движениях по тонам хроматической гаммы. Все это вызывает ассоциации с яростными порывами ветра. Эпизод бури, напоминая многими чертами сонатную разработку, отличается яркой картинной изобразительностью. Он продолжает давнюю традицию «музыкальных гроз» (Вивальди, Гайдн, Бетховен, Россини) и имеет явное сходство с бурным, драматическим скерцо симфонического цикла.
Следующий же раздел – пасторальный – напоминает медленную часть. Его тема, поочередно исполняемая различными духовыми инструментами, в целом является новой (это и есть «эпизод» в разработке). Однако и здесь, в прозрачном звучании пасторальных наигрышей, мелькает «интонация вопроса», словно и на лоне природы герой не может отрешиться от своих сомнений. Позже, после отзвуков связующей темы, в развитие включается побочная тема, очень естественно продолжая музыку лирического эпизода. Здесь формально начинается зеркальная реприза поэмы, но тональность новая – As-dur.
Последующее развитие побочной темы направлено на ее героизацию: она становится все более активной, энергичной и в динамической репризе превращается в победный марш в пунктирном ритме. Этому маршеобразному варианту побочной темы опять предшествует связующая тема, которая также теряет мечтательный характер и превращается в ликующий призыв. Героизация лирических образов логично подводит к вершине всего произведения – мощному проведению главной темы, которая становится героическим апофеозом поэмы.
Симфоническая поэма Листа «Прелюды. Симфоническая поэма и симфония, скерцо
Ф. Лист «Прелюды»
Великий сын венгерского народа Ференц Лист вошёл в историю мировой культуры не только как блестящий пианист, которому в своё время не было равных, но и как гениальный композитор, пополнивший сокровищницу музыкальных произведений талантливыми сочинениями. Помимо прекрасных творений для фортепиано композитор внёс ощутимый вклад и в симфоническую музыку. Именно он впервые создал романтическое произведение, которое получило название «симфоническая поэма». Прекрасным примером тому служат его «Прелюды» – музыкальное сочинение, получившее высокую оценку слушателей по всему миру.
Историю создания «Прелюдов» Листа, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
История создания
История создания «Прелюдов», оказавшаяся весьма не простой, началась летом 1844 года, когда Лист с концертной программой приехал в Марсель. Радушно встреченный там знакомыми артистами гастролирующего немецкого хора, он был приглашён на их выступление, а вскоре руководитель коллектива обратился к композитору с просьбой о сочинении нового вокального произведения, которое должно будет непременно исполнено хором на ближайшем концерте. После того, как Ференц с удовольствием откликнулся на это предложение, его познакомили с Жозефом Отраном – французским поэтом, на стихи которого маэстро должен был написать музыку. Поэтический текст с названием «Аквилон» (ветер) Листом был отработан очень быстро, и новое произведение в исполнении хора прозвучало уже на четвёртом концерте пианиста. На фортепиано аккомпанировал сам автор.
Результат первого творческого сотрудничества композитора и поэта понравился всем, поэтому Лист попросил, а Отран предоставил ему ещё три своих стихотворения с названием: «Земля», «Вода» и «Звёзды», которые маэстро вскоре тоже положил на музыку.
После творческих встреч в Марселе прошёл год, и неутомимому композитору вдруг пришла новая идея: он задумал объединить хоры на стихи французского поэта в единый цикл с названием «Четыре элемента» и добавить к ним большую симфоническую увертюру. Начатое в 1845 году произведение несколько раз перерабатывалось и было закончено лишь через пять лет. Его оркестровку сделал талантливый немецкий композитор Йозеф Иоахим Рафф, работавший в то время помощником Листа.
Существует несколько версий того, почему увертюра, первоначально названная «Четыре элемента», стала «Прелюдами». По одной из них: Лист, впечатлённый стихами французского поэта Альфонса де Ламартина из сборника «Новые поэтические размышления», решил переименовать своё произведение и дать ему заголовок одного из стихотворений. Его же текст лег в основу программы нового сочинения, которое теперь стало называться не увертюрой, а симфонической поэмой. Суть программы такова: человеческая жизнь со всеми невзгодами и радостями – это всего-навсего прелюдия к главной – небесной жизни.
Премьерное исполнение «Прелюдов» состоялось в Веймаре в феврале 1854 года. За дирижёрским пультом стоял автор. Партитура была издана старейшим лейпцигским музыкальным издательством «Брайткопф и Гертель» в январе 1865 года.
Интересные факты
- Термин «Симфоническая поэма» появился совершенно случайно. В анонсе о предстоящем 23 февраля 1854 года премьерном концерте было написано: «Прелюды – симфоническая поэзия».
- Йозеф Иоахим Рафф – талантливый немецкий композитор, работавший секретарём Ференца в Веймаре и впоследствии сделавший оркестровку «Прелюдов», очень критически относился к творчеству Ференца Листа. Композитор чувствовал себя оскорблённым, но высоко оценивая блестящие работы Раффа по переложению музыкальных произведений для оркестра и поборов свою гордость, в письме попросил его о постоянном сотрудничестве.
- Симфоническую поэму «Прелюды» Ференц Лист посвятил своей гражданской жене, княгине Каролине Сайн-Витгенштейн, с которой познакомился в 1847 году в Киеве, во время гастрольной поездки по Российской империи. Впоследствии дочь Королины – Мария Витгенштейн (в девичестве) основала музей Листа в Веймаре.
- Советский писатель Валентин Пикуль рассказал о романе Листа с Королиной Витгенштейн в своём произведении «Реквием последней любви». Помимо этого, в 1970 году зрители увидели двухсерийный художественный фильм советско-венгерского производства «Грёзы любви», повествующий о романтических отношениях великого венгерского композитора и русской княгини.
- В начале 1859 года симфоническая поэма Ференца Листа «Прелюды» была успешно исполнена в Нью-Йорке. После премьеры в США Карл Клаузер сделал переложение произведения для фортепиано, которое было представлено композитору в 1863 году. Аранжировка Листу не понравилась и он её частично переделал. Несколько позже сам автор сделал два варианта: для двух фортепиано и одного фортепиано в четыре руки. Существует также версия для фисгармонии и фортепиано А. Рейнхарда и для военного оркестра Л. Хелфера.
- Звуки фанфары из заключительного марша «Прелюдов» были выбраны для сопровождения еженедельных радио и кинохроник, рассказывающих о победах вооружённых сил нацистской Германии в 1935—1945 годах.
Содержание
Несмотря на текстовую программу поэмы, которая четырежды переделывалась, музыкальное содержание «Прелюдов» получилось совсем иным. Лист сочинил оптимистическое, жизнеутверждающее произведение, в котором о смерти нет и намёка: человек проходит через все испытания судьбы и выходит из них победителем.
«Прелюды» являются ярким образцом монотематизма. Здесь трехзвучный выразительный мелодический оборот составляет основу не только темы вступления, но и интонационно связывает главную, связующую и побочную партии произведения.
Симфоническую поэму «Прелюды» Ференц Лист написал в форме сонатного аллегро с зеркальной репризой. Такая форма произведения соответствует замыслу композитора, в котором одержать победу должно величие человеческого духа, а поскольку этот образ выражен в главной партии, то её звучание необходимо именно в финале, ведь так обусловлено идеей сочинения.
Поэма начинается с загадочного по своему характеру вступления. Вкрадчивые звуки пиццикато струнных, а затем мотив, похожий на вопрос, создают ощущение романтичной таинственности. Задумчивая тема в хоральном звучании скрипичных инструментов, украшенная аккордами деревянных духовых, поначалу проходит в До мажоре, а затем ещё раз, но уже в ре миноре. Постепенно нарастая, она подводит к главной партии экспозиции, в основу которой заложен трёхзвучный мотив вступления – тема вопроса. Звучащая торжественно и величаво, в исполнении, фаготов , тромбонов и басовых струнных, главная партия убедительно отображает образ гордого человека, уверенного в своих силах.
Связующая партия продолжает характеризовать главного персонажа, но показывает его с другой стороны. Это уже не герой, готовый к победе, а личность, которой не чужды простые человеческие чувства: он тоже желает любви и счастья. Прозрачная фактура, убаюкивающее сопровождение, выразительная мелодия в исполнении струнных, а затем валторны , погружают в особую возвышенную атмосферу романтической мечтательности. Красочная модуляция из До мажора в Ми мажор подготавливает появление побочной партии – лирического образа любви. Вначале она звучит сокровенно, но в то же время тепло и проникновенно. Особую задушевность теме придаёт звучание хора валторн и засурдиненных альтов . В дальнейшем побочная партия разрастается, захватывая весь диапазон оркестра, и достигнув кульминации, угасает.
Идиллия, отображённая в побочной партии, заканчивается. В разработке ей на смену приходит совершенно контрастная музыка. Слышится завывание ветра, начинается буря, которая способна разрушить человеческое счастье. Однако вскоре живописно изображённая драматическая картина борьбы завершается призывными фанфарами медных духовых. Потрясения закончились, им на смену душевный покой. Сначала нежную мелодию выразительно пропевает гобой , а затем валторна, кларнет и флейта , имитируя пастушьи наигрыши свирелей, создают идиллическую картину полной безмятежности.
Вслед за этим неприметно начинается зеркальная реприза, сначала звучит связующая партия, которая меняя свой характер, становится более энергичной. Следующая за ней побочная партия тоже заметно преображается. Она приняла вид триумфального марша. Произведение завершается мощным проведением главной темы, которая звучит, как героический апофеоз поэмы.
«Прелюды» считаются одним из лучших творений Ференца Листа . Из тринадцати симфонических поэм написанных композитором, они пользуются наибольшей популярностью, и входит в репертуар многих знаменитых мировых оркестров.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Видео: слушать «Прелюды» Листа
LiveInternetLiveInternet
–Рубрики
- Музыка (1436)
- Симфоническая (539)
- Фортепианная (387)
- Камерная (248)
- Скрипичная (177)
- Духовная (110)
- Хоровая (87)
- Органная (41)
- Народная (39)
- Композиторы (1401)
- Музыкальные жанры и формы (681)
- Концерт (237)
- Симфония (168)
- Соната (105)
- Вальс (72)
- Увертюра (67)
- Ноктюрн (28)
- Прелюдия (25)
- Скерцо (7)
- Баркарола (2)
- Балет (421)
- Танцовщики (188)
- Балетмейстеры (63)
- Опера (352)
- Музыканты (339)
- Пианисты (175)
- Скрипачи (108)
- Виолончелисты (36)
- Вокальное искусство (283)
- Певцы (267)
- Музыка и литература (230)
- Фестивали, конкурсы, концерты (214)
- Романс (139)
- Музыкальная культура народов мира (136)
- Музыкальные инструменты (131)
- Дирижёры (127)
- Музыкальный словарь (88)
- Музыка и живопись (74)
- Музыкальные театры мира (63)
- Музыкотерапия (51)
- Классика для детей: Твой друг Музыка (50)
- Оперетта (33)
–Музыка
–Поиск по дневнику
–Подписка по e-mail
–Статистика
Две знаменитые симфонические поэмы Ф. Листа
Лист вошел в историю симфонической музыки как создатель нового жанра – одночастной симфонической поэмы. Его название вызывает мгновенные ассоциации с атмосферой поэзии и наглядно отражает ту связь музыки и литературы, которая лежала в основе листовской эстетики (как известно, Лист был одним из самых убежденных сторонников программного творчества и синтеза различных искусств).
Симфоническая поэма воплощает конкретное программное содержание, порой очень сложное.
12 из 13 симфонических поэм Листа относятся ко времени расцвета его творчества, когда композитор был руководителем и дирижером придворного Веймарского театра.
Круг образов, воплощенный в симфонических поэмах Листа, очень широк. Здесь представлена мировая литература всех веков от античных мифов до творчества современных романтиков. Но среди пестрого разнообразия сюжетов отчетливо выделяется очень специфическая для Листа философская проблематика: проблема смысла человеческой жизни.
Наиболее широкую известность из листовских поэм получили две – «Тассо» (где композитор обратился к личности замечательного итальянского поэта эпохи Возрождения Торквато Тассо) и «Прелюды».
«Прелюды» – третья по счету симфоническая поэма Листа. Ее название и программа заимствовано композитором из одноименного стихотворения французского поэта Ламартина. Однако Лист значительно отошел от основной идеи стихотворения, посвященного раздумьям о бренности человеческого существования. Он создал музыку, полную героического, жизнеутверждающего пафоса.
Начало поэмы очень характерно для Листа, который обычно отказывается от торжественных вступлений и многие произведения начинает тихо, как бы затаенно. В «Прелюдах» отрывистые тихие звуки первых тактов производят впечатление таинственности, загадочности. Затем возникает типично романтический мотив вопроса , выражая «ключевую» начальную фразу программы: «Жизнь наша не есть ли ряд прелюдий к неведомому гимну, первую торжественную ноту которого возьмет смерть?»), то есть вопрос о смысле жизни. Этот мотив играет роль тематического ядра для всей последующей музыки сочинения.
Выросшая из мотива вопроса, но приобретающая определенность самоутверждения, героическая главная тема звучит мощно и торжественно.
Побочная , согласно программному замыслу, – тема любви. Ее связь с основным мотивом более опосредованная. С главной темой побочная оказывается в красочном, «романтическом» соотношении. Особую теплоту и задушевность придает побочной звучание валторн, удвоенных альтами.
Любовная идиллия побочной партии в разработке сменяется жизненными бурями, батальными сценами и, наконец, большим эпизодом пасторального характера: «герой» ищет на лоне природы отдохновения от треволнений жизни. Все это вызывает ассоциации с яростными порывами ветра. Эпизод бури отличается яркой картинной изобразительностью.
Следующий же раздел – пасторальный – напоминает медленную часть. Его тема, поочередно исполняемая различными духовыми инструментами, в целом является новой. Однако и здесь, в прозрачном звучании пасторальных наигрышей, мелькает «интонация вопроса», словно и на лоне природы герой не может отрешиться от своих сомнений.
Последующее развитие побочной темы направлено на ее героизацию: она становится все более активной, энергичной и в динамической репризе превращается в победный марш в пунктирном ритме. Этому маршеобразному варианту побочной темы опять предшествует связующая тема, которая также теряет мечтательный характер и превращается в ликующий призыв. Героизация лирических образов логично подводит к вершине всего произведения – мощному проведению главной темы, которая становится героическим апофеозом поэмы.
Симфоническая поэма “Прелюды”
Среди 12 поэм «Тассо» стоит под № 2, что, однако, не определяется ни временем окончания, ни порядком издания сочинения. Герой поэмы — великий итальянский поэт эпохи Возрождения Торквато Тассо , эпическая поэма которого «Освобожденный Иерусалим» вдохновляла на протяжении веков многих композиторов. В судьбе Тассо немало неясного. Блиставший при дворе феррарского герцога Альфонса II д’Эсте, поэт в 35 лет оказался в госпитале Святой Анны — доме умалишенных и одновременно тюрьме, попав туда то ли действительно из-за поразившей его болезни, то ли из-за придворных интриг. Легенда назвала причиной заточения любовь — дерзкую, разрушающую все сословные преграды любовь поэта к сестре герцога Альфонса Элеоноре д’Эсте. Спустя семь лет, выйдя из темницы благодаря заступничеству Папы Римского, Тассо —уже совершенно сломленный человек — был провозглашен величайшим поэтом Италии и удостоен лаврового венка, до того присужденного лишь однажды великому Петрарке.
Симфоническая поэма “Тассо”
Однако смерть пришла раньше, и на торжественной церемонии в римском Капитолии лаврами был увенчан лишь гроб поэта.”Жалоба и Триумф: таковы две великие оппозиции в судьбе поэтов, о которых справедливо сказано, что если проклятье часто тяготеет над их жизнью, то благословение никогда не покидает их могилы”, писал Лист в программе к этой драматичной поэме, изображающей все перепетии жизни поэта – от тюрьмы и воспоминаний о любви до заслуженной славы.
Источники:
https://musike.ru/index.php?id=78
https://soundtimes.ru/simfonicheskaya-muzyka/udivitelnye-simfonicheskie-proizvedeniya/f-list-prelyudy
https://www.liveinternet.ru/community/4989775/post364566841/